Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности детско-родительских отношений в семьях школьников (на примере МАОУ СОШ№38 г. Калининграда)

Работа №34898

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы125
Год сдачи2020
Стоимость2500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
342
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ………………….…6
1.1. Проблема детской тревожности в исследованиях зарубежной и отечественных учёных……………………………………………………………..6
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста……..10
1.3. Причины тревожности у детей младшего школьного возраста ……………17
1.4. Влияние детско-родительских отношений на развитие личности младших школьников…………………………………………………………………………22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………….37
2.1. Этапы эмпирического исследования и характеристика выборки…………..37
2.2. Описание методов и диагностических методик исследования……………..38
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования………………………….41
2.4. Психолого-педагогические рекомендации для родителей, направленные на оптимизацию отношений с детьми школьниками……………………………….54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……………60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………....62
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….66

Среди наиболее актуальных проблем современной психологии занимает понятие тревожности. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, которая проявляется в склонности человека к частым переживаниям тревоги, в низком пороге ее возникновения. Если тревожность высокая, то скорее всего она отрицательно скажется на формировании личности ребенка.
Существуют разные точки зрения, влияющие на причины формирования данного явления. Предположительно, истоки тревожности, как устойчивого свойства личности, лежат в детстве. В настоящее время основная причина возникновения тревожности у детей - семейное воспитание.
Тема нашей работы является актуальной для родителей и учителей, т. к. основана на объективных проблемах, вызванных нарушениями личностного развития в детском возрасте. Тревожность является важным фактором в развитии психосоматических нарушений, стрессовых состояний и школьных неврозов. Возникают сложности межличностного общения. Особенно актуальна данная проблема в младшем школьном возрасте. Это связано со сменой социальной ситуации развития и переходом ребенка с игровой на ведущую деятельность младшего школьного возраста. Ребёнок не всегда может справиться без поддержки учителя и родителей и при неблагоприятном стечении обстоятельств это приводит к повышенному уровню тревожности.
Цель исследования: теоретически и эмпирически рассмотреть особенности детско-родительских отношений в семьях школьников.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические подходы проблемы детской тревожности в исследованиях отечественных и зарубежных учёных.
2. Охарактеризовать возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть влияние стиля семейного воспитания на развитие личности младших школьников.
4. Осуществить эмпирическое исследование влияния детско-родительских отношений на уровень тревожности детей младшего школьного возраста.
5. Разработать практические психолого-педагогические рекомендации для родителей, учителей по вопросам снижения уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что детско-родительские отношения, влияют на уровень тревожности детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: тревожность детей младшего школьного возраста
Предмет исследования: влияние стиля семейного воспитания на состояния личности младших школьников.
Теоретико-методологической основой исследования явились основные теоретические и методологические положения, сформулированные в трудах зарубежных и отечественных исследователей: З. Фрейда, А. Адлера, К. Хорни, Э. Фромма, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Л.И. Божович Г. Г., Б. Г. Ананьева, Ю. Е. Алёшина.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. В качестве теоретических методов выступал анализ литературы по психологии и смежным областям по проблеме исследования. В качестве эмпирических методов были использованы: наблюдение, анкетирование, беседа, психологическое тестирование.
Методы исследования.
1. Теоретические – анализ научной медицинской, психологической, социологической литературы; обобщение научного опыта по проблеме исследования; анализ и синтез, систематизация.
2. Эмпирические – наблюдение, опрос, наглядное представление результатов, статистический метод.
3. Методы обработки информации: корреляционный анализ по t – критерию Стьюдента.
Этапы исследования: подготовительный, основной (диагностический), аналитический (заключительный).
Методики исследования:
1. Методика диагностики родительского отношения (А. Я. Варга и В.В. Столин);
2. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса;
3. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо". Проективная диагностика детей.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты, разработанные психолого-педагогические рекомендации, могут быть использованы в работе педагогов-психологов и учителей начальных классов школьного учреждения, консультативной работе с родителями.
Цель и задачи исследования определили логику и структуру выпускной квалификационной работы: она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В первой главе «теоретическое изучение проблемы детской тревожности в научной литературе» рассматривается проблема детской тревожности в исследованиях зарубежных и отечественных ученных. Описываются психологические особенности детей младшего дошкольного возраста. Освещаются подходы отечественных и зарубежных ученных к проблеме детско-родительских отношений, отражаются характерные особенности детско-родительских отношений, влияющие на развитие личности ребенка, на уровень тревожности детей.
Вторая глава «эмпирическое исследование влияния детско-родительских отношений на уровень тревожности детей младшего школьного возраста» посвящена выявлению характерных особенностей детско-родительских отношений, влияющих на уровень тревожности детей младшего школьного возраста.
В заключении обобщаются результаты исследования.
В приложении представлены практические психолого-педагогические рекомендации, направленные на снижение уровня тревожности младших школьников, повешение самооценки, корреляционный анализ t - Стьюдента.
База исследования - МАОУ СОШ № 38, г. Калининграда.
Характеристика выборки: 30 младших школьников в возрасте 8-9 лет и их родители, в количестве 30 человек.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


В заключении изложены основные теоретические и эмпирические результаты исследования, сделаны соответствующие выводы.
Проблемы детской тревожности в исследованиях отечественных и зарубежных учёных позволяют сделать вывод о том, что под личностной тревожностью, понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Предрасположенность личности к тревожности активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценки, самоуважению.
Обозначим причины, которые вызывают детскую тревожность: неправильное воспитание, неблагоприятные отношения ребенка с родителями. Они вызваны неадекватными ожиданиями родителей, общения со сверстниками, академической перегрузкой, в поведении окружающих ребенка взрослых, может возникнуть внутренний конфликт, противоречивый характер стремлений человека, когда одно его желание противоречит другому, одна потребность мешает другой.
Первая причина связана с неадекватными ожиданиями родителей, которые связанными со школьными успехами их детей. Родители возлагают очень большие надежды на детей. Дети изо всех сил стараются соответствовать ожиданиям родителей.
Вторая причина - взаимодействие со сверстниками. Ребёнок стремиться занять социальную нишу в коллективе. Если ребенок не принят детским обществом, у него возникает тревожное состояние аутсайдера.
Следующая причина — это учебные перегрузки. Кроме обучения в школе ребёнок может посещать музыкальную школу, спортивные и творческие секции.
Так же причиной тревожности может быть – неприятие учителем. Чаще всего это учителя иностранного языка, физической культуры. Если учитель авторитарен, то многие дети находятся постоянно в состоянии тревоги
Еще одна причина – поведение взрослых, окружающих ребенка. Они могут своей тревогой заражать всех вокруг. Если взрослый не может управлять своими эмоциями, то он все время дергает ребенка, вовлекая его в поле своей эмоциональной нестабильности.
Так как младший школьный возраст - период интенсивного развития, то в период качественного преобразования познавательных процессов дети становятся более осознанными. Они начинают приобретать опосредствованный характер. Ребенок постепенно учится контролировать свои психические процессы.
Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. Перестраиваются познавательные процессы: формируется развитие произвольного внимания, произвольного целенаправленного восприятия, наблюдения, произвольного осмысленного запоминания, механической памяти. Развивается мышление, переходит от наглядно-образного к словесно-логическому на уровне конкретных понятий. Т. е. перестройка процессов мышления переходит на новую ступень умственного развития. Развивается произвольность поведения, воли. Он учится делать то, что надо, а не то, что хотелось бы.
Младшие школьники учатся управлять своим поведением. Развивается рефлексия, умение осознавать то, что он делает, обосновывать свою деятельность. Ребёнок уже может выполнять умственные действия про себя, усваивает умение чтения, письма, арифметических вычислений. Расширяется сфера общения, появляются новые авторитеты. Формируется уверенность в себе, но критичность учителей и родителей формируют неверие в свои силы, чувство неполноценности, фрустрированность, потерю интереса к учению.
К стилям семейного воспитания можно отнести: гиперопеку различной степени, которая нередко доходит до тирании. До такой степени родители хотят знать малейшие проявления поведения ребёнка и принимать в них участия, зачастую подавляя инициативу самого ребёнка. Как правило, скрупулёзный надзор подавляют е инициативу, волю или наоборот, формируют агрессию.
Гиперопека, переходящая в безнадзорность ребёнка - другой вид гиперопеки. Здесь ребёнок, утомленный постоянным вмешательством в свою жизнь, пытается защититься естественным образом. Он просто убегает из дома и ищет более благоприятную для себя нишу. В основе своей такое поведение заканчивается бродяжничеством или попаданием в приют.
Позиция «Кумир семьи». Псеводозволенность и повышенное внимание к любым проявления ребёнка, а главное незаслуженная похвала формируют у него позицию «лучшего в мире». Часто такой ребёнок предъявляет завышенные требования к сверстникам или совсем игнорирует их. Он привык «повелевать», и когда не находит применения своим ожиданиям, становится агрессивным.
Позиция «Золушка» формирует черствость и даже злобность детей, ведь у них нет возможности заниматься своими проблемами. Им приходиться «разбирать фасоль на белую и цветную». В данной позиции даже труд, который осмыслен, становиться немотивированным.
Результаты эмпирического исследования показали, что уровень тревожности 2 «К» класса в пределах нормы, но есть 7 обучающихся, которые попадают в группу риска и требуют особого внимания.
По методике «Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса», проведенного среди детей и 2 «К» класса выявили: общее внутреннее эмоциональное состояние у 7 обучающихся 2 «К» класса <50%, это говорит нам о повышенной тревожности этих детей (23%). Остальные 23 диагностируемых из 30 (77%), имеют только тревожные синдромы из 8 факторов, но их общее эмоциональное состояние в пределах нормы.
1. Общая тревожность в школе у 2 учащихся;
2. Переживание социального стресса наблюдается так же у 2 респондентов из 30;
3. Психическое состояние, связанное с достижением успеха (фрустрация) тоже у 2 из 30;
4. Страх самовыражения мы видим у 6 из 30;
5. Страх ситуации проверки знаний у 8 из 30;
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих у 0 из 30;
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу у 3 из 30;
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 0 из 30.
Таким образом, полученные данные говорят о том, что у учащихся 2 «К» класса большинство страхов связано со страхом самовыражения, с страхом проверки знаний, повышенной требовательностью родителей к результатам учебной деятельности ребенка, что и привело к тревожности данных учащихся.
Из полученных данных теста тревожности Методика Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен «Выбери нужное лицо», мы пришли к выводу, что внутреннее отношение к определённым социальным ситуациям, раскрывает характер взаимоотношений ребёнка с окружающими людьми и влияет на достижение успеха. Проведя количественный анализ данной методики, мы пришли к выводу, что 3 человека из 30 (10%) имеют высокий уровень тревожности, 12 учащихся из 30 (40%) средний уровень и 15 ребят (50%) низкий уровень тревожности.
Качественный анализ показал, что наибольший уровень тревожности связан с объектом агрессии и укладыванием спать в одиночестве, это 9 учащихся из 15, эти ребята набрали практически одинаковые показатели, у 2 учащихся тревога связана с появлением младенцем в семье. Скорее всего отрицательная эмоция была выбрана, из-за ревности к малышу. Мама стала меньше уделять времени старшему. 4 учащихся испытывают тревогу, получая выговор за совершённые поступки.
Проанализировав данные качественного и количественного анализа теста тревожности методики Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен «Выбери нужное лицо», мы можем сделать вывод, о том, что большинство учащихся этого класса имеют средний уровень тревожности.
Исследовав детско-родительские отношения по методике «Диагностика родительского отношения А. Я. Варга и В.В. Столина» мы пришли к выводу, что в семье большинство учащихся родителям нравится таким, какой он есть, он уважает своего ребёнка и симпатизирует ему. Стремиться проводить с ним время, одобряет его интересы и планы. Заинтересован в его делах и планах, старается помочь, высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности, не стремятся оградить от трудной и неприятностей. Родители готовы встать на сторону ребёнка, не навязывают свою точку зрения. Но есть родители, которые считают инфантильным своего ребенка, видят его младшим по сравнению с реальным возрастом. Ребёнка видят не приспособленным, не успешным, они стараются оградить от трудностей жизни.
Итак, школьная тревожность – явление разрушительное не только для нервной системы ребенка, для его успехов в обучении – но и для его организма, для его личности в целом. Снятие тревожности – это забота о психологическом, соматическом и нравственном здоровье наших детей. Если дети – наше Будущее, хотелось бы, чтоб оно было Счастливым и полным гармонии.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адлер, А. Наука о характерах. Понять природу человека /А. Адлер – М.: Академический проект, 2018. – 243 с.
2. Акопян, Л.С. Школьные страхи и тревожность детей младшего школьного возраста, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа / Л. С. Акопян., 2009. - 50 с.
3. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. - М., 2007. - 208с.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология / Андреева Г. М. - М., 2017-363с.
5. Ананьев, Б., Человек как предмет познания/ Б. Г. Ананьев. – СПб:, 2016 – 288с.
6. Артюхова, И. С. Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников / И. С. Артюхова, М. Б. Богус. - М., Чистые пруды, 2008. - 30 с.
7. Астапов, В.М. Тревожность у детей / В. М. Астапов - СПб.: Питер, 2014 -224 с.
8. Бодалёв, А. А. Психология общения: энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / под общ. ред. А. А. Бодалёва, 2015.- 672 с.- Режим доступа: ЭБС http://znanium.com/
9. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2015 - 400 с.
10. Брель, Е. Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции-Томск, 2011. - 120 с.
11. Вергелес, Г.И. Система формирования учебной деятельности младших школьников : учеб. пособие [Электронный ресурс]. - М.: ИНФРА-М, 2020. -174 с. - Режим доступа: ЭБС «znanium.cоm»
12. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии – М.: Перспектива, 2018 -224 с.
13. Гузанова, Т.В. Изменения в распределении школьных страхов первоклассников в течение учебного года // Психологическая наука и образование, 2009, №5. – с. 5-13.
14. Гуров, В.А. Тревожность как показатель психологического здоровья младших школьников и личностные особенности педагога // Сибирский учитель. - 2006. - №4. – с. 27-28.
15. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А.М. Психология. –М., – 2012.-368с.
16. Жукова, М. В. Социализация младших школьников в современных условиях- Новосибирск, 2004. - Ч. 1. - с.146.
17. Захаров, А.И. Неврозы у детей и психотерапия / А. И. Захаров // - СПб.: СОЮЗ, 2012. - 336с.
18. Захарова, Т. Г. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Т. Г. Захарова - 2011. - Т. 2, № 1. - С. 106-110.
19. Истратова, О. Н. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений: практикум/автор-сост.-Изд. 2-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2018.- 316с.
20. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека., М.: Сфера, 2001. - 464с.
21. Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности.-СПб., 2006.-198с.
22. Леонтьев, А., Деятельность. Сознание. Личность/ А. Н. Леонтьев. - М: МГУ, 2015 - 316с.
23. Марцинковская, Т. Д. Психология развития: Учебное пособие Текст. / Т. Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т. Г. Стефаненко. М.: Академия, 2013. - 272 с.
24. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева. - СПб., 2006. – 128 с.
25. Мишина Т. М. Психологические основы формирования семьи/Т. М. Мишина - Пятигорск.,2015-272с.
26. Немов, Р.С. Психология: учебник в 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии/ 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2016. - 576с.
27. Николаева, М. Помогите малышу почувствовать себя успешным - 2007. - № 2. - С. 113-118.
28. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Роспедагенство, 2016. – 79с.
29. Петровский, А.П. Психология. – М.: издательство «Проспект», 2012. -368с.
30. Петрова, Л. И. Ребёнок группы риска: откуда берутся трудные дети. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. -350 с.
31. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 2017. — 227 с.
32. Прихожан, А.М. Основные проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / А.М. Прихожан. – М.: НИИ общей педагогики, 2016. – 248 с.
33. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер, 2019.-713 с.
34. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие - М.: ВЛАДОС, 2014. – 384с.
35. Самойленко, И. В. Как победить детские страхи - Ростов р/Д, 2012.-256с.
36. Сеченов, И. М. Психология поведения М.: 2019. — 223 с
37. Словарь практического психолога /Сост. С. Ю. Головин-М.,2014.-545 с.
38. Спиваковская, А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций / А.С. Спиваковская. - М.: Просвещение, 2016. - 115 с.
39. Столяренко, Л. Д. Возрастная психология: учебник /Л. Д. Столяренко, Д. В. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 442с.
40. Троценко, С.Н. Особенности школьной тревожности обучающихся начальной школы - 2012. - 56¬с.
41. Феррои, Л.М. Причины возникновения тревожности и ее проявления у детей дошкольного и младшего школьного возраста - 2017. - № 3. - С. 32-38
42. Филлипова, Е.И. Детская и подростковая психотерапия: учебник для академического бакалавриата.-М.:Юрайт, 2016. - 321с.
43. Фрейд, З. Введение в психоанализ/ З. Фрейд-М.: Наука, 2013–33 с.
44. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / М.: АСТ, 2007. - 621 с.
45. Ханычева, И.А. Психологическое сопровождение личностного развития младших школьников / И.А. Ханычева // Психология и шк. - 2004. - № 2. - С. 103-107.
46. Холл, К. Теория личности / Холл К., Линдсей Г. // М.: 2014. - 592с.
47. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени // Хорни К. Собр. соч. в 3-х т. — М.: 2014.-208с.
48. Хухлаева, О. В. Психологическая поддержка детей со страхами / О. В. Хухлаева // Школьный психолог. - № 40, 41, 46; 2002.
49. Фельдштейн, Д. И. Хрестоматия по возрастной психологии. – 2-е изд. – М.: Институт практической психологии, 2016. – 304 с.)
50. Чернышева, Н. С. Характер младшего школьника [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. С. Чернышева. — 3-е изд., стер. - Москва: ФЛИНТА, 2019. - 307 с. – Режим доступа: ЭБС.znanium.com
51. Шнейдер, Л. Психология семейных отношений/Л. Шнейдер. - М., 2017-332с.
52. Эльконин, Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков - М., // 2012. – 342с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ