Введение 4
Глава 1. ОБЗОР КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ УСПЕХА ПРОЕКТОВ ГЧП 8
1.1. Понятие ГЧП в российской и зарубежной теории и практике 8
1.2. Концепция ключевых факторов успеха 14
1.3. Зарубежные подходы к ключевым факторам успеха проектов ГЧП 17
1.4. Российские подходы к ключевым факторам успеха проектов ГЧП 29
1.5. Выводы по первой главе 34
Глава 2. АНАЛИЗ ТОП - КЛЮЧЕВЫХ (ОБЩИХ) ФАКТОРОВ УСПЕХА ГЧП В
СТРАНАХ БРИКС 37
2.1. Анализ ТОП-КФУ в Бразилии 39
2.2. Анализ ТОП-КФУ в Индии 43
2.3. Анализ ТОП-КФУ в Китае 50
2.4. Анализ ТОП-КФУ в Южной Африке 54
2.5. Анализ ТОП-КФУ в Российской Федерации 57
2.6. Выводы по второй главе 63
Глава 3. АНАЛИЗ ТОП - КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ (УЗКОНАПРАВЛЕННЫХ)
УСПЕХА ПРОЕКТОВ ГЧП СТРАН БРИКС 64
3.1. Успешные проекты ГЧП в Бразилии 64
3.2. Успешные проекты ГЧП в Китае 66
3.3. Успешные проекты ГЧП в Индии 68
3.4. Успешные проекты ГЧП в Российской Федерации 71
3.5. Успешные проекты ГЧП в ЮАР 74
3.6. Выводы по третьей главе 76
Заключение 77
Список литературы 79
Приложение
Темой дипломной работы является ключевые факторы успеха проектов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) в Российской Федерации. Формат работы представляет собой исследовательский проект.
В настоящее время все большее количество стран рассматривают ГЧП как эффективный механизм реализации общественных инфраструктурных объектов, а также услуг для населения, где ресурсы частного партнера и его профессиональный опыт строительства и эксплуатации таких объектов играют важнейшую роль. Особенно это актуально в Российской Федерации, которая в последнее время сталкивает с высокой ограниченностью бюджетных средств: это признают многие политические лидеры, должностные лица, а также сам частный сектор. Государственно-частное партнерство способствует более гармоничному развитию экономики в интересах всего общества.
В то время как ГЧП может обеспечить механизм для использования сравнительных преимуществ государственного и частного секторов во взаимодополняющих способах, некоторые вопросы нуждаются в тщательном рассмотрении. Начнем с того, что государству необходимо поддерживать свое участие, будь то в качества партнера или регулятора. Это особенно справедливо и верно, когда подотчётность имеет решающее значение, отклонение от запланированных расходов имеет негативные последствия, временные рамки огромны и социальная направленность проекта важнее, чем затраты (Spackman, 2002). В частности, государственный сектор должен продолжать устанавливать стандарты и контролировать безопасность, эффективность и качество продукта (услуг) и устанавливать системы, посредством которых граждане смогут иметь доступ к продуктам и услугам, в которых они нуждаются.
Другими словами, ГЧП не означает «меньше государства», оно подразумевает другую роль государства, другую модель поведения. Требуется более квалифицированное участие государства в проектах ГЧП.
В последние годы в развивающихся странах и странах с переходной экономикой вложения частного сектора в инфраструктуру постоянно увеличиваются - участие бизнеса в совместных с государством инфраструктурных проектах приносит неплохие результаты, например, способствует внедрению новых технологий, снижает бюджетную нагрузку, усиливает контроль за четкостью выполнения проектов.
Необходимость развития инфраструктуры в России подтверждает тот факт, что согласно отчету о глобальной конкурентоспособности за 2014-2015 годы, подготовленным Всемирным экономическим форумом, Россия занимает 74-е место среди стран по показателю качества общей инфраструктуры.
Высокая значимость развития ГЧП в России для перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития была обозначена еще в 2008 году в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года . Также в подпрограмму «Инвестиционный климат» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» были включены количественные показатели развития ГЧП в России: объем частных инвестиций в проекты, реализуемые на основе ГЧП, и доля ГЧП в общем объеме инвестиций по отдельным отраслям .
В соответствии с оценками McKinsey Global Institute и экспертной группы McKinsey по инфраструктуре, в течение 2013-2030 гг. расходы страны на инфраструктуру могут превысить 1,5 трлн. долларов. Реализовать эти проекты только за счет государственных средств является маловероятным, учитывая дефицит бюджета на протяжении последних лет. На помощь приходит ГЧП, однако в последнее время этим стали злоупотреблять.
Любые упоминания о новом установленном партнерстве используются, чтобы показать какие выгоды дает ГЧП - без отражения самого главного: успешны ли вообще такие партнерства или нет? Существование проекта ГЧП часто безосновательно приравнивают к успеху, что впоследствии ведет к негативным последствиям для обеих сторон такого партнерства.
Проблема заключается, в том, что, несмотря на признание этой формы сотрудничества важнейшим инструментом повышения национальной (и региональной) конкурентоспособности, внедрение механизмов государственно-частного партнерства в российскую практику идет крайне медленно и неэффективно с низкими результатами.
Нерешенность целого ряда методологических вопросов перехода к партнерским отношениям государства и бизнеса, отсутствие должного опыта такого партнерства, неразвитость законодательной и нормативной базы на всех уровнях, бюрократические препятствия, высокие политические риски и коррупция сдерживают внедрение государственно-частного партнерства в России.
Каждая страна проходит через ряд этапов в построении системы управления ГЧП, прежде чем такое партнерство начнет полностью функционировать. Согласно «кривой зрелости» рынка ГЧП, разработанной Deloitte and Touched USA LLP, в 2008 году Россия находилась лишь первом этапе с низкой степенью развитости и низким уровнем деятельности ГЧП. В настоящее время Россия значительно продвинулась в развитии рынка ГЧП, однако, многие проблемы не позволят ей выйти на более высокий уровень развития.
Так как государственно-частное партнерство вовлекает две стороны (частный и публичный партнеры), то и с проблемами сталкиваются обе стороны соглашения о ГЧП.
Со стороны государства:
• Отсутствие эффективности от партнерства;
• Низкий уровень надежности получения позитивного результата за счет своевременного осуществления проекта;
• Недостаточность инновационных подходов к созданию и управлению общественной инфраструктурой в рамках ГЧП.
Со стороны частного партнера:
• Отсутствие стабильной прибыли в долгосрочной перспективе;
• Низкая гарантия возврата инвестиций;
• Низкий уровень свободы действия в принятии решений.
Цель работы: Идентификация ключевых факторов успеха (далее - КФУ) проектов ГЧП и их использование в практической деятельности государственных органов и частного сектора в России.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать понятие ГЧП, его основные принципы, стадии и формы;
2. Изучить концепцию ключевых факторов успеха;
3. Идентифицировать зарубежные подходы к ключевым факторам успеха проектов ГЧП;
4. Определить российские подходы к ключевым факторам успеха проектов ГЧП
5. Выявить «топовые» факторы успеха проектов ГЧП;
6. Проанализировать выявленные «топовые» ключевые факторы успеха в странах БРИКС;
7. Подготовить рекомендации для развития ГЧП в Российской Федерации, опираясь на опыт стран БРИКС;
8. Проанализировать успешные кейсы стран БРИКС и выявить потенциальную совокупность факторов, влияющих на успех проекта ГЧП.
Практическое применение: данная работа позволит выявить основные ключевые факторы успеха и полезный международный опыт стран БРИКС, который можно адаптировать в Российской Федерации с целью развития институциональной среды ГЧП в Российской Федерации, а также более эффективной реализации проектов ГЧП. Частный и публичный партнеры смогут во время подготовки к реализации проекта ГЧП обратить внимание на наиболее важные аспекты проекта и, соответственно, более эффективно проработать как саму конкурсную документацию и предстоящий конкурсный отбор, так и последующее соглашение о ГЧП. Кроме того, они смогут увидеть потенциальные пробелы государственно-частного партнерства в Российской Федерации и оценить предстоящие риски такой реализации проекта.
Предполагаемые результаты: основные подходы к ключевым факторам ГЧП, а также наиболее востребованные ключевые факторы успеха; рекомендации по развитию КФУ в России, основанные на опыте стран БРИКС.
Предполагаемый инструментарий исследования: качественные методы
исследования - кейс метод, нормативно-правовой анализ.
Предполагаемые источники информации: нормативно - правовая база РФ и стран БРИКС, аналитические отчеты о проектах ГЧП, научная и экспертная периодическая литература, методические разработки по подготовке проектов ГЧП и т.п.
Проведенное исследование, основанное на всестороннем анализе зарубежной и российской научной и экспертной литературы, свидетельствует о том, что до сих пор не было сформулировано единого определения ключевых факторов успехов проектов ГЧП. Кроме того, отсутствует исчерпывающий перечень ключевых факторов проектов ГЧП. Каждый ученый в зависимости от научной школы и страны выдвигает свои факторы успеха, перечень варьируется от одного фактора до нескольких групп факторов. Большинство из них в ходе своей научной работы придерживались первого подхода КФУ в проектах ГЧП, а именно определение КФУ проектов ГЧП в целом вне зависимости от модели, страны, отрасли или стадии. Стоит отметить, что российские исследования в области ГЧП в основном основаны на международном опыте выявления ключевых факторов ГЧП, лишь иногда добавляя другие факторы и адаптируя их под российские реалии.
Далее мной была сформирована наглядная таблица, которая предоставила возможность подсчитать суммарно частоту упоминания учеными в области ГЧП того или иного фактора успеха проектов ГЧП ученым. В результате, были выявлены ТОП-факторы успеха проектов ГЧП. Однако, среди этих 10 топовых факторов, оказались узконаправленные, то есть те, которые могут прослеживаться только на уровне конкретных проектов и почти не влияют на уровень развития институциональной среды ГЧП в стране. Из-за этой неоднородности факторов успеха проектов ГЧП, мной были сформулированы 2 определения КФУ проектов ГЧП:
1. КФУ развития ГЧП на национальном уровне - это совокупность факторов, которая влияет на благополучное и устойчивое развитие институциональной среды ГЧП в стране и успешность проекта ГЧП и включает в себя, прежде всего, следующие факторы: правительственная финансовая поддержка, наличие апробированной нормативно-правовой базы в области ГЧП, экономическая стабильность государства, стабильное правительство и доступный финансовый рынок;
2. КФУ проектов ГЧП - это совокупность факторов, которая влияет на успешность проекта ГЧП и включает в себя, прежде всего, следующие факторы: поддержка проекта ГЧП местным населением, четкое и обоснованное распределение рисков между партнерами, проверенный долгосрочный спрос на объект инфраструктуры, прозрачная и конкурентная конкурсная процедура.
Далее мной было проанализированы общие факторы успеха в странах БРИКС. Данный анализ лишь убеждает в схожести развития рынка ГЧП в этих странах, так, например, во всех них слабо развит финансовый рынок, и финансирование проектов ГЧП зачастую осуществляется лишь через банковское финансирование. Китай и Индия опережают в развитии финансового рынка, внедряя новые инструменты финансирования проектов ГЧП такие, как, например, инфраструктурные облигации и использование средств пенсионных фондов. Касаемо правительственной поддержки проектов ГЧП в этих странах, стоит отметить, что почти везде она слабо закреплена в законодательстве ГЧП и сводится лишь к субсидиям. По данному фактору лидирует Индия, которая предоставляет огромное разнообразие финансовой поддержки проектов ГЧП. Рассматривая законодательство в области ГЧП в странах БРИКС, стоит отметить, что Российская Федерация на данный момент имеет наиболее сильную законодательную базу в области ГЧП в отличие от своих стран-коллег, в которых ГЧП регламентируется через множество других нормативно¬правовых актов, но не имеет федеральных законов ГЧП. Однако, почти во всех странах БРИКС, кроме Китая и России, существует национальный орган ГЧП, который значительно облегчает подготовку проектов ГЧП. Таким образом, весь данный опыт следует применить в Российской Федерации.
В последнее главе мной были проанализированы успешные кейсы ГЧП стран БРИКС. Следует отметить, что каждый проект отличался своей особенностью и в каждом проекте, какой-то один из факторов играл большее значение, чем другие, однако лишь в совокупности одни приводили проект к успеху. Среди самых значимых факторов следует выделить такие, как: правительственная поддержка и интерес к проекту ГЧП, конкурентная конкурсная процедура, эффективное распределение рисков.
Таким образом, меры, направленные на развитие финансового рынка, расширение правительственной поддержки проектов ГЧП и внедрение национального органа ГЧП, а также акцент на другие ключевые факторы, которые влияют на успех проекта ГЧП (конкурентность конкурсной процедуры, продуманный спрос трафика, распределение рисков, и др.) позволят России перейти на более высокий уровень развития рынка ГЧП, что, во-первых привлечет больше частных партнеров и позволит реализовывать проекты ГЧП на более высоком уровне, что, в конечном счете, скажется на степени удовлетворённости общественными услуги обычным населением и общем уровне благосостояния страны.
1. Варнавский В. Г., Клименко А. В., Королёв В. А. Государственно-частное партнерство: теория и практика. - М.: Изд-во Высшая школа экономики, 2010 - 228 с.
2. Сазыкина С.А., Растопчина Ю.Л. Факторы успеха реализации механизма государственно- частного партнерства в регионах (на примере Центрального Черноземья) // Современная экономика: проблемы и решения. - 2015. - Т.3. - С.120 - 130.
3. Соколов М. Ю., Маслова С. В. Соглашения о ГЧП: понятие и содержание в теории и практике // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия Право. - 2014. - Вып.4. - С. 126-144.
4. Татаркин, А. И., Романова, О. А., Лаврикова, Ю. Г. Теоретические основы государственно-частного партнерства // Бизнес, менеджмент и право. - 2009. - № 1. - С. 19 - 24.
5. Федорова Е.А., Гурина В.А., Довженко С.Е. Определение факторов, влияющих на эффективность развития государственно-частного партнерства в РФ//Аудит и финансовый анализ. - 2013. - № 2. - С. 412-421.
6. Abdul-Aziz A. R., Kassim P. S. J. Objectives, success and failure factors of housing public-private partnerships in Malaysia //Habitat International. - 2011. - Vol. 35, №. 1. - P. 150¬157.
7. Armijo L. E. The BRICs countries (Brazil, Russia, India, and China) as analytical category: mirage or insight? //Asian Perspective. - 2007. - С. 7-42.
8. Chan A. P. C. et al. Critical success factors for PPPs in infrastructure developments: Chinese perspective //Journal of Construction Engineering and Management. - 2010. - Vol. 136, №. 5. - Р. 484-494.
9. Chan A. P. C. et al. Exploring critical success factors for partnering in construction projects //Journal of Construction Engineering and Management. - 2004. - Vol. 130, №. 2. - Р. 188¬198.
10. Daniel D. Ronald Management Information Crisis // Harvard Business Reviewю - 1961. - Vol. 39, № 5. - Р. 111-121.
11. De Sa Almeida A. Public-Private Partnerships in Brazil //Retrieved March. - 2004. - Vol. 5
12. Dobbins J.H., Donnelly R.G. Summary Research Report on Critical Success Factors in Federal Government Program Management // Acquisition Review Quarterly. - 1998. - Vol.
3. - P. 245-274.
13. Jain N. Public private partnership in India //ZENITH International Journal of Business Economics & Management Research. - 2015. - Vol. 5, №. 5. - P. 120-130.
14. Grimsey D. and M Lewis, Public Private Partnerships: The Worldwide Revolution in Infrastructure
15. Key Challenges to Public Private Partnerships in South Africa: Summary of Interview Findings // Castalia Advisors. - 2007. - 33 p.
16. Klaus, G., Grunert, K.G., & Ellegaard, C. The Concept of Key Success Factors: Theory and Method // Perspectives on Marketing Management - 1981. - P. 245-274.
17. Li B. et al. Critical success factors for PPP/PFI projects in the UK construction industry //Construction management and economics. - 2005. - Vol. 23, №. 5. - P. 459-471.
18. Mouraviev N., Kakabadse N. K. Public-private partnerships in Russia: dynamics contributing to an emerging policy paradigm //Policy Studies. - 2014. - Vol. 35, №. 1. - P. 79-96.
19. Pereira C. A. G. Public-Private Partnerships (PPP) and Concessions of Public Services In Brazil //Available at SSRN. - 2014.
20. Priya M. S., Jesintha P. Public private partnership in India //Journal of Management and Science. - 2011. - Vol. 1, №. 1. - P. 2249-1260.
21. Rockart J. F. A Primer on Critical Success Factors // The Rise of Managerial Computing: The Best of the Center for Information Systems Research - 1981. - Vol. 69. - 64 p.
22. Rockart J. F. Chief Executives Define their Own Data Needs // Harvard Business Review - 1979. - Vol. 52, № 2. - P. 81-93.
23. Tang L. Y. et al. Ranked critical factors in PPP briefings //Journal of Management in Engineering. - 2012. - Vol. 29, №. 2. - С. 164-171.
24. Thieriot H. PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS IN CHINA // The International Institute for Sustainable Development. - 2015. - 25 p.
25. Tiong R. CSFs in Competitive Tendering and Negotiation Model for BOT Projects // J. Constr. Eng. Manage. - 1996. - Vol. 122, № 3. - P. 205-211.
26. Tiong R. Yeo K., McCarthy S. Critical Success Factors in Winning BOT Contracts // J. Constr. Eng. Manage. - 1992. - Vol. 118, № 2. - P. 217-228.
27. Wang S. Q., Ke Y. J., Xie J. Public-private partnership implementation in China //ACCA Workshop-Taking the Stock of PPP and PFI Around the World: Country Case Study Paper, Kyoto University, Kyoto. - 2010. - P. 20-21.
28. Yarigina I. PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP WITHIN BRICS //GISAP: Economics, Jurisprudence and Management. - 2014. - №. 3.
29. Zhang X. Critical success factors for public-private partnerships in infrastructure development //Journal of construction engineering and management. - 2005. - Vol. 131, №. 1.-P. 3-14
Электронные издания
30. Автодороги России № 5. (2015). 1st ed. [ebook] Vegas Lex. Available at:
http://www.vegaslex.ru/analytics/publications/32510/ [Accessed 23 May 2016].
31. Варнавский, В. (2016). Управление ГЧП за рубежом. 1st ed. [ebook] Available at: https://vgmu.hse.ru/data/2013/01/14/1303209744/%D0%92%D0%B0%D1%80%D0%BD %D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20134-147.pdf [Accessed 23 May 2016].
32. Гафурова, Г. (2013). Опыт Индии в поддержке и развитии ГЧП. 1st ed. [ebook]
Актуальные проблемы экономики и права. Available at:
http://cyberleninka.ru/article/n/opyt-indii-v-podderzhke-i-razvitii-gosudarstvenno- chastnogo-partnerstva [Accessed 23 May 2016].
33. Калина, А. (2014). Анализ существующих проблем развития государственно - частного партнерства в России и разработка рекомендаций по их решению- Современные проблемы науки и образования (научный журнал). [online] Science-education.ru. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15553 [Accessed 22 May 2016].
34. Макаревич, К. (2016). Государственная поддержка проектов, реализуемых на принципах ГЧП: Финансово- правовые аспекты. 1st ed. [ebook] Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации. Available at: http://law-journal.ru/files/pdf/201103/201103_257.pdf [Accessed 23 May 2016].
35. Отечественные записки. (2016). Государственно-частное партнерство в России:
проблемы становления. [online] Available at: http://www.strana-
oz.ru/2004/6/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-rossii-problemy-stanovleniya [Accessed 22 Mar. 2016].
36. Торгово-промышленные ведомости, (2016). ГЧП в ОПК: на чьей стороне политическая воля? [online] Available at: http://old.tpp-inform.ru/analytic_journal/4439.html [Accessed 14 Apr. 2016].
37. Устинова, Е. (2015). Перспективы использования инфраструктурных облигаций для финансирования проектов ГЧП, Рынок ценных бумаг. [online] Центр развития ГЧП. Available at: http://pppcenter.ru/29/novosti/smi-o-centre/15032010.html [Accessed 23 May 2016].
38. Annual Report 2013-2014: Leadership and Expertise. (2014). 1st ed. [ebook] PPP Canada. Available at: http://www.p3canada.ca/en/about-us/transparency-and-accountability/annual- reports/2013-2014-annual-report/ [Accessed 22 May 2016].
39. Best practices in Public-Private Partnerships in Latin America: the role of subsidy mechanisms. (2012). 1st ed. [ebook] Washington: World Bank Institute, pp.32-41. Available at:
http://www.ppiaf.org/sites/ppiaf.org/files/publication/BestPracticesroleofsubsidiesmechanis ms.pdf [Accessed 6 May 2016].
40. Cesar Queiroz (2012). A Review of Critical Steps for Implementing Public-Private Partnerships in Brazil. Washington, DC, USA, pp. 10-11.
41. Cuttaree, V. (2008). Key Success Factors for PPP project based on International Experience.
42. Delmon J. Private Sector Investment in Infrastructure: Project Finance, PPP Project and Risk. The World Bank and Kluwer Law International. (New York: Cambridge University Press, 2011).
43. Green Paper on public-private partnerships and Community law on public contracts and concessions [COM (2004) 327 final]. P. 3
44. Hojs, A., Liyange, C. and Temeljotov-Salaj, A. (2010). Analysis of critical success factors for PPP Road projects in Slovenia. School of Built and Natural Environment, University of central Lancashire, Preston.
45. Introducing Public Private Partnerships in South Africa. (2007). 1st ed. National Treasury: PPP Unit.
46. Islam, R. (2012). Key Factors and Readiness Perception Indicators Appraisal: Public-Private Partnership in Infrastructure Development Project in Bangladesh. Masters in Procurement and Supply Management. Institute of Governance Studies BRAC University, Dhaka.
47. Peshkov, A. (2013). Опыт реализации проектов ГЧП: факторы успеха и основные сложности.
48. Prussing, T. (2016). Public-Private Partnership Financing in South Africa. Masters in Commerce in Financial Management. the University of Cape Town.
49. Public-Private Partnership Stories Brazil: BA-093 Highway System. (2016). 1st ed. International Finance Corporation.
50. PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS BRIEFS. Brazil: BA-093 Highway System. (2016). 1st ed. World Bank Group.
51. Public Private Partnership Projects in India Compendium of Case Studies. (2015). 1st ed. Government of India Ministry of Finance Department of Economic Affairs.
52. PPP Basics and Principles of a PPP Framework. (2012). 1st ed. [ebook] Public - private
infrastructure advisory faculty. Available at:
http://www.ppiaf.org/sites/ppiaf.org/files/documents/Note-One-PPP-Basics-and-Principles- of-a-PPP-Framework.pdf [Accessed 22 May 2016].
53. Queiroz, C., Astesiano, G. and Serebrisky, T. (2014). An Overview of the Brazilian PPP
Experience from a Stakeholders’ Viewpoint. 1st ed. [ebook] Inter-American Development Bank, p.26. Available at:
https://publications.iadb.org/bitstream/handle/11319/6399/An%20Overview%20of%20the %20Brazilian%20PPP%20Experience20Experience%20from%20a%20Stakeholders%C2% BF%20Viewpoint%20final.pdf?sequence=1 [Accessed 15 May 2016].
54. Report to congress on public - private partnerships. (2004). 1st ed. [ebook] United States Department of Transportation. Available at: http://www.fhwa.dot.gov/reports/pppdec2004/ [Accessed 22 May 2016].
55. Ruuska, I. and Levit, R. (2011). A Relational Governance Approach for Megaprojects: Case
Studies of Beijing T3 and Bird’s Nest Projects in China. 1st ed. [ebook] Estes Park, Colorado: Working Paper Proceedings. Available at:
http://www.academiceventplanner.com/EPOC2011/papers/chi_ruuska_levitt.pdf [Accessed 23 May 2016].
56. Sugden, C. (2016). PPP Case Studies People’s Republic of China. 1st ed. East Asia Department.
57. The Guide to Guidance How to Prepare, Procure and Deliver PPP Projects. (2010). 1st ed.
[ebook] Luxembourg: The European PPP Expertise Centre. Available at:
http://www.eib.org/epec/resources/guide-to-guidance-en [Accessed 7 Mar. 2016].
58. The National Public Private Partnerships (PPP) Policy Framework and National PPP Guidelines. (2009). 1st ed. [ebook] Australian Government: Department of Finance and Deregulation. Available at: https://www.finance.gov.au/sites/default/files/FC-2009-02_0.pdf [Accessed 22 May 2016].
Электронные ресурсы
59. Магистраль Северной Столицы. (2016). Описание проекта ЗСД. [online] Available at: http://Htttp://www.nch-spb.ru/ [Accessed 23 May 2016].
60. Центр развития ГЧП. (2016). Заявки на строительство западного скоростного диаметра (Санкт-Петербург) подали 3 инвестора, ИА PortNews. [online] Available at: http://pppcenter.ru/29/novosti/events/zayavki-na-stroitelstvo-zapadnogo-skorostnogo- diametra-sankt-peterburg-podali-3-investora-ia-portnews.html [Accessed 23 May 2016].
61. Bloomberg.com. (2016). Russia’s Great Shift Downward. [online] Available at: http://www.bloomberg.com/news/articles/2016-01-28/russia-s-economy-faces-long-term- decline [Accessed 23 May 2016].
62. Expert, A. (2016). About 27% of banks left Russian market in two crisis years — Sberbank expert. [online] TASS. Available at: http://tass.ru/en/economy/876458 [Accessed 23 May 2016].
63. Ey.com. (2016). Public private partnerships in India, challenges for PPP in India, PPP
recommendations for India. [online] Available at:
http://www.ey.com/IN/en/Industries/Government---Public-Sector/Accelerating-public- private-partnerships-in-India [Accessed 23 May 2016].
64. Latinlawyer.com. (2016). Latin Lawyer. [online] Available at:
http://latinlawyer.com/reference/topics/53/jurisdictions/6/brazil/ [Accessed 11 May 2016].
65. Pppinindia.com. (2016). Public Private Partnerships in India- Reports and Policy Documents. [online] Available at: http://www.pppinindia.com/reports-policy-documents.php [Accessed 23 May 2016].
66. Pppinindia.com. (2016). Public Private Partnerships in India - overview. [online] Available at: http://www.pppinindia.com/overview.php [Accessed 23 May 2016].
67. Pppinindia.com. (2016). Database PPPs in India- Public Private Partnership. [online] Available at: http://www.pppinindia.com/database.php [Accessed 23 May 2016].
68. Ppp.worldbank.org. (2016). Government Support in Financing PPPs | Public Private Partnerships | World Bank. [online] Available at: http://ppp.worldbank.org/public-private- partnership/financing/government-support-subsidies [Accessed 23 May 2016].
69. TheGlobalEconomy.com. (2016). Russia Political stability - data, chart |
TheGlobalEconomy.com. [online] Available at:
http://www.theglobaleconomy.com/Russia/wb_political_stability/ [Accessed 23 May 2016].
70. Whsd.ru. (2016). Описание проекта - Западный скоростной диаметр. [online] Available at: http://www.whsd.ru/opisanie-projecta [Accessed 23 May 2016].
71. Worldbank.org. (2016). Russia Overview. [online] Available at:
http://www.worldbank.org/en/country/russia/overview [Accessed 23 May 2016].
Нормативные документы
72. Правительство РФ Постановление от 15 апреля 2014 года. N 136 «Об установлении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».
73. Правительство РФ. Постановление от 30 октября 2010 г. N 880 «о порядке распределения и предоставления за счет бюджетных ассигнований инвестиционного фонда РФ бюджетам субъектов РФ субсидий на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение.
74. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
75. Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/
76. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О концессионных
соглашениях"- Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/