Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СВЯЗЬ САМООЦЕНКИ С АГРЕССИВНОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №70081

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы92
Год сдачи2016
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
325
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗИ САМООЦЕНКИ И АГРЕССИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 9
1.1. Социализация личности подростка 9
1.2. Самооценка подростка: проблемы становления, содержательные
характеристики 14
1.3. Проявление агрессивности в поведении подростков 18
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ САМООЦЕНКИ И АГРЕССИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Анализ результатов изучения самооценки подростков 28
2.3. Изучение особенностей агрессивности личности подростков 39
2.4. Изучение личности подростка с учетом психологического пола 52
2.5. Исследование характера связи между самооценкой личности подростков и
агрессивностью 57
2.6. Рекомендации родителям по снижению агрессивности подростков 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ

Подростковый возраст - важный и сложный этап формирования личности. Биопсихосоциальные процессы в подростковом возрасте обуславливают специфику психического развития этого периода. Именно на этот период приходится формирование системы мотивов, ценностных ориентаций, мировоззрения, определяющих представления человека о себе, о других людях, о мире. Как всякий критический этап онтогенеза, подростковый возраст отмечен особой сенситивностью к воздействию экзогенных и эндогенных факторов. В этот период происходит освоение социальных ролей подростком.
Г.С Абрамова [1] отмечает, что подростковый возраст характеризуется как переломный, переходный, критический, это возраст полового созревания. Интенсивный физический рост, осязаемость проблем взрослой жизни вносят когнитивный диссонанс, прежде всего, в Я-концепцию подростка: меняются интересы и увлечения, наблюдается перестройка системы оценок других людей и себя, возникают вполне конкретные жизненные планы.
Совокупность неблагоприятных психологических, биологических, социальных, семейных и других факторов искажает весь образ жизни подростков. У них отмечается нарушение эмоциональных отношений с окружающим обществом, что нередко проявляется в агрессивности и асоциальных формах поведения.
Интерес к проблеме человеческой агрессии носит всеобщий характер. На данный момент она является предметом активных научно-практических исследований и изысканий, поскольку в современном мире постоянно растет уровень преступности. Исследователи обратили своё внимание на такие стороны данной проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии; механизмы ее усвоения и закрепления; условия, определяющие проявления агрессии; индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения; способы предотвращения агрессии.
Выбирая ту или иную цель, человек оценивает ее осуществимость, соотносит трудности ее достижения со своими силами. В результате жизненного опыта у человека складывается определенное отношение к самому себе, самооценка, и основанный на ней уровень притязаний. В дальнейшем эта самооценка и уровень притязаний начинают регулировать поведение человека. При этом на одной стороне континуума можно описать ситуацию, когда свои возможности и силы переоцениваются, с другой, напротив,- самооценка оказывается заниженной по сравнению с реальными возможностями.
Обе эти крайности могут обернуться агрессивными проявлениями личности, подростка - в частности. Подросток, переоценивающий себя, высокомерен, заносчив, нетерпим к критике, подвержен внутренним конфликтам, которые зачастую ведут к утрате веры в собственные силы, нарушению нормальной деятельности. Подросток, который недооценивает свои возможности, и сам лишен удовлетворенности, связанной с достижением трудных целей, преодолением препятствий.
Что касается гендерных особенностей агрессивности личности, то анализ психологической литературы показывает, что наибольшей агрессивностью отличаются подростки-мальчики, у которых преобладает физическая агрессия. У них с возрастом происходит затухание физической агрессии, а у девочек наблюдается рост этой формы агрессивности. При спаде косвенной агрессии у мальчиков, идёт значительное увеличение её у девочек. Негативизм значительно сильнее проявляется у мальчиков на всех возрастных периодах подросткового возраста, у девочек негативизм несколько слабее.
В целом современные проявления подростковой агрессивности выражаются достаточно разнообразно: вербально, физически (причинение вреда другим и себе), объединение в деструктивные группы с целью применения насилия и др. Особенностью проявления агрессивности современного подростка является то, что Интернет, социальные сети способствуют аккумулированию форм поведения, нацеленного на оскорбление или преднамеренное причинение вреда человеку, группе людей, организации или обществу в целом (негативные комментарии можно оставить безнаказанно, а на отдельную личность организовать «травлю»). Кроме того, происходит рост числа несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, являющийся следствием подростковой агрессивности.
В связи с тем, что в подростковом возрасте поведение все больше регулируется самооценкой, поскольку актуализируется процесс развития «Я» личности, обусловленный усилением значимости для нее процессов самопознания, самосовершенствования, поиска смысла жизни, происходит отход от копирования оценок взрослых, возрастает опора на внутренние критерии, изучение агрессивности в данном возрасте становится особенно важным.
Роль самооценки в сохранении целостности личности была определена в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, В.В. Столина, И.И. Чесноковой, Е.В. Шороховой и др. Структура самооценки личности, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, была установлена А.В. Захаровой, В.А. Ядовым и др. Многофункциональность самооценки (регуляторная, интерпретационная, защитная, проективная и другие функции) раскрыта в работах Р. Бернса, Д.И. Фельдштейна и др. Связь самооценки с системой ценностей и мотивационной сферой субъекта показана Л.И. Божович, С.А. Будасси, В.Н. Мясищевым, С.Л. Рубинштейном, Т.А. Собиевой. Особенности самооценки при овладении способами учебной работы были раскрыты в работе М.А. Резниченко. Специфические особенности самооценки охарактеризованы на основе результатов исследований С. Куперсмита, Е.А. Серебряковой и др. Многочисленные исследования посвящены прикладным аспектам самооценки (Л.П. Гримак, Б.В. Зейгарник, И.С. Кон, А.И. Липкина, Л.А. Рыбак, Р. Бернс и др.).
Анализ диссертационных исследований также отражает важность обозначенной темы: Л.В. Макеева изучила динамику самооценки личности в подростковом возрасте, М.Г. Гитинова провела анализ соотношения самооценки и склонности к девиантному поведению у подростков; З.С. Курбанова описала психологические условия развития самооценки подростков, а именно: влияние межличностных отношений современного подростка со сверстниками на развитие у него адекватной самооценки; Е.И. Симончик уделила внимание особенностям самооценки у подростков-девочек с противоправным поведением и способы её коррекции; В.Н. Кокоренко посвятила работу полоролевой, возрастной идентификации и системе самооценок у подростков с отдельными вариантами нарушений психического развития.
С одной стороны, в психолого-педагогической практике отмечается потребность в поиске методов нивелирования (профилактики) подростковой агрессивности, а с другой, недостаточно описаны закономерности взаимосвязи агрессии с другими феноменами. Обозначенным противоречием обусловлена актуальность исследования самооценки подростков с разным уровнем агрессивности.
В отечественной психологии проблема агрессивности остается малоизученной, несмотря на то, что отдельные вопросы изучения агрессии привлекали внимание многих авторов (И.Б.Бойко, Л.В.Алфимова, В.И.Трубников, А.Бандура, Р.Уолтерс, Л.Берковиц, О.Е.Смирнова, Г.Р.Хузеева, О.В. Пукинская, С.Р. Байярд, Н.М. Платонова и др.).
Проблема исследования: каков характер связи между самооценкой личности подростков и их агрессивностью?
Целью нашего исследования является решение поставленной проблемы. Объект исследования: самооценка подростков.
Предмет исследования: характер связи между самооценкой подростков и агрессивностью их личности.
Гипотеза исследования:
самооценка личности подростков значимо связана с агрессивностью в поведении, а именно: чем выше уровень самооценки и уровень притязаний, тем выше индекс враждебности, показатели физической и вербальной агрессии; агрессивность в большей степени характерна подросткам маскулинного типа с высоким уровнем самооценки.
Задачи исследования:
1) проанализировать психологическую литературу по исследованию самооценки подростков и подростковой агрессивности;
2) изучить характеристики самооценки в подростковом возрасте;
3) выявить выраженность видов агрессивности у подростков;
4) определить выраженность агрессивности подростков с учетом гендерных различий;
5) исследовать характер связи между самооценкой личности подростков и их агрессивностью;
6) разработать практические рекомендации для родителей подростков, способствующие снижению агрессивности у детей.
В нашем исследовании использовались следующие методы:
- организационные методы: сравнительный метод (сопоставление отдельных групп испытуемых с целью установления сходств и различий между ними);
- эмпирические методы - психодиагностические методики (тесты) и методы статистической обработки данных - количественный метод (обработка полученных данных в программе Statistika с помощью использования метода попарной корреляции Пирсона;
- интерпретационные методы: способ установления структурной связи между характеристиками личности.
Психодиагностические методики:
- методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан);
- опросник агрессивности Басса-Дарки;
- методика «Маскулинность - фемининность» (Сандры Бем).
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №1 пос. Красная Яруга. В нем принимали участие обучающиеся 8 классов (средний возраст учеников -
14,4 года). Объем выборки составил 75 человек, из них 40 юношей и 35 девушек.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, 5 приложения, 17 таблиц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выбор темы нашей дипломной работы был связан с зафиксированным в психологической практике противоречием. С одной стороны, в психолого-педагогической практике отмечается потребность в поиске методов нивелирования (профилактики) подростковой агрессивности, а с другой, недостаточно описаны закономерности взаимосвязи агрессии с другими феноменами. Обозначенным противоречием обусловлена актуальность исследования самооценки подростков с разным уровнем агрессивности.
Результаты констатирующего исследования показали разный уровень развития самооценки среди подростков. Установлено, что существует качественная связь самооценки подростков с проявлениями агрессивности в их поведении.
Подростки с очень высоким уровнем самооценки демонстрируют высокий уровень притязаний, что связано с недостаточной сформированность рефлексии, подростки со средним и низкий уровнем самооценки склонны занижать уровень своих притязания, что указывает на сложности формирования образа себя в будущем, несформированность компонентов целеполагания, неуверенность.
По результатам исследования обнаружили статистически значимые различия в выраженности самооценки и уровня притязаний у подростков с очень высокой самооценкой и подростками с высокой, средней и заниженной самооценкой. Также выявлены различия среди подростков с высокой и средней самооценкой по сравнению с подростками с заниженной самооценкой.
Обобщая полученные данные по изучению уровня притязаний подростков можно отметить, что в отличие от распределения подростков по уровню самооценки общая картина несколько отлична. Несмотря на то, что наибольшую группу составляют испытуемые с реалистичным уровнем притязаний, тем не менее, можно отметить тенденцию к завышенным притязаниям по группе в целом - другими словами, для обследованной 65
выборки характерно ставить сложные цели, претендовать на успех все зависимости от наличного уровня самооценки и собственных способностей.
По результатам корреляционного анализа нами установлены статистически достоверные прямые связи между самооценкой и физической агрессией, подозрительностью, а также вербальной агрессией.
Выявлены статистически достоверные обратные связи между самооценкой и косвенной агрессии, раздражительностью, обидой.
Таким образом, чем выше самооценка подростка, тем более он способен к применению физической силы, нанесению телесного вреда другому человеку, оскорблениям, использованию нецензурной речи, а также тем более он на восприятие реальности как опасности. Чем ниже самооценка, тем более подросток склонен к выражению собственного недовольства не напрямую, а окольным путем, тем более он раздражителен и тем сильнее обида к окружающему миру. Подростки с крайними полюсами в выраженности уровня самооценки отличаются более высоким уровнем агрессивности и враждебности.
Статистически значимые прямые связи обнаружены между уровнем притязаний и параметрами физической агрессии, косвенной агрессии, обиде, подозрительности. Выявлены обратные связи между уровнем притязаний и чувством вины.
По результатам исследования выявили:
- подростки с высокой самооценкой склонны к таким типам проявлений агрессивности, как физическая агрессия, вербальная агрессия, подростки с низкой самооценкой склонны к проявлению косвенной агрессии, раздражительности, обиде, подозрительности;
- подростки с высоким уровнем притязаний склонны к проявлениям физической агрессии, косвенной агрессии, обиде и подозрительности; подростки с низким уровнем притязаний склонны испытывать чувство вины;
- подростки с высокой самооценкой склонны к таким типам проявлений агрессивности, как физическая агрессия, вербальная агрессия, подростки с низкой самооценкой склонны к проявлению косвенной агрессии, раздражительности и обиде; подозрительности;
- подростки с высоким уровнем притязаний склонны к проявлениям физической агрессии, косвенной агрессии, обиде и подозрительности; подростки с низким уровнем притязаний склонны испытывать чувство вины.
Нами были разработаны рекомендации для родителей подростков, способствующие снижению агрессивности у детей.
Таким образом, по результатам исследования гипотеза подтвердилась: самооценка личности подростков значимо связана с агрессивностью в поведении, а именно: чем выше уровень самооценки и уровень притязаний, тем выше индекс враждебности, показатели физической и вербальной агрессии; агрессивность в большей степени характерна подросткам маскулинного типа с высоким уровнем самооценки.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. Пособие для студ. вузов.- 4¬е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 672 с.
2. Авдулова Т.П. Агрессивный подросток. - М.: Академия, 2008. - 128 с.
3. Авдулова Т.П. Агрессивный подросток: книга для родителей. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 128 с. - (Психолог родителям).
4. Агапов B.C. Становление Я-концепции личности: теория и практика. - М., 1999. - 163 с.
5. Акбиева З.С. Самооценка и направленность личности подростков с отклоняющимся поведением. Автореф. канд.психол. наук, 19.00.01., - М., 1998. - 23с.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 1998. - 170 с.
7. Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М.Гуревича, В.И. Лубовского. - М., 2001. - 688 с.
8. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия (изучение влияния воспитания и семейных отношений). М., 2000. - 177с.
9. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1993. - 208с.
10. Белоусова З.И. Овсянникова В.В., Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков. - Запорожье: Изд-во Запорожского государственного университета, 1998. - 187 с.
11. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 422с.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. -464с.
13. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М., 1996. - 472 с.
14. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект / А.К. Болотова // Вопросы психологии. - 2000. - №2. - С. 19-28.
15. Бороздина Л.В. Притязания личности и самооценка / Л.В. Бороздина // Вестник МГУ.- 1998. - Серия 14. - 3. - С. 54-65.
16. Бороздина Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование
самооценки.- М., 1999. - 532 с.
17. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал.- 1992.- Т.13. - № 4. - С.99-101.
18. Валицкас Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б., Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии.- 1989. - №1. - С. 45-54.
19. Визгина А.В., Пантелеев С.Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. -С. 91-100.
20. Врихт Р. Образ «Я» как подструктура личности // Проблемы психологии личности. М.- № 2. - 1982. - С. 18-23.
21. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6-ти т., Т.1., - М., 1982. - С. 86-107.
22. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. пед. Вузов / М.В. Гамеза, Е.А.Петрова, Л.М.Орлова; под общ. ред. М.В. Гамеза. - Москва: Педагогическое общество России, 2004. - 512 с.
23. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. - М.: Феникс, 2005. - 157 с.
24. Драгунова Т.В. Подростковый возраст. Возрастная и педагогическая психология. - М., 2009. - 356 с.
25. Евлашкина Н.М., Родионова Е.А. Влияние школьной ситуации на агрессивное поведение у подростков с девиантным поведением // Материалы IX научно-практической межвузовской конференции «Молодые ученые - столичному образованию» М: МЕННУ, 2010. - С. 293-295.
26. Евлашкина Н.М., Чистякова Т.М. Дисгармония детско-родительских отношений как фактор, влияющий на проявление агрессивного поведения у подростков с девиантным поведением.// Материалы IV международной конференции дефектологов, 4 ч., М: 2009. - С. 35-37.
Т1. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. - М.: Прогресс,
1998. - 100 с.
28. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося
поведения).- 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.¬288 с.
29. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям // Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии. - Москва - Архангельск, 1993. - С. 141.
30. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2008. - 432 с.
31. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. - СПб: Питер, 2006. - 240 с.
32. Кваде В., Трусов В.П. Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки подростка // Вопросы психологии.- 1980. - № 3.
- С. 26-30.
33. Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения /Автореф. дисс. - СПб., 1996. - 24 с.
34. Кон И.С. В поисках себя. - М., 1984. - 336 с.
35. Кон И.С. Открытие «Я». - М, 1978. - 367 с.
36. Крутецкий Б.А. Психологические основы воспитания подростков в семье.
- М, 1974. -216 с.
31. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. - Л.: ЛГУ, 1977. - 168с.
38. Кузьминов В.В., Никитченко А.С. Диагностика агрессивного поведения подростков в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 806-808.
39. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. -5-е изд.- М.: Изд-во УРАО, 1999. - 176с.
40. Курбатова Т.Н. Новое поколение выбирает агрессию?//Психологическая газета №2. - 1995. - С. 25.
41. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. завед. / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 352 с.
42. Кэмпбелл Р. Как работать с агрессивными детьми. - М., 1996. - 185с.
43. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 1976.- 241с.
44. Майсак Н.В. Личностные особенности младшего подростка с девиантным поведением. Диссерт. на соиск .канд. психол. наук, 19.00.01, МИГУ, 2001.- 213с.
45. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. - М.: Когито, 2006. - 181 с.
46. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. - М.: МГУ, 1991. - 110 с.
47. Паренс Г. Агрессия наших детей. - Москва, 1997.- 280 с.
48. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. - 672 с.
49. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни.- М.: Знание, 1990. - 80 с.
50. Прядко М. А. Исследование взаимосвязи самооценки и агрессивного поведения подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 81-85.
51. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - Спб.: «Питер», 1999. - 416 с.
52. Реан А.А. Психология подростка. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 512 с.
53. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб, 2002. - 656 с.
54. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Общение. Здоровье. - М.:
Медицина, 1989.- 240 с.
55. Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии// Проблемы общей
психологии. - 1991. - № 4. - С. 139.
71
56. Рубинштейн С.Я. Исследование самооценки// Экспериментальные методики патопсихологии. - М., 1970. - 448 с.
57. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2010. - 460 с.
58. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка. - М.-Воронеж, 1996. - 96с.
59. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М., 2001. - 106 с.
60. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии // Мир психологии. - 2006. - №2.
- С. 224-232.
61. Сидоров К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников // Вопросы психологии . - 2007 . - №3 . - С. 149 -157.
62. Соколова Е.Т. Учителям и родителям о психологии подростка. - М., 1990.- 289 с.
63. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: МГУ, 1983.- 284 с.
64. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением. Почему возникают? Как помочь?/ Зарецкий В.К., Смирнова Н.С., Зарецкий Ю.В., Евлашкина Н.М., Холмогорова А.Б. - М.: Форум, 2011. - 208 с.
65. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М., 1994. -286с.
66. Хван А.А., Зайцев Ю.А., Кузнецова Ю.А. Стандартизация опросника А. Басса, А. Дарки /Психологическая диагностика. - 2008. - № 1. - С. 35¬58.
67. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М.: Рипол Классик, 2003. - 212 с.
68. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977.
- 144 с.
69. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. - М.: Эксмо, 2000. - 176 с.
70. Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. - М.,1975. - 136 с.
71. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Владос, 2001. - 254 с.
72. .Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте // Психология подростка: Хрестоматия / Ред.-сост. Ю. И. Фролов. -М., 1997. -526 с.
73. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996. - 196 с.
74. Эриксон Э. Эпигенез идентичности // Хрестоматия по психологии личности. Теории личности в западноевропейской и американской психологии / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 1996. - 448 с.
75. Юрчик С.Н. Психологические аспекты формирования самооценки в подростково - юношеском возрасте // Социально-педагогическая работа. - 2008 . - № 11. - С. 37-46.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ