Введение 3
Глава 1. Требования к содержанию и разработке учебно-методического комплекса 9
1.1 Роль учебно-методического комплекса в организации учебного процесса 9
1.2 Структура и содержание учебно-методического комплекса 14
Глава 2. Использование учебно-методического комплекса «География Омского района» в учебном процессе 25
2.1 Структура учебного пособия «География Омского района» 25
2.2 Рабочая тетрадь 40
Заключение 53
Список литературы 56
Педагог при реализации Федерального государственного стандарта должен всё больше использовать на уроках не дидактический подход, а личностно-ориентированный, т.е. педагог выступает в качестве «проводника» для школьника, которому помогает развиваться самостоятельно. Следовательно, в процессе осуществления деятельности обучающегося необходимо поставить в такие условия, в ходе которых он сможет развить элементы компетенций (знания, навыки, способности, усилия, умения). Всё это повышает успешность обучающегося в образовании, а также способствует формированию профессиональной деятельности выпускника при получении средне-специального или высшего образования.
В настоящее время существует множество методических пособий, разработанных в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Учебно-методические комплексы, рабочие программы, поурочное планирование, методические рекомендации по изучению предметов, электронные приложения, информационно-коммуникативные технологии и т.д. позволяют педагогам дать обучающимся глубокие и фундаментальные знания. Широкое использование методических разработок способствует тому, чтобы заинтересовать школьника и сформировать мотивацию для самостоятельного обучения.
Рабочая программа – это один из основных документов, на который опирается педагог в ходе учебной деятельности. При составлении рабочей программы педагог учитывает Федеральный государственный образовательный стандарт и учебно-методический комплекс, который утвержден в конкретном образовательном учреждении. Каждая рабочая программа включает в себя теоретические и практические уроки, курс «География Омского района» не является исключением.
Для теоретических уроков по курсу «География Омского района» в настоящее время учителя географии используют только электронные образовательные ресурсы, ИКТ и т.д. Поэтому уроки-практикумы данного курса на сегодняшний день не обладают достаточным методическим обеспечением: нет методичек, пособий, конструктов уроков и поурочных планирований, которые бы помогали педагогу и обучающимся эффективно и результативно применять теоретические знания на уроках-практикумах. Учитывая при этом переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, где упор делается на мотивацию ученика к самостоятельному познанию каждой дисциплины, такие методические разработки (методички для школьников) еще больше становятся необходимыми. Таким образом, актуальность исследовательской работы заключается в следующем: необходимость разработки методического обеспечения для практических занятий по курсу «География Омского района».
Проблема исследования: в практической деятельности учителя недостаточно практических работ по курсу «География Омского района», предлагаемые работы недостаточно эффективны для формирования образовательных компетенций и разработаны без дифференциации на базовый и повышенный уровень.
Объект исследования: курс «География Омского района».
Предмет исследования: практический компонент курса «География Омского района» и его методическое обеспечение.
Цель исследования: разработать и проанализировать эффективность практических работ методического пособия для уроков-практикумов при изучении курса «География Омского района».
Гипотеза исследования: разработанное на базе традиционных и инновационных подходах современное методическое пособие позволит повысить уровень образовательной компетенции школьников, а также активизировать их познавательную деятельность.
Для достижения поставленной цели и проверки предложенной гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «учебно-методический комплекс».
2. Ознакомиться с основными функциями учебно-методических комплексов и принципами их разработки.
3. Рассмотреть содержание этапов разработки учебно-методических комплексов по региональной географии.
4. Разработать учебно-методический комплекс по региональной географии на примере курса «География Омского района».
Степень разработанности проблемы исследования: не теряют своей актуальности классические педагогические концепции Я. А. Коменского, Д. Локка, И.Г. Песталоцци, ВА. Сухомлинского, А.С. Макаренко и другие. Сущность понятия «учебно-методический комплекс» раскрыта в работах Н.Г. Паневиной, И.В. Фоминых и др. А.В. Макаров, Т.Г. Назаренко, И.Л. Шишкова и др. определили структуру и основные компоненты учебно-методического комплекса. В трудах А.И. Жук, А.С. Калякина, В.С. Кукушина и др. охарактеризованы этапы разработки учебно-методического комплекса, в том числе и учебно-методического комплекса по региональной географии.
Для решения поставленных задач применены следующие общенаучные методы исследования: теоретические – изучение и анализ методической, географической, психолого-педагогической литературы по представленной проблеме; эмпирические – педагогическое наблюдение, опытное обучение; методические – разработка методического пособия, статистический - анализ результатов и их теоретическое обобщение.
Научная новизна исследования: разработаны и апробированы на практике задания для практических работ по географии для курса «География Омского района» и составлено методическое обеспечение с практическими работами базового и повышенного уровня.
Практическая значимость: разработанные практические работы могут быть использованы в учебном процессе при изучении курса «География Омского района».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
Во введении определяются объект и предмет исследования, обосновываются актуальность, формулируются цель и задачи, решаемые в работе, указывается материал исследования и методы анализа фактического материала, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе рассматриваются теоретические основы организации практико-ориентированного обучения, а также дается классификация методов обучения и раскрывается сущность практического метода обучения.
Во второй главе представлены методические условия для разработки практических работ по курсу «География Омского района». Представлены примеры практических заданий и их описание.
В заключении излагаются основные выводы по теме и дальнейшие перспективы исследования.
1. Алтайцев, А. М. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения / А. М. Алтайцев // В кн. : Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению (Москва, 1-3 марта 2001 г.) / Московский государственный университет. Центр проблем развития образования. – Москва : МГУ, 2002. – 288 с.
2. Артемьева, Л. А. Мониторинг создания и внедрения инновационных учебно-методических комплексов / Л. А. Артемьева, А. С. Бурмистрова, Н. А. Куторго // Научные исследования в образовании. – 2010. ‒ № 4. – С. 31‒42.
3. Байбородова, Л. В. Обучение географии в средней школе : метод, пособие / Л. В. Байбородова, А. В. Матвеев. – Москва : Владос, 2008. – 563 с.
4. Батурина, Г. И. Дидактика педагогического процесса / Г. И. Батурина. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 522 с.
5. Беловолова, Е. А. Методика реализации практической направленности обучения географии в современной школе : Монография / Е. А. Беловолова. – Москва : Прометей, 2013. – 144 с.
6. Беловский, Г. Г. Проектирование учебного модуля / Г. Г. Беловский // Электронный журнал РФ «Познавательный». ‒ 2013. – № 11. ‒ С. 20–41.
7. Блаженов, В. А. Приемы развивающего обучения географии / В. А. Блаженов. – Волгоград : Учитель, 2015. – 145 с.
8. Гакаев, Р. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы / Р. А. Гакаев, М. А. Иразова // Образование и воспитание. – 2015. – № 3(3). – С. 4–7.
9. Гакаев, Р. А. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета / Р. А. Гакаев, М. Ж. Чатаева // Научное мнение. –2014. – № 4. – С. 156–159.
10. Гезеев, В. В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС / В. В. Гезеев. – Москва : НИИ школьных технологий, 2016. – 208 с
11. География. Начальный курс. 5-6 классы / И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – Москва : Просвещение, 2012. – 254 с.
12. География. Физическая география. 6 класс / Е. М. Домогацких, Е. Домогацких. – Москва : Родное слово, 2016. – 258 с.
13. География. Землеведение. 5 класс / В. П. Дронова, Л. Е. Савельевой. – Москва : Дрофа, 2016. – 180 с.
14. География. Начальный курс. 6 класс / Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. – Москва : Дрофа, 2016. – 241 с.
15. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс / И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенев и др. / под ред. В. П. Дронова. – Москва : Дрофа, 2015. – 354 с.
16. Горбатова, О. Н. Методика преподавания географии : учеб. пособие / О. Н. Горбатова. – Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. – 242 с.
17. Домогацких, Е. М. География. 8 класс / Е. М. Домогацких, Е. Е. Домогацких. – Москва : Родное слово, 2016. – 210 с.
18. Домогацких, Е. М. Учебник для 9 класса / Е. М. Домогацких, Н. И. Алекссевский. – Москва : ООО «Русское слово – учебник» 2010. – 224 с.
19. Душина, И. В. Как учить школьников географии : Пособие для начинающих учителей и студентов педагогических институтов и университетов по географическим специальностям /И. В. Душина. – Москва, 2016. – 192 с.
20. Еремина, В. А. Физическая география. Интересные факты : моногр. / В. А. Еремина, Т. Ю. Притула. – Москва : Илекса, 2008. – 112 c.
21. Ермолаева, Л. М. Фитопланктон некоторых озер степной и лесостепной зон Омской области / Л. М. Ермолаева // Водоемы Сибири и перспективы их рыбохозяйственного использования. – Томск : Изд-во Томск. ун-та, 1973. –С. 159-160.
22. Зверева, О. С. Опыт рекогносцировочного обследования озер по Омскому и Славгородскому округам Сибкрая / О. С. Зверева // Труды Сиб. науч. рыбохоз. станции. – Красноярск, 1930. Т. 5. Вып. 2. – 90 с.
23. Зензин, В. В. Краеведение Омского Прииртышья / В. В. Зензин ; ред. В. Н. Русаков. – Омск : [б. и.], 2016. – 526 с.
24. Зенюк, Т. И. К характеристике фитопланктона озера Салтаим Омской области / Т. И. Зенюк // Вопросы гигиены : труды Омск. мед. ин-та. – Омск, 1968. № 86. – С. 44-49.
25. Зенюк, Т. И. Фитопланктон озер Салтаим и Тенис Омской области в осенний период 1965 г. / Т. И. Зенюк // Вопросы гигиены : труды Омск. мед. ин-та. – Омск, 1967. – № 77. – С. 27-31.
26. Зимняя, И. А. Компетентностный подход в образовании / И. А. Зимняя // Педагогические исследования. – 2018. – №4. – С. 52-55.
27. Жук, А. И. Учебно-методические комплексы (из опыта разработки) : Методическое пособие / А. И. Жук. – Москва : МГУ, 2011. – 47 с.
28. Жукова, Г. Т. Основные компоненты структуры учебного предмета / Г. Т. Жукова // Педагогические исследования. – 2014. – №2. – С. 46-49.
29. Зинченко, Н. Н. География. Интерактивные формы работы с учащимися 6-8 классов. Продуктивный уровень / Н. Н. Зинченко. – Москва : Учитель, 2014. – 180 c.
30. Иванов, Ю. А. Методика преподавания географии / Ю. А. Иванов. – Брест, 2012. – 306 с.
31. Иванов, А. Н. Охраняемые природные территории : учеб. пособие для студ. вузов / А. Н. Иванов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 187 с.
32. Известия Омского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» : сб. науч. ст. – Омск : Амфора. – Вып. (13) 22 : Город, в котором мы живем : из истории и географии Омска (к 300-летнему юбилею) / ред. О. В. Мезенцева. – 2016. – 276 с.
33. Интернет-проект «Омская область на карте». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rgo.ru/ru/omskoe-regionalnoe-otdelenie/proekty/geograficheskaya-socialnaya-set-omskaya-oblast-na-karte (Дата обращения: 26.01.2021 г.)
34. Интерактивный клуб путешествий по Омской области – GEO. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://posleurokov.ru/omsk/71406 (Дата обращения: 20.01.2021 г.)
35. Калякин, А. С. О создании современного учебно-методического комплекса по направлению подготовки / А. С. Калякин // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2009. ‒ № 2. ‒ С. 70‒74.
36. Карты Омской области [Текст]. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hge.spbu.ru/mapgis/subekt/omskaya/omskaya.html (Дата обращения: 25.01.2021 г.)
37. Кудрявцева, Н. Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения / Н. Г. Кудрявцева // Справочник заместителя директора. – 2018. – №4. – С. 13-27.
38. Кукушин, В. С. Современные педагогические технологии / В. С. Кукушин. – Ростов-на-Дону : Издательство «Феникс», 2004. – 379 с.
39. Ляшенко, Д. Современные проблемы преподавания картографии в школе / Д. Лященко // География и основы экономики в школе. – 2002. – № 3. – С. 11-17.
40. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 5/ А. С. Макаренко – Москва : Педагогика, 2015. – 336 с.
41. Макаров, А. В. Учебно-методический комплекс : модульная технология разработки : Учебно-методич. пособие / В. В. Макаров, З. П. Трофимова. – Минск : РИВШ БГУ, 2011. – 118 с.
42. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях : Учеб. пособие для студентов вузов / И. В. Душина, В. Б. Пятунини и др. – Москва : Дрофа; 2007. – 509 с.
43. Методика преподавания региональной географии в школе / под ред. М. А. Никоновой. – Москва : Аст: Астрель. 2003. – 354 с.
44. Назаренко, Т. Г. Электронные карты и методика работы с ними на уроках географии / Т. Г. Назаренко // География: научно-методический журнал. – 2009. – № 9 (133). – С. 3-9.
45. Низовцев, В. Л. Межпредметные связи в профильном обучении географии / В. А. Низовцев // Образование через века. – Великий Новгород, 2007. – С. 114-119.
46. Паневина, Н. Г. Учебно-методический комплекс в открытой информационно-образовательной среде / Н. Г. Паневина // Просвещение. Общественные науки. Интернет-издание для учителя, октябрь 2012. – С. 14-19.
47. Пакулова, В. М. Современные аспекты преподавания географии в основной школе / В. М. Пакулова // Педагогика. – 2015. – №8. – С. 26-32.
48. Пальчевский, Б. В. Понятие «Инновационное развитие» : логико- герменевтический анализ его сущности и значения в образовании / Б. В. Пальчевский // Институт повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы». ‒ Гродно, 2013. ‒ 66 с.
49. Петрова, Е. Ю. Теория и методика обучения географии: учебно-методический комплекс для студентов географических специальностей педагогических университетов / Е. Ю. Петрова. – Томск : Издательство ТГПУ, 2017.- 168 с.
50. Особо охраняемые природные территории Омской области. Информационные очерки : информ. Очерки / М-во природ. ресурсов и экологии Ом. обл. ; ред. Л. Е. Трутнев. –Омск : Золотой тираж, 2016. – 60 с.
51. Охрана окружающей среды в Омской области : стат. сб. / Федерал. служба гос. статистики, Территор. орган Федерал. службы гос. статистики по Омской обл. ; пред. ред. Совета Е. В. Шорина. – Омск : Омскстат, 2018. – 83 с.
52. Памятники природы Омского региона. [Электронный ресурс]. Режим доступа: 300.omskportal.ru (Дата обращения: 27.01.2021 г.)
53. Пахомова, Л. С. Школьный компонент географического образования (теория и опыт) : монография / Л. С. Пахомова. – Москва – Берлин : Директ- Медиа, 2014. – 193 с.
54. Петрова, Е. Ю. Теория и методика обучения географии : учебно-методический комплекс для студентов географических специальностей педагогических университетов / Е. Ю. Петрова. – Томск : Издательство ТГПУ, 2010. – 168 с.
55. Практические работы по географии. VI -X классы / Под ред. И. И. Бариновой. – Москва : Школа-Пресс, 2016. – 144 с.
56. Природа и экология Омского Прииртышья / сост. Е. А. Смирнова [и др.]. – Омск : ИРООО, 2007. – 193 с.
57. Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Курчина. - 5е изд., стереотип. – Москва : Дрофа, 2016 – 409 с.
58. Ряховский, С. В. География. Физическая география. 6 класс. Контрольно-измерительные материалы. Текущий и итоговый контроль по курсу / С. В. Ряховский. – Москва : Русское слово, 2014. – 260 c.
59. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г. К. Селевко. – Москва : НИИ школьных технологий, 2015. – 288 с.
60. Скавронский, П. Содержание и структура понятия «картографическая компетенция» / П. Скавронский // География и основы экономики в школе. –2009. – № 6. – С. 32-37.
61. Скаткин, М. Н. Развивающая педагогика / М. Н. Скаткин. – Москва : АСТ, 2012. – 248 с.
62. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. – 2-е изд. – Москва : Педагогика, 2014. – 95 с.
63. Соколова, Ф. П. Современный образовательный процесс / Ф. П. Соколова // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 58-59.
64. Солонько, А. В. Теория и практика моделирования при обучении географии в средней школе / А. В. Солонько. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПЦ им. А.И. Герцена, 2008. – 240 с.
65. Стецив, И. В. Памятники природы Омской области / И. В. Стецив // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. – 2002. – № 9. – С. 233–238.
66. Сухов, В. П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников / В. П. Сухов. – Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И.Герцена, 2017. – 155 с.
67. Сухоруков, В. Д. Методика обучения географии : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Д. Сухоруков, В. Г. Суслов. – Москва : Издательство Юрайт, 2016. – 359 с.
68. Теория и методика геоэкологического образования : учеб, пособие. Часть I / под ред. Н. Ф. Винокуровой, Н. Н. Демидовой. – Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. – 369 с.
69. Трайнев, В. А. Информационно-коммуникативные технологии в образовании / В. А. Трайнев // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 36-39.
70. Учебно-образовательный проект : География Омской области. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://bongeo.ru/p204aa1/p47aa1.html (Дата обращения: 20.01.2021 г.)
71. Ушинский, К. Д. Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский. - Москва : Изд-во УРАО, 2015. – 591 с.
72. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами: учебное пособие для вузов / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. – Москва : Медиа, 2010. – 423 с.
73. Шарапова, Н. В. Педагогические технологии на уроках географии / Н. В. Шарапова. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 236 с.
74. Шатных, А. В. Современный урок географии: метод, разработки уроков географии / А. В. Шатных // Библиотека «География в школе». – 2012. – № 6. – С. 4.
75. Шишкова, И. Л. Современные педагогические технологии / И. Л. Шишкова. – Волгоград : Учитель. 2015. – 362 с.
76. Шошина, 3. В. Зачет как форма проверки знаний, умений и навыков на уроке географии / З.В. Шошина // География в школе. – 2009. – №5. – С. 48-51.
77. Шульгина, О. В. Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании географии / О. В. Шульгина // География в школе. – 2013. – № 8. – С. 45-49.
78. Щенёв, В. А. Урок географии в системе личностно-ориентированного обучения / В. А. Щенёв // География в школе. – 2015. – № 5. – С. 37-39.
79. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А. В. Хуторский // Народное образование. – 2013. – № 2. – С. 58-64.
80. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
81. Фенько, Ю. В. Учебный процесс по географии : сотворчество педагога и учащегося / Ю. В. Фенько // Педагогика. – №3. – 2016. – С. 40-44.
82. Фоминых, И. В. Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества образования / И. В. Фоминых // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. – С. 307-309.
1. Алтайцев, А. М. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения / А. М. Алтайцев // В кн. : Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению (Москва, 1-3 марта 2001 г.) / Московский государственный университет. Центр проблем развития образования. – Москва : МГУ, 2002. – 288 с.
2. Артемьева, Л. А. Мониторинг создания и внедрения инновационных учебно-методических комплексов / Л. А. Артемьева, А. С. Бурмистрова, Н. А. Куторго // Научные исследования в образовании. – 2010. ‒ № 4. – С. 31‒42.
3. Байбородова, Л. В. Обучение географии в средней школе : метод, пособие / Л. В. Байбородова, А. В. Матвеев. – Москва : Владос, 2008. – 563 с.
4. Батурина, Г. И. Дидактика педагогического процесса / Г. И. Батурина. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 522 с.
5. Беловолова, Е. А. Методика реализации практической направленности обучения географии в современной школе : Монография / Е. А. Беловолова. – Москва : Прометей, 2013. – 144 с.
6. Беловский, Г. Г. Проектирование учебного модуля / Г. Г. Беловский // Электронный журнал РФ «Познавательный». ‒ 2013. – № 11. ‒ С. 20–41.
7. Блаженов, В. А. Приемы развивающего обучения географии / В. А. Блаженов. – Волгоград : Учитель, 2015. – 145 с.
8. Гакаев, Р. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы / Р. А. Гакаев, М. А. Иразова // Образование и воспитание. – 2015. – № 3(3). – С. 4–7.
9. Гакаев, Р. А. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета / Р. А. Гакаев, М. Ж. Чатаева // Научное мнение. –2014. – № 4. – С. 156–159.
10. Гезеев, В. В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС / В. В. Гезеев. – Москва : НИИ школьных технологий, 2016. – 208 с
11. География. Начальный курс. 5-6 классы / И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – Москва : Просвещение, 2012. – 254 с.
12. География. Физическая география. 6 класс / Е. М. Домогацких, Е. Домогацких. – Москва : Родное слово, 2016. – 258 с.
13. География. Землеведение. 5 класс / В. П. Дронова, Л. Е. Савельевой. – Москва : Дрофа, 2016. – 180 с.
14. География. Начальный курс. 6 класс / Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. – Москва : Дрофа, 2016. – 241 с.
15. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс / И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенев и др. / под ред. В. П. Дронова. – Москва : Дрофа, 2015. – 354 с.
16. Горбатова, О. Н. Методика преподавания географии : учеб. пособие / О. Н. Горбатова. – Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. – 242 с.
17. Домогацких, Е. М. География. 8 класс / Е. М. Домогацких, Е. Е. Домогацких. – Москва : Родное слово, 2016. – 210 с.
18. Домогацких, Е. М. Учебник для 9 класса / Е. М. Домогацких, Н. И. Алекссевский. – Москва : ООО «Русское слово – учебник» 2010. – 224 с.
19. Душина, И. В. Как учить школьников географии : Пособие для начинающих учителей и студентов педагогических институтов и университетов по географическим специальностям /И. В. Душина. – Москва, 2016. – 192 с.
20. Еремина, В. А. Физическая география. Интересные факты : моногр. / В. А. Еремина, Т. Ю. Притула. – Москва : Илекса, 2008. – 112 c.
21. Ермолаева, Л. М. Фитопланктон некоторых озер степной и лесостепной зон Омской области / Л. М. Ермолаева // Водоемы Сибири и перспективы их рыбохозяйственного использования. – Томск : Изд-во Томск. ун-та, 1973. –С. 159-160.
22. Зверева, О. С. Опыт рекогносцировочного обследования озер по Омскому и Славгородскому округам Сибкрая / О. С. Зверева // Труды Сиб. науч. рыбохоз. станции. – Красноярск, 1930. Т. 5. Вып. 2. – 90 с.
23. Зензин, В. В. Краеведение Омского Прииртышья / В. В. Зензин ; ред. В. Н. Русаков. – Омск : [б. и.], 2016. – 526 с.
24. Зенюк, Т. И. К характеристике фитопланктона озера Салтаим Омской области / Т. И. Зенюк // Вопросы гигиены : труды Омск. мед. ин-та. – Омск, 1968. № 86. – С. 44-49.
25. Зенюк, Т. И. Фитопланктон озер Салтаим и Тенис Омской области в осенний период 1965 г. / Т. И. Зенюк // Вопросы гигиены : труды Омск. мед. ин-та. – Омск, 1967. – № 77. – С. 27-31.
26. Зимняя, И. А. Компетентностный подход в образовании / И. А. Зимняя // Педагогические исследования. – 2018. – №4. – С. 52-55.
27. Жук, А. И. Учебно-методические комплексы (из опыта разработки) : Методическое пособие / А. И. Жук. – Москва : МГУ, 2011. – 47 с.
28. Жукова, Г. Т. Основные компоненты структуры учебного предмета / Г. Т. Жукова // Педагогические исследования. – 2014. – №2. – С. 46-49.
29. Зинченко, Н. Н. География. Интерактивные формы работы с учащимися 6-8 классов. Продуктивный уровень / Н. Н. Зинченко. – Москва : Учитель, 2014. – 180 c.
30. Иванов, Ю. А. Методика преподавания географии / Ю. А. Иванов. – Брест, 2012. – 306 с.
31. Иванов, А. Н. Охраняемые природные территории : учеб. пособие для студ. вузов / А. Н. Иванов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 187 с.
32. Известия Омского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» : сб. науч. ст. – Омск : Амфора. – Вып. (13) 22 : Город, в котором мы живем : из истории и географии Омска (к 300-летнему юбилею) / ред. О. В. Мезенцева. – 2016. – 276 с.
33. Интернет-проект «Омская область на карте». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rgo.ru/ru/omskoe-regionalnoe-otdelenie/proekty/geograficheskaya-socialnaya-set-omskaya-oblast-na-karte (Дата обращения: 26.01.2021 г.)
34. Интерактивный клуб путешествий по Омской области – GEO. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://posleurokov.ru/omsk/71406 (Дата обращения: 20.01.2021 г.)
35. Калякин, А. С. О создании современного учебно-методического комплекса по направлению подготовки / А. С. Калякин // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2009. ‒ № 2. ‒ С. 70‒74.
36. Карты Омской области [Текст]. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hge.spbu.ru/mapgis/subekt/omskaya/omskaya.html (Дата обращения: 25.01.2021 г.)
37. Кудрявцева, Н. Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения / Н. Г. Кудрявцева // Справочник заместителя директора. – 2018. – №4. – С. 13-27.
38. Кукушин, В. С. Современные педагогические технологии / В. С. Кукушин. – Ростов-на-Дону : Издательство «Феникс», 2004. – 379 с.
39. Ляшенко, Д. Современные проблемы преподавания картографии в школе / Д. Лященко // География и основы экономики в школе. – 2002. – № 3. – С. 11-17.
40. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. Т. 5/ А. С. Макаренко – Москва : Педагогика, 2015. – 336 с.
41. Макаров, А. В. Учебно-методический комплекс : модульная технология разработки : Учебно-методич. пособие / В. В. Макаров, З. П. Трофимова. – Минск : РИВШ БГУ, 2011. – 118 с.
42. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях : Учеб. пособие для студентов вузов / И. В. Душина, В. Б. Пятунини и др. – Москва : Дрофа; 2007. – 509 с.
43. Методика преподавания региональной географии в школе / под ред. М. А. Никоновой. – Москва : Аст: Астрель. 2003. – 354 с.
44. Назаренко, Т. Г. Электронные карты и методика работы с ними на уроках географии / Т. Г. Назаренко // География: научно-методический журнал. – 2009. – № 9 (133). – С. 3-9.
45. Низовцев, В. Л. Межпредметные связи в профильном обучении географии / В. А. Низовцев // Образование через века. – Великий Новгород, 2007. – С. 114-119.
46. Паневина, Н. Г. Учебно-методический комплекс в открытой информационно-образовательной среде / Н. Г. Паневина // Просвещение. Общественные науки. Интернет-издание для учителя, октябрь 2012. – С. 14-19.
47. Пакулова, В. М. Современные аспекты преподавания географии в основной школе / В. М. Пакулова // Педагогика. – 2015. – №8. – С. 26-32.
48. Пальчевский, Б. В. Понятие «Инновационное развитие» : логико- герменевтический анализ его сущности и значения в образовании / Б. В. Пальчевский // Институт повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы». ‒ Гродно, 2013. ‒ 66 с.
49. Петрова, Е. Ю. Теория и методика обучения географии: учебно-методический комплекс для студентов географических специальностей педагогических университетов / Е. Ю. Петрова. – Томск : Издательство ТГПУ, 2017.- 168 с.
50. Особо охраняемые природные территории Омской области. Информационные очерки : информ. Очерки / М-во природ. ресурсов и экологии Ом. обл. ; ред. Л. Е. Трутнев. –Омск : Золотой тираж, 2016. – 60 с.
51. Охрана окружающей среды в Омской области : стат. сб. / Федерал. служба гос. статистики, Территор. орган Федерал. службы гос. статистики по Омской обл. ; пред. ред. Совета Е. В. Шорина. – Омск : Омскстат, 2018. – 83 с.
52. Памятники природы Омского региона. [Электронный ресурс]. Режим доступа: 300.omskportal.ru (Дата обращения: 27.01.2021 г.)
53. Пахомова, Л. С. Школьный компонент географического образования (теория и опыт) : монография / Л. С. Пахомова. – Москва – Берлин : Директ- Медиа, 2014. – 193 с.
54. Петрова, Е. Ю. Теория и методика обучения географии : учебно-методический комплекс для студентов географических специальностей педагогических университетов / Е. Ю. Петрова. – Томск : Издательство ТГПУ, 2010. – 168 с.
55. Практические работы по географии. VI -X классы / Под ред. И. И. Бариновой. – Москва : Школа-Пресс, 2016. – 144 с.
56. Природа и экология Омского Прииртышья / сост. Е. А. Смирнова [и др.]. – Омск : ИРООО, 2007. – 193 с.
57. Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С.В. Курчина. - 5е изд., стереотип. – Москва : Дрофа, 2016 – 409 с.
58. Ряховский, С. В. География. Физическая география. 6 класс. Контрольно-измерительные материалы. Текущий и итоговый контроль по курсу / С. В. Ряховский. – Москва : Русское слово, 2014. – 260 c.
59. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г. К. Селевко. – Москва : НИИ школьных технологий, 2015. – 288 с.
60. Скавронский, П. Содержание и структура понятия «картографическая компетенция» / П. Скавронский // География и основы экономики в школе. –2009. – № 6. – С. 32-37.
61. Скаткин, М. Н. Развивающая педагогика / М. Н. Скаткин. – Москва : АСТ, 2012. – 248 с.
62. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. – 2-е изд. – Москва : Педагогика, 2014. – 95 с.
63. Соколова, Ф. П. Современный образовательный процесс / Ф. П. Соколова // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 58-59.
64. Солонько, А. В. Теория и практика моделирования при обучении географии в средней школе / А. В. Солонько. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПЦ им. А.И. Герцена, 2008. – 240 с.
65. Стецив, И. В. Памятники природы Омской области / И. В. Стецив // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. – 2002. – № 9. – С. 233–238.
66. Сухов, В. П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников / В. П. Сухов. – Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И.Герцена, 2017. – 155 с.
67. Сухоруков, В. Д. Методика обучения географии : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Д. Сухоруков, В. Г. Суслов. – Москва : Издательство Юрайт, 2016. – 359 с.
68. Теория и методика геоэкологического образования : учеб, пособие. Часть I / под ред. Н. Ф. Винокуровой, Н. Н. Демидовой. – Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. – 369 с.
69. Трайнев, В. А. Информационно-коммуникативные технологии в образовании / В. А. Трайнев // Педагогика. – 2014. – №4. – С. 36-39.
70. Учебно-образовательный проект : География Омской области. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://bongeo.ru/p204aa1/p47aa1.html (Дата обращения: 20.01.2021 г.)
71. Ушинский, К. Д. Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский. - Москва : Изд-во УРАО, 2015. – 591 с.
72. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами: учебное пособие для вузов / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. – Москва : Медиа, 2010. – 423 с.
73. Шарапова, Н. В. Педагогические технологии на уроках географии / Н. В. Шарапова. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 236 с.
74. Шатных, А. В. Современный урок географии: метод, разработки уроков географии / А. В. Шатных // Библиотека «География в школе». – 2012. – № 6. – С. 4.
75. Шишкова, И. Л. Современные педагогические технологии / И. Л. Шишкова. – Волгоград : Учитель. 2015. – 362 с.
76. Шошина, 3. В. Зачет как форма проверки знаний, умений и навыков на уроке географии / З.В. Шошина // География в школе. – 2009. – №5. – С. 48-51.
77. Шульгина, О. В. Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании географии / О. В. Шульгина // География в школе. – 2013. – № 8. – С. 45-49.
78. Щенёв, В. А. Урок географии в системе личностно-ориентированного обучения / В. А. Щенёв // География в школе. – 2015. – № 5. – С. 37-39.
79. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А. В. Хуторский // Народное образование. – 2013. – № 2. – С. 58-64.
80. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
81. Фенько, Ю. В. Учебный процесс по географии : сотворчество педагога и учащегося / Ю. В. Фенько // Педагогика. – №3. – 2016. – С. 40-44.
82. Фоминых, И. В. Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества образования / И. В. Фоминых // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. – С. 307-309.