Подделка документов об образовании в России (Документоведение и архивоведение, Нижневартовский Государственный Университет)
|
Проведен анализ объема криминального рынка поддельных документов об образовании в России за 2005-2019 годы.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБОРОТА ДОКУМЕНТАЦИИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ 6
1.1 Понятие и виды документов об образовании 6
1.2 Порядок учета и контроля за документами об образовании 16
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ПОДДЕЛКИ ДОКУМЕНТОВ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ 22
2.1 Криминальный рынок поддельных документов об образовании 22
2.2 Причины и условия, способствующие подделке документов об образовании 34
ГЛАВА 3. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПОДДЕЛКЕ ДОКУМЕНТОВ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ 39
3.1 Правовые и организационные аспекты противодействия подделке документов об образовании 39
3.2 Социальные аспекты противодействия подделке документов об образовании 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБОРОТА ДОКУМЕНТАЦИИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ 6
1.1 Понятие и виды документов об образовании 6
1.2 Порядок учета и контроля за документами об образовании 16
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ПОДДЕЛКИ ДОКУМЕНТОВ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ 22
2.1 Криминальный рынок поддельных документов об образовании 22
2.2 Причины и условия, способствующие подделке документов об образовании 34
ГЛАВА 3. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПОДДЕЛКЕ ДОКУМЕНТОВ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ 39
3.1 Правовые и организационные аспекты противодействия подделке документов об образовании 39
3.2 Социальные аспекты противодействия подделке документов об образовании 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
В целом следует отметить, что проблематика подделки документов об образовании, во многом в силу остроты и актуальности данной проблемы, часто становится предметом научных исследований. Очевидно, что эта проблема далека от решения, и необходимость выработки новых направлений противодействия подделке документов об образовании заставляет отечественных ученых вновь и вновь возвращаться к данной теме в своих работах.
Однако, следует обратить внимание на практически полное отсутствие комплексных, междисциплинарных исследований. Каждый из специалистов рассматривает проблему со своей узкоспециальной точки зрения, хотя очевидно, что данную проблему необходимо рассматривать совокупно – с точки зрения документоведения, с точки зрения управления образованием, с точки зрения права и т.д.
Соответственно, можно сделать вывод об отсутствии глубоких комплексных исследований проблемы подделки документов об образовании в современной России, где данная проблема рассматривалась бы с точки зрения различных аспектов – документоведческого, правового, социального и др.
Источниковая база включает в себя нормативные акты, в частности Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уголовный кодекс Российской Федерации и др., статистические источники, а именно статистическая информация Судебного департамента при Верховном Суде РФ, социологические данные, а именно опрос работодателей на предмет их отношения к поддельным дипломам об образовании.
Цель исследования – изучение особенности подделки документов об образовании в современной России для последующей выработки механизмов противодействия данной проблеме.
Задачи исследования:
изучить понятие и виды документов об образовании в России;
определить порядок учета и контроля за документами об образовании в России;
проанализировать криминальный рынок поддельных документов об образовании;
рассмотреть причины и условия, способствующие подделке документов об образовании в России;
проанализировать правовые и организационные аспекты противодействия подделке документов об образовании;
охарактеризовать социальные аспекты противодействия подделке документов об образовании.
Объект исследования – документы об образовании.
Предметом исследования выступает оборот документов об образовании в России, а также подделка документов об образовании.
Методы анализа, синтеза, абстрагирования, индукции и дедукции, аналогии классифицирования позволили решить поставленные задачи и достичь цель.
Структурно исследование состоит из введения, трех глав, включающих в себя в общей сложности шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.
Однако, следует обратить внимание на практически полное отсутствие комплексных, междисциплинарных исследований. Каждый из специалистов рассматривает проблему со своей узкоспециальной точки зрения, хотя очевидно, что данную проблему необходимо рассматривать совокупно – с точки зрения документоведения, с точки зрения управления образованием, с точки зрения права и т.д.
Соответственно, можно сделать вывод об отсутствии глубоких комплексных исследований проблемы подделки документов об образовании в современной России, где данная проблема рассматривалась бы с точки зрения различных аспектов – документоведческого, правового, социального и др.
Источниковая база включает в себя нормативные акты, в частности Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уголовный кодекс Российской Федерации и др., статистические источники, а именно статистическая информация Судебного департамента при Верховном Суде РФ, социологические данные, а именно опрос работодателей на предмет их отношения к поддельным дипломам об образовании.
Цель исследования – изучение особенности подделки документов об образовании в современной России для последующей выработки механизмов противодействия данной проблеме.
Задачи исследования:
изучить понятие и виды документов об образовании в России;
определить порядок учета и контроля за документами об образовании в России;
проанализировать криминальный рынок поддельных документов об образовании;
рассмотреть причины и условия, способствующие подделке документов об образовании в России;
проанализировать правовые и организационные аспекты противодействия подделке документов об образовании;
охарактеризовать социальные аспекты противодействия подделке документов об образовании.
Объект исследования – документы об образовании.
Предметом исследования выступает оборот документов об образовании в России, а также подделка документов об образовании.
Методы анализа, синтеза, абстрагирования, индукции и дедукции, аналогии классифицирования позволили решить поставленные задачи и достичь цель.
Структурно исследование состоит из введения, трех глав, включающих в себя в общей сложности шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.
Проведенное в рамках настоящей работы исследование вопросов подделки документов об образовании в Российской Федерации позволило сделать определенные выводы:
1) Документ об образовании — это деловая бумага государственного образца (аттестат, диплом, свидетельство, сертификат и др.), удостоверяющая уровень полученного лицом образования и/или присвоенной ему классификации или академической степени по окончании конкретного учебного заведения общего и/или профессионального образования.
Документы об образовании можно разделить на:
документы об образовании (аттестаты об основном общем и среднем общее образовании)
документы об образовании и квалификации (дипломы бакалавров, специалистов и т.д.).
Кроме того, выделяют «документы об обучении» и «документы о квалификации», которые формально в «документы об образовании» не входят, однако криминальный рынок всех указанных видов поддельных документов един, что обуславливает необходимость расширительного понимания термина «документ об образовании», и включения в него всех вышеупомянутых документов.
2) Порядок учета и контроля за документами об образовании установлен на нормативном уровне и призван обеспечить длительное и безопасное хранение информации о лицах, получавших в конкретном образовательном учреждении соответствующие документы.
Обращение к базе данных о таких документах, в том числе в рамках открытой системы проверки подлинности документов об образовании (Федеральная информационная система «Федеральный реестр документов об образовании»).
3) Криминальный рынок поддельных документов об образовании в современной России по объемам преступных доходов составляет по оценкам специалистов 1,5 миллиарда долларов в год уступает наркоторговле, нелегальному алкоголю и документам миграционного учета, однако существенно крупнее, чем оборот поддельных водительских документов, медицинских документов и др.
Анализ динамики указанного рынка за последние десятилетия указывает на то, что с началом функционирования ФРДО изготовление поддельных дипломов существенно осложнилось, что привело к повышению средней стоимости поддельного документа об образовании и резко увеличило объем преступных доходов на данном рынке.
В настоящее время большинство преступлений, связанных с изготовлением и продажей поддельных документов об образовании, совершается организованными преступными группами, использующими для распространения информации о своих «услугах» и взаимодействия с «клиентами» информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
При этом даже в случае выявления таких преступлений к уголовной ответственности привлекаются зачастую лишь представители «низового» звена преступной группы, строгое наказание которым назначается крайне редко.
4) Система причин и условий, способствующих росту криминального рынка поддельных документов об образовании, включает в себя множество разнонаправленных факторов – это и мягкость подхода уголовного закона к лицам, совершающим преступления в данной сфере, и общее несовершенство законодательства и правоприменительной практики, когда виновные избегают ответственность, поскольку якобы изготавливали «сувенирную» продукцию, и ненадлежащее ведение ФРДО вкупе с недостаточным уровнем информационной безопасности Реестра, что позволяет получить внешний доступ к его базе данных, и коррупция в образовательных организациях, и отсутствие в обществе нетерпимости к лицам, использующим поддельные документы об образовании.
5) С организационно-правовой точки зрения повышение эффективности противодействия подделке документов об образовании должно осуществляться посредством:
ужесточения уголовной ответственности за деяния, связанные с подделкой документов об образовании, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
включения в ст. 327 УК РФ, такого квалифицирующего признака преступления, как изготовление или сбыт поддельного документа о высшем образовании по социально значимой профессии, а также использование заведомо подложного документа в виде поддельного документа о высшем образовании по социально значимой профессии. Перечень таких профессий следует установить в примечании к ст. 327 УК РФ. Среди таких должна быть профессия врача и ряд иных;
ужесточения дисциплинарной и предусмотрения административной ответственности для должностных лиц (работников) органов управления образования и образовательных учреждений, допустивших небрежные (халатные) действия, повлекшие доступ посторонних лиц к официальным бланкам документов об образовании, средствам их идентификации, документам учета и т.д.;
упрощения процедуры проверки подлинности документа об образовании на соответствующем ресурсе в сети Интернет.
Подобные меры должны способствовать минимизации криминального рынка подделки документов об образовании.
6) В настоящее время отсутствует стойкое неприятие подделки документов об образовании, притом не только среди обывателей, но и среди работодателей.
Безусловно, отчасти в этом «виновна» и сама образовательная система, и данную проблему следует решать посредством повышения престижа, значимости и качества высшего образования, преодоления коррупции в образовательной системе, чтобы документ об образовании выступал не формальным требованием при трудоустройстве, а действительным свидетельством того, что его предъявитель не только формально, но и фактически является грамотным специалистом.
1) Документ об образовании — это деловая бумага государственного образца (аттестат, диплом, свидетельство, сертификат и др.), удостоверяющая уровень полученного лицом образования и/или присвоенной ему классификации или академической степени по окончании конкретного учебного заведения общего и/или профессионального образования.
Документы об образовании можно разделить на:
документы об образовании (аттестаты об основном общем и среднем общее образовании)
документы об образовании и квалификации (дипломы бакалавров, специалистов и т.д.).
Кроме того, выделяют «документы об обучении» и «документы о квалификации», которые формально в «документы об образовании» не входят, однако криминальный рынок всех указанных видов поддельных документов един, что обуславливает необходимость расширительного понимания термина «документ об образовании», и включения в него всех вышеупомянутых документов.
2) Порядок учета и контроля за документами об образовании установлен на нормативном уровне и призван обеспечить длительное и безопасное хранение информации о лицах, получавших в конкретном образовательном учреждении соответствующие документы.
Обращение к базе данных о таких документах, в том числе в рамках открытой системы проверки подлинности документов об образовании (Федеральная информационная система «Федеральный реестр документов об образовании»).
3) Криминальный рынок поддельных документов об образовании в современной России по объемам преступных доходов составляет по оценкам специалистов 1,5 миллиарда долларов в год уступает наркоторговле, нелегальному алкоголю и документам миграционного учета, однако существенно крупнее, чем оборот поддельных водительских документов, медицинских документов и др.
Анализ динамики указанного рынка за последние десятилетия указывает на то, что с началом функционирования ФРДО изготовление поддельных дипломов существенно осложнилось, что привело к повышению средней стоимости поддельного документа об образовании и резко увеличило объем преступных доходов на данном рынке.
В настоящее время большинство преступлений, связанных с изготовлением и продажей поддельных документов об образовании, совершается организованными преступными группами, использующими для распространения информации о своих «услугах» и взаимодействия с «клиентами» информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
При этом даже в случае выявления таких преступлений к уголовной ответственности привлекаются зачастую лишь представители «низового» звена преступной группы, строгое наказание которым назначается крайне редко.
4) Система причин и условий, способствующих росту криминального рынка поддельных документов об образовании, включает в себя множество разнонаправленных факторов – это и мягкость подхода уголовного закона к лицам, совершающим преступления в данной сфере, и общее несовершенство законодательства и правоприменительной практики, когда виновные избегают ответственность, поскольку якобы изготавливали «сувенирную» продукцию, и ненадлежащее ведение ФРДО вкупе с недостаточным уровнем информационной безопасности Реестра, что позволяет получить внешний доступ к его базе данных, и коррупция в образовательных организациях, и отсутствие в обществе нетерпимости к лицам, использующим поддельные документы об образовании.
5) С организационно-правовой точки зрения повышение эффективности противодействия подделке документов об образовании должно осуществляться посредством:
ужесточения уголовной ответственности за деяния, связанные с подделкой документов об образовании, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
включения в ст. 327 УК РФ, такого квалифицирующего признака преступления, как изготовление или сбыт поддельного документа о высшем образовании по социально значимой профессии, а также использование заведомо подложного документа в виде поддельного документа о высшем образовании по социально значимой профессии. Перечень таких профессий следует установить в примечании к ст. 327 УК РФ. Среди таких должна быть профессия врача и ряд иных;
ужесточения дисциплинарной и предусмотрения административной ответственности для должностных лиц (работников) органов управления образования и образовательных учреждений, допустивших небрежные (халатные) действия, повлекшие доступ посторонних лиц к официальным бланкам документов об образовании, средствам их идентификации, документам учета и т.д.;
упрощения процедуры проверки подлинности документа об образовании на соответствующем ресурсе в сети Интернет.
Подобные меры должны способствовать минимизации криминального рынка подделки документов об образовании.
6) В настоящее время отсутствует стойкое неприятие подделки документов об образовании, притом не только среди обывателей, но и среди работодателей.
Безусловно, отчасти в этом «виновна» и сама образовательная система, и данную проблему следует решать посредством повышения престижа, значимости и качества высшего образования, преодоления коррупции в образовательной системе, чтобы документ об образовании выступал не формальным требованием при трудоустройстве, а действительным свидетельством того, что его предъявитель не только формально, но и фактически является грамотным специалистом.



