Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Подделка документов об образовании в России (Документоведение и архивоведение, Нижневартовский Государственный Университет)

Работа №69937

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

документоведение

Объем работы59
Год сдачи2021
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
279
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведен анализ объема криминального рынка поддельных документов об образовании в России за 2005-2019 годы.
Есть приложение.

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБОРОТА ДОКУМЕНТАЦИИ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ 6
1.1 Понятие и виды документов об образовании 6
1.2 Порядок учета и контроля за документами об образовании 16
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ПОДДЕЛКИ ДОКУМЕНТОВ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ 22
2.1 Криминальный рынок поддельных документов об образовании 22
2.2 Причины и условия, способствующие подделке документов об образовании 34
ГЛАВА 3. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПОДДЕЛКЕ ДОКУМЕНТОВ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ 39
3.1 Правовые и организационные аспекты противодействия подделке документов об образовании 39
3.2 Социальные аспекты противодействия подделке документов об образовании 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 59

В целом следует отметить, что проблематика подделки документов об образовании, во многом в силу остроты и актуальности данной проблемы, часто становится предметом научных исследований. Очевидно, что эта проблема далека от решения, и необходимость выработки новых направлений противодействия подделке документов об образовании заставляет отечественных ученых вновь и вновь возвращаться к данной теме в своих работах.
Однако, следует обратить внимание на практически полное отсутствие комплексных, междисциплинарных исследований. Каждый из специалистов рассматривает проблему со своей узкоспециальной точки зрения, хотя очевидно, что данную проблему необходимо рассматривать совокупно – с точки зрения документоведения, с точки зрения управления образованием, с точки зрения права и т.д.
Соответственно, можно сделать вывод об отсутствии глубоких комплексных исследований проблемы подделки документов об образовании в современной России, где данная проблема рассматривалась бы с точки зрения различных аспектов – документоведческого, правового, социального и др.
Источниковая база включает в себя нормативные акты, в частности Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уголовный кодекс Российской Федерации и др., статистические источники, а именно статистическая информация Судебного департамента при Верховном Суде РФ, социологические данные, а именно опрос работодателей на предмет их отношения к поддельным дипломам об образовании.
Цель исследования – изучение особенности подделки документов об образовании в современной России для последующей выработки механизмов противодействия данной проблеме.
Задачи исследования:
 изучить понятие и виды документов об образовании в России;
 определить порядок учета и контроля за документами об образовании в России;
 проанализировать криминальный рынок поддельных документов об образовании;
 рассмотреть причины и условия, способствующие подделке документов об образовании в России;
 проанализировать правовые и организационные аспекты противодействия подделке документов об образовании;
 охарактеризовать социальные аспекты противодействия подделке документов об образовании.
Объект исследования – документы об образовании.
Предметом исследования выступает оборот документов об образовании в России, а также подделка документов об образовании.
Методы анализа, синтеза, абстрагирования, индукции и дедукции, аналогии классифицирования позволили решить поставленные задачи и достичь цель.
Структурно исследование состоит из введения, трех глав, включающих в себя в общей сложности шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное в рамках настоящей работы исследование вопросов подделки документов об образовании в Российской Федерации позволило сделать определенные выводы:
1) Документ об образовании — это деловая бумага государственного образца (аттестат, диплом, свидетельство, сертификат и др.), удостоверяющая уровень полученного лицом образования и/или присвоенной ему классификации или академической степени по окончании конкретного учебного заведения общего и/или профессионального образования.
Документы об образовании можно разделить на:
 документы об образовании (аттестаты об основном общем и среднем общее образовании)
 документы об образовании и квалификации (дипломы бакалавров, специалистов и т.д.).
Кроме того, выделяют «документы об обучении» и «документы о квалификации», которые формально в «документы об образовании» не входят, однако криминальный рынок всех указанных видов поддельных документов един, что обуславливает необходимость расширительного понимания термина «документ об образовании», и включения в него всех вышеупомянутых документов.
2) Порядок учета и контроля за документами об образовании установлен на нормативном уровне и призван обеспечить длительное и безопасное хранение информации о лицах, получавших в конкретном образовательном учреждении соответствующие документы.
Обращение к базе данных о таких документах, в том числе в рамках открытой системы проверки подлинности документов об образовании (Федеральная информационная система «Федеральный реестр документов об образовании»).
3) Криминальный рынок поддельных документов об образовании в современной России по объемам преступных доходов составляет по оценкам специалистов 1,5 миллиарда долларов в год уступает наркоторговле, нелегальному алкоголю и документам миграционного учета, однако существенно крупнее, чем оборот поддельных водительских документов, медицинских документов и др.
Анализ динамики указанного рынка за последние десятилетия указывает на то, что с началом функционирования ФРДО изготовление поддельных дипломов существенно осложнилось, что привело к повышению средней стоимости поддельного документа об образовании и резко увеличило объем преступных доходов на данном рынке.
В настоящее время большинство преступлений, связанных с изготовлением и продажей поддельных документов об образовании, совершается организованными преступными группами, использующими для распространения информации о своих «услугах» и взаимодействия с «клиентами» информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
При этом даже в случае выявления таких преступлений к уголовной ответственности привлекаются зачастую лишь представители «низового» звена преступной группы, строгое наказание которым назначается крайне редко.
4) Система причин и условий, способствующих росту криминального рынка поддельных документов об образовании, включает в себя множество разнонаправленных факторов – это и мягкость подхода уголовного закона к лицам, совершающим преступления в данной сфере, и общее несовершенство законодательства и правоприменительной практики, когда виновные избегают ответственность, поскольку якобы изготавливали «сувенирную» продукцию, и ненадлежащее ведение ФРДО вкупе с недостаточным уровнем информационной безопасности Реестра, что позволяет получить внешний доступ к его базе данных, и коррупция в образовательных организациях, и отсутствие в обществе нетерпимости к лицам, использующим поддельные документы об образовании.
5) С организационно-правовой точки зрения повышение эффективности противодействия подделке документов об образовании должно осуществляться посредством:
 ужесточения уголовной ответственности за деяния, связанные с подделкой документов об образовании, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
 включения в ст. 327 УК РФ, такого квалифицирующего признака преступления, как изготовление или сбыт поддельного документа о высшем образовании по социально значимой профессии, а также использование заведомо подложного документа в виде поддельного документа о высшем образовании по социально значимой профессии. Перечень таких профессий следует установить в примечании к ст. 327 УК РФ. Среди таких должна быть профессия врача и ряд иных;
 ужесточения дисциплинарной и предусмотрения административной ответственности для должностных лиц (работников) органов управления образования и образовательных учреждений, допустивших небрежные (халатные) действия, повлекшие доступ посторонних лиц к официальным бланкам документов об образовании, средствам их идентификации, документам учета и т.д.;
 упрощения процедуры проверки подлинности документа об образовании на соответствующем ресурсе в сети Интернет.
Подобные меры должны способствовать минимизации криминального рынка подделки документов об образовании.
6) В настоящее время отсутствует стойкое неприятие подделки документов об образовании, притом не только среди обывателей, но и среди работодателей.
Безусловно, отчасти в этом «виновна» и сама образовательная система, и данную проблему следует решать посредством повышения престижа, значимости и качества высшего образования, преодоления коррупции в образовательной системе, чтобы документ об образовании выступал не формальным требованием при трудоустройстве, а действительным свидетельством того, что его предъявитель не только формально, но и фактически является грамотным специалистом.



1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 05.03.2021).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 03.02.2021).
3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 03.02.2021).
4. Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 № 729 «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (вместе с «Правилами формирования и ведения федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении») [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 03.02.2021).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.10.2013 г. № 1100 «Об утверждении образцов и описаний документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 03.02.2021).
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.02.2014 № 112 «Об утверждении порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 03.02.2021).
7. Письмо Минобрнауки России от 12.03.2015 № АК-610/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке, порядку выдачи и учету документов о квалификации в сфере дополнительного профессионального образования») [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 03.02.2021).

Научная литература

1. Абрамова А.К. Документооборот в системе образования / А.К. Абрамова. – М.: Городец, 2017. – 190 с.
2. Ашенова Т.М. Особенности типологии образовательных организаций / Т.М. Ашенова // Сибирское юридическое обозрение. – 2017. - № 2. – С. 34-39.
3. Багмет А.М. Некоторые аспекты противодействия использованию заведомо подложных документов / А.М. Багмет, Е.И. Бычкова // Российская юстиция. – 2019. – № 4. – С. 61-63.
4. Бакштанин А.М. Проблема вступления российской высшей школы в единое мировое образовательное пространство / А.М. Бакштанин, А.С. Симан // Вестник Научно-методического совета по природообустройству и водопользованию. – 2018. – № 12. – С. 17-20.
5. Бойцова Ж.А. Криминальный рынок поддельных документов в России: история, современность и прогнозы / Ж.А. Бойцова. – М.: Юрайт, 2018. – С. 52-57.
6. Борков В.Н. О юридическом основании квалификации преступлений / В.Н. Борков // Современное право. – 2018. – № 3. – С. 80-86.
7. Боровых Л.В. Уголовно-правовой взгляд на профессиональный статус медицинских работников / Л.В. Боровых, Т.А. Кирова // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2018. – № 3. – С. 478-498.
8. Боруленков Ю.П. К вопросу о противодействии криминальному рынку поддельных документов о высшем образовании / Ю.П. Боруленков // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ, - 2020. - № 2. – С. 97-103.
9. Борытко Н.М. Управление образовательными системами / Н.М. Борытко. – М.: Городец, 2019. – 315 с.
10. Вдовин В.А. Прекращение уголовного преследования с назначением меры уголовно-правового характера по уголовным делам, в которых отсутствует возможность заглаживания вреда / В.А. Вдовин // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2018. – № 6. – С. 90-91.
11. Винокуров В.Н. О пределах малозначительности деяния / В.Н. Винокуров // Уголовное право. – 2019. – № 6. – С. 18-23.
12. Волков А.С. Криминалистическая классификация в методике расследования подлога документов / А.С. Волков, Д.А. Мозговая, В.Ф. Финогенов // Российский следователь. – 2018. – № 4. – С. 6-10.
13. Гарбатович Д.А. Ошибки при квалификации малозначительных деяний, содержащих признаки формальных составов преступлений / Д.А. Гарбатович // Мировой судья. – 2020. – № 7. – С. 13-16.
14. Гардукевич М.Ч. Практика проверки подлинности документов об образовании пакистанских граждан / М.Ч. Гардукевич // Высшая школа: проблемы и перспективы. Материалы 13-й Международной научно-методической конференции. В 3-х частях. 2018. – С. 207-211.
15. Глазкова Л.В. Взаимодействие систем организованной преступности и коррупции / Л.В. Глазкова // Актуальные проблемы российского права. – 2019. – № 7. – С. 77-86.
16. Гриб В.В. Правовое развитие общественного контроля в сфере образования и науки / В.В. Гриб // Государственная власть и местное самоуправление. – 2021. – № 4. – С. 3-8.
17. Денисова А.В. Уровни и стадии предупреждения преступлений / А.В. Денисова // Российский следователь. – 2020. – № 6. – С. 40-44.
18. Иванников А.Д. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / А.Д. Иванников. – М.: Директ-медиа, 2018. – 240 с.
19. Иванов Н.Г. Давность привлечения к уголовной ответственности за «длящиеся преступления» и время совершения преступления / Н.Г. Иванов // Уголовное право. – 2019. – № 1. – С. 38-44.
20. Канунникова Л.В. Коррупционные преступления в медицинской практике на территории Новосибирской области / Л.В. Канунникова, Н.А. Морозова // Медицинское право. – 2018. – № 2. – С. 16-19.
21. Козырин А.Н. Документы об образовании как институт образовательного права / А.Н. Козырин // Ежегодник российского образовательного законодательства. – 2019. – Т. 14. – № 19. – С. 4-30.
22. Кудряшова С.Н. Новые подходы к взаимодействию сферы труда и сферы образования / С.Н. Кудряшова // Трудовое право в России и за рубежом. – 2020. – № 2. – С. 37-39.
23. Кузнецова А.Д. Проблема открытой продажи документов об образовании / А.Д. Кузнецова, Е.Ю. Нестеров // Экономика счастья в формате ABLE: искусство, бизнес, право, экономика. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Уральский институт управления – филиал. – 2018. – С. 105-108.
24. Куликова Т.Б. Образовательные барьеры экономической безопасности ЕАЭС / Т.Б. Куликова // Безопасность бизнеса. – 2021. – № 1. – С. 13-20.
25. Лобачев Д.Н. Опыт формирования единой базы данных в Федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) квалификации, документах об обучении» / Д.Н. Лобачев // Научно-педагогический журнал «Учитель Алтая». – 2019. – № 1. – С. 77-83.
26. Ломакина Л.А. Научный потенциал страны и некоторые проблемы правового регулирования труда научных работников / Л.А. Ломакина // Журнал российского права. – 2020. – № 8. – С. 84-93.
27. Лопашенко Н.А. О некоторых проблемах в понимании малозначительного деяния по Уголовному кодексу РФ / Н.А. Лопашенко // Уголовное право. – 2019. – № 5. – С. 65-78.
28. Лукьянова А.А. Уголовная ответственность за подделку, сбыт и использование поддельных документов / А.А. Лукьянова. – Автореферат дисс. ... канд. юр. наук. – М., 2019. – 29 с.
29. Маматов М.В. Противодействие распространению в сети Интернет информации о продаже документов об образовании как важнейший участок работы органов прокуратуры / М.В. Маматов // Крымский научный вестник. – 2019. - № 2. – С. 103-108.
30. Морозов С.Н. К проблеме противодействия подделке документов о высшем образовании / С.Н. Морозов // Вестник Владимирского юридического института ФСИН России. – 2019. - № 2. – С. 86-92.
31. Муравьева А.А. Национальная система квалификаций – пути развития / А.А. Муравьева, О.Н. Олейникова, Н.М. Аксенова // Казанский педагогический журнал. – 2021. – № 1 (144). – С. 39-50.
32. Муравьева А.У. Подделка документов об образовании. Уголовно-правовой и криминологический аспекты / А.У. Муравьева. – М.: Юрайт, 2018. – 160 с.
33. Омельянович В.В. Расследование подделки, изготовления или сбыта поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков/ В.В. Омельянович. – Автореферат дисс. ... канд. юр. наук. – М., 2016. – 30 с.
34. Папроцкая О. Алгоритм увольнения инженерно-технических работников за подделку диплома / О. Папроцкая // Трудовое право. – 2020. – № 4. – С. 45 - 54.
35. Папроцкая О. Подделка документов об образовании: анализ споров по врачам / О. Папроцкая // Трудовое право. – 2020. – № 3. – С. 57-66.
36. Пашнин А.А. О некоторых вопросах исследования документов об образовании и (или) о квалификации с целью проверки их подлинности / А.А. Пашнин // Концепт. – 2018. – № 2. – С. 152-159.
37. Петров А.Я. Профессиональное образование и обучение: концептуально-правовые аспекты / А.Я. Петров // Трудовое право в России и за рубежом. – 2020. – № 1. – С. 35-38.
38. Сарыгина Э.С. Совершенствование системы профессионального образования государственных судебных экспертов / Э.С. Сарыгина // Российский следователь. – 2020. – № 9. – С. 51-55.
39. Слесарев С. Мошенники на выдумку хитры... а работодатели этому способствуют / С. Слесарев // Трудовое право. – 2018. – № 5. – С. 61-70.
40. Смирнов А.Н. К вопросу об объемах преступного рынка поддельных дипломов и иных документов об образовании / Смирнов А.Н. // Вестник Белгородского юридического института МВД России. – 2020. - № 3. – С. 104-110.
41. Тагаров Б.Ж. Поведение субъектов рынка образования в условиях асимметричной информации / Б.Ж. Тагаров // Креативная экономика. – 2018. – Т. 12. – № 5. – С. 607-618.
42. Трубин Е.М. Понятие официального документа как предмета преступления против порядка управления / Е.М. Трубин // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2018. – № 5. – С. 81-85.
43. Тюнин В.И. К вопросу об ответственности за использование заведомо подложного документа (ч. 3 ст. 327 УК РФ) / В.И. Тюнин // Уголовное право. – 2019. – № 4. – С. 103-110.
44. Хронова И.А. Проблемы применения профессиональных стандартов в Российской Федерации / И.А. Хронова // Актуальные проблемы российского права. – 2020. – № 11. – С. 190-197.
45. Цыремпилова Е.А. Стандарты доказывания по спорам в сфере образования / Е.А. Цыремпилова, Э.В. Гордеева // Вопросы российского и международного права. – 2021. – Т. 11. – № 2-1. – С. 89-96.
46. Шашина Л.Д. К вопросу об уголовной ответственности за подделку документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков / Л.Д. Шашина // Вестник Владимирского юридического института ФСИН России. – 2019. - № 2. – С. 142-147.
47. Шитова Н.Б. Образовательная миграция в России: концептуальные вопросы правового регулирования / Н.Б. Шитова // Журнал российского права. – 2020. – № 7. – С. 98-111.
48. Ширяев А.Ю. Общественная опасность и противоправность преступления: проблемы соотношения и оценки / А.Ю. Ширяев // Российский юридический журнал. – 2017. – № 6. – С. 134-140.
49. Шувалова И.А. Законодательство о трудоустройстве: общая характеристика, пробелы и коллизии / И.А. Шувалова // Юрист. – 2020. – № 9. – С. 51-55.
50. Яковлева О.П. Высшее образование в современной России: проблемы и перспективы / О.П. Яковлева // Трудовое право. – 2019. - № 8. – С. 43-49.

Эмпирические источники

1. Емелин А.Н. Диплом с доставкой на дом // Российская газета. – 2019. – 15 мар. – С. 5.
2. Статистическая информация Судебного департамента при Верховном Суде РФ. http://www.cdep.ru. Вкладка «Судебная статистика» (Дата обращения 05.03.2021).
3. Инструкция по делопроизводству в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Нижневартовский государственный университет», утв. Приказом и.о. ректора НвГУ от 02 ноября 2018 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт НвГУ http://nvsu.ru/ru/smk/1383/1_06.11.2018-ilovepdf-compressed.pdf (Дата обращения 03.02.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ