ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования физической культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 6
1.1. Сущность понятия «физическая культура» 6
1.2. Возрастные особенности физического воспитания младших школьников 14
1.3. Педагогические условия формирования физической культуры
младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
физической культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 29
2.1. Диагностика уровня сформированности физической культуры
младших школьников 29
2.2. Проект реализации педагогических условий формирования
физической культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 37
Заключение 43
Библиографический список 46
Приложение
Глава 1. Теоретические основы формирования физической культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 6
1.1. Сущность понятия «физическая культура» 6
1.2. Возрастные особенности физического воспитания младших школьников 14
1.3. Педагогические условия формирования физической культуры
младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
физической культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 29
2.1. Диагностика уровня сформированности физической культуры
младших школьников 29
2.2. Проект реализации педагогических условий формирования
физической культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 37
Заключение 43
Библиографический список 46
Приложение
Современная традиционная система образования требует постоянного совершенствования, так как обществу в современных условиях нужна не только творческая личность с методологическим, системным мышлением, но здоровый человек, который сможет выполнить все возлагаемые на него задачи. Сохранение здоровья ребенка и реализация его творческих способностей во многом зависит от технологии педагогического процесса, возможности комплексного подхода к преподаванию физической культуры и иных предметов, осваиваемых в начальной школе.
Одним из основных предметов, изучаемых младшими школьниками, является «Окружающий мир», в ходе изучения которого у детей формируется целостная картина мира и осознается место человека в нем. Формирование культуры личности, в том числе и физической, возможно осуществлять, опираясь на содержательный аспект предмета, включающий совокупность представлений о природе и человеке с учётом имеющегося опыта младшего школьника. Недостаточная интеграция физического воспитания с предметами естественнонаучного цикла, к которым относится «Окружающий мир» не позволяет должным образом ориентировать младших школьников на развитие физических качеств, укрепление здоровья.
Понятие «физическая культура» и пути её формирования у младших школьников представлена в научных трудах Н.М. Белянковой, И.Н. Венедиктова, Ю.В. Ворожко, А.Я. Журкиной, О.Ю. Масаловой, Л.И. Лубышевой, Л.П. Матвеева, А.А. Никитиной, Т.В. Петровой и других.
Возрастные особенности, которые необходимо учитывать при построении процесса формирования физической культуры младших школьников, характеризовали в своих трудах Ю.В. Беляева, А.Б. Гудков, М.Д. Кудрявцев, В.О. Францева и иные авторы.
Различные методы и приёмы формирования физической культуры младших школьников, которые возможно использовать при изучении предмета «Окружающий мир», рассматривались в работах И.Н. Венедиктова, И.И. Кипрушиной, И.И. Малозёмовой, А.А. Плешакова, В.Г. Федорова и других авторов.
Несмотря на значительный интерес ученых к исследуемой нами проблеме, отдельные ее аспекты изучены недостаточно. На наш взгляд, недостаточно используются возможности предмета «Окружающий мир» при формировании физической культуры младших школьников. Это определило выбор темы нашего исследования.
Противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования физической культуры для младших школьников возраста при изучении предмета «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - формирование физической культуры в младших школьников.
Предмет исследования - методы и приёмы формирования физической культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование физической культуры
младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- информировать учащихся о возможностях сохранения и укрепления здоровья с помощью физкультуры и спорта;
- развивать у младших школьников умение управлять физическим и психическим состоянием своего организма.
Задачи исследования.
1. Раскрыть сущность понятия «физическая культура».
2. Рассмотреть возрастные особенности формирования физической культуры младших школьников.
3. Выявить педагогические условия формирования физической культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
4. Проанализировать уровень физической культуры младших школьников.
5. Разработать проект реализации педагогических условий формирования физической культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, анкетирование, тестирование педагогический эксперимент.
База исследования: 2 «А» класс МОУ «Вейделевская СОШ» Вейделевского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обосновывается актуальность выбора темы, определяются проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и методы исследования.
В первой главе раскрыта сущность понятий «физическая культура»; выявлены возрастные особенности физического воспитания младших школьников; определены педагогические условия формирования физической культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Во второй главе описана диагностика уровня сформированности физической культуры младших школьников, представлен проект реализации педагогических условий формирования физической культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, намечены перспективы дальнейшей работы.
Библиографический список: 59 источников.
В приложении помещены диагностические материалы, фрагменты уроков и внеурочных занятий.
Одним из основных предметов, изучаемых младшими школьниками, является «Окружающий мир», в ходе изучения которого у детей формируется целостная картина мира и осознается место человека в нем. Формирование культуры личности, в том числе и физической, возможно осуществлять, опираясь на содержательный аспект предмета, включающий совокупность представлений о природе и человеке с учётом имеющегося опыта младшего школьника. Недостаточная интеграция физического воспитания с предметами естественнонаучного цикла, к которым относится «Окружающий мир» не позволяет должным образом ориентировать младших школьников на развитие физических качеств, укрепление здоровья.
Понятие «физическая культура» и пути её формирования у младших школьников представлена в научных трудах Н.М. Белянковой, И.Н. Венедиктова, Ю.В. Ворожко, А.Я. Журкиной, О.Ю. Масаловой, Л.И. Лубышевой, Л.П. Матвеева, А.А. Никитиной, Т.В. Петровой и других.
Возрастные особенности, которые необходимо учитывать при построении процесса формирования физической культуры младших школьников, характеризовали в своих трудах Ю.В. Беляева, А.Б. Гудков, М.Д. Кудрявцев, В.О. Францева и иные авторы.
Различные методы и приёмы формирования физической культуры младших школьников, которые возможно использовать при изучении предмета «Окружающий мир», рассматривались в работах И.Н. Венедиктова, И.И. Кипрушиной, И.И. Малозёмовой, А.А. Плешакова, В.Г. Федорова и других авторов.
Несмотря на значительный интерес ученых к исследуемой нами проблеме, отдельные ее аспекты изучены недостаточно. На наш взгляд, недостаточно используются возможности предмета «Окружающий мир» при формировании физической культуры младших школьников. Это определило выбор темы нашего исследования.
Противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования физической культуры для младших школьников возраста при изучении предмета «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - формирование физической культуры в младших школьников.
Предмет исследования - методы и приёмы формирования физической культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование физической культуры
младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- информировать учащихся о возможностях сохранения и укрепления здоровья с помощью физкультуры и спорта;
- развивать у младших школьников умение управлять физическим и психическим состоянием своего организма.
Задачи исследования.
1. Раскрыть сущность понятия «физическая культура».
2. Рассмотреть возрастные особенности формирования физической культуры младших школьников.
3. Выявить педагогические условия формирования физической культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
4. Проанализировать уровень физической культуры младших школьников.
5. Разработать проект реализации педагогических условий формирования физической культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, анкетирование, тестирование педагогический эксперимент.
База исследования: 2 «А» класс МОУ «Вейделевская СОШ» Вейделевского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обосновывается актуальность выбора темы, определяются проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и методы исследования.
В первой главе раскрыта сущность понятий «физическая культура»; выявлены возрастные особенности физического воспитания младших школьников; определены педагогические условия формирования физической культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Во второй главе описана диагностика уровня сформированности физической культуры младших школьников, представлен проект реализации педагогических условий формирования физической культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, намечены перспективы дальнейшей работы.
Библиографический список: 59 источников.
В приложении помещены диагностические материалы, фрагменты уроков и внеурочных занятий.
Проведенное исследование показало, что рассматриваемая нами проблема является актуальной для современной школы.
В ходе проведенного исследования была достигнута его цель и решены все поставленные задачи.
Подробно рассмотрено понятие «физическая культура», выявлена его сущность; выделены и апробированы педагогические условия эффективного формирования физической культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Физическая культура представляет собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни.
Под физической культурой понимают умение управлять физическими и психическими силами организма на основе совокупности компетенций, раскрывающих научные представления о возможностях сохранения и укрепления здоровья человека с учётом его индивидуальных особенностей.
Нами проанализирован учебно-методический комплект «Окружающий мир» А.А. Плешакова на предмет формирование физической культуры. Анализ показал, что данный курс решает крайне важную для начальной школы задачу формирования физической культуры. Содержание программы и учебников позволяет учителю эффективно организовать работу по формированию физической культуры младших школьников.
Диагностический эксперимент выявил, что для большинства младших школьников (46%) характерен средний уровень сформированности физической культуры. Лишь у небольшого числа младших школьников (18 %) отмечен высокий уровень, а у 8-ми человек из 22-х, участвующих в эксперименте (36%), сформирована физическая культура на низком уровне. Следовательно, необходима целенаправленная и систематическая работа учителя по повышению уровня физической культуры младших школьников.
Проведенное экспериментальное исследование проблемы формирования физической культуры младших школьников имело своей целью выявить и апробировать педагогические условия, способствующие эффективности этого процесса.
В ходе нашего исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза. Информирование учащихся о возможностях сохранения и укрепления здоровья с помощью физкультуры и спорта; развитие умений младших школьников управлять физическим и психическим состоянием своего организма - действительно способствуют формированию физической культуры при изучении предмета «Окружающий мир».
Проведённое исследование не исчерпало всех аспектов проблемы формирования физической культуры младших школьников. Перспективы её дальнейшей разработки мы видим в детальном рассмотрении конкретных путей её решения, например, через взаимодействия учителя с родителями учащихся.
В ходе проведенного исследования была достигнута его цель и решены все поставленные задачи.
Подробно рассмотрено понятие «физическая культура», выявлена его сущность; выделены и апробированы педагогические условия эффективного формирования физической культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Физическая культура представляет собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни.
Под физической культурой понимают умение управлять физическими и психическими силами организма на основе совокупности компетенций, раскрывающих научные представления о возможностях сохранения и укрепления здоровья человека с учётом его индивидуальных особенностей.
Нами проанализирован учебно-методический комплект «Окружающий мир» А.А. Плешакова на предмет формирование физической культуры. Анализ показал, что данный курс решает крайне важную для начальной школы задачу формирования физической культуры. Содержание программы и учебников позволяет учителю эффективно организовать работу по формированию физической культуры младших школьников.
Диагностический эксперимент выявил, что для большинства младших школьников (46%) характерен средний уровень сформированности физической культуры. Лишь у небольшого числа младших школьников (18 %) отмечен высокий уровень, а у 8-ми человек из 22-х, участвующих в эксперименте (36%), сформирована физическая культура на низком уровне. Следовательно, необходима целенаправленная и систематическая работа учителя по повышению уровня физической культуры младших школьников.
Проведенное экспериментальное исследование проблемы формирования физической культуры младших школьников имело своей целью выявить и апробировать педагогические условия, способствующие эффективности этого процесса.
В ходе нашего исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза. Информирование учащихся о возможностях сохранения и укрепления здоровья с помощью физкультуры и спорта; развитие умений младших школьников управлять физическим и психическим состоянием своего организма - действительно способствуют формированию физической культуры при изучении предмета «Окружающий мир».
Проведённое исследование не исчерпало всех аспектов проблемы формирования физической культуры младших школьников. Перспективы её дальнейшей разработки мы видим в детальном рассмотрении конкретных путей её решения, например, через взаимодействия учителя с родителями учащихся.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ УМЕНИЙ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - Формирование экологической культуры младших школьников при изучении окружающего мира (Московский Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016



