Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Работа №69906

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
420
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования физической культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 6
1.1. Сущность понятия «физическая культура» 6
1.2. Возрастные особенности физического воспитания младших школьников 14
1.3. Педагогические условия формирования физической культуры
младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
физической культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 29
2.1. Диагностика уровня сформированности физической культуры
младших школьников 29
2.2. Проект реализации педагогических условий формирования
физической культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 37
Заключение 43
Библиографический список 46
Приложение

Современная традиционная система образования требует постоянного совершенствования, так как обществу в современных условиях нужна не только творческая личность с методологическим, системным мышлением, но здоровый человек, который сможет выполнить все возлагаемые на него задачи. Сохранение здоровья ребенка и реализация его творческих способностей во многом зависит от технологии педагогического процесса, возможности комплексного подхода к преподаванию физической культуры и иных предметов, осваиваемых в начальной школе.
Одним из основных предметов, изучаемых младшими школьниками, является «Окружающий мир», в ходе изучения которого у детей формируется целостная картина мира и осознается место человека в нем. Формирование культуры личности, в том числе и физической, возможно осуществлять, опираясь на содержательный аспект предмета, включающий совокупность представлений о природе и человеке с учётом имеющегося опыта младшего школьника. Недостаточная интеграция физического воспитания с предметами естественнонаучного цикла, к которым относится «Окружающий мир» не позволяет должным образом ориентировать младших школьников на развитие физических качеств, укрепление здоровья.
Понятие «физическая культура» и пути её формирования у младших школьников представлена в научных трудах Н.М. Белянковой, И.Н. Венедиктова, Ю.В. Ворожко, А.Я. Журкиной, О.Ю. Масаловой, Л.И. Лубышевой, Л.П. Матвеева, А.А. Никитиной, Т.В. Петровой и других.
Возрастные особенности, которые необходимо учитывать при построении процесса формирования физической культуры младших школьников, характеризовали в своих трудах Ю.В. Беляева, А.Б. Гудков, М.Д. Кудрявцев, В.О. Францева и иные авторы.
Различные методы и приёмы формирования физической культуры младших школьников, которые возможно использовать при изучении предмета «Окружающий мир», рассматривались в работах И.Н. Венедиктова, И.И. Кипрушиной, И.И. Малозёмовой, А.А. Плешакова, В.Г. Федорова и других авторов.
Несмотря на значительный интерес ученых к исследуемой нами проблеме, отдельные ее аспекты изучены недостаточно. На наш взгляд, недостаточно используются возможности предмета «Окружающий мир» при формировании физической культуры младших школьников. Это определило выбор темы нашего исследования.
Противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования физической культуры для младших школьников возраста при изучении предмета «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - формирование физической культуры в младших школьников.
Предмет исследования - методы и приёмы формирования физической культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование физической культуры
младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- информировать учащихся о возможностях сохранения и укрепления здоровья с помощью физкультуры и спорта;
- развивать у младших школьников умение управлять физическим и психическим состоянием своего организма.
Задачи исследования.
1. Раскрыть сущность понятия «физическая культура».
2. Рассмотреть возрастные особенности формирования физической культуры младших школьников.
3. Выявить педагогические условия формирования физической культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
4. Проанализировать уровень физической культуры младших школьников.
5. Разработать проект реализации педагогических условий формирования физической культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, анкетирование, тестирование педагогический эксперимент.
База исследования: 2 «А» класс МОУ «Вейделевская СОШ» Вейделевского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обосновывается актуальность выбора темы, определяются проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и методы исследования.
В первой главе раскрыта сущность понятий «физическая культура»; выявлены возрастные особенности физического воспитания младших школьников; определены педагогические условия формирования физической культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Во второй главе описана диагностика уровня сформированности физической культуры младших школьников, представлен проект реализации педагогических условий формирования физической культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, намечены перспективы дальнейшей работы.
Библиографический список: 59 источников.
В приложении помещены диагностические материалы, фрагменты уроков и внеурочных занятий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование показало, что рассматриваемая нами проблема является актуальной для современной школы.
В ходе проведенного исследования была достигнута его цель и решены все поставленные задачи.
Подробно рассмотрено понятие «физическая культура», выявлена его сущность; выделены и апробированы педагогические условия эффективного формирования физической культуры младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Физическая культура представляет собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни.
Под физической культурой понимают умение управлять физическими и психическими силами организма на основе совокупности компетенций, раскрывающих научные представления о возможностях сохранения и укрепления здоровья человека с учётом его индивидуальных особенностей.
Нами проанализирован учебно-методический комплект «Окружающий мир» А.А. Плешакова на предмет формирование физической культуры. Анализ показал, что данный курс решает крайне важную для начальной школы задачу формирования физической культуры. Содержание программы и учебников позволяет учителю эффективно организовать работу по формированию физической культуры младших школьников.
Диагностический эксперимент выявил, что для большинства младших школьников (46%) характерен средний уровень сформированности физической культуры. Лишь у небольшого числа младших школьников (18 %) отмечен высокий уровень, а у 8-ми человек из 22-х, участвующих в эксперименте (36%), сформирована физическая культура на низком уровне. Следовательно, необходима целенаправленная и систематическая работа учителя по повышению уровня физической культуры младших школьников.
Проведенное экспериментальное исследование проблемы формирования физической культуры младших школьников имело своей целью выявить и апробировать педагогические условия, способствующие эффективности этого процесса.
В ходе нашего исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза. Информирование учащихся о возможностях сохранения и укрепления здоровья с помощью физкультуры и спорта; развитие умений младших школьников управлять физическим и психическим состоянием своего организма - действительно способствуют формированию физической культуры при изучении предмета «Окружающий мир».
Проведённое исследование не исчерпало всех аспектов проблемы формирования физической культуры младших школьников. Перспективы её дальнейшей разработки мы видим в детальном рассмотрении конкретных путей её решения, например, через взаимодействия учителя с родителями учащихся.



1. Абрамова М.Г. Исследование интересов младших школьников в сфере учебных предметов в целях психологического консультирования / М.Г. Абрамова // Системогенез учебной и профессиональной деятельности : материалы VII междунар. науч.-практич. конф. - Ярославль, 2015. - С. 250¬252.
2. Андреев В.И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий, 2006. - 608с.
3. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / И. С. Барчуков; под общ. ред. Г. В. Барчуковой. - Москва : КноРус, 2011. - 368 с.
4. Беляева Ю.В. Физическое воспитание в формировании личности
младшего школьника / Ю.В. Беляева // Обучение и воспитание: методики и практика 2016/2017 учебного года : сборник материалов XXXI
Международной научно-практической конференции / под ред. С.С. Чернова. - Новосибирск, 2017. - С. 153-157.
5. Белянкова Н.М. Проблемное изучение блока «Человек и природа» в курсе «Окружающий мир» / Н.М. Белянкова // Начальная школа. - 2014. - № 4. - С. 76-81.
6. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности / Н.М. Борытко. - Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.
7. Быховская И.М. «Homo somatikos»: аксиология человеческого тела/ И.М. Быховская. - Москва: Эдиториал УРСС, 2000. - 204 с.
8. Венедиктов И.Н. Физическая культура в образовательном пространстве начальной школы / И.Н. Венедиктов, И.И. Кипрушина, З.Ю. Ансимова //Начальная школа. - 2015. - № 2. - С. 73-78.
9. Визитей Н.Н. Физическая культура и спорт, как социальное явление: философские очерки / Н.Н. Визитей. - Кишинёв : Штиинца, 1986. - 164 с.
10. Викторов Ю.М. Исследования уровня готовности к сдаче норм «ГТО» младшими школьниками / Ю.М. Викторов, А.А. Машанов // Молодёжь Сибири - науке России : материалы междунар. науч.-практич. конф. - Красноярск, 2017. - С. 50-53.
11. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир : учебник для 2 класса четырехлетней начальной школе / Н.Ф. Виноградова. - Москва : ВЕНТАНА- ГРАФ, 2002. - 160 с.
12. Ворожко Ю.В. Формирование понятийного аппарата в отечественной науке о физической культуре и спорте: проблемы / Ю.В. Ворожко, Е.С. Любина, Н.Н. Абрамова // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - № 336. - С. 162-163.
13. Воротилкина И.М. Формирование контрольно-оценочных умений у младших школьников в процессе физического воспитания / И.М. Воротилкина, Л.В. Копёнкина // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2010. - № 1. - С. 90-94.
14. Гаджиева А.Х. Воспитание ответственного отношения младших школьников к здоровому образу жизни / А.Х. Гаджиева // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2010. - № 1. - С. 241-245.
15. Гайнанова А.С. Плохое здоровье как одна из причин неуспеваемости младших школьников / А.С. Гайнанова // Вестник Башкирского университета. - 2010. - № 3. - С. 845-847.
16. Галицын С.В. Физическая культура как фактор профилактики социально негативного поведения подростков / С.В. Галицын // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2011. - № 4. - С. 39-42.
17. Гудков А.Б. Морфофункциональное состояние сердца и магистральных сосудов у детей школьного возраста / А.Б. Гудков, О.В. Шишелова. - Архангельск, 2011. - 151 с.
18. Гузаирова А.М. Методика преподавания физической культуры младшим школьникам / А.М. Гузаирова, Т.Ю. Каратаева // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-3. - С. 322-326.
19. Друзь В.А. Физическая культура как часть общего социокультурного наследия / В.А. Друзь, Я.И. Пугач, С.С. Пятисоцкая // Физическое воспитание студентов. - 2010. - № 2. - С. 72-75.
20. Дубова М.В. Практико-ориентированные задания на уроках окружающего мира как средство диагностики здоровья младших школьников / М.В. Дубова, М.С. Котина // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 8. - С. 42-46.
21. Журкина А.Я. Формирование содержания учебного предмета «Физическая культура» в свете требований ФГОС / А.Я. Журкина // Научный поиск. - 2013. - № 1. - С. 63-66.
22. Игнатов О.В. Актуальность интеграции урочной и внеурочной деятельности по физической культуре / О.В. Игнатов // Научный альманах. - 2015. - № 7. - С. 340-343.
23. Ильина Г.В. Взаимосвязь развития познавательных способностей и физических качеств у старших дошкольников и младших школьников / Г.В. Ильина // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 10. - С. 197-203.
24. Козырская И.Н. Реализация психолого-педагогических условий формирования здорового образа жизни младших школьников / И.Н. Козырская, В.С. Прокудина // Научный потенциал. - 2013. - № 2. - С. 67-70.
25. Кудрявцев М.Д. Методология и теория преподавания образовательного компонента физической культуры в начальной школе / М.Д. Кудрявцев, Г.Я. Галимов, А.В. Гаськов // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 13. - С. 116-120.
26. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта / Л.И. Лубышева. - Москва : Академия, 2004. - 240 с.
27. Макарова Л.Н. Интегральная оценка физического состояния школьников при занятиях физической культурой / Л.Н. Макарова, Н.И. Ромашевская // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 4-3. - С. 34-38.
28. Малозёмова И.И. «Посмотри, как хорош мир, в котором ты живёшь...»: о значении уроков окружающего мира для личностного развития младшего школьника / И.И. Малозёмова // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - № 1. - С. 57-62.
29. Масалова О.Ю. Физическая культура личности в аксиологической интерпретации / О.Ю. Масалова // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 11. - С. 16-21.
30. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л. П.Матвеев. - Москва : ФиС, 2008. - 544 с.
31. Морозова Е.В. Физическая культура как ценность: социологический аспект / Е.В. Морозова // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2012. - № 3-4. - С. 38-42.
32. Неворова Е.В. Оздоровительная направленность физического воспитания младших школьников на основе индивидуального и дифференцированного подходов / Е.В. Неворова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - № 2. - С. 216-218.
33. Нестёркина Ю.С. Формирование санитарно-гигиенической культуры обучающихся в курсе «Окружающий мир» / Ю.С. Нестёркина // Человек, общество и государство в современном мире : сборник науч. трудов международ. науч.-практич. конф. - Пенза, 2016. - С. 380-383.
34. Никитин, В.Н. Энциклопедия тела: психология, психотерапия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент / В.Н. Никитин. - Москва : Алетейя, 2000. - 624 с.
35. Никитина А.А. О сущности дефиниции «физическая культура личности» в физическом воспитании студентов / А.А. Никитина // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. - 2006. - № 5. - С. 30-37.
36. О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и
примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и
примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» : приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2010 № 889 [Электронный ресурс]. - Режим доступа :www.consultant.ru.
37. О физической культуре и спорте в Российской Федерации :
федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 05.12.2017)
[Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.consultant.ru.
38. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.consultant.ru.
39. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года : Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.consultant.ru.
40. Пауков А.А. Влияние уровня физической подготовленности и внимания на успеваемость младших школьников / А.А. Пауков, Е.Л. Сафронов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 9. - С. 85-88.
41. Пашин А.А. Физическая культура - основа формирования ценностей здорового образа жизни / А.А. Пашин // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 736-741.
42. Пенькова И.В. Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания / И.В. Пенькова, И.И. Сулейманов. - Тюмень: Вектор БУК, 2000. - 40 с.
43. Петрова Т.В. Физическая культура в новом социуме / Т.В. Петрова // Профессиональное образование. Столица. - 2012. - № 1. - С. 27-28.
44. Письмо Минобрнауки РФ от 08.10.2010 № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
45. Плешаков А.А. Окружающий мир. Программа и планирование учебного курса : 1-4 кл. : пособие для учителей общеобразоват. учрежд. /
А.А. Плешаков. - Москва : Просвещение, 2010. - 94 с.
46. Поцелуев А.А. Влияние занятий физическими упражнениями на физическую подготовленность младших школьников с избыточным весом / А.А. Поцелуев, Б.Д. Юдин // Наука и школа. - 2013. - № 4. - С. 112-115.
47. Ромашевская Н.И. Адаптационные возможности физического воспитания в начальной школе / Н.И. Ромашевская // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 7. - С. 95-102.
48. Симонова Л.В. Организация практической деятельности младших школьников при изучении курса «Окружающий мир» как средства развития умения наблюдать / Л.В. Симонова, А.Н. Маринич // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2015. - Т. 6. - № 1. - С. 153-162.
49. Симонова Л.В. Реализация идей здоровьесбережения в предмете «Окружающий мир» / Л.В. Симонова, Н.В. Виноградова // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2011. - Т. 2. - № 2. - С. 187-201.
50. Смирнова А.Ю. Изучение окружающего мира младшими школьниками с помощью экспериментов / А.Ю. Смирнова // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2012. - Т. 3. - № 1. - С. 227-230.
51. Терехина Р.Н. Экспериментальное исследование формирования основ культуры здорового образа жизни младших школьников / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, П. Теодорос // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 7. - С. 153-156.
52. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» : утв. Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 30 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.consultant.ru.
53. Федоров В.Г. Физическая культура в системе формирования общей культуры школьников / В.Г. Федоров, А.И. Крылов // Культура физическая и здоровье. - 2015. - № 1. - С. 66-68.
54. Федоров В.Г. Физическая культура в условиях модернизации образовательного процесса в начальной школе / В.Г. Федоров, А.В. Федоров,
B. Ю. Лобанов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9. - С. 189-193.
55. Федотов Е.В. Логико-методологические и культурно-исторические основания анализа понятия «физическая культура» / Е.В. Федотов, Ю.Н. Назаров // Научный поиск. - 2012. - № 2. - С. 60-63.
56. Физическая культура как часть культуры общества и личности / Т.Н. Акулова и др. // Успехи в химии и химической технологии. - 2017. - № 14. -
C. 101-103.
57. Физическая культура, двигательная деятельность, кинезиология и двигателогия как предмет анализа понятийного аппарата / С.Н. Никитин и др. // Научный поиск. - 2011. - № 2. - С. 9-12.
58. Францева В.О. Характеристика целевых и мотивационных установок младших школьников / В.О. Францева, Ю.В. Тихонова // Социальные аспекты здоровья населения. - 2011. - № 4. - С. 19.
59. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - Москва : Академия, 2008. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ