ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В МБДОУ ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 47 12
1.1. Характеристика учреждения 12
1.2. Видовой состав и анализ оформления документов учреждения 18
1.3. Организация работы с документами в учреждении 39
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В МБДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 47 50
2.1. Переработка должностной инструкции делопроизводителя 50
2.2. Разработка инструкции по делопроизводству 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы. Делопроизводство - это неотъемлемая часть процесса управления, которая существенно воздействует на качество оперативности и администрирования. Документационное обеспечение управления в дошкольном учреждении на современном этапе являет собой создание значительного количества документов по управлению, без которых невозможно решить задачи оперативного управления, финансово-хозяйственной деятельности и работы с кадрами. Основной задачей, которая стоит перед делопроизводством в детском саду, - это сокращение информационных потоков и упрощение процессов сбора, обработки и передачи информации.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа управления в дошкольном образовательном учреждении существенным способом влияет на уровень организации делопроизводства. Необходимо заметить, что с ростом дошкольного учреждения и численности сотрудников вопрос эффективности работы делопроизводства становится все более актуальным.
Решение этой проблемы документационного обеспечения управления в деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 47 на современном этапе позволит существенно рационализировать процесс управления, ускорить работу с документами, скоординировать работу с информационными ресурсами и их функционирование.
Степень изученности проблемы. Значительный объем знаний, накопленный в настоящий момент отечественным документоведением, представлен в методических рекомендациях, сборниках, материалах конференций и учебных пособиях. Необходимо отметить следующие работы: Т.В. Кузнецовой, А.В. Пшенко, В.Ф. Янковой, В. И. Андреевой, Н.А. Храмцовой.
В ходе изучения темы принципиальным стало изучение работ В.Ф. Янковой, раскрывающей в своих работах основные вопросы современного делопроизводства, составления и оформления документов, современной регламентации делопроизводства, организации делопроизводства, его структуры, задачи и функции. Необходимо отметить, что особого внимания заслуживает вопрос документирования управленческой деятельности: понятие, виды и разновидности документов, требования к составлению бланков, правильное оформление реквизитов документов, а также правила составления организационно-распорядительной документации. В этих работах также освещается вопрос организации работы с документами, которая включает организацию документооборота, технологию регистрации документов, контроль за их исполнением. Рассмотрен вопрос хранения документов и подготовки их к сдаче в архив.
Вместе с тем необходимо отметить, что анализ рассмотрения этих трудов показывает поверхностное рассмотрение проблемы документационного обеспечения управления, а вопрос организации делопроизводства в детских дошкольных учреждениях не нашел отражения в данных работах.
Можно выделить публикацию М.Л. Газировой, в которой предпринята попытка рассмотреть состав организационно-распорядительных документов, образующихся в деятельности дошкольного учреждения.
Также необходимо отметить статью М.А. Катышевой, Л. Р. Фионовой, которая детально рассматривает документированные процедуры оформления ребенка в детский сад.
Раскрываются вопросы делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении в пособии Л.М. Маневцевой. Данное издание освещает исторический экскурс проблемы, дает основные виды документов и требования к их оформлению.
В процессе исследования темы были использованы публикации из журналов «Делопроизводство» и «Секретарь-референт».
Объектом исследования является дошкольное образовательное учреждение.
Предметом исследования - общее делопроизводство в МБДОУ детский сад комбинированного вида № 47.
Целью работы является рассмотрение организации работы общего делопроизводства в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида № 47 и определение направлений его совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо наметить следующие задачи:
— охарактеризовать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 47;
— проанализировать видовой состав и организацию работы с документами в учреждении;
— наметить основные пути совершенствования делопроизводства.
Источниковая база. При изучении организации и совершенствования делопроизводства нельзя не опираться на современную нормативно- правовую базу, регламентирующую вопросы документационного обеспечения управления.
Вопросы сохранности документов отражены в Федеральном законе «Об архивном деле в Российской Федерации», который устанавливает состав Архивного фонда РФ и порядок включения архивных документов в его состав.
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определил принципы правового регулирования отношений в сфере информационных ресурсов, установил права и обязанности. В ходе исследования работы важнейшей являлась статья 11 Закона, устанавливающая единообразие постановки делопроизводства в государственных органах.
На основании этой статьи были разработаны «Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти». Однако необходимо отметить, что в данных Правилах даны лишь общие принципы ведения делопроизводства. Более полное раскрытие дается в «Методических рекомендациях по разработке инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти». Несмотря на то, что Методические рекомендации были разработаны для федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, они могут быть использованы в качестве нормативно-методического документа при разработке индивидуальных инструкций по делопроизводству в учреждениях и организациях.
Также среди нормативно-методических документов необходимо выделить: ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». Данный стандарт дает необходимые термины и определения в области делопроизводства и архивного дела. ГОСТ Р 6.30¬2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» регламентирует требования к оформлению документов, тексту и бланкам документов. Также можно отметить ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования», в котором определяются общие требования к документам.
Также необходимо уделить внимание нормативным документам, используемым в делопроизводстве дошкольных образовательных учреждений: федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Письмо Минобразования Российской Федерации «О направлении пакета образцов документов, реализующих новое положение о ДОУ в РФ», Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
Положения закона «Об образовании в Российской Федерации» являются основной при разработке устава в дошкольном образовательном учреждении. Также данный закон определяет порядок регистрации, лицензирования, аттестации, аккредитации дошкольного образовательного учреждения и сотрудников, а также ряд других направлений деятельности образовательного учреждения.
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении разработано с целью определения задач деятельности дошкольного образовательного учреждения, его видов, нормативной базы и ответственности.
Письмо Минобразования РФ «О направлении пакета образцов документов, реализующих новое положение о ДОУ в РФ» разработано с целью разъяснения типового положения, сказанном выше. Данное письмо содержит следующий перечень образцов документов: примерный устав дошкольного образовательного учреждения, примерные договоры между ДОУ и родителями обучающихся, между учредителем и ДОУ.
Необходимо отметить положение о порядке лицензирования образовательных учреждений , в котором раскрываются понятия «лицензирование» и «образовательное учреждение», определяются задачи и порядок прохождения лицензирования, а также устанавливаются формы бланков лицензий и правила работы с ними.
«Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях» регламентирует порядок формирования и хранения дел в учреждении . В тексте освещены делопроизводственные вопросы, касающиеся порядка формирования дел в делопроизводстве, организации и порядка проведения экспертизы ценности документов, порядка выделения документов к уничтожению, подготовки дел к передаче в архив: оформление дел, составление описей, передача в архив. Подробно описывается работа с документами в архиве.
В ходе работы с должностными инструкциями и определении квалификационных характеристик должностей специалистов в области делопроизводства, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации необходимо учитывать положения профессионального стандарта «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» .
Кроме того, при исследовании работы использовались локальные нормативные документы МБДОУ детский сад комбинированного вида № 47: Устав , Правила внутреннего трудового распорядка , должностные инструкции .
В ходе написания работы использовались следующие методы: изучение документов, наблюдение, опрос, интервьюирование и статистический метод.
Практическая значимость заключается в том, что результаты данной работы могут использоваться для дальнейшего изучения этой темы, а также позволят улучшить документационное обеспечение управления в деятельности МБДОУ детский сад комбинированного вида № 47.
Структура работы включает в себя введение, два раздела, заключение, библиографический список и приложения.
Введение раскрывает актуальность выбранной темы, перечисляется нормативно-правовая база и дается ее характеристика, определяются основные цели и задачи выпускной квалификационной работы, также определяются предмет и объект исследования, перечисляются методы, применяемые в ходе исследования темы, а также определяется практическая значимость проделанной работы.
В первом разделе рассматривается история создания учреждения, основные направления деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 47, дается характеристика его структуры. В этом же разделе дается видовой состав документов, анализируются бланки, а также раскрывается организация работы с документами.
Во втором разделе дается описание основных направлений совершенствования работы с управленческими документами в МБДОУ детский сад комбинированного вида № 47.
В заключении подводятся итоги выпускной квалификационной работы, определяется эффективность предлагаемых методов по улучшению делопроизводства в учреждении.
В приложении приведены документы, используемые в деятельности учреждения, а также документы, переработанные и разработанные для улучшения деятельности делопроизводства.
При работе с документами самым главным является обеспечение оптимальных условий на всех жизненных этапах документа: от создания или получения документа, до его уничтожения или передачи на архивное хранение или в другое учреждение. Степень качества и совершенства технологии работы с документом определяется оперативностью движения документа с момента создания или получения и до момента его уничтожения или передачи, а также исполнения документов и эффективностью руководителя учреждения современной документированной информацией.
Анализ организации работы с документами в МБДОУ детский сад комбинированного вида № 47 позволил определить что:
1. Основной целью дошкольного образовательного учреждения является реализация образовательных программ для дошкольного образования различной направленности. Решению данной задачи способствует организация структуры МБДОУ д/с № 47, позволяющая вовлекать в решение основных вопросов деятельности учреждения родителей воспитанников, других заинтересованных сторон (учредителей), а также коллективно принимать решения и намечать дальнейшее развитие учреждения.
2. Деятельность учреждения предусматривает создание многих видов документов, без которых невозможно решать задачи управления учреждением. Организационные и распорядительные документы создаются с целью реализации управленческих функций. Информационно-справочные документы создаются с целью реализации внешних связей, а также отражают деятельность внутри учреждения. Необходимо отметить, что отсутствие локальных нормативных документов негативно влияет на качество подготовки документов и на организацию работы с документами в целом.
3. За организацию делопроизводства в МБДОУ д/с № 47 отвечает делопроизводитель, который в процессе своей деятельности взаимодействует не только с заведующим, но и с педагогическим коллективом, а также с обслуживающим персоналом по вопросам подготовки документов и проверки исполнения документов. Для эффективной реализации своих трудовых обязанностей делопроизводителя необоримо пользоваться должностной инструкцией. В этих целях была переработана должностная инструкция делопроизводителя, которая соответствует современным нормативно-правовым документам.
4. Организация работы с документами в МБДОУ д/с № 47 предполагает необходимость ряда нормативно-правовых документов, которые бы определяли вопросы делопроизводства с учетом современных требований к организации делопроизводства. В соответствии с этим была разработана инструкция по делопроизводству, которая включает в себя правила создания и ведения документов и соответствует современным нормативно-правовым актам в области делопроизводства и архивного дела.
1. Устав муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 47 (утв. приказом управления образования администрации города Белгорода от 23.07.2015 № 1009). - URL: http:// mbdou47.belou31/ru/?page_id=468
2. Правила внутреннего трудового распорядка МБДОУ д/с № 47 (утв. приказом заведующего от 10.08.2015 № 55; приняты общим собранием коллектива МБДОУ д/с № 47 протокол № 1 от 07.08.2015). - URL: http:// http://mdou47.beluo31.ru/?page_id=468
3. Должностная инструкция делопроизводителя (утв. заведующим МБДОУ д/с № 47 приказ от 29.01.2016 №10). - Белгород, 2016. - 3 с.
Опубликованные источники
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). - М.: Эксмо, 2005. - 48 с.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-
ФЗ (в ред. от 29.12.2017).- Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс».
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ
(ред. от 05.02.2018).- Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс».
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63- ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». - Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
13. Правила оказания услуг почтовой связи (утв. постановлением Правительства Российской Федерации 30.07.2014 № 234). - Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
14. Квалификационные характеристики должностей работников образования (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.08.2010 № 761н). - Доступ из справ.- правовой системы КонсультантПлюс».
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.05. 2015 № 276н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
16. Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (утв. постановлением Правительства РФ 15.06.2009 № 477). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
17. Методические рекомендации по разработке инструкций по
делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76). - Доступ из справ.-правовой
системы «КонсультантПлюс».
18. Методические рекомендации по разработке нормативных документов по документационному обеспечению организации. Рекомендации. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
19. ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации.
Унифицированная система организационно-распорядительной
документации. Требования к оформлению документов». - Введ. 01.07.2003. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
20. ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». - Введ. 01.03.2014. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
21. ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007. Система стандартов по информации,
библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования. - Введ. 01.07.2007. - Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс».
22. Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук. - М., 2007. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Литература
23. Анодина, Н.Н. Документооборот в организации: практ. пособие / Н.Н. Анодина. - М.: ОМЕГА-Л, 2006. - 184 с.
24. Басаков, М.И. Приказ и деловое письмо / М.И. Басаков. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 249 с.
25. Белов, А.Н. Делопроизводство и документооборот: Учебное пособие / А.Н. Белов, А.А. Белов. - М.: Эксмо, 2006. - 560 с.
26. Бобылева, М.П. Эффективный документооборот: от
традиционного к электронному / М.П. Бобылева. - М.: МЭИ, 2004. - 184 с.
27. Данилина, В.В. Связи с общественностью. Составление документов. Теория и практика / В.В. Данилина, М.В. Луканина, Л.В. Минаева. - М.: Аспект-Пресс, 2006. - 288 с.
28. Катышева, М.А. Современное документирование деятельности дошкольного учреждения / М.А. Катышева, Л.Р. Фионова // Делопроизводство. - 2015. - № 1. - С.16-20.
29. Кудряев, В.А. Организация работы с документами / В.А. Кудряв.
- М.: Инфа-М, 2001. - 591 с.
30. Кузнецова, Т.В. Делопроизводство. Документационное обеспечение управления / Т.В. Кузнецова. - М.: Управление персоналом, 2007. - 528 с.
31. Куняев, Н.Н. Документоведение: учебник / Н.Н. Куняев, Д.Н. Уралов, А.Г. Фабричнов. - М.: Логос, 2008. - 186 с.
32. Маневцова Л.М. Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Маневцова, С.А. Бабак. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 240 с.
33. Панасенко, Ю.А. Делопроизводство: документационного
обеспечения управления: учеб. Пособие / Ю.А. Панасенко. - М.: РИОР, 2005.- 113 с.
34. Петрова, Ю.А. Секретарское дело: настольная книга секретаря- референта / Ю.А. Петрова. - М.: ОМЕГА-Л, 2007. - 318 с.
35. Пшенко, А.В. Документационное обеспечение управленческой деятельности / А.В. Пшенко, Е.А. Степанов. - М.: Академия, 2007. - 274 с.
36. Раздорожный, А.А. Документирование управленческой деятельности / А.А. Раздорожный. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 303 с.
37. Рогожин, М.Ю. Делопроизводство/ М.Ю. Рогожин. - М.: Велби, 2007. - 178 с.
38. Рогожин, М.Ю. Справочник кадровика: практ. пособие /
М.Ю. Рогожин. - М.: ИндексМедиа, 2007. - 289 с.
39. Смирнова, Е.П. Делопроизводство для секретаря. Разработка, хранение и учет служебной документации: практическое пособие / Е.П. Смирнова. - М.: ОМЕГА-Л, 2007. - 328 с.
40. Янковая, В.Ф. Как организовать делопроизводство / В.Ф. Янковая. - М.: МЦФЭР, 2004. - 416 с.
41. Янковая, В.Ф. Тексты документов: особенности составления и оформления/ В.Ф. Янковая // Секретарь-референт. - 2012. - № 1. - С. 17-22.
3. Электронные ресурсы
42. Андреева, В.И. Регламентация работы с документами: проблемы и решения / В.И.Андреева // Справочник секретаря и офис-менеджера. - 2010. - № 7. - URL: http://e.sekretariat.ru6
43. Газизова, М.Л. Организация делопроизводства в дошкольном учреждении / М.Л. Газизова, Т.Г. Лесникова, Т.А. Перегут. - URL: http://xn-- i1 abbnckbmcl9fb.xn--p 1 a/.
44. Журавлева, М.В. Об оформлении и согласовании проектов приказов / М.В.Журавлева // Секретарь-референт. - 2012. - № 11. - URL: https://www.profiz.ru/sr/4_2005/1543/
45. Захаркина, О.И Кадровая служба предприятия:
делопроизводство, документооборот и нормативная база. С учетом новой редакции Трудового кодекса РФ / О.И. Захаркина. - М., 2007. - Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс».
46. История МБДОУ д/с № 47. - URL:
http: //mdou80. beluo31. ru/?page_id= 118.
47. Кожанова, Е.Н Положение как организационно-правовой документ / Е.Н.Кожанова // Секретарь-референт. - 2014. - № 8. - URL: https://www.profiz.ru/sr/4_2005/1543/
48. Кожанова, Е.Н. Как заставить работать организационные документы/ Е.Н.Кожанова // Секретарь-референт. - 2015. - № 10. - URL: https://www.profiz.ru/sr/4_2005/1543/
49. Кожанова, Е.Н. Регламенты по делопроизводству: самые простые и просто полезные / Е.Н.Кожанова // Секретарь-референт. - 2017. - № 5. - URL: https://www.profiz.ru/sr/4_2005/1543/
50. Кожанова, Е.Н. Система распорядительных документов / Е.Н.
Кожанова // Секретарь-референт. - 2016. - № 11. - URL:
https://www.profiz.ru/sr/4_2005/1543/
51. Кожанова, Е.Н. Сопроводительное письмо / Е.Н.Кожанова //
Секретарь-референт. - 2016. - № 10. - URL:
https://www.profiz.ru/sr/4_2005/1543/
52. Наделяева, И.И. Все о записках: докладная, служебная, объяснительная / И.И. Наделяева // Секретарь-референт. - 2014. - № 4. - URL: https://www.profiz.ru/sr/4_2005/1543/
53. Назарова, Л.А. Еще раз об актах / Л.А.Назарова // Секретарь- референт. - 2017. - № 1.- URL: https://www.profiz.ru/sr/4_2005/1543/
54. Назарова, Л.А. Оперативное хранение документов / Л.А.
Назарова // Секретарь-референт. - 2016. - № 11. - URL:
https://www.profiz.ru/sr/4_2005/1543/
55. Назарова, Л.А. Согласование документа: 7 главных вопросов / Л.А. Назарова // Секретарь-референт. - 2015. - № 8.- URL: https://www.profiz.ru/sr/4_2005/1543/
56. Назарова, Л.А. Создаем регистрационные журналы, или забыть нельзя регистрировать / Л.А. Назарова // Секретарь-референт. - 2015. - № 7. - URL: https://www.profiz.ru/sr/4_2005/1543/
57. Чуковенкова, О.А. Отметка о приложении: как оформить? / О.А.
Чуковенкова // Секретарь-референт. - 2017. - № 9. - URL:
https://www.profiz.ru/sr/4_2005/1543/
58. Янковая, В.Ф. Составляем краткий протокол оперативного совещания / В.Ф. Янковая // Секретарское дело. - 2012. - № 2. - URL: https://www.profiz.ru/sr/4_2005/1543/