НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 7
1.1. Экономическая сущность, цели и принципы налоговой
системы 7
1.2. Зарубежный опыт развития налоговых систем 15
1.3. Правовое регулирование налоговой системы
России 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 29
2.1. Анализ современной структуры налоговой системы
Российской Федерации 29
2.2. Актуальные проблемы и факторы, влияющие на развитие
налоговой системы России 36
2.3. Основные направления по совершенствованию налоговой
системы России 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 7
1.1. Экономическая сущность, цели и принципы налоговой
системы 7
1.2. Зарубежный опыт развития налоговых систем 15
1.3. Правовое регулирование налоговой системы
России 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 29
2.1. Анализ современной структуры налоговой системы
Российской Федерации 29
2.2. Актуальные проблемы и факторы, влияющие на развитие
налоговой системы России 36
2.3. Основные направления по совершенствованию налоговой
системы России 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. В настоящее время приоритетом для экономики Российской Федерации в области налоговой политики является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики остаются поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, налоговая поддержка инвестиций в реальный сектор экономики, области образования и здравоохранения.
Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.
Проводимая в России налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций.
Современное налоговое законодательство Российской Федерации построено с учетом мирового опыта, несмотря на это, оно подвергается постоянной критике специалистов в области налогообложения и налогоплательщиков, в связи с тем, что существуют серьезные недостатки, одним из главных которых является, например, преобладание фискальной ориентации в ущерб стимулирующей функции. Очевидно, что в ближайшие годы необходимо проводить интенсивную корректировку российской налоговой системы, где положительную роль должно сыграть изучение и применение опыта развитых и индустриальных стран в области налогового регулирования.
Степень разработанности проблемы. Проблемы построения налоговой системы и связанные с ними теоретические и практические вопросы налогообложения являются объектом повышенного внимания в отечественной и зарубежной науке.
Разрабатываемая концепция построения налоговой системы в России опирается на накопленный научный потенциал в области теоретических и практических основ налогообложения, совершенствования налоговой системы, укрепления доходной базы бюджетов, который содержится в работах Астахова A.A., Барулина C.B., Дадашева А.З., Казака А.Ю., Кашина В.А., Лыковой Л.Н., Львова Д.С., Майбурова И.А., Окуневой Л.П., Панскова В.Г., Юткиной Т.Ф. Якуниной A.B. и др.
Вопросы налоговой политики, налогового планирования и регулирования рассматриваются в работах Брызгалина A.B., Выковой Е.С., Романовского М.В., Черника Д.Г. и других авторов.
Исследование теоретико-методологических аспектов налогового администрирования и его организационных основ представлено в работах Александровой И.Ю., Васильевой М.В., Гончаренко Л.И., Мишустина М.В., Пономарева А.И. и других.
Несмотря на многочисленные работы по сущности и структуре налоговой системы, налоговому регулированию, в настоящее время отсутствуют исследования, в которых комплексно рассматриваются и обосновываются конкретные направления повышения эффективности функционирования налоговой системы посредством инструментов налогового регулирования и администрирования. Требуется дальнейшее исследование проблемы экономической сущности и функций структурной организации налоговой системы и принципиальных подходов к построению налогообложения и налоговой системы, налогового стимулирования приоритетных отраслей и видов деятельности, формирования эффективного налогового
администрирования.
Актуальность данной проблемы, недостаточная степень ее теоретико-методологической разработанности определили выбор тему исследования.
Целью исследования является комплексное исследование действующей налоговой системы России предложить рекомендации по ее совершенствованию.
Поставленной цели требует решения следующих задач:
- исследовать экономическую сущность, функции и принципы налоговой системы;
- раскрыть зарубежный опыт развития налоговых систем;
- рассмотреть правовое регулирование налоговой системы России;
- выявить актуальные проблемы и факторы, влияющие на развитие налоговой системы России
провести анализ современной налоговой системы России и и предложить рекомендации по совершенствованию структуры налоговой системы;
Объектом исследования является налоговая система и налоговое регулирование в России.
Предметом исследования выступили финансово-экономические отношения (налоги, сборы, принципы, способы и методы), возникающие в процессе налогообложения, формирования и развития налоговой системы, ее налоговых режимов и использования налогов в качестве инструмента государственного регулирования.
Теоретической основой исследования являются фундаментальные труды российских и зарубежных ученых в области теории и практики налогообложения, формирования бюджета, налоговой системы, налогового регулирования и администрирования.
Методологическая основа исследования. При проведении научного исследования применялись следующие методы и подходы: диалектический подход, системный подход, включающий в себя совокупность констатирующих и преобразующих методов, принципы логического и системного анализа и синтеза, функциональный анализ, методы экономического анализа и
статистических группировок, метод сравнения, различные финансово-
расчетные методы, в том числе метод экспертных оценок.
Информационная база исследования. В ходе исследования использовались официальные данные Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы России, данные официальной статистической отчетности, методические и справочные материалы налоговых органов, нормативные документы Российской Федерации и субъектов РФ, монографические материалы, данные периодических изданий, международных научно-практических конференций, показатели налоговой и финансовой отчетности экономических субъектов за 2015-2017 гг.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что сформированные и предложенные перспективные направления могут быть использованы в целях проведения эффективной налоговой политики на всех уровнях государственной власти, повышения результативности деятельности налоговых органов РФ, а также совершенствования структуры налоговой системы РФ, а так же могут служить базой для дальнейших исследований в области налогообложения, использоваться в учебном процессе при подготовке бакалавров, специалистов и магистров.
Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.
Проводимая в России налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций.
Современное налоговое законодательство Российской Федерации построено с учетом мирового опыта, несмотря на это, оно подвергается постоянной критике специалистов в области налогообложения и налогоплательщиков, в связи с тем, что существуют серьезные недостатки, одним из главных которых является, например, преобладание фискальной ориентации в ущерб стимулирующей функции. Очевидно, что в ближайшие годы необходимо проводить интенсивную корректировку российской налоговой системы, где положительную роль должно сыграть изучение и применение опыта развитых и индустриальных стран в области налогового регулирования.
Степень разработанности проблемы. Проблемы построения налоговой системы и связанные с ними теоретические и практические вопросы налогообложения являются объектом повышенного внимания в отечественной и зарубежной науке.
Разрабатываемая концепция построения налоговой системы в России опирается на накопленный научный потенциал в области теоретических и практических основ налогообложения, совершенствования налоговой системы, укрепления доходной базы бюджетов, который содержится в работах Астахова A.A., Барулина C.B., Дадашева А.З., Казака А.Ю., Кашина В.А., Лыковой Л.Н., Львова Д.С., Майбурова И.А., Окуневой Л.П., Панскова В.Г., Юткиной Т.Ф. Якуниной A.B. и др.
Вопросы налоговой политики, налогового планирования и регулирования рассматриваются в работах Брызгалина A.B., Выковой Е.С., Романовского М.В., Черника Д.Г. и других авторов.
Исследование теоретико-методологических аспектов налогового администрирования и его организационных основ представлено в работах Александровой И.Ю., Васильевой М.В., Гончаренко Л.И., Мишустина М.В., Пономарева А.И. и других.
Несмотря на многочисленные работы по сущности и структуре налоговой системы, налоговому регулированию, в настоящее время отсутствуют исследования, в которых комплексно рассматриваются и обосновываются конкретные направления повышения эффективности функционирования налоговой системы посредством инструментов налогового регулирования и администрирования. Требуется дальнейшее исследование проблемы экономической сущности и функций структурной организации налоговой системы и принципиальных подходов к построению налогообложения и налоговой системы, налогового стимулирования приоритетных отраслей и видов деятельности, формирования эффективного налогового
администрирования.
Актуальность данной проблемы, недостаточная степень ее теоретико-методологической разработанности определили выбор тему исследования.
Целью исследования является комплексное исследование действующей налоговой системы России предложить рекомендации по ее совершенствованию.
Поставленной цели требует решения следующих задач:
- исследовать экономическую сущность, функции и принципы налоговой системы;
- раскрыть зарубежный опыт развития налоговых систем;
- рассмотреть правовое регулирование налоговой системы России;
- выявить актуальные проблемы и факторы, влияющие на развитие налоговой системы России
провести анализ современной налоговой системы России и и предложить рекомендации по совершенствованию структуры налоговой системы;
Объектом исследования является налоговая система и налоговое регулирование в России.
Предметом исследования выступили финансово-экономические отношения (налоги, сборы, принципы, способы и методы), возникающие в процессе налогообложения, формирования и развития налоговой системы, ее налоговых режимов и использования налогов в качестве инструмента государственного регулирования.
Теоретической основой исследования являются фундаментальные труды российских и зарубежных ученых в области теории и практики налогообложения, формирования бюджета, налоговой системы, налогового регулирования и администрирования.
Методологическая основа исследования. При проведении научного исследования применялись следующие методы и подходы: диалектический подход, системный подход, включающий в себя совокупность констатирующих и преобразующих методов, принципы логического и системного анализа и синтеза, функциональный анализ, методы экономического анализа и
статистических группировок, метод сравнения, различные финансово-
расчетные методы, в том числе метод экспертных оценок.
Информационная база исследования. В ходе исследования использовались официальные данные Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы России, данные официальной статистической отчетности, методические и справочные материалы налоговых органов, нормативные документы Российской Федерации и субъектов РФ, монографические материалы, данные периодических изданий, международных научно-практических конференций, показатели налоговой и финансовой отчетности экономических субъектов за 2015-2017 гг.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что сформированные и предложенные перспективные направления могут быть использованы в целях проведения эффективной налоговой политики на всех уровнях государственной власти, повышения результативности деятельности налоговых органов РФ, а также совершенствования структуры налоговой системы РФ, а так же могут служить базой для дальнейших исследований в области налогообложения, использоваться в учебном процессе при подготовке бакалавров, специалистов и магистров.
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Существующая в России система налогообложения нуждается в дальнейшем совершенствовании, основные направления которого состоят в: стимулировании мер направленных на увеличение доходов, переход к новым принципам взимания налогов, выравнивания условий для инвестиций, расширение прав налоговых органов, улучшения системы реформирования, а также разработке мер по предотвращению уклонений от уплаты налогов.
Современная трехуровневая налоговая система Российской Федерации достаточно динамична и претерпела за последнее десятилетие ряд существенных изменений. Все они были вызваны необходимостью создания налоговой системы, наиболее соответствующей рыночным отношениям и предоставляющей возможность каждому уровню власти самостоятельно формировать доходную часть своего бюджета исходя из собственных налогов, регулирующих налогов и неналоговых поступлений. Безусловно, ее нельзя назвать совершенной, но все же ее развитие происходит эволюционным путем, обеспечивая преемственность и совершенствование налогового права. Четкое распределение налогов по уровням государственного управления является одним из основных принципов не только организации, но и реформирования налоговой системы в условиях рыночной экономики.
Результаты проведенного в дипломной работе исследования показали, что необходимость использования зарубежного опыта в формировании налоговой системы обусловлена процессами глобализации экономики, сопровождаемыми повышением роли государственного регулирования в управлении экономическими и социальными процессами.
В дипломной работе раскрыты организационные аспекты построения налоговой системы в разных странах. Современная налоговая система развитых стран заметно усложнила свои функциональные задачи по сравнению с прошлым. Наряду с этим в функционировании систем налогообложения большую роль играло исполнение требований организационного и расчетного характера. К числу этих требований или задач можно отнести определение и расчет тех или иных налогов, эффективность их сбора, возможность сохранения стабильности налогообложения, т. е. отсутствие необходимости частых и тем более резких изменений тех или иных налогов, умелое распределение налогового бремени между бюджетными уровнями: в унитарных государствах - между двумя уровнями - общегосударственным и местным, в федеративных государствах - между тремя уровнями - федеральным, региональным (субъектов федерации) и местным и др.
проблема формирования системы налогообложения и ее нормативно-правовое регулирование является актуальным аспектом в экономической сфере всех стран мира, поскольку перед законодателями стоит задача построения эффективной системы управления и оптимизации налогообложения, привлечением налоговых платежей в условиях постоянно изменяющейся внешней среды и создания благоприятной атмосферы для налогоплательщиков.
Также в работе уделено внимание рассмотрению организации налоговой политики в различных странах. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
- для решения проблем в сфере государственных финансов, а также для социальной консолидации общества и преодоления негативного воздействия демографических факторов необходимо повышать индивидуальные подоходные налоги, налоги на дорогостоящее имущество и налоги на потребление;
- в краткосрочной перспективе, пока мировая экономика не выйдет на устойчивую посткризисную траекторию роста, национальная налоговая политика будет в большей мере носить фискальный характер; по мере восстановления развития, что ожидается в относительно долгосрочной перспективе, текущую фискальную и социальную ориентацию налоговой политики могут сменить стимулирующие механизмы.
Изучение опыта построения налоговых систем в других странах, их положительный и отрицательный опыт позволяют рационально строить налоговую систему России.
Таким образом, необходимо направить налоговую политику на стимулирование инвестиционной деятельности для увеличения финансового потока в бюджет России, что положительно повлияет на пути к достижении поставленных целей.
Существующая в России система налогообложения нуждается в дальнейшем совершенствовании, основные направления которого состоят в: стимулировании мер направленных на увеличение доходов, переход к новым принципам взимания налогов, выравнивания условий для инвестиций, расширение прав налоговых органов, улучшения системы реформирования, а также разработке мер по предотвращению уклонений от уплаты налогов.
Современная трехуровневая налоговая система Российской Федерации достаточно динамична и претерпела за последнее десятилетие ряд существенных изменений. Все они были вызваны необходимостью создания налоговой системы, наиболее соответствующей рыночным отношениям и предоставляющей возможность каждому уровню власти самостоятельно формировать доходную часть своего бюджета исходя из собственных налогов, регулирующих налогов и неналоговых поступлений. Безусловно, ее нельзя назвать совершенной, но все же ее развитие происходит эволюционным путем, обеспечивая преемственность и совершенствование налогового права. Четкое распределение налогов по уровням государственного управления является одним из основных принципов не только организации, но и реформирования налоговой системы в условиях рыночной экономики.
Результаты проведенного в дипломной работе исследования показали, что необходимость использования зарубежного опыта в формировании налоговой системы обусловлена процессами глобализации экономики, сопровождаемыми повышением роли государственного регулирования в управлении экономическими и социальными процессами.
В дипломной работе раскрыты организационные аспекты построения налоговой системы в разных странах. Современная налоговая система развитых стран заметно усложнила свои функциональные задачи по сравнению с прошлым. Наряду с этим в функционировании систем налогообложения большую роль играло исполнение требований организационного и расчетного характера. К числу этих требований или задач можно отнести определение и расчет тех или иных налогов, эффективность их сбора, возможность сохранения стабильности налогообложения, т. е. отсутствие необходимости частых и тем более резких изменений тех или иных налогов, умелое распределение налогового бремени между бюджетными уровнями: в унитарных государствах - между двумя уровнями - общегосударственным и местным, в федеративных государствах - между тремя уровнями - федеральным, региональным (субъектов федерации) и местным и др.
проблема формирования системы налогообложения и ее нормативно-правовое регулирование является актуальным аспектом в экономической сфере всех стран мира, поскольку перед законодателями стоит задача построения эффективной системы управления и оптимизации налогообложения, привлечением налоговых платежей в условиях постоянно изменяющейся внешней среды и создания благоприятной атмосферы для налогоплательщиков.
Также в работе уделено внимание рассмотрению организации налоговой политики в различных странах. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
- для решения проблем в сфере государственных финансов, а также для социальной консолидации общества и преодоления негативного воздействия демографических факторов необходимо повышать индивидуальные подоходные налоги, налоги на дорогостоящее имущество и налоги на потребление;
- в краткосрочной перспективе, пока мировая экономика не выйдет на устойчивую посткризисную траекторию роста, национальная налоговая политика будет в большей мере носить фискальный характер; по мере восстановления развития, что ожидается в относительно долгосрочной перспективе, текущую фискальную и социальную ориентацию налоговой политики могут сменить стимулирующие механизмы.
Изучение опыта построения налоговых систем в других странах, их положительный и отрицательный опыт позволяют рационально строить налоговую систему России.
Таким образом, необходимо направить налоговую политику на стимулирование инвестиционной деятельности для увеличения финансового потока в бюджет России, что положительно повлияет на пути к достижении поставленных целей.
Подобные работы
- Налоговая система России: структура и тенденции развития (Государственное регулирование экономики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Курсовые работы, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Налоговая система России: современное состояние и ее роль в экономическом
развитии страны
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ EE СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - Эволюция налоговой системы Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Налоговый учет как инструмент налогового планирования (на примере ПАО «Сбербанк России»)
Бакалаврская работа, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017



