Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Работа №69549

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы92
Год сдачи2016
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
362
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ 11 ПРОФИЛАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ
ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
1.1. Профессиональные деформации личности социального 11
работника: сущность, факторы, виды, признаки
1.2. Психосоциальная профилактика профессиональных деформаций 34 личности социального работника
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 50
ПО ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ЛИЧНОСТИ
СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
2.1. Формы и методы психосоциальной профилактики 50
профессиональных деформаций личности социального работника
2.2. Диагностика профессиональных деформаций у социальных 65
работников МБУ «Комплексный центр социального обслуживания
населения г. Белгорода»
2.3. Программа психосоциальной профилактики профессиональных 79
деформаций личности социального работника
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90


Актуальность темы исследования. В основе профессиональной деятельности в области социальной работы лежит межличностное взаимодействие. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентами, могут оказывать негативное воздействие на его профессиональную деятельность и социально-психологическое
функционирование. Негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса - профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказываться на профессиональном развитии личности.
Профессиональная деформация личности - изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности.
Наиболее часто профессиональная деформация характеризуется напряженным состоянием работника, возникающим у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью. Это связано также с тем, что в своей деятельности социальный работник, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода «эмоциональным донором». Поэтому одной из наиболее распространенных профессиональных деформаций специалистов
социозащитных учреждений является синдром эмоционального выгорания.
Для профилактики профессиональных деформаций целесообразно использовать методы саморегуляции, применять техники, повышающие жизнестойкость и противостояние различным видам деформаций. Поэтому в социозащитных учреждениях необходимо разрабатывать систему
психопрофилактической работы, включающей обучение специалистов
копинг-стратегиям, методам саморегуляции, проведение тренингов.
Психосоциальная профилактика профессиональных деформаций личности должна учитывать индивидуальные особенности специалиста, конкретной ситуации и профессиональной группы и включать наиболее подходящие средства и методы для минимизации действия деструктивных профессиональных факторов.
В настоящее время возникла настоятельная необходимость в создании профилактических программ профессиональной деформации, реализуемых в ходе психолого-акмеологического сопровождения труда социальных работников. Акмеологический характер модели способствует раскрытию творческих возможностей личности, обеспечивает продуктивную саморегуляцию психической устойчивости и сохранение здоровья. Комплекс профилактических мер, направленных на ослабление деформирующего влияния профессиональной деятельности на ее субъекта, будет способствовать созданию условий для восстановления и актуализации личностно-профессионального ресурса социального работника.
Таким образом, исследуемая проблема, на наш взгляд, представляется крайне актуальной, поэтому изучение всех аспектов профессиональной деформации личности социального работника для поиска наиболее адекватных и эффективных способов профилактики и коррекции негативных последствий данного явления на личность специалиста своевременно и востребовано.
Степень разработанности проблемы. Современные психологические исследования, касающиеся работников социальных профессий (врачи, психологи, педагоги, руководители разных рангов, работники сферы обслуживания, юристы, военные и др.), показывают подверженность их профессиональным деформациям (С.П. Безносов, С.Е. Борисова,
А.В. Буданов, Е.Т. Лунина, А.К. Маркова, Б.Д. Новиков, А.А. Реан, А.Р. Фонарев, Е.Д. Юрченко и др.).
Одним из частых негативных проявлений профессиональных деформаций специалисты называют синдром «эмоционального выгорания», возникающий в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества факторов (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, А.К. Маркова, К. Маслач, В.Е. Орел, Т.Н. Ронгинская, Х.Дж. Фрейденбергер, Т.В. Форманюк и др.) и проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнёрами по общению, равнодушие и отгороженность от переживаний другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы и др.
По данным исследований С.П. Безносова, С.Е. Борисовой, О.П. Бусовиковой, Н.Е. Водопьяновой, И.М. Долматовой, В.В. Лебедева, Т.Н. Мартыновой, B.C. Медведева, Б.Д. Новикова, Т.И. Ронгинской, Е.С. Старченковой, С.Э. Тимошенко, к категории работников, подверженных риску возникновения профессиональных деформаций, относятся и специалисты по социальной работе, профессиональная деятельность которых имеет ряд специфических особенностей, осложнена множеством негативных факторов. Её успешность определяется не только и не столько профессиональными знаниями, сколько умениями реализовать их в своей деятельности за счёт развития профессионально важных и личностных качеств. Особенно это касается тех отделов учреждений социальной защиты, представители которых непосредственно общаются с клиентами. Все это требует разработки и использования соответствующих профилактических мероприятий в системе социальной работы.
В последние годы личность специалиста по социальной работе нередко становилась объектом психологических и социологических исследований, предпринимались неоднократные шаги получить данные о роли тех или иных личностных образований, являющихся следствием профессиональной деформации, в профессиональной деятельности (А.И. Адаев, М.К. Ардавов, С.П. Безносов, В.М. Богданов, B.JI. Васильев, И.О. Котенев, М.И. Марьин, Н.И. Мягких, Д.П. Котов, В.А. Носков, ВС. Олейников, М.В. Пряхина, В.Ю. Рыбников, В.Я. Слепов, В.И. Хальзов, Ю.А. Шаранов, А.Г. Шестаков и др.
В связи с тем, что социальная и экономическая «цена» профессиональных деформаций очень высока, в последние годы значительно возрос интерес к вопросам, связанным с профессиональным стрессом и механизмами формирования стрессоустойчивости специалиста в различных профессиях (В.А. Абабков, В.А. Винокур, Ф.Б. Березин, С.В. Запускалов, Е.А. Климов, Р. Лазарус, А.Б. Леонова, А.К. Макарова, К. Маслач, Г.С. Никифоров, А.И. Папкин, Б.С. Положий, В.Ю. Рыбников,
A.M. Столяренко, Л.Б. Филонов и др.).
Анализ публикаций показывает, что в решении вопроса психопрофилактики профессиональных деформаций личности имеются существенные противоречия, как в теории, так и на практике, которые сдерживают решение проблемы профессионального функционирования социального работника:
• между потребностью в повышении уровня сопротивляемости негативным факторам профессиональной деятельности, влекущим за собой профессиональные деформации, и отсутствием целенаправленной профилактической работы с сотрудниками в социозащитных учреждениях;
• между усложняющимся содержанием работы по психосоциальной профилактике профессиональных деформаций и слабой разработанностью технологий психосоциальной профилактики личности в социозащитных учреждениях.
С учетом этих противоречий был сделан выбор темы, сформулированы объект и предмет диссертационного исследования, а также его цель и задачи.
Объект исследования - профессиональные деформации личности социального работника.
Предмет исследования - специфика психосоциальной профилактики профессиональных деформаций личности социального работника.
Цель исследования — изучить специфику психосоциальной профилактики профессиональных деформаций личности и разработать программу психосоциальной профилактики профессиональных деформаций личности социального работника.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:
• раскрыть сущность, факторы и признаки профессиональных деформаций личности социального работника;
• охарактеризовать содержание деятельности по психосоциальной профилактике профессиональных деформаций личности социального работника;
• выявить наиболее типичные профессиональные деформации и разработать программу психосоциальной профилактики профессиональных деформаций личности социального работника.
Гипотеза исследования представлена нами в виде следующих предположений:
• степень необходимости в организации деятельности по психосоциальной профилактике профессиональных деформаций личности социальных работников в социозащитных учреждениях достаточно высока;
• деятельность по психосоциальной профилактике
профессиональных деформаций будет успешной, если она будет организована как система профилактических мероприятий, включающих обучение специалистов копинг-стратегиям, методам саморегуляции, систематическое проведение психологических антистрессовых тренингов.
Теоретико-методологические основы исследования базируются на принципе единства личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская и др.); комплексном подходе в акмеологии (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач и др.); идеях саморазвития и самореализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм и др.); представлении о психологической сущности профессионализма (Е.А. Климов, К.К. Платонов, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков и др.); теоретико-экспериментальном подходе к изучению стресса и механизмов формирования стрессоустойчивости человека в различных профессиях (В.А. Винокур, Б.Ф. Водолазский, Б.А. Вяткин, JI.A. Китаев-Смык, И.О. Котенев, A.M. Столяренко и др.).
На различных этапах исследования были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: анализ специальной литературы и публикаций периодической печати по проблеме исследования; сравнение и обобщение научно-исследовательских работ по проблеме исследования; вторичный анализ результатов социальных исследований по проблеме;
• эмпирические: метод социологического опроса (анкетирование, экспертное интервью), психодиагностические методы (тестирование, опросники), математические методы статистической обработки результатов исследования, методы сравнительного анализа.
Эмпирическая база исследования: результаты самостоятельно проведенного автором исследования: «Диагностика профессиональных деформаций у социальных работников МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Белгорода»», проведенного автором в период прохождения производственной практики в январе 2016 года.
Научная новизна исследования: на основе полученных эмпирических данных нами разработана программа психосоциальной профилактики профессиональных деформаций специалиста по социальной работе.
На защиту выносится следующее положение: психопрофилактика профессиональных деформаций социальных работников будет эффективной, если она будет осуществляться систематически, на основе индивидуальной диагностики специалистов, в зависимости от выраженности у них признаков профессиональных деформаций.
Научно-практическая значимость работы. Анализ теоретических основ профессиональных деформаций личности социального работника позволил выявить сущность и специфику профессиональных деформаций; охарактеризовать факторы, способствующие их развитию и признаки, по которым определяются профессиональные деформации; раскрыть содержание деятельности по психопрофилактике профессиональных деформаций личности социального работника.
На основе диагностики наиболее типичных профессиональных деформаций личности социального работника разработана программа психосоциальной профилактики профессиональных деформаций, которая может быть использована в учреждениях социальной защиты населения.
Материалы исследования могут найти применение в процессе профессиональной подготовки магистров по направлению «Социальная работа» («Психосоциальная работа в системе социальной защиты населения»), при изучении таких дисциплин как «Развитие профессиональной компетентности сотрудников учреждений социальной защиты населения», «Профилактика профессиональных деформаций специалиста по социальной работе», «Социально-психологический тренинг в практике социальной работы».
Апробация результатов исследования. Работа прошла апробацию в ходе производственной практики на базе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Белгорода» (2016 г.).
Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в докладах на следующих международных и региональных научных и научно-практических конференциях: X Ковалевские чтения. Россия в современном мире: взгляд социолога (Россия, г. Санкт-Петербург, 2015 г), «Актуальные вопросы социальной работы с различными группами населения: III межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием (Россия, г. Киров, 2015 г), «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» (Россия, Белгород, 28 ноября 2015 г.), сборниках научных трудов по материалам
конференций.
Теоретические положения, выводы и предложения, сформулированные в исследовании, отражены в 4-х научных публикациях автора.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 83 наименования.
Содержание диссертационной работы изложено на 100 страницах и включает 5 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Профессиональные деформации личности социального работника наиболее часто проявляются в симптомах «эмоционального выгорания», характеризующихся эмоциональной сухостью, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью специалистов, игнорированием индивидуальных особенностей личности клиентов, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессиональной деятельности специалиста по социальной работе и ее результативность. Данная профессиональная деформация мешает полноценному взаимодействию с клиентом, оказанию необходимой психологической и социальной помощи клиентам, становлению профессионального коллектива.
Реальная практика показывает, что сегодня довольно часто прослеживается факт потери интереса к личности клиента, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения в диаде «специалист - клиент». Многие социальные работники отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость). По мнению исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса - профессиональную деятельность, профессиональное общение, и в целом отрицательно сказываются на профессиональном развитии личности специалиста.
Последствия профессиональных деформаций и «эмоционального выгорания» очевидны:
• профессиональные последствия: «сгорание» блокирует проявление свободы, творчества, инициативы; отсутствие интереса к профессиональной деятельности, выполнение работы ниже реальных возможностей; снижение авторитета у коллег и клиентов;
• личные последствия: потеря чувства собственного достоинства; низкая самооценка, появление зависимостей; межличностные и семейные проблемы;
• соматические последствия: головные боли; проблемы со сном; заболевания желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы.
Специалисты, получающие специальную поддержку от администрации, психолога и коллег, могут лучше сопротивляться стрессовым воздействиям и тем самым быть менее подверженными профессиональным деформациям и «эмоциональному выгоранию». Следовательно, использование
своевременных профилактических мер способно предотвратить профессиональные деформации социального работника.
Проведенная нами диагностика профессиональных деформаций и уровней «эмоционального выгорания» социальных работников
МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения
г. Белгорода» позволило сделать некоторые выводы:
• профессиональная деятельность социальных работников Центра несет потенциальную угрозу развития профессиональных деформаций, в частности, синдрома «эмоционального выгорания» (около 60 % респондентов имеют различной степени выраженности признаки выгорания);
• личностные черты эмоциональной неустойчивости, конформности, тревожности, агрессивности, подозрительности, склонности к чувству вины, консерватизма, импульсивности, напряженности, интроверсии, а также локус контроля имеют значение в формировании синдрома «эмоционального выгорания». Развитие синдрома «эмоционального выгорания» связано со снижением показателей психической адаптации.
На основе результатов диагностики мы разработали и апробировали Программу психосоциальной профилактики профессиональных
деформаций личности социального работника, которая внедрена в практику деятельности МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Белгорода».
Целью программы является преодоление негативного воздействия профессиональной деятельности на личность специалиста; обеспечение условий и возможностей нормализации психоэмоционального состояния посредством оказания информационной и психологической помощи, организации систематических превентивных, психокоррекционных, оздоровительных и досуговых мероприятий.
На наш взгляд, реализация предложенной нами программы психосоциальной профилактики профессиональных деформаций личности социального работника будет способствовать созданию в МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Белгорода» благоприятной психологической атмосферы и повышению профессионального уровня работников, что, в свою очередь, будет способствовать сохранению психофизического здоровья социальных работников и недопущению профессиональных деформаций их личности и «эмоционального выгорания».



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ