Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профессиональное выгорание

Работа №6213

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы124 стр.
Год сдачи2014
Стоимость6000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
838
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Синдром профессионального выгорания в отечественной и зарубежной психологии 7
1.1. Общее понятие профессионального «выгорания» 7
1.2. Признаки профессионального «выгорания» 12
1.3. Профессиональное «выгорание» как социально-психологическая проблема 33
1.4. Синдром профессионального «выгорания» в правоохранительной сфере 43
1.5. Проявление синдрома у сотрудников правоохранительных органов 49
1.6. Влияние профессиональной деформации на личность 59
Глава II. Изучение профессионального выгорания у сотрудников муниципального отдела МВД России в г. Назарово 64
2.1. Организация и методы исследования 64
2.2. Анализ исследования профессионального выгорания у сотрудников муниципального отдела МВД России в г. Назарово 71
ГЛАВА III. Способы защиты. Профилактика и исследование синдрома профессионального «выгорания» 81
3.1. Семь способов защиты от «выгорания» 81
3.2. Профилактика синдрома профессионального «выгорания» сотрудников правоохранительных органов 93
Заключение 109
Список использованной литературы 111
ПРИЛОЖЕНИЯ 119



Актуальность исследования состоит в том, что проблема стрессоустойчивости в разных специальностях с незапамятных времен притягивала интерес специалистов по психологии. Имеется целый ряд специальностей, в которых человек начинает ощущать чувство внутренней эмоциональной опустошенности из-за потребности постоянных контактов с другими людьми.
Специалист, несущий бремя груза общения, должен регулярно находиться в обстановке посторонних негативных эмоций, быть утешителем либо мишенью для раздражения и злости. Индивид не способен оставаться безразличным к проявлениям чувств со стороны находящихся вокруг, он как бы заболевает ими. Результатом всего этого может быть помимо своего смещения в худшую сторону самочувствия человека ещё и прочное уменьшение результативности его работы.
Аксиому о том, что специальность человека накладывает в той либо другой мере незабываемый след на его сознание и жизненный процесс, не оспаривали и не отрицали никогда. Все без исключения виды деятельности человека в сфере избранной им специальности могут и обязаны содействовать слаженному формированию личности, совершенствованию её высоконравственного и физиологического облика. Однако особенность профессиональной работы, при установленных обстоятельствах, может спровоцировать формирование отрицательных явлений в эмоциональной структуре личности, деформировать её. Стремление к высококлассной деструкции наиболее часто прослеживается у представителей специальностей, обладающих властными полномочиями, трудящихся в области разрешения существенных жизненных проблем, от решений, воли которых зачастую зависит достоинство, существование, свобода и в том числе и состояние здоровья и жизнь людей. К подобным специальностям относится профессия работников органов внутренних дел.
В этой деятельности есть собственные психотравмирующие условия: опасность для жизни и здоровья (соматического, морального, психологического), виктимная склонность работы, негативное воздействие ненормальных людей («спецконтингент», преступники, рецидивисты, бездомные и др.), высокая юридическая регламентация работы, предрасположенность многостороннему общественному контролю со стороны различных представителей государства и общества, недостаточное ресурсное снабжение (в том числе - правовое), невысокая степень социальной престижности статуса и работы, конфликтный характер взаимодействия с жителями и др.
Изучение синдрома профессионального выгорания в работе сотрудников правоохранительных органов в особенности актуально в период проведения реформ системы правоохранительных органов, которые приводят к интенсификации профессиональной деятельности.
Тема исследования: Профессиональное выгорание у работников оперативных служб в системе правоохранительных органов.
Объектом исследования считаются социальные отношения, возникающие и развивающиеся на фоне проявлений профессионального выгорания работников правоохранительных органов.
Предметом исследования считаются закономерности появления профессионального выгорания, его система, а также его виды и особенность проявлений, приёмы выявления и предупреждения.
Цель исследования: обнаружение и изучение профессионального выгорания работников правоохранительных органов, с целью того, что бы разработать результативные психотехнологии преодоления, коррекции и профилактики профессионального выгорания.
Результатом работы считается формирование закономерно упорядоченной концепции взглядов о профессиональном выгорании сотрудников правоохранительных органов, его видах и проявлениях.
Практическая значимость: Приобретенные в процессе исследования результаты применены для исследования рекомендаций и концепции психогигиенических, профилактических и психокоррекционных мероприятий, которые обеспечивают сохранение и улучшение психического здоровья работников МВД.
Задачи исследования:
1) исследовать проблему профессионального выгорания в литературных источниках;
2) осуществить диагностику профессионального выгорания у работников оперативных служб правоохранительных органов;
3) разработать методические рекомендации по профилактике и преодолению синдрома «профессионального выгорания».
Методики: Опросник Диагностика уровня профессионального выгорания В.В. Бойко, опросник диагностики профессионального выгорания (MBI), адаптация Н.Е. Водопьяновой, «шкала личностной и реактивной тревожности» Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин.
Методы исследования: диалектико-материалистический, исторический, социологические (обобщение, описание), логические (анализ, синтез, аналогия).
Гипотеза: сотрудники службы МВД подвержены эмоциональному выгоранию.
В исследовании приняли участие сотрудники одного из подразделений МВД г.Назарово. В целом изучено 14 человек.
Объем и структура работы: дипломная работа состоит их введения, трех глав, заключения, приложений, изложенных на 122 страницах. Список литературы включает 43 источника.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Синдром выгорания предполагает собою процесс постепенной утраты психологической, когнитивной и физиологической энергии, проявляющийся в признаках психологического, интеллектуального истощения, физиологического утомления, индивидуальной отстраненности и уменьшения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как итог безуспешно разрешенного стресса на рабочем месте.
Относительно специальности феномен психологического выгорания рассматривается как особый вид профессионального хронического состояния лиц, трудящихся с людьми (учителей, психологов, психиатров, священников, полицейских, юристов, тренеров, сотрудников области сервиса и др.).
Цели и проблемы, установленные в работе, нами были достигнуты. На основании приобретенных результатов, мы сделали заключение, что работники своевременных отраслей в системе МВД подвергаются синдрому эмоционального выгорания.
Особенность правоохранительной деятельности, в том числе потребность вступать в связь с преступниками, зачастую содержит в себе компоненты негативного влияния на личность. При нехватке у работника необходимого уровня эмоциональной и нравственной стабильности зачастую прослеживается формирование его профессиональной деструкции.
Профессиональная деструкция предполагает собою итог искажение профессиональных и личностных свойств сотрудника органа правопорядка под воздействием негативных условий работы и окружающей среды.
Профессиональная деформация формируется под воздействием условий, имеющих отношение к внешней сфере работы (взаимодействие с преступниками, решение задач применения к ним мер профилактики и пресечения и т.д.), а кроме того условий внутрисистемного взаимодействия (отношение с руководителем и коллегами, совместное выполнение должностных задач и т.д.).
В работе нами был установлен несколько индивидуальных и поведенческих особенностей, позволяющих работнику правоохранительной сферы правильно справляться с признаками синдрома выгорания.
Среди мер профилактики этого состояния мы подчеркнули: установление кратковременных и долговременных целей; применение тайм-аутов; овладение умениями и навыками саморегуляции; профессиональное формирование и совершенствование; уход от ненужной конкуренции; чувственное общение; сохранение превосходной физической формы и правильный образ жизни.












1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу.- СПб., 2004.
2. Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика//Психологический журнал. 2013. №6.– стр.107-115
3. Анциферова Л.И. Условия деформации личности/Л.И. Анциферова//Новые исследования. – М.: Наука, 1998. – С. 32–38.
4. Анциферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования / Л.И.Анциферова // Психологический журнал. -1980. - №2.- С.52-60.
5. Бабанов С.А., д.м.н., профессор кафедры профессиональных болезней и клинической фармакологии ГОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет», Россия, 2011
6. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания/М.В. Барабанова//Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». – М.: Издательство МГУ, 1995. – № 1. – С. 54.
7. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности/ Безносов С.П.— СПб: Речь.-2004. С.272.
8. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других: Практическое пособие. // В.В. Бойко. - М.: Информационно - издательский дом "Филинъ", 1996. - 264с.
9. Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты. Авт. дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук - М.: Академия управления МВД России,1998, с.20-21).
10. Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. тр. - М.: Педагогика, 2003.-28с.
11. Брудный А. А. Понимание и общение. - М.: Знание, 2009.-315с.
12. Буданов А. В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников ОВД. - М., 1992.
13. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. // 2-е изд. Доп.Н. Водопьянова, Е. Старченкова. - Издательство: Питер. - Спб. - 2005. - 336с.
14. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса. Водопьянова, Н.Е. СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
15. Володкович В.Л., 2007. Жизнь иллюзий. Личное сообщение.
16. Гордиенко Ш.А., 2006. Психолого-педагогическая подготовка к выполнению оперативно-служебных задач в экстремальных условиях// Психопедагогика в правоохранительных органах. № 1 (25), с. 40-42.
17. Грачев С.Г., 2006. Особенности социально-психологический деформации личности сотрудников органов внутренних дел, принимавших участие в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона// Вопросы психологии экстремальных ситуаций, 2006, № 4, с. 25-29.
18. Гуценко Н.Ф., Ковалёв М.А.: Правоохранительные органы: учебник для вузов./ Н.Ф. Гуценко, М.А.Ковалев. - М.: Зерцало, 2002 -314с.Синдром эмоционального выгорания. Медицинская газета №43 -2005г. [электронный ресурс] / Режим доступа : http://medgazeta.rusmedserv.com
19. Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы// Российский журнал социальной работы.- 2005.- №1.-54с.
20. Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работника.-М, 2000.-258с.
21. Демина А.Д., Кайгородова Н.З., Супрун А.П. Психологическая адаптация к умственному труду в условиях нервно-эмоционального напряжения.– Барнаул,1993.–236с.
22. Зеер Э. Ф. Психология профессий. - Екатеринбург, 1997.
23. Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность// Социальная работа.– 2012.– №2.– стр. 54-67.
24. Золотова Т.Н. Психология стресса. М. 2008 г. - 189 с
25. Иевлева С., Шаталова Т. Когда обожжены нервы. Статья 2003г. Интернет.
26. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1992.
27. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2005. - с. 233 - 236.
28. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы/Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
29. Ильин Е.П. Эмоции и чувства/Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
30. Исследование личности по методу Р. Кеттелла. Кабинет практического психолога. Практическое пособие/Сост. Г.П. Горбунова, Н.И. Морозова, Т.Е. Аргентова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. – 108 с.
31. КаменюкинА., Ковпак Д. Антистресс - тренинг.- СПб., 2004.
32. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М.: Наука, 2013.
33. Клищевская M.B., Солнцева Г.Н. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, №4, 1999.
34. Козлов В.Н. Физиология и психология труда. Научные основы оценки тяжести и напряженности труда.- Саратов,2004.214с.
35. Кочунас Р. Основы психологического консультирования.- М.: Академический прокект, 2003.-410с.
36. Кузьмина Н.В. Физиология и психология труда. Научные основы оценки тяжести и напряженности труда.– Саратов,1984.–220с.
37. Кулева Е.Б. Саморегуляция в профессиональной подготовке социальных работников//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.-2003.-№1.35с.
38. Лаврененко И.М. Личность и профессиональная деятельность социального работника (международный опыт)//Российский журнал социальной работы.-2009.- №2.-2с.
39. Ласовская Т.Ю. Профессиональное выгорание: Учеб.-метод. пос. / Т.Ю.Ласовская, С.А.Ильина. - Новосибирск: НГМУ, 2006. - 31 с.
40. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.–2013.– №11.– стр.2-16.
41. Лешукова Е.Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики // Вестник РАТЭПП. 1995. Вып.1.
42. Литвак М.Е. Не нойте! Практикум по психологическому айкидо. Ростов н/Д: Феникс, 2005.
43. Лужецкая А.М. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у представителей различных профессий системы «человек-человек» // Сибирский психологический журнал. - 2005. - №21. - С.150-153.
44. Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания. М. 2006с. - 424с.
45. Маркова А.К. Психология профессионализма.– М, 1996.
46. Маслач К. Выгорание: многомерная перспектива / К.Маслач. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2004.
47. Мей Р. Искусство психологического консультирования.– М, 1994.
48. Митева И.Ю. Курс управления стрессом.- М., 2005.
49. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение/ Мудрик А.В.М.- -1986 г.
50. Наенко Н.И. Психическая напряженность.– М, 1976.
51. Немчин Т.А. Состояние нервно—психического напряжения. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983.
52. Опросник уровня субъективного контроля.–М.: Смысл, 1993.–16стр.
53. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: Эмпирические исследования / Журнал практической психологии и психоанализа. — № 3. — 2011.
54. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование: Психологический журнал. – М.: Наука, 2001
55. Орел В.Е. синдром психического выгорания личности: монография./ Орел В.Е.- Ярославль: Изд-во «Институт психологии РАН». 2005-330с.
56. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учеб. для студентов вузов А.А.Осипова. - М. : Эксмо, 2009. - 408 с.
57. Павленок П. Д.Основы социальной работы: Учебник/ отв. ред..-2-е издание.- М.: ИНФРА-М, 2001.278с.
58. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. / Б.Д. Парыгин. - М. : Флинта, 2005. - 486 с.
59. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов/ Поливанова К.Н.-М. 2000г.
60. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов/Сост. и ред. Л.В.Винокурова.- СПб.: Питер.2001.- С.512
61. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие.–Самара: Изд. Дом «БАХРАХ»,1998.–672стр.
62. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие.-Самара: Изд. Дом «БАХРАХ»,2001.-378с.
63. Правоохранительные органы: Учебник для вузов /Под ред. О.А.Галустьян - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2012. -234с.
64. Психологические основы профилактики перенапряжения/ Моцкин Ю.В., Киколов А.И., Тихоревский В.И. – М,1987.
65. Психологические проблемы самореализации личности/ Крылова А.А. Коростылева А.А.–СПб.: Изд. С-П ун-та, 1997.–240стр.
66. Психологические проблемы самореализации личности/ Крылова А.А. Коростылева А.А.-СПб.: Изд. С-П ун-та, 2007.-264с.
67. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности/ Боровикова С.А., Водолазскова Т.П.–СПб.: ИздательствоС-П ун-та, 1991.–151стр.
68. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности/ Боровикова С.А., Водолазскова Т.П.-СПб.: ИздательствоС-П ун-та, 2008.-19с.
69. Психология. Словарь/ Петровский А.В. Ярошевский М.Г. 2-е издание исправленное и дополненное.–М.: Политиздат, 1990.– 494стр.
70. Психология. Словарь/ Петровский А.В. Ярошевский М.Г. 2-е издание исправленное и дополненное.-М.: Политиздат, 2009.-158с.
71. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. / Д.Я.Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2008- 672с.
72. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости: Вопросы психологии. -1997. -№ 1. -С. 45-54.
73. Реан, А.А. Психология адаптации личности / Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. - СПб. : Прайм- ЕВРОЗНАК, 2008. - 359 с.
74. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. –М.: Прогресс,1994.– стр. 106-107.
75. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал. – 2002, том 23, №3. – с.85-95.
76. Саенко Ю.В. «Регуляция эмоций. Тренинг управления чувствами и настроениями», СПб, «Речь», 2011
77. Самоукина, H. В. Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. СПб.: Питер, 2007. 224 с.
78. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе: Общая психология: сборник текстов.// Айсмонтас Б.Б. - М.: Наука, 2003. С. 150-153.
79. Синдром эмоционального выгорания (лекция). // Под. ред. П.И. Сидорова, д. м. н., профессор, академик РАМН, г. М., 2007 г. - 392с.
80. Синдром сгорания. Защитные механизмы.– Меры профилактики//Вестник РАТЭПП.– 1995. –№1.
81. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания.: Медицинские новости. 2002.- №7. С.22-25.
82. Солнцева Г.Н. О психологическом содержании понятии риск// Вестник Московского ун-та, серия «Психология».–2000.– №3.–стр45-49.
83. Столяренко А. М.. Прикладная юридическая психология. - М.,2001.
84. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. для студентов педагогических вузов / Л.Д. Столяренко. - Ростов на Дону : Феникс, 2009. - 565с.
85. Судаков К. Системные механизмы эмоционального стресса. - М.: 1994.
86. Трунов Д.В. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме. // :Журнал практического психолога. – М.: Издательство МГУ, 1998. – № 8.- С.84-89.
87. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
88. Физиологические и психические основы труда.–М.: Политиздат, 1974.– 98с.
89. Физиологические и психологические основы научной организации труда.– М.: НИИ труда, 1970.– 254с.
90. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя// Вопросы психологи.–1994.– №6.–стр. 34-56.
91. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации личности// Вопросы психологии. - 2008. - № 6. - С. 7 - 9.
92. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.–1996.–№1.– стр7-13.
93. Хрестоматия по клинической психологии: учеб. для студентов педагогических вузов / авт.-сост. К.Н. Хабибуллин. - М. : МГУ, 2006. - 630 с.
94. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет // :Статья, интернет.
95. Чутко Л.С. Эмоциональное выгорание и управление стрессом / Л.С.Чутко - СПб.: Речь, 2009. - 114 с.
96. Шаграева, О.А. Психология: Теоретический и практический курс / О.А. Шаграева. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 367с.
97. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: учеб. для студентов вузов / Н.И. Шевандрин. - М. : ВЛАДОС, 2009. - 508с.
98. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции /Ю. В.Щербатых. - СПб. : Питер, 2008. - 250 с.
99. Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации // Журнал практического психолога. -1998.-№ 7.
100. Юдин И. А. Синдром профессионального сгорания или негативное влияние профессии и как его избежать.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ