ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 6
1.1. Государственное регулирование в сфере образования Российской
Федерации 6
1.2. Зарубежный опыт развития рынка образовательных услуг 14
1.3. Перспективы направления развития школьного образования в России 22
2. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 30
2.1. Анализ современного состояния рынка общего образования в Республике
Татарстан 30
2.2. Современные тенденции и проблемы школьного образования 36
2.3. Изучение факторов, препятствующих эффективному развитию
образовательных услуг 42
3. ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ 53
3.1. Методический подход к формированию модели школьного образования ... 53
3.2. Теоретические основы цифровизации в модели школьного
образования 61
3.3. Практическая реализация подходов на примере школы 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ
Требования к ученикам и, как следствие, к системе образования быстро меняются. В прошлом образование заключалось в том, чтобы научить людей чему-либо. Сегодня суть образования - помочь личности развить надёжный внутренний стержень и навыки целеполагания, чтобы найти свой собственный путь во всё более неопределенном, непостоянном и усложняющемся мире. В наше время нельзя знать наверняка, как будут разворачиваться события. Нам часто приходится удивляться и учиться у выдающихся людей, и порой делаем ошибки на этом пути. Ошибки и неудачи будут случаться сплошь и рядом, создавая, если правильно их воспринимать, среду для обучения и роста.
Поколение назад учителя исходили из того, что знания, которые они передадут ученикам, останутся верным на протяжении всей жизни. Сегодня школы должны готовить учеников к гораздо более быстрым экономическим и социальным переменам, чем когда-либо прежде, к профессиям, которые пока еще даже не созданы, к использованию технологий, которые еще не изобрели, и к решению социальных проблем, которые пока невозможно предсказать.
Как воспитать мотивированных, заинтересованных учеников, готовых дать бой непредвиденным трудностям завтрашнего дня, не говоря уже о решении актуальных сегодня проблем? Дилемма преподавателей заключается в том, что проще всего научить именно тем и проверить именно те навыки, которые также проще всего оцифровать, автоматизировать и отдать на аутсорсинг. Без сомнения, всегда будут важны практические знания об ультрасовременных технологиях. Изобретатели и творческие люди в большинстве случаев владеют теоретическими и практическими специализированными навыками.
Изучая что-то, мы развиваем навыки обучения. Успешность образования заключается уже не в овладении определённым объемом знаний, а в расширении этих знаний и получении навыков их применения в новых ситуациях. Проще говоря, мир больше не поощряет людей за владение знаниями, поисковые машины знают всё - важно, как они распоряжаются этими знаниями, как ведут себя в мире и как адаптируются к нему. Потому что это и есть отличительное качество нашего времени: суть образования сегодня заключается в развитии креативности, критического мышления, умения общаться и сотрудничать; в актуальности знаний, понимании и способности использовать потенциал новых технологий; и последнее, но немаловажное—в личных качествах, благодаря которым люди могут самореализоваться и работать бок о бок для устойчивого развития человечества.
Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что сегодня важны любопытство, открытость новому и создание связей между идеями, которые прежде казались не связанными друг с другом, а для этого необходимо иметь представление о различных областях знаний, а не только об одной, и быть восприимчивым к новой информации. Проведя всю жизнь в башне одной отрасли знаний, человек не сможет развить творческие навыки, не сможет сформировать полный образ идеи, а именно так появляются новые изобретения. В связи, с динамичными изменениями, образование, как никогда, нуждается в качественной и гибкой модели, которая будет готовить школьников стабильно реагировать на быструю динамику внешних проблем.
Теоретическую основу дипломной работы составляют федеральные законы Российской Федерации, национальные проекты, труды таких авторов, как: Герберт Спенсер, Мария Монтессори, Джон Дьюи, Джером Брунер и многих других.
Практическая значимость работы состоит в становлении новой модели школьного образования, которая может быть применена в системе общего российского образования на федеральном уровне.
Цель данной работы - разработать рекомендации по реформированию школьного образования, которые будут соответствовать необходимым компетенциям 21 века в период динамичных изменений.
Задачами работы являются:
1. Проанализировать современное состояние рынка общего образования в Российской Федерации и в Республике Татарстан.
2. Изучить факторы, которые препятствуют эффективному развитию образовательных услуг.
3. Выяснить роль цифровизации в настоящей и будущей модели школьного образования.
4. Разработать рекомендации по реформе школьного образования в соответствии с нуждами современного мира.
Объектом работы является система школьного образования в Российской Федерации.
Предмет исследования - современные тенденции и актуальные проблемы школьного образования.
Результаты исследования были изложены в статьях «Становление новой модели школьного образования в России в условиях динамичных изменений» и «Цифровизация образования - это прогрессивное будущее или неизбежный спад образованности населения?» и озвучены на конференциях: Международный молодежный симпозиум по управлению, экономике и финансам, 2019, Казань; 4 Всероссийский форум «Экономика в меняющемся мире», 21-26 мая 2020 года.
Можем ли мы быть уверенны, что если правильно внедрить все предложенные в нашей модели элементы образования, это действительно послужит на пользу человечеству? В конце концов, достаточного количества неоспоримых научных доказательств пока нет.
Мы уверены, что даже перед лицом неопределенности, на всех нас лежит ответственность сделать всё возможное для проектирования образования. Одна из причин отсутствия исчерпывающих доказательств заключается в том, что предложенные нами образовательные цели и критерии социального прогресса оценить намного сложнее, чем владение знаниями или базовыми навыками, подобными арифметике. Тем не менее, мы считаем, что содержание учебной программы не должно зависеть от того, насколько сложно оценивать результаты обучения. Мы хотим избежать «эффекта фонаря» (или, другими словами, предвзятости наблюдения) — поиска ответов только там, где, согласно нашим ожиданиям, мы можем их найти. Поэтому, вместо постепенного расширения существующей модели образования, мы синтезируем концептуально новую модель, руководствуясь практическим пониманием мировых потребностей и соответствующим им задачам образования.
В действительности, ученые все время находятся в условиях более или менее выраженной неопределенности. И руководители часто обязаны действовать, не имея абсолютных доказательств. Мы должны помнить, что отсутствие действий, направленных на изменение текущей образовательной системы, — само по себе действие. Причем у нас есть веские основания полагать, что такая пассивная позиция лишь сохранит существующие проблемы. Текущая система не справляется с амбициозной задачей по подготовке учащихся, способных успешно действовать в 21 веке. Разрыв между тем, что нужно учащимся и тем, что они получают в школе, не был вовремя устранён. Требуя исчерпывающих научных доказательств, мы лишаем себя всякой возможности улучшить текущую образовательную систему, чего допускать нельзя.
Не следует принимать на веру эффективность существующих системы образования. Если критично подойти к изучению этого вопроса, можно найти множество исследований, демонстрирующих их недостатки. Возможно, учащиеся, которые были успешны в рамках существующей системы, могли бы преуспеть даже больше, обучаясь в другой системе.
Для создания чего-то принципиально нового недостаточно правильно соединить подходящие примеры из прошлого. Необходим прорыв или даже несколько — новые догадки, сделанные с новых точек зрения. Часто это происходит в результате длительной череды наблюдений, экспериментов, повторений и загадочных вспышек озарения. Как бы этот процесс не происходил, он никогда не основывается лишь на существующих примерах.
Более того, у нас появляется все больше свидетельств от разных школ, что внедрение новых целей образования, образовательных программ и методов аттестации на самом деле приводит к серьезным положительным изменениям в жизни учащихся.
Исходя из цели нашей работы, были разработаны рекомендации по реформированию школьного образования, которые будут соответствовать необходимым компетенциям 21 века в период динамичных изменений:
1. Создании инновационного проекта под названием «Школа развития кадров» для совершенствования практических компетенций учителей. Разработанная модель кадровой школы позволяет обеспечить условия для профессионального роста каждого педагога с учетом его уровня педагогического мастерства за счет выбора им соответствующего индивидуального образовательного маршрута;
2. Для того чтобы повысить престиж учителя в обществе предлагается создать Единую базу учителей;
3. Каждой школе нужно рекомендуется административный персонал, который будет решать многие бюрократические вопросы. Также, у учителя должен быть свой помощник, который будет помогать готовиться к уроку, держать дисциплину в классе, следить за детьми;
4. Предлагается создать Школу классного руководителя, где каждый учитель сможет пройти обучение, совмещая его с основной работой;
5. Хотелось бы отметить необходимость введения междисциплинарных уроков, таких как финансовая грамотность, эмоциональный интеллект, предпринимательская деятельность, ИТ - обучение, правовое обеспечение, журналистское дело и другие;
6. Проведение уроков вне стен школьного класса для более детального изучения предмета, с применением дистанционных технологий;
7. Индивидуальное стабильное решение проблем, связанных со школами, находящимися в сельском поселении;
8. В связи с цифровыми технологиями, просто необходимо внедрение в педагогические институты обучения дистанционным урокам.
Эти и многие другие рекомендации обязательно послужат сильным стартом на пути к новой модели школьного образования. Главное, действовать сообща и взаимодействовать с министерствами, преподавателями, родителями, и не забывать про самый важный элемент - школьников. Мир так быстро трансформируется, что невозможно каждый раз заново выстраивать новую систему обучения, но вполне осуществимо создать гибкую модель, которая будет динамично следовать различным изменениям.
1. Всеобщая декларация прав человека: офиц. Текст - М.: Московская школа прав человека, 2000. - 370 с.
2. Конституция Российской Федерации: офиц. текст — М.: Маркетинг, 2001. — 39 с.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [от
29.12.2012 № 273-ФЗ] / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата
обращения: 23.03.2020).
4. Приказ Минобразования РФ «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» [от 5 марта 2004 г. N 1089] / [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://study.garant.rU/#/document/6150599/paragraph/83597:0 (дата
обращения: 27.05.2020).
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» [Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 792] / [Электронный ресурс] / http://base.garant.ru/70643472/ (дата обращения 29.03.2020).
6. Цифровая экономика: 2020: краткий статистический сборник/ Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2020. - 112 с.
7. Козлова, Н.С. Методические подходы к повышению результативности школьного образования [Электронный ресурс] / Н. С. Козлова // Молодой ученый. - 2014. — N 4. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/63/9866/ (дата обращения: 25.05.2020).
8. Лемов, Д. Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей / Д. Лемов. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 404 с.
9. Фейдл, Ч., Бялик, М., Триллинг, Б. Четырехмерное образование / Ч.Фейдл, М.Бялик, Б.Триллинг. - М.: Сколково, 2018. - 212 с.
10. Коттер, Дж.П. Ускорение перемен: Как придать вашей организации стратегическую гибкость для успеха в быстро меняющемся мире / П.Дж. Коттер. - М.: «Олимп - Бизнес», 2014. - 192 с.
11. Шваб, К. Четвертая промышленная революция / К. Шваб. - М.: Эксмо, 2016. - 208 с.
12. Виссема, Йохан Г. Университет третьего поколения: Управление университетом в переходный период / Г. Йохан Виссема. - М.: «Олимп - Бизнес», 2016. - 432 с.
13. Инглегарт, Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе / Р. Инглегарт // Новая постиндустриальная волна на Западе. - М.: Академия,
1999. - 261с.
14. Дирксен, Д. Искусство обучать. Как сделать любое обучение нескучным и эффективным / Д. Дирксен. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 312 с.
15. Грей, П. Свобода учиться. Игра против школы / П. Грей - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 360 с.
16. Дуэк, К. Гибкое сознание / К. Дуэк - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 410 с.
17. Хосе, М. Воспитание таланта / М. Хосе - М.:Корпус, 2012 г. - 288 с.
18. Джексон, Н. Классный учитель: Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии / Н. Джексон - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 300 с.
19. Лизинский, В. Новый учитель для хорошей школы / В. Лизинский - М.: Педагогический поиск, 2012. - 160 с.
20. Иллич, И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир (фрагменты из работ разных лет) / И. Иллич. - М. Просвещение, 2006. - 160 с
21. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / C. Хантингтон. - М.: АСТ, 2003. - 603 с.
22. Айзексон, У. Эйнштейн. Его жизнь и его Вселенная / У. Айзексон. - М.: ACT, Corpus, 2015. - 832 с.
23. Джером, Б. Культура образования / Б.Джером. - М.: Просвещение, 2006. - 212 с.
24. Подготовка учителя: методическое пособие / М. Монтессори. - М.: Эксмо,1994. - 354 с.
25. Монтессори, М. Разум ребенка / М. Монтессори. - М.: Эксмо, 1999. - 93 с.
26. Полат, Е.С. Личностно-ориентированный подход в системе школьного образования / Е.С. Полат //Дополнительное образование - М.: Совершенство,2002. - 30 с.
27. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин - М.: Владос, 2001. - 365 с.
28. Спенсер, Герберт. Воспитание умственное, нравственное и физическое / Герберт Спенсер. - М.: Либроком, Вист-С, 2013. - 512 c.
29. Дьюи, Д. Демократия и образование / Д. Дьюи. - М.: Педагогика-пресс,
2000. - 284 с.
30. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи. - М.: Совершенство, 1993. - 187 с.
31. Дьюи, Д. Школа и общество / Д. Дьюи. - М.: Эксмо,1925. - 77 с.
32. Дьюи, Д. Школы будущего / Д. Дьюи. - М.: Эксмо,1922. - 84 с.
33. Современные концепции воспитания школьников: социокультурные основания, содержание, технологии: учебное пособие / В.Н. Кормакова, И.Ф. Исаев, О.Е. Кучерова, И.П. Ильинская, С.И. Тарасова, Л.Д. Рагозина. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. - 88 с.
34. Галактионова, Ю.Ю. Состояние системы образования в современной России и прогнозирование ее дальнейшего развития / Ю.Ю. Галактинова // Аллея науки, 2018. - 797 с.
35. Алдакимов, А.Н. Тенденции развития современной системы образования в России: историко - педагогический и социальный аспекты / А.Н.
Алдакимов // Проблемы современного педагогического образования, 2017. - 308 с.
36. Микерова, Г.Г. Современные тенденции управления системой образования в России / Г.Г. Микерова // Современные технологии управления,2017. - 210 с.
37. Доклад о ходе реализации программ развития образования в Республике Татарстан в 2018 году [Электронный ресурс] - Режим доступа: file:///C:/Users//Downloads/pub 1731286.pdf (дата обращения: 23.03.2020).
38. Основные тенденции социально-экономического развития Республики Татарстан в 2019 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mert.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub 2217810.pdf (дата обращения: 13.03.2020).
39. Официальный сайт ФГАОУ ВО КПФУ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://kpfu.ru/sveden (дата обращения: 08.02.2020).
40. Показатели социально-экономического развития г. Казани [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kzn.ru/meriya/ispolnitelnyy- komitet/komitet-ekonomicheskogo-razvitiya/pokazateli-sotsialno- ekonomicheskogo-razvitiya-g-kazani/ (дата обращения: 13.03.2020).
41. Сайт Официальный Татарстан [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://tatarstan.ru/about/educationandscience.htm (дата обращения:
23.03.2020).