Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Работа №55358

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы83
Год сдачи2016
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1308
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты регионального управления образованием 7
1.1. Структура управления образованием в регионе 7
1.2. Нормативно-правовая база управления образованием на
региональном уровне 13
1.3. Факторы развития системы управления образованием в
регионе 20
Глава 2. Практические аспекты анализы системы управления образованием в регионах Приволжского федерального округа 25
2.1. Анализ программ развития образования в регионах Приволжского
федерального круга 25
2.2.Оценка влияния системы управления на результаты образовательной деятельности в регионах Приволжского федерального округа 36
Глава 3. Разработка системы мер по повышению эффективности системы управления образованием на региональном
уровне 43
3.1. Направления совершенствования системы управления
образованием на примере регионов Приволжского федерального округа 43
3.2. Выбор методов и средств оптимизации системы управления
образованием на региональном уровне 53
3.3.Обоснование эффективности мер по совершенствованию системы управления образованием в регионах Приволжского федерального округа..60
Заключение 66
Библиографический список 71


Одним из основополагающих факторов развития региона является образование, которое призвано обеспечить потребность в квалифицированных кадрах. Возросшая самостоятельность субъектов Российской Федерации приводит к возрастающей тенденции его роли в региональном развитии, несмотря на высокий уровень централизации института образования.
На современном этапе образование является главным ресурсом и механизмом воспроизводства общественного интеллекта. Его приоритет во всех сферах жизни общества определяет становление общества как образовательного сообщества многополярного мира.
В современных условиях развития процессов управления образованием насчитывается большое количество научных подходов к осуществлению управленческой деятельности, базирующихся на общих взглядах на место и роль управления. Существующие подходы различаются между собой концептуально. Часть из них ориентирована на технологию управленческой деятельности, а их авторы рассматривают управление в качестве разновидности «технологического труда». Другая часть видит смысл управления в развитии людей в организации и создании условий для реализации человека, третья группа авторов стремятся объединить различные взгляды и точки зрения. В связи с этим управление образованием рассматривается как интегрированный процесс, управление которым должно осуществляться с учетом множества факторов и направлений.
В данном аспекте главной задачей региональной образовательной системы является обеспечение современного качества в подготовке различных категорий специалистов, их конкурентоспособности на рынке труда в регионе, а также их потребностей в профессиональном образовании, что определяет необходимость в реализации на региональном уровне
Основные теоретические положения управления сферой образования и вопросы его инновационного развития рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых и экономистов - Ф. Альтбаха, К. Гейслера, Е.Н. Жильцова, В.Н. Казакова, В.Н. Кироя, М. Коулман, И.Н. Молчанова, М. Приди, Д. Роджеро, В.А. Садовничего. Проблеме форми-рования и реализации государственной стратегии в сфере образования посвя-щены труды ученых Н.А. Водопьяновой, А.Л. Гапоненко, Э.Д. Днепрова, В.И. Загвязинского, Дж. Малгана, О.П. Молчановой, С.И. Некрасова, А.В. Сурина и др.
Проблемы государственного и муниципального управления образовательными учреждениями нашли свое отражение в работах Г.В. Атаманчук , В.Г. Афанасьева , Г.Г. Габдуллина , Б.С. Гершунского , В.И.
Зверевой , B.C. Лазарева , Г.Н. Серикова , П.И. Третьякова , Т.И. Шамовой и др..
В то же время анализ исследований и теоретической литературы показал отсутствие работ, в которых просматривались бы подходы повышения эффективности регионального управления образованием. В связи с этим возникает потребность выделить противоречие между недостаточной
В соответствии с требованием времени происходит пересмотр приоритетов системы образования, подходов к управлению с целью повышения качества и конкурентоспособности образовательной системы.
Объект исследования - система образования в регионах Приволжского федерального округа: Республике Татарстан, Нижегородской области, Самарской области.
Предмет исследования - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления развитием системы образования на региональном уровне.
Цель исследования - на основе анализа реализации региональной системы управления образованием в Республике Татарстан, Нижегородской области, Саратовской области разработать систему мер для повышения ее эффективности.
Для достижения указанной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить структуру и нормативно-правовую базу управления образованием на различных его уровнях.
2. Изучить особенности управления образованием в регионах Приволжского федерального округа.
3. Оценить влияние системы управления на результаты образовательной деятельности в регионах Приволжского федерального округа
4. На основе выводов о региональной системе управления образованием предложить систему мер для повышения эффективности.
5. Обосновать эффективность системы методов по совершенствованию региональной системы управления образованием.
Информационную базу исследования составили:
- данные территориальных органов Федеральной службы
государственной статистики;
- данные органов местного самоуправления, осуществляющих
управление в сфере образования;
- данные информационной системы «Электронное образование»
ННШ.
- нормативно - правовые акты Республики Татарстан, Нижегородской области, Самарской области.
- ресурсы сети интернет
Для достижения поставленной цели исследования использована совокупность научных методов:
- методы научного обобщения, сравнения, системного анализа:
- методы абстракции, индукции и дедукции, анализа и синтеза:
- методы сравнительного анализа;
- экономико-математические методы.
Работа состоит из введения, трёх глав, выводов, заключения и списка использованной литературы.
Во введении раскрыта актуальность темы исследования, сущность и состояние научной проблемы, определена цель, задачи исследования, а также объект, предмет и методы исследования.
В главе 1 определена структура управления образованием в регионе, изучена нормативно-правовая база, а также выполнен анализ факторов, оказывающих влияние на развитие системы управления образованием в регионе.
В главе 2 рассмотрены особенности системы управления образованием в Приволжском федеральном округе, в частности выполнен анализ тенденций и перспектив развития системы в Республике Татарстан, Самарской и Нижегородской областях.
В заключении представлены выводы теоретического, методического и практического направления на основе полученных результатов исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Любое социально-экономическое явление требует системного подхода к его функционированию, что вызвано, зачастую, сложностью и многофункциональностью таких систем. Особое место система образования занимает в региональной структуре. Являясь инструментом для подготовки и формирования кадрового потенциала региона, она требует эффективных методов управления.
На современном этапе направления модернизации и развития системы образования в России, а также методы и средства управления в данной сфере определяются принципами Болонской процесса, к основным из которых относятся:
- создание единого образовательного пространства;
- мобильность обучающихся;
- унификация правового статуса российских и европейских образовательных организаций;
- интеграция не только в системы образования европейских государств, но и иные общественные институты.
На основании указанных принципов в стране, в общем, и в регионах, в частности, разработаны и реализуются программы в системе образования.
Развитие образования в России имеет хорошо проработанную нормативно-правовую базу, которая реализуется на различных уровнях
В процессе работы на основании анализа учебной и научной литературы была изучена структура управления образованием и особенности ее регионального развития на примере регионов Приволжского федерального округа.
Кроме того в работе изучены содержательные характеристики образования, которые представлены следующей системой данным:
- нормативность содержания;
- культурно-историческая преемственность;
- адаптивность к требованиям социального запроса;
- вариативность образовательных услуг;
- разноуровневость содержания;
- опережающий характер.
Анализ показал, что наиболее эффективная оценка состояния и перспектив развития системы образования в регионе возможна на основе следующих индикаторов:
- мониторинговых исследований качества образования и отдельных направлений развития образования в регионе;
- системного и планового анализа состояния и качества образовательной деятельности системы общего образования и профессионального образования;
- анализа реализации целевых федеральных и региональных программ развития образования.
При этом к основным источникам информации следует отнести данные:
- территориальных органов Федеральной службы государственной статистики;
- органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
- информационных систем в сфере образования.
Указанные источники и инструментарий исследования позволили провести анализ и качественную оценку систем управления образования в регионах Приволжского федерального округа: Республики Татарстан, Самарской и Нижегородской области.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в указанных регионах проводится целенаправленная политика по реализации перспективных и актуальных направлений развития системы образования, основу которой составляют государственные и региональные программы.
Так в Республике Татарстан реализуется следующая система программ и инициатив:
1) «Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014-2020 годы», в которой сформированы шесть подпрограмм в соответствии с уровнями подготовки.
2) «Развитие профессионального образования и повышение квалификации работников профессиональной сферы на 2014-2020 годы».
3) Создание сети ресурсных центров.
4) Пилотная программа субъектов Российской Федерации, направленная на реализацию проекта «Подготовка рабочих кадров для социально-экономического развития регионов» на 2014-2019 годы.
В Самарской области модернизация системы образования проводится на основе реализации:
1) Государственной программы «Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики в Самарской области» на 2014 - 2020 годы.
2) Областных целевых программ, в числе которых следует выделить проект «Формирование кадрового потенциала для аэрокосмической отрасли
1) Государственной программа Нижегородской области «Развитие образования в Нижегородской области на 2014-2016 годы и на период до 2022 года».
2) Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012— 2017 годы
3) Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2022 года.
4) Федеральной целевая программа «Русский язык» на 2011 -2015 гг.
5) Концепции развития математического образования в Нижегородской области.
6) Государственной программы «Ликвидация очередности в дошкольных образовательных организациях Нижегородской области детей в возрасте 3-7 лет» на период до 2023 года.
Оценка показала некоторые недостатки в системе управления образованием. При этом в качестве основного инструмента оптимизации в Республике Татарстан, Самарской и Нижегородской области в исследовании предлагается использовать элементы адаптивного управления. Данный выбор обусловлен высокой степенью динамичности развития современной системы образования и необходимостью внедрения эффективных методов и средств для обеспечения приспосабливаемости системы ко внутренним и внешним изменениям.
Таким образом, внедрение в систему управления исследуемых регионов модели общественно-государственного управления и интегрированной информационной системы обеспечит реализацию одних из
- объединение усилий государства и общества в решении проблем образования;
- предоставление педагогам и родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации воспитательно-образовательного процесса.
Разработка же интегрированной информационной системы направлена на обеспечение накопления, анализа и сопровождения процессов в системе управления образованием на основе данных в системе структурных подразделений различного уровня.
Реализация указанных проектов предполагает прохождение следующих общих этапов их подготовки и внедрения:
- разработка концепции, исследование социума;
- разработка нормативно-правовой базы;
- формирование ресурсной базы;
- внедрение;
- анализ и мониторинг результатов реализации проекта.
Данная система мер направлена на обеспечение выполнения государственных и целевых программ в области образования, что является приоритетным направлением политики государства в сфере образования.



1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации"
2. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"
3. Указ Президента Российской Федерации1 от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
4. Распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.12.2012 П2291-р «Об утверждении Динамики значений соотношения средней заработной платы работников государственных учреждений Республики Татарстан со средней прогнозируемой заработной платой в Республике Татарстан в 2013 - 2018 годах»
5. Государственная программа «Ликвидация очередности в дошкольных образовательных организациях Нижегородской области детей в возрасте 3-7 лет».
6. Федеральная целевая программа развития образования на 2016¬2020 годы
7. Постановление Правительства РФ от 03.06.2013 N 466 (ред. от 13.02.2016) "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации"
8. Положение о Министерстве образования и науки Республики Татарстан (в ред. Постановления КМ РТ от 19.05.2010 N 388)
9. Постановление Правительства Самарской области от 29.10.2010 № 570 «О мерах социальной поддержки выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, обучающихся по педагогическим специальностям»
10. Постановление Правительства Самарской области от 29.10.2010
№ 550 «Об утверждении целевой программы «Реализация стратегии
государственной молодежной политики в Самарской области до 2015 года»»
71
годы»
12. «Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования» (Болонская декларация) (Принята в г. Болонье 19.06.1999)
13. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от
08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года")
14. Постановление Правительства Самарской области от 20 июня 2008 года N 238 Об утверждении положения о Министерстве образования и науки Самарской области (в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 19.03.2015 № 128)
15. Постановление Правительства Нижегородской области от 6 октября 2010 г. N 669Об утверждении положения о Министерстве образования и науки Нижегородской области (в ред. Постановлений Правительства Самарской области от 29.01.2014 № 37)
16. Постановление Правительства РФ от 03.06.2013 N 466 (ред. от 13.02.2016) "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации"
17. Постановление Правительства РФ от 03.06.2013 N 466 (ред. от 13.02.2016) "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации"
18. Положение о Министерстве образования и науки Республики Татарстан (в ред. Постановления КМ РТ от 19.05.2010 N 388)
19. Азарьева В.В., Круглов В.И., Пузанков Д.В., Е.А. Рябинина,
Степанов И.В., Степанов С.А., Ященко В.В. Системы качества
72
20. Антонова Л.Н. Общественные организации и управляющие советы школ в образовании Подмосковья // Вестник Московского государственного областного университета. - 2013. - № 4. - С. 1-9.
21. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Kvpc лекций — М.: Юрид. лит., 5-е изд., 2012
22. Афанасьев В.Г. Основы управленческой деятельности. Учебное пособие. - М.: МГТУ ГА, 2011
23. Бершадский М.Е. Оценивание как диагностика достижения планируемых результатов образования. //Народное образование. - 2013.-№1.- С.155.
24. Биктимирова А.М. Качество образования в образовательных организациях: технология оценивания. //Всё для администратора школы. - 2014.-С.12.
25. Богословский В.И., Конасова Н.Ю. Развитие системы государственно-общественного управления, практики общественной оценки деятельности школы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2012. - № 152 - С. 180-185.
26. Братановский С.Н., Ермаченко Д.Н. Система управления образованием в России и организационно-правовые аспекты ее совершенствования. Монография. Электронно-библиотечная система IPRbooks, 2012. — (Высшее образование). — 203 с.
27. Вавилов А.И. Организация государственно-общественного
управления и публичной отчетности образовательных
учреждений//Нормативные документы образовательного учреждения.- 2011.- №4.
28. Власова О.В., Хасбутдинова Л.В. Менеджмент качества и инновации в образовании: региональный аспект. Том 2 коллективная
29. Габдуллин, Г.Г. Организационно-педагогические основы пере-стройки внутришкольного управления (13.00.01). - Дис. На соиск. Уч. Степ. Доктора пед. Наук, - Казань, 1990.
30. Гершунский Б. С. Философия образования: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Московский психолого-социальный институт, 3-е изд., 2011.
31. Государственно-общественное управление школой. Из опыта работы школ-лабораторий / сост. С.Г. Вершловский, А.А. Ульянова: сборник.
- СПб.: СПб ЦИТиТ, 2011.
32. Государственно-общественное управление образовательным учреждением в вопросах и ответах / [С.Г. Косарецкий, Е.Н. Шимутина, А.А. Седельников и др.]. - М.: Сентябрь, 2011. - 192 с. - (Библиотека журнала «Директор школы». Вып.3).
33. Государственно-общественное управление как механизм
достижения современного качества образования в условиях действия нового законодательства: материалы Всероссийской научно-практической
конференции. В 2 ч. Ч. 1 / Челябинск, 27 февраля 2014 г. / под ред. А. И. Кузнецова, Е. А. Коузовой, В. Н. Кеспикова. - Челябинск : ЧИ1П1КРО, 2014.
- 152 с.
34. Гузеев В.В. Общественно-государственная интегрированная система управления качеством образования в школе.//Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. - №6. - С.7.
35. Зверева, В.И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки. - М.: «Педагогический поиск», 2010
36. Зимин Е. Ю. Рейтинговая оценка качества образования в муниципальной системе образования. // Народное образование. - 2012.-N91.- C.95.Корнетов Г.Б. Что такое общественно- активная школа? - М.; Тверь: Научная книга, 2011.
37. Косарецкий С.Г. Мониторинг и оценка развития государственно¬общественного управления в образовании / С.Г. Косарецкий // Педагогическая диагностика. - 2010. - №5. - С. 94 - 111.
38. Косарецкий С.Г., Моисеев А.М. и др. Государственно-общественное управление образованием: от прецедентов к институту. Исследования и разработки / под общ. ред. С.Г. Косарецкого, Е.Н. Шимутиной: монографический сборник. - М.: Вердана, 2010.
39. Кускова Е.Н. Формирование института государственно-общественного управления образовательным учреждением в условиях модернизации российского образования: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - СПб., 2010.
40. Лазарев, B.C. Управление инновациями в школе Текст. Учебное пособие / В.С. Лазарев. М. : Центр педагогического образования, 2012.
41. Недвецкая М.Н. Социальное партнерство школы и семьи в сфере управления образовательным учреждением // Наука и школа. - 2011. - № 5. - С. 8-11.
42. Новиков Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами. - М.: Эгвес, 2010. - 156 с.
43. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее. Доклад Комиссии Общественной палаты Российской Федерации. - М.: Изд-во ГУ-ВШЭ, 2007.
44. Образовательный менеджмент: учебное пособие для
магистратуры по направлению «Педагогика» / Иванов Е. В., Певзнер М. Н., Петряков П. А., Федотова Г. А., Шерайзина Р. М., Ширин А. Г. / сост. и общ. ред. Иванова Е. В. Певзнера М. Н. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 201. - 412 с.
45. Петрусевич А.А. Социокультурная обусловленность
преобразований современной общеобразовательной школы // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - № 2. - С. 92-97.
46. Позднякова Т.Ю. К вопросу об участии общественности в управлении школой // Омский научный вестник. - 2011. - № 1 (51). - С. 122-125.
47. Рогач О.В. Инновационное развитие школьного образования: социолого- управленческий аспект: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - М., 2012.
48. Седельников А.А. Интегральная модель систем государственно-общественного управления образованием: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2011.
49. Сериков Г. Н. Влияние образования на развитие человека // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2014. №2. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/vliyanie-obrazovaniya-na-razvitie-cheloveka
50. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 2011
51. Федорова Н.М. Становление государственно-общественного управления школьным образованием в России: автореф. дис. . д-ра пед. наук. - СПб.: 2010.
52. Федотова Г.А., Громова Н.М., Якубов Б.А. Общественно-государственное управление как фактор инновационного развития образовательного учреждения // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. URL: http://www. science-education.ru/106-8009.
53. Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред Т. И. Шамовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 384 с.
54. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. М.: Новая школа, 2011
55. Шкуров А.Ю. Системные эффекты расширения общественного участия в формировании образовательной политики государственно-общественного управления образовательным учреждением // Психология и
56. Министерство образования и науки Самарской области. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.educat.samregion.ru/
57. Министерство образования и науки Республики Татарстан. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mon.tatarstan.ru/
58. Министерство образования Нижегородской области.
[Электронный ресурс] Режим доступа: http://minobr.govemment-nnov.ru/

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ