ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
• Проблема формирования экологических представлений у детей
старшего дошкольного возраста в педагогической литературе 8
• Сущность, содержание представлений о растениях родного края у
детей старшего дошкольного возраста 12
• Педагогические условия формирования представлений о
растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1.Уровень сформированности представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста 33
2.2..Реализация педагогических условий по формированию представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста 42
2.3. Анализ результативности экспериментальной работы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
• Проблема формирования экологических представлений у детей
старшего дошкольного возраста в педагогической литературе 8
• Сущность, содержание представлений о растениях родного края у
детей старшего дошкольного возраста 12
• Педагогические условия формирования представлений о
растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1.Уровень сформированности представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста 33
2.2..Реализация педагогических условий по формированию представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста 42
2.3. Анализ результативности экспериментальной работы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ
В условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать специфику региональных условий. Региональный компонент в дошкольном образовании (родная природа, культурное наследие, трудовые традиции и др.) помогает детям сознать свою принадлежность к «Малой Родине».
В исследованиях, посвященных формированию у детей экологических знаний (Л.С. Игнаткиной (21), А.К. Маневцевой (34), С.Н. Николаевой (41) и др.) выявлены способности дошкольников к освоению зависимости жизнедеятельности растений от условий их произрастания. Экологические представления у детей старшего дошкольного возраста составляют основу бережного отношения к природе, включая элементарную природоохранительную деятельность детей с самых ранних лет.
Во многих педагогических и психологических исследованиях обоснована доступность для детей старшего дошкольного возраста знаний о зависимости роста и развития живых организмов от факторов среды (Т.Н. Зенина (16), Л.С. Игнаткина (21), Н.К. Постникова (49), П.Г. Саморукова (58) и др.); о зависимости строения живых организмов от их приспособления к условиям существования (С.Н. Николаева (41), Е.Ф. Терентьева (63) и др.). Наличие экологических представлений, эмоционально-положительного отношения к природе и организация полезной деятельности детей, по мнению ряда авторов (Т. Зерщикова (17), А. Лопатина (30), О.М. Масленникова (35) и др.), являются основой осознанного бережного отношения к природе.
Дошкольный возраст является благоприятным для формирования экологических представлений, для пробуждения потребности в познании окружающих условий, для интегрированного усвоения местных климатических особенностей, конкретных традиций, физико-географических особенностей.
Родная природа представляет собой широкое поле для наблюдений, для обогащения знаний и опыта ребёнка. Сознание дошкольника обогащается запасом конкретных представлений о растениях родного края, которые уже сложились у дошкольников в процессе деятельности в природе и развивается в процессе непосредственного общения с ней.
Формирование экологических представлений у дошкольников связано с необходимостью развития ценностного отношения к природе родного края, обогащением представлений детей о растениях родного края. В имеющихся образовательных программах разработано доступное для дошкольников содержание знаний, которые отражают качественное своеобразие объектов живой природы, обеспечивают ориентировку детей в природе родного края.
Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело, используем сочетание программного и регионального материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, о природе Родного края.
Понимая теоретическую не разработанность проблемы и её практическую значимость, мы определили тему нашего исследования «Формирование представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста».
Таким образом, нами была обозначина проблема исследования: каковы педагогические условия, способствующие формированию представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить и обосновать наиболее эффективные педагогические условия формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования: процесс формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе работы была выдвинута гипотеза, что формирование представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста, будет проходить эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:
• реализации принципа регионализма;
• осуществление проектной деятельности в формировании
представлений о растениях родного края;
• создание мини экосистемы растений своего региона на территории детского сада;
• создание коллекционных мультимедийных открыток.
Для решения выдвинутой проблемы были поставлены следующие задачи:
• Раскрыть сущность, содержание экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
• Выявить педагогические условия способствующие формированию представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста;
• Провести опытно-экспериментальную работу по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Методов исследования:
• теоретические (анализ научно-методической, философской, психологической, педагогической литературы);
• эмпирические (педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, беседа, педагогический эксперимент).
Базой исследования является муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 г. Белгорода.
Этапы исследования.
На первом этапе (2015 г.) осуществлялась разработка теоретических основ проблемы, методики исследования. Анализировалась литература по проблеме исследования, конкретизировались пути, формы, методы организации и проведения эксперимента. В результате были определены исходные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методы, понятийный аппарат.
На втором этапе (2015 гг.) была проверена и уточнена гипотеза, проведен констатирующий эксперимент, скорректирована логика формирующего эксперимента. Разработана экспериментальная программа, выделены этапы, условия формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста, проведен формирующий эксперимент.
На третьем этапе (2016 г.) проведен контрольный эксперимент.
Осуществлены систематизация и теоретическое обобщение опытно - экспериментальной работы, ее апробация и внедрение, литературное оформление работы.
В исследованиях, посвященных формированию у детей экологических знаний (Л.С. Игнаткиной (21), А.К. Маневцевой (34), С.Н. Николаевой (41) и др.) выявлены способности дошкольников к освоению зависимости жизнедеятельности растений от условий их произрастания. Экологические представления у детей старшего дошкольного возраста составляют основу бережного отношения к природе, включая элементарную природоохранительную деятельность детей с самых ранних лет.
Во многих педагогических и психологических исследованиях обоснована доступность для детей старшего дошкольного возраста знаний о зависимости роста и развития живых организмов от факторов среды (Т.Н. Зенина (16), Л.С. Игнаткина (21), Н.К. Постникова (49), П.Г. Саморукова (58) и др.); о зависимости строения живых организмов от их приспособления к условиям существования (С.Н. Николаева (41), Е.Ф. Терентьева (63) и др.). Наличие экологических представлений, эмоционально-положительного отношения к природе и организация полезной деятельности детей, по мнению ряда авторов (Т. Зерщикова (17), А. Лопатина (30), О.М. Масленникова (35) и др.), являются основой осознанного бережного отношения к природе.
Дошкольный возраст является благоприятным для формирования экологических представлений, для пробуждения потребности в познании окружающих условий, для интегрированного усвоения местных климатических особенностей, конкретных традиций, физико-географических особенностей.
Родная природа представляет собой широкое поле для наблюдений, для обогащения знаний и опыта ребёнка. Сознание дошкольника обогащается запасом конкретных представлений о растениях родного края, которые уже сложились у дошкольников в процессе деятельности в природе и развивается в процессе непосредственного общения с ней.
Формирование экологических представлений у дошкольников связано с необходимостью развития ценностного отношения к природе родного края, обогащением представлений детей о растениях родного края. В имеющихся образовательных программах разработано доступное для дошкольников содержание знаний, которые отражают качественное своеобразие объектов живой природы, обеспечивают ориентировку детей в природе родного края.
Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело, используем сочетание программного и регионального материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, о природе Родного края.
Понимая теоретическую не разработанность проблемы и её практическую значимость, мы определили тему нашего исследования «Формирование представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста».
Таким образом, нами была обозначина проблема исследования: каковы педагогические условия, способствующие формированию представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить и обосновать наиболее эффективные педагогические условия формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования: процесс формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе работы была выдвинута гипотеза, что формирование представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста, будет проходить эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:
• реализации принципа регионализма;
• осуществление проектной деятельности в формировании
представлений о растениях родного края;
• создание мини экосистемы растений своего региона на территории детского сада;
• создание коллекционных мультимедийных открыток.
Для решения выдвинутой проблемы были поставлены следующие задачи:
• Раскрыть сущность, содержание экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
• Выявить педагогические условия способствующие формированию представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста;
• Провести опытно-экспериментальную работу по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Методов исследования:
• теоретические (анализ научно-методической, философской, психологической, педагогической литературы);
• эмпирические (педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, беседа, педагогический эксперимент).
Базой исследования является муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 г. Белгорода.
Этапы исследования.
На первом этапе (2015 г.) осуществлялась разработка теоретических основ проблемы, методики исследования. Анализировалась литература по проблеме исследования, конкретизировались пути, формы, методы организации и проведения эксперимента. В результате были определены исходные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методы, понятийный аппарат.
На втором этапе (2015 гг.) была проверена и уточнена гипотеза, проведен констатирующий эксперимент, скорректирована логика формирующего эксперимента. Разработана экспериментальная программа, выделены этапы, условия формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста, проведен формирующий эксперимент.
На третьем этапе (2016 г.) проведен контрольный эксперимент.
Осуществлены систематизация и теоретическое обобщение опытно - экспериментальной работы, ее апробация и внедрение, литературное оформление работы.
На основе анализа литературы отечественных и зарубежных ученых, была проведена экспериментальная работа, направленная на изучение научно-методической литературы и обоснование наиболее эффективных педагогических условий формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе проведения экспериментальной работы были получены следующие научные выводы и практические результаты.
Углубленное изучение имеющейся на сегодняшний день методической литературы, позволило нам, во-первых раскрыть понятие, сущность и содержание формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Так, в своем исследовании, мы опираемся на определение, которое дает С.Н. Николаева, экологические представления - это представления о взаимосвязях в системе человек-природа и в самой природе; представления, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости.
На основе анализа современных программ дошкольного образования разработанных в соответствии с ФГОС ДО, мы раскрыли сущность и содержание представлений о растениях родного края у старших дошкольников.
Сущность экологических представлений старших дошкольников отражает сведения о взаимосвязях человека с окружающей средой, зависимости его жизни и здоровья от внешних факторов.
К содержанию экологических представлений о растениях родного края старших дошкольников относятся: связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития; многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов; человек как живое существо, среда его обитания; использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств и т.д.
Во-вторых, теоретический анализ литературы позволил нам выявить педагогические условия, способствующие формированию представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста: реализация принципа регионализма; осуществление проектной деятельности в формировании представлений о растениях родного края; создание мини экосистемы растений своего региона на территории детского сада; создание коллекционных мультимедийных открыток.
В-третьих, провести опытно-экспериментальную работу по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения задач опытно-экспериментальной работы нашего исследования мы провели констатирующий этап педагогического эксперимента, сформулировали его задачи: выявить уровень
сформированноти представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе экспериментальной работы, мы разработали показатели сформированности представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста: объем представлений о растениях родного края; обобщенные представления об уходе за растениями, его направленности на удовлетворение всех потребностей, основные трудовые процессы по уходу за растениями; сформированность представлений у ребенка о жизни растений в условиях экологических систем и взаимодействие с ними.
В соответствии с показателями мы отобрали диагностические методики: «Изучение знаний о растениях», разработанная на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена, «Добровольные
помощники» З.А Сайфуллина, «Альтернатива» С.Д. Дерябо.
Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад №45 г. Белгорода. Количественные и качественные результаты оценки сформированости каждого показателя позволили нам обобщить и проанализировать эти данные и выявить уровень сформированности представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста. В ходе диагностики на констатирующем этапе были получены следующие результаты: высокий уровень составил 16,6% (2 ребенка),
средний уровень- 58,3% (7 детей), низкий уровень - 25 % (3 ребенка).
С целью повышения уровня сформированности представлений о растениях родного края у дошкольников нами был проведен формирующей этап эксперимента. На формирующем этапе был разработан проект «Цветочная поляна Белогорья», в основу которого были положены условия гипотезы и учтены результаты констатирующего этапа эксперимента. Целью проекта является формирование представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста. Для успешного овладения детьми знаниями и умениями, мы постарались систематизировать материал и определить последовательность его использования в работе, так как исходили из ведущего принципа дидактики — доступности детям изучаемого материала. Данный проект способствовал динамике развития представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.
После проведения формирующего этапа эксперимента дети старшей группы достигли по отношению к исходному уровню более высокого уровня сформированности представлений о растениях родного края, это подтверждают результаты контрольного этапа эксперимента: высокий уровень - 25% (3 ребенка), средний уровень - 66,6% (8 детей) и низкий уровень - 8,4% (1 ребенок).
Таким образом, на контрольном этапе эксперимента мы выявили динамику развития представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень у детей повысился на 8,4%, средний на 8,4%, а низкий уровень представлений о растениях снизился на 16,7%, чему способствовала проведенная нами работа.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что создавая педагогические условия для формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста и проводя целенаправленную, систематическую и последовательную работу, можно добиться положительной динамики.
Обобщая результаты проведенного исследования, можно констатировать, что поставленные задачи, в целом, решены.
В процессе проведения экспериментальной работы были получены следующие научные выводы и практические результаты.
Углубленное изучение имеющейся на сегодняшний день методической литературы, позволило нам, во-первых раскрыть понятие, сущность и содержание формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Так, в своем исследовании, мы опираемся на определение, которое дает С.Н. Николаева, экологические представления - это представления о взаимосвязях в системе человек-природа и в самой природе; представления, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости.
На основе анализа современных программ дошкольного образования разработанных в соответствии с ФГОС ДО, мы раскрыли сущность и содержание представлений о растениях родного края у старших дошкольников.
Сущность экологических представлений старших дошкольников отражает сведения о взаимосвязях человека с окружающей средой, зависимости его жизни и здоровья от внешних факторов.
К содержанию экологических представлений о растениях родного края старших дошкольников относятся: связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития; многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов; человек как живое существо, среда его обитания; использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств и т.д.
Во-вторых, теоретический анализ литературы позволил нам выявить педагогические условия, способствующие формированию представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста: реализация принципа регионализма; осуществление проектной деятельности в формировании представлений о растениях родного края; создание мини экосистемы растений своего региона на территории детского сада; создание коллекционных мультимедийных открыток.
В-третьих, провести опытно-экспериментальную работу по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения задач опытно-экспериментальной работы нашего исследования мы провели констатирующий этап педагогического эксперимента, сформулировали его задачи: выявить уровень
сформированноти представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе экспериментальной работы, мы разработали показатели сформированности представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста: объем представлений о растениях родного края; обобщенные представления об уходе за растениями, его направленности на удовлетворение всех потребностей, основные трудовые процессы по уходу за растениями; сформированность представлений у ребенка о жизни растений в условиях экологических систем и взаимодействие с ними.
В соответствии с показателями мы отобрали диагностические методики: «Изучение знаний о растениях», разработанная на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена, «Добровольные
помощники» З.А Сайфуллина, «Альтернатива» С.Д. Дерябо.
Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад №45 г. Белгорода. Количественные и качественные результаты оценки сформированости каждого показателя позволили нам обобщить и проанализировать эти данные и выявить уровень сформированности представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста. В ходе диагностики на констатирующем этапе были получены следующие результаты: высокий уровень составил 16,6% (2 ребенка),
средний уровень- 58,3% (7 детей), низкий уровень - 25 % (3 ребенка).
С целью повышения уровня сформированности представлений о растениях родного края у дошкольников нами был проведен формирующей этап эксперимента. На формирующем этапе был разработан проект «Цветочная поляна Белогорья», в основу которого были положены условия гипотезы и учтены результаты констатирующего этапа эксперимента. Целью проекта является формирование представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста. Для успешного овладения детьми знаниями и умениями, мы постарались систематизировать материал и определить последовательность его использования в работе, так как исходили из ведущего принципа дидактики — доступности детям изучаемого материала. Данный проект способствовал динамике развития представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.
После проведения формирующего этапа эксперимента дети старшей группы достигли по отношению к исходному уровню более высокого уровня сформированности представлений о растениях родного края, это подтверждают результаты контрольного этапа эксперимента: высокий уровень - 25% (3 ребенка), средний уровень - 66,6% (8 детей) и низкий уровень - 8,4% (1 ребенок).
Таким образом, на контрольном этапе эксперимента мы выявили динамику развития представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень у детей повысился на 8,4%, средний на 8,4%, а низкий уровень представлений о растениях снизился на 16,7%, чему способствовала проведенная нами работа.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что создавая педагогические условия для формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста и проводя целенаправленную, систематическую и последовательную работу, можно добиться положительной динамики.
Обобщая результаты проведенного исследования, можно констатировать, что поставленные задачи, в целом, решены.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Формирование представлений о птицах родного края у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование представлений о птицах родного края у детей старшего
дошкольного возраста
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В АСПЕКТЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ)
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Формирование представлений о природе родного края как часть патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - Программа по формированию у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через знакомство с историей родного края
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ И ПРИРОДООХРАННЫЕ АКЦИИ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018



