Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие педагогической компетентности учителя в учреждениях дополнительного профессионального образования

Работа №6923

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы178 стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
711
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Научно-теоретические предпосылки развития педагогической практики повышения квалификации учителей в учреждениях дополнительного
профессионального образования
1.1. Социокультурный аспект повышения квалификации учителей русского языка в условиях непрерывного образования
1.2. Профессиональная компетентность учителя в структуре научных категорий теории и методики профессионального образования
1.3. Состояние обучения русскому языку в учреждениях Ставропольского края
Выводы
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию компетентности учителя русского языка в учреждениях дополнительного профессионального образования
2.1. Научно-методические ресурсы развития педагогической компетентности учителя русского языка в учреждения дополнительного профессионального образования
2.2. Система повышения квалификации учителей русского языка: региональный аспект
2.3. Динамика профессионального и личностного роста учителя в процессе педагогического эксперимента
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА


Актуальность исследования. Активные процессы развития рыночных отношений во всех сферах профессиональной деятельности россиян обострили ситуацию на отечественном рынке труда и профессий. Высокая конкуренция между специалистами сформировала новые факторные условия трудоустройства личности как конкурентоспособного специалиста. Масштабность и плотность информационного потока нового знания ускоряет процесс морального «старения» теоретической базы, формирующей основу готовности личности к профессиональной деятельности на этапе обучения в учреждениях профессионального образования. На эти реалии рынок труда и педагогических профессий отреагировал адекватно - через актуализацию творческой направленности личности и мотивацию к самообучению, самовоспитанию, саморазвитию. Приоритеты качественных характеристик личности специалиста поддерживаются на рынке труда, своеобразно реагирующим на обусловленное демографическим кризисом уменьшение количества учащихся сокращением школ, а значит, снижением численности работавших в них учителей. Все это вместе взятое оказало влияние на усиление требований работодателя к качеству деятельности учителей, изменив устоявшиеся взгляды на профессионально значимые и личностные качества учителей, конкурентоспособность которых сегодня определяется профессиональной компетентностью.
В таких условиях феномен профессиональная компетентность учителя приобрел беспрецедентную актуальность для педагогической теории и практики. Необратимые изменения в жизни, обусловленные обществом с рыночными отношениями, внесли коррективы в сущностные характеристики актуализированного временем понятия профессиональная компетентность учителя: при сохранении социокультурного, нравственного потенциала профессиональная компетентность интегрируется в систему экономических отношений, ибо уже сегодня образование становится и экономической категорией (Ю.С. Давыдов). Следовательно, в педагогической науке и практике остро обозначилась потребность ресурсного обеспечения процесса развития компетентности учителя в условиях, адекватных современному состоянию образования - непрерывному и гуманизирующемуся. На этапе последипломного образования учителя возможности успешного развития его компетентности должны определяться учреждениями дополнительного профессионального образования, что соответствует логике иерархических структур непрерывного образования. Однако, как показал опыт реформирования образования, система дополнительного профессионального образования, обладающая предельно высоким консерватизмом и инерцией, традиционно «запаздывает» в своей реакции на жизнь общества. Так, в 90-х годах XX века обозначились противоречия, порожденные отставанием в темпах развития учреждений дополнительного профессионального образования от учреждений профессиональной подготовки и общего образования. Следует отметить, что ведущие ученые на этапе реформирования учреждений дополнительного профессионального образования в это время приложили огромные усилия для научного обеспечения необходимых прогрессивных изменений в деятельности таких учреждений. Так, в 90-х годах закономерно обозначился процесс преобразования институтов усовершенствования учителей в учреждения нового типа - институты, университеты, академии повышения квалификации, институты развития образования, институты последипломного образования и т.д. Активный процесс статусных изменений институтов усовершенствования учителей, как свидетельствуют труды В.И. Журавлева, С.Е. Назаровой, Э.М. Никитина,
Н.М. Уваровой, в конце восьмидесятых-начале девяностых годов тем не менее не оказал принципиального влияния на творческий потенциал учебно¬воспитательной деятельности структурных подразделений учреждений дополнительного профессионального образования. Одна из причин такого положения справедливо связывалась с сохранением репродуктивного стиля работы методических служб и неоправданно затянувшимся во времени процессом включения слушателей курсов повышения квалификации в продуктивную научно-исследовательскую и экспериментальную деятельность кафедр и лабораторий. Особую актуальность в середине девяностых годов приобрела работа, направленная на осмысление традиций и новаций повышения квалификации учителей русского языка и литературы. Обусловлено это значимостью потенциального влияния профессионализма учителей русского языка на всю систему образования: русский язык является языком обучения, официально признанным государственным языком Российской Федерации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Глубокие социальные перемены, произошедшие в России в конце XX века, определили новые пути развития общества и личности. Активность динамических процессов, изменив качество жизни страны, изменила саму страну. Все это оказало влияние на различные сферы деятельности человека.
Государственная политика Российской Федерации в области образования развивает функции русского языка, которому предписывается быть предметом обучения и основным средством обучения. Исходя из этого, определяются особенности формирования новой языковой политики в условиях стратегической ориентации на непрерывность и гуманизацию с приоритетностью направлений гуманитаризации.
В таких исторически значимых условиях вступают в очевидные противоречия факторы повышения статусности русского языка, признанного государственным языком РФ и объективные реалии жизни русского языка - сужение функций и сферы распространения на территории бывшего СССР и в странах разрушенного социалистического лагеря; бурное развитие учреждений образования различного типа и вида, с одной стороны, с другой - снижение качества речи на русском языке, являющемся средством обучения; при-влекательность инновационных процессов и широкомасштабных педагогических экспериментов с одной стороны, с другой - утрата престижности профессии учителя русского языка и литературы. Увеличение качества и объема научных исследований проблем современного русского языка, теории и методики обучения и воспитания (русский язык), теории и методики профессионального образования не переходит в качество обучения русскому языку: в учреждениях образования наблюдается снижение интереса к занятиям по русскому языку и культуре русской речи на фоне консервативной организации обучения русскому языку.
Ориентируясь на известную педагогическую истину: качество знаний, умений и навыков, отношение к учебному предмету определяется качеством обучения, - в завершенном педагогическом исследовании в соответствии программными документами в области образования создана система научно-методического обеспечения обучения русскому языку в учреждениях образования - от дошкольных до последипломных (дополнительное профессиональное образование). Внедрение результатов диссертационной работы в массовую педагогическую практику позволило концентрировать усилия филологической, психолого-педагогической науки, практики деятельности учреждений общего и профессионального образования на создание механизма повышения профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих обучение русскому языку. Апробация результатов научно-исследовательской работы осуществлялась в специально созданных лабораториях Ставропольского краевого института развития образования, Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования, в академических лабораториях Ставропольского государственного университета, Пятигорского государственного лингвистического университета, на заседаниях методических объединений учителей (СОШ № 6 пос. Комсомолец Кировского района, Расшеватская гимназия № 9 Новоалександровского района), школьной лаборатории Русский язык СОШ № 2 г. Ставрополя.



1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1969. - 339 с.
2. Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. - М.: Экономика, 1991. - 415 с.
3. Бабайцева В.В. и др. Лингвометодические основы препода¬вания русского языка в общеобразовательной школе. - М., 1980. - 79 с.
4. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
5. Байденко В.П., Джерри Ван Зантворт. Модернизация про-фессионального образования: современный этап.- М., 2003. - 673 с.
6. Балыхина Т.М. Словарь терминов и определений. - М.: Изд- во МГПУ, 2000. - 220 с.
7. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направле¬ниям. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904 с.
8. Бацын В.К. Реформа образования в Российской Федера¬ции. 1990-1994.- М., 1995. - 173 с.
9. Бгажноков Б.Х. Адыгейский этикет.- Нальчик, 1979. - 159 с.
10. Белогуров А.Ю. , Супрунова Л.Л. Поликультурный аспект национально-регионального компонента содержания образования // Вестник ПГЛУ.- 2000.- 3. - С .59-64.
11. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирова¬ния гражданственности учащейся молодежи. - Ставрополь: Изд-во СГУ,1997. - 204 с.
12. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М.: «Правда», 1989.- 605 с.
13. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии - М.: Педагогика, 1989. - 190 с.
14. Бестужев-Лада И.В. Цели образования: идеал, оптимизм, норма // Гуманизация образования. - 2000. - 1. - С. 10-20.
15. Блягоз З.У. Типы ошибок в русской речи учащихся ады¬гейцев и их источники. - Майкоп, 1987. - 215 с.
16. Бодалев А.А. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ,
1988. - 188 с.
17. Божович Е. Д. Учителю о языковой компетенции школьни¬ков. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2002. - 288 с.
18. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М: Международ¬ная педагогическая академия, 1995. - 212 с.
19. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1997. - 4. - С. 12-14.

167
20. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). -М.: Изд. Московского психолого-социального института; Во-ронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с.
21. Бочкина Н. В. Ориентационное поле развития методологической культуры современного специалиста образования // Подготовка специалиста в области образования. Основные направления совершенствования / РГПИ им. А. И. Герцена. - СПб.: Образование, 1996. - С. 155-161.
22. Брановский Ю.С., Шаповалов В. А. Информационные техно-логии в обучении студентов гуманитарных факультетов // Педагогическая информатика. - 1993.- 1.- С. 49-53.
23. Братченко С.Л. Гуманитарная экспертиза образования: условия проведения // Школьные технологии. - 2001. - 4. - С. 137-149.
24. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира на материале русской грамматики. - М.: Школа «Языки русской культуры» -1997.-576 с.
25. Быстрова Е.А. Компетентный носитель языка // Народ¬ное образование. - 1998. - 5. С.70-71.
26. Вершловский С.Г. Взрослый как субъект образования // Педа-гогика. -2003 .-8.-С .3-8.
27. Вершловский С. Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. - М.: Педагогика, 1987. -184 с.
28. Вдовин А.И., Зорин В.Ю., Никонов А.В. Русский народ в национальной политике XX века. - М., 1998. - 448 с.
29. Власенко А.Н. и др. Культура конкурентоспособного спе-циалиста. - Ставрополь, 2001. - 120 с.
30. Воспитание молодежи на основе возрождения националь¬ной культуры: Матер. межвуз. научно-практ. конф. - Нальчик: Изд .Кабардино-Балкарского госуниверситета, 1996. - 323 с.
31. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. - М.: Знание, 1981.-96 с.
32. Выготский Л.С. Избранные психологические исследова¬ния. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.-517 с.
33. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 152 с.
34. Гамезо М.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М., 1999. - 234 с.
35. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в по-исках практико-ориентированных концепций). - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.
36. Глагол будущего: педагогический дискурс Я.М. Неверова и речевое поведение воспитанников Ставропольской губернской гимназии се-редины XIX века: Сборник трудов научно-методического семинара «Textus». - Вып. 8.: В 2 ч. - Часть 1: Труды Я.М. Неверова. Конкурсные со¬чинения гимназистов / Под ред. д-ра филол. наук проф. К.Э. Штайн. - Став¬рополь: Изд-во СГУ, 2002. - 376 с.

168
37. Глагол будущего: педагогический дискурс Я.М. Неверова и речевое поведение воспитанников Ставропольской губернской гимназии се-редины XIX века: Сборник трудов научно-методического семинара «Textus». - Вып. 8.: В 2 ч. - Часть 2: Исследования о Ставропольской гимна¬зии / Под ред. д-ра филол. наук проф. К.Э. Штайн. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - 520 с.
38. Горовая В.И., Тарасова С.И. Подготовка учителя к иссле-довательской деятельности. - M.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2002. - 128 с.
39. Государственные образовательные стандарты в системе об¬щего образования / Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова. - М., 2002. - 384 с.
40. Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского наро¬да. - М.: Паломник, - 2000. - 541 с.
41. Громкова М. Т. Новые педагогические парадигмы в образо¬вании взрослых // Интеграционные процессы в образовании взрослых. - СПб.: ИОВ РАО, 1997. - С. 79-82.
42. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей: Учебное пособие.-Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 155 с.
43. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ПНТОР, -
1996. - 544 с.
44. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования.- Ростов н/Д,
2000. - 440 с.
45. Денисова Г.С., Уланов В.П. Русские на Северном Кавказе: анализ трансформации социокультурного статуса. - Ростов н/Д, - 2003. - 352 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ