Развитие педагогической компетентности учителя в учреждениях дополнительного профессионального образования
|
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Научно-теоретические предпосылки развития педагогической практики повышения квалификации учителей в учреждениях дополнительного
профессионального образования
1.1. Социокультурный аспект повышения квалификации учителей русского языка в условиях непрерывного образования
1.2. Профессиональная компетентность учителя в структуре научных категорий теории и методики профессионального образования
1.3. Состояние обучения русскому языку в учреждениях Ставропольского края
Выводы
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию компетентности учителя русского языка в учреждениях дополнительного профессионального образования
2.1. Научно-методические ресурсы развития педагогической компетентности учителя русского языка в учреждения дополнительного профессионального образования
2.2. Система повышения квалификации учителей русского языка: региональный аспект
2.3. Динамика профессионального и личностного роста учителя в процессе педагогического эксперимента
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Глава 1. Научно-теоретические предпосылки развития педагогической практики повышения квалификации учителей в учреждениях дополнительного
профессионального образования
1.1. Социокультурный аспект повышения квалификации учителей русского языка в условиях непрерывного образования
1.2. Профессиональная компетентность учителя в структуре научных категорий теории и методики профессионального образования
1.3. Состояние обучения русскому языку в учреждениях Ставропольского края
Выводы
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию компетентности учителя русского языка в учреждениях дополнительного профессионального образования
2.1. Научно-методические ресурсы развития педагогической компетентности учителя русского языка в учреждения дополнительного профессионального образования
2.2. Система повышения квалификации учителей русского языка: региональный аспект
2.3. Динамика профессионального и личностного роста учителя в процессе педагогического эксперимента
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Актуальность исследования. Активные процессы развития рыночных отношений во всех сферах профессиональной деятельности россиян обострили ситуацию на отечественном рынке труда и профессий. Высокая конкуренция между специалистами сформировала новые факторные условия трудоустройства личности как конкурентоспособного специалиста. Масштабность и плотность информационного потока нового знания ускоряет процесс морального «старения» теоретической базы, формирующей основу готовности личности к профессиональной деятельности на этапе обучения в учреждениях профессионального образования. На эти реалии рынок труда и педагогических профессий отреагировал адекватно - через актуализацию творческой направленности личности и мотивацию к самообучению, самовоспитанию, саморазвитию. Приоритеты качественных характеристик личности специалиста поддерживаются на рынке труда, своеобразно реагирующим на обусловленное демографическим кризисом уменьшение количества учащихся сокращением школ, а значит, снижением численности работавших в них учителей. Все это вместе взятое оказало влияние на усиление требований работодателя к качеству деятельности учителей, изменив устоявшиеся взгляды на профессионально значимые и личностные качества учителей, конкурентоспособность которых сегодня определяется профессиональной компетентностью.
В таких условиях феномен профессиональная компетентность учителя приобрел беспрецедентную актуальность для педагогической теории и практики. Необратимые изменения в жизни, обусловленные обществом с рыночными отношениями, внесли коррективы в сущностные характеристики актуализированного временем понятия профессиональная компетентность учителя: при сохранении социокультурного, нравственного потенциала профессиональная компетентность интегрируется в систему экономических отношений, ибо уже сегодня образование становится и экономической категорией (Ю.С. Давыдов). Следовательно, в педагогической науке и практике остро обозначилась потребность ресурсного обеспечения процесса развития компетентности учителя в условиях, адекватных современному состоянию образования - непрерывному и гуманизирующемуся. На этапе последипломного образования учителя возможности успешного развития его компетентности должны определяться учреждениями дополнительного профессионального образования, что соответствует логике иерархических структур непрерывного образования. Однако, как показал опыт реформирования образования, система дополнительного профессионального образования, обладающая предельно высоким консерватизмом и инерцией, традиционно «запаздывает» в своей реакции на жизнь общества. Так, в 90-х годах XX века обозначились противоречия, порожденные отставанием в темпах развития учреждений дополнительного профессионального образования от учреждений профессиональной подготовки и общего образования. Следует отметить, что ведущие ученые на этапе реформирования учреждений дополнительного профессионального образования в это время приложили огромные усилия для научного обеспечения необходимых прогрессивных изменений в деятельности таких учреждений. Так, в 90-х годах закономерно обозначился процесс преобразования институтов усовершенствования учителей в учреждения нового типа - институты, университеты, академии повышения квалификации, институты развития образования, институты последипломного образования и т.д. Активный процесс статусных изменений институтов усовершенствования учителей, как свидетельствуют труды В.И. Журавлева, С.Е. Назаровой, Э.М. Никитина,
Н.М. Уваровой, в конце восьмидесятых-начале девяностых годов тем не менее не оказал принципиального влияния на творческий потенциал учебно¬воспитательной деятельности структурных подразделений учреждений дополнительного профессионального образования. Одна из причин такого положения справедливо связывалась с сохранением репродуктивного стиля работы методических служб и неоправданно затянувшимся во времени процессом включения слушателей курсов повышения квалификации в продуктивную научно-исследовательскую и экспериментальную деятельность кафедр и лабораторий. Особую актуальность в середине девяностых годов приобрела работа, направленная на осмысление традиций и новаций повышения квалификации учителей русского языка и литературы. Обусловлено это значимостью потенциального влияния профессионализма учителей русского языка на всю систему образования: русский язык является языком обучения, официально признанным государственным языком Российской Федерации.
В таких условиях феномен профессиональная компетентность учителя приобрел беспрецедентную актуальность для педагогической теории и практики. Необратимые изменения в жизни, обусловленные обществом с рыночными отношениями, внесли коррективы в сущностные характеристики актуализированного временем понятия профессиональная компетентность учителя: при сохранении социокультурного, нравственного потенциала профессиональная компетентность интегрируется в систему экономических отношений, ибо уже сегодня образование становится и экономической категорией (Ю.С. Давыдов). Следовательно, в педагогической науке и практике остро обозначилась потребность ресурсного обеспечения процесса развития компетентности учителя в условиях, адекватных современному состоянию образования - непрерывному и гуманизирующемуся. На этапе последипломного образования учителя возможности успешного развития его компетентности должны определяться учреждениями дополнительного профессионального образования, что соответствует логике иерархических структур непрерывного образования. Однако, как показал опыт реформирования образования, система дополнительного профессионального образования, обладающая предельно высоким консерватизмом и инерцией, традиционно «запаздывает» в своей реакции на жизнь общества. Так, в 90-х годах XX века обозначились противоречия, порожденные отставанием в темпах развития учреждений дополнительного профессионального образования от учреждений профессиональной подготовки и общего образования. Следует отметить, что ведущие ученые на этапе реформирования учреждений дополнительного профессионального образования в это время приложили огромные усилия для научного обеспечения необходимых прогрессивных изменений в деятельности таких учреждений. Так, в 90-х годах закономерно обозначился процесс преобразования институтов усовершенствования учителей в учреждения нового типа - институты, университеты, академии повышения квалификации, институты развития образования, институты последипломного образования и т.д. Активный процесс статусных изменений институтов усовершенствования учителей, как свидетельствуют труды В.И. Журавлева, С.Е. Назаровой, Э.М. Никитина,
Н.М. Уваровой, в конце восьмидесятых-начале девяностых годов тем не менее не оказал принципиального влияния на творческий потенциал учебно¬воспитательной деятельности структурных подразделений учреждений дополнительного профессионального образования. Одна из причин такого положения справедливо связывалась с сохранением репродуктивного стиля работы методических служб и неоправданно затянувшимся во времени процессом включения слушателей курсов повышения квалификации в продуктивную научно-исследовательскую и экспериментальную деятельность кафедр и лабораторий. Особую актуальность в середине девяностых годов приобрела работа, направленная на осмысление традиций и новаций повышения квалификации учителей русского языка и литературы. Обусловлено это значимостью потенциального влияния профессионализма учителей русского языка на всю систему образования: русский язык является языком обучения, официально признанным государственным языком Российской Федерации.
Глубокие социальные перемены, произошедшие в России в конце XX века, определили новые пути развития общества и личности. Активность динамических процессов, изменив качество жизни страны, изменила саму страну. Все это оказало влияние на различные сферы деятельности человека.
Государственная политика Российской Федерации в области образования развивает функции русского языка, которому предписывается быть предметом обучения и основным средством обучения. Исходя из этого, определяются особенности формирования новой языковой политики в условиях стратегической ориентации на непрерывность и гуманизацию с приоритетностью направлений гуманитаризации.
В таких исторически значимых условиях вступают в очевидные противоречия факторы повышения статусности русского языка, признанного государственным языком РФ и объективные реалии жизни русского языка - сужение функций и сферы распространения на территории бывшего СССР и в странах разрушенного социалистического лагеря; бурное развитие учреждений образования различного типа и вида, с одной стороны, с другой - снижение качества речи на русском языке, являющемся средством обучения; при-влекательность инновационных процессов и широкомасштабных педагогических экспериментов с одной стороны, с другой - утрата престижности профессии учителя русского языка и литературы. Увеличение качества и объема научных исследований проблем современного русского языка, теории и методики обучения и воспитания (русский язык), теории и методики профессионального образования не переходит в качество обучения русскому языку: в учреждениях образования наблюдается снижение интереса к занятиям по русскому языку и культуре русской речи на фоне консервативной организации обучения русскому языку.
Ориентируясь на известную педагогическую истину: качество знаний, умений и навыков, отношение к учебному предмету определяется качеством обучения, - в завершенном педагогическом исследовании в соответствии программными документами в области образования создана система научно-методического обеспечения обучения русскому языку в учреждениях образования - от дошкольных до последипломных (дополнительное профессиональное образование). Внедрение результатов диссертационной работы в массовую педагогическую практику позволило концентрировать усилия филологической, психолого-педагогической науки, практики деятельности учреждений общего и профессионального образования на создание механизма повышения профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих обучение русскому языку. Апробация результатов научно-исследовательской работы осуществлялась в специально созданных лабораториях Ставропольского краевого института развития образования, Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования, в академических лабораториях Ставропольского государственного университета, Пятигорского государственного лингвистического университета, на заседаниях методических объединений учителей (СОШ № 6 пос. Комсомолец Кировского района, Расшеватская гимназия № 9 Новоалександровского района), школьной лаборатории Русский язык СОШ № 2 г. Ставрополя.
Государственная политика Российской Федерации в области образования развивает функции русского языка, которому предписывается быть предметом обучения и основным средством обучения. Исходя из этого, определяются особенности формирования новой языковой политики в условиях стратегической ориентации на непрерывность и гуманизацию с приоритетностью направлений гуманитаризации.
В таких исторически значимых условиях вступают в очевидные противоречия факторы повышения статусности русского языка, признанного государственным языком РФ и объективные реалии жизни русского языка - сужение функций и сферы распространения на территории бывшего СССР и в странах разрушенного социалистического лагеря; бурное развитие учреждений образования различного типа и вида, с одной стороны, с другой - снижение качества речи на русском языке, являющемся средством обучения; при-влекательность инновационных процессов и широкомасштабных педагогических экспериментов с одной стороны, с другой - утрата престижности профессии учителя русского языка и литературы. Увеличение качества и объема научных исследований проблем современного русского языка, теории и методики обучения и воспитания (русский язык), теории и методики профессионального образования не переходит в качество обучения русскому языку: в учреждениях образования наблюдается снижение интереса к занятиям по русскому языку и культуре русской речи на фоне консервативной организации обучения русскому языку.
Ориентируясь на известную педагогическую истину: качество знаний, умений и навыков, отношение к учебному предмету определяется качеством обучения, - в завершенном педагогическом исследовании в соответствии программными документами в области образования создана система научно-методического обеспечения обучения русскому языку в учреждениях образования - от дошкольных до последипломных (дополнительное профессиональное образование). Внедрение результатов диссертационной работы в массовую педагогическую практику позволило концентрировать усилия филологической, психолого-педагогической науки, практики деятельности учреждений общего и профессионального образования на создание механизма повышения профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих обучение русскому языку. Апробация результатов научно-исследовательской работы осуществлялась в специально созданных лабораториях Ставропольского краевого института развития образования, Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования, в академических лабораториях Ставропольского государственного университета, Пятигорского государственного лингвистического университета, на заседаниях методических объединений учителей (СОШ № 6 пос. Комсомолец Кировского района, Расшеватская гимназия № 9 Новоалександровского района), школьной лаборатории Русский язык СОШ № 2 г. Ставрополя.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Рекомендации по подготовке учебно-методических материалов для использования в государственных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральной противопожарной службы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2012 - РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Формирование профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2012 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Авторефераты (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2010 - Управление информационно-образовательной средой в учреждении среднего профессионального образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - Становление исследовательской компетенции педагога в системе дополнительного профессионального образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2015 - РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ПРАКТИКУЮЩИХ ВРАЧЕЙ
МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



