Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативной компетентности в процессе повышения квалификации специалистов технического профиля

Работа №113310

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы98
Год сдачи2022
Стоимость4945 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
89
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития коммуникативной компетентности у
студентов в процессе повышения квалификации 12
1.1 Сущность и структура понятия «коммуникативная
компетентность» 12
1.2 Педагогические условия развития коммуникативной
компетентности в процессе повышения квалификации 20
1.3 Теория поколений в контексте проблемы развития
коммуникативной компетентности 25
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа 35
2.1 Констатирующий эксперимент 35
2.2 Описание авторской программы повышения квалификации 49
2.3 Контрольный этап эксперимента 58
Заключение 69
Список используемой литературы 72
Приложение А Анкета «Эффективная коммуникация» 82
Приложение Б Анкета «Преодоление конфликтов» 85
Приложение В Программа повышения квалификации

Скорость изменения технологических, экономических и социальных аспектов жизни человечества значительно ускорилась за последние 50 лет. За короткий промежуток времени технологии шагнули от громоздких компьютеров до мобильных планшетов. Изменились и способы связи и, как следствие, формы коммуникаций между людьми [64]. Никогда ранее разрыв между представителями разных поколений не был столь велик, ведь каждое из них родилось и выросло в кардинально отличающихся условиях.
Все это неизбежно отразилось не только на навыках социального общения, но и на построении рабочих отношений. Более того, появляются новые профессии, а старые становятся неактуальны. Именно сейчас на рынок труда выходят молодые люди, рожденные в начале нового тысячелетия. Их рост и взросление проходили в эпоху расцвета интернета, мобильной связи, социальных сетей, скачка развития технологических компаний, IT-гигантов и стартапов.
Однако именно это поколение призвано заменить уходящих на пенсию работников традиционных отраслей экономики - промышленное производство, энергетика, транспорт, социальная сфера, государственное управление. На эти отрасли технологическая революция последних двадцати лет оказала не столь сильное влияние, как на бытовую жизнь человека. Но все это чуждо и неинтересно молодому поколению, и в результате возникает кадровый дефицит, грозящий в будущем перерасти в катастрофу [3].
Одной из причин сложившейся ситуации является то, что, приходя работать, например, на крупное промышленное производство, молодой человек сталкивается с представителями других поколений, ни одно из которых не говорит с ним на одном языке. А он, в свою очередь, не понимает их ценностей, логики мышления, методов работы. Еще сложнее молодым специалистам занимать управленческие позиции, потому что часто приходится работать с подчиненными старше, что тоже вызывает конфликты и непонимание [45].
К данной проблеме в конце XX века обратились американские ученые Уильям Штраус (William Strauss) и Нил Хоув (Neil Howe). В 1991 году они опубликовали книгу «Поколения: история будущего Америки от 1584 до 2060 г.», которая представила миру Теорию поколений и положила начало системному изучению этого вопроса [75]. Теория гласит, что поколения отличаются друг от друга не только возрастом, но и базовыми ценностями, на которые влияют исторический контекст эпохи, воспитание, социум и общественные ориентиры, существовавшие в период взросления человека (до 14 лет). Данный вопрос начали изучать психологи в разных странах, и их исследования подтвердили гипотезу У. Штрауса и Н. Хоува вне зависимости от географического контекста.
В Российской Федерации на Теорию поколений У. Штрауса и Н. Хоува обратили внимание в первую очередь психологи, маркетологи и специалисты по управлению персоналом. Ряд исследовательских работ были подготовлены в таких ведущих ВУЗах, как:
- ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС);
- Национальный исследовательский нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского;
- Иркутский государственный университет;
- Московский гуманитарный университет;
- Российский государственный социальный университет.
Последние масштабные исследования были проведены в 2019 году Национальным исследовательским институтом университета «Высшая школа экономики» [11] и школой управления «Сколково» [5].
Большинство этих исследований отмечает различия между ценностями различных поколений жителей одной страны. Особенно между ценностями молодого поколения («поколения Z» согласно терминологии Теории поколений) и ценностей других поколений, так как исторические контексты и среды, в которых они росли, кардинально отличались.
Один из путей решения данной проблемы заключается в развитии коммуникативной компетентности специалистов. Социологические исследования говорят о том, что происходящие изменения на рынке труда требуют не только профессиональных знаний и умений, но сформированности так называемых «soft skills» - социально-психологических навыков, которые помогают работать с другими людьми. К ним относят коммуникативные навыки, организованность, способность решать конфликты, умение убеждать и работать в команде [60].
Р. С. Сеитова считает, что формирование коммуникативной компетентности не происходит само по себе. Необходимо организовывать целенаправленную работу для достижения эффективного результата. Исследователь пишет: «Коммуникативная деятельность в настоящее время является: сквозной (проявляется и реализуется на любом этапе деятельности); универсальной (независимо от должностной позиции требуется в работе и рядового сотрудника, и руководителя); приоритетной (от степени сформированности напрямую зависит качество решения любых профессиональных задач)» [56, с.511]. Следовательно, развитие коммуникативной компетентности является сегодня как никогда актуальным в контексте происходящих изменений на рынке труда.
Анализ современной научной литературы выявил ряд недостатков в изучаемой проблеме:
- в центрах повышения квалификации не уделяется достаточного внимания развитию коммуникативной компетентности кадров;
- при организации коммуникативного взаимодействия специалистов технического профиля не учитываются различия во взглядах и ценностях представителей разных поколений;
- недостаточно изучен вопрос применения различных форм работы со студентами разных поколений в контексте эффективности развития коммуникативной компетентности.
Всё вышесказанное позволяет обозначить противоречия между:
- возрастающими требованиями рынка труда к уровню коммуникативной компетентности специалиста и его готовностью адекватно реагировать на предъявляемые ему требования;
- дефицитом квалифицированных кадров в традиционных отраслях экономики и отсутствием интереса у молодежи к данной сфере труда;
- влиянием качества кросс-поколенческой коммуникации на совершенствование компетентности специалиста и недостаточной осознанностью специалиста роли коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности;
- потребностью в развитии коммуникативной компетентности
специалистов разных поколений и отсутствием разработанного психолого-педагогического инструментария и содержания обучения кадров в центрах повышения квалификации в контексте кросс- поколенческой коммуникации.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему: каковы условия эффективного развития коммуникативной компетентности специалистов технического профиля в процессе повышения квалификации?
Исходя из обнаруженных противоречий, была выбрана тема диссертационного исследования: «Развитие коммуникативной компетентности в процессе повышения квалификации специалистов технического профиля».
Объект исследования - процесс повышения квалификации специалистов технического профиля на базе центра подготовки и повышения квалификации.
Цель исследования - повысить уровень развития коммуникативной компетентности студентов центра подготовки и повышения квалификации кадров.
Предмет исследования - развитие коммуникативной компетентности у специалистов технического профиля на основе авторской программы.
В основу исследования положена гипотеза о том, что развитие коммуникативной компетентности у студентов в процессе повышения квалификации будет эффективным, если:
- будет происходить на основе теории поколений У. Штрауса и Н. Хоува;
- выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития коммуникативной компетенции у студентов разных поколений;
- разработана и апробирована программа повышения квалификации.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
- проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по теме и определить сущность и структуру понятия «коммуникативная компетентность »;
- изучить Теорию поколений У. Штрауса и Н. Хоува с точки зрения особенностей развития коммуникативной компетентности у студентов разных возрастов;
- определить педагогические условия и адаптировать современные методы обучения для эффективного развития коммуникативной компетентности студентов центра подготовки и повышения квалификации;
- разработать программу повышения квалификации специалистов технического профиля на основе теории поколений;
- провести экспериментальное исследование уровня коммуникативной компетентности и апробировать программу повышения квалификации.
Теоретическую основу диссертационного исследования составили:
- Теория поколений У. Штрауса и Н. Хоува [75];
- современные исследования университетов и научных организаций по проблеме поколений (Школа управления «Сколково» [5], «Высшая школа экономики» [11]);
- труды, в которых Теория поколений рассматривается в качестве инструмента анализа, формирования и развития трудового потенциала личности (И.М. Гурова, С.Ш. Евдокимова [20], Е.А. Ковин [24], О.В. Мунина, З.В. Соколова [39] и другие);
- статьи, посвященные экономической и трудовой модели поведения современной молодежи в условиях становления цифрового общества (А.В. Павлуцкий [44], К. П. Санатина и С. А. Ярушева [54] и другие).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, сравнение;
- эмпирические: наблюдение, эксперимент, анкетирование и тестирование;
- математические: качественный анализ результатов исследования, графическое представление экспериментальных данных.
Экспериментальная база исследования - Центр подготовки и повышения квалификации кадров ПАО «ТОАЗ».
Диссертационное исследование осуществлялось в несколько этапов.
На первом этапе (2020 год) изучалась научная психолого - педагогическая литература, публикации по проблеме исследования, нормативные документы; проводилось исследование современного состояния проблемы.
На втором этапе (2021 год) осуществлялся поиск решения проблемы исследования, проводилась экспериментальная работа, разрабатывалась и апробировалась программа обучения.
На третьем этапе (2022 год) продолжалась опытно -экспериментальная работа, осуществлялась качественная и количественная обработка экспериментальных данных, оценивались результаты, публиковались научные статьи, формулировались выводы и рекомендации.
Научная новизна исследования состоит в том, что принципы Теории поколений У. Штрауса и Н. Хоува применены в контексте развития взаимоотношений между представителями разных поколений.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о коммуникативной компетентности специалистов разных поколений.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования изложенных теоретических положений, а также разработанной и внедренной программы в реальную практику центров по подготовке и повышению квалификации кадров.
Положения, выносимые на защиту:
- сущность понятия «коммуникативная компетентность» заключается в наиболее универсальных характеристиках личности, необходимых для осуществления межличностного взаимодействия вне зависимости от сферы профессиональной деятельности. В состав коммуникативной компетентности входят следующие компоненты: способы организации эффективной коммуникации и преодоления конфликтов, способность осуществлять профессиональную рефлексию, коммуникативные способности, способность к самоконтролю, коммуникабельность, креативность, стрессоустойчивость, эмпатия;
- педагогические условия, способствующие эффективному развитию
коммуникативной компетентности в процессе повышения квалификации: доступность изучаемого материала; атмосфера занятий, способствующая приобретению и внедрению полученных знаний и навыков; стимулирование применения работниками новых знаний и навыков в профессиональной деятельности; использование современных методов обучения (сторителлинг, обучение в действии, секондмент, кейс-стади, тренинг, форсайт-технология, геймификация);
- программа повышения квалификации специалистов технического профиля «Развитие коммуникативной компетентности», состоящая из 36 часов лекций и 44 часов практических занятий, включающая следующие разделы: «Теория поколений как ключ к пониманию коммуникационного процесса», «Эффективная коммуникация», «Влияние эмоций на коммуникативное взаимодействие»;
- проведенный эксперимент, в котором приняли участие 50 студентов центра подготовки и повышения квалификации, показавший положительную динамику развития коммуникативной компетентности в экспериментальной группе: показатель уровня коммуникативной компетентности увеличился на 28 % на высоком, на 7 % на среднем и уменьшился на 35 % на низком. Наибольшие изменения произошли в части сформированности знаний об эффективных способах коммуникации, коммуникабельности, эмпатии и стрессоустойчивости.
Личный вклад заключается в участии во всех этапах проводимой исследовательской работы и изучении состояния проблемы посредством анализа научной психолого-педагогической литературы, в выступлениях на научно-практических конференциях педагогической направленности, вебинарах, участии в профессиональных конкурсах с авторской программой повышения квалификации, в подготовке научных публикаций по исследуемой проблеме.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена использованием положений современной психолого-педагогической науки и практики; взаимодополняющим сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватным подбором диагностических методик.
Структура и объем работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения и списка используемой литературы из 86 источников, 3 приложений, содержит 2 таблицы и 20 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ научной психолого-педагогической литературы и изучение теории поколений У. Штрауса и Н. Хоува в контексте коммуникативной компетентности студентов разных возрастов показал, что существуют принципиальные различия во взглядах, умениях, навыках и ценностях представителей «Бэби-бумеров» и поколений «X», «Y» и «Z». Эти различия чаще всего и становятся причиной конфликтов и недопонимая в коллективе. Преподавателям, организующим процесс повышения квалификации, необходимо учитывать ключевые характеристики поколений как при разработке содержания обучения, так и при подборе форм и методов работы со студентами. Развитие коммуникативной компетентности с помощью данного подхода позволяет повысить эффективность взаимодействия специалистов, в результате чего актуальные компетенции молодого поколения, а именно приспособленность и гибкость к цифровым технологиям, будут объединены со знаниями и обширным опытом старшего поколения в рамках успешной профессиональной деятельности.
Повышение квалификации специалистов технического профиля, проводимое на базе центра подготовки и повышения квалификации, должно проходить с использованием современных методов обучения. С целью эффективного развития коммуникативной компетентности применяется сторителлинг, обучение в действии, секондмент, кейс-стади, тренинг, форсайт-технология. Они подходят студентам разных возрастов, но в зависимости от ключевых характеристик поколения желательно варьировать формы организации работы: регулировать степень использования компьютерных технологий, менять жанры и темы заданий, предоставлять выбор, мотивировать разными способами. Кроме того, изучаемый материал должен быть доступен студентам, атмосфера занятий могла бы способствовать приобретению и внедрению полученных знаний и навыков, чтобы работники стремились к их использованию в профессиональной деятельности.
С целью повышения уровня коммуникативной компетентности студентов центра подготовки и повышения квалификации кадров была разработана и апробирована программа повышения квалификации «Развитие коммуникативной компетентности». Обучение происходило в объеме 36 часов лекций и 44 часа практических занятий. Слушатели изучали введение в теорию поколений, влияние теории поколений на коммуникативный процесс, будущее рынка труда, деловое общение, технологию диалога, приемы эффективной коммуникации, анализировали конфликты и техники регулирования эмоционального состояния, тренировали стрессоустойчивость и эмпатию. Среди форм проведения занятий использовались лекция-беседа, визуальная лекция, форсайт-сессия, а также семинары с использованием кейс- метода, обучения в действии, сторителлинга и деловой игры.
Использование подхода с вариативными заданиями в зависимости от принадлежности к определенному поколению способствовало вовлечению в активный процесс обучения всех слушателей, а также успешному усвоению материала. Студентам понравился такой подход, что отразилось на качестве результата обучения. Изучение сложных тем, которые могли вызвать у студентов негативные эмоции, проходило в форме игры или решения специально разработанных кейсов, в результате чего прошло без затруднений и конфликтов. При этом работа на практических занятиях носила прикладной характер и была максимально приближена к коммуникативным проблемам каждого сотрудника, а также особенностям поколения, к которому он относится.
Экспериментальное исследование коммуникативной компетентности студентов на первом этапе, до обучения по программе, показало недостаточный уровень развития коммуникативной компетентности у студентов. На высоком уровне находилось всего 15 и 13%, на среднем по 41 % и 44 и 46% % на низком в экспериментальной и контрольной группе соответственно.
Повторное проведение диагностических методик после повышения квалификации показало положительную динамику в экспериментальной группе, студенты которой прошли обучение по программе повышения квалификации: на 35 % человек меньше на низком показатель и на 28 % и 7 % на высоком и среднем соответственно. Наибольшие изменения произошли в части сформированности знаний об эффективных способах коммуникации, коммуникабельности, эмпатии и стрессоустойчивости. В контрольной группе изменения были незначительными. Это говорит о том, что именно программа повышения квалификации позволила студентам повысить свою коммуникативную компетентность.
Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, открывают возможности для дальнейшего осмысления и продолжения работы по развитию коммуникативной компетентности студентов на основе теории поколений.



1. Абрамкина М.О. Геймификация как инновационный метод управления поколением Z в современном менеджменте // Экономика и управление: проблемы, решения, 2015. Т. 1. № 9. С. 203-209.
2. Азбель А. А., Илюшин Л. С. Опыт применения междисциплинарного кейса в повышении квалификации учителя // ЧиО, 2020. №4 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/nyopyt-primeneniya-mezhdistsiplinarnogo-keysa-v- povyshenii-kvalifikatsii-uchitelya(дата обращения: 05.11.2021).
3. Александрова О. А., Ненахова Ю. С. Рабочая смена: восполнит ли
молодежь кадровый дефицит в промышленности и аграрно-промышленном комплексе? // Мониторинг. 2017. №6 (142). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7rabochaya-smena-vospolnit-li-molodezh- kadrovyy-defitsit-v-promyshlennosti-i-agrarno-promyshlennom-komplekse(дата обращения: 07.12.2020).
4. Андросова И. В. Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера // Молодой ученый, 2015. № 9 (89). С. 498-500.
5. Анищенко А., Мисютина В., Шпак А. Разрыв между поколениями // Центр управления благосостоянием и филантропией московской школы управления «Сколково», 2019. 54 с.
6. Анюхина А. М. Феномен мультимедийного лонгрида и digital storytelling в сетевых медиа // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2017. N 2 (24). С. 78.
7. Барабанов Р.Е. «Поколение лайков» - миф или реальность? // Психология образования: научный альманах, 2016. С. 134-137.
8. Белая Н.В. Лидеры поколения Z: личностные особенности // Экономическое развитие региона: управление, инновации, подготовка кадров, 2018. № 5. С. 27-33.
9. Белая Н.В., Пермякова Е.С. Влияние поколения Z на трансформацию образовательных технологий // Сборник материалов Всероссийской научно - практической конференции с международным участием «Управление регионом: тенденции, закономерности, проблемы», 2018. С. 329-337.
10. Белова А. Д., Герасименко К. О., Ермолаев В. В. К вопросу
преемственности поколений Z и X: особенности смысложизненных ориентаций и жизнестойкости // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике, 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-
preemstvennosti-pokoleniy-z-i-x-osobennosti-smyslozhiznennyh-orientatsiy-i- zhiznestoykosti (дата обращения: 05.11.2021).
11. Богачева Н. В., Сивак Е. В. Мифы о «поколении Z» // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 64 с.
12. Браже Т. Г. Развитие общей культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования. Взаимосвязь общей и профессиональной культуры учителя. СПб. : ИОВ РАО, 1992. 85 с.
13. Брызгалина Е. В., Алексеева Д. А., Дряева Э. Д. Цифровые трансформации педагогики: опыт повышения квалификации // Высшее образование в России, 2021. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye- transformatsii-pedagogiki-opyt-povysheniya-kvalifikatsii(дата обращения: 05.11.2021).
14. Варганова Г. В., Мутьев В. А. Форсайт-технология в образовательной деятельности вузов культуры // Вестник МГУКИ, 2017. №1 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/forsayt-tehnologiya-v-obrazovatelnoy- deyatelnosti-vuzov-kultury(дата обращения: 05.11.2021).
15. Власова Е. А. Модель управления затратами на повышение квалификации преподавателей университета // Прикладная информатика, 2008. № 5. С. 56.
16. Волкова Н.В. Чикер В.А. Особенности карьерной мотивации в контексте теории поколений: результаты эмпирического исследования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент, 2016. №4. С.79-105.
17. Волобуева Т. Б. Использование форсайт-технологий в повышении
квалификации педагогических работников // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, 2020. №3 (44). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-forsayt-tehnologiy-v-povyshenii- kvalifikatsii-pedagogicheskih-rabotnikov(дата обращения: 05.11.2021).
18. Гез Н. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностранные языки в школе, 1985. № 2. С. 17-24.
19. Горохов С. А., Заплитный И. Д. Ценностные установки
представителей поколения у в контексте теории поколений. Российская специфика // Проблемы современного образования, 2019. №5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-ustanovki-predstaviteley-pokoleniya- y-v-kontekste-teorii-pokoleniy-rossiyskaya-spetsifika (дата обращения:
05.11.2021).
20. Гурова И.М., Евдокимова С.Ш. Теория поколений: современное развитие и прикладные аспекты // Актуальные вопросы инновационной экономики, 2016. № 14.С. 78-86.
21. Дзаеи Х. Н. Взаимодействие поколений: методология
социологического исследования // Гуманитарий Юга России, 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-pokoleniy-metodologiya- sotsiologicheskogo-issledovaniya(дата обращения: 05.11.2021).
22. Дзаеи Х. Н. Теоретические подходы к исследованию взаимодействия
поколений // Социально-гуманитарные знания, 2019. №7. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-issledovaniyu- vzaimodeystviya-pokoleniy(дата обращения: 05.11.2021).
23. Дробышева Т. В., Войтенко М.Ю., Дробышева М.М. Образ своего поколения в представлениях разных групп россиян (на примере поколений «Беби-бумеров», «Х» и «Миллениум») // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2019. №3 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-svoego-pokoleniya-v-predstavleniyah- raznyh-grupp-rossiyan-na-primere-pokoleniy-bebi-bumerov-h-i-millenium(дата обращения: 05.11.2021).
24. Жусупова Г. М., Силенко А. Н. Роль подготовки, переподготовки и
повышения квалификации кадров в современных условиях функционирования социально-экономических институтов // Инновации и инвестиции, 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-podgotovki-
perepodgotovki-i-povysheniya-kvalifikatsii-kadrov-v-sovremennyh-usloviyah- funktsionirovaniya-sotsialno-ekonomicheskih (дата обращения: 05.11.2021).
25. Зайцева Н.А. Теория поколений: мы разные или одинаковые? // Российские регионы: взгляд в будущее, 2015. №2 (3). С.220-236.
26. Захарова В. А. Студенты поколения Z: реальность и будущее // Научные труды Московского гуманитарного университета, 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/studenty-pokoleniya-z-realnost-i-buduschee(дата обращения: 05.11.2021).
27. Зотова И. Н. Характеристика коммуникативной компетентности //
Известия ЮФУ. Технические науки, 2006. №13. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-kommunikativnoy-kompetentnosti(дата обращения: 05.11.2021).
28. Исаева М.К. Поколения кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува // Знание. Понимание. Умение, 2011. № 3. С. 290-295.
29. Капкаев Ю. Ш., Лешинина В. В., Бенц Д. С. Геймификация образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования, 2019. №63-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya- obrazovatelnogo-protsessa(дата обращения: 05.11.2021).
30. Кельперис И.И. Повышение квалификации в процессе управления персоналом // Управление персоналом, 2007. № 7. С. 45.
31. Кесенбери У. Сторителлинг в проектировании интерфейсов. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 251 с.
32. Кирьякова А. В., Каргапольцева Н. А., Каргапольцев С. М.
Повышение квалификации - инструмент совершенствования менеджмента в региональном образовании // Высшее образование в России, 2019. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-kvalifikatsii-instrument- sovershenstvovaniya-menedzhmenta-v-regionalnom-obrazovanii (дата
обращения: 05.11.2021).
33. Ковин Е. А. Критический анализ современных теорий поколений в
социологии // StudNet, 2020. №7. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kriticheskiy-analiz-sovremennyh-teoriy-pokoleniy- v-sotsiologii(дата обращения: 05.11.2021).
34. Ковин Е.А. Верификация теории поколений на практике на примере дистанционного обучения // Кронос: общественные науки, 2021. №1 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/verifikatsiya-teorii-pokoleniy-na-praktike- na-primere-distantsionnogo-obucheniya(дата обращения: 05.11.2021).
35. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/д: Издательский центр «МарТ», 2010. 448 с.
36. Кулаченко М.П. Вожатые поколения Z // МНИЖ, 2021. №4-3 (106). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozhatye-pokoleniya-z(дата обращения: 05.11.2021).
37. Лебедева Т. В., Субботин А. А. Цифровое поколение // Вестник
РУДН. Серия: Социология, 2020. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-pokolenie (дата обращения:
05.11.2021).
38. Маслова В. М. Управление персоналом: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Юрайт, 2015. 223 с.
39. Мунина О.В., Соколова З.В. Теория поколений: риски и перспективы применения в образовательном процессе // Актуальные проблемы социально¬гуманитарных наук и образования: сущность, концепции, перспективы Материалы VII Международной научной конференции, 2019. С. 382-388.
40. Муха В. Н., Чернявская К. А. Идентичность поколений:
конфликтный потенциал // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2021. №1. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/identichnost-pokoleniy-konfliktnyy-potentsial(дата обращения: 05.11.2021).
41. Мясникова Л. А., Шлегель Е. В. Трансформация межпоколенческих ценностей и механизмов их передачи // Вестник ЧелГУ, 2020. №5 (439). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-mezhpokolencheskih-tsennostey-i- mehanizmov-ih-peredachi(дата обращения: 05.11.2021).
42. Никитина Д. О. Поколение z: особенности и характеристики //
Социология. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/artic le/n/pokolenie-z-
osobennosti-i-harakteristiki (дата обращения: 05.11.2021).
43. Ожиганова Е. М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний, 2015. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-pokoleniy-n- houva-i-v-shtrausa-vozmozhnosti-prakticheskogo-primeneniya(дата обращения: 25.10.2021).
44. Павлуцкий А.В. Обучение действием: новый подход к
корпоративному обучению и развитию персонала // Управление персоналом,
2018. N 5. С. 20-24.
45. Парменова Е. О. Использование теории поколений при подборе
персонала // Вестник науки и образования. 2017. №12 (36). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-teorii-pokoleniy-pri-podbore- personala(дата обращения: 07.12.2020).
46. Петровская Л.А. Теоретические и практические проблемы социально психологического тренинга. М.,1982. 182 с.
47. Полянок О.В., Шнайдер Н.В., Сафронова И.Г. Особенности личности студентов поколения Y // Проблемы современного педагогического образования, 2016. № 51-3. С. 351-357.
48. Потеряева О. Б., Дубровская Е. А. Инновационные коммуникативные
технологии как инструмент реализации политики в области образования // Проблемы современного педагогического образования, 2018. №61 -3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-kommunikativnye-tehnologii-kak- instrument-realizatsii-politiki-v-oblasti-obrazovaniya (дата обращения:
05.11.2021).
49. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М. : Когито-Центр, 2002. 396 с.
50. Радионова Л.А., Радионова О.Н. Теория поколений как методология обучения в современном вузе // Романия: языковое и культурное наследие -
2019. Материалы I Международной научно-практической конференции. 2019. С. 296-300.
51. Ростова А.Т. Понятие поколения и типы его трактовки // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 2018. № 1. С. 158-163.
52. Савичева А.В., Прохорова М.В. Теория поколений. Модели
поведения: Учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород:
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2020. 41 с.
53. Саидова М. Л., Саидов Б.С. Кейс-метод в современном учебном процессе // ОИИ, 2021. №3/S. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7keys-metod- v-sovremennom-uchebnom-protsesse(дата обращения: 05.11.2021).
54. Санатина К. П., Ярушева С. А. Повышение квалификации кадров: современные методы // Общество, экономика, управление, 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7povyshenie-kvalifikatsii-kadrov-sovremennye- metody(дата обращения: 05.11.2021).
55. Сапа А.В. Поколение Z - поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании, 2014. № 2. С. 24-30.
56. Сеитова P.C. Теоретические аспекты формирования
коммуникативно-управленческой компетентности у студентов
педагогических вузов. Москва, 2018. С. 510-514.
57. Субботин А.К. Российское поколение миллениалов //
Социологическое обозрение, 2020 №1. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/rossiyskoe-pokolenie-millenialov (дата
обращения: 05.11.2021).
58. Терентьева Т. П. Профессионально-педагогическая компетентность учителя // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). Челябинск : Два комсомольца, 2013. С. 193-196.
59. Тлехурай-Берзегова Л.Т., Бюллер Е.А., Бахова А.П., Даурова Н.З.
Применение современных форм организации обучения персонала как фактор эффективного развития предприятия // The Scientific Heritage, 2020. №52-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-sovremennyh-form-organizatsii- obucheniya-personala-kak-faktor-effektivnogo-razvitiya-predpriyatiya (дата
обращения: 05.11.2021).
60. Уварина Н. В., Савченков А. В. Профессиональная гибкость как «soft skills» педагога // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. №3 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-gibkost-kak-soft- skills-pedagoga(дата обращения: 07.04.2021).
61. Упоров И. В. Поколения и межпоколенческий процесс:
методологический аспект // Общество: философия, история, культура, 2019. №11 (67). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/pokoleniya-i-
mezhpokolencheskiy-protsess-metodologicheskiy-aspekt (дата обращения: 05.11.2021).
62. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М.: Институт стратегических исследований в образовании РАО. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959(дата обращения: 19.05.2021).
63. Федосеева Т.А. Коммуникативные задачи для будущего учителя //
EduNeo. URL: https://www.eduneo.ru/kommunikativnye-zadachi-dlya-
budushhego-uchitelya/ (дата обращения: 05.11.2021).
64. Фролова С. М., Листвина Е. В. Культура в эпоху цифровизации:
социально-философское осмысление // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-v-epohu-tsifrovizatsii-sotsialno- filosofskoe-osmyslenie(дата обращения: 07.12.2020).
65. Фуколова Ю.С. Иду на Х // Журнал "Коммерсантъ Секрет Фирмы", 02.06.2014. URL:https://www.kommersant.ru/doc/2483998(дата обращения: 05.11.2021).
66. Хворова В. А. О социологическом портрете поколения миллениалов
// Социально-гуманитарные знания, 2019. №8. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/o-sotsiologicheskom-portrete-pokoleniya- millenialov(дата обращения: 05.11.2021).
67. Хутаков А. Р. Влияние коммуникативных качеств на управленческую деятельность // Менеджмент в России и за рубежом, 2008. № 7. С. 35-41.
68. Челнокова Е. А., Казначеева, С. Н., Калинкина, К. В., Григорян, Н.
М. Сторителлинг как технология эффективных коммуникаций // Перспективы науки и образования, 2017. №5 (29) С. 7-12. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/storitelling-kak-tehnologiya-effektivnyh- kommunikatsiy(дата обращения 08.08.2021).
69. Черников Б.В. Дифференциация трудовых ценностей среди поколений современных работников // Вестник Томского государственного университета, 2014. № 385. С. 153-158.
70. Чилипёнок Ю.Ю. Три поколения российских работников // Вестник Поволжского института управления, 2015 № 3 (48). С. 79-85.
71. Шаш Н. Н. Action Learning: Уникальный подход к развитию людей и организаций. М.: ГроссМедиа, 2004. 240 с.
72. Шлегель Е.В. Ностальгия по непрожитому: привлекательность мифа о советском прошлом для поколения Z // Вестник Гуманитарного университета, 2019 № 3 (26). С. 87-93.
73. Ядова М.А. Миллениалы: социологический портрет поколения //
Реферативный журнал, 2019. №3. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/millenialy-sotsiologicheskiy-portret-pokoleniya(дата обращения: 05.11.2021).
74. Andronache G. Competence and performance in the teaching profession. URL: https://ideas.repec.org/a/cbu/jrnlec/y2015v3p90-96.html. (дата обращения: 19.05.2021).
75. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. N.Y. : William Morrow & Company, 1991. 554 p.
76. Jan L., Otakar N., Nyvlt V., Lizbetinova L. Potential of Age-management
in the Construction Digitalization Process SHS web of conferences (2021-01-01). URL: https://doaj.org/article/9aec65d81e87470a9c185bfee2c87598 (дата
обращения: 05.11.2021).
77. Marsh E. Generations in History «LifeCourse Associates». URL: www.lifecourse.com/generationsinhistory (дата обращения: 05.11.2021).
78. Marsh E. Turnings: Introduction «LifeCourse Associates». URL: www.lifecourse.com/introduction (дата обращения: 05.11.2021).
79. Ozkan M., Solmaz B. Mobile Addiction of Generation Z and its Effects on their Social Lifes: (An Application among University Students in the 18-23Age Group) // Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015. № 205. PP. 92-98.
80. Van Meter R., Grisaffe D., Chonko L., Roberts J. Generation Y’s Ethical Ideology and Its Potential Workplace Implications // Journal of Business Ethics, 2013. № 117. PP. 93-109.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ