Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ПРАКТИКУЮЩИХ ВРАЧЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Работа №32207

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы137
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
489
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития методической
компетентности преподавателей-практикующих врачей
медицинского вуза 10
1.1. Компетентностный подход как теоретико-методологическая
основа развития методической компетентности преподавателей вуза 10
1.2. Понятие и виды профессионально-педагогической
компетентности преподавателя медицинского вуза 16
1.3. Сущность и структурные компоненты методической
компетентности преподавателя медицинского вуза 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию методической компетентности преподавателей-практикующих врачей медицинского вуза 47
2.1. Описание методов и методик исследования. Результаты
констатирующего этапа эксперимента 47
2.2. Формирующий этап эксперимента по развитию методической
компетентности преподавателей-практикующих врачей медицинского вуза 58
2.3. Результаты контрольного этапа эксперимента по развитию
методической компетентности преподавателей-практикующих врачей медицинского вуза 62
Заключение 80
Список литературы 84
Приложение


Актуальность темы исследования заключается в потребности общества в преподавателях медицинских вузов с высоким уровнем профессионально-педагогической подготовки, обеспечивающих
формирование конкурентоспособного специалиста. В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Современный вуз должен обеспечивать качественно новый уровень подготовки кадров. Интенсивно обновляются содержание многоуровневой подготовки специалистов, технологии обучения, формы организации образовательного процесса. Инновационный характер вуза требует последовательной реализации концепции непрерывности образования и совершенствования профессионального мастерства преподавателей. Особое место в этом процессе занимает методическая компетентность преподавателя высшей школы как важная составляющая его профессионально-педагогической компетентности, позволяющая ему эффективно осуществлять профессиональную деятельность в новых организационно-педагогических условиях.
При этом главной становится преобразующая инновационная функция, которая актуализирует проблему методической компетентности преподавателя вуза и организации непрерывного повышения профессиональной квалификации.
Методическая компетентность преподавателя вуза как категория конкретно-научного уровня методологии проявляется и функционирует в педагогике по-особому, согласно канонам педагогических систем, модернизация которых требует готовности к решению инновационных методических задач, что предполагает формирование ценностного отношения к методической работе, интереса к методической литературе; умений
моделировать информацию в конкретных педагогических условиях, проводить и анализировать педагогический эксперимент на основе специальных методических знаний.
Степень разработанности проблемы исследования.
В российской педагогике проблемы формирования компетентности была раскрыта в социальном, организационном и педагогическом аспекте. Это нашло отражение в трудах Э.Ф. Зеера, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, Г.У. Матушанского, Л.С. Подымовой, Дж. Равена, В.А. Сластенина, А.В. Хуторской,
B. Д. Шадрикова и других [16; 27; 41; 77; 80; 93; 110; 115]. Педагогические способности рассмотрены в работах Е.Г. Балбасовой, Ф.Н. Гоноблина, Н.Д. Левитова, В.А. Крутецкого, творческое мышление преподавателя нашло отражение в трудах А.В. Брушлинского, В.Н. Никандрова, Е.Л. Пономарева,
C. Л. Рубинштейна, М.И. Ситниковой, Н.Ф. Талызиной и других авторов [82].
Вопросам профессиональной компетентности учителя и исследованию ее составляющих посвящены работы И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.К Марковой, А.В. Хуторского [18; 42; 64; 112]. Исследования Н.М. Зверевой,
О.Г. Красношлыковой, М.И. Лукьяновой, В.А. Метаевой, И.В. Просвирниной, Е.Д. Тенютиной посвящены развитию профессиональной компетентности учителя [60; 4]. И.В. Ирхина, И.Е. Малова исследовали вопросы развития дидактической системы учителя в профессиональной деятельности в процессе непрерывной методической подготовки [23; с. 9].
Средства формирования различных компонентов профессиональнопедагогической компетентности подвергались анализу со стороны Д. Шейлза, Ц. Йотова, Г.Я. Буша, А.А. Вербицкого, А.М. Матюшкина, М.Ю. Посталюк, Н.В. Кулюткина и др [71; с. 8].
Проблема развития методической компетентности преподавателей рассматривается в трудах известных ученых: О.С. Анисимова, В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, Л.В. Байбородовой, В.П. Беспалько, С.Г. Вершловского, А.П. Владиславлева, Б.С. Гершунского, Г.П. Зинченко, О.Е. Лебедева, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, П.И. Пидкасистого, Ю.П. Поваренкова, И.П.
Подласого, Е.И. Рогова, М.И. Рожкова, В.А. Сластенина, Е.В. Титовой, В.Б. Успенского, Г.И. Хозяинова и ряда других [4, с. 109; 61, с. 7].
Изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования и современного состояния образовательной практики позволило выявить противоречия между:
- потребностью общества в преподавателях медицинских вузов с высоким уровнем методической компетентности, обеспечивающим формирование конкурентоспособного специалиста, и недостаточным вниманием и традиционным подходом медицинских вузов к данной проблеме, что не позволяет обеспечить требуемый в современных условиях уровень методической компетентности преподавателей;
- необходимостью совершенствования системы развития методической компетентности преподавателей медицинского вуза и недостаточной разработанностью данного процесса в науке и его организационно - технологического обеспечения на практике.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития методической компетентности преподавателей-практикующих врачей медицинского вуза.
Цель исследования: выявить и экспериментально апробировать педагогические условия развития методической компетентности преподавателей-практикующих врачей медицинского вуза.
Объект исследования: развитие методической компетентности
преподавателей-практикующих врачей медицинского вуза.
Предмет исследования: педагогические условия развития
методической компетентности преподавателей-практикующих врачей медицинского вуза.
Гипотеза исследования: развитие методической компетентности преподавателей-практикующих врачей медицинского вуза будет эффективным при следующих педагогических условиях:
- разработке программы повышения квалификации «Методическая компетентность преподавателя медицинского вуза в условиях реализации компетентностного подхода» включающей в себя наиболее востребованные современной образовательной практикой модули и разделы модулей, направленные на развитие методической компетентности преподавателей- практикующих врачей медицинского вуза;
- разработке практического руководство для преподавателя медицинского вуза по реализации методической деятельности;
- разработке критериев и показателей, позволяющих диагностировать уровень развития методической компетентности преподавателя медицинского вуза.
Задачи исследования:
1. На основе изучения научной литературы по проблеме исследования конкретизировать сущность и структурные компоненты методической компетентности преподавателя вуза.
2. Выявить педагогические условия развития методической компетентности преподавателей-практикующих врачей медицинского вуза.
3. Экспериментально апробировать педагогические условия развития методической компетентности преподавателей-практикующих врачей медицинского вуза.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- основные положения методологии педагогики и методики педагогического исследования (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, А.М. Новиков, М.Н. Скаткин и др.) [10; 11; 12; 38; 74; 92];
- компетентностный подход (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторский и др.) [15; 17; 19; 20; 111];
- концепция профессионально-педагогической компетентности (В.А. Барабанщиков, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Н.М. Зверева, О.Г. Красношлыкова, М.И. Лукьянова, В.А. Метаева, И.В. Просвирнина, Е.Д. Тенютина и др.) [27; 94; 95; 96];
- теории педагогических технологий (В.П. Беспалько, К.Я. Вазина, М.В. Кларин, А.Я. Наин, Т.И. Шамова, Н.Е. Эрганова, Н.М. Яковлева и др.) [101; с. 5];
- теории проектирования педагогической деятельности (Н.А. Алексеев, В.В. Белич, З.М. Большакова, Н.Н. Тулькибаева и др.) [6; с. 8].
В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования:
1) теоретический анализ нормативной базы модернизации высшего
образования (Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования -- программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 608н «Об утверждении
профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»), педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
2) анкетирование, тестирование, изучение и анализ учебной документации (положение о рабочей программе дисциплины, положение о фонде оценочных средств, методические рекомендации по написанию учебно-методических пособий), изучение и анализ деятельности испытуемых, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
3) методы математической обработки результатов исследования.
В выпускной квалификационной работе использованы следующие методики исследования: комплексная методика оценки уровня
сформированности компонентов методической компетентности преподавателя вуза, тестовые задания по методике преподавания, вопросник для анализа преподавателем особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности, анкета на выявление профессиональнопедагогических затруднений преподавателя вуза.
Опытно-экспериментальная база исследования: федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Научная новизна исследования: конкретизировано и дополнено понятие «методическая компетентность преподавателя вуза» как интегральная многокомпонентная профессионально значимая характеристика личности преподавателя вуза, включающая ценностномотивационную, когнитивную, технологическую, рефлексивную и оценочную составляющие, позволяющая осуществлять педагогическую и методическую деятельность на высоком профессиональном уровне (Утеева Э.Н., Сахиева Р.Г.); конкретизированы критерии и показатели, позволяющие диагностировать уровни развития методической компетентности преподавателя медицинского вуза.
Теоретическая значимость исследования: теоретически обоснована роль и значение методической компетентности как основополагающего вида профессионально-педагогической компетентности преподавателя медицинского вуза и его педагогического мастерства, выявлены особенности процесса развития методической компетентности преподавателя в медицинском вузе.
Практическая значимость исследования: спроектирована программа курсов повышения квалификации «Методическая компетентность преподавателя медицинского вуза в условиях реализации компетентностного подхода», включающая в себя наиболее востребованные современной образовательной практикой разделы, направленные на развитие методической компетентности преподавателей-практикующих врачей медицинского вуза; создано практическое руководство для преподавателей медицинского вуза по реализации методической деятельности. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями медицинских вузов, экспертами, руководителями и организаторами образовательной деятельности в медицинском вузе.
Достоверность результатов исследования обеспечена анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования его цели и задачам, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования: обсуждались на научно-исследовательских
семинарах магистрантов направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» (профиль «Педагогика высшего образования»); заседаниях кафедры педагогики высшей школы Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»; апробированы в образовательном процессе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Инновационный характер развития современного вуза требует последовательной реализации концепции непрерывности образования и совершенствования профессионально-педагогической компетентности преподавателей. Особое место в этом процессе занимает методическая компетентность преподавателя высшей школы как важная составляющая его профессионально-педагогической компетентности, позволяющая ему эффективно осуществлять профессиональную деятельность в новых организ ационно-педагогических условиях.
Теоретико-методологической основой развития методической компетентности преподавателей вуза является компетентностный подход акцентирующий внимание на резолютивной стороне образования.
Профессионально-педагогическая компетентность по Н.В. Кузьминой, включает пять видов компетентности: специальная и профессиональная компетентность, методическая компетентность, социально-психологическая компетентность, дифференциально-психологическая компетентность, аутопсихологическая компетентность.
Методическая компетентность преподавателя вуза представляет собой один из основных видов профессионально-педагогической компетентности педагога.
Проанализировав различные понятия «методическая компетентность», мы конкретизировали и дополнили понятие методической компетентности преподавателя вуза, которое мы определяем, как интегральную многокомпонентную профессионально значимую характеристику личности преподавателя вуза, включающую ценностно-мотивационную, когнитивную, технологическую, рефлексивную и оценочную структурные компоненты, позволяющую осуществлять педагогическую и методическую деятельность на высоком профессиональном уровне.
Методическая компетентность включает в себя следующие
структурные компоненты: ценностно-мотивационный (мотивационная
80
готовность - интерес к методической работе, постановка и осознание цели методической деятельности, наличие мотива их достижения, наличие мотивов повышения квалификации, осознание ценности методических знаний, удовлетворенность методической деятельностью, интерес к методической литературе, ценность методических знаний для успешной методической деятельности, интерес к методической работе, принятие методической деятельности как важного вида педагогической деятельности, потребность в развитии методических способностей, когнитивный (методическая готовность - наличие методических знаний, умений и навыков, применение их в новых условиях, умения классифицировать и систематизировать методические явления, выделять методические проблемы, анализировать и решать их, усваивать передовой опыт в области методики, владеть активными методами и формами методической деятельности и практического участия в ней, знание требований к учебной и методической литературе, к методическому обеспечению учебного процесса, знание методики преподавания специального предмета, принципов отбора учебного материала, знание инновационных методов и технологий обучения, передового методического педагогического опыта, знание требований к методической деятельности, ее видам и критериям оценки, знание способов и методов повышения методической компетентности), технологический (технологическая готовность - овладение методическими умениями, применение на практике новых методик, педагогическое взаимодействие на уровне сотрудничества, умение проектировать традиционные формы учебных занятий, умение проектировать методическое обеспечение учебной дисциплины, умение предвидеть трудности изучения учебного материала; предвидеть результат применения методик обучения, умение использовать инновационные методы и технологии обучения; адаптировать их к учебным задачам и аудитории, умение организовывать самостоятельную работу студентов, индивидуальные и групповые формы взаимодействия на занятии), рефлексивный (рефлексивная готовность - овладение аналитическими и оценочно-информационными умениями; методическая рефлексия, самокритичность, самоконтроль, самооценка, способности к самооценке способов решения методических задач, способности к самопроектированию индивидуального маршрута формирования методической компетентности, способности к самооценке результатов инновационной методической деятельности), оценочный (готовность к оценке - умение оценивать качество методической деятельности коллег, умение оценивать результаты внедрения инновационных методов и технологий обучения, умение оценивать качество методического сопровождения образовательных программ, умение оценивать качество методического обеспечения учебного курса, умение оценивать качество профессиональной подготовки студентов).
Методическая компетентность преподавателя вуза выражается в единстве его теоретической и практической готовности к эффективной реализации педагогической и методической деятельности в соответствии с основными нормативными и учебно-методическими документами, регламентирующими образовательный процесс в вузе.
Целью опытно-экспериментального исследования явилось определить уровень сформированности методической компетентности преподавателей- практикующих врачей медицинского вуза, апробировать разработанную программу повышения квалификации в данной области и определить ее эффективность. Для достижения поставленных целей были проведены констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента.
Опытно-экспериментальное исследование было направлено на проверку следующей гипотезы: развитие методической компетентности преподавателей-практикующих врачей медицинского вуза будет эффективным при следующих педагогических условиях: разработке
программы повышения квалификации «Методическая компетентность преподавателя медицинского вуза в условиях реализации компетентностного подхода» включающей в себя наиболее востребованные современной образовательной практикой модули и разделы модулей, направленные на развитие методической компетентности преподавателей-практикующих врачей медицинского вуза; разработке практического руководства для преподавателей медицинского вуза по реализации методической деятельности; разработке критериев и показателей, позволяющих диагностировать уровень развития методической компетентности преподавателя медицинского вуза.
В целях подтверждения выдвинутой гипотезы нами были использованы следующие методы исследования: анкетирование,
тестирование, изучение и анализ учебной документации, изучение и анализ деятельности испытуемых, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); методы математической обработки результатов исследования.
Среди методик определения уровня сформированности компонентов методической компетентности нами были отобраны и адаптированы к использованию следующие: комплексная методика оценки уровня
сформированности компонентов методической компетентности преподавателя вуза; самостоятельно адаптированный вопросник для анализа преподавателем особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности А.К. Марковой; тестовые задания на знание теоретических основ методики преподавания; анкета на выявление профессионально-педагогических затруднений преподавателей.
Анализ результатов диагностики уровня сформированности методической компетентности преподавателей-практикующих врачей медицинского вуза на констатирующем этапе эксперимента показал, что у 70% испытуемых методическая компетентность сформирована на низком уровне, что и обусловило необходимость формирующего этапа эксперимента.
Таким образом, цель исследования достигнута, гипотеза доказана, задачи решены. Дальнейшие исследования в этом направлении могут быть связаны с их более широкой апробацией в образовательной практике и конкретизацией организационных механизмов развития методической компетентности преподавателей медицинского вуза в системе дополнительного образования.



1. Акапьев В.Л., Немыкина Н.В., Немыкин Н.И. Роль компетентностного подхода в современном образовании // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-7. С. 140 2-1406.
2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. №4. С. 18-22.
3. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука. 1973. 279 с.
4. Введение в научное исследование по педагогике: учеб. пособие для студентов педагогических институтов / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др.; под ред. В.И. Журавлева. М.: Просвещение. 1988. 239 с.
5. Григорович JI.A. Педагогическая психология: учебное пособие / JI.A. Григорович. М.: Гардарики. 2003. 314 с.
6. Гурджиян С.С. Технология формирования профессиональнопедагогической компетентности преподавателя как средство повышения кадрового потенциала вуза: автореф. дисс. канд. пед. наук / С.С. Гурджиян. Волгоград. 2014.
7. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. М. 1996. 385 с.
8. Дьяченко М.И. Психология высшей школы: учебное пособие / М.И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. Минск: БГУ. 1981. 280 с.
9. Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы / З.Ф. Есарева. Л.: ЛГУ. 1974. 112 с.
10.Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И.
Загвязинский. М.: Педагогика. 1987. 159 с.
11. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Астаханов. М.: Академия. 2015. 208 с.
12.Загвязинский, В.Г. Методология и методика дидактического исследования / В.Г. Загвязинский. М.: 1981. 160 с.
13.Зайцева Н.Н. К вопросу о сущности понятий «компетенция» и «компетентность» // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2016. № 3. С. 144-147.
14.Зеер Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном профессиональном образовании / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. 2000. № 3. С. 90-103.
15.Зеер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование: теоретико-методологический аспект / Э.Ф. Зеер. Екатеринбург: УГППУ. 2001. 51 с.
16.Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебное пособие / Э.Ф. Зеер. Екатеринбург. 2011. 397 с.
17. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход как фактор реализации инновационного образования // Образование и наука. Известия Уральского РАО. 2011. № 8. С. 3-15.
18.Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. М.: Логос. 2000. 384 с.
19.Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки
специалистов. 2004. 40 с.
20. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретикометодологический подход) / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20-26.
21.Зиновьев С.И. Учебный процесс в современной высшей школе / С.И. Зиновьев. М.: Высшая школа. 1975. 314 с.
22.Змеев С.И. Технология обучения взрослых / С.И. Змеев. М.: Академия. 2002. 128 с.
23.Зубков А.Л. Развитие методической компетентности учителей в условиях модернизации общего образования: автореф. дисс. канд. пед. наук / А.Л. Зубков. Челябинск. 2007.
24. Ибрагимов Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Образовательные технологии и общество. 2007. №10(3). С. 361-366.
25. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп. М.: Педагогика. 1991. 198 с.
26. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. СПб.: Питер. 2000. 512 с.
27. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессиональнопедагогической культуры преподавателя высшей школы / И.Ф. Исаев. Белгород: МПГУ. 1993. 219 с.
28. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ф. Исаев. М.: Академия. 2002. 208 с.
29. Каган В.И. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе / В.И. Каган. М.: Высшая школа. 1987. 141 с.
30. Калинкин Е.В. Высшая школа в системе непрерывного образования / Е.В. Калинкин. М.: Высшая школа. 1990. 142 с.
31. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / В.А. Кан-Калик. Грозный. 1976. 286 с.
32. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. М.: Наука. 1990. 144с.
33. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Каптерев. М. 1982. 704 с.
34. Кирикова 3.3. Педагогическая технология: Теоретические аспекты / 3.3. Кирикова. Екатеринбург: УГППУ. 2000. 284 с.
35. Киселев А.В. Социально-педагогические условия формирования методической компетентности у начинающих преподавателей высших учебных заведений ФСБ России пограничного профиля: автореф. дисс. канд. пед. наук / А.В. Киселев. М. 2010.
36. Котова И.Б. Педагог: профессия и личность / И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. Ростов на Дону. 1997. 143 с.
37. Краткий психологический словарь / ред. сост. Л.А. Карпенко. Ростов на Дону: Феникс, 1998. 512 с.
38. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя / В.В. Краевский. Самара. 1994. 165 с.
39. Кузнецова Т.Н. Теория и практика педагогического мастерства: учебное пособие / Т.Н. Кузнецова. Белгород. 1997. 168 с.
40. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя / Н.В. Кузьмина. Л. 1967. 183 с.
41. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина. — Л.: ЛГУ, 1970. — 114 с.
42. Кузьмина Н.В. Основы вузовской педагогики / Н.В. Кузьмина. М. 1972. 311 с.
43. Кузьмина Н.В. Уровни педагогических способностей и проблемы социальной перцепции / Н.В. Кузьмина // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: тезисы докладов. Краснодар. 1975. С. 251-253.
44. Кузьмина Н.В. Педагогическая теория и научный факт / Н.В. Кузьмина // Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе. Л. 1976. С. 3-9.
45. Кузьмина Н.В. Актуальные проблемы профессиональнопедагогической подготовки учителя / Н.В. Кузьмина, В.И. Гинецинский // Советская педагогика. 1982. № 3. С. 63-66.
46. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н.В. Кузьмина. Л. 1985. 32 с.
47. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. М. 1990. 119 с.
48. Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя: тексты лекций / Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев. Гомель. 1976. 57 с.
49. Кузьмина Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан. Рыбинск, 1993. 150 с.
50. Кульневич С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания / С .В. Кульневич. Воронеж. 1997. 230 с.
51. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования / под ред. И.Ф. Исаева. Белгород. 1999. 151 с.
52. Левина М.М. Технологическая культура учителя // Формирование профессиональной культуры учителя: учебное пособие / М.М. Левина. М. 1993. С. 91-106.
53. Левина М.М. Основы технологии обучения профессиональнопедагогической деятельности / М.М. Левина. Минск. 1996. 232 с.
54. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического
образования: учебное пособие для студентов высш. пед.
учеб. заведений / М.М. Левина. М. 2001. 272 с.
55. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура,
перспективы / B.C. Леднев. М.: Высшая школа. 1991. 223 с.
56. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. М.: МГУ. 1979. 112 с.
57. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я. Лернер. М.: Наука. 1980. 96 с.
58. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения / А.А. Лобанов. М.: Академия. 2002. 192 с.
59. Лозовая В.И. Дидактика / В.И. Лозовая. Белгород. 1993. 112 с.
60. Лонская Л.В. Теоретико-методические подходы к формированию
компетентности преподавателя высшей школы в облсти
профессионально-педагогической деятельности (на примере
медицинского вуза): автореф. дисс. канд. пед. наук / Л.В. Лонская. М. 2013.
61. Лебедева О.В. Развитие методической компетентности учителя как средство повышения эффективности учебного процесса в общеообразовательной школе: автореф. дисс. канд. пед. наук / О.В. Лебедева. Н. Новгород. 2007.
62. Макарова Л.В. Преподаватель: модель деятельности и аттестация / Л.В. Макарова. М.: ИЦ ПКПС. 1992. 80 с.
63. Максимова Т.В. Профессиональное творчество и профессиональный смысл жизни учителя. Опыт экспериментального исследования / Т.В. Максимова // Мир психологии. 2001. № 2. С. 149-154.
64. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А.К. Маркова. М.: Просвещение. 1990. 191 с.
65. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. М.: Просвещение. 1996. 308 с.
66. Масалимова А.Р. Корпоративная подготовка специалистов технического профиля к осуществлению наставнической деятельности в условиях современного производства: автореф. дисс. д-ра пед. наук / А.Р. Масалимова. Казань. 2014.
67. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения / Н.А. Морева. М.: Просвещение. 2003. 304 с.
68. Нагрелли Е.А. Модель формирования методической компетентности учителей в системе повышения квалификации / Е. А. Нагрелли // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы Всеросс. науч.-практ. конф.: в 7 ч., ч. 5. Челябинск: Образование. 2009. - С. 60-63.
69. Нагрелли Е.А. Реализация компетентностного подхода в системе повышения квалификации / Е.А. Нагрелли // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы Всеросс. науч.-практ. конф.: в 7 ч., ч. 5. Челябинск: Образование. 2008. С. 38-43.
70. Нагрелли Е.А. Формирование методической компетентности учителей в системе повышения квалификации / Е.А. Нагрелли // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Н.Н. Болдырев. Тамбов: издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. С. 179-181.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ