ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ
В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Организация взаимодействия дошкольного образовательного
учреждения и семьи в психолого -педагогических исследованиях 8
1.2. Особенности развития математических представлений у детей
старшего дошкольного возраста 19
1.3. Содержание работы дошкольного образовательного учреждения и
семьи по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Анализ форм взаимодействия дошкольного образовательного
учреждения и семьи в процессе развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 36
2.2. Методические рекомендации педагогам по использованию инновационных форм взаимодействия с семьей в процессе развития математических представлений у детей старшего дошкольного
возраста 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
В настоящее время в проводимой образовательной политике дошкольного образования уделяется большое внимание проблемам организации и сотрудничества дошкольных образовательных организаций с семьями воспитанников. Поэтому важным условием совершенствования системы дошкольного образования является систематическая деятельность педагогов, направленная на освоение новых форм взаимодействия с родителями. Семья и дошкольные учреждения являются важнейшими институтами развития детей. Их воспитательные функции различны, но для разностороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка (55). Это подтверждает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), где говорится, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьей, работа с родителями, которая должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного
образовательного учреждения, повышать культуру педагогической грамотности семьи (57).
Проблемой взаимодействия ДОУ и семьи занимались О.И. Давыдова, Т.Н. Доронова, Н.В. Додокина, Т.А. Данилина, Е.С. Евдокимова,
О.Л. Зверева, В.Г. Нечаева, Л.В. Попова и др. В частности, Т.Н. Доронова и Е.П. Арнаутова предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, О.В. Солодянкина предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй.
Взаимодействие с семьей является одной из наиболее сложных сфер деятельности в образовании, поскольку в современных условиях жизни взрослый человек - родитель отдает большую часть времени карьерному росту и другими профессиональными проблемами, хотя потребность в успешном взаимодействии с образовательным учреждением при дефиците личного времени остается для родителя актуальной.
В последние годы в педагогическом лексиконе все чаще стал использоваться термин «инновация». Этот термин означает «нововведение», «передовой педагогический опыт», «новаторство, возникающее на основе разнообразия инициатив и новшеств, перспективных для развития образования». В настоящее время накоплен значительный практический опыт по взаимодействию с семьями воспитанников. Осуществляя сотрудничество с родителями в решении задач воспитания, развития и социализации дошкольников, педагоги ДОУ стремятся к созданию дружелюбного партнерства между детским садом и семьей. В рамках дошкольного учреждения можно отметить организацию, как традиционных (консультации, выступления на родительских собраниях, стенды для родителей, консультационные уголки в группах детского сада), надежно закрепившихся форм взаимодействия с родителями, но и нетрадиционных форм взаимодействия (круглый стол, мастер-класс, семинар-практикум, посещение семей воспитанников, совместные досуги, праздники, совместная проектная деятельность и другие).
Необходимость такого взаимодействия обусловлена главной задачей - физическое, психическое, интеллектуальное развитие ребенка. Интеллектуальное развитие включает развитие познавательной сферы дошкольника. В ФГОС ДО выделяется образовательная область «Познавательное развитие», которая включает в себя развитие математических представлений у детей. Вопросами формирования и развития математических представлений у детей отражены в работах Я.А. Коменского, М.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Ф. Фребеля,
Л.Н. Толстого, Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер, Н.Н. Поддьякова,
В.В. Давыдовой, А.М. Леушиной, З.А. Михайловой, А.А. Столяр, Е.И. Щербаковой и других.
Таким образом, можно говорить о том, что тема поиска новых инновационных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей актуальна. В настоящее время необходимо использовать современные методы, средства и формы работы с родителями в процессе всего воспитания и обучения детей дошкольного возраста, в частности, при развитии математических представлений.
Проблема исследования: какие инновационные формы работы дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста наиболее актуальны, результативны и эффективны.
Цель исследования: обоснование содержания работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей и разработка методических рекомендаций педагогам по использованию инновационных форм взаимодействия с семьей в процессе развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс взаимодействия дошкольного
образовательного учреждения и родителей в процессе развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: использование инновационных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи оказывает благоприятное, эффективное воздействие на развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста , если соблюдаются следующие условия:
- оптимальное педагогическое общение, включающее отказ от формального общения, от монолога в пользу продуктивного диалога;
- продуктивное сочетание традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия;
- широкое и активное применение информационно -коммуникативных технологий в организации работы с родителями.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть организацию взаимодействия ДОУ и семьи в психолого-педагогических исследованиях;
2. Дать характеристику особенностей развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
3. Раскрыть содержание работы ДОУ и семьи в процессе развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
4. Изучить уровень включенности родителей в процесс развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и разработать методические рекомендации педагогам.
В исследовании были применены следующие методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы;
- эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент
(констатирующий этап), анкетирование;
- количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: МБДОУ детский сад комбинированного вида №86 «Радость» г. Белгорода.
Результаты исследования выпускной квалификационной работы представлены педагогической общественности:
- имеется справка о внедрении результатов исследования в практику МДОУ д/с №86 г.Белгорода;
- теоретическая составляющая представлена на внутривузовской научно-практической конференции «Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития» (г.Белгород, 2018 год);
- материалы по проблеме исследования представлены на Всероссийском конкурсе «Лучшая молодежная научная статья — 2018», получен Диплом лауреата. Работа принята к публикации в сборнике результатов научных исследований: Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии.- Киров: Изд-во МЦИТО, 2018.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В ходе исследования мы изучили процесс организации взаимодействия ДОУ и семьи в психолого-педагогических исследованиях. Проблема организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей в настоящее время является актуальным и важным направлением в работе ДОУ. Процесс работы ДОУ с семьей предполагает наличие партнёрских, доверительных отношений, единого понимания целей и задач воспитательно-образовательного воздействия, знание и использование педагогами и родителями всех воспитательно-образовательных возможностей, постоянный анализ процесса взаимодействия ДОУ и семьи. Для достижения наиболее продуктивного процесса взаимодействия необходимо соблюдение определенных этапов, принципов, условий, использование инновационных форм работы с применением новых технологий, методов и средств работы.
Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи занимались Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова, О.В. Солодянкина.
Анализ программ дошкольного образования показывает, что работа с родителями стоит в приоритетных направлениях деятельности дошкольного образовательного учреждения. Все рассмотренные программы четко прописывают содержание работы с родителями, выделяют задачи взаимодействия с семьей и предлагают эффективные формы сотрудничества. Таким образом, специфика взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи заключается в установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта.
В результате анализа особенностей развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста определили, что в этот период у детей происходит активное развитие познавательной, волевой, эмоциональной сфер дошкольников. В процессе познавательного развития происходит формирование и развитие математических представлений, у детей формируется понятие о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях.
В настоящее время, воспитательно-образовательный процесс ДОУ обязательно включает в себя организацию работы с родителями. Так как для полноценного развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста необходима комплексная организация работы как в условиях ДОУ, та и в процессе семейного воспитания. В результате анализа содержания работы ДОУ и семьи в процессе развития математических представлений, мы выяснили, что при организации работы с семьей эффективно сочетание традиционных и нетрадиционных форм работы, а в настоящее время особо эффективными являются инновационные формы взаимодействия. К формам организации взаимодействия ДОУ с семьей в процессе математического развития относят: тематические родительские собрания, консультации; оформление математических стендов; создание памяток, папок-передвижек; привлечение родителей к организации и участию в различных мероприятиях детского сада; посещению занятий; проведение обучающих семинаров, практикумов, круглых столов.
Изучив теоретические вопросы по проблеме использования инновационных форм взаимодействия ДОУ с родителями в процессе развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста, мы приступили к экспериментальной работе. Констатирующий этап педагогического эксперимента проводился на базе МБДОУ детский сад комбинированного вида №86 «Радость» г. Белгорода. В исследовании приняли участие 12 детей и их родители (12 человек), 2 воспитателя старшей возрастной группы.
Для изучений уровня успешности детей в процессе развития математических представлений нами был использован тест А.В.Белошистой. В результате мы определили, что 50% имеют высокий уровень, 42% - нормальный, 8% - ниже среднего, низкого уровня зафиксировано не было. В результаты анкетирования родителей мы выяснили, что большинство родителей принимают активное участие в работе детского сада и в домашних условиях занимаются с детьми их математическим развитием, и считают наиболее эффективными формами взаимодействия нетрадиционные, с использованием информационно-коммуникативных технологий. Анализ ответов воспитателей показал, что педагоги сталкиваются с трудностями в процессе коммуникации и нахождении индивидуального подхода к каждому из родителей, в своей работе они преимущественно выбирают традиционные формы работы.
Проанализировав взаимосвязь уровня развития математических представлений у детей и включенность родителей в этот процесс, мы выявили, что у детей, чьи родители активно с ними занимаются дома, участвуют в мероприятиях детского сада, активно общаются с воспитателем, имеют высокие и нормальные уровни развития, а низкий уровень у тех детей, с которыми родители не считаю важным заниматься в домашних условиях.
Поэтому нами были разработаны методические рекомендации для улучшения качества взаимодействия ДОУ и родителей в процессе развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста: использование в качестве личного сайта педагога сообщества (группы) в социальной сети «Вконтакте», общение с родителями с помощью мессенджеров Twitter, Viber, WatsApp или других; использование онлайн - консультирования; проведение опросов, анкетирований, сбора информации с помощью Google Форм.
1. Анисимова Е. В. Организация совместной работы ДОУ с семьей по формированию коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста // Детский сад и семья: аспекты взаимодействия: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (заочной). - М.:Социздат, -2011. - 475 с.
2. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ // Воспитатель ДОУ,- 2011. -№ 12.- С.88-94.
3. Арнаутова Е.П. Диалогическая позиция педагога в сотрудничестве с семьей. Наука о дошкольном детстве традиции и современность: Сб. науч. тр.- М.: МИГУ, - 2000. - 230 с.
4. Арнаутова Е.П. Мониторинг родительского запроса на качество образовательных услуг дошкольного образования // Детский сад от А до Я, - 2013. - № 6. -С. 4-19.
5. Арнаутова Е.П. Социально-педагогическая практика
взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях // Детский сад от А до Я,- 2004.- №4. -С. 23-35
6. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья. М.: Карапуз, -2001. - 264 с.
7. Арнаутова, Е.П. Социальное взаимодействие семьи. Взгляд на проблему детей, родителей и воспитателей // Дошкольное воспитание , - 2004. - №6. - С. 21-25.
8. Балабанова Т.И. Консультации для родителей// Дошкольное воспитание, - 1979. - № 8. - С. 56-58.
9. Беженова М. А. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. - М.: Эксмо, - 2005. - 64 с.
10. Белая К.Ю Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие. -М.: Сфера, -2015. - 64 с.
11. Белошистая А.В. Тесты для проверки уровня математических способностей детей 5-6 лет. - М.: Айрис- Пресс, -2011. - 24 с.
12. Бурмыкина И., Воронин И., Звезда Л., Пикалова О., Скуднев Д., Федина Практика реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании РФ//Дошкольное воспитание ,-2017.-№10.- С.4-13.
13. Веннецкая О., Горбунова А. Использование
информационно- коммуникативных технологий в образовательном процессе дошкольной организации// Дошкольное воспитание, -2017. -№7. - С.47-51.
14. Волошина Л.Н. Актуальные проблемы дошкольного образования: учебное пособие для преподавателей и студентов пед. вузов /Л.Н. Волошина, Г.Е. Воробьева, О.Г. Галимская, Т.Ю. Гущина и др. ; науч. ред. Л.Н. Волошина ; НИУ БелГУ. - 2-е изд., испр. и доп. - Белгород : ИД Белгород, - 2017. -263 с.
15. Газизова Ф.С. Взаимодействие семьи и педагогов в дошкольных учреждениях: исследовательский аспект // Детский сад и семья: аспекты взаимодействия: сборник материалов. Всероссийской научно- практической конференции (заочной) / Ф.С. Газизова, Г.Б. Минигулова. - М.: Редакционно¬издательский центр, - 2011. - 475 с.
16. Давыдова Л.Н. Проекты в работе с семьей / Л.Н. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. - М.: Сфера, - 2012. - 128 с.
17. Данилина Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом -3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, - 2005. - 80 с.
18. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание, -2000. -№1. - С. 41-48
19. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, - 2014. -242 с.
20. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: Просвещение, - 2012. - 120 с.
21. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: Пособие взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и родителей/ Т.Н. Доронова, Т.И.Гризик, Г.В. Глушакова. - М.: Просвещение, 2006. - 191 с.
22. Дуброва В.П. Педагогическая практика в детском саду : Учеб. пособие : Для студентов сред. пед. учеб. заведений / В. П. Дуброва, Е. П. Милашевич. - М.: Академия, - 1998. - 159 с.
23. Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: Учебное пособие.- Минск: Консорциума,-2007.-156 с.
24. Евдокимова Е.С. Детский сад и семья: Методика работы с родителями / Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 144 с.
25. Егорова Т.В. Словарь иностранных слов современного русского языка. - М.: Аделант, - 2014. - 800с.
26. Ефимова И.А., Сахиуллина Ф.Ф. Обновление содержания дошкольного образования в рамках взаимодействия ДОУ и семьи // Дошкольное образование в XXI веке: сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием (Уфа, 26 апреля 2013). - Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, - 2013. - 574 с.
27. Загик Л.В. Воспитателю о работе с семьей / Л. В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др. - М.: Просвещение, - 1989. - 192 с.
28. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Сфера, - 2007. - 80 с.
29. Иванова В.М. Семья как субъект социально-психологического взаимодействия // Психологическое сопровождение семьи в образовательном учреждении: Материалы III научно-практической конференции /Под. ред. В.М. Ивановой. - Псков: ПОИПКРО, - 2009. - 68 с.
30. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования / М.Н. Лазутова, Л.А. Парамонова. - 5-е изд. - М.:Сфера, - 2014. - 161с.
31. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. Заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 5-е изд., испр. - М.: Академия, - 2004. - 416 с.
32. Колесникова Е.В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. ФГОС. - М.: Сфера, 2017. - 112 с.
33. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону : Изд-во РПУ, - 1997. - 112 с.
34. Красношлык З.П. Педагогическое партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании основ физической культуры детей: автореф. дис. ... канд.пед.наук (13.00.01). - Владикавказ, - 2006. - 22с.
35. Кротова, Т. В. Практическая подготовка педагогов к сотрудничеству с родителями / Т.В. Кротова, О.А. Комарова // Дошкольное воспитание, - 2008. - № 3 - С. 70-73.
36. Кузнецов Е.Б. Внедрение инноваций - обязательное условие реформирования ДОУ // Управление ДОУ, -№ 6. -2007. -С. 16-18.
37. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, -1974. - 368 с.
38. Лыкова А.А. Активные формы работы с педагогами и
родителями// Управление ДОУ, - 2011. - № 2. - С.108-110.
39. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. / М.И. Кондаков, М.Д. Виноградова, А. А. Фролов. -М.: Педагогика. - 1984, - 396 с.
40. Маринюк А.А. Детский сад в интернете. Методическое пособие / А.А. Маринюк [и др.];- М.: Пероспектива, - 2011. - 100 с.
41. Матрос Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга/ Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, Н.Н. Мельникова - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, - 2001. - 123 с.
42. Минина А.В. Использование сайта в работе методического центра/ А.В. Минина, О.Ф. Исса // Справочник старшего воспитателя, -2012. -№ 5. - С. 14-20.
43. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим - Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, - 2002. - 528 с..
44. Педагогическое взаимодействие в детском саду /под ред.
Н.В. Микеляевой. -М.: Сфера, - 2013. - 128 с.
45. Радуга: Примерная основная образовательная программа
дошкольного образования / Е.В. Соловьева - М.:Просвещение,- 2014. - 242с.
46. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, - 2012. - 415 с.
47. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, - 1993 - 608 с.
48. Румянцева М. В. Инновационные формы работы с родителями в ДОО / М.В. Румянцева, О.В. Алафьева, М.Н. Лазуткина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). -СПб.: Свое издательство,-2015.-С.71-72.
49. Сабитова Г В. Социально-педагогическая поддержка семей с
детьми: стратегии, принципы, механизмы. - М.: ГосНИИ семьи и
воспитания, - 2007. - 132 с.
50. Сайт МАДОУ детский сад комбинированного вида №86 «Радость» г.Белгорода // URL:http://mdou86.beluo31.ru/
51. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, -2002. - 576 с.
52. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. - М.: АРКТИ, - 2004. - 77 с.
53. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Просвещение, - 1988. - 304 с.
54. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. - СПб.: Питер, - 2017. - 208 с.
55. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155
56. Федеральный закон от 10.07.1992 № 3266 - I «Об образовании в РФ»
57. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в РФ» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)
58. Шиянова Ю. Н., Шаталова Е. В. Формы организации взаимодействия педагогов и родителей в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии: сборник результатов научных исследований. - Киров: Изд-во МЦИТО, - 2018. - 1 эл. оп. диск (CD-R).
59. Щербакова Е.И Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк.отд-ний и фак.сред. пед. учеб.за-ведений. - М.: Академия. -2000, -272 с.