РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного
интереса младших школьников к изучению русского языка на основе технологии проблемного обучения
1.1. Характеристика познавательного интереса младших школьников в психолого-педагогической литературе
1.2. Особенности развития познавательного интереса младших
школьников в учебной деятельности 14
1.3. Использование технологии проблемного обучения в развитии
познавательного интереса младших школьников 22
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию познавательного
интереса младших школьников к изучению русского
языка на основе технологии проблемного
обучения
2.1. Диагностика познавательного интереса младших школьников
на констатирующем этапе исследования 31
2.2. Реализация педагогических условий по развитию познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка на основе технологии проблемного обучения 35
2.3. Результаты экспериментальной работы по развитию
познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка на основе технологии проблемного обучения.. 41
Заключение 46
Библиографический список 48
Приложение
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного
интереса младших школьников к изучению русского языка на основе технологии проблемного обучения
1.1. Характеристика познавательного интереса младших школьников в психолого-педагогической литературе
1.2. Особенности развития познавательного интереса младших
школьников в учебной деятельности 14
1.3. Использование технологии проблемного обучения в развитии
познавательного интереса младших школьников 22
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию познавательного
интереса младших школьников к изучению русского
языка на основе технологии проблемного
обучения
2.1. Диагностика познавательного интереса младших школьников
на констатирующем этапе исследования 31
2.2. Реализация педагогических условий по развитию познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка на основе технологии проблемного обучения 35
2.3. Результаты экспериментальной работы по развитию
познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка на основе технологии проблемного обучения.. 41
Заключение 46
Библиографический список 48
Приложение
Одна из насущных проблем современного образования состоит в том, чтобы сформировать у младшего школьника устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Ученики началь-ной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Поэтому учителю необходимо форми¬ровать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Чтобы до¬биться успехов в усвоении знаний, младший школьник должен, прежде все¬го, осознавать необходимость их получения и значимость для себя.
Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный ин-терес выражен расположенностью школьника к учению, к педагогическому познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов.
Проблема развития познавательных интересов младших школьников - одна из важнейших задач современной школы. Еще К.Д. Ушинский подчер-кивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью учителя начальных классов насыщают свою деятельность приемами , пробуждающими непосредственный интерес учащегося. Педагоги использу-ют различный занимательный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задания на сообразительность, ребусы, шарады, за-нимательные ситуации.
Работая над проблемой формирования и развития познавательных ин-тересов младших школьников в процессе обучения, мы опирались на идеи и опыт тех педагогов и психологов, которые занимались исследованием этой проблемы: Б.Г. Ананьева, Г.К. Байдельдиновой, Л.И. Божович,
В.Б.Бондаревского, В.В. Давыдова, Е.И. Киричук, А.К. Маяковой, Н.Г.Морозовой, Н.Л. Погореловой, С.Л. Рубинштейна, Н.Д. Хмель, Г.И.Щукиной. Формирование и развитие познавательных интересов - часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательного интереса к урокам русского языка имеет социальное и психолого-педагогическое значение.
Изучением вопросов, связанных с технологией проблемного обучения как средства познавательной активности младших школьников в учебном процессе, занимались Ю.К. Бабанский, А.В. Брушлинский, С.И. Брызгалова, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.А. Ильницкая, И.Я. Лернер, М.И. Махму¬тов, А.М. Матюшкин, Н.А. Менчинская, В.В. Оконь, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская и другие отечественные педагоги и психологи.
Принцип значимости учебной деятельности для ребенка имеет большое значение. Именно проблемное обучение на уроке позволяет ученику почув¬ствовать эту значимость, т.к. оно требует от ученика активной мыслительной деятельности, в ходе которой он учится наблюдать, сравнивать, делать выво¬ды. Такая работа будет способствовать подведению учащихся к умению са¬мостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Проблемное обучение позволяет заинтересовать учащихся в изучении учебного материа¬ла, является мощным активизирующим фактором при изучении любого учебного предмета, в том числе и русского языка.
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффектив-ного развития познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка на основе технологии проблемного обучения.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс развития познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка.
Предмет исследования - педагогические условия развития познава-тельного интереса младших школьников к изучению русского языка на осно¬ве технологии проблемного обучения.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие познавательного интереса младших школьников к изучению рус-ского языка на основе технологии проблемного обучения будет эффектив-ным, если:
- обеспечивается положительная мотивация к изучаемому предмету;
- используются проблемные ситуации в соответствии с изучаемым на уроке учебным материалом;
- учащиеся выступают в качестве субъекта учебной деятельности на уроке.
В соответствии с предметом исследования для достижения поставлен-ной цели были определены следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу и выявить степень разработанности исследуемой темы;
- изучить педагогический опыт, имеющийся в школьной практике;
- организовать экспериментальную работу по предмету исследования в начальных классах;
- разработать уроки русского языка по проблеме исследования.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изу-чение и теоретический анализ философской, психологической, педагогиче-ской, литературы; педагогическое наблюдение; беседы с учащимися и учите-лями начальных классов; педагогический эксперимент, методы математиче-ской обработки результатов исследования.
Практическая база исследования: 2 класс МБОУ «Бехтеевская СОШ»
Практическая значимость исследования: определены педагогиче-ские условия, обеспечивающие развитие интереса у младших школьников к изучению русского языка как учебного предмета на основе технологии про-блемного обучения. Материалы исследования могут применяться в практи-ческой работе общеобразовательной школы.
Структура выпускной квалификационной работы определялась ло-гикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введе-ние, две главы, заключение, библиографический список, приложения. Список литературы состоит из 50 источников. Квалификационная работа включает в себя 52 страницы.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы, показаны его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы развития познавательного ин-тереса младших школьников к изучению русского языка на основе техноло-гии проблемного обучения» охарактеризован познавательный интерес как психолого-педагогическая проблема, определены особенности развития по-знавательного интереса в учебной деятельности,
Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию познава-тельного интереса младших школьников к изучению русского языка на ос-нове технологии проблемного обучения» определены критерии и уровни раз¬вития познавательного интереса младших школьников; описана практическая работа по теме исследования и показана динамика развития познавательного интереса на контрольном этапе исследования.
В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и поло-жения, выносимые на защиту.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы: таблицы, конспекты уроков русского языка .
Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный ин-терес выражен расположенностью школьника к учению, к педагогическому познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов.
Проблема развития познавательных интересов младших школьников - одна из важнейших задач современной школы. Еще К.Д. Ушинский подчер-кивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью учителя начальных классов насыщают свою деятельность приемами , пробуждающими непосредственный интерес учащегося. Педагоги использу-ют различный занимательный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задания на сообразительность, ребусы, шарады, за-нимательные ситуации.
Работая над проблемой формирования и развития познавательных ин-тересов младших школьников в процессе обучения, мы опирались на идеи и опыт тех педагогов и психологов, которые занимались исследованием этой проблемы: Б.Г. Ананьева, Г.К. Байдельдиновой, Л.И. Божович,
В.Б.Бондаревского, В.В. Давыдова, Е.И. Киричук, А.К. Маяковой, Н.Г.Морозовой, Н.Л. Погореловой, С.Л. Рубинштейна, Н.Д. Хмель, Г.И.Щукиной. Формирование и развитие познавательных интересов - часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательного интереса к урокам русского языка имеет социальное и психолого-педагогическое значение.
Изучением вопросов, связанных с технологией проблемного обучения как средства познавательной активности младших школьников в учебном процессе, занимались Ю.К. Бабанский, А.В. Брушлинский, С.И. Брызгалова, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.А. Ильницкая, И.Я. Лернер, М.И. Махму¬тов, А.М. Матюшкин, Н.А. Менчинская, В.В. Оконь, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская и другие отечественные педагоги и психологи.
Принцип значимости учебной деятельности для ребенка имеет большое значение. Именно проблемное обучение на уроке позволяет ученику почув¬ствовать эту значимость, т.к. оно требует от ученика активной мыслительной деятельности, в ходе которой он учится наблюдать, сравнивать, делать выво¬ды. Такая работа будет способствовать подведению учащихся к умению са¬мостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Проблемное обучение позволяет заинтересовать учащихся в изучении учебного материа¬ла, является мощным активизирующим фактором при изучении любого учебного предмета, в том числе и русского языка.
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффектив-ного развития познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка на основе технологии проблемного обучения.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс развития познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка.
Предмет исследования - педагогические условия развития познава-тельного интереса младших школьников к изучению русского языка на осно¬ве технологии проблемного обучения.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие познавательного интереса младших школьников к изучению рус-ского языка на основе технологии проблемного обучения будет эффектив-ным, если:
- обеспечивается положительная мотивация к изучаемому предмету;
- используются проблемные ситуации в соответствии с изучаемым на уроке учебным материалом;
- учащиеся выступают в качестве субъекта учебной деятельности на уроке.
В соответствии с предметом исследования для достижения поставлен-ной цели были определены следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу и выявить степень разработанности исследуемой темы;
- изучить педагогический опыт, имеющийся в школьной практике;
- организовать экспериментальную работу по предмету исследования в начальных классах;
- разработать уроки русского языка по проблеме исследования.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изу-чение и теоретический анализ философской, психологической, педагогиче-ской, литературы; педагогическое наблюдение; беседы с учащимися и учите-лями начальных классов; педагогический эксперимент, методы математиче-ской обработки результатов исследования.
Практическая база исследования: 2 класс МБОУ «Бехтеевская СОШ»
Практическая значимость исследования: определены педагогиче-ские условия, обеспечивающие развитие интереса у младших школьников к изучению русского языка как учебного предмета на основе технологии про-блемного обучения. Материалы исследования могут применяться в практи-ческой работе общеобразовательной школы.
Структура выпускной квалификационной работы определялась ло-гикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введе-ние, две главы, заключение, библиографический список, приложения. Список литературы состоит из 50 источников. Квалификационная работа включает в себя 52 страницы.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы, показаны его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы развития познавательного ин-тереса младших школьников к изучению русского языка на основе техноло-гии проблемного обучения» охарактеризован познавательный интерес как психолого-педагогическая проблема, определены особенности развития по-знавательного интереса в учебной деятельности,
Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию познава-тельного интереса младших школьников к изучению русского языка на ос-нове технологии проблемного обучения» определены критерии и уровни раз¬вития познавательного интереса младших школьников; описана практическая работа по теме исследования и показана динамика развития познавательного интереса на контрольном этапе исследования.
В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и поло-жения, выносимые на защиту.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы: таблицы, конспекты уроков русского языка .
Проведенное нами исследование позволяет утверждать, что проблема результативности обучения зависит от уровня сформированности познава-тельного интереса к учебному предмету «Русский язык».
Как показывает изучение педагогической и методической литературы переход от традиционной передачи готового знания от учителя ученику к ор¬ганизации процесса самостоятельного овладения детьми нового знания и применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем становится актуальным и востребован-ным в школьной практике обучения.
В ходе теоретического изучения исследуемой темы мы установили, что проблемный метод обучения, разработанный Ю.К. Бабанским, А.В. Брушлинским, С.И. Брызгаловой, И.А.Ильницкой, Т. В. Кудрявцевым, А. М. Матюшкиным, М.А. Махмутовым, Е.Л. Мельниковой и другими отечествен¬ными учёными, позволяет создавать проблемную ситуацию - отправную точку в развитии мышления, наталкивать ученика на посильные для него во¬просы и проблемы. Мы убедились, что решение проблем - наиболее значи¬мая (и, возможно, единственная) ключевая компетентность в условиях со¬временного образования, которая мотивирует познавательную активность и формирует устойчивый интерес к изучаемым школьным дисциплинам.
Изучение педагогического опыта по теме исследования показало, что проблемные ситуации располагают учащихся к рассуждениям, обеспечивают не только развитие интеллектуальных способностей, но и формируют умения анализировать, сравнивать, классифицировать, подводить под понятие, обобщать и делать выводы. Без сформированности этих мыслительных опе¬раций невозможно обеспечить эффективность в усвоении изучаемого учеб¬ного материала.
Экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В исследовании участвовали обучающиеся 2 класса МБОУ «Бехтеевская СОШ».
В ходе экспериментальной работы нам удалось апробировать положе¬ния гипотезы, соблюдение которых обеспечило успех в её проведении. Мы описали использование проблемных ситуаций, которые достаточно эффек¬тивно способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников в соответствии с изучаемым на уроке русского языка учебным материалом.
В ходе выпускного квалификационного исследования мы убедились в том, что использование на уроках русского языка проблемных ситуаций спо¬собствует формированию познавательного интереса младших школьников к изучению предмета и обеспечивает условия, в которых ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, т.е. мотивирует, организует, координирует и направляет в соответствии с изучаемым на уроке учебным материалом.
Как показывает изучение педагогической и методической литературы переход от традиционной передачи готового знания от учителя ученику к ор¬ганизации процесса самостоятельного овладения детьми нового знания и применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем становится актуальным и востребован-ным в школьной практике обучения.
В ходе теоретического изучения исследуемой темы мы установили, что проблемный метод обучения, разработанный Ю.К. Бабанским, А.В. Брушлинским, С.И. Брызгаловой, И.А.Ильницкой, Т. В. Кудрявцевым, А. М. Матюшкиным, М.А. Махмутовым, Е.Л. Мельниковой и другими отечествен¬ными учёными, позволяет создавать проблемную ситуацию - отправную точку в развитии мышления, наталкивать ученика на посильные для него во¬просы и проблемы. Мы убедились, что решение проблем - наиболее значи¬мая (и, возможно, единственная) ключевая компетентность в условиях со¬временного образования, которая мотивирует познавательную активность и формирует устойчивый интерес к изучаемым школьным дисциплинам.
Изучение педагогического опыта по теме исследования показало, что проблемные ситуации располагают учащихся к рассуждениям, обеспечивают не только развитие интеллектуальных способностей, но и формируют умения анализировать, сравнивать, классифицировать, подводить под понятие, обобщать и делать выводы. Без сформированности этих мыслительных опе¬раций невозможно обеспечить эффективность в усвоении изучаемого учеб¬ного материала.
Экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В исследовании участвовали обучающиеся 2 класса МБОУ «Бехтеевская СОШ».
В ходе экспериментальной работы нам удалось апробировать положе¬ния гипотезы, соблюдение которых обеспечило успех в её проведении. Мы описали использование проблемных ситуаций, которые достаточно эффек¬тивно способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников в соответствии с изучаемым на уроке русского языка учебным материалом.
В ходе выпускного квалификационного исследования мы убедились в том, что использование на уроках русского языка проблемных ситуаций спо¬собствует формированию познавательного интереса младших школьников к изучению предмета и обеспечивает условия, в которых ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, т.е. мотивирует, организует, координирует и направляет в соответствии с изучаемым на уроке учебным материалом.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА
НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016 - Развитие познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ОСВОЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Развитие познавательного интереса
младших школьников
в учебно-воспитательном процессе школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ЭТИМОЛОГИЕЙ СЛОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Главы к дипломным работам, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» СРЕДСТВАМИ ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ СОСТАВА СЛОВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018



