Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Работа №69082

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
316
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного
интереса младших школьников к изучению русского языка на основе технологии проблемного обучения
1.1. Характеристика познавательного интереса младших школьников в психолого-педагогической литературе
1.2. Особенности развития познавательного интереса младших
школьников в учебной деятельности 14
1.3. Использование технологии проблемного обучения в развитии
познавательного интереса младших школьников 22
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию познавательного
интереса младших школьников к изучению русского
языка на основе технологии проблемного
обучения
2.1. Диагностика познавательного интереса младших школьников
на констатирующем этапе исследования 31
2.2. Реализация педагогических условий по развитию познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка на основе технологии проблемного обучения 35
2.3. Результаты экспериментальной работы по развитию
познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка на основе технологии проблемного обучения.. 41
Заключение 46
Библиографический список 48
Приложение


Одна из насущных проблем современного образования состоит в том, чтобы сформировать у младшего школьника устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Ученики началь-ной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Поэтому учителю необходимо форми¬ровать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Чтобы до¬биться успехов в усвоении знаний, младший школьник должен, прежде все¬го, осознавать необходимость их получения и значимость для себя.
Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный ин-терес выражен расположенностью школьника к учению, к педагогическому познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов.
Проблема развития познавательных интересов младших школьников - одна из важнейших задач современной школы. Еще К.Д. Ушинский подчер-кивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью учителя начальных классов насыщают свою деятельность приемами , пробуждающими непосредственный интерес учащегося. Педагоги использу-ют различный занимательный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задания на сообразительность, ребусы, шарады, за-нимательные ситуации.
Работая над проблемой формирования и развития познавательных ин-тересов младших школьников в процессе обучения, мы опирались на идеи и опыт тех педагогов и психологов, которые занимались исследованием этой проблемы: Б.Г. Ананьева, Г.К. Байдельдиновой, Л.И. Божович,
В.Б.Бондаревского, В.В. Давыдова, Е.И. Киричук, А.К. Маяковой, Н.Г.Морозовой, Н.Л. Погореловой, С.Л. Рубинштейна, Н.Д. Хмель, Г.И.Щукиной. Формирование и развитие познавательных интересов - часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Поэтому необходимость формирования познавательного интереса к урокам русского языка имеет социальное и психолого-педагогическое значение.
Изучением вопросов, связанных с технологией проблемного обучения как средства познавательной активности младших школьников в учебном процессе, занимались Ю.К. Бабанский, А.В. Брушлинский, С.И. Брызгалова, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.А. Ильницкая, И.Я. Лернер, М.И. Махму¬тов, А.М. Матюшкин, Н.А. Менчинская, В.В. Оконь, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская и другие отечественные педагоги и психологи.
Принцип значимости учебной деятельности для ребенка имеет большое значение. Именно проблемное обучение на уроке позволяет ученику почув¬ствовать эту значимость, т.к. оно требует от ученика активной мыслительной деятельности, в ходе которой он учится наблюдать, сравнивать, делать выво¬ды. Такая работа будет способствовать подведению учащихся к умению са¬мостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Проблемное обучение позволяет заинтересовать учащихся в изучении учебного материа¬ла, является мощным активизирующим фактором при изучении любого учебного предмета, в том числе и русского языка.
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффектив-ного развития познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка на основе технологии проблемного обучения.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс развития познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка.
Предмет исследования - педагогические условия развития познава-тельного интереса младших школьников к изучению русского языка на осно¬ве технологии проблемного обучения.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие познавательного интереса младших школьников к изучению рус-ского языка на основе технологии проблемного обучения будет эффектив-ным, если:
- обеспечивается положительная мотивация к изучаемому предмету;
- используются проблемные ситуации в соответствии с изучаемым на уроке учебным материалом;
- учащиеся выступают в качестве субъекта учебной деятельности на уроке.
В соответствии с предметом исследования для достижения поставлен-ной цели были определены следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую литературу и выявить степень разработанности исследуемой темы;
- изучить педагогический опыт, имеющийся в школьной практике;
- организовать экспериментальную работу по предмету исследования в начальных классах;
- разработать уроки русского языка по проблеме исследования.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изу-чение и теоретический анализ философской, психологической, педагогиче-ской, литературы; педагогическое наблюдение; беседы с учащимися и учите-лями начальных классов; педагогический эксперимент, методы математиче-ской обработки результатов исследования.
Практическая база исследования: 2 класс МБОУ «Бехтеевская СОШ»
Практическая значимость исследования: определены педагогиче-ские условия, обеспечивающие развитие интереса у младших школьников к изучению русского языка как учебного предмета на основе технологии про-блемного обучения. Материалы исследования могут применяться в практи-ческой работе общеобразовательной школы.
Структура выпускной квалификационной работы определялась ло-гикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введе-ние, две главы, заключение, библиографический список, приложения. Список литературы состоит из 50 источников. Квалификационная работа включает в себя 52 страницы.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы, показаны его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы развития познавательного ин-тереса младших школьников к изучению русского языка на основе техноло-гии проблемного обучения» охарактеризован познавательный интерес как психолого-педагогическая проблема, определены особенности развития по-знавательного интереса в учебной деятельности,
Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию познава-тельного интереса младших школьников к изучению русского языка на ос-нове технологии проблемного обучения» определены критерии и уровни раз¬вития познавательного интереса младших школьников; описана практическая работа по теме исследования и показана динамика развития познавательного интереса на контрольном этапе исследования.
В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и поло-жения, выносимые на защиту.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы: таблицы, конспекты уроков русского языка .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами исследование позволяет утверждать, что проблема результативности обучения зависит от уровня сформированности познава-тельного интереса к учебному предмету «Русский язык».
Как показывает изучение педагогической и методической литературы переход от традиционной передачи готового знания от учителя ученику к ор¬ганизации процесса самостоятельного овладения детьми нового знания и применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем становится актуальным и востребован-ным в школьной практике обучения.
В ходе теоретического изучения исследуемой темы мы установили, что проблемный метод обучения, разработанный Ю.К. Бабанским, А.В. Брушлинским, С.И. Брызгаловой, И.А.Ильницкой, Т. В. Кудрявцевым, А. М. Матюшкиным, М.А. Махмутовым, Е.Л. Мельниковой и другими отечествен¬ными учёными, позволяет создавать проблемную ситуацию - отправную точку в развитии мышления, наталкивать ученика на посильные для него во¬просы и проблемы. Мы убедились, что решение проблем - наиболее значи¬мая (и, возможно, единственная) ключевая компетентность в условиях со¬временного образования, которая мотивирует познавательную активность и формирует устойчивый интерес к изучаемым школьным дисциплинам.
Изучение педагогического опыта по теме исследования показало, что проблемные ситуации располагают учащихся к рассуждениям, обеспечивают не только развитие интеллектуальных способностей, но и формируют умения анализировать, сравнивать, классифицировать, подводить под понятие, обобщать и делать выводы. Без сформированности этих мыслительных опе¬раций невозможно обеспечить эффективность в усвоении изучаемого учеб¬ного материала.
Экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В исследовании участвовали обучающиеся 2 класса МБОУ «Бехтеевская СОШ».
В ходе экспериментальной работы нам удалось апробировать положе¬ния гипотезы, соблюдение которых обеспечило успех в её проведении. Мы описали использование проблемных ситуаций, которые достаточно эффек¬тивно способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников в соответствии с изучаемым на уроке русского языка учебным материалом.
В ходе выпускного квалификационного исследования мы убедились в том, что использование на уроках русского языка проблемных ситуаций спо¬собствует формированию познавательного интереса младших школьников к изучению предмета и обеспечивает условия, в которых ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, т.е. мотивирует, организует, координирует и направляет в соответствии с изучаемым на уроке учебным материалом.


1. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. / Б.Г. Ананьев. - М.: Ученые записки ЛГУ, №265. «Психология», 2000. - 351 с.
2. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников / Ю.К.Бабанский. - Ростов-на-Дону, 2000. -190 с.
3. Безручко Л. В. Развитие мыслительной деятельности на уроках русского языка / Л. В. Безручко // Начальная школа. - 2008. - №4. -С. 20-27.
4. Выготский Л.С. Психология познания/ Л.С.Выготский. - М.: Наука, 1977. - 374 с.
5. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию./В.Б.Бонджаревский - М.: Просвещение, 1984. - 144 с.
6. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемного обучения/ А.В.Брушлинский. - М.: Просвещение, 1983. - 234 с.
7. Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе: Учеб.пособие. Изд. 2-е, испр. и доп. / С.И. Брызгалова. - Калининград: Кали- нингр. ун-т, 1998. - 267 с.
8. Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при про-блемном характере обучения основам наук в школе/ Д.В. Вилькеев. - Ка-зань, 1997. - 195 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология./ Л.С.Выготский. - М.,
1991. - 480 с.
10. Гордеева О.В. Приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка / О.В. Гордеева // Начальное образование. - 2009. - № 5. - С. 34-37.
11. Грачева Н. В. Педагогические условия активизации познавательной направленности младших школьников: диссерт. канд. пед. наук. 13.00.01 / Н.В.Грачева. - Киров, 2003. - 123 с.
12. Дусавицкий А.К. Урок в развивающем обучении: Книга для учите¬ля /А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачёва, З.И. Шилкунова. - М.: Вита-Пресс, 2010. - 288 с.
13. Иванов В.Г. Основные положения теории интереса в свете проблемы отношений человека./В.Г.Иванов. Учебные записки Л.Г.У., №214. Серия «Пси¬хология и педагогика». -СПб, 2001. - С. 45 - 50.
14. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. / И.А.Ильницкая. - М.: Просвещение, 1985. - 187 с.
15. Калугина И.Л. Использование технологии проблемного обучения в
формировании познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе/И.Л.Калугина [Офиц. сайт] URL: http: //nsportal .ru/nachalnaya-
shkola/russkii-yazyk/2015/02/06/ispolzovanie-tekhnologii-problemnogo- obucheniya-v(дата обращения: 15.12.2017).
16. Кайдаш Е.Г. Развитие познавательных интересов в учебном процес¬се / Е.Г. Кайдаш // Начальная школа. - 1993. - №12. - С. 14-19
17. Костаева Т.В. Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса школьников в процессе их профессионально-личностного само¬определения: дис. канд. пед. наук. - Саратов, 2006. - 213с.
18. Костаева Т. В. К вопросу об исследовании устойчивого познава-тельного интереса учащихся / Т.В.Костаева // Педагогика сотрудничества: проблемы образования молодежи. - Вып.5. - Саратов : Изд-во Саратовского пединститута, 1998.- 234 с.
19. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспек¬тивы./ Т.В.Кудрявцев. - М.:3нание, 1991. - 229 с.
20. Лернер И.Я. Система методов обучения/ И.Я.Лернер. - М.: Знание, 1976. - 219 с.
21. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М.Матюшкин. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 392 с.
22. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Кни¬га для учителей. / М.И.Махмутов - М.: Просвещение, 1977. - 410 с.
23. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы тео- рии/М.И.Махмутов. - М.: Педагогика,1975. - 234 с.
24. Мельникова Е.Л. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра / Е.Л. Мельникова // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - № 6. - С.28-30.
25. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: пособие для учителя / Е.Л. Мельникова. - М.: Прогресс, 2006. - 84 с.
26. Морозов М.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов детей младшего школьного возраста. - М.: Известия , 2000. - 184 с.
27. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М. 1979. - 267 с.
28. Мухина В.С. Возрастная психология. / В.С.Мухина. - М., 1998. - 327 с.
29. Мохначева И. Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников / И. Мохначева // Начальная школа. -1990. - №12. - С.13-15.
30. Небосова Н.В. Формы организации познавательной деятельности младших школьников / Н.В. Небосова // Начальная школа. - 2011. - № 5. - С. 18-20.
31. Оконь В.В. Основы проблемного обучения/ В.В.Оконь. - М.:Просвещение, 1986. - 229с.
32. Островерх О.С. Условия становления индивидуального учебного действия в образовательном пространстве начальной школы / О.С. Островерх // Начальная школа. - 2001. - № 11. - С.60-65.
33. Оспенникова Е. В. Взаимосвязь системы видов учебного познания, методов обучения и организационных форм построения учебного процесса / Е. В. Оспенникова // Наука и школа. - 2001. - № 4. - С.20
34. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов / И. П. Подласый. - М, 2001. -182 с.
35. Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельно¬сти: в помощь учителю начальных классов / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. - Томск: «Пеленг», 1993. - 61с.
36. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М., 1999. - 124 с.
37. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.
- М.: 1973. - 356 с.
38. Румянцева Ю.Н. Подготовка студентов к формированию познава-тельной мотивации у младших школьников / Ю.Н.Румянцева // Начальная школа. - 2005. - №4. - С.45-47.
39. Русский язык: 2 класс: учебник для общеобразовательных органи¬заций: в 2 ч. Ч.1/ С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко и др. - М.: Вен- тана-Граф, 2014. - 176 с.
40. Серебренникова Т.Н. Урок русского языка на основе технологии проблемного обучения (2-й класс)/ Т.Н. Серебренникова // Начальная школа плюс до и после. - 2004. - № 7. - С.78-80.
41. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 435 с.
42. Слинкина О.А. Формирование познавательных интересов учащихся при реализации современных принципов организации учебного процесса. - М.: 1987. - 106 с.
43. Сочивко Д. В. Когнитивные типы и индивидуальные стили позна-вательной деятельности / Сочивко Д. В., Якунин В. А. // Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса / Общество психологов АН СССР. - Л.-М., 1987. - с.217-229.
44. Тяжелова М.Г. Приёмы развития личной заинтересованности младших школьников в изучении русского языка./ М.Г. Тяжелова // Началь¬ная школа. - №11. - 2007. - С.35 -37.
45. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К.Марковой. - М.: Педагогика, 1986. - 192 с.
46. Царева С.Е. Учебная деятельность и умение учиться / С.Е. Царева // Начальная школа. - 2007. - №9. - С. 50-57.
47. Шаповалов В.В. О познавательном интересе и приёмах его активи¬зации / В.В. Шаповалов // Начальная школа. - 2009. - № 7. - С.26-29.
48. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979. -265 с.
49. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познава-тельных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988. - 218 с.
50. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Просвещение, 1971. - 114 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ