Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативных умений у детей группы риска младшего школьного возраста на уроках математики

Работа №69069

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы116
Год сдачи2016
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
367
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных умений у детей группы риска на уроках математики 7
1.1. Сущность содержания формирования коммуникативных
умений у младших школьников 7
1.2. Формирование коммуникативных умений у детей группы
риска на уроках математики в начальной школе 16
Глава 2. Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений у младших школьников на уроках математики 28
2.1. Анализ опыта работы учителей по формированию
коммуникативных умений у младших школьников на уроках математики 28
2.2. Экспериментальная работа по формированию
коммуникативных умений у младших школьников на уроках математики 33
Заключение 64
Библиографический список 66
Приложение 71


Задача, стоящая перед современной школой - обеспечение всестороннего развития каждого ребенка в органическом единстве обучения, развития и воспитания. Дети начинают обучение с разным уровнем школьной зрелости, готовности к систематическому обучению. Эти различия определяются индивидуальными особенностями морфологического и функционального созревания организма. Особенно ярко они проявляются в психолого-педагогическом плане: развития мышления, речи, интересов, потребностей ребенка в характере его деятельности, в работоспособности организма.
Одной из основных проблем современной школы является проблема формирования коммуникативных умений у детей, испытывающих трудности в усвоении учебного материала, предусмотренного требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Исследованием этой проблемы занимались многие ученые: П.П. Блонский, П.О. Эфрусси, А.М. Гельмонт В.И. Помогайба, Ф.Ф. Королев, Н.А. Менчинская,
B. С. Филатов и В.В. Новиков, М.П. Кашин, Т.А. Власова и М.С. Певзнер, Т.Л. Мусеридзе, Б.Ф. Райский, В.И. Лубовский, С.Г. Шевченко, Г.Ф. Кумарина и другие. В зависимости от понимания различными исследователями сущности проблемы детей, испытывающих трудности в обучении, назывались и разные причины ее возникновения.
По данным различных авторов (Н.П. Вайзман, Г.Ф. Кумарина,
C. Г. Шевченко), количество детей, которые уже в начальных классах оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 20 до 30% от общего числа учащихся. Являясь умственно сохранными, не имея классических форм аномалии развития, такие дети испытывают трудности в социальной и школьной адаптации, проявляя неуспешность в обучении. Эту категорию детей педагогика обозначает как группу риска (дети риска) (Кумарина, 2001).
Проблеме формирования и развития коммуникативных умений у детей группы риска младшего школьного возраста посвящен ряд исследований, педагогов и психологов, как О.С. Газмана, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.
В то же время формирование коммуникативных умений у детей группы риска, в том числе по математике, дисциплине наиболее сложной и одновременно особо значимой для интеллектуального развития ребенка не являлось предметом специального исследования. Однако актуальность этой проблемы признана среди психологов, педагогов, методистов, работников органов управления образования (Г.М. Капустина, З.И. Мищенко, Е.В. Канищева и др.), так как обучение математике играет решающую роль в развитии младших школьников (П.М. Эрдниев, Б.П. Эрдниев). Пробелы в знаниях по математике в начальной школе решающим образом влияют на изучение естественно-математических дисциплин в среднем и старшем звене (Г.Ф. Кумарина, Н.Г. Уткина, Я.Ф. Чекмарев).
Таким образом, исследование обусловлено, с одной стороны, большим интересом к проблеме детей группы риска в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью, особенно в условиях современного общества.
Исходя из актуальности проблемы, мы выбрали тему исследования: «Формирование коммуникативных умений у детей группы риска младшего школьного возраста на уроках математики».
Проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования коммуникативных умений у детей группы риска младшего школьного возраста на уроках математики.
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: формирование коммуникативных умений у детей группы риска младшего школьного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования коммуникативных умений у детей группы риска младшего школьного возраста на уроках математики.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных умений у детей группы риска младшего школьного возраста на уроке математики будет эффективным, если:
- используются групповые формы работы в процессе обучения;
- обеспечивается дозированная помощь при выполнении заданий в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся.
Задачи исследования:
1. Проанализировать педагогическую литературу по теме исследования.
2. Определить сущность, особенности, значение коммуникативных умений у детей группы риска младшего школьного возраста.
3. Разработать и реализовать задания для формирования коммуникативных умений у детей группы риска младшего школьного возраста.
4. Выявить влияние групповой работы на формирование коммуникативных умений у детей группы риска младшего школьного возраста на уроках математики.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: анализ научной, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; анализ опыта работ учителей по формированию коммуникативных умений у младших школьников; разработка и проведение педагогического эксперимента; наблюдение, беседа, опрос, опытная работа, анализ практической деятельности учащихся.
База исследования: исследование осуществлялось на базе МБОУ «Лицей № 32» г. Белгорода 2 «В» класс, УМК развивающая система Л.В. Занкова.
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и экспериментальные положения исследования были апробированы в ходе экспериментальной работы, проводимой на базе МБОУ «Лицей № 32» г. Белгорода по развивающей системе Л.В. Занкова («Математика» автор И.И. Аргинская) и обсуждались на заседании методического объединения
6 учителей начальной школы лицея № 32. Основные положения исследования представлены: на Всероссийской научно-практической конференции с
международным участием «Инновационные педагогические технологии в образовательном пространстве», на конференции по научно-исследовательской работе студентов НИУ «БелГУ» (доклад на заседании проблемной группы «Математическое образование в начальной школе»); на международной 13-й вузовской научной конференции «Эврика-2016» г. Минск. По материалам исследования опубликовано 2 печатных работы («Использование графических моделей как средства обучения младших школьников решению арифметических задач» г. Белород, «Индивидуальная работа с детьми группы риска на уроках математики» г. Минск).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются проблема, цель и задачи, объект и предмет, выдвигается гипотеза, описываются методы, теоретическая и практическая значимость, база и апробация исследования.
В первой главе раскрыта сущность процесса формирования коммуникативных умений у детей группы риска младшего школьного возраста на уроках математики, перспективы развития системы начального образования в рамках федеральных государственных требований.
Вторая глава представляет собой описание опытно-экспериментальной работы, в которой нашли отражение диагностические материалы констатирующего этапа исследования, методические материалы формирующего этапа, а также динамика уровней сформированности коммуникативных компетенций у младших школьников на контрольном этапе.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования. Библиографический список используемой литературы включает 53 источника. Приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема формирования коммуникативных умений у младших школьников очень актуальна. Однако является недостаточно изученной. Ученые выделяют различные классификации коммуникативных умений. Все они формируются в процессе конструктивных взаимодействий, которые имеют сложную структуру.
Обобщение теоретического материала предшествующего опытно-экспериментальной работе, позволяет сделать следующие выводы: коммуникативные умения являются главной составляющей коммуникативной компетенции. Коммуникативные умения - умения вести беседу - диалог общего характера, соблюдая правила речевого этикета. Они необходимы для решения различного рода коммуникативных задач. Дети риска - это дети, которые, не обнаруживая классических форм аномалии развития, имеют в силу различных причин биологического или социального свойства его парциальные недостатки, обусловливающие трудности обучения и воспитания в обычных условиях и провоцирующие повышенный риск школьной дезадаптации. Коммуникативные умения имеют определенные возрастные рамки, то есть для определенного возраста характерны определенные коммуникативные умения. Таким образом, для младшего школьного характерны умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Для наиболее успешного формирования коммуникативных умений необходимо выявить уровень их развития у младшего школьника, и на основе полученных данных определить средства, с помощью которых можно проводить коррекцию определенных умений. Это наиболее обобщенные и значимые умения для младшего школьника, активное формирование которых в процессе конструктивных взаимодействий поможет преуспеть в обучении и окажется хорошим фундаментом для активизации навыков общения со сверстниками.
Следовательно, формирование коммуникативных умений является наиболее продуктивным и оптимальным видом педагогических взаимодействий, обладающих развивающим эффектом, объединяющим воспитательные и обучающие задачи в процессе обучения.
Анализ работы учителей начальных классов по формированию коммуникативных умений по математике показал, что учителя делают урок математики эффективным за счет использования групповой работы в процессе обучения. Они включают в свою работу разнообразные задания, методы, формы работы направленные на формирование коммуникативных умений.
Анализ результатов проведенного исследования позволил сделать вывод, что у учащихся преобладает средний и низкий уровень сформированности коммуникативных умений, высокий уровень встречается у 42% детей.
Наше исследование дало положительный результат, а гипотеза подтвердилась. Мы можем сказать о том, что: формирование коммуникативных умений у детей группы риска младшего школьного возраста на уроке математики протекает эффективно, при использовании групповой формы работы в процессе обучения; обеспечении дозированной помощи при выполнении заданий в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся.


1. Аргинская И.И. Математика: Учебник для 2 кл.: в 2 ч. / И.И. Аргинская. - 3е изд., испр. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013., Ч. 1. - 128 с.
2. Аксенова Л.И. Специальная педагогика / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов и др.; под. Ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
3. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных
универсальных учебных умений младших школьников / О.М. Арефьева // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2. - С. 74-78.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с. [Офиц. сайт]. URL: http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site3091/html/media72369/ kak_proekt_uud.pdf (дата обращения: 15.10.2015).
5. Бабанский Ю.Б. Избранные педагогические труды / Сост.: Ю.Б. Бабанский, М., 1989. - 558 с.
6. Базарова Н. Индивидуальная работа с учащимися. 1999. [Офиц. сайт]. URL: http://archive.1 september.ru/mat/1999/no2.htm (дата обращения: 18.12.2015).
7. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе : Курс лекций / А.В. Белошистая. - Москва : ВЛАДОС, 2011. - 456 c. [Офиц. сайт]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116490 (дата обращения: 25.11.2015).
8. Бененсон Е.П. Математика. №1: 2 класс: рабочая тетрадь: в 4 ч. / Е.П. Бененсон, Л.С. Итина. - 6-е изд. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2013. - 32 с.
9. Большая советская энциклопедия. /Под ред. Б.А. Введенского - М.: большая советская энциклопедия. 2-е изд. М.,1957. - 97с.
10. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.,1956. - 240 с.
11. Давыдов В.В. Психологические проблемы учебной деятельности школьника / В. В. Давыдов. - М.: Советская Россия, 1977. - 310с.
12. Данилов М.А. и др. Дидактика / Б.П. Есипов, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, С.М. Шабалов; под ред. Б.П. Есипова. - М. изд-во Акад. пед. наук, 1957. - 517 с.
13. Дашкин М.Е. Коммуникативные умения специалистов системы «Человек- человек» как предметное содержание их подготовки : Дис. канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1999 - 134 с.
14. Дубровинская Н.В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии / Н.В. Дубровинская, М.М. Безруких : Учеб. Пособие для студ. выс. учеб. заведений. - М : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 144 с.
15. Жданова журнал Специальное образование, выпуск 11, 2015
16.Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности/ К.П. Зайцева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 4. - С. 78-83.
17.Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 4 января 2013 года [Офиц. сайт]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=10681 (дата обращения: 18.11.2015).
18.Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2006
19. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе:
развивающее обучение : Учебное пособие / Н.Б. Истомина. - Смоленск : Ассоциация XXI век, 2009. - 287 с. [Офиц. сайт]. URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=55782 (дата обращения:
18.09.2015).
20. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учебное пособие для студентов средних и высших пед. учебных заведений. - М.: Академия, 2002,2009. - 288 с.
21.Занков Л. В. О начальном обучении. / Л.В. Занков — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
22. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учеб. пособие. - М.: Флинта, Наука, 1998. - 496 с.
23. Калинченко А. В.Методика преподавания начального курса математики: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А.В. Калинченко, Р. Н. Шикова, Е. Н. Леонович, под ред. А. В. Калинченко. — М.: Издательский центр «Академия», 2013, 2014. — 208 с.
24. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как
педагогическая проблема. / А.А. Кирсанов - Казань, 1982. - 124 с.
25. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т.Т.1. - М.:Педагогика, 1982. - 656 с.
26. Кондаурова И.К. Методика обучения математике детей с особыми
образовательными потребностями : учебно-методическое пособие /
И.К. Кондаурова, О.М. Кулибаба. - Саратов: ИЦ «Наука», 2009. - 224 с.
27. Кривуля А.П. Трудности обучения математике младших школьников // [Офиц. сайт]. URL: http://www.uspeh-centr.ru/ (дата обращения: 17.11.2015).
28. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. № 2. - С. 3-6.
29. Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; под ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Академия, 2001.
30. Лисина М.И. (ред.) / Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. - М., 1974. - 231 с.
31. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 384 с.
32. Лисина, М.И., Смирнова, Р.А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками / ред. Я.Л. Коломинского. Минск: Сила, 2005. - 194 с.
33. Лозован Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших
школьников: дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2005. - 181 с.
34. Маркина М.Г. Формирование коммуникативной готовности детей к
обучению в школе : дис. канд. пед. наук / М.Г. Маркина. Одесса, 1991. - 179 с.
35. Мудрик А.В. / Общение в процессе воспитания/ А. В. Мудрик. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
36. Мунирова Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: Дис. ... канд. пед. наук. / Л.Р. Мунирова. - М., 1993. - 205 с.
37.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. — 944 с.
38. Педагогическая энциклопедия / Под ред. И.А. Каирова, Ф.Н. Петрова и др. М., — 1965.
39. Пидкасистый П.И. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2008.
40. Психологический словарь Под ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского, 1990.
41. Примерные программы начального общего образования, 2010 [Офиц. сайт].
URL: http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=211 (дата обращения:
30.09.2015).
42. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФА-М; Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997. - 224с.
43. Рудницкая В.Н. Программа четырёхлетней начальной школы по
математике : проект «Начальная школа XXI века» / В.Н. Рудницкая - М.: Вентана - Граф, 2011.
44. Славина Л.С. Трудные дети/ Под редакцией В.Э. Чудновского. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. - 447 с.
45. Степанов А.А. Психология: учебник / Пол ред. А.А. Степанова, А.Г. Ковалева, С.Н. Шабалиной. - М.: Просвещение, 1965. - 452 с.
46. Степашкина Л.Ю. Развитие общих учебных умений и навыков как
ключевой образовательной компетенции // Интернет-журнал «Эйдос». - [Офиц. сайт]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-09.htm (дата
обращения: 18.12.2015).
47. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. / - Киев: Рад. школа, 1988. - 272с.
48. Тарасова А.П. Дети группы риска как психолого-педагогическая проблема современного начального образования / А.П. Тарасова // Концепт. - 2013. - Современные научные исследования. Выпуск 1. [Офиц. сайт]. URL: http://e- koncept.ru/2013/53450.htm (дата обращения: 19.09.2015).
49. Тарасова А.П. Подготовка будущего учителя начальных классов к обучению детей группы педагогического риска (На материале обучения математике) : Дис. канд. пед. наук : 13.00.08 : Белгород, 2003 - 217 c.
50. ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2009.
51.Чекин А.Л. Математика / 2 кл. Учебник. Часть 2 / А.Л. Чекин. - М.: Академкнига/Учебник, 2012. - 170 с.
52. Шаталова Е.В. Тарасова А.П. Проблемы обучения математике детей 5-7 лет: учебное пособие. - Белгород: КОНСТАНТА, 2007. - 88 с.
53. Шаталова Е.В., Тарасова А.П. Развитие математической речи младших школьников в процессе изучения математики Междунар. науч-прак. интернет-конференция (Фроловские чтения). - Белгород, 2006. - [Офиц. сайт]. URL: http://www.bsu.edu.ru/Nauka/Frolov-Reading/ (дата обращения: 18.09.2015).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ