ВВЕДЕНИЕ
5
ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ ПО СТАНДАРТАМ ВОРЛДСКИЛЛС ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 8
1.1 Механизмы опережающей подготовки по стандартам Ворлдскиллс 8
1.2. Резервы навыков учителей младших классов SoftSkills 11
1.3 Условия внедрения и использования дидактических и интерактивных заданий разработанных по стандартам Ворлдскиллс 20
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В
РАМКАХ ЧЕМПИОНАТОВ ПО СТАНДАРТАМ ВОРЛДСКИЛЛС РОССИЯ 25
2.1 Опыт проведения соревнований по компетенции «Преподавание в младших
классах» в рамках чемпионатов по стандартам Ворлдскиллс Россия 25
2.2 Возможности дистанционной подготовки учителей младших классов 33
2.3 Методические рекомендации по подготовке учителей младших классов с учетом
стандартов компетенции Ворлдскиллс Россия «Преподавание в младших классах» 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
ЛИТЕРАТУРА 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
Современной школе с ее новыми программами обучения, подходами и требованиями нужны учителя с принципиально новой подготовкой, умеющие составлять оригинальные планы уроков, готовые нести ответственность за результаты своей деятельности и принимать самостоятельные решения задач любой сложности на практике. Преуспеть на этом непростом пути может лишь тот учитель, который научился четко ставить перед собой цели, умеет организовать путь к их реализации, давать анализ ходу работы, формулирует результативность своих действий. Поэтому преподавателям высшей школы необходимо не только подготовить высококвалифицированных выпускников, но и выйти на новый уровень подготовки будущих учителей, соответствующих мировым стандартам.
Одним из механизмов совершенствования педагогического образования в высшей школе становится внедрение опережающей подготовки педагогических кадров с учетом опыта движения WorldSkillsRussia. Опережающая подготовка подразумевает под собой ускоренную подготовку высококвалифицированных специалистов.
Одной из интересных компетенций движения является - «Преподавание в младших классах», разработанная и внедренная в список компетенций WorldSkillsRussia в 2017 г.
В настоящее время достаточно остро стоит проблема подготовки высококвалифицированных учителей именно начального образования, которые должны владеть всеми механизмами применения современных технологий, эффективно решающих задачи, которые связанны с воспитанием и обучением школьников младших классов. Создание благотворных условий для всестороннего развития личности ребенка предполагает наличие у преподавателя определенного набора компетенций в вопросах подготовки учебного материала для обучающихся младших классов, правильной организации урочной и внеурочной деятельности, коммуникация с участниками образовательного процесса (организация различного рода мастер-классов для своих коллег, проведение собрания с родителями), в сфере новых технологий и самообразования (разработка и
администрирование персонального сайта в сети интернет, оперативное и профессиональное решение возникающих ситуативных педагогических задач).
Все выше сказанное свидетельствует об актуальности выбора темы нашей квалификационной работы: «Система подготовки будущего учителя по стандартам Ворлдскиллс для опережающего формирования профессиональных компетенций».
Проблема исследования заключается в поиске возможных путей повышения эффективности обучения преподавателей младших классов.
Цель работы - определить и методически обосновать роль дидактических и интерактивных заданий в опережающей подготовке по стандартам Ворлдскиллс.
Объект исследования - процесс формирования профессиональных компетенций у будущего учителя с учетом стандартов Ворлдскиллс.
Предмет исследования - дидактические, интерактивные задания в системе опережающей подготовки учителя начальных классов.
Задачи квалификационного исследования:
- изучить механизмы опережающей подготовки по стандартам Ворлдскиллс;
- раскрыть резервы навыков учителей младших классов SoftSkills -навыки коммуникативной активности (с детьми и их родителями, коллегами по работе, навыками демонстрации своего личного опыта, в т.ч. с применением информационных технологий, акаунтов в социальных сетях и пр.);
- изучить условия внедрения и использования дидактических и интерактивных заданий разработанных по стандартам Ворлдскиллс Россия;
- выявить результаты проведения чемпионатов по стандартам Ворлдскиллс Россия;
- показать возможности дистанционной подготовки учителей младших классов;
- проанализировать методические материалы компетенции Ворлдскиллс
«Преподавание в младших классах»;
- дать методические рекомендации по подготовке учителей младших классов с учетом стандартов компетенции Ворлдскиллс Россия «Преподавание в младших классах».
База экспериментального исследования Институт педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», кафедра теории и методики начального общего образования.
Практическая значимость квалификационной работы состоит в том, что на основе анализа состояния проблем в образовании педагогов начальных классов, изучения опыта внедрении стандартов Ворлдскиллс в образовательный процесс, мы даем методические рекомендации по осуществлению программы опережающей подготовки учителя младших классов.
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Модернизация образовательного процесса будущих педагогических кадров - основная задача стандартов WSSS компетенции «Преподавание в младших классах». Споры в сфере профессионального стандарта педагога, внедрение новых образовательных стандартов и образовательных программ вузов по педагогическим направлениям, содержащих инновационные механизмы обучения, - все это говорит о требовании современного общества обучения «нового учителя», обладающего коммуникативными, информационными, личностными навыками и компетнциями, опытом передовых практик и инновационных школ.
Стандарты Ворлдскиллс Россия на сегодняшний день становятся одним из инструментов модернизации педагогического образования и опережающей подготовки.
Подготовка может быть опережающей благодаря разработанным профессиональным сообществом стандартам компетенций в соревнованиях Ворлдскиллс на основе набранных передовых практик, перспективных и современных технологий. Школа хочет видеть педагога-инноватора, владеющего не только стандартными педагогическими и предметными навыками и компетенциями, но навыками коммуникации - SoftSkills (с коллегами, родителями и их детьми, навыками представления своих знаний, в т.ч. с использованием информационно-коммуникационных технологий, акаунтах в социальных сетях и т.д.), навыками ведения исследовательской и проектной деятельности. Будущий педагог, включающийся в реальные и моделируемые профессионально педагогические ситуации, участвующий в профессиональных конкурсах и соревнованиях, активно осуществляющий внеучебную деятельность, культурные и социальные практики уже к завершению обучения в педагогическом вузе имеет профессиональный опыт по итогам независимой оценки педагогических компетенций.
В ходе изученного опыта внедрения стандартов Ворлдскиллс, был сделан вывод о том, что разработка и внедрение в процесс высшего образования учителя младших классов стандартов опережающей подготовки возможно и требует принятия усилий в направлениях:
- создания профессионального и экспертного сообщества в области подготовки учителей младших классов;
- выхода за рамки подготовки педагогов только лишь для системы образования;
- ориентированности на передовые технологии в системе образования;
- выстраивании новых моделей и систем оценки подготовки учителей младших классов, включая поэтапное оценивание их предметных и педагогических компетенций, профессиональных и личностных навыков;
- переход а к оценке профессиональной деятельности учителя младших классов.
При подготовке будущего педагога нельзя забывать о развитии softskills. Образовательное сообщество педагогического университета обеспечивает коммуникативное содействие, которое позволяет обучающимся развивать навыки softskills, достигать профессионального ростам за счет получения нового опыта; формировать видение пути собственного карьерного роста. В таких условиях студент может осуществлять учебную деятельность не только в рамках того, что ему хорошо дается, но и изучает новые виды деятельности, пытается идти на риск в исследованиях; умеет подвергать анализу свои действия и их результаты, определяет причины успехов и неудач в принятых решениях; стремится изучить механизмы получения и оценки обратной связи по своим проектам от сокурсников, преподавателей и непосредственных работодателей.
По итогам участия студентов института педагогики и психологии в чемпионате по стандартам Ворлдскиллс были сделаны выводы о том, что умение работать в среде управления обучением (LMS) и уметь ее проектировать (с помощью применения практик смешанного или онлайн-обучения) - важное и востребованное работодателями качество компетентного специалиста. Конкурсанты проявили высокий уровень знаний в области информационно-коммуникационных технологий при подготовке к выполнению конкурсного задания.
В нынешних условиях распространения короновируса нами был освещен вопрос дистанционного формата подготовки будущих педагогов/конкурсантов чемпионатов по стандартам Ворлдскиллс. Разработан и предложен план тренировки с применением дистанционных технологий обучения, рассчитанный на 24 недели, включающий рекомендации по методическому обеспечению и средствам реализации подготовки с помощью электронных дистанционных технологий. Нами сделан вывод о важности соблюдении этапов тренировок будущих конкурсантов чемпионата, что способствует высокому результату и обеспечивает осознанное формирование заинтересованности у студента получить именно эту специальность для востребованности на рынке труда.
Учитель начальных классов как личность и профессионал, знакомит ученика с удивительным миром культурного и духовного наследия прошлого, новейшими достижениями человеческой цивилизации правилами межличностных отношений. Именно благодаря учителю каждый обучающийся выбирает свою неповторимую траекторию морального, интеллектуального, эмоционального пути. Перед педагогом всегда стоят задачи по формированию у обучающихся образа окружающего мира и места человека в нем, системы отношений к себе, другим, обществу и природе.
Для решения вышеперечисленных задач будущему учителю начальных классов необходимо познать большое количество информации, касающейся сферы педагогики, в том числе требований современной школы и общества.
В нашей работе мы предложили методические рекомендации по подготовке учителей младших классов с учетом стандартов компетенции Ворлдскиллс Россия «Преподавание в младших классах», содержащие тестовые задания, кейс-задания, задания для самостоятельной работы и самоконтроля.
Перспективы развития и внедрения стандартов Ворлдскилс по компетенции «Преподавание в младших классах», как механизма опережающей подготовки высококвалифицированных специалистов, связаны с увеличением численности экспертного сообщества, участвующего в развитии компетенции, усовершенствовании конкурсных заданий, проведении чемпионатов по стандартам Ворлдскиллс Росси различного уровня, внедрением стандартов компетенции с целью модернизации образовательных программ по подготовке педагогов, с повышением сложности выполнения конкурсного задания, определенными материальными вложениями для развития материально технической базы, оснащенной современным высокотехнологичным оборудованием; созданием
специализированного центра для проведения практических занятий и тренировок для будущих педагогов.
I. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. 139 c.
2Абдулов, Р.М. Использование ИСО в процессе развития исследовательских умений учащихся при обучении: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Абдулов Рашид Миниахметович. - Санкт-Петербург, 2013. - 24 с.
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 682 с.
4. Айгунова О.А., Оценка профессиональной деятельности учителя в соответствии с профессиональным стандартом педагога / О.А. Айгунова, С.Н. Вачкова, И.М. Реморенко, А.Л. Семенов, Е.Н. Тимонова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2017. - №2.- (40).- С. 8¬23.
5. Айгунова О.А., Метод анализа видеозаписей учебных занятий как инструмент оценивания профессиональной деятельности учителя / О.А. Айгунова, С.А. Ильичева, Лесин С.М., Мкртчян В.А., Саликова Э.М.В. // Интерактивное образование. - 2018. - №1.- С. 52-56.
6. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. СПб: Питер, 2007. - 688 с.
7. Андреев, А. А. Введение в Интернет - образование : учеб. Пособие / А.А. Андреев. - Москва: Логос, 2012. - 73 с.
8. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: кн. Для учителя / Н.П. Аникеева. Новосибирск: Литера, 1994. - 144 с.
9. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
10. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://atlas100.ru/catalog/obrazovanie/ (дата обращения: 10.03.18.).
II. Баранов, С.П. Методика обучения и воспитания младших школьников : учебник для студ. учреждений высш. образования / С.П. Баранов, Л.И. Бурова, А.Ж. Овчинникова; под ред. С.П. Баранова. - Москва :Издательский центр «Академия», 2015. - 464 с.
12. Батакова, Е.Л. Интерактивные средства обучения как часть электронно¬
образовательных ресурсов / Е.Л. Баталкова // Вестник ТГПУ. - 2016. - №1. - С.105-108.
13. Беркутова Д.И., Горшкова Т.А. Первые шаги в профессию: учебно¬методическое пособие. Ульяновск: УлГПУ, 2015. 60 с.
14. Беркутова Д.И. Проблемы планирования профессиональной карьеры молодыми учителями / Д.И. Беркутова, Т.А. Горшкова, Е.М. Громова // Новое поколение профессионалов: современный формат педагогической деятельности: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (г. Ульяновск, 26 октября 2017 г.) / под ред. С.Д. Полякова, 26-27 марта 2018 года, Москва, ГАОУ ВО МГПУ 59 Л.П. Шустовой, З.В. Глебовой. Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2017. С. 44- 46.
15. Беркутова Д.И., Социально-экономические и профессиональные проблемы
выпускников педагогических вузов и молодых учителей / Д.И. Беркутова, Н.А. Ястребова // Педагогические традиции народов России и зарубежья: материалы международной научно-практической конференции: 9-10 декабря 2014 / отв. ред. Н.Н. Белухина.
Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2015. С. 19-22.
16. Блонский, П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. М.:
МПСИ, 2006. - 632 с.
17. Бойков Д.И., Бойкова С.В. Как учить детей общаться: Руководство для
детского психолога и логопеда. - СПб.: НОУ "СОЮЗ", 2004. - 352 с.
18. Бородай, Ю.М. Воображение и теория познания / Ю.М. Бородай. М.:
Высшая школа, 1966. - 188 с.
19. Ваймер, Т.Г. Использование интерактивной доски на уроках математики / Т. Г. Ваймер // Педагогическое образование на Алтае. - 2009. - №1. - С. 179- 184.
20. Василькова, В.А. Модель рабочей тетради студента по дисциплине «Методика профессионального обучения» / В.А. Василькова, С.А. Багатенков // Вектор науки ТГУ. - 2012. - № 3. - С. 44-46.
21. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Интерактивная развивающая среда детского сада": учеб.пособие. — М., 2004.
22. Владимир Путин предложил детям «Билет в будущее» / [электронный ресурс] // Российская газета, №7496 (33): [сайт]. - URL: https://rg.ru/2018/02/14/putin- predlozhil-detiambilet-v-budushchee.html (дата обращения: 20.02.2018).
23. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 315 с. - Свердловская ОУНБ- КХ- Инв. номер 2 311 409-КХ.
24. Вострокнутов, И.Е. Оборудование и методическое наполнение современных интерактивных предметных кабинетов как важная составляющая информатизации школьного образования / И.Е. Вострокнутов, Д.С. Розанов // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Информатизация образования. - 2012. - №2 - С. 20¬23.
25. Всероссийская научно-практическая конференция : «Информатизация образования - 2000». Тезисы докладов. - Хабаровск, 2000. - 220 с.
26. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 4 / Л.С. Выготский. М., 1984. - 828с.
27. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова М.: Педагогическое общество России, 2003 - 512 с.
28. Гессен, С. И. Основы педагогики введение в прикладную философию / С.И. Гессен. М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.
29. Голодов, Е.А. Интерактивная доска в школе учебное пособие / Е.А. Голодов, И.В. Гроцкая, В.Е. Бельченко. - Волгоград Учитель, 2010. - 86 с.
30. Горбенко С. И. Современные технологии обучения // Новые
образовательные технологии: сб. докл. и тез. - Ставрополь, 2014. - С. 3-8.
31. Гурин В.Е. Основы умственного воспитания младших школьников в процессе обучения музыки: восприятие, мышление, развитие / В.Е. Гурин, О.Ю. Солопанова. Краснодар, 2001. - 23 с.
32. Гусакова, Е.М Электронная интерактивная доска программное обеспечение и технические характеристики, влияющие на эффектность обучения / Е.М. Гусакова // Интеграция образования. - 2013. - №1. - С. 92-95.
33. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Академический Проект, 2000. - 3-е изд., перераб. и доп. - 184 с. - (Руководство практического психолога).
34. Гуфоми [Электронный ресурс] : QR-код. // Научно-технический энциклопедический словарь - Режим доступа: http://gufo.me/content_tehenc/shtri xovoj-kod- 22103.html.
35. Даргевичене Л.И. Особенности личностных взаимоотношений между учащимися младших классов. М.: Гардарики, 1999. - 380 с.
36. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. - 368 с.
37. Дьяченко, О. М. Психическое развитие дошкольников / О. М. Дьяченко, Г. В. Лаврентьева. М.: Педагогика, 1984. - 128с.
38. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника / О.М. Дьяченко. М.: Знание, 1986. - 96 с.
39. Ермакова, Е.С. Генезис гибкости мыслительной деятельности в детском возрасте // Психологический журнал / Е.С. Ермакова. М., 1997. - №3.
40. Жукова, И.А. Интерактивная доска как средство информационно¬образовательных / И. А. Жукова // Интеграция науки и производства. - 2010. - №5. - С. 91-94.
41. Занков Л.В. Развитие учащихся в процессе обучения. М.: Лабиринт, 2002 - 311 с.
42. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. М.: Школа-Пресс, 1996 - 336с.
43. Ильенков Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991. - 464 с.
44. Интерактивная доска на уроке. Как оптимизировать образовательный процесс: методическая работа в школе / ред. О. Ф. Брыскина. - Волгоград : Учитель, 2011. - 111 с.
45. Интерактивная педагогика в детском саду: методическое пособие / Под ред. Н. В. Микляевой. — М.: Т Ц Сфера, 2012. — 128 с. — (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
46. Коджаспирова, Г. М. Технические средства обучения и методика их использования / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров // учебное пособие для учеников высш. пед. учеб.аведений. - Москва Академия, 2001. - 256 с.
47. Кукушин, В.С. Теория обучения: учебное пособие / В.С. Кукушин. - Ростов на Дону: Феникс, 2005. - 474 с.
48. Калинина Т. В. Управление ДОУ «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». — М.: Сфера, 2008.
49. Капранова, Е. А. Интерактивное обучение: концептуальные подходы / Е. А. Капранова // Вестник Полоцкого гос. ун-та. - 2012. - № 7. - С. 11-14.
50. Карпова, С.Н. Психология речевого развития ребенка/ С.Н. Карпова, Э.И. Труве. Ростов н/Д: Изд-во Рост.ун-та, 1987. - 94 с.
51. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 458 с.
52. Козлов А.В. О целесообразности и возможности интеграции информационных и традиционных технологий обучения в системе высшего образования / А.В. Козлов, В.Ю. Меховников // Новые образовательные технологии: сб. докл. и тезисов. Ставрополь, 2004, - С. 84-86.
53. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016¬2020 годы. [Электронный ресурс] // Правительство России [сайт]. - URL: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 20.02.2018).
54. Красильникова, В.А. Использование информационных и
коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие / В.А.
Красильникова. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2014. - С. 61.
55. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. М.: Сфера, 2005. - 464 с.
56. Лесин С.М. Современное интерактивное оборудование в образовательной организации // Интерактивное образование. 2017. №1. С. 44-51.
57. Напалков, С.В. Поисково-познавательные задания тематического образовательного Web-квеста по математике как средство формирования ключевых компетенций учащихся / С.В. Напалков // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 8. - С. 469-474.
58. Напалков, С.В. Тематические образовательные Web-квесты как средство развития познавательной самостоятельности учащихся при обучении математики в школе: автореф.дис. канд. пед. наук 13.00.02 / Напалков Сергей Васильевич. - Саранск, 2013. - 25 с.
59. Немов, Р.С. Психология. Учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 2. Психология образования / Р.С. Немов. М.: Владос, 1995. - 496 с.
60. Немов, Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. М.: Владос, 2001. - 640 с.