Введение 4
Глава 1. Теоретические основы оценки ресурсного потенциала предприятий малого бизнеса 10
1.1. Ресурсный потенциал предприятий малого бизнеса как важнейшее
условие его функционирования и развития 10
1.2. Инновационные технологии как фактор развития предприятий малого
бизнеса 17
1.3. Внедрение инновационных технологий в производственный процесс с
целью повышения использования ресурсного потенциала предприятия 25
Глава 2. Анализ инновационного развития предприятий малого бизнеса на современном этапе 31
2.1. Анализ формирования инновационной составляющей экономики
России 31
2.2. Оценка инновационного развития предприятий малого бизнеса в
Белгородской области 38
2.3. Анализ интеграционного взаимодействия в развитых странах:
инновационный аспект 49
Глава 3. Реализация механизма повышения эффективности использования ресурсного потенциала на основе внедрения инновационных технологий.... 59
3.1. Федеральное и региональное регулирование инновационной
деятельности предприятий малого бизнеса 59
3.2. Совершенствование механизма роста ресурсного потенциала
предприятий малого бизнеса на основе внедрения инновационных технологий 72
Заключение 81
Список использованных источников 85
Приложения
Мировой опыт свидетельствует о том, что малый бизнес является ключевым сегментом современной рыночной экономики, в котором сосредоточена значительная часть национальных экономических ресурсов. Так, в передовых странах от 95 до 99 процентов общего числа действующих в них предприятий относятся к сфере малого бизнеса. На малых предприятиях трудится порядка 50-70% общего числа занятых в экономике и производится 50-60% ВВП этих стран. Располагая значительной ресурсной базой, малый бизнес оказывает огромное влияние на характер экономического развития передовых стран.
Исключительно высокая значимость малого бизнеса для современной рыночной экономики определяется также выполнением им целого ряда стратегически важных функций. Прежде всего, малый бизнес является главным носителем предпринимательского духа. Предпринимательство формирует у граждан ценностные установки, важные для утверждения рыночных институтов, развивает правовое сознание, личную инициативу, готовность к риску и принятию самостоятельных решений.
Другая главная функция малого бизнеса в современной рыночной экономике заключается в том, что он выступает основным источником занятости трудоспособного населения и создания новых рабочих мест. При этом особенно важно то, что рабочие места создаются на малых предприятиях при значительно меньших затратах капитала, чем на предприятиях крупных корпоративных структур.
В настоящее время Россия стоит на пороге нового цикла политического и социально-экономического развития. Правительством РФ развернута активная работа по обновлению стратегии развития страны на период до 2020 г., призванной обеспечить выход страны на новые рубежи в области создания современной высокоэффективной и конкурентоспособной экономики, обеспечивающей достойный уровень жизни наших граждан и ее интеграцию в мирохозяйственные структуры в качестве равноправного партнера.
Неотъемлемым элементом этой большой стратегии должна стать стратегия развития малого бизнеса, одной из основных задач которой следует рассматривать наращивание ресурсного потенциала малого бизнеса. Ограниченный ресурсный потенциал российского малого предпринимательства является основной причиной его низкой конкурентоспособности, обусловливая, с одной стороны, его ограниченные возможности в части расширенного воспроизводства, а другой - неравноправные по сравнению с крупным бизнесом позиции в системе институтов рынка. В свою очередь низкая конкурентоспособность российского малого бизнеса препятствует наращиванию его ресурсного потенциала.
Актуальность темы исследования связана со значением ресурсного потенциала для предприятий, которые стремятся увеличить объемы производства, улучшить показатели эффективности деятельности субъекта хозяйствования на основе внедрения инновационных технологий в производственный процесс.
Сейчас малый бизнес выступает важным фактором, обеспечивающим динамическое развитие предпринимательской деятельности, а также необходимым условием функционирования инновационной экономики, особенно в той части малых предприятий, которые являются инновационно активными. Их деятельность направлена на создание инновационного продукта, успешную их коммерциализацию. Малые инновационные предприятия должны открывать новые сегменты рынка, осваивать и внедрять новые продукты и технологии, быть главными поставщиками продукции, тем самым, повышая наукоёмкость и конкурентоспособность производства и способствуя формированию нового технологического уклада.
Целью работы является исследование проблем использования ресурсного потенциала предприятий малого бизнеса и разработка рекомендаций по повышению эффективности использования ресурсного потенциала предприятий малого бизнеса на основе внедрения инновационных технологий.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования были решены следующие задачи:
1) изучены теоретические аспекты использования ресурсного потенциала предприятий малого бизнеса;
2) исследованы виды, формы и механизмы государственной поддержки предприятий малого бизнеса по внедрению инновационных технологий в производственный процесс;
3) проанализированы современное состояние и тенденции развития малых предприятий России, внедряющих инновационных технологий;
4) изучен иностранный и отечественный опыт внедрения инновационных технологий на предприятия малого бизнеса с целью повышению эффективности использования ресурсного потенциала предприятий;
5) разработаны рекомендации по повышению эффективности использования ресурсного потенциала предприятий малого бизнеса на основе внедрения инновационных технологий.
Объектом исследования являются малые предприятия, использующие инновационные технологии или реализующие инновационные проекты для повышения эффективности использования ресурсного потенциала предприятия.
Предметом исследования является совокупность управленческих отношений в процессе повышения эффективности использования ресурсного потенциала предприятий малого бизнеса на основе внедрения инновационных технологий.
Научная новизна исследования, проводимого в рамках данной работы, заключается в проведении комплексного статистического анализа состояния и развития ресурсного потенциала предприятий малого бизнеса, а также в предложенных рекомендациях по повышению эффективности использования ресурсов предприятий малого бизнеса на основе внедрения инновационных технологий.
Теоретической основой исследования послужили научные труды, работы отечественных и зарубежных авторов, занимающихся теоретическими и практическими вопросами построения качественной системы управления предприятием.
Информационной базой исследования послужили обзоры аналитических материалов, опубликованных в периодической печати, материалы научно-практических конференций и семинаров, данные, размещенные в сети Интернет, статистические данные государственных органов РФ, нормативно-правовые документы, отчеты по проблемам управления предприятиями.
В процессе работы над исследованием были изучены труды ученых и специалистов-практиков, которые в своих трудах рассматривают вопросы управления предприятием (Андрухович А.Н., Брагин Н.И., Валовой Д.В., Друкер П., Нестеров П.В., Шаховой В.А., Ансофф И., Вебер М., Дулыциков Ю.С., Забелин П.В., Карданская Н.Л., Кнорринг В.И., Коротков Э.М., Меньшов В.И., Наумов А.И., Пилипенко Н.Н., Румянцева З.П., Силин А.Н., Соломатин Н.А., Татарский E.JI., Уотермен Р., Файоль А. и др.).
Несмотря на значительный интерес и большое число фундаментальных научных трудов и публикаций в периодических изданиях, ряд ключевых теоретических и методических вопросов создания и функционирования системы управления на предприятиях, особенно базирующихся на инновационных технологиях, раскрыт не в полной мере. Существующие работы по управлению предприятиями акцентируют внимание на разработке целей, функций, способов их достижения, в то время как вопросы диагностики качества самого управления, управленческой структуры, ее оптимизации, развитие инновационных процессов и инновационного управления остаются в тени.
Методологической основой исследования является системный и структурно-функциональный подход к анализу объектно-предметной области исследования, подчеркивающий необходимость изучения методов государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности как системы. В процессе исследования использовались методы статистического и сравнительного анализа, наблюдения и экспертных оценок, обобщения, статистических группировок и прогнозирования.
Практическая значимость исходит из результатов исследования и предложений, сформулированных в работе, которые могут быть использованы в государственных, региональных программах поддержки и развития предприятий. Помимо этого результаты исследования могут представлять интерес для окружных структур поддержки предприятий в РФ.
Основные положения и выводы исследования могут быть использованы также учебными заведениями экономико-управленческого профиля в процессе преподавания ряда экономических дисциплин, в которых значительное внимание уделяется экономике, организации и управлению предприятиями малого бизнеса.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе «Теоретические основы использования ресурсного потенциала предприятий малого бизнеса на основе внедрения инновационных технологий» рассматриваются понятия ресурсного и инновационного потенциала предприятия, определяется роль предприятий малого бизнеса в инновационной политике государства.
Во второй главе «Состояние и проблематика инновационного развития предприятий малого бизнеса на современном этапе» рассматриваются особенности формирования инновационной составляющей отечественной экономики. Также во второй главе выявлены проблемы функционирования предприятий малого бизнеса, внедряющих инновационные технологии в производственный процесс.
В третьей главе «Реализация механизма повышения эффективности использования ресурсного потенциала на основе внедрения инновационных технологий» рассматривается федеральное и региональное регулирование инновационной деятельности предприятий малого бизнеса, а также механизмы роста ресурсного потенциала предприятий малого бизнеса на основе внедрения инновационных технологий.
В заключении, в соответствии с поставленной целью и задачами, сделаны соответствующие выводы.
Понятие ресурсный потенциал в теоретическом и методологическом плане является категорией, используемой в экономическом анализе для оценки и характеристики ресурсных возможностей субъектов или объектов хозяйственной деятельности.
Ресурсный потенциал предприятия - это экономические возможности предприятия, т.е. средства производства, запасы, источники ресурсов, которые есть в наличии или могут быть приведены в действие, использованы для достижения поставленных целей предприятия.
Ограниченность ресурсного потенциала предприятий малого бизнеса по-разному проявляется в странах с разным уровнем экономического развития. Так, в передовых странах ресурсный потенциал предприятий малого бизнеса по своим основным параметрам значительно выше, чем в развивающихся странах или странах с переходной экономикой. Кроме того, в передовых странах малый бизнес имеет значительно больший доступ к финансовым, производственным, инновационным, информационным и другим национальным ресурсам, нежели малый бизнес в других странах.
В передовых странах для ресурсного потенциала предприятий малого бизнеса в последние десятилетия характерно внедрение инновационных технологий. В промышленном экспорте инновационной продукции ряда развитых стран доля малого бизнеса составляет: Германии и Нидерландов - примерно 40%, Италии - 20-25%, США и Японии - 15%. В сфере международной торговли малый бизнес приобрёл особое значение. Например, 50% лицензий, проданных США, приходится на малый инновационный бизнес.
В РФ инновационный потенциал малого бизнеса огромен, он обусловлен его экономической и технологической гибкостью в реализации идей, быстрой реакцией на требования рынка. Однако он ещё мало развит.
В организациях с числом занятых от 50 до 100 человек доля инновационной продукции в общем объёме отгруженных товаров составляет 16,3%, притом, что средний показатель не превышает 12%.
Среди отраслей промышленности лидерами по выпуску инновационной продукции выступают среднетехнологичные сектора высокого и низкого уровней: на их долю приходится более половины общего объема инновационных товаров, работ, услуг (61,8%); в их числе выделяются производство кокса и нефтепродуктов (29%), автомобилей (9,7%), металлургия (8%). Менее масштабна реализация инновационной продукции в высокотехнологичных и низкотехнологичных секторах (10,2 и 8,4% соответственно).
Согласно опубликованному вначале 2016 г. исследованию Bloomberg, Россия занимает 12 место в рейтинге самых инновационных стран мира (по методологии этого рейтинга, лидером является Южная Корея, США занимает восьмую позицию, Китай - 21-ю, ближайшие соседи России - Израиль на 11¬й позиции и Австрия на 13-й). Однако в этом рейтинге Россия занимает 31-е место по отношению затрат на исследования и разработки к ВВП, 28-е - по отношению добавленной стоимости обрабатывающей промышленности к ВВП и 27-е - по количеству исследователей на 1 миллион населения. Факторами, обусловливающими относительно высокую позицию страны в рейтинге, является количество высокотехнологичных промышленных предприятий (8-е место) и охват населения программами повышения квалификации и переподготовки (3-я позиция). Оба фактора относятся скорее к условиям, чем к результатам инновационной деятельности.
По оценкам Института Инноваций Инфраструктуры и Инвестиций, Белгородская область занимает 19-е место в рейтинге регионов Российской Федерации по уровню развития инновационной среды. Инновационность экономики Белгородской области, отражающая долю инновационной продукции в структуре ВРП, более чем в три раза превышает среднероссийский показатель (10,3% в 2008 году).
Мировой опыт экономического развития свидетельствует, что на современном этапе у инновационных технологий нет альтернативы, поэтому пытаются внести научный вклад в инновационное развитие страны, смоделировав интеграционное взаимодействие всех участников инновационного процесса, определяющего цель механизма интенсификации инновационной стратегии.
Государственная поддержка малого предпринимательства в инновационной сфере в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов должна основываться на взаимосвязи осуществляющих ее федеральных и региональных органов и выработке ими единой политики, адаптируемой в каждом конкретном случае к специфическим региональным условиям. Поддержка малого предпринимательства в инновационной сфере на федеральном уровне предполагает определение государственных приоритетов его развития и формирование необходимого для инвестирования фонда финансовых ресурсов за счет средств федерального бюджета.
На сегодняшний день эффективно действующая инновационная среда - это главнейший фактор, позволяющий экономике адаптироваться к прогрессивным технологиям и ее производить при комплексном и многообразном взаимодействии инновационной инфраструктуры, рынка и общества.
Роль сектора малого предпринимательства в инновациях многогранна: с одной стороны, он обеспечивает инновационные процессы в экономике, способствуя совершенствованию производства и управления, с другой - будучи непосредственно вовлеченным в производство наукоемкой продукции (услуг), порождает спрос на новые разработки, обеспечивая непрерывный прогресс.
Внедрение механизмов управления ресурсным потенциалом предприятия становится инструментом управления эффективностью производства, способствует качественному рывку в обновлении производства, выявлению механизма гибкости, что позволяет снизить затратоемкость общественного производства и повысить возможности общества, в удовлетворении потребностей.
1. Большая Советская Энциклопедия. М.: Изд-во «Советская
энциклопедия». Т. 34, с. 354.
2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ. // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301
3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ. // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, N 5, ст. 410
4. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изм. от 30.12.2009 г.) // Российская газета от 21.01.2009 г.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.2005 N 249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» // СПС Консультант Плюс. - М.: 2010.
6. Постановлением Правительства Российской Федерации от
09.02.2013 года №101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // СПС Консультант Плюс. - М.: 2013.
7. Постановление правительства РФ №702 от 13 июля 2015 года «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // СПС Консультант Плюс. - М.: 2016.
8. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007г. № 209- ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс. - М.: 2010.
9. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс. - М.: 2014.
10. Распоряжение правительства Российской Федерации от 2 июня 2016
г. № 1083-р «Об утверждении стратегии развития малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС Консультант Плюс. - М.: 2016.
11. Абчук В.А. Курс предпринимательства: учеб./ под ред. - СПб.: Издательство "Альфа", 2009. - 544с., ил.
12. Анисимов Ю.П. Мониторинг состояния и пути развития инновационного бизнеса региона/ Ю.П. Анисимов, А.А. Грачев, С.В. Шапошникова, Е.В. Солнцева, Е.В. Шапошников, А.А. Слепых; Под ред. Ю.П. Анисимова. - Белгород: БЕЛГОРОДИНТЕХ, 2010. - 324 с.
13. Булатов А.С. Экономика / - М.: Экономистъ. 2010. - 347 с.
14. Буров, В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие / В. Ю. Буров. - Чита, 2011. - 441 с.
15. Блинов А.О. Малое предпринимательство. Теория и практика. - М.: Эксмо, 2009. - 149 с.
16. Блинов А. Условия регулирования малого бизнеса // Экономист.
2010. №2. - С. 41-47.
17. Булакова И.В. Формы и способы налоговой поддержки малого предпринимательства // Законодательство и экономика. - 2011. - № 7. - С. 66-69.
18. Глисин, Ф. (нач. упр-ия). Малые предприятия в условиях кризиса: (по результатам опросов руководителей малых предприятий) / Ф. Глисин // Экономист. - 2009. - N 7. - С. 28-42 : табл., графики, диагр. - Библиогр.: с. 42
19. Головин. И. О малых предприятиях. - М.: Норма, 2009. - 231 с.
20. Горфинкеля В. Я. Малый бизнес: организация, экономика,
управление: учеб. пособие для вузов/ под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара.- 3-е изд., перераб. и доп.- М. : ЮНИТИ- [ДАНА], 2011.- 495с.
21. Гражданкина Е.В. Экономика малого предприятия: учебное пособие. - М.: Изд-во Гросс Медиа, 2009. - 125 с.
22. Григорьев Л. Посткризисная структура экономики и формирование коалиций для инноваций // Вопросы экономики. - 2008. - №4. - С. 25-43.
23. Гукасьян, Галина Мнацакановна. Экономическая теория: учебное пособие. - 2-е изд. - СПб.: ПИТЕР, 2010. - 480 с. - (Учебное пособие)
24. Демьяненко Л. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства // Финансовый контроль. 2011. № 11. - С. 110-119.
25. Друкер П.Ф. Бизнес и инновации. М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007.
26. Дж. А. Стоунер, Э. Г. Долан Введение в бизнес: Реф. кн. / Андрошина И. С. и др. - Ижевск: Малое предприятие «Странник», 2011. - 271 с.
27. Ежова М.Б. Основные правовые направления поддержки малого предпринимательства // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. 2010. № 5. - С. 89-91.
28. Журавлева Г.П. Экономика. - М.: Экономистъ, 2009. - 349 с.
29. Захарченко А.А. Поддержка малого предпринимательства и доходный потенциал местных бюджетов // Финансы. - 2010. - № 3. - С. 22-26.
30. Зурова В.Б. Кредитные продукты для малого и среднего бизнеса // Банковское кредитование. - 2009. - № 3. - С. 58-63.
31. Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. - М.: Российская академия наук, Ин-т государства и права, 2010. - 133 с.
32. Ивантер В., Узяков М. Инновационный вариант развития: долгосрочный прогноз // Экономист. — 2006. — № 11. — С. 13-27.
33. Ивасюк Р.Я. Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - № 4. - С. 11-15.
34. Изряднов О. Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы / О. Изряднова, Е.Фомина, Д.Казанцев. // Журнал "Российская экономика: тенденции и перспективы", 2009.- № 7. - С. 52-57.
35. Ильин И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы / И. Е. Ильин // Банковское кредитование. - 2010. - № 2. - С. 42-46.
36. Индикаторы науки: 2014. - М.: НИУ ВШЭ, 2014.
37. Красникова Е.В. Экономика переходного периода. - М.: Эксмо, 2010. - 261 с.
38. Круглова Н.Ю. Основы бизнеса. - Спб.: Нева, 2010. - 302 с.
39. Крутик А.Б. Основы предпринимательской деятельности : учебное пособие для вузов по направлению "Социально-экономическое образование".
- 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 320 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Библиогр.: с. 312 - 313
40. Крюков С. П. Поддержка малого бизнеса увеличивается. URL: -http://www.rosbr.ru/ru/press_center/ bank_news/ pid=2436.
41. Курганов А.Д. Основные виды государственной поддержки малого предпринимательства в России // Юрист. 2009. № 1. - С. 11-19.
42. Лапуста М.Г. Предпринимательство: учебник для вузов - М.:
ИНФРА, 2011. - 287 с.
43. Левина Е.И. Проблемы финансиpования предпринимательства и механизмы государственной поддержки // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 3. - С. 62-66.
44. Липсиц И.В. Экономика. - М.: Проспект, 2010. - 189 с.
45. Литвак Е. Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес // Финансовая газета. - 2010. - № 6. - С. 31-38.
46. Львов Д. О стратегии развития России // Экономист. — 2007. — № 11. — С. 3-10.
47. Ляшевич И.А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // Журнал российского права. - 2011.
- № 5. - С. 49-54.
48. Маликов Р.О преодолении административных барьеров в развитии российского предпринимательства // Общество и экономика. - 2011. - № 3. - С. 102-118.
49. Малис Н.И. Налоговый аспект государственной поддержки малого бизнеса // Финансы. - 2010. - № 6. - С. 13-16.
50. Мандрощенко О.В. Налоговая составляющая проблемы формирования инвестиционных ресурсов в малом бизнесе // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - № 23. - С. 77-81.
51. Михнева С. «Интеллектуализация экономики: инновационное производство и человеческий капитал». - //«Инновации». 2003. № 1. С. 23-32.
52. Ожегов С. «Словарь русского языка». - М.: Изд-во «Русский язык», 1978. - 524 с.
53. Омельченко Е.В. Предприятие и предпринимательство. Проблемы роста. - М.: Проспект, 2010. - 269 с.
54. Омельченко Е.В. Российское предпринимательство. Проблемы роста. - М.: Проспект, 2012. - 328 с.
55. Райзберг, Б.Г. Азбука предпринимательства - М.: Экономика, 2010. - 312 с.
56. Райзберг, Б. А. Курс экономики: Учебное пособие. - М.: 2011. - 235 с.
57. Райзберг, Б. А. Основы бизнеса: Учебное пособие. - М.: 2010. - 189 с.
58. Раицкий, К. А. Экономика предприятия: Учебник. - М.: 2010. - 250 с.
59. Рубин Ю.Б. Основы бизнеса. - М.: Экономика, 2010. - 354 с.
60. Рунова А.В. Системы поддержки и развития малого бизнеса за рубежом / Под ред.. - М.: Экономика, 2010. - 432 с.
61. Рустанова О. Малый бизнес - большая польза // Аргументы и факты. 2009. - №3 - С. 27-43.
62. Ручкина Г.Ф. Проблемы банковского кредитования малого и среднего предпринимательства в новых экономических условиях // Юридический мир. - 2009. - № 7. - С. 50-56.
63. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): учеб./ под ред. И.В. Сергеева. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. - 560 с.
64. Скляров И. Как кризис «кушал» малый бизнес. / «Экономика и жизнь». №40. 2009. (9306) - С. 86-99.
65. Талалаева И. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса // Малая бухгалтерия. - 2009. - № 1. - С. 8-10.
66. Троцковский, А.Я. Государственная поддержка экономики муниципальных образований Алтайского края: ключевые инструменты / А.Я._Троцковский, М.П. Щетинин // Стратегическое управление
пространственным развитием субъектов федерации и городов Сибири. - 2009. - С. 359-376.
67. Троцковский, А.Я. Ключевые концепции региональной политики: сравнительный анализ теоретических основ / А.Я._Троцковский, Ю.Ю. Наземцева // Известия Алтайского государственного университета. - 2014. - № 2-1 (82). - С. 298-302.
68. Филатова А.В. Разграничение предметов ведения в сфере развития малого и среднего бизнеса // Предпринимательское право. - 2009. - № 3. - С. 41-46.
69. Фоломьев А.Н. Устойчивость предприятий в рыночной среде // Экономика и организация рыночного хозяйства. М.: 2009. - 341 с.
70. Хорошавкина А.В. Над малым бизнесом не должен висеть дамоклов меч // Главная книга. -2009. - № 18. - С. 19-21.
71. Чечеткина О.Н. Факторы и особенности рисков малого предпринимательства в производственной сфере // Управление персоналом. -2011 - № 7. - С. 21-24
72. Ширабон Н.В. Государственная поддержка малого
предпринимательства // Экономика и управление. 2011. - № 2. - С. 129-132
73. Шлычков В.В., Кулищ С.М. Методические рекомендации по организации работ по управлению ресурсным потенциалом промышленного предприятия // Экономические науки. 2009. №5. С. 278.
74. Штульберг, Б. М. Региональная политика России: теоретические основы задачи и методы реализации: монография / Б. М. Штульберг, В.Г. Введенский. - М.: Гелиос АРВ, 2000. - 208 с
75. Экономика / Под ред. Яновой В.В. - М.: Норма, 2009. - 271 с.
76. Экономическая теория. / Под ред. В.Д. Камаева, Е.Н.Лобачевой. - М.: Юрайт-Издат, 2011. - 341 с.
77. Экономика труда: Учебник / Под ред. Кокина Ю. П., Шлендера П. Э. - М.: Магистр, 2010. - 686 с.
78. Эффективность государственной поддержки малого
предпринимательства / Павлов К.В., Андреева И.Г. // Экономика и управление. 2009. - № 5. - С. 25-28.
79. Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ru
80. Официальный сайт Центрального Банка России. URL: http://www. cbr. Ru
81. Официальный сайт РБК. URL: http://www.rbc.ru/economics/
82. Статистика инноваций в России. - М.: Федеральная служба
государственной статистика, 2017. URL:
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/nauka/ind_2020/pril4.pdf
83. Степанов А., Иванова Н. «Категория «потенциал» в экономике». URL: http://www.marketing. spb.ru/read/article/a66.htm
84. Федеральная налоговая служба. URL: https://www.nalog.ru
85. Федеральная служба государственной статистики. URL: http: //www.gks .ru
86. Asheim, B., Grillitsch, M., Trippl, M. Regional Innovation Systems: Past - Presence - Future. //Papers in Innovation Studies. Paper no. 2015/36. - Lund University, September 2015.
87. Chesbrough H.W. Open innovation: the new imperative for creating and profiting from technology. Boston, MA: Harvard Business School Press, 2003.