Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №68940

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы192
Год сдачи2018
Стоимость5790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы развития интеллектуальных способностей старших подростков посредством проектной деятельности 9
1.1. Психологические основы проектной деятельности 9
1.2. Подходы к развитию интеллектуальных способностей
старших подростков 25
1.3. Развитие интеллектуальных способностей подростков посредством
проектной деятельности 37
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение развития интеллектуальных способностей старших подростков с помощью проектной деятельности 49
2.1. Этапы, организация и методическое обеспечение
экспериментальной работы 49
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа 53
2.3. Цель, задачи и содержание формирующего этапа эксперимента 58
2.4. Анализ результатов контрольной диагностики 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ

Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. Поэтому проблема интеллекта занимает особое место в психологической науке. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.
В подростковом возрасте особенно важно интеллектуального развитие подростков. По мнению Альфреда Бине «.человек, обладающий интеллектом, - это тот, кто правильно судит, понимает и размышляет и кто, благодаря своему здравому смыслу и инициативности, может приспосабливаться к обстоятельствам жизни» [12, с. 11]. Эту точку зрения разделял и Дэвид Векслер - ученый, создавший первую шкалу интеллекта для взрослых. Он считал, что «. интеллект - это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, то есть, короче говоря, успешно меряться силами с окружающим миром» [8, с.29]. «Сегодня, отмечает Жо Годфруа,
большинство психологов согласны именно с этим определением интеллекта, который рассматривается как способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде» [23, с.45].
В старшем подростковом возрасте в качестве ведущей деятельности Д. Б. Эльконин выделял учебно-профессиональную
деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. Поэтому развитие интеллектуальных способностей в этом возрасте наиболее необходимо.
Работа основана на теоретических и практических трудах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Р.С. Немова, Д.Б. Эльконина и других.
В настоящее время обучающиеся образовательных учреждений, все больше занимаются проектной деятельностью. Особенности проектной деятельности заключаются в новых подходах к повышению психологической готовности школьников к решению различных проблем, обучению и развитию у них творческого мышления в сфере научного познания.
Проблема проектной деятельности школьников является новой для современного отечественного психолого-педагогического знания. Общим теоретическим вопросам организации проектной деятельности учащихся и ее использования в учебно-воспитательном процессе на современном этапе развития общеобразовательной школы посвящены исследования О.В. Брыковой, Л.М. Иляевой, Н.В. Лаштабовой, М.Б. Павловой, Е.С. Полат, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцевой, Н.Г. Черниловой, Ю.Г. Шихваргера, и др. В многочисленных исследованиях рассматриваются также частные вопросы использования проектной деятельности: организация проектной деятельности в условиях межшкольных комбинатов (С.М. Шустов); социальное проектирование (Н.В. Белобородов, И.В. Вахрушева, В.А. Луков,
A. С. Прутченков); изучение английского языка через метод проектов (Т. Хатчинсон); метод проектов как технология воспитания учащихся средствами иностранного языка (В.В. Копылова); метод проектов как средство духовно-нравственного воспитания (А.В. Ходырева); психология проектной деятельности (Н.В. Матяш); метод проектов в контексте профильного обучения (Е.А. Мищенко, М.Б. Романовская,
B. В. Сафонова и др.).
Кроме того, как показал анализ психолого-педагогической литературы, развитие интеллектуальных способностей учащихся - процесс индивидуаль¬ный. И, следовательно, для повышения его эффективности в процессе обуче¬ния необходимо использовать личностно-ориентированный подход и учиты¬вать индивидуальные особенности учащихся. В то же время развитие интел¬лектуальных способностей учащихся подросткового возраста происходит в процессе формирования понятийного мышления под руководством взрослых. В условиях современной школы - это коллективный способ обучения. Следовательно, актуальным является вопрос о поиске возможностей интеграции индивидуальной работы учащихся с коллективными способами формирования новых знаний.
Поэтому возникает необходимость рассмотреть вопрос внедрения проектной деятельности в обучающий процесс и проследить его воздействие на интеллектуальное развитие школьников.
Приведенные факты делают предложенную тему особенно актуальной, что и послужило причиной для выбора темы данного исследования.
Проблема: каково влияние проектной деятельности на развитие интеллектуальных способностей старших подростков?
Объект - интеллектуальные способности старших подростков.
Предмет - психологические особенности интеллектуальных способностей старших подростков участвующих в проектной деятельности.
Цель - изучить психологические особенности влияния проектной деятельности на развитие интеллектуальных способностей старших подростков.
Гипотеза: участие в проектной деятельности будет способствовать развитию конвергентых и дивергентных интеллектуальных способностей старших подростков.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. Провести диагностику интеллектуальных способностей старших подростков.
3. Разработать и апробировать программу по повышению уровня развития интеллектуальных способностей старших подростков посредством проектной деятельности.
4. Экспериментально проверить эффективность программы развития интеллектуальных способностей старших подростков посредством проектной деятельности.
Методы.
Для решения поставленных задач применялся комплекс теоретических методов исследования (теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирических методов (изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование, беседа, анкетирование); математические методы обработки данных (t-критерий Стьюдента, критерий Уилкоксона).
Методики исследования.
1. Методика Р.Амтхауэра «Тест структуры интеллекта».
2. Методика Н.А. Батурина, Е.Л. Солдатовой «Проективная методика диагностики дивергентного мышления».
3. Экспертная оценка успеваемости за полугодие по основным предметам и в среднем по всем предметам.
Теоретическая основа исследования:
- теория деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, М.В. Демин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий и др.);
- фундаментальные положения теории развития личности в старшем школьном возрасте (Л.И. Божович, И.С. Кон, Н.С. Лейтес, А.К. Маркова, P.C. Немов, Д.Б. Эльконин и др.);
- теории профессионального и социально-педагогического проектирования (B.C. Безрукова, В.П. Беспалько, Е.С. Заир-Бек, И.А. Зимняя, Т.А. Каплунович, О.С. Орлов, П. Хилл, P.M. Шерайзина и др.);
- концептуальные идеи организации проектной деятельности учащихся в системе основного и дополнительного образования (В.В. Гузеев, Д. Дьюи, А.Е. Марон, Н.В. Матяш, Н.Ю. Пахомова, ИД. Чечель и др.);
- современные концепции использования метода проектов в различных предметных и образовательных областях (П.Р. Атутов, М.Б. Павлова, П. А. Петря ков, Дж. Питт, И.А. Сасова, В.Д Симоненко, Д. Фрайд- Бут, Ю.Л. Хотунцев, Н.Г. Чанилова и др.).
Научная новизна: научно обосновано и экспериментально доказано эффективное влияние участия в проектной деятельности на развитие интеллектуальных способностей старших подростков.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- уточнена сущность проектной деятельности учащихся как формы их индивидуальной или кооперативной интеллектуальной деятельности;
- систематизированы представления о развивающем потенциале проектной деятельности старших подростков;
- обогащена теория развития интеллектуальных способностей старших подростков за счет обобщения различных подходов к определению их сущности и выделения структурных компонентов интеллекта;
- теоретически обоснованы психолого-педагогические возможности проектной деятельности как средства развития интеллектуальных способностей старших подростков.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при:
- организации проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях различного типа;
- составлении научно-практических рекомендаций для учителей, методистов и педагогов дополнительного образования;
- работе практических психологов при консультировании родителей и учителей по проблемам развития интеллектуальных способностей.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных
теоретических положений; применением комплекса методов и методик исследования, адекватных его цели и задачам; опытно-экспериментальной проверкой теоретических разработок; воспроизводимостью результатов исследования в образовательной практике.
Экспериментальная база: в исследовании приняли участие
обучающиеся 8-10 классов общеобразовательных учреждений
Старооскольского городского округа, участники проекта «Создание и организация работы муниципального научного общества учащихся на территории Старооскольского городского округа» 92 школьника (46 мальчиков и 46 девочек).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная магистерская диссертация посвящена развитию интеллектуальных способностей старших подростков. В первой главе мы провели анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития интеллектуальных способностей старших подростков посредством проектной деятельности, обозначили роль проектной деятельности в развитии интеллектуальных способностей.
В ходе теоретического анализа выявлено, что интеллектуальные способности — это индивидуально- психологические свойства человека, являющиеся условием успешности выполнения различных видов интеллектуальной деятельности. От того, насколько богат умственный опыт человека, насколько разнообразны интеллектуальные функции, которые человек может выполнять, зависит уровень развития его интеллектуальных способностей.
Реализация проектной деятельности обеспечивает ряд значимых социально- педагогических эффектов, обусловленных содержанием и типом разрабатываемого учащимися проекта: развитие их исследовательской культуры, творчества, аналитического, ассоциативного, системного, критического и глобального мышления, предметной, социальной, языковой и поликультурной компетентностей, социальной активности, познавательной самостоятельности, общего кругозора и др.
На основе полученных результатов в ходе констатирующего этапа эксперимента, анализа и обобщения психолого-педагогической литературы, нами была разработана экспериментальная программа повышения уровня развития интеллектуальных способностей старших подростков посредством участия в проектной деятельности. Данная программа включает в себя цели, задачи, принципы, блоки и этапы, в ходе которых она была реализована.
Анализ динамики уровня развития интеллектуальных способностей у старших подростков на контрольном этапе эксперимента показал, что в
результате экспериментальной работы у детей произошло повышение уровня развития интеллектуальных способностей. Такие изменения свидетельствуют о том, что программа, которая реализована в ходе формирующего этапа эксперимента, существенно влияет на эффективность развития
интеллектуальных способностей у старших подростков посредством проектной деятельности.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза, участие в проектной деятельности будет способствовать развитию конвергентых и дивергентных интеллектуальных способностей старших подростков, подтверждена.
Результаты исследования внедрены на базе МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Одаренность» Старооскольского городского округа и используются при организации проектной деятельности учащихся, составлении научно-практических рекомендаций для учителей, методистов и педагогов дополнительного образования, работе практических психологов при консультировании родителей и учителей по проблемам развития интеллектуальных способностей.
Проведенное исследование позволило наметить направление дальнейшей работы в рамках развития интеллектуальных способностей старших подростков занимающихся проектной деятельностью.



1. Guilford J.P., Hoepfner R. Analysis of intelligence. — N.Y.: Mc Graw Hill, 2006. — 514 p.
2. Абрамова, Г.С. Практическая психология/ Г.С.Абрамова. - М.: Академический Проект, 2012.- 491с.
3. Авдеев, А.Ю. Интеллектуальное развитие в старшем подростковом возрасте // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/11/5205
4. Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников/ Л.Н Азарова // Журнал практического психолога. -
2008. - №4. - C.83 - 90.
5. Айзенк, Х.Ю. Природа интеллекта. Битва за разум! [Текст] / Х.Ю. Айзенк. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2012. - 347 с.
6. Акимова, М.К. Интеллект как динамический компонент в развитии способностей. [Текст] : автореферат дис. докт. психологических наук -М.,
2009. -44 с.
7. Акопян, М.И. Проблема взаимоотношения интеллектуального и эмоционального развития в подростковом возрасте. Рефлексия как процесс интегрирующий принцип развития личности подростка//Кантех. -1(38). -Ер., 2009. -С. 201-207.
8. Акрушенко, А.В. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие/ Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. - Саратов: Научная книга, 2012.— 127 c.
9. Ананьев, Д.В., Шеффер, Н.И. О системе творческих лабораторных работ по физике в VII-VIII Классах [Текст]/ Д.В. Ананьев, Н.И. Шоффер // Физика в школе. — 1997, № 6. - с. 71-72.
10. Анастази А. Психологическое тестирование — СПб.: Питер, 2012. — 687с.
11. Анофрикова, C.B. Азбука учительской деятельности, иллюстрированная примерами деятельности учителя физики. Часть 1. Разработка уроков [Текст]/ C.B. Анофрикова. - МШ 'У, 2001. - 236 с.
12. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы) [Текст]/ Ю.К. Бабанский. — М.: Просвещение, 2012.¬190 с.
13. Батурин Н.А., Солдатова Е.Л. Проективная методика диагностики дивергентного мышления. — Челябинск, 2004. — 16 с.
14. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2016. - 306 с.
15. Беликова, Е.В. Теория и методика воспитания: учебное пособие/ Беликова Е.В., Битаева О.И., Елисеева Л.В.- Саратов: Научная книга, 2012.— 159 с.
16. Берулаева, Г.А. Диагностика и развитие мышления подростков [Текст] / Г.А. Берулава. - Бийск: Научно-издательский центр Бийского пединститута, 2003. - 240 с.
17. Богатырева, Т. Л. Практическому психологу. Цикл занятий с подростками 10-12 лет / Т.Л. Богатырева. - М.: Педагогическое общество России, 2017. - 144 с.
18. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2016. - 526 с.
19. Волкова, Е. В. Возрастная динамика показателей интеллекта в подростковом и юношеском возрасте /Е. В. Волкова//Человек, субъект, личность в современной психологии: материалы Междунар. конф., г. Москва, 10-11 окт. 2013 г./отв. ред. А.Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. -М.: Институт психологии РАН, 2013. -С. 29-32.
20. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. Москва: Педагогика, 2001. 479 с.
21. Галковская И.В. Комплементарные образовательные системы в контексте интеграционных процессов: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — Великий Новгород, 2005.-43с.
22. Гормин A.C. Обучение и воспитание одаренных подростков в парадигме барьерной педагогики. - Великий Новгород, 2014. — 45с.
23. Гребенникова O.A. Проектная деятельность старшеклассников: предпочтения, мотивы, формы организации // Ученые записки института непрерывного педагогического образования. - Вып. 6. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2017. - Кн. 2. С.37-41.
24. Гребенникова O.A. Развитие познавательных интересов старшеклассников в групповой проектной деятельности // Ученые записки института непрерывного педагогического образования. - Вып. 6. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. - Кн. 2. С.41-46.
25. Гребенникова O.A. Развитие познавательных интересов
учащихся в проектной деятельности // Ученые записки института непрерывного педагогического образования. - Вып. 5. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003.-Кн. 2. С.50-53.
26. Гребенщикова В.Ю. Информационно-образовательные технологии как фактор развития творчества учащихся в проектной деятельности: Дис. канд. пед. наук. - Великий Новгород, 2003. - 205с.
27. Грецов, Андрей Тренинги развития с подростками. Творчество, общение, самопознание / Андрей Грецов. - М.: Питер, 2011. - 416 с.
28. Григорович, Л. А. Проблема нравственного развития подростка: моногр. / Л.А. Григорович. - М.: НОУ ВПО Московский психолого¬социальный университет, 2014. - 248 с.
29. Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. — М.: Народное образование, 2001. - 224с.
30. Гусева, Т.И. Психология личности: учебное пособие/ Гусева Т.И., Катарьян Т.В.— Саратов: Научная книга, 2012.— 160 с.
31. Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Психологический журнал. - 2016. - №6. С. 20-27.
32. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 2016. - 544с.
33. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. - 264 с.
34. Демин М.В. Природа деятельности. -М.: Изд-во МГУ, 1984. - 168с.
35. Джонс Дж.К. Методы проектирования / Пер. с англ. - М.: Мир, 2006. - 326с.
36. Дитрих Я. Проектирование и конструирование: системный подход / Пер. с пол. -М.: Мир, 1981.-454с.
37. Дмитриева, Н. Ю. Кризисы детского возраста. Воспитание подростков: моногр. / Н.Ю. Дмитриева. - М.: Феникс, 2016. - 160 с.
38. Долгова, В.И. Инновационные технологии деятельности педагога- психолога: учеб. / В.И. Долгова, О.А. Шумакова. - М.: КДС, 2009. - 95 с.
39. Долгова, В.И. Психологу образования: взаимодействие с
родителями: моногр. / В.И. Долгова, О.А. Шумакова. - Челябинск: АТОКСО,
2011. - 213 с.
40. Дружинин В.Н. Психология общих способностей — СПб.: Питер, 2009. — 356 с.
41. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. С.-Петербург: Питер, 2010. 368 с.
42. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. С.-Петербург: Питер, 2010. 368 с.
43. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология/ И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2009. - 320 с.
44. Есина, Е.В. Педагогическая психология [Электронный ресурс]:
учебное пособие/ Есина Е.В.- Электрон. текстовые данные. - Саратов: Научная книга, 2012.- 158 с.- Режим доступа:
http:ZZwww.iprbookshop.ru/6321.- ЭБС «IPRbooks».
45. Жеребкина, В.Ф. Педагогическая психология: учебно-методическое пособие / В.Ф. Жеребкина, Л.М. Лапшина. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. - 252 с.
46. Интеллект: определение и классификация [Электронный ресурс] / w.w.w. syntone.ru
47. Истратова, О.Н. Большая книга подросткового психолога/ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Ростов н/Д: Феникс, 2011, 524 с.
48. Каменская, В.Г. Психофизиологические критерии нормативности развития интеллектуальных функций ребенка // Мозг, психика, поведение. - СПб., 2011.
49. Кирьякова, А.В. Становление ценностных ориентаций подростка в учебной деятельности /А.В. Кирьякова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - №11. - 21-25 с.
50. Конопкин, О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития//Вопросы психологии. -2014. -№2. -С. 128-135.
51. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 480 c
52. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников. -М.: Академия,
2010. -320 с.
53. Лучинин, А.С. Учебное пособие по психодиагностике
[Электронный ресурс]/ Лучинин А.С.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/6327.— ЭБС «IPRbooks».
54. Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2013. - 182 c.
55. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 583 c.
56. Мандель, Б.Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 c.
57. Маневич Н.А. Развитие социальной креативности у интеллектуально одаренных детей младшего школьного возраста: Дис. канд. психол. наук. - Н.Новгород, 2016. - 171 с.
58. Маслоу А. Самоактуализирующаяся личность // Психология личности. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырея. М. Просвещение, 2015. - 375 с.
59. Менчинская, Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. -М.: МПСИ, Воронеж: Модэк, 2014. -512 с.
60. Методики изучения интеллекта / ННАгафонова и др. - СПб, 2001. - 221 с.
61. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: Учебное пособие / А.Д. Наследов. - СПб.: Речь, 2012. - 392 с.
62. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2013. - 460 с.
63. Организация и планирование психологического исследования: методические рекомендации для студентов магистратуры по направлению «Психология»/ Королева Н.Н., Богдановская И.М., Проект Ю.Л.- СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
2012. - 99 с.
64. Островский Э.В., Чернышева Л.И. Психология и педагогика. -- М.: Вузовский учебник, 2007. - 384 с.
65. Официальный сайт МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Одаренность» [Электронный ресурс] / http://odaryonnost.ucoz.ru.
66. Палани Л. Личностные знания. М.: Наука, 2006. - 420 с.
67. Пахальян, В.Э. Практическая психология. Введение [Электронный
ресурс]/ Пахальян В.Э.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2015.— 198 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/29297.— ЭБС «IPRbooks».
68. Писарева, Т.А. Общие основы педагогики [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Писарева Т.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов:
Научная книга, 2012.— 126 с.— Режим доступа:
http:ZZwww.iprbookshop.ru/6318.— ЭБС «IPRbooks».
69. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. - М., 2016. - 560 с.
70. Психология подростка; учебное пособие / под. ред. А.А. Реана - СПб.: Питер, 2013. - 580с.
71. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2016. - 656 с:
72. Райс, Филип Психология подросткового возраста / Филип Райс , Ким Долджин. - М.: Питер, 2014. - 816 с.
73. Ританова, Т.А. Возрастные и специфические особенности развития формирующейся личности старших подростков: инновационные концепты дифференционно-интеграционной теории // Человеческий капитал. 2015 №5(77) [Электронный ресурс]. URL: http:ZZelibrary.ru/downloadZ elibrary_24038573_35857369.pdf
74. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие. В 2 кн. / Е.И. Рогов - М.: «ВЛАДОС», 2010. - 480с.
75. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2003.- 720 с.
76. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе:. - М.: Издательский центр "Академия", 2010. - 232 с.
77. Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 220 c.
78. Семенова, Е. В., Семенов, В. И., Семенова Н. И. Медиакультура профессионала: сущность, вызовы, возможности //Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №. 5.
79. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: «Речь», 2010. - 350 с.
80. Сиповская, Я.И. Особенности метакогнитивгых способностей в контексте исследования интеллектуальной компетентности в старшем
подростковом возрасте // Национальная ассоциация ученых. 2015 №14
[Электронный ресурс]. URL: http:ZZelibrary.ru/download/
elibrary_25027383_44988381.pdf
81. Солдатова Е.Л. Взаимосвязь креативности с личностными особенностями подростков // Теоретическая, экспериментальная и прикладная психология: Сб. науч. трудов / Под ред. Н.А. Батурина. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. — Т. 1. — 186 с.
82. Солдатова Е.Л. Креативность в структуре личности (на примере развития креативности в подростковом возрасте): дисс. .канд. психол.н. — СПбГУ, 2006. 170 с.
83. Способности и склонности. М.: Просвещение, 2003. - 350 с.
Субботский Е. В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения // Вопросы психологии. - 2013 № 2. С. 68-78.
84. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. [Текст] /Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2016. - 240 с.
85. Тютюнник В. И. Начальный этап онтогенеза субъекта творческого труда. Автореферат докторской диссертации. М.: МГУ, 2014. - 80 с.
86. Федекин, И.Н. Планирование как операция в структуре теоретического мышления// Вестник МАРО. 2012. № 9. С. 34-41.
87. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Просвещение, 2015. - 470 с.
88. Хилько, М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. - М.: Юрайт, 2013. - 200 с.
89. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - СПБ.: Питер, 2017. - 264 -272 с.
90. Холодная, М.А. Когнитивные стили о природе индивидуального ума. 2-е изд. - [Текст]/ М.А. Холодная. - СПб: Питер, 2014. - 384 с.
91. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - 3-е изд., перераб.и доп. - СПб.: Питер, 2012. - 264 с.
92. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2013. - 367 с.
93. Шагарова, И.В. Экспериментальная психология: учебно¬
методическое пособие/ Шагарова, И.В. — Омск: Омский государственный университет, 2011.— 112 с.
94. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология [Текст]/И.В. Шаповаленко. -М.: Гардарики, 2007. -349 с.
95. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. - М.: Юрайт, 2013. - 567 с.
96. Штерн, В. Умственная одаренность/ В. Штерн - СПБ.,1997.- 36 с.
97. Эксакусто, Т.В. Групповая психокорреция: тренинги и роли, игры для личностного и профессионального развития /Т.В.Эксакусто, О.Н. Истратова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014 - 254 с.
98. Юревич, А.В. Психология и методология [Электронный ресурс]/
Юревич А.В.- Электрон. текстовые данные.- М.: Когито-Центр, Институт психологии РАН, 2014.- 312 с.- Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/15599.- ЭБС «IPRbooks».
99. Ялом, И.Д. Дар психотерапии / И.Д. Ялом; Пер. с англ. Ф. Прокофьев. - М.: Эксмо, 2013. - 352 c.
100. Ясюкова, Л.А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (1ST): Методическое руководство. СПб: ГП «ИМАТОН», 2002. 80 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ