Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе профессионально-трудового обучения

Работа №97836

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы89
Год сдачи2019
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
83
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В
ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ 8
1.1 Понятие «самостоятельность» в современной психолого-педагогической литературе 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 13
1.3 Роль профессионально-трудового обучения в развитии
самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 17
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ 25
2.1 База исследования и психолого-педагогическая характеристика
контингента обучающихся, принимавших участие в экспериментальном исследовании 25
2.2 Организация и методика экспериментального исследования по
изучению уровня сформированности самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 35
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования по выявлению
уровня самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) экспериментальной группы 40
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 45
3.1. Организация проектной деятельности, направленной на развитие
самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 45
3.2. Анализ результатов внедрения проекта, направленного на развитие
самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) 52
3.3. Методические рекомендации педагогам по реализации проектной
деятельности, направленные на развитие самостоятельности у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 82


Проблема исследования. Профессионально-трудовое обучение является одной из основных задач образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Трудовое обучение обучающихся и последующее их трудоустройство - основная задача государства. Необходимость постоянно совершенствовать систему обучения и воспитания, повышать её качественный уровень требует разработки новых и обобщения имеющихся теоретических положений олигофренопедагогики. Одной из важнейших теоретических и практических задач педагогики является максимальное содействие социализации детей с нарушением интеллектуальной нормы в самостоятельной жизни, выявление и развитие сохранных личностных качеств и имеющихся способностей. Важная роль в этом принадлежит трудовому обучению и воспитанию. В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются многие личностные качества обучающихся: дисциплинированность, целенаправленность, самостоятельность, самоконтроль и другое.
Актуальность темы. Особо актуальной становится проблема подготовки обучающихся к самостоятельной практической деятельности в условиях образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Определение эффективных путей формирования у обучающихся самостоятельности является одной из самых актуальных задач олигофренопедагогики, положительное решение которой имеет важное теоретическое и практическое значение.
Важной задачей, стоящей перед образовательными организациями, реализующими адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), является развитие у обучающихся общетрудовых умений и навыков, необходимых в любой трудовой деятельности. Обучающихся необходимо научить анализировать и планировать свою деятельность, сознавая ее цель, контролировать и регулировать процесс ее выполнения. Один из характерных недостатков трудовой деятельности обучающихся с нарушением интеллекта - это неумение выполнять анализ предстоящей деятельности, ее планирования, отсутствие определенной мотивации. Обучающиеся часто приступают к работе без предварительного анализа образца, не планируют ход изготовления, не осуществляют контроля за исполнением и не вносят необходимых корректировок в свою деятельность. В результате их действия оказываются не адекватны поставленным целям. Обучающиеся испытывают большие трудности при определении условий выполнения задания, не могут установить, какие им потребуются инструменты.
Степень разработанности темы, место и значение в науке и практике. Процесс развития самостоятельности обучающихся рассмотрен в ряде исследований таких специалистов, как: И. М. Бгажнокова [5], Л. С. Выготский [10], А. Н. Граборов [13], Х. С. Замский [19], С. Л. Мирский [31], Б. И. Пинский [43] и других.
Вопросами изучения развития самостоятельности занимались Л. С. Выготский [11], Г. М. Дульнев [15], С. Л. Мирский [32], Б. И. Пинский [43], В. П. Фарафонтов [53] и др. Они указывают на необходимость использования самостоятельной работы обучающихся для повышения качества их знаний, умений, навыков, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Большое значение имеет правильно организованная самостоятельная учебная деятельность для коррекционно-развивающего воздействия на обучающихся, коррекция недостатков мышления, речи, памяти, произвольного внимания, формирования познавательных интересов.
В трудах учёных раскрыты особенности деятельности обучающихся (ориентирование в задании, работоспособность обучающихся, планирование работы), были определены некоторые условия, позволяющие в различных видах деятельности решать задачи по исправлению недостатков в развитии обучающихся. Для успешного осуществления трудовой деятельности обучающийся должен понять задание и представить себе результат труда - конструкцию будущего изделия, его форму, размеры, материалы, из которых она будет выполнена, способы крепления. Поэтому перед учителем встает вопрос о формировании у обучающихся умения анализировать объект и планировать свою деятельность по его изготовлению. Для повышения активности и качества выполняемой работы обучающихся необходима коррекционная работа, которая должна быть направлена на преодоление недостатков ориентировочной основы деятельности и на развитие умений и навыков анализировать и предварительно планировать свою деятельность. Мысленное построение того объекта, который предстоит изготовить, является характерной особенностью ориентировочного этапа работы. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что сформированность у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на невысоком уровне. Изложенное выше свидетельствует об актуальности выбранной темы: «Развитие самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе профессионально-трудового обучения».
Объект исследования: самостоятельность обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как феномен специальной педагогической науки.
Предмет исследования: развитие самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе профессионально-трудового обучения. 
Цель исследования: выявить уровень самостоятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), провести коррекционную работу, направленную на развитие самостоятельности у обучающихся в процессе профессионально-трудового обучения. Задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать источники и литературу по теме исследования.
2. Спланировать, организовать и провести констатирующий эксперимент.
3. Организовать формирующий эксперимент в форме проектной деятельности.
4. Организовать контрольный эксперимент. Провести
сравнительный анализ полученных результатов.
Для решения поставленных цели и задач исследования использовались следующие методы: теоретический (изучение и анализ научно-методической литературы, нормативно-правовых документов), практический (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, проективный метод).
В экспериментальном исследовании было реализовано три этапа:
- констатирующий (проведение первичной диагностики);
- формирующий (организация проектной деятельности, реализация проекта «Цветочная фантазия»);
- контрольный (проведение повторной диагностики для выявления эффективности проведения обучающего эксперимента).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Цель данной работы заключалась в том, чтобы выявить уровень самостоятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), провести коррекционную работу, направленную на развитие самостоятельности у обучающихся в процессе профессионально-трудового обучения «Подготовка младшего обслуживающего персонала».
Для выяснения актуальности и степени разработанности данной проблемы был проведен отбор и анализ научной, учебно-методической литературы по вопросам педагогики, психологии, методики профессионально-трудового обучения. Анализ теоретических источников и результатов выявления уровня самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе экспериментальных исследований на уроках профильного труда «Подготовка младшего обслуживающего персонала» показали, что проблема является актуальной.
Самостоятельность характеризуется определенной мотивационной установкой, которая приводит в движение знание и умение, побуждает ученика действовать без посторонней помощи, напоминания.
Самостоятельность является средством повышения осознанности и действенности изучаемого, результатом эффективной организации учебного процесса, показателем умственного развития обучающихся.
Большое влияние на особенности развития самостоятельности обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта) оказывает их психофизическое развитие, поэтому необходимо было учитывать и выбор методов при выявлении уровня самостоятельности обучающихся на уроках труда, так как состав обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разнообразен патогенетическому составу.
Коррекционная направленность на уроках профильного обучения «Подготовка младшего обслуживающего персонала» обуславливает выбор методов и приёмов, учёт личностных и предметных результатов, которыми должны овладеть обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями. Трудовое обучение не должно ограничиваться формированием у обучающихся только рабочих двигательных навыков. Оно должно быть направлено на воспитание у них умений решать умственные задачи, связанные с практическим выполнением трудовых заданий (планирование, выполнение заданий при помощи различных инструкций, образца, рисунка, словесный отчет - устный и письменный - о проделанной работе, рассказ о выполнении предстоящего задания и т. д.). Это способствует коррекции умственного развития обучающихся.
Анализ результатов исследования на констатирующем этапе эксперимента показал, что большинство обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеют низкий уровень сформированности самостоятельности, испытывают трудности в предварительном планировании деятельности, в подборе необходимых приёмов труда, в оценивании выполненной работы. Данные констатирующего эксперимента имеют практическое значение для выбора методов, приёмов и технологии при развитии самостоятельности у обучающихся на уроках профильного труда «Подготовка младшего обслуживающего персонала».
С обучающимися из экспериментальной группы была проведена коррекционно-развивающая работа посредством проектной деятельности, включающей разнообразные подходы к работе по развитию самостоятельности у обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Анализ результатов внедрения проекта показал, что после проведения коррекционно-развивающей работы на обучающем этапе эксперимента уровень сформированности самостоятельности обучающихся повысился. Проектный метод имеет неоценимое значение в трудовом обучении для пробуждения и развития осознанного интереса к предмету у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Такая методика работы по развитию самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) может быть использована учителями трудового обучения при работе с обучающимися, занимающимися по разным профилям трудовой подготовки. Результаты эксперимента подтвердили эффективность предложенной методики и показали, что её реализация в контексте широкой коррекционно-воспитательной работы способствует развитию у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) таких качеств, как ориентировка в задании, планирование, самоконтроль.
Таким образом, цель достигнута, задачи выполнены.



1. Агавелян, М. Г. Практикум по развитию социально¬перцептивной сферы умственно отсталых школьников [Текст] / М. Г. Агавелян. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 1999. - 157 с.
2. Аксенова, Л. И. Специальная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова ; под ред. Н. М. Назаровой. - М. : Академия, 2000. - 400 с.
3. Алексеева, Т. В. Подростки с нарушениями интеллекта / Т. В. Алексеева [Электронный ресурс]. - URL : http://do.teleclinica.ru/184462/(дата обращения 25.10.2017).
4. Бгажнокова, И. М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта [Текст] / И. М. Бгажнокова // Дефектология. - 1995. - № 5. - С. 30-32.
5. Бгажнокова, И. М. Обоснование изменения структуры и содержания обучения детей с нарушением интеллекта [Текст] / И. М. Бгажнокова // Дефектология. - 1995. - № 1. - С. 30-32.
6. Большой толковый словарь русских существительных. Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы [Текст] / под ред. Л. Г. Бабенко. - 2-е изд., стер. - М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА. - 159 с.
7. Васенков, Г. В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки умственно отсталых детей [Текст] / Г. В. Васенков // Дефектология. - 1997. - № 5. - С. 41-43.
8. Воронкова, В. В. Воспитание и обучение детей вспомогательной школы [Текст] / В. В. Воронкова. - М. : Педагогика, 1994. - 416 с.
9. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Школа-пресс, 1994. - 224 с.
10. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования.
Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Издательство АПН РСФСР, 1959. - 519 с.
11. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский, Т. М. Лифанова, М. А. Степанова. - М. : Просвещение, 1995. - 527 с.
12. Гнатюк, А. А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду [Текст] / А. А. Гнатюк // Дефектология. - 1986. - № 6. - С. 28-31.
13. Граборов, А. Н. Основы олигофренопедагогики [Текст] /
А. Н. Граборов. - М. : Классик стиль, 2003. - 248 с.
14. Дульнев, Г. М. Вопросы трудового обучения во вспомогательной школе [Текст] : сб. ст. / отв. ред. Г. М. Дульнев. - М. : Просвещение, 1965. - 135 с.
15. Дульнев, Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе [Текст] / Г. М. Дульнев. - М. : Просвещение, 1969. - 216 с.
16. Дульнев, Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе [Текст] / Г. М. Дульнев. - М. : Просвещение, 1981. - 176 с.
17. Дефектология [Текст] : словарь-справочник / авт.-сост.
С. С. Степанов ; под ред. Б. П. Пузанова. - М. : ТЦ СФЕРА, 2005. - 208 с.
18. Жаренков, Г. И. Коррекционная работа на уроках трудового обучения [Текст] / Г. И. Жаренков. - М. : Дрофа, 1998. - 148 с.
19. Замский, Х. С. История воспитания и обучения умственно отсталых детей [Текст] / Х. С. Замский. - М. : Просвещение, 1966. - 159 с.
20. Калинников, Л. В. Ручной труд как средство коррекции умственного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Л. В. Калинников // Дефектология. - 1998. - № 3. - С. 45-48.
21. Кащенко, В. П. Воспитание-обучение трудных детей [Текст] : Из опыта санатория-школы / В. П. Кащенко, С. Н. Крюков ; под ред.
В. П. Кащенко. - М., 1913. - 54 с.
22. Кащенко, В. П. Дефективные дети школьного возраста и всеобщее обучение [Текст] / В. П. Кащенко. - М., 1910. - 12 с.
23. Ковалев, А. Г. О стадиях подражательной деятельности ребенка. [Текст] / А. Г. Ковалев // Вопросы психологии личности : сб. статей / под ред. Е. И. Игнатьева. - М. : Учпедгиз, 1960. - С. 146-159.
24. Ковалева, Е. А. Методика обучения труду во вспомогательной школе [Текст] / Е. А. Ковалева. - М. : Педагогика, 1995. - 160 с.
25. Кожалиева, Ч. Б. Особенности содержания образования у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста [Текст] /
Ч. Б. Кожалиева // Дефектология. - 1995. - № 1. - С. 24-26.
26. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе [Текст] / под ред. Г. М. Дульнева. - М. : Педагогика, 1971. - 96 с.
27. Крылов, А. М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе [Текст] / А. М. Крылов // Дефектология. - 1993. - № 5. - С. 31-33.
28. Кузьмицкая, М. И. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе [Текст] / М. И. Кузьмицкая. - М., 1971. - 95 с.
29. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по спец. «Психология» / А. Н. Леонтьев ; под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. - М. : Смысл, 2000. - 511 с.
30. Малофеев, Н. Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения [Текст] / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова // Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. - 2009. - № 13. - С. 22-25.
31. Мирский, С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении [Текст] / С. Л. Мирский. - М. : Педагогика, 1990. - 160 с.
32. Мирский, С. Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах [Текст] / С. Л. Мирский // Дефектология. - 1986. - № 1. - С. 41-43.
33. Мирский, С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе [Текст] / С. Л. Мирский. - М. : Просвещение, 1988. - 183 с.
34. Мирский, С. Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе [Текст] /С. Л. Мирский. - М. : Просвещение, 1966. - 104 с.
35. Мозговой, В. М. Принципы и методы управления учебным процессом во вспомогательной школе [Текст] / В. М. Мозговой // Коррекционно-развивающая работа в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. - М., 1993.- С. 149 -153.
36. Нагорнюк, Л. Г. Профориентационная работа во вспомогательной школе-интернате [Текст] / Л. Г. Нагорнюк // Дефектология. - 1989. - № 4. - С. 46-49.
37. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов ; под ред. Н. Ю. Шведовой. - М. : Рус. яз., 1986. - 392 с.
38. Павлова, Н. П. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы [Текст] / Н. П. Павлова. - М. : Просвещение, 1992. - 190 с.
39. Певзнер, М. С. Динамика развития детей - олигофренов [Текст] / М. С. Певзнер, В. И. Лубовский. - М. : Наука, 1963. - 220 с.
40. Певзнер, М. С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности (вариант гидроцефалии) [Текст] / М. С. Певзнер, Л. И. Ростягайлова, Е. М. Мастюкова ; НИИ дефектологии АПН СССР. - М. : Педагогика, 1982. - 104 с.
41. Педагогика [Текст] : большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. - М. : Соврем. Слово, 2005. - 720 с.
42. Петрова, В. Г. Практическая и умственная деятельность детей - олигофренов [Текст] / В. Г. Петрова. - М. : Просвещение, 1968. - 158 с.
43. Пинский, Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития [Текст] / Б. И. Пинский. - М. : Педагогика, 1985.
- 128 с.
44. Пинский, Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников [Текст] / Б. И. Пинский. - М. : Изд-во Акад. пед. наук, 1962. - 319 с.
45. Пинский, Б. И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы [Текст] / Б. И. Пинский. - М. : Просвещение, 1969.
- 152 с.
46. Пороцкая, Т. И. Задачи и основные направления воспитательной работы во вспомогательной школе [Текст] / Т. И. Пороцкая. - М. : Просвещение, 1984. - 176 с.
47. Программы для 0 - 4 классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта) [Текст] / науч. рук. И. М. Бгажнокова. - М. : Дидакт, 1997. - 229 с.
48. Рубинштейн, С. Я. О воспитании привычек у детей [Текст] /
С. Я. Рубинштейн. - М. : Ин-т практ. психологии, 1996. - 40 с.
49. Совершенствование процессов социально-трудовой адаптации учащихся и выпускников вспомогательных школ [Текст] / отв. ред. Х. С. Замский. - Кишинев, 1990. - 169 с.
50. Сорокина, Г. М. Организация деятельности младших школьников на уроках трудового обучения [Текст] / Г. М. Сорокина // Дефектология. - 1989. - № 5. - С. 48-50.
51. Старобина, Е. М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью [Текст] / Е. М. Старобина. - М. : Издательство НЦ ЭНАС, 2003. - 120 с.
52. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах [Текст] / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. - М. : АСТ ; Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. - 93 с.
53. Фарафонтов, В. П. Воспитание стойких интересов к профессии в процессе обучения умственно отсталых школьников труду [Текст] / В. П. Фарафонтов // Дефектология. - 1987. - № 2. - С. 36-39.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]. - URL : ййр://минобрнауки.рф/документы (дата обращения: 15.10.2018).
55. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL : http://zakon-ob-obrazovanii.ru/(дата обращения: 15.10.2018).
56. Шинкоренко, В. А. О развитии элементов конструктивной деятельности у учащихся вспомогательной школы на уроках труда [Текст] /
B. А. Шинкоренко // Дефектология. - 1982. - № 2. - С. 38-41.
57. Щербакова, А. М. Формирование социальной компетентности у
учащихся старших классов специальных образовательных
учреждений VIII вида / А. М. Щербакова // Дефектология. - 2001. - № 4. -
C. 31-36.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ