Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДЕТСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Работа №57791

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2016
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
335
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проектной деятельности как средства развития познавательного интереса старших дошкольников
1.1. Психолого-педагогические исследования проблемы интереса 6
1.2 Особенности психического и личностного развития детей старшего
дошкольного возраста, обеспечивающие возможность развития познавательного интереса 19
1.3. Технологические аспекты организации детской проектной деятельности
1.4. Планирование образовательного процесса: сущность, виды, особенности
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Прикладные аспекты исследования проектной деятельности как средства развития познавательного интереса старших дошкольников
2.1. Определение уровня развития познавательного интереса детей
старшего дошкольного возраста: констатирующий эксперимент 36
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 40
2.3. Блочно-тематический план педагогической работы по применению проектной деятельности в формировании познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста 42
Выводы по второй главе 48
Заключение 49
Библиографический список литературы 50
Приложения 54


Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Для ребенка старшего дошкольного возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дошкольники познают все новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства и различия и задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений [12].
Процесс познания движется с двух сторон: с одной - организуется взрослым о предметном мире и мире деятельности взрослого, а с другой - идет активное самопознанием посредством практико-познавательной деятельности. Это приводит к формированию двух взаимосвязанных систем знаний: системы обобщенных представлений и системы систематизированных знаний. Обе они имеют огромное значение для интеллектуальной культуры человека: в первой задан уровень современного образования дошкольника, во второй отражается индивидуальный опыт, приобретаемый им самостоятельно познание окружающей действительности.
В современный период реформирования дошкольного образования особое значение приобретает исследование проблем проектной деятельности и влияние ее на развитие познавательного интереса дошкольника, которая признается учеными в области педагогики и психологии (Л.А.Венгер,Б.Г. Ананьев, В. Кильпатрик, А.Н. Поддьяков) [7,1,21,28,34].
Вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 №1155, основанный на Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» представляет целевые ориентиры, к которым необходимо стремиться, организуя педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении.
Ребенок старшего дошкольного возраста отличается любознательностью, активностью, развитием познавательного интереса и рядом других качеств.
Анализ нормативно-правовых документов, психолого-педагогической литературы, практики воспитания детей старшего возраста позволил выявить следующие противоречия:
- между высоким развивающим потенциалом проектной деятельности и не достаточностью ее использования в образовательном процессе, осуществляемом в группах старшего дошкольного возраста.
-между изученностью сущностных и структурных особенностей проектной деятельности и слабой теоретико-методической разработанностью возможностей их использования в качестве средства развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, состоящую в изучении педагогических возможностей метода проекта в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения и, в частности, процессе содействия развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
В рамках данной проблемы была определена тема исследования: «Планирование работы по развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредствам детского проектирования»
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка блочно-тематического плана педагогической работы по развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством детского проектирования.
Объект исследования: развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: планирование работы по развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Контингент исследования: дети 6-7 лет
Достижение поставленной цели обеспечивалось решением следующих задач исследования:
1.Обосновать актуальность проблемы развития познавательного интереса.
2.Осуществить теоретическое обоснование организации проектной деятельности для развития познавательного интереса старшего дошкольника.
3. Разработать блочно-тематический план по применению проектной деятельности в формировании познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Методологические основа исследования: труды Б.Г.Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выгодского, А.В.Запорожца, Д.Б. Эльконина, А.Н.Леонтьева, А.Н. Поддьякова, Л.С.Рубинштейна о сущности и особенностях развития познавательных интересов детей дошкольного возраста; работы Л.А. Венгера, Б.Г.Ананьева, В. Кильпатрик, А.Н. Поддьякова о проектной деятельности и ее влияние на развитие познавательного интереса дошкольника.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: изучение специальной и психолого-педагогической литературы, сравнительный ретроспективный анализ первоисточников.
2. Эмпирический метод - педагогическое обследование детей.
3. Метод анализа и обобщения результатов, графического анализа данных.
4. Метод проектирования.
База исследования: МБДОУ «Курашимский детский сад «Лесная сказка» Пермского муниципального района.
Практическая значимость: разработка блочно-тематического плана педагогической работы по применению проектной деятельности в формировании познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Структура: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка (40 источников), приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогических исследований позволяет говорить о том, что проблема познавательного интереса довольно широко разработана как в зарубежной, так и в отечественной психологии и педагогике и нашла своё отражение во многих концепциях, рассматривающих сущность метода проекта и особенности развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является сензитивным для развития познавательного интереса, который ещё не осознается ребёнком, но уже начинает выдвигаться на первый план, замещая игру.
Для выявления уровня развития познавательной мотивации использовались диагностические материалы Л.Н.Прохоровой, В.С.Юркевич, Э.А.Барановой, Н.И. Ганошенко. Данные диагностики позволили определить уровни развития познавательного интереса детей группы. Анализ результатов был учтен при разработке блочно-тематического плана педагогической работы по развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством детского проектирования: исследовательско-творческого, ролево-игрового, информационно-практико-ориентированного, творческого, которые представляют собой проблемные ситуации и занятия опытно-экспериментальной деятельности. Все включенные в план проекты имеют методическое сопровождение в виде паспортов
Мы предполагаем, что реализация блочно-тематического плана позволит эффективно использование образовательные возможности проектной деятельности в развитии познавательного интереса старших дошкольников.
Перспективой нашего исследования будет апробация разработанного плана, оценка эффективности его реализации; возможно, корректировка некоторых положений и подходов; трансляция итогов работы в дошкольных учреждениях Пермского района.



1. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев /, Психология. - Л., 1959
2. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. - М.: Педагогика, 1992
3. Бабанский Ю.К. Педагогика. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983.
4. Баранова Э.А.Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников/ Э.А.Баранова/.-СПб.: Речь, 2005
5. Березина Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. - 2013, № 8
6. Боровлева А. В. Проектный метод - как средство повышения качества образования / А. В. Боровлева // Управление ДОУ. - 2006. - №7.
7. Венгер Л.А. Психология / Л.А.Венгер, В.С.Мухина. М.:
Просвещение, 1988
8. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Н.Е Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика- Синтез, 2008
9. Верховкина М.Е..АтароваА.Н. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах - СПб .: Издательство КАРО,2013
10. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2009 №6.
11. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М.: Айрис- пресс, 2008
12. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1984. - т. 4.
13. Грибанова М.В. Технология блочно-тематического планирования как формат оптимизации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях./Совершенствование образовательного и коррекционно-развивающего процессов в дошкольных учреждениях//Томск.: ЦНТИ, 2012.
14. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2 -е изд. - М.: Просвещение, 2011.
15. Гогоберибзе А.Г. Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения-СПб.: Питер,2013
16. Данюкова А. А вы любите проекты?//Обруч. - 2001. - №4.
17. Дыбина, О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. Монография / О.В. Дыбина. - М.: Педагогическое общество России, 2002
18. Евдокимова Е. С. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3.
19. Запорожец, А.В., Эльконин, Д.Б. Психология детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1964
20.Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети/М.А.Захарова, Е.В.Костина.-М.: Школьная пресса, 2010
21. Карелина И.О.Дошкольная педагогика: курс лекций ;учебно - методическое пособие.:Рыбинск:филиалЯГПУ,2012
22. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. - сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 96 с.
23. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб.: Акцидент, 2010.
24. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2002
25. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. - Л.: Изд. ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1963
26. Коломийченко Л.В., Григорьева Ю.С., Грибанова М.В., Зорина Н.А., Половодова Л.С., Прозументик О.В., Токаева Т.Э. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования: учебник / Л.В. Коломийченко, Ю.С. Григорьева, М.В. Грибанова, Н.А.Зорина, Л.С. Половодова, О.В.Прозументик, Т.Э.Токаева; под ред. О.В.Прозументик, Н.А.Зориной; ПГПУ- Пермь, 2013
27. Кильпатрик В. Основы метода проекта. М.-Л., 1928.
28. Крылова Н.М Детский сад-дом радости/ Программа целостного, комплексного, интегрированного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности. - М:. Творческий Центр Сфера, 2014
29. Куликова, Т. А.Воспитание познавательных интересов и любознательности / Т. Куликова // Воспитателю о работе с семьей / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М., 1989
30. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев // Психология эмоций: Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гипенрейтер. - М.: Изд - во МГУ,1984
31. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. - М., 1983
32. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. Л.Д. Морозова. - М.: ТЦ Сфера, 2010
33. Патронова И. Проектный метод/ И. Патронова // Дошкольное воспитание.- 2007 №3
34. Поддьяков, А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Автореф. дис. ... докт. пс. наук. - М., 2001
35. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2006
36. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1973
37. Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир: Книга для воспитателей детского сада / Е.В. Субботский. - М.: Просвещение, 1991
38. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.
39. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. - М., 1971
40. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин; Ред.- сост. Б.Д. Эльконин. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» 2005с.
Интернет ресурсы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
2. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"http: //www.garant .ru/products/ipo/prime/doc/70412244/
3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/
4. Методические рекомендации «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования http://www.fjro.ru/wp-cpnteni/uploads/2014/11/Met rek RPPS.pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ