Было проведено экспериментальное исследование.
Выборка: В исследовании приняли участие 61 человек в возрасте от 22 до 52 лет, средний возраст по выборке составил 30 лет.
В состав выборки вошли 28 мужчин и 33 женщины.
Есть приложение (Результаты факторного анализа).
Введение 2
Глава 1.Теоретический анализ сущности и социально-психологических основ корпоративной культуры коммерческой организации 5
1.1 Корпоративная культура: ее сущность ее цели, особенности 5
1.2 Структура и виды корпоративной культуры 9
1.3 Социально-психологические основы корпоративной культуры 16
Выводы по главе 1 22
Глава 2.Эмпирическое исследование психологических особенностей корпоративной культуры на примере коммерческой организации 24
2.1Характеристика выборки и эмпирическая база исследования 24
2.2Методы и методики исследования 25
2.3Результаты эмпирического исследования психологических основ корпоративной культуры коммерческих организаций 28
Выводы по главе 2 40
Заключение 41
Библиографический список 43
Приложение 1 46
Эффективность управления персоналом в коммерческой организации зависит от умения создавать, изменять, совершенствовать и управлять корпоративной культурой.
Важным условием для совершенствования корпоративной культуры туристической организации выступает понимание сущности и ее значения, именно это поможет администрации организации эффективно ею управлять.
Но в организациях с устоявшейся корпоративной культурой она отделяется от сотрудников и превращается в фактор организации, её часть оказывает активное воздействие на сотрудников организации, которое модифицирует их поведение в соответствии с теми ценностями и нормами, составляющие её основу.
Компании, которые грамотно сформировали, свою корпоративную культуру пользуются, высоким престижем на рынке и является привлекательной для потенциальных сотрудников и партнеров по бизнесу.
Недостаточная разработанность в теоретическом и практическом плане проблемы построения эффективной корпоративной культуры организации и анализа её воздействия на повышение эффективности управления персоналом определили актуальность данной работы.
Степень изученности проблемы. Основы научного изучения организационной культуры заложил американский психолог Эдгар Шейн. Он определил понятие организационной культуры, выделил ее уровни, разработал классификацию ее видов. В отечественной науке вопросами изучения организационной культуры занимались Акперов И.Г., Масликова Ж.В., Кандария И.А., Лапина Т.А., Максименко А.А., Липатов С.А., Моргунов Е.Б., Спивак В.А., Стеклова О.Е., Тихомирова О.Г., Тощенко Ж.Т., Могутнова Н.Н. и др. В рамках изучения социально-психологических основ корпоративной культуры на современном этапе развития науки исследованы некоторые аспекты этнических (Г.Хофштед) и профессиональных факторов становления корпоративной культуры, рассмотрено влияние создателя организации на ее культуру (Манфред Ф.Р., К. де Врие, Д. Миллер).
Гипотеза исследования: корпоративная культура базируется на социально-психологических особенностях трудового коллектива и руководства организации: от социально-психологического климата, уровня социально-психологического развития коллектива, стиля руководства и психологической пригодности руководителя к выполнению своих функций зависят уровень и тип организационной культуры.
Объект исследования – корпоративная культура.
Предмет исследования – социально-психологические основы корпоративной культуры.
Цель данного исследования заключается в анализе психологических особенностей корпоративной культуры коммерческой организации.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать корпоративную культуру: ее сущность ее цели, особенности.
2. Исследовать структуру и виды корпоративной культур.
3. Выявить социально-психологические основы корпоративной культуры.
4. Провести эмпирическое исследование взаимосвязей между социально-психологическими характеристиками организаций и особенностями корпоративной культуры.
5. Сформулировать выводы о социально-психологических основах корпоративной культуры коммерческой организации.
Практическая значимость исследования: полученные данные также могут быть применены руководителями организаций для повышения уровня корпоративной культуры и эффективности деятельности подчиненных.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Проведенн.ый в данн.ой работе теоретическ.ий и эмпирическ.ий анал.из социально-психологическ.их осн.ов корпоративн.ой культу.ры позволя.ет сформулировать следующ.ие выводы:
Проанализиров.ав наибол.ее распространенн.ые определен.ия понят.ия «корпоративн.ая культура», мож.но сделать вывод, что корпоративн.ая культу.ра являет.ся совокупност.ью обществен.но прогрессивн.ых норм, прав.ил и стандартов, принят.ых и поддерживаем.ых в области организационн.ых отношений. Основны.ми целя.ми корпоративн.ой культуры, являют.ся отражен.ие специфи.ки организации, определен.ие ее «лица», содейств.ие ее росту и развитию.
Бы.ли выделе.ны основн.ые элементы корпоративн.ой культу.ры образовательн.ой организации: мисс.ия организации; це.ли организации; ценности организации; нор.мы поведения; социально-психологическ.ий клим.ат в коллективе; информационн.ый диза.йн (фирменн.ый стиль). Корпоративн.ую культу.ру необходи.мо изучать, следить .за ее формированием, совершенствовать и регулировать .ее изменения.
Проведенн.ый анал.из позвол.ил заключить, что .по результат.ам социализац.ии формирует.ся приверженность сотрудник.ов организации, складывающая.ся из тр.ех составляющих: чувст.ва вовлеченности в работу, лояльности .по отношен.ию к предприят.ию и довер.ия е.го ценностям. Приверженность множест.ва сотрудник.ов организации, сформировавшая.ся вследств.ие социализации, оказыва.ет соответствующ.ее влиян.ие на общ.ую культу.ру организации. Несмот.ря на относительн.ую представленность в современн.ой научн.ой литерату.ре данн.ых о социально-психологическ.их основ.ах организационн.ой культуры, мож.но констатировать, что выбранн.ая те.ма на современн.ом эта.пе развит.ия нау.ки изуче.на недостаточно. Д.ля изучен.ия социально-психологическ.их осн.ов корпоративн.ой культу.ры требует.ся эмпирическ.ое исследование.
Высок.ий урове.нь корпоративн.ой культу.ры формирует.ся на осно.ве высоко.го уров.ня социально-психологическо.го развит.ия группы, коллегиально.го сти.ля руководст.ва и высок.ой психологическ.ой пригодности руководите.ля к выполнен.ию сво.их функций. Низк.ий урове.нь корпоративн.ой культу.ры формирует.ся на осно.ве низко.го уров.ня социально-психологическо.го развит.ия группы, попустительско.го сти.ля руководст.ва и низк.ой психологическ.ой пригодности руководите.ля к выполнен.ию сво.их функций. Результаты факторно.го анали.за свидетельству.ют о значимости социально-психологическ.их особенност.ей руководителя, трудово.го коллекти.ва и общ.ей социально-психологическ.ой направленности организац.ии (на общение, .на задачу, .на творчество) в формирован.ии корпоративн.ой культуры.
По результат.ам проведенно.го исследован.ия установлено, что к чис.лу социально-психологическ.их осн.ов корпоративн.ой культу.ры относят.ся социально-психологическ.ие особенности трудово.го коллекти.ва (преж.де всего, урове.нь социально-психологическо.го развит.ия коллектива) и особенности руководст.ва (преж.де всего, психологическ.ая и профессиональн.ая грамотность руководителя). П.ри эт.ом определяющ.ую ро.ль в формирован.ии организационн.ой культу.ры игра.ет руководитель: имен.но он воздейству.ет и .на социально-психологическ.ие характеристи.ки трудово.го коллектива, и .на особенности трудово.го процесса.
Следовательно, гипоте.за исследован.ия подтвердилась.