Поставка для государственных и муниципальных нужд (Алтайский Государственный Университет)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД 6
1.1 Понятие договора поставки для государственных и муниципальных нужд 6
1.2 Место договора поставки в системе гражданско-правовых обязательств 15
ГЛАВА 2. ЭЛЕМЕНТЫ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД 23
2.1 Стороны договора поставки 23
2.2 Условия договора поставки 33
2.3 Форма договора поставки 42
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД 50
3.1 Порядок заключения договора поставки 50
3.2 Урегулирование разногласий при заключении договора поставки 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД 6
1.1 Понятие договора поставки для государственных и муниципальных нужд 6
1.2 Место договора поставки в системе гражданско-правовых обязательств 15
ГЛАВА 2. ЭЛЕМЕНТЫ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД 23
2.1 Стороны договора поставки 23
2.2 Условия договора поставки 33
2.3 Форма договора поставки 42
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД 50
3.1 Порядок заключения договора поставки 50
3.2 Урегулирование разногласий при заключении договора поставки 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
В России в постсоветский период появилась необходимость самостоятельной регламентации вопросов осуществления поставок для государственных и муниципальных нужд. Причин тому было несколько. Во-первых, явно проявилась проблема коррумпированности и злоупотреблений в сфере осуществления государственных и муниципальных поставок, проблема хищению бюджетных средств. Во-вторых, сфера государственных и муниципальных поставок изначально оказалась фактически закрытой для среднего и, особенно, для малого бизнеса, то есть исчез элемент здоровой конкуренции. Для малого и среднего бизнеса возможность участия в государственных и муниципальных закупках – это способ обеспечить свою деятельность, в том числе в аспекте возможности получения стабильного и своевременного дохода.
В результате, законодательство о государственных и муниципальных закупках на протяжении уже третьего десятилетия, активно изменяется. Однако изменение правового регулирования, создание контрактной системы не позволило решить обозначенные выше проблемы. Сохраняется и коррупция, и ограничение доступа к участию в государственных и муниципальных закупках. Следовательно, необходимо проведение исследований, чтобы не только выявить правовые и практические проблемы, но и предложить направления совершенствования законодательства для минимизации разного рода рисков.
Изложенное свидетельствует об актуальности темы исследования, что и стало причиной для ее выбора для изучения.
Цель исследования – проведение комплексного анализ поставки для государственных и муниципальных нужд, выявление проблем правоприменения.
Для достижения поставленной при написании настоящей работы цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие договора поставки для государственных и муниципальных нужд;
определить место договора поставки в системе гражданско-правовых обязательств;
охарактеризовать стороны договора поставки;
провести анализ условий договора поставки;
исследовать нормативные положения о форме договора поставки;
проанализировать порядок заключения договора поставки;
провести анализ урегулирования разногласий при заключении договора поставки.
Объектом исследования являются правоотношения, связанные с осуществлением поставок для государственных и муниципальных нужд.
Предмет исследования – законодательство Российской Федерации, регламентирующее осуществление поставки для государственных и муниципальных нужд, теоретические воззрения в данной сфере, а также правоприменительная практика, позиции высших судов.
В процессе написания данной работы использовались формально-логический метод, сравнительно-правовой, метод анализа и иные методы научного познания, которые способствовали всестороннему исследованию поставленных вопросов.
Формально-логический метод позволяет выстроить логические умозаключения для обоснования суждений. Сравнительно-правовой метод был использован при анализе законодательства для целей выявления сущностных сходств и отличий наряду с методом анализа.
Степень разработанности темы государственных и муниципальных поставок относительно невелика, хотя она представляет интерес для исследования в силу ее актуальности. Среди работ, посвященных вопросу поставок для государственных и муниципальных нужд, можно выделить труд С.С. Шиховой «Гражданско-правовое регулирование поставки товаров для государственных и муниципальных нужд», работу В.Г. Блинова «Правовое регулирование частных и публичных отношений при поставке товаров для государственных нужд», а также С.А. Бордуновой «Правовое регулирование государственных и муниципальных заказов по законодательству Российской Федерации».
Нормативная база исследования включает в себя нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, регулирующих вопросы осуществления поставки для государственных и муниципальных нужд, в том числе утративших силу для целей проведения ретроспективного анализа развития законодательства о государственных и муниципальных закупках, а также подзаконные нормативные акты, регулирующие вопросы, связанные с заключением и исполнением обязательств в рамках поставки для государственных и муниципальных нужд.
Эмпирическую основу исследования составили правовые позиции высших судов, правоприменительная, в том числе судебная практика.
Настоящая работа включает в себя введение, основную часть, разделенную на три главы, заключение и библиографический список.
В результате, законодательство о государственных и муниципальных закупках на протяжении уже третьего десятилетия, активно изменяется. Однако изменение правового регулирования, создание контрактной системы не позволило решить обозначенные выше проблемы. Сохраняется и коррупция, и ограничение доступа к участию в государственных и муниципальных закупках. Следовательно, необходимо проведение исследований, чтобы не только выявить правовые и практические проблемы, но и предложить направления совершенствования законодательства для минимизации разного рода рисков.
Изложенное свидетельствует об актуальности темы исследования, что и стало причиной для ее выбора для изучения.
Цель исследования – проведение комплексного анализ поставки для государственных и муниципальных нужд, выявление проблем правоприменения.
Для достижения поставленной при написании настоящей работы цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие договора поставки для государственных и муниципальных нужд;
определить место договора поставки в системе гражданско-правовых обязательств;
охарактеризовать стороны договора поставки;
провести анализ условий договора поставки;
исследовать нормативные положения о форме договора поставки;
проанализировать порядок заключения договора поставки;
провести анализ урегулирования разногласий при заключении договора поставки.
Объектом исследования являются правоотношения, связанные с осуществлением поставок для государственных и муниципальных нужд.
Предмет исследования – законодательство Российской Федерации, регламентирующее осуществление поставки для государственных и муниципальных нужд, теоретические воззрения в данной сфере, а также правоприменительная практика, позиции высших судов.
В процессе написания данной работы использовались формально-логический метод, сравнительно-правовой, метод анализа и иные методы научного познания, которые способствовали всестороннему исследованию поставленных вопросов.
Формально-логический метод позволяет выстроить логические умозаключения для обоснования суждений. Сравнительно-правовой метод был использован при анализе законодательства для целей выявления сущностных сходств и отличий наряду с методом анализа.
Степень разработанности темы государственных и муниципальных поставок относительно невелика, хотя она представляет интерес для исследования в силу ее актуальности. Среди работ, посвященных вопросу поставок для государственных и муниципальных нужд, можно выделить труд С.С. Шиховой «Гражданско-правовое регулирование поставки товаров для государственных и муниципальных нужд», работу В.Г. Блинова «Правовое регулирование частных и публичных отношений при поставке товаров для государственных нужд», а также С.А. Бордуновой «Правовое регулирование государственных и муниципальных заказов по законодательству Российской Федерации».
Нормативная база исследования включает в себя нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, регулирующих вопросы осуществления поставки для государственных и муниципальных нужд, в том числе утративших силу для целей проведения ретроспективного анализа развития законодательства о государственных и муниципальных закупках, а также подзаконные нормативные акты, регулирующие вопросы, связанные с заключением и исполнением обязательств в рамках поставки для государственных и муниципальных нужд.
Эмпирическую основу исследования составили правовые позиции высших судов, правоприменительная, в том числе судебная практика.
Настоящая работа включает в себя введение, основную часть, разделенную на три главы, заключение и библиографический список.
Обобщая результаты исследования, проведенного в связи с написанием настоящей работы, можно сделать следующие итоговые выводы.
Договор поставки для государственных и муниципальных нужд – это в соответствии с нормативным регулированием, разновидность договора купли-продажи. Контракт на поставку для государственных и муниципальных нужд отличается от договора поставки, который также определен как разновидность договора купли-продажи в аспекте субъектного состава сторон, наличия дополнительного контроля и управления. Кроме того, само понятие поставки для государственных и муниципальных нужд является более широким по сравнению с поставкой в силу того, что законодатель, дополнительно регулируя правоотношения, включил в понятие поставки для государственных и муниципальных нужд не только куплю-продажу товара, но и выполнение работ, а также оказание услуг.
Договор поставки занимает важное место среди иных договоров в силу его широкого распространения и возможности использования для удовлетворения потребностей предпринимателей. При этом, цель использования товара, приобретаемого по договору поставки, ограничена только запретом на использование в личных, домашних и тому подобных целях, которые нельзя определить как связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Поставка для государственных и муниципальных нужд выделена также за счет специфичного статуса покупателя (заказчика) по договору, а также порядка заключения и исполнения договора. Вопросы заключения, исполнения поставки для государственных и муниципальных нужд, а также анализ субъектного состава контракта, заключаемого для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, более подробно рассмотрены в главах второй и третьей настоящей работы.
Сторонами договора поставки для государственных или муниципальных нужд являются поставщик (исполнитель) и государственный или муниципальный заказчик. Договор поставки в зависимости от характера и сущности государственного контракта может заключаться между покупателем и поставщиком. На стороне поставщика (исполнителя) могут выступать юридические лица, физические лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя и не имеющие его. Требования к участникам закупки в целом определены в федеральном законодательстве, однако допускается расширение количества требования как со стороны заказчика, так и со стороны Правительства Российской Федерации, которое вправе определять случаи, когда необходимо устанавливать определенные требования в зависимости от существа контракта, от предмета сделки, а также иных факторов.
Условия договора поставки для государственных и муниципальных нужд определяется в соответствии с законом и договором, в котором стороны конкретизируют условия исполнения обязательств. Поскольку для целей регулирования правоотношений по договору поставки для государственных и муниципальных нужд применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки, условия во многом определяются указанными нормами. На сегодняшний день присутствует проблема правоприменения в аспекте конкретизации положений договора поставки для государственных и муниципальных нужд о периодичности поставки, а также о наличии необходимости направления заявок. Несмотря на то, что на практике возникают споры об исполнении обязательств в данной части, закреплять на нормативном уровне допустимую периодичность, как представляется, не нужно, потому что потребности государственных органов и органов местного самоуправления, а также организаций, в интересах которых заключается контракт, различны. Единообразие приведет к возникновению проблем практического плана.
Для договора поставки для государственных и муниципальных нужд действующее законодательство предусматривает необходимость соблюдения письменной формы. Несоблюдение письменной формы договора влечет за собой негативные последствия для сторон. Особенно – для поставщика, который в отсутствие надлежащим образом зафиксированных обязательств лишается возможности требовать оплаты за поставленный товар. Однако исследование и анализ судебной правоприменительной практики позволил сделать вывод, что возможность взыскания стоимости поставленного товара сохраняется, если у поставщика есть обязанность по поставке товаров вне зависимости от наличия контракта. Подобный подход в отсутствие четких и недвусмысленных формулировок закона представляется неверным, поскольку оставляет возможность для разного рода злоупотреблений. Вместе с тем подобные экстренные поставки могут быть крайне необходимы, в связи с чем законодательство в этой части следует пересмотреть, четко отграничив случаи возможности осуществления поставки для экстренных нужд.
Договор поставки для государственных или муниципальных нужд заключается во исполнение государственного или муниципального контракта. Заключение договора предполагает необходимость совершения заказчиком действий по прикреплению поставщика к покупателю. Далее договор заключается между поставщиком и покупателем, но при этом у покупателя есть право на полный или частичный отказ от заключения договора поставки в соответствии с собственными нуждами. В целом данное положение закона не вызывает возражений, однако стоит отметить, что возникновение подобной ситуации может быть обусловлено тем, что до заключения государственного или муниципального контракта не были в полной мере определены потребности покупателей, что недопустимо, поскольку речь идет о планировании и расходовании бюджетных средств. С учетом положения о том, что в случае отказа покупателя от заключения договора поставки на заказчика возлагается обязанность по принятию товара или определению иного покупателя, или по возмещению убытков поставщику, необходимо более детально прорабатывать подобные контракты на стадии планирования. В противном случае есть риск неоправданного расходования бюджетных средств.
В случае возникновения разногласий относительно предложенного к заключению проекта договора поставки, следует в обязательном порядке принимать меры к урегулированию спора. Само по себе несогласие с условиями договора в отсутствие активных действий, направленных на урегулирование спора, не может рассматриваться как надлежащее поведение. Анализ судебной правоприменительной практики позволил сделать вывод, что суды подобное бездействие не принимают как оправдывающее отказ от заключения договора полностью либо в части, вследствие чего иски о взыскании убытков удовлетворяются.
В целях совершенствования правового регулирования по договору поставки для государственных и муниципальных нужд предлагается изменить положения части первой статьи 528 Гражданского кодекса Российской Федерации, изложив ее в новой редакции:
«1. Проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным или муниципальным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними. Проект государственного или муниципального контракта составляется с соблюдением простой письменной формы».
Договор поставки для государственных и муниципальных нужд – это в соответствии с нормативным регулированием, разновидность договора купли-продажи. Контракт на поставку для государственных и муниципальных нужд отличается от договора поставки, который также определен как разновидность договора купли-продажи в аспекте субъектного состава сторон, наличия дополнительного контроля и управления. Кроме того, само понятие поставки для государственных и муниципальных нужд является более широким по сравнению с поставкой в силу того, что законодатель, дополнительно регулируя правоотношения, включил в понятие поставки для государственных и муниципальных нужд не только куплю-продажу товара, но и выполнение работ, а также оказание услуг.
Договор поставки занимает важное место среди иных договоров в силу его широкого распространения и возможности использования для удовлетворения потребностей предпринимателей. При этом, цель использования товара, приобретаемого по договору поставки, ограничена только запретом на использование в личных, домашних и тому подобных целях, которые нельзя определить как связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Поставка для государственных и муниципальных нужд выделена также за счет специфичного статуса покупателя (заказчика) по договору, а также порядка заключения и исполнения договора. Вопросы заключения, исполнения поставки для государственных и муниципальных нужд, а также анализ субъектного состава контракта, заключаемого для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, более подробно рассмотрены в главах второй и третьей настоящей работы.
Сторонами договора поставки для государственных или муниципальных нужд являются поставщик (исполнитель) и государственный или муниципальный заказчик. Договор поставки в зависимости от характера и сущности государственного контракта может заключаться между покупателем и поставщиком. На стороне поставщика (исполнителя) могут выступать юридические лица, физические лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя и не имеющие его. Требования к участникам закупки в целом определены в федеральном законодательстве, однако допускается расширение количества требования как со стороны заказчика, так и со стороны Правительства Российской Федерации, которое вправе определять случаи, когда необходимо устанавливать определенные требования в зависимости от существа контракта, от предмета сделки, а также иных факторов.
Условия договора поставки для государственных и муниципальных нужд определяется в соответствии с законом и договором, в котором стороны конкретизируют условия исполнения обязательств. Поскольку для целей регулирования правоотношений по договору поставки для государственных и муниципальных нужд применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки, условия во многом определяются указанными нормами. На сегодняшний день присутствует проблема правоприменения в аспекте конкретизации положений договора поставки для государственных и муниципальных нужд о периодичности поставки, а также о наличии необходимости направления заявок. Несмотря на то, что на практике возникают споры об исполнении обязательств в данной части, закреплять на нормативном уровне допустимую периодичность, как представляется, не нужно, потому что потребности государственных органов и органов местного самоуправления, а также организаций, в интересах которых заключается контракт, различны. Единообразие приведет к возникновению проблем практического плана.
Для договора поставки для государственных и муниципальных нужд действующее законодательство предусматривает необходимость соблюдения письменной формы. Несоблюдение письменной формы договора влечет за собой негативные последствия для сторон. Особенно – для поставщика, который в отсутствие надлежащим образом зафиксированных обязательств лишается возможности требовать оплаты за поставленный товар. Однако исследование и анализ судебной правоприменительной практики позволил сделать вывод, что возможность взыскания стоимости поставленного товара сохраняется, если у поставщика есть обязанность по поставке товаров вне зависимости от наличия контракта. Подобный подход в отсутствие четких и недвусмысленных формулировок закона представляется неверным, поскольку оставляет возможность для разного рода злоупотреблений. Вместе с тем подобные экстренные поставки могут быть крайне необходимы, в связи с чем законодательство в этой части следует пересмотреть, четко отграничив случаи возможности осуществления поставки для экстренных нужд.
Договор поставки для государственных или муниципальных нужд заключается во исполнение государственного или муниципального контракта. Заключение договора предполагает необходимость совершения заказчиком действий по прикреплению поставщика к покупателю. Далее договор заключается между поставщиком и покупателем, но при этом у покупателя есть право на полный или частичный отказ от заключения договора поставки в соответствии с собственными нуждами. В целом данное положение закона не вызывает возражений, однако стоит отметить, что возникновение подобной ситуации может быть обусловлено тем, что до заключения государственного или муниципального контракта не были в полной мере определены потребности покупателей, что недопустимо, поскольку речь идет о планировании и расходовании бюджетных средств. С учетом положения о том, что в случае отказа покупателя от заключения договора поставки на заказчика возлагается обязанность по принятию товара или определению иного покупателя, или по возмещению убытков поставщику, необходимо более детально прорабатывать подобные контракты на стадии планирования. В противном случае есть риск неоправданного расходования бюджетных средств.
В случае возникновения разногласий относительно предложенного к заключению проекта договора поставки, следует в обязательном порядке принимать меры к урегулированию спора. Само по себе несогласие с условиями договора в отсутствие активных действий, направленных на урегулирование спора, не может рассматриваться как надлежащее поведение. Анализ судебной правоприменительной практики позволил сделать вывод, что суды подобное бездействие не принимают как оправдывающее отказ от заключения договора полностью либо в части, вследствие чего иски о взыскании убытков удовлетворяются.
В целях совершенствования правового регулирования по договору поставки для государственных и муниципальных нужд предлагается изменить положения части первой статьи 528 Гражданского кодекса Российской Федерации, изложив ее в новой редакции:
«1. Проект государственного или муниципального контракта разрабатывается государственным или муниципальным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними. Проект государственного или муниципального контракта составляется с соблюдением простой письменной формы».
Подобные работы
- Правовое регулирование договора поставки для государственных нужд
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - Гражданско-правовые способы обеспечения государственных нужд
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Сравнительно-правовой анализ законодательства о размещении заказов (государственных закупок) России и зарубежных стран (Гражданское право и процесс зарубежных стран, Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2021 - Систематизация законодательства (Алтайский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - Административно-правовое регулирование государственных закупок (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2020 - Муниципальный заказ на жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) как инструмент развития конкуренции (Управление городским хозяйством, Алтайский институт экономики (филиал Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики))
Контрольные работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2020 - Комплексные программы развития экономики страны (Государственное регулирование экономики, Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - Региональные социально-экономические программы как элемент управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов (на примере Алтайского края)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Влияние механизмов государственно-частного партнерства на повышение доступности и качества услуг сферы здравоохранения
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



