МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ КАК ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ И ВО ВРЕМЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ
РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ 7
1.2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17
1.3. ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК ФОРМА ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО МАТЕМАТИКЕ 35
2.1. ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО МАТЕМАТИКЕ 35
2.2. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО
МАТЕМАТИКЕ НА ОСНОВЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ 45
2.3. ХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО
ВНЕДРЕНИЮ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ 54
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ И ВО ВРЕМЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ
РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ 7
1.2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17
1.3. ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК ФОРМА ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО МАТЕМАТИКЕ 35
2.1. ТРАДИЦИОННЫЕ И НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО МАТЕМАТИКЕ 35
2.2. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО
МАТЕМАТИКЕ НА ОСНОВЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ 45
2.3. ХОД И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО
ВНЕДРЕНИЮ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ 54
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
Актуальность исследования. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) является основной формой государственной итоговой аттестации выпускников школ и к тому же формой вступительных испытаний при поступлении в вузы. КИМы - контрольно-измерительные материалы или иначе
стандартизированный комплекс заданий ЕГЭ. В настоящее время учащимся предлагается два уровня сдачи ЕГЭ по математике: базовый и профильный. В данной работе будем рассматривать подготовку учащихся к ЕГЭ по математике на базовом уровне. Известно, что комплекс КИМов по математике базового уровня состоит из двадцати заданий с кратким ответом, которым является целое число, или конечная десятичная дробь, или последовательность цифр. Ответ нужно либо посчитать, либо выбрать один из предлагаемых вариантов. Данный экзамен называется базовым, так как он направлен на проверку базовых умений и навыков решения математических задач, связанных с практическими ситуациями из повседневности.
В работе рассматривается проблема подготовки учащихся к ЕГЭ по математике базового уровня с применением групповых форм работы. Этой темой занимались многие педагоги-методисты Гикал Л.В., Иванова М.Н., Рогожникова М.Г., Есина Е.В., Гросс С.А и др.
Анализ работ этих и других авторов позволил нам выявить основные требования к организации групповой формы работы на уроке и во внеурочной деятельности, методы и приемы организации подготовки старшеклассников к итоговому тестированию по математике. Однако мы не встретили практически ни одной работы, которая была бы посвящена непосредственно вопросу подготовки учащихся к ЕГЭ по математике базового уровня с применением групповых форм работы.
Таким образом, проблема исследования состоит в изучении возможностей применения групповых форм обучения в процессе подготовки старшеклассников к ЕГЭ по математике.
По окончанию школы учащимся необходимо сдать как минимум базовый уровень ЕГЭ по математике, поэтому перед учителями стоит задача - подготовить каждого ученика для сдачи ЕГЭ по математике базового уровня. Групповые формы работы при подготовке учащихся к экзамену помогут включить в процесс работы каждого учащегося в классе. Данное исследование поможет учителям математики (а также учителям других предметов) изучить и применить различные способы групповой подготовки учащихся к ЕГЭ, благодаря чему многие учащиеся покажут более высокие результаты по итогам экзамена.
Цель данной работы состоит в разработке методики использования групповых форм подготовки учащихся к ЕГЭ по математике базового уровня.
Объект исследования - система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике базового уровня.
Предмет исследования - групповые формы подготовки учащихся к ЕГЭ по математике базового уровня.
Для осуществления поставленной выше цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить различные литературные источники и методики, которые посвящены подготовке учащихся к ЕГЭ по математике.
2. Изучить литературные источники, в которых имеется информация о групповых формах обучения учащихся.
3. Структурировать полученную информацию, выявить наиболее эффективные методы и формы подготовки учащихся к ЕГЭ базового уровня.
4. Разработать методику применения групповой формы подготовки учащихся к ЕГЭ по математике, а также апробировать ее в ходе практического применения.
Гипотеза: если при подготовке учащихся к ЕГЭ по математике базового уровня использовать формы групповой работы, то это позволит включить в работу каждого учащегося, повысить качество подготовки учащихся к итоговому тестированию и, как следствие, повысить процент верного решения заданий из КИМов ЕГЭ по математике.
При выполнении данной работы применялись следующие методы:
1) теоретические: изучение и анализ различных литературных источников, которые посвящены подготовке учащихся к ЕГЭ по математике;
2) эмпирические: анкетирование, беседа, наблюдение, эксперимент;
3) статистические: статистическая обработка полученных в ходе эксперимента данных.
Методологической основой работы послужили статьи и исследования
З.В. Петренко, Г.С. Садыковой, А.В. Туртугешева, Г.А. Сикорской, И.М. Емельяненко, А.Н. Колпакова.
Организационная база исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»
г. Ишима Тюменской области, учащиеся 10-го класса в составе 34 человек.
Новизна исследования: теоретически обоснована и проверена
возможность использования групповых форм обучения при подготовке к ЕГЭ по математике базового уровня.
Практическая значимость исследования: в работе предложены формы групповой работы учащихся при проведении занятий по подготовке к ЕГЭ по математике, а также описана методика их включения в урочную и внеурочную деятельность старшеклассников. Предложенные занятия с включением групповых форм работы, разработанные в ходе исследования, могут быть использованы в урочной и внеурочной деятельности учащихся старших классов общеобразовательных школ.
Автором получен Акт о внедрении авторской методики использования групповых форм подготовки учащихся к ЕГЭ по математике базового уровня из Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Ишима Тюменской области.
Кроме того, была осуществлена косвенная апробация основных результатов работы через участие автора в международной научно-практической
6 конференции «Проблемы и перспективы технологического образования в России и за рубежом» (г. Ишим, 2020) [Бауер, 2020]
стандартизированный комплекс заданий ЕГЭ. В настоящее время учащимся предлагается два уровня сдачи ЕГЭ по математике: базовый и профильный. В данной работе будем рассматривать подготовку учащихся к ЕГЭ по математике на базовом уровне. Известно, что комплекс КИМов по математике базового уровня состоит из двадцати заданий с кратким ответом, которым является целое число, или конечная десятичная дробь, или последовательность цифр. Ответ нужно либо посчитать, либо выбрать один из предлагаемых вариантов. Данный экзамен называется базовым, так как он направлен на проверку базовых умений и навыков решения математических задач, связанных с практическими ситуациями из повседневности.
В работе рассматривается проблема подготовки учащихся к ЕГЭ по математике базового уровня с применением групповых форм работы. Этой темой занимались многие педагоги-методисты Гикал Л.В., Иванова М.Н., Рогожникова М.Г., Есина Е.В., Гросс С.А и др.
Анализ работ этих и других авторов позволил нам выявить основные требования к организации групповой формы работы на уроке и во внеурочной деятельности, методы и приемы организации подготовки старшеклассников к итоговому тестированию по математике. Однако мы не встретили практически ни одной работы, которая была бы посвящена непосредственно вопросу подготовки учащихся к ЕГЭ по математике базового уровня с применением групповых форм работы.
Таким образом, проблема исследования состоит в изучении возможностей применения групповых форм обучения в процессе подготовки старшеклассников к ЕГЭ по математике.
По окончанию школы учащимся необходимо сдать как минимум базовый уровень ЕГЭ по математике, поэтому перед учителями стоит задача - подготовить каждого ученика для сдачи ЕГЭ по математике базового уровня. Групповые формы работы при подготовке учащихся к экзамену помогут включить в процесс работы каждого учащегося в классе. Данное исследование поможет учителям математики (а также учителям других предметов) изучить и применить различные способы групповой подготовки учащихся к ЕГЭ, благодаря чему многие учащиеся покажут более высокие результаты по итогам экзамена.
Цель данной работы состоит в разработке методики использования групповых форм подготовки учащихся к ЕГЭ по математике базового уровня.
Объект исследования - система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике базового уровня.
Предмет исследования - групповые формы подготовки учащихся к ЕГЭ по математике базового уровня.
Для осуществления поставленной выше цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить различные литературные источники и методики, которые посвящены подготовке учащихся к ЕГЭ по математике.
2. Изучить литературные источники, в которых имеется информация о групповых формах обучения учащихся.
3. Структурировать полученную информацию, выявить наиболее эффективные методы и формы подготовки учащихся к ЕГЭ базового уровня.
4. Разработать методику применения групповой формы подготовки учащихся к ЕГЭ по математике, а также апробировать ее в ходе практического применения.
Гипотеза: если при подготовке учащихся к ЕГЭ по математике базового уровня использовать формы групповой работы, то это позволит включить в работу каждого учащегося, повысить качество подготовки учащихся к итоговому тестированию и, как следствие, повысить процент верного решения заданий из КИМов ЕГЭ по математике.
При выполнении данной работы применялись следующие методы:
1) теоретические: изучение и анализ различных литературных источников, которые посвящены подготовке учащихся к ЕГЭ по математике;
2) эмпирические: анкетирование, беседа, наблюдение, эксперимент;
3) статистические: статистическая обработка полученных в ходе эксперимента данных.
Методологической основой работы послужили статьи и исследования
З.В. Петренко, Г.С. Садыковой, А.В. Туртугешева, Г.А. Сикорской, И.М. Емельяненко, А.Н. Колпакова.
Организационная база исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»
г. Ишима Тюменской области, учащиеся 10-го класса в составе 34 человек.
Новизна исследования: теоретически обоснована и проверена
возможность использования групповых форм обучения при подготовке к ЕГЭ по математике базового уровня.
Практическая значимость исследования: в работе предложены формы групповой работы учащихся при проведении занятий по подготовке к ЕГЭ по математике, а также описана методика их включения в урочную и внеурочную деятельность старшеклассников. Предложенные занятия с включением групповых форм работы, разработанные в ходе исследования, могут быть использованы в урочной и внеурочной деятельности учащихся старших классов общеобразовательных школ.
Автором получен Акт о внедрении авторской методики использования групповых форм подготовки учащихся к ЕГЭ по математике базового уровня из Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Ишима Тюменской области.
Кроме того, была осуществлена косвенная апробация основных результатов работы через участие автора в международной научно-практической
6 конференции «Проблемы и перспективы технологического образования в России и за рубежом» (г. Ишим, 2020) [Бауер, 2020]
Выявление особенностей использования групповых форм обучения, а также специфики подготовки учащихся к ЕГЭ по математике, позволило нам обосновать необходимость использования групповых форм работы при подготовке школьников к итоговому тестированию.
В ходе работы были рассмотрены различные формы и методы, используемые учителями для подготовки учащихся к ЕГЭ по математике. На основе анализа соответствующей литературы были выявлены особенности использования групповых форм работы с учащимися. Кроме того, мы рассмотрели особенности подготовки учащихся к ЕГЭ, а также трудности, с которыми сталкивается учитель при подготовке школьников к итоговым экзаменам. Исходя из полученной информации, были разработаны методические рекомендации по использованию групповых форм подготовки учащихся к ЕГЭ по математике базового уровня.
Разработанные нами занятия на основе групповой работы учащихся для подготовки к ЕГЭ были апробированы во время педагогической практики, которая проходила с 11 ноября 2019 года по 21 декабря 2019 года в Муниципальном автономном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Ишима Тюменской области, и результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили справедливость нашего гипотетического предположения о том, что если при подготовке учащихся к ЕГЭ по математике базового уровня использовать формы групповой работы, то это позволит включить в работу каждого учащегося, повысить качество подготовки учащихся к итоговому тестированию и, как следствие, повысить процент верного решения заданий из КИМов ЕГЭ по математике.
Таким образом, использование групповых форм обучения при подготовке старшеклассников к ЕГЭ по математике базового уровня позволяет повысить уровень выполняемости заданий из КИМов ЕГЭ. Можно заключить, что цель работы была нами достигнута, поставленные задачи решены полностью, а выдвинутая гипотеза получила свое экспериментальное подтверждение.
Дальнейшее исследование можно проводить в направлении усиления приемов и способов вариации групповой работы на уроках математики в старших классах.
Данная выпускная квалификационная работа может быть полезна и интересна учителям, занимающимся подготовкой старшеклассников к ЕГЭ по математике (как базовый, так и профильный уровни).
В ходе работы были рассмотрены различные формы и методы, используемые учителями для подготовки учащихся к ЕГЭ по математике. На основе анализа соответствующей литературы были выявлены особенности использования групповых форм работы с учащимися. Кроме того, мы рассмотрели особенности подготовки учащихся к ЕГЭ, а также трудности, с которыми сталкивается учитель при подготовке школьников к итоговым экзаменам. Исходя из полученной информации, были разработаны методические рекомендации по использованию групповых форм подготовки учащихся к ЕГЭ по математике базового уровня.
Разработанные нами занятия на основе групповой работы учащихся для подготовки к ЕГЭ были апробированы во время педагогической практики, которая проходила с 11 ноября 2019 года по 21 декабря 2019 года в Муниципальном автономном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Ишима Тюменской области, и результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили справедливость нашего гипотетического предположения о том, что если при подготовке учащихся к ЕГЭ по математике базового уровня использовать формы групповой работы, то это позволит включить в работу каждого учащегося, повысить качество подготовки учащихся к итоговому тестированию и, как следствие, повысить процент верного решения заданий из КИМов ЕГЭ по математике.
Таким образом, использование групповых форм обучения при подготовке старшеклассников к ЕГЭ по математике базового уровня позволяет повысить уровень выполняемости заданий из КИМов ЕГЭ. Можно заключить, что цель работы была нами достигнута, поставленные задачи решены полностью, а выдвинутая гипотеза получила свое экспериментальное подтверждение.
Дальнейшее исследование можно проводить в направлении усиления приемов и способов вариации групповой работы на уроках математики в старших классах.
Данная выпускная квалификационная работа может быть полезна и интересна учителям, занимающимся подготовкой старшеклассников к ЕГЭ по математике (как базовый, так и профильный уровни).
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА К ОСНОВНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО МАТЕМАТИКЕ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОРОЖНЫХ КАРТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2023 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ИСЧИСЛЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО
МАТЕМАТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Факультативные занятия для старшеклассников по теме «Математическое моделирование физических процессов»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Факультативные занятия по теме «Математическое моделирование физических процессов»
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2019 - Методика обучения теме «Обратные тригонометрические функции и их свойства» в курсе изучения алгебры и начал математического анализа общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021



