Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА КРАЕВЕДЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Работа №68866

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
290
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического образования
младших школьников на краеведческом материале……. 9
1.1. Понятие и сущность экологического образования младших
школьников…………………………………………………….. 9
1.2. Место школьного краеведения в системе экологического
образования младших школьников………………………… 17
Глава 2. Экспериментальная работа по экологическому
образованию младших школьников на краеведческом
материале в процессе изучения предмета «Окружающий
мир»…………………………………………………………….. 26
2.1. Краеведческий компонент в программах экологического
образования младших школьников…………………………... 26
2.2. Диагностика уровней экологического образования младших
школьников…………………………………………………….. 36
2.3. Практическая работа по экологическому образованию
младших школьников на краеведческом материале при изучении предмета «Окружающий мир»…………………….. 42
Заключение………………………………………………………………… 52
Библиографический список……………………………………………... 55
Приложение

Проблема взаимодействия общества с природой – важнейшая проблема
современности, от правильного решения которой во многом зависит судьба
планеты, будущее человечества.
Решение экологических проблем в целом требует перестройки
сознания и мышления людей, что закладывается с первых лет жизни ребенка,5
развивается и закрепляется в школьной среде. Отечественное образование,
находится сейчас в стадии реформирования. Большим шагом вперед
являются те перемены в школе, которые происходят в связи с принятием
такого качественного документа, как базисный учебный план, и особенно,
его вариативной части. Именно она поможет школе преодолеть
стандартность и стереотипность, одновариантного образования
подрастающего поколения.
Уже сейчас школы активно работают над созданием новых учебных
планов и программ с учетом местной, региональной специфики, варьирует
конкретный набор предметов внутри той или иной образовательной области.
У школ появилось реальная возможность альтернативы в определении
содержания регионального компонента образования.
Предусматривается кардинальное изменение приоритетов целей
обучения, где на первый план выдвигается развивающая функция обучения,
обеспечивающая становление личности младшего школьника и раскрытие
его индивидуальных способностей и возможностей.
Одним из путей обновления содержания действующей системы
начального образования является, на наш взгляд, создание региональных
и эколого-краеведческих естественнонаучных курсов. Они должны
выполнять интегративную функцию – давать основы знаний о природе
своего края и закономерностях ее функционирования; способствовать
общему развитию ребенка этого возраста; и решать целый ряд задач
воспитательного характера.
История человечества неразрывно связана с историей природы.
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия
ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди
в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе,
они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру
и ответственность.6
Одной из ключевых задач стоящих перед Российским образованием,
является создание таких программ, реализация которых обеспечит
духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения
к базовым общечеловеческим ценностям.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования в числе обязательных предметных областей выделяет
«Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» и так определяет
основные задачи реализации содержания данной предметной области:
формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту,
региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной
жизни; осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нем; формирование модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме (ФГОС НОО, 2011).
Кроме того, одним из направлений федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования является
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени
начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. В Концепции
духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России
его авторами (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) в соответствии
с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации
«Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России
Федеральному собранию Российской Федерации базовые национальные
ценности определены как основные моральные ценности, приоритетные
нравственные установки, существующие в культурных, семейных,
социально-исторических, религиозных традициях многонационального
народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению
и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.7
К их числу относятся патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии,
искусство и литература, природа, человечество. Базовые национальные
ценности производны от жизни России во всей еѐ полноте и многообразии
и определяются соответственно традиционным источникам нравственности.
Очевидно, что при формировании базовых национальных ценностей
младших школьников, особенно таких, как: природа - эволюция, родная
земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
стремление к истине, научная картина мира; патриотизм, к своему народу,
к своей малой родине, необходима интегративность программ, включающих
все основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную,
внешкольную и общественно полезную.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком
важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере.
В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности
и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего54
поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить
ситуацию можно за счет экологического образования подрастающего
поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными,
экологически грамотными педагогами, вооруженные помимо специальных
знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя
на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как
качества личности в части общей культуры человека.
Проблема экологического образования достаточно освещена в работах
известных ученых. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы
и методы, а также содержание экологического образования. Однако
систематическая работа по экологическому образованию младших
школьников на краеведческом материале в общеобразовательных школах
ведется на низком уровне.
Чтобы заинтересовать ребенка, уроки нужно проводить в разной
форме: на природе, в музеях, в различных учреждениях.
Для объективного и систематического оценивания учебных
достижений проводить диагностические работы в виде тестов,
разработанных на основе программных требований.
Результаты тестирования фиксировать в тетради индивидуальных
достижений учащихся. Учитель, реализующий краеведение в начальном
звене, вынужден сам осваивать новые компетентности: определять модель
реализации краеведческого материала, проектировать программы, пособия,
средства мониторинга результативности обучения; проводить анализ
результативности реализации краеведческого курса с учетом новых
требований образовательных стандартов.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного
образовательного учреждения «Проходенская основная общеобразовательная
школа» Корочанского района Белгородской области. В исследовании
принимали участие 20 человек 4 класса. Учитель Лемешева Любовь
Николаевна. В данном классе реализуется УМК «Школа России».55
Цель констатирующего этапа – выявить уровень экологического
образования на констатирующем этапе исследования.
Методическое обеспечение исследования включало использование
диагностических методик в виде опросников и анкет.
В работе нами были сформулированы показатели диагностики
экологического образования: экологические знания, экологические умения
а также эмоционально – ценностное отношение к природе.
На констатирующем этапе использованы различные методики:
тестирование, анкетирование с целью выявления уровня экологического
образования младших школьников.
Результаты тестирования «Диагностика экологических знаний» (автор
О.А. Соломенникова) показали, что 25% детей имеют высокий уровень
знаний, 35% средний уровень, 40% детей низкий уровень экологических
знаний у младших школьников.
Результаты методики «Экологический светофор» (автор
Л. А. Коноплѐва) показали, что 25 % детей имеют высокий уровень,
50% – средний уровень, а 25% – низкий уровень экологического умения
младших школьников.


1. Абдуллаев З.И. Экологическое отношение и экологическое сознание / З. И. Абдуллаев. // Филосовские науки. - 1991. - №2. - С. 186-190.
2. Афанасьева Е. С. Экология не знает границ / Е.С. Афанасьева // Юный натуралист. - 1990. - № 1. - С. 30-32.
3. Бабакова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками / Т.А. Бабакова // Начальная школа. - 2003. - № 9. - С. 16-17.
4. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального эко-логического воспитания / О.М. Барковская // Начальная школа. - 2004. - № 2. - С. 32-33.
5. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания / Л.Д. Бобылева // Биология в школе. - 2000. - №3. - С. 57-59.
6. Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников / Л.Д. Бобылева. - Владимир, 2006. - С.77-83
7. Венецкая А.Б. Региональный компонент и формирование культуры обще-ния у младших школьников / А. Б. Венецкая // Начальная школа. - 2007. - № 2. - С. 6-7.
8. Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школь-ников на основе краеведческого материала / Т. М. Веселова // Начальная школа. - 2003. - № 2. - С. 110-112.
9. Виноградова Н.Ф. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу / Н. Ф. Виноградова и др. - М., 2000. - С. 246-247.
10. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. - 2002. - № 4. - С. 20-24.
11. Гагарин А.В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания / А. В. Гагарин. - М.: Москов-ский городской психолого-педагогический институт, 2000. - 232 с.
12. Глазачев С.Н. Экологическая культура: Пробное учебное пособие / Н.С. Глазачев, О. М. Козлова - М., 1997. - 153 с.
13. Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания обра¬зования / Л. Ф. Греханкина // Педагогика. - 1999. - № 8. - С. 30 - 34.
14. Дерябо С.В. Экологическая педагогика и психология. / С.В.Дерябо, В.А. Ясвин. - М.: Ростов-на-Дону: Изд. «Феникс», 1996. С. 38-126.
15. Дуденко И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образова¬нии школьников / И. Б. Дуденко // Советская педагогика. - 1989. - № 9. - С. 28-32.
16. Запартович Б.Б. С любовью к природе / Б.Б. Запартович, Э.Н Криворучко, Л.М. Соловьева. - М.: Педагогика, 2003. - 232 с.
17. Захлебный А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении / А. Н. Захлебный. - М.: Педагогика, 1996. - С. 20-28.
18. Захлебный А.Н. На экологической тропе / А. Н. Захлебный. - М.: Педаго-гика, 1999. - 183 с.
19. Захлебный А.Н. Научно-технический прогресс и экологическое образова-ние / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина // Советская педагогика. - 1985. - № 12. - С. 10-12.
20. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы / А. Н. Захлебный. - М.: Педагогика, 1999. - 184с.
21. Зверев Н.Д. Экология в школьном обучении / И. Д. Зверев - М.: Просве-щение, 2003. - 294 с.
22. Иванов П.В. Современное школьное краеведение / П.В. Иванов // Совет-ская педагогика. - 1990. - № 10. - С. 27-30.
23. Каропа, Г.Н. Теоретические основы экологического образования и воспи-тания школьников / Г.Н. Каропа - М.: Педагогика, 1999. - 325 с.
24. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. - М.: Изд. Центр «Академия», 2004. - 496 с.
25. Купров В.Д. Экологическое образование младших школьников // Началь¬ная школа. - 2000. - № 7. -85 с.
26. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся / Т.В. Кучер. - М.: Про-свещение, 2000. - 318 с.
27. Лаптев И.Д. Экологические проблемы современности / И. Д. Лаптев. - М.: Мысль, 2002. - 178 с.
28. Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к приро-де / Л.П. Печко // Советская педагогика. - 1987. - № 3. - С. 29-32.
29. Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас / Л.А. Сайдакова // Начальная школа. - 1993. - № 9. - С. 40-42.
30. Салеева Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе / Л. П. Салеева - М.: Издательство «Гном», 2003. - 49с.
31. Сенкевич В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений / В.М. Сенкевич // Советская педагогика. - 1989. - № 5. - С. 15-19.
32. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. По¬собие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений / Л. П. Симонова. - М.: «Ака¬демия», 2000. - 160 с.
33. Скривел В.И. Нестандартные формы знакомства с краеведческим матери-алом / В. И. Скривел // Начальная школа. - 2004. - № 5. - С. 22-24.
34. Соколова Г.М. Экологическое образование и воспитание младших школьников / Г.М. Соколова, С.В. Юркина // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 3. - С. 60-62.
35. Суравегина И.Т. Экологическое образование в школе / И.Т. Суравегина,
B. М. Сенкевич, Т.В. Кучер // Советская педагогика. - 1990. - № 12. -
C. 12-14.
36. Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования / И.Т. Суравегина // Советская педагогика. - 1988. - № 9. - С. 31-34.
37. Суравегина И.Т. Теория и практика формирования ответственного отно-шения к природе / И. Т. Суравегина. - М.: Академия, 1986. -- С. 31-49.
38. Тарасова Т. В Экологическое образование младших школьников на меж-предметной основе / Т. В. Тарасова // Начальная школа. - 2000. - № 10. - 61 с.
39. Утков П.Ю. Из опыта экологического обучения младших школьников / П. Ю. Утков // Начальная школа. - 2001. - № 4. - 96 с.
40. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения. - М., 1968. - 351 с.
41. Фокеева И.М. Историческое краеведение в школе / И. М. Фокеева // Начальная школа. - 2007. - № 2. - С. 3-5.
42. Шкарбан И.В. Экологические проблемы в системе содержания общего образования / И.В. Шкарбан // Советская педагогика. - 1981. - № 7. - 83 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ