ОСВОЕНИЕ ТЕХНИКИ ГРАТТАЖ УЧАЩИМИСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы техники граттаж и ее применение на уроках изобразительного искусства в
общеобразовательной школе 8
1.1. Психолого-педагогические аспекты формирования навыков графического изображения у учащихся седьмых классов
средствами граттажа 8
1.2. Методы и приемы формирования навыков у учащихся в выполнении техники граттаж на
занятиях 16
Глава 2. Проведение экспериментальной работы по освоению техники граттаж учащимися седьмых классов на уроках изобразительного искусства 22
2.1. Проведение констатирующего эксперимента и
организационно-практическая деятельность по
структурированию программного материала по выполнению
техники граттаж для учащихся седьмых
классов 22
2.2. Экспериментальная работа по обучению учащихся седьмых
классов технике граттаж 34
Глава 3. Выполнение практической части дипломной работы в виде графических работ в технике граттаж на тему: «Зимний деревенский пейзаж» 39
3.1. Композиционные поиски творческих работ в технике
граттаж 39
3.2. Методические рекомендации по выполнению графической
работы в технике граттаж 43
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложение 1 59-60
Приложение 2 61-65
Приложение 3 66-91
Глава 1. Теоретические основы техники граттаж и ее применение на уроках изобразительного искусства в
общеобразовательной школе 8
1.1. Психолого-педагогические аспекты формирования навыков графического изображения у учащихся седьмых классов
средствами граттажа 8
1.2. Методы и приемы формирования навыков у учащихся в выполнении техники граттаж на
занятиях 16
Глава 2. Проведение экспериментальной работы по освоению техники граттаж учащимися седьмых классов на уроках изобразительного искусства 22
2.1. Проведение констатирующего эксперимента и
организационно-практическая деятельность по
структурированию программного материала по выполнению
техники граттаж для учащихся седьмых
классов 22
2.2. Экспериментальная работа по обучению учащихся седьмых
классов технике граттаж 34
Глава 3. Выполнение практической части дипломной работы в виде графических работ в технике граттаж на тему: «Зимний деревенский пейзаж» 39
3.1. Композиционные поиски творческих работ в технике
граттаж 39
3.2. Методические рекомендации по выполнению графической
работы в технике граттаж 43
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложение 1 59-60
Приложение 2 61-65
Приложение 3 66-91
Актуальность темы. Общеизвестно, что изобразительное искусство отражает окружающий мир в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства человека, проявляясь в эстетическом отношении к событиям и явлениям жизни, в познании действительности. Посредством искусства у детей воспитываются умения видеть типичное, характерное, обобщать наблюдаемые явления, изображать их в своих рисунках, усваивать художественный опыт в виде разных художественных техник и использовать их в своем творчестве, что отмечено в работах Мухиной В.С. [37, с. 17].
В исследованиях детского художественного творчества
(А.В. Бакушинский, В.В. Богданова, Т.А. Буянова, Т.Н. Доронова,
Р.Г. Казакова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина, Н.Б. Халезова и др.) утверждается, что освоение действительности средствами изобразительного искусства является наиболее естественным и универсальным условием развития личности школьника. Ребенок воспринимает мир образно и старается отразить эти образы в своих рисунках. Исследователи подчеркивают положительное значение изобразительного творчества детей в эстетическом воспитании и развитии личности. Важными условиями эстетического развития школьника, развития его художественных способностей, творчества, является использование художественных средств изобразительного искусства и различных изобразительных материалов. С целью обогащения детского изобразительного творчества живописными и графическими образами, детей приобщают к искусству живописи и графики. Наряду с традиционными изобразительными материалами (краски, карандаши) мы считаем важным дополнение новых, открытых в двадцатом веке, художественных материалов и техник. В том числе, технику графики граттаж как способ выполнения рисунка острым инструментом (например, иглой) на бумаге, картоне, залитых тушью. При этом достигается чёткость и прозрачность изображения, недоступная перу или кисти. Технику граттаж в своих работах изучали Г.Н. Давыдова, Р.Г. Казакова,
А.В. Никитина, Т.А. Цквитария и другие.
Техника граттаж очень интересна учащимся, так как она развивает внимательность, усидчивость, воображение школьника. Однако, на
сегодняшний день, возникает проблема неподготовленности педагогов, отсутствие или недостаточность пособий, методических разработок по обучению технике рисования граттаж.
Таким образом, исследование темы «Освоение техники граттаж учащимися седьмых классов общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства» является важным и актуальным аспектом формирования творческого и личностного развития школьника.
Проблема исследования: Каковы пути более эффективного освоения учащимися седьмых классов техники граттаж?
Объектом исследования является процесс обучения школьников седьмых классов технике граттаж на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: граттаж как компонент художественно-педагогического процесса при обучении учащихся седьмых классов МОУ «Илек-Кошарская сош».
Целью исследования является теоретическое и практическое изучение проблемы в процессе экспериментальной работы в технике граттаж с учащимися седьмых классов на занятиях по изобразительному искусству в МОУ «Илек-Кошарская сош».
Гипотеза исследования:
Процесс освоения техники граттаж школьниками седьмых классов общеобразовательной школы будет проходить успешно, если:
- педагог будет учитывать психолого-педагогические свойства личности школьника на уроках изобразительного искусства;
- будут использоваться различные сочетания методов обучения, нацеленные на разные модальности восприятия;
- сам процесс обучения будет сочетать в себе получение и теоретических, и практических знаний и умений.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой, нами были определены следующие задачи:
- изучить литературу по теме исследования;
- рассмотреть исторические аспекты развития техники граттаж;
- познакомиться с учебными программами и пособиями, опытом учителей по исследуемой проблеме;
- выявить наиболее эффективные уроки с упражнениями для школьников седьмых классов, направленных на более успешное освоение техники граттаж.
Методологической основой исследования являются:
Художественно-педагогическое наследие в области художественной педагогики М.В. Добужинского, Б.М. Неменского, В.А. Серова, В.И. Сурикова, П.П. Чистякова, В.А. Фаворского.
Научные труды в сфере методики преподавания изобразительного искусства В.С. Кузина, Т.С. Комаровой, Н.И. Пьянковой, Н.Н. Ростовцева, Л.Г. Савенковой, Н.М. Сокольниковой, Е.В. Шорохова.
Исследования в области педагогики творчества Н.С. Боголюбова, Г.Н. Давыдовой, Д.Н. Левитова, Г.В. Лабунской, Е.А. Немешаевой,
А.В. Никитиной, Т.А. Цквитарии и других, которые раскрывают особенности обучения школьников нетрадиционной технике рисования на уроках изобразительного искусства, в том числе, технике граттаж.
Психолого-педагогические аспекты творческой деятельности в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева и других.
Методы исследования:
- анализ искусствоведческой, научно-методической и педагогической литературы;
- изучение приемов, необходимых для владения техникой граттаж;
- анализ учебных программ, методических разработок, обобщение педагогического опыта учителя;
- наблюдение за процессом работы школьников седьмых классов;
- констатирующий эксперимент по теме исследования;
- анализ продуктов творческой деятельности школьников седьмых классов;
- проведение экспериментальных уроков, направленных на выявление методических особенностей обучения школьников седьмых классов технике граттаж;
- обработка материалов исследования.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при составлении планов и программ уроков в МОУ «Илек-Кошарская сош» при проведении практических занятий.
Апробация работы исследования проводилась в процессе написания курсовых работ, на заседании кафедры теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства Белгородского государственного национального исследовательского университета.
Экспериментальная база исследования: МОУ «Илек-Кошарская средняя общеобразовательная школа» Ракитянского района Белгородской области.
Теоретическая часть дипломной работы включает: введение, три главы, заключение, библиографический список, приложения.
Практическая часть включает в себя: три станковых композиции, выполненных в технике граттаж, размером 37 х 60,5.
В исследованиях детского художественного творчества
(А.В. Бакушинский, В.В. Богданова, Т.А. Буянова, Т.Н. Доронова,
Р.Г. Казакова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина, Н.Б. Халезова и др.) утверждается, что освоение действительности средствами изобразительного искусства является наиболее естественным и универсальным условием развития личности школьника. Ребенок воспринимает мир образно и старается отразить эти образы в своих рисунках. Исследователи подчеркивают положительное значение изобразительного творчества детей в эстетическом воспитании и развитии личности. Важными условиями эстетического развития школьника, развития его художественных способностей, творчества, является использование художественных средств изобразительного искусства и различных изобразительных материалов. С целью обогащения детского изобразительного творчества живописными и графическими образами, детей приобщают к искусству живописи и графики. Наряду с традиционными изобразительными материалами (краски, карандаши) мы считаем важным дополнение новых, открытых в двадцатом веке, художественных материалов и техник. В том числе, технику графики граттаж как способ выполнения рисунка острым инструментом (например, иглой) на бумаге, картоне, залитых тушью. При этом достигается чёткость и прозрачность изображения, недоступная перу или кисти. Технику граттаж в своих работах изучали Г.Н. Давыдова, Р.Г. Казакова,
А.В. Никитина, Т.А. Цквитария и другие.
Техника граттаж очень интересна учащимся, так как она развивает внимательность, усидчивость, воображение школьника. Однако, на
сегодняшний день, возникает проблема неподготовленности педагогов, отсутствие или недостаточность пособий, методических разработок по обучению технике рисования граттаж.
Таким образом, исследование темы «Освоение техники граттаж учащимися седьмых классов общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства» является важным и актуальным аспектом формирования творческого и личностного развития школьника.
Проблема исследования: Каковы пути более эффективного освоения учащимися седьмых классов техники граттаж?
Объектом исследования является процесс обучения школьников седьмых классов технике граттаж на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: граттаж как компонент художественно-педагогического процесса при обучении учащихся седьмых классов МОУ «Илек-Кошарская сош».
Целью исследования является теоретическое и практическое изучение проблемы в процессе экспериментальной работы в технике граттаж с учащимися седьмых классов на занятиях по изобразительному искусству в МОУ «Илек-Кошарская сош».
Гипотеза исследования:
Процесс освоения техники граттаж школьниками седьмых классов общеобразовательной школы будет проходить успешно, если:
- педагог будет учитывать психолого-педагогические свойства личности школьника на уроках изобразительного искусства;
- будут использоваться различные сочетания методов обучения, нацеленные на разные модальности восприятия;
- сам процесс обучения будет сочетать в себе получение и теоретических, и практических знаний и умений.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой, нами были определены следующие задачи:
- изучить литературу по теме исследования;
- рассмотреть исторические аспекты развития техники граттаж;
- познакомиться с учебными программами и пособиями, опытом учителей по исследуемой проблеме;
- выявить наиболее эффективные уроки с упражнениями для школьников седьмых классов, направленных на более успешное освоение техники граттаж.
Методологической основой исследования являются:
Художественно-педагогическое наследие в области художественной педагогики М.В. Добужинского, Б.М. Неменского, В.А. Серова, В.И. Сурикова, П.П. Чистякова, В.А. Фаворского.
Научные труды в сфере методики преподавания изобразительного искусства В.С. Кузина, Т.С. Комаровой, Н.И. Пьянковой, Н.Н. Ростовцева, Л.Г. Савенковой, Н.М. Сокольниковой, Е.В. Шорохова.
Исследования в области педагогики творчества Н.С. Боголюбова, Г.Н. Давыдовой, Д.Н. Левитова, Г.В. Лабунской, Е.А. Немешаевой,
А.В. Никитиной, Т.А. Цквитарии и других, которые раскрывают особенности обучения школьников нетрадиционной технике рисования на уроках изобразительного искусства, в том числе, технике граттаж.
Психолого-педагогические аспекты творческой деятельности в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева и других.
Методы исследования:
- анализ искусствоведческой, научно-методической и педагогической литературы;
- изучение приемов, необходимых для владения техникой граттаж;
- анализ учебных программ, методических разработок, обобщение педагогического опыта учителя;
- наблюдение за процессом работы школьников седьмых классов;
- констатирующий эксперимент по теме исследования;
- анализ продуктов творческой деятельности школьников седьмых классов;
- проведение экспериментальных уроков, направленных на выявление методических особенностей обучения школьников седьмых классов технике граттаж;
- обработка материалов исследования.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при составлении планов и программ уроков в МОУ «Илек-Кошарская сош» при проведении практических занятий.
Апробация работы исследования проводилась в процессе написания курсовых работ, на заседании кафедры теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства Белгородского государственного национального исследовательского университета.
Экспериментальная база исследования: МОУ «Илек-Кошарская средняя общеобразовательная школа» Ракитянского района Белгородской области.
Теоретическая часть дипломной работы включает: введение, три главы, заключение, библиографический список, приложения.
Практическая часть включает в себя: три станковых композиции, выполненных в технике граттаж, размером 37 х 60,5.
Изобразительное искусство является важным элементом в целостном развитии личности ребенка. Уроки рисования помогают школьнику «разгрузиться», выразить свои эмоции и индивидуальное видение на бумаге. Изобразительное искусство развивает пространственное и логическое мышление, воображение, фантазию, чувство гармонии, чувство прекрасного. На примерах произведений изобразительного искусства изучается мировая культура и история.
В нашем дипломном исследовании мы большое внимание уделяли графическому изображению. В результате проведенной теоретической и экспериментальной работы по теме «Освоение техники граттаж учащимися седьмого класса общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства» можно заключить, что наиболее характерными для графики материалами и доступными для работы с детьми является техника граттаж. Обучение детей четким графическим линиям техникой «процарапывания» на грунтованном картоне наиболее эффективно способствует формированию у них изобразительных умений, что и проверено нами в экспериментальной работе.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что учащиеся седьмого класса Илек-Кошарской общеобразовательной школы владеют навыками и знаниями о граттаже на среднем уровне. Выявлены значительные ошибки в выполнении графического изображения в технике граттаж, выражающиеся в неумении верно скомпоновать рисунок, в нечеткости и неаккуратности линий, штрихов, в неумении загрунтовать поверхность бумаги, ученики бездумно выцарапывают рисунок и его текстуру, не беря во внимание то, что черное должно оставаться черным, а белое - белым и некоторые другие недостатки, отраженные в тексте дипломного исследования. Важно отметить тот факт, что рисование в технике граттаж вынуждает детей не торопиться, следить и координировать движение руки и зрительного восприятия, что положительно влияло на формирование изобразительных умений. Контрастные черные и белые линии вызывали интерес, процарапывание поверхности листа оказалось очень увлекательной деятельностью, что помогло найти с детьми общий язык и получить положительный настрой на работу.
Был разработан и проведен блок уроков с учащимися седьмого класса на предмет изучения техники граттаж как с теоретической, так и с практической стороны. В рамках проведенных занятий, под влиянием рассматривания иллюстраций, дети проявляли интерес и эстетическое восприятие искусства графики и в частности техники граттаж, которое выразилось у них в эмоциональных высказываниях, в проявлении желания создавать подобные произведения искусства. Учащимся подробно были раскрыты технологические приемы выполнения техники граттаж. Экспериментальное обучение изобразительным умениям в технике графики граттаж способствовали формированию у детей более точных изобразительных движений, более четкого изображения пространства в композиции, дополнение рисунка разными образами. Положительная динамика в обучении детей технике граттаж как средства формирования изобразительных умений прослежена при оценке детских рисунков.
Изучение техники граттаж и внедрение ее в работу МОУ «Илек- Кошарская сош» вызывает интерес и стимулирует к дальнейшему изучению проблемы обучения учащихся седьмого класса изобразительным умениям художественными средствами графики.
В нашем дипломном исследовании мы большое внимание уделяли графическому изображению. В результате проведенной теоретической и экспериментальной работы по теме «Освоение техники граттаж учащимися седьмого класса общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства» можно заключить, что наиболее характерными для графики материалами и доступными для работы с детьми является техника граттаж. Обучение детей четким графическим линиям техникой «процарапывания» на грунтованном картоне наиболее эффективно способствует формированию у них изобразительных умений, что и проверено нами в экспериментальной работе.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что учащиеся седьмого класса Илек-Кошарской общеобразовательной школы владеют навыками и знаниями о граттаже на среднем уровне. Выявлены значительные ошибки в выполнении графического изображения в технике граттаж, выражающиеся в неумении верно скомпоновать рисунок, в нечеткости и неаккуратности линий, штрихов, в неумении загрунтовать поверхность бумаги, ученики бездумно выцарапывают рисунок и его текстуру, не беря во внимание то, что черное должно оставаться черным, а белое - белым и некоторые другие недостатки, отраженные в тексте дипломного исследования. Важно отметить тот факт, что рисование в технике граттаж вынуждает детей не торопиться, следить и координировать движение руки и зрительного восприятия, что положительно влияло на формирование изобразительных умений. Контрастные черные и белые линии вызывали интерес, процарапывание поверхности листа оказалось очень увлекательной деятельностью, что помогло найти с детьми общий язык и получить положительный настрой на работу.
Был разработан и проведен блок уроков с учащимися седьмого класса на предмет изучения техники граттаж как с теоретической, так и с практической стороны. В рамках проведенных занятий, под влиянием рассматривания иллюстраций, дети проявляли интерес и эстетическое восприятие искусства графики и в частности техники граттаж, которое выразилось у них в эмоциональных высказываниях, в проявлении желания создавать подобные произведения искусства. Учащимся подробно были раскрыты технологические приемы выполнения техники граттаж. Экспериментальное обучение изобразительным умениям в технике графики граттаж способствовали формированию у детей более точных изобразительных движений, более четкого изображения пространства в композиции, дополнение рисунка разными образами. Положительная динамика в обучении детей технике граттаж как средства формирования изобразительных умений прослежена при оценке детских рисунков.
Изучение техники граттаж и внедрение ее в работу МОУ «Илек- Кошарская сош» вызывает интерес и стимулирует к дальнейшему изучению проблемы обучения учащихся седьмого класса изобразительным умениям художественными средствами графики.



