Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (УЧИТЕЛЬ- УЧЕНИК) НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Работа №37391

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы152
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
473
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития учебной рефлексии у учащихся 7-х классов 11
1.1 Актуальность формирования универсальных учебных действий 11
1.2 Понятие об учебной рефлексии в психолого-педагогической литературе 15
1.3 Особенности формирования рефлексии у учащихся 7-х классов 24
1.4 Методы и приемы развития рефлексии у подростков в образовательном процессе ..42
1.5 Учебный диалог как средство формирование рефлексии 47
Выводы по первой главе 55
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации рефлексии у учащихся 7-х классов на уроках русского языка 59
2.1. Диагностическое исследование определения уровня развития рефлексии у подростков на констатирующем этапе 59
2.2 Диагностическое исследование определения уровня развития рефлексии у подростков на формирующем и контрольном этапах 67
2.3. Опыт использования методов и приемов, направленных на развитие рефлексии у подростков на уроках русского языка 78
Выводы по второй главе 82
Заключение 85
Список литературы 89
Приложение

Современная система образования в условиях ее модернизации ведущей тенденцией определяет ориентацию на психическое и личностное развитие ребенка. В Федеральном государственном стандарте общего образования указывается, что процесс обучения должен быть направлен на формирование у школьников умения оценивать свои действия, полученные за урок суммы знаний, приобретенные умения способствует воспитанию социально зрелой личности, стремящейся к самосовершенствованию. Актуальным становится вопрос: «Как научить школьников самоанализу и на его основе как планировать свои действия на будущее?» В педагогической практике, при которой ученик является субъектом деятельности, в связи с этим достаточно много внимания уделяется рефлексии, она как этап урока включена в его структуру.
Учебная рефлексия, согласно работам Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.З. Вульфова, В.В. Давыдова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др., формируется именно в младшем школьном возрасте, и позволяет младшему школьнику не только отслеживать процесс и результат своей работы, но и корректировать в дальнейшем пути и способы решения учебных задач, а также изменять собственную мотивацию к познанию. Так, большинство исследований направлено на формирование рефлексии у младших школьников. Мы же предлагаем создать необходимые условия учебного процесса для формирования рефлексии у школьников среднего звена, а именно у 7-го класса.
Учебная рефлексия, как многогранный процесс, формируется у школьника гораздо раньше, чем субъектная идентификация, помогая отстраниться и провести глубокий самоанализ, а также с ее помощью осуществляется осознание ценности мнений и действий других участников социума в сравнении с собственным опытом. С опорой на рефлексию субъекты учебной деятельности, переключаясь на меняющиеся условия, цели и задачи образовательной деятельности, управляют собственной активностью в соответствии с ценностями своей личности.
Актуальность подтверждается и тем, что данная тема нашла отражение в требованиях Федерального образовательного стандарта. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС основной результат образования рассматривается на основе системно-деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития за счет освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. Универсальные учебные действия (далее УУД) позволяют учащемуся сформировать готовность и его способность к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Рефлексивная деятельность на уроках также даёт учащимся понимание адекватно оценить свой труд и работу одноклассников в процессе командной работы на уроках, цель изучения данных тем и их результат в будущем, помогает анализировать свою деятельность и выявить пробелы, что выстраивает логическую цепочку систематизации полученных знаний и усвоения материала учащимися для целостного понимания своей деятельности во время обучения.
Формирование рефлексии в процессе уроков русского языка должно способствовать учёту индивидуальных особенностей учащихся, вести самостоятельную оценку обучающимися своей деятельности и ее результатов, выявить уровень осознания содержания пройденного материала, должно позволить от повторения пройденной темы перейти к осмыслению новой. Не менее важным является включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России. Рефлексивные умения на уроках русского языка также предполагают понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:
- осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи;
- соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
- стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета. Степень разработанности проблемы. Согласно работам И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова, А.В. Карпова рефлексия несет в себе важнейшие функции повышения эффективности учебного процесса, как условие продуктивного общения педагога и учащегося, формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия, определение направленности и целевых установок деятельности. Поэтому важно применять рефлексию на всех этапах урока, для полного раскрытия систематизации и контроля собственных знаний учащимися. Анализ методической литературы авторов В.В. Давыдова, В.И. Слободчико- ва позволил выявить, что педагоги обращаются к теме развития учебной рефлексии крайне редко. В методических комплексах ПМК «Гармония», «Школа 2100», «Школа России» предложены некоторые рекомендации для подведения итога уроков, а также тетради для самооценки школьников. В исследованиях А.Б. Воронцовой, Л.В. Вершининой, Е.И. Казаковой и др. представлены отдельные приемы развития учебной рефлексии.
В настоящее время возникает противоречие между необходимостью формировать рефлексивные умения у учащихся 7-х классов путем учебного сотрудничества в процессе обучения на уроках русского языка и недостаточным методическим обеспечением этого вопроса. Сформулированное проти-
5
воречие определило тему исследования: «Формирование рефлексии учащихся 7-х классов в условиях учебного сотрудничества (учитель-ученик) на уроках русского языка».
Проблема исследования: каковы организационно-педагогические
условия формирования рефлексии учащихся 7-х классов в условиях учебного сотрудничества (учитель-ученик) на уроках русского языка.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить на практике организационно-методические условия, обеспечивающие формирование учебной рефлексии у учащихся 7-х классов в образовательном процессе.
Объект исследования - формирование учебной рефлексии у учащихся 7-х классов.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия, способствующие формированию учебной рефлексии учащихся 7-х классов.
Г ипотеза исследования. Процесс формирования и развития рефлексии учащихся будет эффективным при следующих педагогических условиях, если:
- будут выявлены основные закономерности формирования рефлексивных умений учащихся 7-х классов;
- будут разработаны организационно-педагогические условия учебного сотрудничества, способствующие формированию рефлексии учащихся 7-х классов в процессе обучения русскому языку.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме для выявления сущности понятия учебная рефлексия и определения особенностей становления и формирования рефлексии у детей- подростков;
2. Подобрать методики диагностики учебной рефлексии и с их применением выявить особенности формирования учебной рефлексии у учащихся седьмого класса;
3. Выявить и апробировать на основе теоретического анализа на практике организационно-педагогические условия, способствующие формированию учебной рефлексии у учащихся 7-х классов.
Теоретико-методологическая основа исследования
Исходными теоретическими позициями исследования выступают современные требования от школьников, выпускников в изучении современного русского языка, идеи опытных педагогов русского языка и литературы, педагогов-новаторов, ФГОС, методические пособия по русскому языку, а также::
- анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по теме исследования; анализ и обобщение экспериментальных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций по теме исследования;
- эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), педагогическая диагностика: комплексная методика выявления уровня сформированности рефлексивных умений учащихся - «Методика определения уровня рефлексивности» А.В. Карпова, В.В. Пономаревой; методика «Кто Я?» М.Куна, Т.Мак-Партланда (в модификации Т.В.Румянцевой);
- интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментального исследования;
- концептуальные положения С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова о формировании и развитии рефлексии на основе системно-деятельностного подхода;
- теоретические положения по проблеме формирования рефлексии и рефлексивной деятельности А.Г. Асмолова, Н.Г. Алексеева, В.В. Давыдова, А.З.З ак, И.Н. Семенова и др.
Лингвистической основой предлагаемой методической системы послужили исследования В.Д. Аракина, Г.А. Золотовой, А.М. Пешковского, Ю.В. Рождественского, Л.В. Щербы и многих др.
Методической основой исследования являются труды следующих учёных: Р.З. Агаевой, Н.З. Бакеевой, И.В. Баранникова, А.Ф. Бойцовой, А.Х. Га- лазова, А.Р. Джиоевой, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Р.Б. Сабаткоева, Л.П. Федоренко, В.М. Чистякова, Н.М. Шанского, Н.Б. Экбы и др.
В выпускной квалификационной работе применялись следующие методы исследования:
- теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной);
- эмпирические, в том числе беседа, анкетирование, письменный опрос, системный и качественный анализ полученных данных.
Опытно-экспериментальная база: МАОУ СОШИ «СОлНЦе» Вахи- товского р-на г.Казани, 7А и 7Л классы.
Научная новизна исследования. В современных научных исследованиях акцентируется внимание на формирование рефлексии у детей дошкольного возраста и учащихся младших классов, что весомо отличает нашу работу научной новизной. Данная исследовательская работа проводилась среди учащихся подросткового возраста в рамках современных инновационных технологий преподавания русского языка с применением условий учебного сотрудничества, в ходе которого была доказана возможность управления формированием рефлексии учащихся 7-х классов. Также в ходе научноисследовательской деятельности по данной теме были разработаны методические рекомендации для проектирования уроков по русскому языку в 7-х классах по типу: урок рефлексии, методический конструктор для реализации уроков рефлексии по предмету «Русский язык» для всех видов УМК по русскому языку, две технологические карты урока русского языка с применением рефлексивной деятельности учащихся на всех этапах урока.
Теоретическая значимость работы определяет новые подходы к преподаванию русского языка, заключается в уточнении научных основ развития рефлексии школьников подросткового возраста в условиях учебного сотрудничества: сущности, содержания, структуры и основных компонентов ее развития, возможностей учебного сотрудничества для развития рефлексии; в выявлении критериев, позволяющих проводить оценку формирования рефлексии в среднем школьном возрасте; в теоретическом обосновании содержания и структуры специальных методических рекомендаций для формирования рефлексии на основе учебного сотрудничества на уроках русского языка.
Практическая значимость работы состоит в том, что:
- подобран набор диагностических методик, позволяющий проводить диагностику формирования рефлексии у учащихся среднего школьного возраста;
- для применения в образовательном процессе разработан методический конструктор уроков рефлексии для применения их в изучении школьного курса русского языка в 7-х классах в условиях учебного сотрудничества, 2 технологические карты уроков рефлексии по русскому языку;
- представлены методические рекомендации по проведению занятий, направленных на формирования рефлексии подростков (учащихся 7-х классов) на уроках русского языка.
Достоверность и обоснованность результатов исследования. Достоверность научных результатов исследования обеспечивается общим методологическим подходом к разработке теоретической концепции исследования, корректным использованием комплекса апробированных методов, соответствующих предмету и задачам исследования, целенаправленной опытноэкспериментальной работой, использованием методов статистической обработки информации.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные положения и результаты исследования докладывались на симпозиуме «Проблемы языкового образования в поликультурной среде» (Казань, 12.10.2018). По теме выпускной квалификационной работы опубликованы 2 работы. Результаты исследования внедрялись в процессе организации образовательной деятельности школьников муниципального автономного общеобразовательного учреждения для детей, проявивших выдающиеся способности «Средняя общеобразовательная школа-интернат «Специализированный олимпиадно-научный центр «СОлНЦе» Вахитовского района
г.Казани, обсуждались на семинарах.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования, одним из результатов освоения основной образовательной программы является владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Становление же рефлексивной деятельности начинается ещё на ступени начального общего образования, которое никак нельзя прерывать на момент перехода учащимися из начального звена в среднее. Если для образовательного процесса ведущую роль играет рефлексивный анализ собственного сознания и деятельности, то в воспитательном отношении у обучающихся необходимо формировать рефлексию как понимание межличностного общения. Это является актуальным особенно среди подростков, когда на первый план выходит общение со сверстниками. Целенаправленное формирование у учащихся рефлексивных умений является одной из актуальных проблем среднего образования. Именно поэтому исследование формирования рефлексии учащихся среднего школьного возраста является особенно целесообразным в рамках основных школьных предметов.
Формирование рефлексии у школьников на уроках русского языка должно предполагать освоение первичных понятий о многообразии и единстве культурного, а также языкового пространства Российской Федерации, должно воспитывать ценностное отношение к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России. Не менее важным является формирование понятия о русском языке как основе национального сознания и самосознания. Понимание учащимися того факта, что именно русский язык есть явление национальной русской культуры, а также, несомненно, основной инструмент общения между людьми и осознание важности значения языка, являющимся государственным языком РФ, языка, служащим инструментом межнационального общения, а также инструментом овладения дру-
85
гими Универсальными Учебными Действиями.
Рефлексивные умения на уроках русского языка также предполагают понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования.
В связи с первой, поставленной задачей, была проанализирована психолого-педагогическая литература и исследования по данной проблеме для выявления понятий «рефлексия», «учебная рефлексия» и определения особенностей становления и формирования рефлексии у детей-подростков.
Кроме того, были выявлены следующие результаты. Рефлексия обеспечивает собственную социальную значимость и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; работать в группе и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Так, проанализировав теоретико-методологические, психологопедагогические исследования в этой области, мы можем выделить определение понятия «рефлексия» в образовательном процессе, которое является наиболее близким к нашей научно-исследовательской работе:
Рефлексия - это совместная деятельность двух и более личностей, в нашем случае это учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентированный на личность каждого ученика.
В связи со второй поставленной задачей, были выявлены педагогические условия для формирования рефлексии у учащихся 7-х классов посредством учебного сотрудничества.
Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что формирование рефлексивных умений средством учебного диалога будет обеспечено реализацией коммуникативно-ситуационного подхода, групповой деятельности, предметных заданий, которые позволяют школьнику быть активным субъектом коммуникативной учебной деятельности на таких ее этапах, как вовлечение в деятельность, целеполагание, проектирование действий, осуществление действий, анализ результатов действий и сравнение их с поставленными целями.
В связи с третьей поставленной задачей, были разработаны и экспериментально проверены условия учебного диалога, способствующие формированию рефлексии учащихся 7-х классов на уроках русского языка, методические рекомендации для реализации этих условий, применения рефлексивной деятельности на всех этапах урока с приведенной классификацией видов рефлексии для каждого этапа урока, методический конструктор для разработки уроков рефлексии по предмету, адаптированы 2 технологические карты по русскому языку по типу урок рефлексии.
В рамках констатирующего этапа эксперимента была проведена диагностика с помощью методики «Диагностика уровня развития рефлексии» А.В.Карпова, выявляющей уровень развития рефлексии 7-х классов. В результате статистической обработки данных диагностики уровня сформиро- ванности рефлексии в контрольной и экспериментальной группе на констатирующем этапе эксперимента (подсчета критерия U Манна-Уитни) можно сделать вывод, что существенные различия в уровне сформированности рефлексии в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе эксперимента отсутствуют. Анализ результатов диагностики уровня развития отдельных умений сформированности рефлексивных умений по контрольной и экспериментальной группе на констатирующем этапе эксперимента показал преобладание средних и низких результатов, что позволяет говорить о целесообразности развития рефлексии данных учащихся.
Статистическая обработка результатов диагностики уровня сформиро- ванности рефлексии в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе эксперимента дала сведения о существенных различиях в уровне сформированности рефлексии в обеих группах. Эти эксперементаль- но доказанные сведения в свою очередь направляют нас к выводу, что условия учебного сотрудничества и применение рефлексии на уроках русского
языка в 7-х классах формируют рефлексию у учащихся подросткового возраста.
Как уже было упомянуто в первой главе исследования, с введением ФГОС в школах реализуется системно-деятельностный подход. В связи с этим возрастает необходимость достижения у учащихся целей личностного, познавательного и социального развития. Для реализации данных достижений необходимо развитие рефлексии, которое включает в себя способности к самоуправлению учебного процесса, целеполагание, анализ и оценка своих действий во время учебного процесса, умения оценивать и анализировать свои ответы, ошибки и деятельность в группе, что развивает и воспитывает самостоятельную, конкурентоспособную личность.
В формировании рефлексии также важную роль играет учитель, который направляет детей, дает советы и учит правильно формулировать мысли, цели, задачи, проблемы материала и его понимания.
Таким образом, условия учебного сотрудничества на уроках повышает мотивацию учащихся при изучении русского языка, эффективно и глубоко формирует рефлексию, повышает творческий интерес учащихся к учебному процессу; развивает активность учащихся, которая подталкивает их к самостоятельности.


1. Абдурахманов, Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления [Текст] / Р.А.Абдурахманов. - М.: Московский психолого- социальный институт, 2008.
2. Абенова Г. Т. Влияние групповой работы на формирование рефлексивных способностей учащихся начальной школы // Молодой ученый. — 2016. — №26.1. — С. 4-6. — URL https://moluch.ru/archive/130/36289/ (дата обращения: 13.09.2018)
3. Абрамкина О. Г. Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся. Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. Г. Абрамкина. — Орел. — 2003. — 243 c.
4. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов [Текст] / Г.С.Абрамова. - М.: Академический Проект, 2011. - 704с.
5. Алексеев, Н.Г. Направления изучения рефлексии [Текст] // Новая философская энциклопедия в 4-х т. Т. 3. / Н.Г.Алексеев, И.С.Ладенко. - М., 2001.
6. Алексеев, Н.Г. Рефлексия и формирование способа решения задач [Текст] / Н.Г.Алексеев. - 2017.
7. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г.Ананьев. - М.: Наука, 1977.
8. Арсеньев, А.С. Анализ развивающегося понятия [Текст] / А.С. Арсеньев, В.С.Библер, Б.М.Кедров. - М.: Наука, 2017. - 440 с.
9. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008
10. Бардин,К.В. Чтобы ребенок успешно учился[Текст] /К.В. Бардин. - М.:Педагогика, 1988. - 196c.
11. Беликов, В. А. Образование. Деятельность. Личность: монография [Текст] / В.А.Беликов. - М.: Академия Естествознания, 2010. - 310 с.
12. Беликов, В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности [Текст] / В.А.Беликов. - Челябинск: Факел, 2015. - 141с.
13. Белова С. В. Диалог — основа профессии педагога. — М.: АПКиПРО. — 2002. — 148 с.
14. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова - М.: Академия, 2010. - 338 с.
15. Виноградова Н. Ф. Учебный диалог — эффективный метод развития младших школьников. // Начальное образование. — 2010 — № 1.
16. Выготский,Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.;[Текст] /Т.4. -М.: Педагогика, 1984. - С. 244-268.
17. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры [Текст] / Л.С.Выготский. - М.:Воронеж, 1996. - 513 с.
18. Выготский,Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.;[Текст] /Т.4. -М.: Педагогика, 1984. - С. 244-268.
19. Давыдов В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Текст] / В.В.Давыдов, В.И.Слободчиков. - 2012. - № 3 - С. 14 - 19.
20. Данилов, Д.Д. Экспериментальная модель контроля и оценивания в Образовательной системе «Школа 2100» [Текст] / Д.Д.Данилов // Журнал «Начальная школа Плюс до и после» № 4, 2004. -24 с.
21. Демидова, Г.А. Организационно-педагогические условия формирова
ния лидерского потенциала менеджера социально-трудовой сферы в рефлексивной среде дополнительного профессионального образования [Текст] / Г.А.Демидова // Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы: материалы Международной заочной научно
практической конференции., 2012. - 200 с.
22. Деркач А. А. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности /
А. А. Деркач, И. Н. Семенов, А. В. Балаева. - М.: РАГС, 2005
23. Григорович М. В. Личностная рефлексия как фактор развития личности подростка // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.2. — С. 92-94. — URL https://moluch.ru/archive/29/3341/ (дата обращения: 13.06.2019).
24. Дьюи, Дж. Демократия и образование: Перевод с английского / Дж. Дьюи. - М. : Педагогика-Пресс, 2000. - 384с.
25.Зак А. 3. Различия в мышлении детей / А. 3. Зак. М., - 1992. - 234 с.
26.Зверева, М. В. О понятии «дидактические условия» [Текст] / М.В.Зверева // Новые исследования в педагогических науках. - М.: Педагогика. 1987. №1. С. 29-32.
27. Кан-Калик В. А. Грамматика общения / В. А. Кан-Калик. — М., 1995. - 377 с.
28. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики [Текст] / А.В.Карпов // Психологический журнал. 2003. Т.
24. № 5. С. 45-57.
29. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Л., 1925.
30. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения. [Текст]/ М.: «Просвещение», 2015. - 231c.
31. Коменский Я.А. Великая дидактика / Пер. А.Щекинского - М., 1893. - С.138.
32. Конышева, Н. М. Проектная деятельность школьников / Н. М. Конышева. - М.: Начальная школа, 2006. - № 1, 2006. - 38 с.
33. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. — М.: Просвещение. — 1989. — 128 с.
34. Лакоценина, Т. П. Современный урок: учебное пособие для учителей, студентов пед. заведений / Т. П. Лакоценина, Е.Е. Алимова, Л.М. Оганезова. - Ростов н/Д: Учитель, 2007. - 208 с.
35. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст]/ О. Е. Лебедев // Школьные технологии. -2012. -No5. - С. 312
36. Лидере А. Г. Психологический тренинг с подростками / А. Г. Лидере. — М., 2001. -487 с.
37. Львов,М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Уч. пос. для студентов высш. пед. уч. заведений [Текст]/, В.Г. Го- рецкий, О.Б.Сосновская. - М.: Академия, 2012. - 464 с.
38. Мижериков, В.А. Психолого-педагогический словарь [Текст] /
В.А.Мижериков. - Ростов-на-Дону, 1998.-540 с.
39. Найн, А. Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований [Текст] / А.Я.Найн // Педагогика. 1995. №5. С. 44-49.
40. Неучебник по русскому языку: [10+] / Максим Кронгауз, Елена Арутюнова, Борис Панов при участии А. Гиваргизова. - Москва: Клевер- Медиа-Групп. Ч. 1: Орфография: о корнях и не только. - 2018. - 165 с. Ч. 2: Орфография: о приставках, суффиксах, окончаниях и не только. -
2018. - 119.
41. Осмоловская, И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. - 2012. - № 10. - С. 6.
42.Ожигина С.П. Формирование универсального учебного действия моделирования у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала / С.П. Ожигина. [электронный ресурс].
43. Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст / Максим Ильяхов, Людмила Сарычева. - 2-е изд. - М.: АП, 2017. - 440 с.
44. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности [Текст] / В.А.Петровский - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
45. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 1998.
46. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 1998.
47. Пономарев, Я. А. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии [Текст] / Я.А.Пономарев, И.Н.Семенов. - М.: МФО: ИФ АН СССР, 1988.
48. Прихожан, А. М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога [Текст] / А.М.Прихожан. // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик - М.: изд. АПН СССР, 1988.
49. Психология: словарь / [под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского] - М.: ИПЛ, 1990. -702с.
50. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования / Под ред. Е. Д. Божович. — М., 2005. - 212 с.
51. Родари Д. Грамматика фантазии / Д. Родари. — М., 1978. — С. 198.
52. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /
С.Л.Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. -713 с.
53. Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании. - М., 1996. - С. 211.
54. Савченко, А.Я. Дидактика начального образования [Текст] / А.Я.Савченко. - Грамота, 2012. - 503с
55. Сборник рабочих программ «Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - С. 287289, С. 528.
56. Семенов, И.Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности [Текст] / И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии. - 1983. - №2. - С.35.
57. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. / И. С. Сергеев. - М.: АРКТИ, 2007. - 80 с.
58. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности [Текст] / И.С.Сергеев. - 2004. С.20-23
59. Скворцова, Г. В. Проект как форма организации самостоятельной деятельности детей / Г. В. Скворцова. - М.: Начальная школа, 2006. - № 11. - 35 с.
60. Смирнова, А.А. Метод варьирования текстовых задач по математике как средство повышения качества знаний учащихся» [Текст] / А.А.Смирнова // Журнал «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена», 2006.
61. Соколова, Ю. А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка / Ю.А. Соколова - М.: Русский язык в школе, 2008. - № 3. - 42 с.
62. Соловьева, Т.Г. Рефлексия как одна из форм организации обучения, способствующая формированию у младших школьников умения учиться [Текст] / Т.Г.Соловьева. - 2014.
63. Степанов, С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования [Текст] / С.Ю.Степанов, И.Н.Семенов // Вопр. психол. - 1985. - № 3. - С. 31 - 40.
64. Степанов, С. Ю. Личностно-рефлексивный диалог в развитии творческих возможностей учащихся [Текст] / С.Ю. Степанов // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева. - М., 1987.
65. Суслова,В.Г. Лекции «Современный урок в условиях реализации ФГОС второго поколения» [электронный ресурс]/ЦЕЬ: https://www.herzen.spb.ru/news/15-01 -2016 (дата обращения: 15.12.2018)
66. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования от 17 мая 2017 [электронный ресурс] режим доступа Ьйр.Минобрнауки.рф/документы/2365.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ