ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В КИЕВСКОЙ РУСИ В IX-X ВВ. НА ПРИМЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ КНЯГИНИ ОЛЬГИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВЫХ КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ В КИЕВСКОЙ РУСИ 21
§ 1. Причины и этапы становления раннефеодального государства в сер. IX - нач. XI вв 21
§ 2. Формирование территориального единства Руси и рост численности населения в IX - нач. X вв 36
§3. Состояние и эволюция налоговой политики на Руси в IX-X вв 42
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И КИЕВСКОЙ РУСИ В IX - НАЧ. X ВВ 49
§1. Организация налогообложения Византийской империи в IX-X вв 49
§2. Анализ работы византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» по вопросам налоговой политики первых киевских князей 54
§3. Первая форма сбора налогов Киевской Руси на примере полюдья. Ее описание и характеристика в византийских источниках и ПВЛ 65
ГЛАВА 3. НАЛОГОВО-АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ КНЯГИНИ ОЛЬГИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 72 §1. Деятельность Святой Равноапостольной княгини в реформировании
основных направлений развития древнерусской государственности 72
§2. Причины введения оброков и погостов, и их значение 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
ИСТОЧНИКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ 96
ПРИЛОЖЕНИЯ 111
ГЛАВА 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВЫХ КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ В КИЕВСКОЙ РУСИ 21
§ 1. Причины и этапы становления раннефеодального государства в сер. IX - нач. XI вв 21
§ 2. Формирование территориального единства Руси и рост численности населения в IX - нач. X вв 36
§3. Состояние и эволюция налоговой политики на Руси в IX-X вв 42
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И КИЕВСКОЙ РУСИ В IX - НАЧ. X ВВ 49
§1. Организация налогообложения Византийской империи в IX-X вв 49
§2. Анализ работы византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» по вопросам налоговой политики первых киевских князей 54
§3. Первая форма сбора налогов Киевской Руси на примере полюдья. Ее описание и характеристика в византийских источниках и ПВЛ 65
ГЛАВА 3. НАЛОГОВО-АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ КНЯГИНИ ОЛЬГИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 72 §1. Деятельность Святой Равноапостольной княгини в реформировании
основных направлений развития древнерусской государственности 72
§2. Причины введения оброков и погостов, и их значение 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
ИСТОЧНИКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ 96
ПРИЛОЖЕНИЯ 111
Актуальность. Налоговая система является одним из ключевых элементов функционирования любого государства. В Киевской Руси экономическая политика, проводимая первыми князьями династии Рюриковичей, занимает особое место, ведь именно она лежала в основе конфликтов между подчиненным населением и киевскими властителями.
Долгое время финансовая составляющая внутренней политики Древнерусского государства была объектом пристального внимания советских ученых, которые в целом рассматривали историю с позиций марксистской теории и господствующей во всех сферах жизни коммунистической идеологии. Налоговая система Киевской Руси и ее инструменты в IX-X вв. характеризовались исследователями в контексте феодальной формации, дань и полюдье - выступали рентой, сбор которой киевский князь в качестве ленного пожалования мог свободно отдавать своим вассалам.
Кроме того, поскольку до настоящего времени в исторической науке не сложилось единой научной концепции по вопросам изучения характера и содержания системы налогообложения, проблемы, рассматриваемые в данной работе, остаются актуальными.
Тема исследования, безусловно, представляет интерес для дальнейшего изучения, так как затрагивает большое количество аспектов, связанных с общественным строем Киевского государства. Складывание институтов налоговой системы в IX - X вв., а также реформаторская деятельность княгини Ольги в этой области во многом определили вектор финансовой политики для последующих правителей Руси.
Таким образом, актуальность проблемы, поставленной в настоящей работе заключается в необходимости пересмотра древнерусской системы налогообложения и более современной, приближенной к объективной, оценке экономических институтов Киевской Руси IX - X вв., без идеологических
штампов, характерных для отдельных представителей исторической науки прошлого века.
Объектом исследования является социально-экономическое положение Древнерусского государства в IX - X вв., как элемент, который стал причиной политического кризиса между княжеской администрацией и родовой знатью племенных княжений
Предметом исследования выступают мероприятия первых киевских правителей по урегулированию противоречий экономической сферы, связанных, в частности, с реализацией налоговой функции государства, в контексте развития и укрепления Киевской Руси на начальном этапе становления древнерусской государственности.
Цель работы является анализ налоговой системы Киевской Руси в предгосударственный и государственный периоды, а также преобразований в экономической сфере как элемент укрепления княжеской власти в племенных княжениях.
Исходя из цели работы были сформулированы следующие задачи:
1. Охарактеризовать положение Киевского раннефеодального государства в сер. IX - нач. XI века;
2. Определить налоговую политику первых русских князей и ее значение для древнерусской государственности;
3. Раскрыть особенности функционирования налоговых институтов Византийской империи в сравнении с аналогичными институтами Киевской Руси;
4. Рассмотреть вклад Константина Багрянородного в реформирование налоговой системы;
5. Исследовать формы и виды сбора налогов в Древнерусском государстве;
6. Показать основные направления внутренней политики Святой Равноапостольной княгини Ольги и причины реформирования налоговых поступлений;
7. Определить значение административно-налоговой реформы княгини для дальнейшего социально-экономического и политического развития Древнерусского государства в X-XI вв.
Хронологические рамки данной работы охватывают период становления и развития Киевской Руси с IX по X вв. Верхняя граница обусловлена тем, что на это время приходится создание Древнерусского государства. Нижняя граница включает в себя государственную деятельность княгини Ольги, которая внесла весомый вклад в оформление базовых институтов налоговой системы.
Географические рамки включают территории Киевской Руси и Византийской империи, с которой Древнерусское государство находилось в тесном взаимодействии на всем протяжении своей истории.
Методологическая основа. Данная работа базируется на комплексе общенаучных методов, и специально исторических принципов научного исследования.
Принцип научной объективности предполагает беспристрастное и всестороннее изучение совокупности вопросов, затронутых в настоящей работе, без искажения событий и фактов, имеющих опосредованное значение для предмета исследования. Соблюдение принципа историзма отражает рассмотрение событий и явлений, объекта и предмета исследования в их исторической взаимосвязи и обусловленности.
В качестве общенаучных методов нашли применение анализ, синтез, индукция, сравнение, обобщение. Благодаря использованию данных методов удалось выявить основные закономерности в развитии налоговой системы Киевской Руси, установить ее характерные черты и отличия, в частности от податной системы Византийской империи.
В ходе работы использовались специально-исторические методы, которые способствовали достижению поставленных задач. Применение компаративного или сравнительно-исторического метода позволило изучить конкретные явления и факты в налоговой сфере Киевской Руси, и определить причины их возникновения в определенный исторический период. Учитывая византийское влияние, данный метод позволяет путем сравнения определить общие явления системе налогообложения этих государств.
При изучении исторических источников по теме исследования, автор руководствовался методом реконструкции, а также частично методом научного сопоставления налоговых институтов в части работы, посвященной анализу налоговой политики и податной системы в Византии и Древнерусском государстве.
С помощью проблемно-хронологического метода осуществлялось изучение процессов трансформации налоговой системы Киевской Руси во времени за указанный промежуток времени.
Эффективное изучение исторических памятников и источников, указанных в работе, осуществлялось с помощью комплексного подхода, который сочетает в себе методы текстологического и лексико-терминологического анализа. Данный синтез во многом способствует адекватному восприятию и интерпретации текстов, а также выявлению подтекстов и «скрытых смыслов».
Таким образом, использование всей совокупности представленных методов, подходов и принципов научного исследования направлено на выявление объективной реальности Древнерусского государства IX - X вв. во всем многообразии ее противоречий.
Источниковая база исследования традиционно состоит из разных видов письменных документов, которые можно условно разделить на несколько групп. Среди них выделяются:
1) Нарративные источники отечественного и иностранного происхождения;
2) Нормативно-правовые документы;
3) Изобразительные источники.
К наративным источникам отечественного происхождения относятся Повесть временных лет по Лаврентьевскому списку , а также Новгородская I летопись , в которых отражены сведения об основных событиях жизни восточнославянского общества. Древнерусские летописны своды являются основным источником информации о деятельности первых русских князей, их происхождении, в которых дается описание внутренней и международной политики государства. ПВЛ состоит из определенных блоков информации, - выписки из истории Византии и Болгарии (Походы князей Аскольда и Дира на Византию и на болгарского правителя Михаила), документальных источников (тексты договоров Руси с Византией, заключенные при правлении князей Олега и Игоря с 907 по 945 гг.), а также рассказов (о смерти Олега, о мести Ольги древлянам).
В ПВЛ содержится информация из Новгородской I летописи, которая включает в себя дополнительно сведения о жизни в Новгородской земле и близлежащих северных племенных центрах.
Иностранные источники представлены записями о Руси арабских и византийских авторов. В целом, нами привлечены географические сочинения - путевые заметки арабского путешественника Ибн Фадлана , а также труды Аль Масуди . Восточные записи приводят сведения о догосударственном периоде на землях восточных славян, указывают на существование племенных суперсоюзов, в последствии объединившихся в единое государство. Кроме того, данные источники свидетельствуют о начале торгового сотрудничества Руси с другими государствами вдоль торгового пути «из варяг в арабы» .
В данную группу были включены сочинения политических деятелей - современников рассматриваемого периода, в первую очередь труды византийского императора Константина VII Багрянородного. Трактат «Об управлении империей» , содержит бесценные сведения о Древнерусском государстве на этапе его становления, описывает процесс сбора дани архонтами русов, именуемого полюдьем. Этот труд показывает высокую осведомленность царственного автора. В трактате «О церемониях Византийского двора» подробно описан обряд принятия княгиней Ольгой Христианства, с подтверждением высокого статуса правительницы .
Еще одним византийским автором, который упоминает о Древней Руси и ее правителях был Лев Диакон - младший современник рассматриваемых событий. В своей «Истории» он поместил рассказ от имени императора Иоанна Цимисхия к Святославу Игоревичу, в котором говорится о поражении его отца в Игоря походе на Византию, а также обстоятельствах его гибели. Отличительная черта повествования от русской ПВЛ состоит в том, что, по сведениям автора, правителя росов убили не древляне, а германцы, разорвав его надвое .
Уникальным источником является свидетельство о крещении Ольги - так называемое Продолжение Хроники Региона. Хроника была составлена в середине X в. Автором Продолжения был, по предположению исследователей, первый киевский епископ Адальберт, который был современником рассматриваемого периода. Все это придает памятнику исключительную ценность .
Источниками фактического материала являются международные договоры и соглашения Древней Руси, объединенные в сборник «Памятники истории Киевского государства IX-XII вв». Кроме документов, помещенных в отечественных летописях, в нем опубликованы: Извлечение из Бертинских анналов, записи второй беседы патриарха константинопольского Фотия по поводу нашествия Руси. Извлечение представляется нам интересным поскольку содержит запись договора правителей Киева 839 года с Византией. Патриарх Фотий стал свидетелем осады Константинополя Аскольдом и Диром с дружиной, а также позднейшего заключения договора в 867 году. Эти документы являются свидетельством тесных взаимоотношений славян с Византийской империей еще в предгосударственный период .
Особенным источником является Житие княгини Ольги, в которым содержится более полная информация о ней. Данное произведение представляет собой памятник агиографического жанра. Для более широкого освящения деятельности правительницы, этот источник был использован в различных редакциях - краткой , проложной , а также в составе Степенной книги царского родословия . Несмотря на то, что памятник был составлен в более позднее время от рассматриваемых событий, в нем помещены ценные сведения о жизни и деятельности равноапостольной княгини . Принятие первой древнерусской правительницей отчасти отражено в сочинении Иакова Мниха - «Память и похвала князю Владимиру» .
В последнюю группу выделены миниатюры из Радзивиловской летописи . Памятник содержит богатый иллюстративный материал, позволяющий составить определенное представление о времени правления и деятельности первых древнерусских князей. Описание и комментарии к миниатюрам даны отечественными исследователями А.В. Арциховским и О.И. Подобедовой .
Степень изученности темы. Научная литература по данной проблеме представлена трудами как обобщающего характера, так и исследованиями отдельных ее аспектов. В первой главе настоящей работы рассмотрены проблемы начального этапа формирования Киевской Руси, с учетом складывания государства, эволюции общественного строя и государственных институтов, и происхождения династии Рюриковичей. Круг данных вопросов изучался в работах Е.Н. Носова , Е.А. Мельниковой и В.Я. Петрухина . Анализ летописных источников «Сказания о призвании варягов» из Новгородской I летописи содержится в статье Гринева Н.Н. «Легенда о призвании варяжских князей» .
В силу ограниченности письменных источников, данные археологии позволяют получить дополнительную информацию о Древней Руси. Предметом научных разысканий А.Н. Кирпичникова стали вопросы, связанные с происхождением династии Рюриковичей. Для освящения этой темы, Кирпичников привлекает материалы, полученные в результате проведенных археологических раскопок Ладожского городища, Великого Новгорода, и сопоставляет полученные данные с текстом «Сказания» .
Процессу складывания Киевской Руси, формированию территориальной целостности государства и развитию институтов посвящена фундаментальная работа Б.А. Рыбакова . Кроме того, ученый рассмотрел дохристианские религиозные верования восточных славян, населявших территорию Древнерусского государства . Изучение схожих проблем представлено в соответствующей монографии Р.Г. Скрынникова .
В дореволюционных трудах, вопрос налогообложения в Киевской Руси не являлся предметом специального исследования и рассматривался в контексте общего изучения истории государства. Например, М.К. Любавский рассматривал институт полюдья как элемент исключительно внутренней политики древнерусского общества. Дань, взимаемая князем с подвластных племен, шла на содержание дружины и князя. Больший интерес в исследовательской деятельности автора для нас представляют его географические разыскания, которые позволяют определить территориальные границы государства, и земли, находящиеся в непосредственном подчинении киевскому князю .
Во второй главе работы рассматривается налоговая политика Византийской империи, подробно представленная во втором томе коллективного труда «История Византии» . Виды налогов, их назначение и способы описаны в трудах советских выдающихся византологов Г.Г. Литаврина , М.Я. Сюзюмова . Личность правителя Константина VII, которому посвящен отдельный параграф главы, стала объектом изучения в работах обобщающего характера .
Что касается системы налогообложения Киевской Руси, то на протяжении нескольких десятилетий прошлого века в исторической науке высказывались различные взгляды на налоговую систему и ее инструменты в Древнерусском государстве. Первые работы советских ученых в 1930-е - 1940-е годы хоть и не выделяли налоговую систему в отдельное исследование, но все же акцентировали внимание на этой теме. В трудах академика Б.Д. Грекова заметно значительное влияние идеологии марксистов. Рассматривая такие явления как общественный строй и феодальные отношения Киевской Руси, автор обращается к воззрениям Ф. Энгельса, а также ключевым положениям формационной теории. Через исследование генезиса феодализма в Киевской Руси, Б.Д. Греков рассматривает полюдье и сбор дани как элементы, присущие ленному пожалованию от вассала - то есть от киевского князя, что означает эволюцию дани в феодальную ренту. Деятельность княгини Ольги после смерти мужа, по мнению исследователя, была направлена на укрепление Киевской власти на местах. В этой связи ей
предпринято внедрение комплекса экономических мер - регламентация сбора дани, определение мест и сроков ее сбора .
Взглядов Б.Д. Грекова относительно трансформации дани в феодальную ренту придерживался С.В. Юшков. Он стал первым советским историком, который выделил дань в Киевской Руси, как предмет специального исследования. Рассматривая процесс изменения дани с X по XI вв., автор отмечал, что изначально «сбор дани вместе с «примучиваниями» разного рода был не чем иным, как организованным феодальной властью грабежом сельского населения...». По мнению исследователя, дань представляла собой способ укрепления княжеской власти на местах. Переломным моментом в налоговых отношениях князя и его подданных стали реформы. Смысл нововведений Юшков усматривал в упорядочивании сбора податей, для чего создавались органы местной финансовой и судебной администрации, связанной с центральной властью. Кроме того, княгиня ввела «оброки», под которыми ученый подразумевал дополнительные налоговые сборы .
Обращаясь к ранней истории Киевской Руси, В.В. Мавродин сформулировал ряд положений о налоговой системе и, в частности, о дани и полюдье. В монографии «Образование Древнерусского государства» , автор, обращаясь к Лаврентьевской летописи, отмечает, что выплаты дани у славян, как инструмент налоговой системы, имеют глубокие корни, еще до образования государства и предшествуют переходу к феодальным отношениям, которые оформились во время княжения Ольги. До нее взимание дани с покоренных племен было произвольным и в натуральном виде. Полюдье Мавродин дифференцировал в отдельный инструмент налоговой системы, который был связан с внешней Русью.
Разделение на Русь внешнюю и внутреннюю фигурирует в работах Приселкова М.Д. Фундаментом государства, по мнению автора, был союз Киевского, Черниговского и Переяславского княжеств. Остальные земли находились в подчинении и были обязаны платить полюдье. Данью историк считал те средства, которые население племенного княжества уплачивало местному правителю .
Противником теории преобразования дани в феодальную ренту в 50-е годы XX века выступил А.Н. Насонов. Он утверждал, что дань являлась инструментом эксплуатации населения непосредственно государством, а не отдельно взятым феодалом .
Концепция феодализма в Древнерусском государстве превалирует в работах Л.В. Черепнина. Рассматривая спорные вопросы о земельной собственности в том числе через налоговую систему Киевской Руси, ученый пришел к выводу, что противопоставление дани и полюдья является безосновательным, и необходимо рассматривать последнее как систему взимания податей. Кроме того, поддерживая взгляды Б.Д Грекова, автор полагал, что сбор дани был пожалован в лен княжеским дружинникам. Реформистская политика княгини Ольги, как полагал Черепнин, означала укрепление верховной власти князя на местах; введение уставов и уроков привело к формированию фиксированного объема налогов; было четко обозначено место и время сбора податей. На смену полюдью был введен повоз .
Специальное изучение полюдья было предпринято историком Ю.М. Кобищановым , монография которого рассматривает этот феномен в Киевской Руси как ежегодный объезд князем своих земель для сбора дани. Однако, историк видит в полюдье не только экономическую, но и политическую, судебную и даже религиозную функции.
Через призму классовых отношений данничество в Древнерусском государстве IX - X вв. рассматривал М.Б. Свердлов. Система взимания податей стала формой эксплуатации господствующего класса над свободными общинниками. Изменение дани из военной контрибуции в регулярно собираемый налог для автора является иллюстрацией феодализации общественных отношений в Киевской Руси .
Исследование И.Я. Фроянова рассматривает эволюцию налоговой системы Руси от истоков образования государства, до XIII века . Историк на основе анализа древнейших летописных сводов, а также сообщения иностранных авторов приходит к выводу, что категории дани и полюдья не тождественны. Автор связывает начало данничества с военными конфликтами, когда побежденное племя выплачивало военную контрибуцию. Поэтому, дань следует рассматривать как инструмент межплеменных отношений. Полюдье, по мнению Фроянова, было добровольными дарами для князя за его административную и военную деятельность. Новая налоговая политика княгини Ольги была обусловлена отсутствием единой податной системы государства во время правления предшественников, в частности князя Игоря.
А.А. Горский в своей монографии рассматривает податную систему государства в исторической перспективе . Автор связал возникновение института полюдья с эволюцией дани. По мнению исследователя, начало налоговой системы относится ко времени предгосударственного развития племенных союзов. В других работах автор выделял признаки, присущие налогу, по которым можно утверждать, что выплата дани на Руси являлась таковым уже в X веке. Большое влияние на процесс перехода к налогу, по мнению историка, оказала княжеская дружина, которая присваивала себе военную добычу и собираемую дань и в дальнейшем военная знать стала корпоративным собственником земли .
Особый интерес представляет современное коллективное исследование «История налогов в России IX - XX вв.», автором которого является Захаров В.Н., направленное на специализированное изучение отечественной налоговой системы. По мнению авторов, первым налогом была именно дань или военные контрибуции, которые шли на обеспечение князя и дружины. В монографии утверждается, что попытки упорядочения сбора дани и установления единицы обложения предпринимались еще в IX веке князем Олегом. Натуральный характер налога способствовал развитию меновой торговли .
Княжение равноапостольной княгини Ольги, ее преобразовательная деятельность внутри Киевского государства, отражены в третьей главе нашей работы работы. Достаточно подробно время правления княгини Ольги рассматривается в книге А.С. Королева «Загадки первых русских князей». Автор отмечает двойственный летописный и житийный образ правительницы. Наряду с христианским образом Ольги, изображенным в ПВЛ, в устных преданиях сосуществовал взгляд на княгиню, как на символ женской хитрости и коварства .
В современной историографии внутриполитическая деятельность равноапостольной княгини Ольги, в частности преобразования в налоговой сфере, стали предметом исследования А.Ю. Карпова. В работе «Княгиня Ольга» историк пришел к выводу, что правительница, отменила полюдье и перешла к сбору дани (уставов и уроков) на местах. Для этого создавались специальные опорные пункты - погосты. Исследователь определил территории реформаторской деятельности княгини. По мнению Карпова, - новая система сбора дани в ту пору была утверждена в землях, составлявших основу Древнерусского государства .
Для всестороннего рассмотрения темы исследования, в настоящей работе были привлечены труды историков, имеющие опосредованное значение к изучаемой проблеме . Работа А.С. Львова «Лексика ПВЛ» способствовала более глубокому пониманию смысла терминологии, используемой в Древнерусском летописании. В монографии автор объясняет значение бытовой, военной и торговой лексики .
Важное значение имеют исследования, связанные с изучением дипломатических отношений Руси и Византии в IX - XII вв. Этим вопросом занимался отечественный византинист В.В. Литаврин. Ученый работал преимущественно с корпусом иностранных источников. В его исследовании содержится анализ договоров, заключенных русскими правителями с Византийской империей, на основе которых автором показана неизбежность христианизации Руси. Большое значение Литаврин уделял дипломатической политике и внутригосударственной деятельности княгини Ольги, которая во многом способствовала последующему принятию крещения именно по византийскому образцу .
Вопросы международной политики Древнерусского государства занимали также Н.И. Платонову и В.П. Кузенкова, который особое внимание предавал походам Олега на Константинополь .
Международное положение Киевской Руси является предметом изучения авторов коллективной монографии «Древнерусское государство и его международное значение» .
Таким образом, источниковая база и анализ специализированной литературы, затрагивающей различные аспекты изучаемого вопроса, позволяют раскрыть тему исследования и решить поставленные автором задачи.
Научная новизна работы состоит в привлечении и авторской интерпретации разнообразного летописного наследия Киевской Руси и письменных памятников Византийской империи, в рассмотрении генезиса и сущности налоговой системы Древнерусского государства в исторической перспективе, а также в исследовании характера и основных результатов финансовых реформ в раннефеодальном Киевском государстве в IX - X вв.
Таким образом, научная новизна дипломной работы заключается в следующем:
1. Охарактеризовано положение Древнерусского государства в период с конца IX - начала X вв. в контексте социально-экономического и политического развития;
2. Определена налоговая политика первых князей династии Рюриковичей и ее значение для Киевской Руси;
3. Детально рассмотрены особенности функционирования налоговой системы Византии;
4. Раскрыты особенности деятельности византийского императора Константина VII Багрянородного по реформированию налоговой системы государства;
5. Комплексно исследованы формы и виды сбора налогов в Киевской Руси в заявленный исторический период, с учетом новых гипотез и концепций;
6. Показаны ключевые направления внутренней политики Святой Равноапостольной княгини Ольги, а также причины ее реформирования экономической сферы Древнерусского государства.
Практическая значимость исследования заключается в том, что ее материалы, ключевые положения и выводы могут применяться в преподавании Отечественной истории в средних и высших учебных заведениях.
Структуру работы определили объект, предмет, а также цель и задачи исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Апробация. Основные положения и выводы дипломной работы были использованы для:
1) Выступления на международной научно-практической конференции «Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие», с докладом: «Роль князя Игоря в становление древнерусской налоговой политики на примере племенного союза древлян»;
2) В ходе прохождения педагогической практики в МБОУ Лицей №32 г. Белгорода в 2016 году в рамках проведения внеклассного мероприятия по истории для 6 «А» класса был подготовлен доклад на тему «Первые киевские князья и их роль в становлении российской государственности».
Долгое время финансовая составляющая внутренней политики Древнерусского государства была объектом пристального внимания советских ученых, которые в целом рассматривали историю с позиций марксистской теории и господствующей во всех сферах жизни коммунистической идеологии. Налоговая система Киевской Руси и ее инструменты в IX-X вв. характеризовались исследователями в контексте феодальной формации, дань и полюдье - выступали рентой, сбор которой киевский князь в качестве ленного пожалования мог свободно отдавать своим вассалам.
Кроме того, поскольку до настоящего времени в исторической науке не сложилось единой научной концепции по вопросам изучения характера и содержания системы налогообложения, проблемы, рассматриваемые в данной работе, остаются актуальными.
Тема исследования, безусловно, представляет интерес для дальнейшего изучения, так как затрагивает большое количество аспектов, связанных с общественным строем Киевского государства. Складывание институтов налоговой системы в IX - X вв., а также реформаторская деятельность княгини Ольги в этой области во многом определили вектор финансовой политики для последующих правителей Руси.
Таким образом, актуальность проблемы, поставленной в настоящей работе заключается в необходимости пересмотра древнерусской системы налогообложения и более современной, приближенной к объективной, оценке экономических институтов Киевской Руси IX - X вв., без идеологических
штампов, характерных для отдельных представителей исторической науки прошлого века.
Объектом исследования является социально-экономическое положение Древнерусского государства в IX - X вв., как элемент, который стал причиной политического кризиса между княжеской администрацией и родовой знатью племенных княжений
Предметом исследования выступают мероприятия первых киевских правителей по урегулированию противоречий экономической сферы, связанных, в частности, с реализацией налоговой функции государства, в контексте развития и укрепления Киевской Руси на начальном этапе становления древнерусской государственности.
Цель работы является анализ налоговой системы Киевской Руси в предгосударственный и государственный периоды, а также преобразований в экономической сфере как элемент укрепления княжеской власти в племенных княжениях.
Исходя из цели работы были сформулированы следующие задачи:
1. Охарактеризовать положение Киевского раннефеодального государства в сер. IX - нач. XI века;
2. Определить налоговую политику первых русских князей и ее значение для древнерусской государственности;
3. Раскрыть особенности функционирования налоговых институтов Византийской империи в сравнении с аналогичными институтами Киевской Руси;
4. Рассмотреть вклад Константина Багрянородного в реформирование налоговой системы;
5. Исследовать формы и виды сбора налогов в Древнерусском государстве;
6. Показать основные направления внутренней политики Святой Равноапостольной княгини Ольги и причины реформирования налоговых поступлений;
7. Определить значение административно-налоговой реформы княгини для дальнейшего социально-экономического и политического развития Древнерусского государства в X-XI вв.
Хронологические рамки данной работы охватывают период становления и развития Киевской Руси с IX по X вв. Верхняя граница обусловлена тем, что на это время приходится создание Древнерусского государства. Нижняя граница включает в себя государственную деятельность княгини Ольги, которая внесла весомый вклад в оформление базовых институтов налоговой системы.
Географические рамки включают территории Киевской Руси и Византийской империи, с которой Древнерусское государство находилось в тесном взаимодействии на всем протяжении своей истории.
Методологическая основа. Данная работа базируется на комплексе общенаучных методов, и специально исторических принципов научного исследования.
Принцип научной объективности предполагает беспристрастное и всестороннее изучение совокупности вопросов, затронутых в настоящей работе, без искажения событий и фактов, имеющих опосредованное значение для предмета исследования. Соблюдение принципа историзма отражает рассмотрение событий и явлений, объекта и предмета исследования в их исторической взаимосвязи и обусловленности.
В качестве общенаучных методов нашли применение анализ, синтез, индукция, сравнение, обобщение. Благодаря использованию данных методов удалось выявить основные закономерности в развитии налоговой системы Киевской Руси, установить ее характерные черты и отличия, в частности от податной системы Византийской империи.
В ходе работы использовались специально-исторические методы, которые способствовали достижению поставленных задач. Применение компаративного или сравнительно-исторического метода позволило изучить конкретные явления и факты в налоговой сфере Киевской Руси, и определить причины их возникновения в определенный исторический период. Учитывая византийское влияние, данный метод позволяет путем сравнения определить общие явления системе налогообложения этих государств.
При изучении исторических источников по теме исследования, автор руководствовался методом реконструкции, а также частично методом научного сопоставления налоговых институтов в части работы, посвященной анализу налоговой политики и податной системы в Византии и Древнерусском государстве.
С помощью проблемно-хронологического метода осуществлялось изучение процессов трансформации налоговой системы Киевской Руси во времени за указанный промежуток времени.
Эффективное изучение исторических памятников и источников, указанных в работе, осуществлялось с помощью комплексного подхода, который сочетает в себе методы текстологического и лексико-терминологического анализа. Данный синтез во многом способствует адекватному восприятию и интерпретации текстов, а также выявлению подтекстов и «скрытых смыслов».
Таким образом, использование всей совокупности представленных методов, подходов и принципов научного исследования направлено на выявление объективной реальности Древнерусского государства IX - X вв. во всем многообразии ее противоречий.
Источниковая база исследования традиционно состоит из разных видов письменных документов, которые можно условно разделить на несколько групп. Среди них выделяются:
1) Нарративные источники отечественного и иностранного происхождения;
2) Нормативно-правовые документы;
3) Изобразительные источники.
К наративным источникам отечественного происхождения относятся Повесть временных лет по Лаврентьевскому списку , а также Новгородская I летопись , в которых отражены сведения об основных событиях жизни восточнославянского общества. Древнерусские летописны своды являются основным источником информации о деятельности первых русских князей, их происхождении, в которых дается описание внутренней и международной политики государства. ПВЛ состоит из определенных блоков информации, - выписки из истории Византии и Болгарии (Походы князей Аскольда и Дира на Византию и на болгарского правителя Михаила), документальных источников (тексты договоров Руси с Византией, заключенные при правлении князей Олега и Игоря с 907 по 945 гг.), а также рассказов (о смерти Олега, о мести Ольги древлянам).
В ПВЛ содержится информация из Новгородской I летописи, которая включает в себя дополнительно сведения о жизни в Новгородской земле и близлежащих северных племенных центрах.
Иностранные источники представлены записями о Руси арабских и византийских авторов. В целом, нами привлечены географические сочинения - путевые заметки арабского путешественника Ибн Фадлана , а также труды Аль Масуди . Восточные записи приводят сведения о догосударственном периоде на землях восточных славян, указывают на существование племенных суперсоюзов, в последствии объединившихся в единое государство. Кроме того, данные источники свидетельствуют о начале торгового сотрудничества Руси с другими государствами вдоль торгового пути «из варяг в арабы» .
В данную группу были включены сочинения политических деятелей - современников рассматриваемого периода, в первую очередь труды византийского императора Константина VII Багрянородного. Трактат «Об управлении империей» , содержит бесценные сведения о Древнерусском государстве на этапе его становления, описывает процесс сбора дани архонтами русов, именуемого полюдьем. Этот труд показывает высокую осведомленность царственного автора. В трактате «О церемониях Византийского двора» подробно описан обряд принятия княгиней Ольгой Христианства, с подтверждением высокого статуса правительницы .
Еще одним византийским автором, который упоминает о Древней Руси и ее правителях был Лев Диакон - младший современник рассматриваемых событий. В своей «Истории» он поместил рассказ от имени императора Иоанна Цимисхия к Святославу Игоревичу, в котором говорится о поражении его отца в Игоря походе на Византию, а также обстоятельствах его гибели. Отличительная черта повествования от русской ПВЛ состоит в том, что, по сведениям автора, правителя росов убили не древляне, а германцы, разорвав его надвое .
Уникальным источником является свидетельство о крещении Ольги - так называемое Продолжение Хроники Региона. Хроника была составлена в середине X в. Автором Продолжения был, по предположению исследователей, первый киевский епископ Адальберт, который был современником рассматриваемого периода. Все это придает памятнику исключительную ценность .
Источниками фактического материала являются международные договоры и соглашения Древней Руси, объединенные в сборник «Памятники истории Киевского государства IX-XII вв». Кроме документов, помещенных в отечественных летописях, в нем опубликованы: Извлечение из Бертинских анналов, записи второй беседы патриарха константинопольского Фотия по поводу нашествия Руси. Извлечение представляется нам интересным поскольку содержит запись договора правителей Киева 839 года с Византией. Патриарх Фотий стал свидетелем осады Константинополя Аскольдом и Диром с дружиной, а также позднейшего заключения договора в 867 году. Эти документы являются свидетельством тесных взаимоотношений славян с Византийской империей еще в предгосударственный период .
Особенным источником является Житие княгини Ольги, в которым содержится более полная информация о ней. Данное произведение представляет собой памятник агиографического жанра. Для более широкого освящения деятельности правительницы, этот источник был использован в различных редакциях - краткой , проложной , а также в составе Степенной книги царского родословия . Несмотря на то, что памятник был составлен в более позднее время от рассматриваемых событий, в нем помещены ценные сведения о жизни и деятельности равноапостольной княгини . Принятие первой древнерусской правительницей отчасти отражено в сочинении Иакова Мниха - «Память и похвала князю Владимиру» .
В последнюю группу выделены миниатюры из Радзивиловской летописи . Памятник содержит богатый иллюстративный материал, позволяющий составить определенное представление о времени правления и деятельности первых древнерусских князей. Описание и комментарии к миниатюрам даны отечественными исследователями А.В. Арциховским и О.И. Подобедовой .
Степень изученности темы. Научная литература по данной проблеме представлена трудами как обобщающего характера, так и исследованиями отдельных ее аспектов. В первой главе настоящей работы рассмотрены проблемы начального этапа формирования Киевской Руси, с учетом складывания государства, эволюции общественного строя и государственных институтов, и происхождения династии Рюриковичей. Круг данных вопросов изучался в работах Е.Н. Носова , Е.А. Мельниковой и В.Я. Петрухина . Анализ летописных источников «Сказания о призвании варягов» из Новгородской I летописи содержится в статье Гринева Н.Н. «Легенда о призвании варяжских князей» .
В силу ограниченности письменных источников, данные археологии позволяют получить дополнительную информацию о Древней Руси. Предметом научных разысканий А.Н. Кирпичникова стали вопросы, связанные с происхождением династии Рюриковичей. Для освящения этой темы, Кирпичников привлекает материалы, полученные в результате проведенных археологических раскопок Ладожского городища, Великого Новгорода, и сопоставляет полученные данные с текстом «Сказания» .
Процессу складывания Киевской Руси, формированию территориальной целостности государства и развитию институтов посвящена фундаментальная работа Б.А. Рыбакова . Кроме того, ученый рассмотрел дохристианские религиозные верования восточных славян, населявших территорию Древнерусского государства . Изучение схожих проблем представлено в соответствующей монографии Р.Г. Скрынникова .
В дореволюционных трудах, вопрос налогообложения в Киевской Руси не являлся предметом специального исследования и рассматривался в контексте общего изучения истории государства. Например, М.К. Любавский рассматривал институт полюдья как элемент исключительно внутренней политики древнерусского общества. Дань, взимаемая князем с подвластных племен, шла на содержание дружины и князя. Больший интерес в исследовательской деятельности автора для нас представляют его географические разыскания, которые позволяют определить территориальные границы государства, и земли, находящиеся в непосредственном подчинении киевскому князю .
Во второй главе работы рассматривается налоговая политика Византийской империи, подробно представленная во втором томе коллективного труда «История Византии» . Виды налогов, их назначение и способы описаны в трудах советских выдающихся византологов Г.Г. Литаврина , М.Я. Сюзюмова . Личность правителя Константина VII, которому посвящен отдельный параграф главы, стала объектом изучения в работах обобщающего характера .
Что касается системы налогообложения Киевской Руси, то на протяжении нескольких десятилетий прошлого века в исторической науке высказывались различные взгляды на налоговую систему и ее инструменты в Древнерусском государстве. Первые работы советских ученых в 1930-е - 1940-е годы хоть и не выделяли налоговую систему в отдельное исследование, но все же акцентировали внимание на этой теме. В трудах академика Б.Д. Грекова заметно значительное влияние идеологии марксистов. Рассматривая такие явления как общественный строй и феодальные отношения Киевской Руси, автор обращается к воззрениям Ф. Энгельса, а также ключевым положениям формационной теории. Через исследование генезиса феодализма в Киевской Руси, Б.Д. Греков рассматривает полюдье и сбор дани как элементы, присущие ленному пожалованию от вассала - то есть от киевского князя, что означает эволюцию дани в феодальную ренту. Деятельность княгини Ольги после смерти мужа, по мнению исследователя, была направлена на укрепление Киевской власти на местах. В этой связи ей
предпринято внедрение комплекса экономических мер - регламентация сбора дани, определение мест и сроков ее сбора .
Взглядов Б.Д. Грекова относительно трансформации дани в феодальную ренту придерживался С.В. Юшков. Он стал первым советским историком, который выделил дань в Киевской Руси, как предмет специального исследования. Рассматривая процесс изменения дани с X по XI вв., автор отмечал, что изначально «сбор дани вместе с «примучиваниями» разного рода был не чем иным, как организованным феодальной властью грабежом сельского населения...». По мнению исследователя, дань представляла собой способ укрепления княжеской власти на местах. Переломным моментом в налоговых отношениях князя и его подданных стали реформы. Смысл нововведений Юшков усматривал в упорядочивании сбора податей, для чего создавались органы местной финансовой и судебной администрации, связанной с центральной властью. Кроме того, княгиня ввела «оброки», под которыми ученый подразумевал дополнительные налоговые сборы .
Обращаясь к ранней истории Киевской Руси, В.В. Мавродин сформулировал ряд положений о налоговой системе и, в частности, о дани и полюдье. В монографии «Образование Древнерусского государства» , автор, обращаясь к Лаврентьевской летописи, отмечает, что выплаты дани у славян, как инструмент налоговой системы, имеют глубокие корни, еще до образования государства и предшествуют переходу к феодальным отношениям, которые оформились во время княжения Ольги. До нее взимание дани с покоренных племен было произвольным и в натуральном виде. Полюдье Мавродин дифференцировал в отдельный инструмент налоговой системы, который был связан с внешней Русью.
Разделение на Русь внешнюю и внутреннюю фигурирует в работах Приселкова М.Д. Фундаментом государства, по мнению автора, был союз Киевского, Черниговского и Переяславского княжеств. Остальные земли находились в подчинении и были обязаны платить полюдье. Данью историк считал те средства, которые население племенного княжества уплачивало местному правителю .
Противником теории преобразования дани в феодальную ренту в 50-е годы XX века выступил А.Н. Насонов. Он утверждал, что дань являлась инструментом эксплуатации населения непосредственно государством, а не отдельно взятым феодалом .
Концепция феодализма в Древнерусском государстве превалирует в работах Л.В. Черепнина. Рассматривая спорные вопросы о земельной собственности в том числе через налоговую систему Киевской Руси, ученый пришел к выводу, что противопоставление дани и полюдья является безосновательным, и необходимо рассматривать последнее как систему взимания податей. Кроме того, поддерживая взгляды Б.Д Грекова, автор полагал, что сбор дани был пожалован в лен княжеским дружинникам. Реформистская политика княгини Ольги, как полагал Черепнин, означала укрепление верховной власти князя на местах; введение уставов и уроков привело к формированию фиксированного объема налогов; было четко обозначено место и время сбора податей. На смену полюдью был введен повоз .
Специальное изучение полюдья было предпринято историком Ю.М. Кобищановым , монография которого рассматривает этот феномен в Киевской Руси как ежегодный объезд князем своих земель для сбора дани. Однако, историк видит в полюдье не только экономическую, но и политическую, судебную и даже религиозную функции.
Через призму классовых отношений данничество в Древнерусском государстве IX - X вв. рассматривал М.Б. Свердлов. Система взимания податей стала формой эксплуатации господствующего класса над свободными общинниками. Изменение дани из военной контрибуции в регулярно собираемый налог для автора является иллюстрацией феодализации общественных отношений в Киевской Руси .
Исследование И.Я. Фроянова рассматривает эволюцию налоговой системы Руси от истоков образования государства, до XIII века . Историк на основе анализа древнейших летописных сводов, а также сообщения иностранных авторов приходит к выводу, что категории дани и полюдья не тождественны. Автор связывает начало данничества с военными конфликтами, когда побежденное племя выплачивало военную контрибуцию. Поэтому, дань следует рассматривать как инструмент межплеменных отношений. Полюдье, по мнению Фроянова, было добровольными дарами для князя за его административную и военную деятельность. Новая налоговая политика княгини Ольги была обусловлена отсутствием единой податной системы государства во время правления предшественников, в частности князя Игоря.
А.А. Горский в своей монографии рассматривает податную систему государства в исторической перспективе . Автор связал возникновение института полюдья с эволюцией дани. По мнению исследователя, начало налоговой системы относится ко времени предгосударственного развития племенных союзов. В других работах автор выделял признаки, присущие налогу, по которым можно утверждать, что выплата дани на Руси являлась таковым уже в X веке. Большое влияние на процесс перехода к налогу, по мнению историка, оказала княжеская дружина, которая присваивала себе военную добычу и собираемую дань и в дальнейшем военная знать стала корпоративным собственником земли .
Особый интерес представляет современное коллективное исследование «История налогов в России IX - XX вв.», автором которого является Захаров В.Н., направленное на специализированное изучение отечественной налоговой системы. По мнению авторов, первым налогом была именно дань или военные контрибуции, которые шли на обеспечение князя и дружины. В монографии утверждается, что попытки упорядочения сбора дани и установления единицы обложения предпринимались еще в IX веке князем Олегом. Натуральный характер налога способствовал развитию меновой торговли .
Княжение равноапостольной княгини Ольги, ее преобразовательная деятельность внутри Киевского государства, отражены в третьей главе нашей работы работы. Достаточно подробно время правления княгини Ольги рассматривается в книге А.С. Королева «Загадки первых русских князей». Автор отмечает двойственный летописный и житийный образ правительницы. Наряду с христианским образом Ольги, изображенным в ПВЛ, в устных преданиях сосуществовал взгляд на княгиню, как на символ женской хитрости и коварства .
В современной историографии внутриполитическая деятельность равноапостольной княгини Ольги, в частности преобразования в налоговой сфере, стали предметом исследования А.Ю. Карпова. В работе «Княгиня Ольга» историк пришел к выводу, что правительница, отменила полюдье и перешла к сбору дани (уставов и уроков) на местах. Для этого создавались специальные опорные пункты - погосты. Исследователь определил территории реформаторской деятельности княгини. По мнению Карпова, - новая система сбора дани в ту пору была утверждена в землях, составлявших основу Древнерусского государства .
Для всестороннего рассмотрения темы исследования, в настоящей работе были привлечены труды историков, имеющие опосредованное значение к изучаемой проблеме . Работа А.С. Львова «Лексика ПВЛ» способствовала более глубокому пониманию смысла терминологии, используемой в Древнерусском летописании. В монографии автор объясняет значение бытовой, военной и торговой лексики .
Важное значение имеют исследования, связанные с изучением дипломатических отношений Руси и Византии в IX - XII вв. Этим вопросом занимался отечественный византинист В.В. Литаврин. Ученый работал преимущественно с корпусом иностранных источников. В его исследовании содержится анализ договоров, заключенных русскими правителями с Византийской империей, на основе которых автором показана неизбежность христианизации Руси. Большое значение Литаврин уделял дипломатической политике и внутригосударственной деятельности княгини Ольги, которая во многом способствовала последующему принятию крещения именно по византийскому образцу .
Вопросы международной политики Древнерусского государства занимали также Н.И. Платонову и В.П. Кузенкова, который особое внимание предавал походам Олега на Константинополь .
Международное положение Киевской Руси является предметом изучения авторов коллективной монографии «Древнерусское государство и его международное значение» .
Таким образом, источниковая база и анализ специализированной литературы, затрагивающей различные аспекты изучаемого вопроса, позволяют раскрыть тему исследования и решить поставленные автором задачи.
Научная новизна работы состоит в привлечении и авторской интерпретации разнообразного летописного наследия Киевской Руси и письменных памятников Византийской империи, в рассмотрении генезиса и сущности налоговой системы Древнерусского государства в исторической перспективе, а также в исследовании характера и основных результатов финансовых реформ в раннефеодальном Киевском государстве в IX - X вв.
Таким образом, научная новизна дипломной работы заключается в следующем:
1. Охарактеризовано положение Древнерусского государства в период с конца IX - начала X вв. в контексте социально-экономического и политического развития;
2. Определена налоговая политика первых князей династии Рюриковичей и ее значение для Киевской Руси;
3. Детально рассмотрены особенности функционирования налоговой системы Византии;
4. Раскрыты особенности деятельности византийского императора Константина VII Багрянородного по реформированию налоговой системы государства;
5. Комплексно исследованы формы и виды сбора налогов в Киевской Руси в заявленный исторический период, с учетом новых гипотез и концепций;
6. Показаны ключевые направления внутренней политики Святой Равноапостольной княгини Ольги, а также причины ее реформирования экономической сферы Древнерусского государства.
Практическая значимость исследования заключается в том, что ее материалы, ключевые положения и выводы могут применяться в преподавании Отечественной истории в средних и высших учебных заведениях.
Структуру работы определили объект, предмет, а также цель и задачи исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Апробация. Основные положения и выводы дипломной работы были использованы для:
1) Выступления на международной научно-практической конференции «Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие», с докладом: «Роль князя Игоря в становление древнерусской налоговой политики на примере племенного союза древлян»;
2) В ходе прохождения педагогической практики в МБОУ Лицей №32 г. Белгорода в 2016 году в рамках проведения внеклассного мероприятия по истории для 6 «А» класса был подготовлен доклад на тему «Первые киевские князья и их роль в становлении российской государственности».
Исходя из задач, поставленных в исследовании, можно сделать следующие выводы.
Издревле данничество являлось маркером подчиненности земель определенному правителю. С «призванием варягов» для правления Новгородской землей в отечественном летописании помещены сведения о военных походах Рюрика, целью которых было завоевание новых племен и расширение границ будущего Древнерусского государства. В это же время в источниках приводятся первые упоминания о взимании дани с покоренных племен в пользу князя, которая, однако, более напоминала откуп или военную контрибуцию. Таким образом, начало зарождения налоговой системы относится непосредственно ко времени образования государства Рюрика, поскольку ранее взимания дани со своего населения в пользу власти на Руси не производилось.
Налоговая система Киевской Руси в конце IX - первой половине X вв., несмотря на иллюзорную простоту ее организации, является достаточно сложным и противоречивым механизмом. Процесс оформления ее институтов и составных частей был тесно взаимосвязан со всеми этапами складывания Древнерусского государства, образование которого на территории расселения восточных славян, стало закономерным итогом развития общественных отношений. Возникновение административного аппарата в виде княжеского двора и дружины - силовой опоры государства, обусловило потребность их содержания за счет казны, источником формирования которой были доходы с населения в виде податей и даней.
В период правления первых князей династии Рюриковичей на землях племенных союзов восточных славян происходит создание и дальнейшее совершенствование государственных структур, одной из которых была податная система. Наиболее характерными чертами налогообложения конца IX - начала X вв. в целом были произвольный и нефиксированный размер дани, отсутствие упорядоченности ее изъятия, а также плюрализм видов и форм податей.
При киевских князьях - Аскольде, Олеге и Игоре, был взят курс на создание централизованного государства и расширение политического влияния Руси. Поэтому присоединение Олегом и Игорем новых племенных земель по пути «из варяг в греки» не только увеличило территорию государственного образования в несколько раз, но и обусловило рост доходов княжеской казны за счет обложения данью новых территорий.
Первой формой взимания налогов на Руси стало полюдье - явление, присущее, по мнению ряда исследователей, многим зарождающимся государствам Восточной Европы. Название этого феномена сохранилось благодаря труду современника - византийского императора Константина VII, который, вероятно, был хорошо осведомлен о государственном устройстве Киевской Руси. В контексте представленного исследования, на наш взгляд, полюдье представляло собой именно процесс взимания дани с подчиненных племенных союзов. В заявленном историческом периоде еще только зарождаются органы управления финансами. Поэтому до реформ княгини Ольги, сбор податей осуществляется непосредственно самим князем и дружиной.
Объем налогов регулировался нормами неписанного договорного права, и был обусловлен потребностями киевского правителя и его войска, которое кормилось за счет собранной дани. Однако, ее размер изменялся не только с приходом к власти нового князя. Как известно, после смерти Олега, Игорь - возложил на древлян дань в разы больше предыдущей, а в 945 г. попытка дважды собрать подати с населения закончилась для него трагически. Из этого следует, что произвольный характер взимания налогов обострял взаимоотношения центральной власти и местной родовой знати из подвластных Киеву племенных объединений.
Именно этот конфликт стал катализатором государственных преобразований в финансовой сфере, инициированных женой погибшего князя - Ольгой. Неблагоприятные условия в начале правления обозначили главные проблемы внутренней политики ее предшественника. В основе преобразовательной деятельности равноапостольной княгини лежал целый комплекс противоречий в государственной политике, которые она, как правитель государства, должна была решить. После мести над древлянами стало очевидно, что несмотря на репрессивные меры, повторение подобной ситуации вполне возможно на почве разногласий экономического характера.
Реформы киевской правительницы были направлены на упорядочение налоговой системы Киевской Руси, и создали принципиально новые явления и формы в ней. Так, регламентация сбора податей позволила в дальнейшем вытеснить длительные, громоздкие и довольно затратные походы князя с дружиной в племенные центры Руси за данью. С учетом региональной специфики были созданы опорные пункты княжеской власти - погосты и становища, куда население повозом доставляло норму, положенную уставами и уроками княгини.
Устроительная деятельность княгини Ольги в результате похода на Северо-Восток Киевской Руси в земли Псковщины и Новгородчины, коснулась и тех областей, которые не были вовлечены в так называемое большое полюдье. Таким образом, новые порядки не только распространялись на всю территорию страны, но и скрепляли разрозненные племенные княжества в единое централизованное государство.
В правление Ольги происходит монетизация налогов. С начала реформ определенная часть дани, взимаемая натуральными продуктами и пушниной, была заменена денежным оброком, что безусловно, стало прогрессивным шагом для развития экономической сферы Киевской Руси. Введение наместничества, которое заменило местных племенных князей на всей подвластной территории способствовало укреплению власти киевского князя на местах, а также дальнейшей централизации государства.
Совокупность тех мер, которые были приняты первыми Рюриковичами, позволила преобразовать данничество Киевского государства из архаичного полюдья в более цивилизованную форму взимания податей, соответствующую потребностям страны. Показателем удачного курса равноапостольной княгини Ольги является тот факт, что созданная ей налоговая система просуществовала практически без изменений вплоть до середины XII века.
Издревле данничество являлось маркером подчиненности земель определенному правителю. С «призванием варягов» для правления Новгородской землей в отечественном летописании помещены сведения о военных походах Рюрика, целью которых было завоевание новых племен и расширение границ будущего Древнерусского государства. В это же время в источниках приводятся первые упоминания о взимании дани с покоренных племен в пользу князя, которая, однако, более напоминала откуп или военную контрибуцию. Таким образом, начало зарождения налоговой системы относится непосредственно ко времени образования государства Рюрика, поскольку ранее взимания дани со своего населения в пользу власти на Руси не производилось.
Налоговая система Киевской Руси в конце IX - первой половине X вв., несмотря на иллюзорную простоту ее организации, является достаточно сложным и противоречивым механизмом. Процесс оформления ее институтов и составных частей был тесно взаимосвязан со всеми этапами складывания Древнерусского государства, образование которого на территории расселения восточных славян, стало закономерным итогом развития общественных отношений. Возникновение административного аппарата в виде княжеского двора и дружины - силовой опоры государства, обусловило потребность их содержания за счет казны, источником формирования которой были доходы с населения в виде податей и даней.
В период правления первых князей династии Рюриковичей на землях племенных союзов восточных славян происходит создание и дальнейшее совершенствование государственных структур, одной из которых была податная система. Наиболее характерными чертами налогообложения конца IX - начала X вв. в целом были произвольный и нефиксированный размер дани, отсутствие упорядоченности ее изъятия, а также плюрализм видов и форм податей.
При киевских князьях - Аскольде, Олеге и Игоре, был взят курс на создание централизованного государства и расширение политического влияния Руси. Поэтому присоединение Олегом и Игорем новых племенных земель по пути «из варяг в греки» не только увеличило территорию государственного образования в несколько раз, но и обусловило рост доходов княжеской казны за счет обложения данью новых территорий.
Первой формой взимания налогов на Руси стало полюдье - явление, присущее, по мнению ряда исследователей, многим зарождающимся государствам Восточной Европы. Название этого феномена сохранилось благодаря труду современника - византийского императора Константина VII, который, вероятно, был хорошо осведомлен о государственном устройстве Киевской Руси. В контексте представленного исследования, на наш взгляд, полюдье представляло собой именно процесс взимания дани с подчиненных племенных союзов. В заявленном историческом периоде еще только зарождаются органы управления финансами. Поэтому до реформ княгини Ольги, сбор податей осуществляется непосредственно самим князем и дружиной.
Объем налогов регулировался нормами неписанного договорного права, и был обусловлен потребностями киевского правителя и его войска, которое кормилось за счет собранной дани. Однако, ее размер изменялся не только с приходом к власти нового князя. Как известно, после смерти Олега, Игорь - возложил на древлян дань в разы больше предыдущей, а в 945 г. попытка дважды собрать подати с населения закончилась для него трагически. Из этого следует, что произвольный характер взимания налогов обострял взаимоотношения центральной власти и местной родовой знати из подвластных Киеву племенных объединений.
Именно этот конфликт стал катализатором государственных преобразований в финансовой сфере, инициированных женой погибшего князя - Ольгой. Неблагоприятные условия в начале правления обозначили главные проблемы внутренней политики ее предшественника. В основе преобразовательной деятельности равноапостольной княгини лежал целый комплекс противоречий в государственной политике, которые она, как правитель государства, должна была решить. После мести над древлянами стало очевидно, что несмотря на репрессивные меры, повторение подобной ситуации вполне возможно на почве разногласий экономического характера.
Реформы киевской правительницы были направлены на упорядочение налоговой системы Киевской Руси, и создали принципиально новые явления и формы в ней. Так, регламентация сбора податей позволила в дальнейшем вытеснить длительные, громоздкие и довольно затратные походы князя с дружиной в племенные центры Руси за данью. С учетом региональной специфики были созданы опорные пункты княжеской власти - погосты и становища, куда население повозом доставляло норму, положенную уставами и уроками княгини.
Устроительная деятельность княгини Ольги в результате похода на Северо-Восток Киевской Руси в земли Псковщины и Новгородчины, коснулась и тех областей, которые не были вовлечены в так называемое большое полюдье. Таким образом, новые порядки не только распространялись на всю территорию страны, но и скрепляли разрозненные племенные княжества в единое централизованное государство.
В правление Ольги происходит монетизация налогов. С начала реформ определенная часть дани, взимаемая натуральными продуктами и пушниной, была заменена денежным оброком, что безусловно, стало прогрессивным шагом для развития экономической сферы Киевской Руси. Введение наместничества, которое заменило местных племенных князей на всей подвластной территории способствовало укреплению власти киевского князя на местах, а также дальнейшей централизации государства.
Совокупность тех мер, которые были приняты первыми Рюриковичами, позволила преобразовать данничество Киевского государства из архаичного полюдья в более цивилизованную форму взимания податей, соответствующую потребностям страны. Показателем удачного курса равноапостольной княгини Ольги является тот факт, что созданная ей налоговая система просуществовала практически без изменений вплоть до середины XII века.



