Таможенный контроль в Российской Федерации: теория и практика (Южно-Уральский государственный университет)
|
Работа сделана примере на примере подакцизных товаров (алкогольная продукция).
Проведен анализ за 2017-2019 годы.
Есть приложения.
АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1 Понятие, формы и принципы таможенного контроля 7
1.2 Нормативно-правовое регулирование таможенного контроля в рамках ЕЭАС 23
2 ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ) 31
2.1 Анализ практики таможенного контроля на примере подакцизных товаров 31
2.2 Пути совершенствования таможенного контроля в Российской Федерации 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Проведен анализ за 2017-2019 годы.
Есть приложения.
АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1 Понятие, формы и принципы таможенного контроля 7
1.2 Нормативно-правовое регулирование таможенного контроля в рамках ЕЭАС 23
2 ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ) 31
2.1 Анализ практики таможенного контроля на примере подакцизных товаров 31
2.2 Пути совершенствования таможенного контроля в Российской Федерации 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Самодостаточная экономика, полностью потребляющая производимые внутри государства товары (продукцию), и не нуждающаяся в экспорте и импорте, представляется утопией.
При этом очевидно, что таможенную деятельность, в том числе таможенный контроль, таможенные операции и т.д. нельзя рассматривать как «вещь в себе», по сути, они являются инструментами, стимулирующими внешнеэкономическую деятельность.
Соответственно, от того, насколько регулирование таможенных процедур является качественным, соответствующим реалиям внешнеэкономической деятельности и потребностям ее субъектов, во многом зависит социально-экономическое развитие нашего государства.
Важно понимать и то, что в настоящее время важное значение придается расширению Евразийского экономического союза (далее – ЕЭАС, Союз), и вряд ли можно решить данную задачу, заинтересовав определенные государства в членстве в ЕАЭС, если нормативно-правовое регулирование и практика деятельности таможенных органов не будут представлять собой четкий и слаженный механизм.
Проблематика темы исследования связана с нестабильностью нормативно-правового регулирования порядка перемещения товаров через таможенную границу РФ как члена ЕАЭС (фактически, учитывая законодательство ТС и ЕАЭС, в России в таможенной сфере в настоящее время действует четвертый по счету кодекс с момента распада СССР – такого нет ни в одной отрасли права), отсутствием унифицированного регулирования рынка алкогольной продукции в рамках ЕАЭС, что осложняет таможенный контроль в отношении подакцизных товаров, резким ростом правонарушений, связанных с подделкой акцизных марок и соответствующим расширением контрабанды подакцизных товаров и т.д.
Целью ВКР выступает системный анализ теории и практики таможенного контроля в Российской Федерации.
Задачи исследования:
изучить понятие, формы и принципы таможенного контроля;
охарактеризовать нормативно-правовое регулирование таможенного контроля в рамках ЕЭАС;
провести анализ практики таможенного контроля на примере подакцизных товаров;
определить пути совершенствования таможенного контроля в Российской Федерации.
Объектом работы выступают урегулированные законодательством общественные отношения в сфере таможенного контроля.
Предмет настоящего исследования являются нормы законодательства РФ и ЕАЭС, научная доктрина, материалы правоприменительной практики.
Методология работы включает в себя общенаучные методы (методы индукции и дедукции, аналогии, синтеза и анализа и др.), частно-юридические методы (формально-юридический, метод правового моделирования, сравнительно-правовой и др.).
Теоретическая база исследования включает в себя работы таких авторов, как С.В. Новиков, О.К. Абрамова, В.В. Ермакова, В.И. Дьякова, А.И Сморчков, В.Н. Никишина и др.
Нормативная база исследования – Таможенный кодекс ЕАЭС, Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе», решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260 «О формах таможенных документов» и др.
Эмпирическая база исследования – материалы практической деятельности Федеральной таможенной службы России.
Научная новизна исследования определяетсяанализом практики деятельности таможенных органов за несколько последних лет в свете изменений в законодательстве ЕАЭС, в частности, в сфере маркировки товарами средствами идентификации, соглашение о чем вступило в силу в 2019 году.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя в общей сложности четыре параграфа, заключения и библиографического списка.
При этом очевидно, что таможенную деятельность, в том числе таможенный контроль, таможенные операции и т.д. нельзя рассматривать как «вещь в себе», по сути, они являются инструментами, стимулирующими внешнеэкономическую деятельность.
Соответственно, от того, насколько регулирование таможенных процедур является качественным, соответствующим реалиям внешнеэкономической деятельности и потребностям ее субъектов, во многом зависит социально-экономическое развитие нашего государства.
Важно понимать и то, что в настоящее время важное значение придается расширению Евразийского экономического союза (далее – ЕЭАС, Союз), и вряд ли можно решить данную задачу, заинтересовав определенные государства в членстве в ЕАЭС, если нормативно-правовое регулирование и практика деятельности таможенных органов не будут представлять собой четкий и слаженный механизм.
Проблематика темы исследования связана с нестабильностью нормативно-правового регулирования порядка перемещения товаров через таможенную границу РФ как члена ЕАЭС (фактически, учитывая законодательство ТС и ЕАЭС, в России в таможенной сфере в настоящее время действует четвертый по счету кодекс с момента распада СССР – такого нет ни в одной отрасли права), отсутствием унифицированного регулирования рынка алкогольной продукции в рамках ЕАЭС, что осложняет таможенный контроль в отношении подакцизных товаров, резким ростом правонарушений, связанных с подделкой акцизных марок и соответствующим расширением контрабанды подакцизных товаров и т.д.
Целью ВКР выступает системный анализ теории и практики таможенного контроля в Российской Федерации.
Задачи исследования:
изучить понятие, формы и принципы таможенного контроля;
охарактеризовать нормативно-правовое регулирование таможенного контроля в рамках ЕЭАС;
провести анализ практики таможенного контроля на примере подакцизных товаров;
определить пути совершенствования таможенного контроля в Российской Федерации.
Объектом работы выступают урегулированные законодательством общественные отношения в сфере таможенного контроля.
Предмет настоящего исследования являются нормы законодательства РФ и ЕАЭС, научная доктрина, материалы правоприменительной практики.
Методология работы включает в себя общенаучные методы (методы индукции и дедукции, аналогии, синтеза и анализа и др.), частно-юридические методы (формально-юридический, метод правового моделирования, сравнительно-правовой и др.).
Теоретическая база исследования включает в себя работы таких авторов, как С.В. Новиков, О.К. Абрамова, В.В. Ермакова, В.И. Дьякова, А.И Сморчков, В.Н. Никишина и др.
Нормативная база исследования – Таможенный кодекс ЕАЭС, Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе», решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260 «О формах таможенных документов» и др.
Эмпирическая база исследования – материалы практической деятельности Федеральной таможенной службы России.
Научная новизна исследования определяетсяанализом практики деятельности таможенных органов за несколько последних лет в свете изменений в законодательстве ЕАЭС, в частности, в сфере маркировки товарами средствами идентификации, соглашение о чем вступило в силу в 2019 году.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя в общей сложности четыре параграфа, заключения и библиографического списка.
Проведенное в рамках настоящей работы исследование теории и практики таможенного контроля в Российской Федерации позволило сделать следующие выводы:
1) Таможенное законодательство предусматривает многообразие форм таможенного контроля, который представляет собой совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании.
Очевидно, что при применении форм таможенного контроля должностное лицо таможенных органов должно соотносить два обстоятельства: таможенный контроль не должен безосновательно нарушать права физического лица или организации, но, в то же время, такой контроль должен позволять сотруднику таможенных органов выявить нарушения таможенных правил.
Иными словами, таможенный контроль не должен быть слишком жестким, но и излишней мягкости в данном случае так же быть не должно.
Реализация одного из важнейших принципов таможенного контроля - принципа выборочности - должна осуществляться с учетом степени опасности товара, перемещаемого через таможенную границу.
Соответственно, если, например, перемещение алкогольной продукции, по сути, априори таит в себе угрозу того, что она может быть суррогатной, принцип выборочности таможенного контроля в отношении такой продукции в любом случае должен предусматривать применение большего количества форм такого контроля, чем в отношении «менее опасных» товаров.
2) Специфика нормативно-правового регулирования вопросов таможенного контроля связана с тем, что такое регулирование осуществляется не национальным законодательством России, а законодательством ЕАЭС – Договором о ЕАЭС, ТК ЕАЭС, актами Коллегии Евразийской экономической комиссии и др.).
Это обусловлено необходимостью обеспечения единого таможенного пространства ЕЭАС, наличия общих для всех государств - членов Союза норм, регулирующих таможенную сферу.
Безусловно, каждое государство - член ЕАЭС, развивая свой внешнеторговый оборот, вправе заключать непосредственно от себя, а не от Союза, различные международные договоры (соглашения).
Вместе с тем, такие договоры (соглашения) не могут нарушать нормы законодательства Союза и, как правило, направлены на оптимизацию непосредственных механизмов перемещения товаров.
3) Особенности проведения таможенного контроля в отношении подакцизных товаров обусловлены тем, что здесь на таможенные органы по сути возлагаются дополнительные обязанности в виде обеспечения организаций, осуществляющих перемещение таких товаров через таможенную границу, федеральными специальными марками, а так же проверки наличия таких марок в рамках осуществления таможенного контроля (осмотра, досмотра и др.).
Кроме того, на таможенные органы так же возлагается и обязанность по контролю за добросовестностью организации, осуществляющей перемещение подакцизных товаров через таможенную границу, поскольку фактически при обеспечении таких организаций федеральными специальными марками таможенные органы, помимо прочего, удостоверяются в отсутствии у организации задолженности по таможенным платежам и сборам, а также проверяют правомерность использования организацией ранее выданных акцизных марок.
Иными словами, правом перемещать через таможенную границу подакцизные товары, по сути, не обладают организации – злостные нарушители таможенного и иного законодательства ЕАЭС и Российской Федерации.
С организационной точки зрения специфика таможенного контроля в исследуемой сфере характеризуется тем, что правом обеспечивать организации акцизными марками обладают всего четыре таможни ФТС России, одна из которых – Центральная акцизная таможня, является узкоспециализированным органом, ее полномочия связаны исключительно с совершением таможенных операций в отношении подакцизных товаров.
Маркирование импортируемой в Российскую Федерацию алкогольной продукции акцизными марками достаточно детально регулируется законодательством.
При этом само по себе такое маркирование, которое является обязательным условием для подачи таможенной декларации, имеет своим предназначением не только пополнение бюджета посредством уплаты косвенного налога, но и контроль качества алкогольной продукции и ее последующего движения на российском рынке.
Очевидной проблемой является подделка акцизных марок на алкогольную продукцию, в том числе высококачественная подделка на промышленном оборудовании за рубежом и последующий ввоз поддельных марок на территорию Российской Федерации, что затрудняет привлечение к ответственности лиц, непосредственно изготовивших поддельные акцизные марки.
4) Незаконное перемещение через таможенную границу подакцизных товаров как вид нарушения таможенного законодательства обусловлено целым комплексом причин, среди которых объективное стремление субъектов ВЭД отдавать государству как можно меньшую часть своей прибыли (доходов) посредством уплаты акциза, несовершенство и нестабильность таможенного законодательства, а также отсутствие в обществе нетерпимости к таможенным правонарушениям.
В настоящее время среди основных способов незаконного перемещения через таможенную границу подакцизных товаров можно отметить ввоз алкогольной и иной подакцизной продукции, используемой в предпринимательских целях или для нелегальной реализации, группами физических лиц под видом товаров для личного потребления, и рост зафиксированных случаев сокрытия подакцизных товаров от таможенного контроля (очевидно, что выявленные факты являются лишь верхушкой айсберга), перемещение алкогольной продукции с поддельными акцизными марками, достаточно либеральный подход судов к назначению административного наказания лицам, сокрывшим товары, в том числе подакцизные, от таможенного контроля.
В настоящее время важнейшая задача нормотворчества в рамках ЕАЭС – утверждение проекта «Соглашения о регулировании алкогольного рынка в рамках ЕАЭС», что позволит унифицировать оборот алкогольного рынка в странах Союза и оптимизировать таможенный контроль в данной сфере.
1) Таможенное законодательство предусматривает многообразие форм таможенного контроля, который представляет собой совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании.
Очевидно, что при применении форм таможенного контроля должностное лицо таможенных органов должно соотносить два обстоятельства: таможенный контроль не должен безосновательно нарушать права физического лица или организации, но, в то же время, такой контроль должен позволять сотруднику таможенных органов выявить нарушения таможенных правил.
Иными словами, таможенный контроль не должен быть слишком жестким, но и излишней мягкости в данном случае так же быть не должно.
Реализация одного из важнейших принципов таможенного контроля - принципа выборочности - должна осуществляться с учетом степени опасности товара, перемещаемого через таможенную границу.
Соответственно, если, например, перемещение алкогольной продукции, по сути, априори таит в себе угрозу того, что она может быть суррогатной, принцип выборочности таможенного контроля в отношении такой продукции в любом случае должен предусматривать применение большего количества форм такого контроля, чем в отношении «менее опасных» товаров.
2) Специфика нормативно-правового регулирования вопросов таможенного контроля связана с тем, что такое регулирование осуществляется не национальным законодательством России, а законодательством ЕАЭС – Договором о ЕАЭС, ТК ЕАЭС, актами Коллегии Евразийской экономической комиссии и др.).
Это обусловлено необходимостью обеспечения единого таможенного пространства ЕЭАС, наличия общих для всех государств - членов Союза норм, регулирующих таможенную сферу.
Безусловно, каждое государство - член ЕАЭС, развивая свой внешнеторговый оборот, вправе заключать непосредственно от себя, а не от Союза, различные международные договоры (соглашения).
Вместе с тем, такие договоры (соглашения) не могут нарушать нормы законодательства Союза и, как правило, направлены на оптимизацию непосредственных механизмов перемещения товаров.
3) Особенности проведения таможенного контроля в отношении подакцизных товаров обусловлены тем, что здесь на таможенные органы по сути возлагаются дополнительные обязанности в виде обеспечения организаций, осуществляющих перемещение таких товаров через таможенную границу, федеральными специальными марками, а так же проверки наличия таких марок в рамках осуществления таможенного контроля (осмотра, досмотра и др.).
Кроме того, на таможенные органы так же возлагается и обязанность по контролю за добросовестностью организации, осуществляющей перемещение подакцизных товаров через таможенную границу, поскольку фактически при обеспечении таких организаций федеральными специальными марками таможенные органы, помимо прочего, удостоверяются в отсутствии у организации задолженности по таможенным платежам и сборам, а также проверяют правомерность использования организацией ранее выданных акцизных марок.
Иными словами, правом перемещать через таможенную границу подакцизные товары, по сути, не обладают организации – злостные нарушители таможенного и иного законодательства ЕАЭС и Российской Федерации.
С организационной точки зрения специфика таможенного контроля в исследуемой сфере характеризуется тем, что правом обеспечивать организации акцизными марками обладают всего четыре таможни ФТС России, одна из которых – Центральная акцизная таможня, является узкоспециализированным органом, ее полномочия связаны исключительно с совершением таможенных операций в отношении подакцизных товаров.
Маркирование импортируемой в Российскую Федерацию алкогольной продукции акцизными марками достаточно детально регулируется законодательством.
При этом само по себе такое маркирование, которое является обязательным условием для подачи таможенной декларации, имеет своим предназначением не только пополнение бюджета посредством уплаты косвенного налога, но и контроль качества алкогольной продукции и ее последующего движения на российском рынке.
Очевидной проблемой является подделка акцизных марок на алкогольную продукцию, в том числе высококачественная подделка на промышленном оборудовании за рубежом и последующий ввоз поддельных марок на территорию Российской Федерации, что затрудняет привлечение к ответственности лиц, непосредственно изготовивших поддельные акцизные марки.
4) Незаконное перемещение через таможенную границу подакцизных товаров как вид нарушения таможенного законодательства обусловлено целым комплексом причин, среди которых объективное стремление субъектов ВЭД отдавать государству как можно меньшую часть своей прибыли (доходов) посредством уплаты акциза, несовершенство и нестабильность таможенного законодательства, а также отсутствие в обществе нетерпимости к таможенным правонарушениям.
В настоящее время среди основных способов незаконного перемещения через таможенную границу подакцизных товаров можно отметить ввоз алкогольной и иной подакцизной продукции, используемой в предпринимательских целях или для нелегальной реализации, группами физических лиц под видом товаров для личного потребления, и рост зафиксированных случаев сокрытия подакцизных товаров от таможенного контроля (очевидно, что выявленные факты являются лишь верхушкой айсберга), перемещение алкогольной продукции с поддельными акцизными марками, достаточно либеральный подход судов к назначению административного наказания лицам, сокрывшим товары, в том числе подакцизные, от таможенного контроля.
В настоящее время важнейшая задача нормотворчества в рамках ЕАЭС – утверждение проекта «Соглашения о регулировании алкогольного рынка в рамках ЕАЭС», что позволит унифицировать оборот алкогольного рынка в странах Союза и оптимизировать таможенный контроль в данной сфере.
Подобные работы
- Отчет по преддипломной практике (Сургутский таможенный пост Тюменской таможни, Южно-Уральский Государственный Университет)
Отчеты по практике, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ИМПОРТА ТОВАРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Организация таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС воздушным транспортом
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО ДЕЛАМ ОБ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ
ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ
ТАМОЖНИ)
Бакалаврская работа, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ИМПОРТА ТОВАРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - :СЛУЖБА В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
(НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Прокурорский надзор за применением сотрудниками правоохранительных органов мер административного принуждения (Южно-Уральский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023



