Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ПРОИЗВОДНОЙ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ В КЛАССАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Работа №68769

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

математика

Объем работы53
Год сдачи2018
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
323
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ПРОИЗВОДНОЙ В КЛАССАХ
ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ 6
1.1 Особенности содержания курса математики в классах гуманитарного
профиля 6
1.2 Особенности преподавания понятия производной в классах
гуманитарного профиля 9
1.3 Методические аспекты формирования понятия производной в классах
гуманитарного профиля 21
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ ПО ТЕМЕ «ПРОИЗВОДНАЯ» В КЛАССАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ 32
2.1 Организация работы учителя на этапе актуализации знаний на уроках
алгебры по теме «Производная» в классах гуманитарного профиля 32
2.2 Система упражнений на уроках алгебры по теме «Производная» в классах
гуманитарного профиля 35
2.3 Анализ и динамика сформированности понятия производной 45
Заключение 48
Список литературы 49
Приложения 52

Концепция модернизации образования в Российской федерации предусматривает профильное обучение школьников и устанавливает ряд задач на создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы. Существенные проблемы возникают при обучении математике в классах гуманитарного профиля. Курс математики в классах рассматриваемого профиля в настоящее время предполагает лишь минимальную математическую подготовку учащихся, которые полагают, что не имеют способностей к изучению математики и чья профессиональная деятельность не будет связана с математикой. Практика показывает, что в таких условиях имеют место ослабление интереса учащихся к математике, снижение качества предметных знаний и умений [2].
Специфика гуманитарного профиля определяется направленностью на воспитание элементов общей культуры, знакомство с математикой как областью человеческой деятельности, на формирование тех знаний и умений, которые необходимы для свободной ориентации в современном мире. Особое внимание должно быть направлено на показ логики построения математических теорий, универсальности математических моделей, методов рассуждений, на формирование представлений о роли математики в различных сферах человеческой деятельности, в том числе в искусстве, архитектуре, социологии, психологии, филологии[2].
Наш интерес вызвали такие проблемы: какие психолого¬
педагогические особенности учащихся гуманитарных классов важно учитывать при формировании понятия производной; как подобрать учебный материал для уроков алгебры по теме «Производная», и как организовать работу учеников на различных уроках и отдельных этапах урока?
Тема «Производная» занимает центральное место в курсе алгебры и начал анализа. Изучение данной темы весьма актуально, так как оно имеет большое образовательное значение, с нее начинается изучение элементов математического анализа, а это дает новые методы решения математических, физических и геометрических задач.
Целью настоящего исследования является разработка обобщенных схем организации работы учителя на уроках алгебры по теме «Производная» в классах гуманитарного профиля.
Объект исследования - процесс обучения алгебре и началам анализа в гуманитарных классах.
Предметом исследования является: формирование понятия
производной в классах гуманитарного профиля.
Под формированием понятия производной мы рассматриваем такую организацию работы с учебным материалом, при которой обеспечиваются необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, учитываются интересы, наклонности и потребности учащихся, выбравших гуманитарное направление в обучении, формируются практически необходимые знания, умения, навыки, рациональные приемы мышления и деятельности.
Нами были определены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ научной, методологической литературы и практики формирования понятия производной в гуманитарных классах.
2. Выявить психолого-педагогические особенности учащихся
гуманитарных классов.
3. Разработать методику организации работы учителя на уроках алгебры по теме «Производная», при изучении которой в классах гуманитарного профиля обеспечиваются необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся.
4. Разработать обучающие программы по теме «Производная» на примерах отдельных тем учебной программы.
5. Проверить эффективность предложенной методики и выработать рекомендации по ее практическому применению.
Теоретической основой исследования являются - учебные пособия таких авторов, как Мордкович А.Г., Никольский С.М., Алимов Ш.А.
Экспериментальная база исследования: В исследовании приняли участие школьники МБОУ «Гимназия №22» г. Белгорода. Общее число испытуемых 26 человек.
Для решения поставленных задач применялись различные методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы, программ, учебников и учебных пособий по математике для средней школы; наблюдения за учебным процессом; беседы с учителями и учащимися, их анкетирование; проверка уровня математической подготовки старшеклассников путем проведения диагностических контрольных работ; изучение педагогического опыта; теоретическое обобщение результатов исследования; моделирование отдельных уроков; разработка сценариев программного обеспечения; педагогический эксперимент[25].

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Профильное обучение - это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности.
Г оворя об изучении математики в классах гуманитарного профиля, ни в коем случае нельзя иметь в виду уменьшение объема знаний. Надо вести речь о методах подачи материала с опорой на психолого-педагогические особенности гуманитариев.
В отличие от учеников математического профиля ученики гуманитарного профиля хорошо запоминают исторические сведения, с удовольствием готовят сообщения. Восприятие красоты математики у гуманитариев направлено на её проявления в живой природе, в произведениях искусства, в конкретных математических объектах.
Изучая тему «Производная» учащиеся должны увидеть все многообразие применения понятия производной, для чего им надо овладеть простейшими навыками дифференцирования и знаниями некоторых свойств производной. Справится ребенку-гуманитарию с этой задачей учитель может помочь с помощью методик, содержащих в себе не только математическую составляющую, но и творческую. Чем насыщеннее урок историческими справками, рисунками, формами, литературными цитатами, тем легче и интереснее ребенку будет ориентироваться по ходу урока.



1. Алимов, Ш.А. Алгебра и начала анализа. 10 - 11 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева - М.: Просвещение, 2012. - 467с.
2. Андреенкова, Н.Л. Обучение математике в классах гуманитарного профиля / Н.Л.Андреенкова // Известия Волгоградского государственного технического университета, 2006. - № 4. - 136с.
3. Башмаков, М. Профили и уровни обучения математике / М. Башмаков // Математика, 2006. - №14 - с. 18-21.
4. Буньковская, Н.Е. Некоторые особенности преподавания
математики в классах общественно-гуманитарного направления / Н.Е. Буньковская // педагогический журнал: [сайт]. URL:
http://collegy.ucoz.ru/load/4-1 -0-1822
5. Варпаховский, К.М. Элементы теории алгоритмов / К.М. Варпаховский - М., 1997. - 24с.
6. Виноградова, Л.В. Методика преподавания математики в средней школе: учеб. пособие / Л.В. Виноградова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 252с.
7. Владимирцева, С.А. Теория и методика обучения математике. Общая методика / С.А. Владимирцева - Барнаул: Изд-во БГПУ. - 2005. - 158с.
8. Грес, П.В. Математика для гуманитариев. Учеб. Пособие / П.В. Грес - М.: Логос, 2004. - 160с.
9. Гузялова, А.Н. Формирование понятия «Производная» в курсе
алгебры и начал анализа классов гуманитарного профиля / А.Н. Гузялова, Н.В. Тимербаева // статья: [сайт]. URL:
http: //dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/110877/mathedu2016_3 0_3 6. pdf? sequence=-1
10. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов - М.: Академия, 2004. - 288с.
11. Дорофеев, Г.В. Гуманитарно-ориентированный курс - основа учебного предмета «Математика» в общеобразовательной школе / Г.В. Дорофеев // Математика в школе. - 1997. - № 4. - С. 59-67.
12. Карпушина, Н.М. Любимая книга глазами математика (использование математики в литературе) / Н.М. Карпушина // Математика в школе. - 2004. - №8. - c.19-20.
13. Колмогоров, А.Н. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 10-11 кл. сред. шк. / А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.; Под ред. А.Н.Колмогорова - М.: Просвещение, 2014. - 384с.
14. Мордкович, А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10 - 11 классы. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / А.Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2009. - 399с.
15. Мордкович, А.Г. Алгебра. 7 - 9 кл.: Методическое пособие для учителя / А.Г. Мордкович - М.: Мнемозина, 2000. - 143 с.
16. Мордкович, А.Г. Математика: Учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович, И.М. Смирнова. - М.: Мнемозина, 2014 г.
17. Мордкович, А.Г. Математика: Учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович, И.М. Смирнова. - М.: Мнемозина, 2014 г.
18. Никольский, С.М. Алгебра и начала анализа. 11 класс: учебник
для обучающихся общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников - М.:
Просвещение, 2009.
19. Пашкина, О.А. Программа интегрированного курса «Литература- Математика» / О.А.Пашкина // Математика в школе - 1996. - №4 - С. 50-55.
20. Розов, Н.Х. Гуманитарная математика / Н.Х.Розов // Математика: прил. к газ. «Первое сент.» - 2004. - №21.
21. Рушель, Р. О попытках введения профильной дифференциации в русской школе в 19- начале 20 века. / Р. Рушель // Математика. - 2006. - №14 - с.16-18.
22. Седова, Е.А. Примерные программы среднего (полного) общего образования: математика. Алгебра и начала анализа, геометрия: 10-11 классы / Е.А. Седова, С.В. Пчелинцев, Т.М. Мищенко и др., под общ. ред. М.В. Рыжакова. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 136 с.
23. Смирнова, И.М. Геометрия в гуманитарных классах / И.М. Смирнова // Математика в школе. - 1994. - №4 - с. 41-47.
24. Тевс, Д.П. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе / Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И.Апольских, М.В.Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006. - 111с.
25. Хвостенко, Е.Е. Методика обучения алгебре и началам анализа в 10-11 классах гуманитарного профиля с использованием компьютера / Е.Е. Хвостенко // Дис. канд. пед. наук. - Махачкала, 2000. - 176 с.
26. Цыренова, Д.С. Профильное обучение - это средство
дифференциации и индивидуализации обучения / Д.С. Цыренова // педагогическая мастерская: открытый урок: [сайт]. URL:
йй:р://открытыйурок.рф/статьи/103233/
27. Шестакова, Л.Г. Как повысить логическую культуру учащихся гуманитарных классов / Л.Г. Шестакова // Математика в школе. - 1999. - №5
- с.90-95.
28. Шубина, Т.В. Особенности обучения математики в классах гуманитарного направления профилизации / Т.В. Шубина. - Рубцовск, 2009.
- 59 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ