ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ПРОИЗВОДНОЙ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ В КЛАССАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
|
Введение 3
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ПРОИЗВОДНОЙ В КЛАССАХ
ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ 6
1.1 Особенности содержания курса математики в классах гуманитарного
профиля 6
1.2 Особенности преподавания понятия производной в классах
гуманитарного профиля 9
1.3 Методические аспекты формирования понятия производной в классах
гуманитарного профиля 21
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ ПО ТЕМЕ «ПРОИЗВОДНАЯ» В КЛАССАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ 32
2.1 Организация работы учителя на этапе актуализации знаний на уроках
алгебры по теме «Производная» в классах гуманитарного профиля 32
2.2 Система упражнений на уроках алгебры по теме «Производная» в классах
гуманитарного профиля 35
2.3 Анализ и динамика сформированности понятия производной 45
Заключение 48
Список литературы 49
Приложения 52
ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ПРОИЗВОДНОЙ В КЛАССАХ
ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ 6
1.1 Особенности содержания курса математики в классах гуманитарного
профиля 6
1.2 Особенности преподавания понятия производной в классах
гуманитарного профиля 9
1.3 Методические аспекты формирования понятия производной в классах
гуманитарного профиля 21
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ АЛГЕБРЫ ПО ТЕМЕ «ПРОИЗВОДНАЯ» В КЛАССАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ 32
2.1 Организация работы учителя на этапе актуализации знаний на уроках
алгебры по теме «Производная» в классах гуманитарного профиля 32
2.2 Система упражнений на уроках алгебры по теме «Производная» в классах
гуманитарного профиля 35
2.3 Анализ и динамика сформированности понятия производной 45
Заключение 48
Список литературы 49
Приложения 52
Концепция модернизации образования в Российской федерации предусматривает профильное обучение школьников и устанавливает ряд задач на создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы. Существенные проблемы возникают при обучении математике в классах гуманитарного профиля. Курс математики в классах рассматриваемого профиля в настоящее время предполагает лишь минимальную математическую подготовку учащихся, которые полагают, что не имеют способностей к изучению математики и чья профессиональная деятельность не будет связана с математикой. Практика показывает, что в таких условиях имеют место ослабление интереса учащихся к математике, снижение качества предметных знаний и умений [2].
Специфика гуманитарного профиля определяется направленностью на воспитание элементов общей культуры, знакомство с математикой как областью человеческой деятельности, на формирование тех знаний и умений, которые необходимы для свободной ориентации в современном мире. Особое внимание должно быть направлено на показ логики построения математических теорий, универсальности математических моделей, методов рассуждений, на формирование представлений о роли математики в различных сферах человеческой деятельности, в том числе в искусстве, архитектуре, социологии, психологии, филологии[2].
Наш интерес вызвали такие проблемы: какие психолого¬
педагогические особенности учащихся гуманитарных классов важно учитывать при формировании понятия производной; как подобрать учебный материал для уроков алгебры по теме «Производная», и как организовать работу учеников на различных уроках и отдельных этапах урока?
Тема «Производная» занимает центральное место в курсе алгебры и начал анализа. Изучение данной темы весьма актуально, так как оно имеет большое образовательное значение, с нее начинается изучение элементов математического анализа, а это дает новые методы решения математических, физических и геометрических задач.
Целью настоящего исследования является разработка обобщенных схем организации работы учителя на уроках алгебры по теме «Производная» в классах гуманитарного профиля.
Объект исследования - процесс обучения алгебре и началам анализа в гуманитарных классах.
Предметом исследования является: формирование понятия
производной в классах гуманитарного профиля.
Под формированием понятия производной мы рассматриваем такую организацию работы с учебным материалом, при которой обеспечиваются необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, учитываются интересы, наклонности и потребности учащихся, выбравших гуманитарное направление в обучении, формируются практически необходимые знания, умения, навыки, рациональные приемы мышления и деятельности.
Нами были определены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ научной, методологической литературы и практики формирования понятия производной в гуманитарных классах.
2. Выявить психолого-педагогические особенности учащихся
гуманитарных классов.
3. Разработать методику организации работы учителя на уроках алгебры по теме «Производная», при изучении которой в классах гуманитарного профиля обеспечиваются необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся.
4. Разработать обучающие программы по теме «Производная» на примерах отдельных тем учебной программы.
5. Проверить эффективность предложенной методики и выработать рекомендации по ее практическому применению.
Теоретической основой исследования являются - учебные пособия таких авторов, как Мордкович А.Г., Никольский С.М., Алимов Ш.А.
Экспериментальная база исследования: В исследовании приняли участие школьники МБОУ «Гимназия №22» г. Белгорода. Общее число испытуемых 26 человек.
Для решения поставленных задач применялись различные методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы, программ, учебников и учебных пособий по математике для средней школы; наблюдения за учебным процессом; беседы с учителями и учащимися, их анкетирование; проверка уровня математической подготовки старшеклассников путем проведения диагностических контрольных работ; изучение педагогического опыта; теоретическое обобщение результатов исследования; моделирование отдельных уроков; разработка сценариев программного обеспечения; педагогический эксперимент[25].
Специфика гуманитарного профиля определяется направленностью на воспитание элементов общей культуры, знакомство с математикой как областью человеческой деятельности, на формирование тех знаний и умений, которые необходимы для свободной ориентации в современном мире. Особое внимание должно быть направлено на показ логики построения математических теорий, универсальности математических моделей, методов рассуждений, на формирование представлений о роли математики в различных сферах человеческой деятельности, в том числе в искусстве, архитектуре, социологии, психологии, филологии[2].
Наш интерес вызвали такие проблемы: какие психолого¬
педагогические особенности учащихся гуманитарных классов важно учитывать при формировании понятия производной; как подобрать учебный материал для уроков алгебры по теме «Производная», и как организовать работу учеников на различных уроках и отдельных этапах урока?
Тема «Производная» занимает центральное место в курсе алгебры и начал анализа. Изучение данной темы весьма актуально, так как оно имеет большое образовательное значение, с нее начинается изучение элементов математического анализа, а это дает новые методы решения математических, физических и геометрических задач.
Целью настоящего исследования является разработка обобщенных схем организации работы учителя на уроках алгебры по теме «Производная» в классах гуманитарного профиля.
Объект исследования - процесс обучения алгебре и началам анализа в гуманитарных классах.
Предметом исследования является: формирование понятия
производной в классах гуманитарного профиля.
Под формированием понятия производной мы рассматриваем такую организацию работы с учебным материалом, при которой обеспечиваются необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, учитываются интересы, наклонности и потребности учащихся, выбравших гуманитарное направление в обучении, формируются практически необходимые знания, умения, навыки, рациональные приемы мышления и деятельности.
Нами были определены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ научной, методологической литературы и практики формирования понятия производной в гуманитарных классах.
2. Выявить психолого-педагогические особенности учащихся
гуманитарных классов.
3. Разработать методику организации работы учителя на уроках алгебры по теме «Производная», при изучении которой в классах гуманитарного профиля обеспечиваются необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся.
4. Разработать обучающие программы по теме «Производная» на примерах отдельных тем учебной программы.
5. Проверить эффективность предложенной методики и выработать рекомендации по ее практическому применению.
Теоретической основой исследования являются - учебные пособия таких авторов, как Мордкович А.Г., Никольский С.М., Алимов Ш.А.
Экспериментальная база исследования: В исследовании приняли участие школьники МБОУ «Гимназия №22» г. Белгорода. Общее число испытуемых 26 человек.
Для решения поставленных задач применялись различные методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы, программ, учебников и учебных пособий по математике для средней школы; наблюдения за учебным процессом; беседы с учителями и учащимися, их анкетирование; проверка уровня математической подготовки старшеклассников путем проведения диагностических контрольных работ; изучение педагогического опыта; теоретическое обобщение результатов исследования; моделирование отдельных уроков; разработка сценариев программного обеспечения; педагогический эксперимент[25].
Профильное обучение - это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности.
Г оворя об изучении математики в классах гуманитарного профиля, ни в коем случае нельзя иметь в виду уменьшение объема знаний. Надо вести речь о методах подачи материала с опорой на психолого-педагогические особенности гуманитариев.
В отличие от учеников математического профиля ученики гуманитарного профиля хорошо запоминают исторические сведения, с удовольствием готовят сообщения. Восприятие красоты математики у гуманитариев направлено на её проявления в живой природе, в произведениях искусства, в конкретных математических объектах.
Изучая тему «Производная» учащиеся должны увидеть все многообразие применения понятия производной, для чего им надо овладеть простейшими навыками дифференцирования и знаниями некоторых свойств производной. Справится ребенку-гуманитарию с этой задачей учитель может помочь с помощью методик, содержащих в себе не только математическую составляющую, но и творческую. Чем насыщеннее урок историческими справками, рисунками, формами, литературными цитатами, тем легче и интереснее ребенку будет ориентироваться по ходу урока.
Г оворя об изучении математики в классах гуманитарного профиля, ни в коем случае нельзя иметь в виду уменьшение объема знаний. Надо вести речь о методах подачи материала с опорой на психолого-педагогические особенности гуманитариев.
В отличие от учеников математического профиля ученики гуманитарного профиля хорошо запоминают исторические сведения, с удовольствием готовят сообщения. Восприятие красоты математики у гуманитариев направлено на её проявления в живой природе, в произведениях искусства, в конкретных математических объектах.
Изучая тему «Производная» учащиеся должны увидеть все многообразие применения понятия производной, для чего им надо овладеть простейшими навыками дифференцирования и знаниями некоторых свойств производной. Справится ребенку-гуманитарию с этой задачей учитель может помочь с помощью методик, содержащих в себе не только математическую составляющую, но и творческую. Чем насыщеннее урок историческими справками, рисунками, формами, литературными цитатами, тем легче и интереснее ребенку будет ориентироваться по ходу урока.
Подобные работы
- МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «МНОГОГРАННИКИ» В КЛАССАХ
ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - Методика обучения производной в курсе алгебры и начал анализа общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2020 - Методика обучения решению экономических задач в углубленном курсе математики общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - Упражнения на готовых чертежах как средство формирования функциональной культуры обучающихся в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ТЕМЕ «ПРОИЗВОДНАЯ»
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Применение производной к решению нестандартных и олимпиадных задач
Бакалаврская работа, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРОИЗВОДНАЯ ФУНКЦИИ» В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - Роль темы «Производная и ее применение» в старших классах общеобразовательной школы при формировании межпредметных компетенций
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ВНУТРИПРЕДМЕТНЫХ И МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В 10-11 КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



