Дисциплинарная ответственность сотрудников отделов охраны уголовно-исполнительной системы (Система исполнения уголовных наказаний РФ, Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний)
|
Проведен анализ преступности в местах лишения свободы за 2015-2019 годы
Введение 3
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГАРАНТИЯХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 6
1.1 Гарантии прав и свобод человека и гражданина: понятие и значение 6
1.2 Виды гарантий прав и свобод человека и гражданина 16
Глава 2. ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГАРАНТИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ РЕЖИМА ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 23
2.1 Правовая регламентация гарантий обеспечения прав сотрудников подразделений режима исправительных учреждений 24
2.2 Совершенствование правового регулирования и реализации гарантий обеспечения прав сотрудников подразделений режима исправительных учреждений 40
Заключение 51
Библиографический список 55
Введение 3
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГАРАНТИЯХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 6
1.1 Гарантии прав и свобод человека и гражданина: понятие и значение 6
1.2 Виды гарантий прав и свобод человека и гражданина 16
Глава 2. ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГАРАНТИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ РЕЖИМА ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 23
2.1 Правовая регламентация гарантий обеспечения прав сотрудников подразделений режима исправительных учреждений 24
2.2 Совершенствование правового регулирования и реализации гарантий обеспечения прав сотрудников подразделений режима исправительных учреждений 40
Заключение 51
Библиографический список 55
Представляется очевидным, что сотрудники исправительных учреждений как лица, обладающие специальным правовым статусом, могут эффективно решать поставленные перед ними задачи только в случаях, если их права, как в части обеспечения прохождения службы, так и в сфере взаимодействия с осужденными, надлежащим образом гарантированы.
В частности, крайне значимым представляется вопрос о правовой защите сотрудников исправительных учреждений, применивших физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие для предотвращения, например, побега, пресечения массовых беспорядков, нападения осужденного (осужденных) на сотрудников исправительного учреждения и иных противоправных деяний.
В таком случае, в результате указанных мер силового воздействия, здоровью осужденных может быть причинен вред или даже последовать их смерть, соответственно, крайне важно четко обеспечить права сотрудников, определить, в каких случаях применение мер силового воздействия является правомерным и т.д.
Иными словами, оказавшись в ситуации, требующей применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, сотрудник исправительного учреждения, ответственный за обеспечение режима, должен ясно понимать, какие действия он праве совершить в данной ситуации, а какие уже будут являться превышением полномочий и могут повлечь привлечение его к ответственности, в том числе уголовной.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с обеспечением прав сотрудников подразделений режима исправительных учреждений.
Предметом исследования являются нормы конституционного, уголовно-исполнительного законодательства и административного законодательства, регламентирующие вопросы обеспечения прав сотрудников подразделений режима исправительных учреждений, а также теоретические положения по вопросам гарантий прав и свобод человека и гражданина.
Цель исследования – выявить проблематику гарантий обеспечения прав сотрудников подразделений режима исправительных учреждений и предложить методы и механизмы разрешения таких проблем.
Для достижения данной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
определить понятие и значение гарантий прав и свобод человека и гражданина;
изучить виды гарантий прав и свобод человека и гражданина;
проанализировать правовую регламентацию гарантий обеспечения прав сотрудников подразделений режима исправительных учреждений;
определить направления совершенствования правового регулирования и реализации гарантий обеспечения прав сотрудников подразделений режима исправительных учреждений.
Методы исследования. В процессе написания настоящей работы были использованы такие методы познания, как сравнительно-правовой, формально-юридический, метод правового моделирования, метод анализа, синтеза, формально-логический, а также иные.
Теоретическая база исследования и степень научной разработанности темы. Вопросы, связанные с темой исследования, достаточно глубоко изучены отечественной наукой, в частности, можно отметить работы таких авторов, как А.А. Алимпиев, Н.П. Барабанов, В.А. Бродская, И.А. Варков, В.С. Долгова, Е.Ю. Зинченко, Д.Д, Невирко, Л.А. Нудненко, А.И. Уваров, Е.Н. Хазов и др., которые составили теоретическую основу настоящей работы.
Структура выпускной квалификационной работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и библиографического списка.
В частности, крайне значимым представляется вопрос о правовой защите сотрудников исправительных учреждений, применивших физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие для предотвращения, например, побега, пресечения массовых беспорядков, нападения осужденного (осужденных) на сотрудников исправительного учреждения и иных противоправных деяний.
В таком случае, в результате указанных мер силового воздействия, здоровью осужденных может быть причинен вред или даже последовать их смерть, соответственно, крайне важно четко обеспечить права сотрудников, определить, в каких случаях применение мер силового воздействия является правомерным и т.д.
Иными словами, оказавшись в ситуации, требующей применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, сотрудник исправительного учреждения, ответственный за обеспечение режима, должен ясно понимать, какие действия он праве совершить в данной ситуации, а какие уже будут являться превышением полномочий и могут повлечь привлечение его к ответственности, в том числе уголовной.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с обеспечением прав сотрудников подразделений режима исправительных учреждений.
Предметом исследования являются нормы конституционного, уголовно-исполнительного законодательства и административного законодательства, регламентирующие вопросы обеспечения прав сотрудников подразделений режима исправительных учреждений, а также теоретические положения по вопросам гарантий прав и свобод человека и гражданина.
Цель исследования – выявить проблематику гарантий обеспечения прав сотрудников подразделений режима исправительных учреждений и предложить методы и механизмы разрешения таких проблем.
Для достижения данной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
определить понятие и значение гарантий прав и свобод человека и гражданина;
изучить виды гарантий прав и свобод человека и гражданина;
проанализировать правовую регламентацию гарантий обеспечения прав сотрудников подразделений режима исправительных учреждений;
определить направления совершенствования правового регулирования и реализации гарантий обеспечения прав сотрудников подразделений режима исправительных учреждений.
Методы исследования. В процессе написания настоящей работы были использованы такие методы познания, как сравнительно-правовой, формально-юридический, метод правового моделирования, метод анализа, синтеза, формально-логический, а также иные.
Теоретическая база исследования и степень научной разработанности темы. Вопросы, связанные с темой исследования, достаточно глубоко изучены отечественной наукой, в частности, можно отметить работы таких авторов, как А.А. Алимпиев, Н.П. Барабанов, В.А. Бродская, И.А. Варков, В.С. Долгова, Е.Ю. Зинченко, Д.Д, Невирко, Л.А. Нудненко, А.И. Уваров, Е.Н. Хазов и др., которые составили теоретическую основу настоящей работы.
Структура выпускной квалификационной работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и библиографического списка.
Проведенное исследование позволило сделать определенные выводы:
1) права человека и гражданина представляют собой определенные, предусмотренные законодательством правомочия, которые человек может реализовать в той или иной сфере, руководствуясь исключительно своей волей и собственными интересами, не посягая при этом на интересы общества. Свободы личности – это сферы, в которые государство не должно вмешиваться, но при этом должно обеспечивать их защиту.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в том случае, если это предусмотрено федеральным законом, притом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Права и свободы личности неразрывно связаны с ее правовым статусом, который представляет собой юридически закрепленную совокупность прав и обязанностей человека и гражданина, основанную на господствующих в философии права конкретного государства основополагающих принципах, и реализуемую в системе соответствующих гарантий и механизмов.
Каждое лицо обладает общим, специальным и индивидуальным правовым статусом.
Все три вида правового статуса личности соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и неразделимы.
Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах – гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную неповторимую личность, то есть имеет индивидуальный статус.
Общий правовой статус у всех один, специальных – множество, в зависимости от особенностей правового положения отдельных категорий людей, а индивидуальных ровно столько, сколько физических лиц, проживающих на территории определенного государства.
При этом права и свободы человека и гражданина недостаточно декларировать, необходимо обеспечение их реализации посредством системы социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов.
Без соответствующих гарантий права и свободы человека останутся, по сути, исключительно на бумаге, поскольку не будут наличествовать условия для их реализации;
2) гарантии прав и свобод человека и гражданина можно подразделить на общие, юридические и организационные.
При этом следует отметить, что политико-экономические гарантии прав и свобод личности действительно лишены содержания без соответствующей юридической формы – нормы закона, закрепляющего данную гарантию.
Вместе с тем, в свою очередь юридическая гарантия, без соответствующего, например, финансово-экономического обеспечения, так же не будут обладать конкретным содержанием, по сути, речь можно вести исключительно о «пустой» форме, поскольку, например, вовсе не достаточно закрепить в законодательстве норму, гарантирующую сотрудникам уголовно-исполнительной системы определенные денежные выплаты при получении травмы, увечья и т.д. при прохождении службы – необходимо, чтобы у государства имелись соответствующие финансовые ресурсы для осуществления такой выплаты.
Помимо этого, для действительной реализации права на получение таких выплат необходима эффективная деятельность соответствующих органов государственной власти, т.е. организационный аспект гарантий реализации права.
Права того или иного субъекта правоотношений следует рассматривать неразрывно с системой гарантий реализации таких прав, поскольку само по себе нормативное закрепление конкретного права, по сути, только лишь декларирует наличие у лица определенного правомочия, без соответствующих гарантий реализация такого права практически невозможна;
3) для реализации своих задач, связанных с обеспечением выполнения установленных законом требований режима и отбывания наказания в виде лишения свободы, изоляции осужденных и надзора за их поведением, обеспечения личной безопасности осужденных, сотрудников и иных лиц, находящихся на территории учреждения, привлечения всех структурных подразделений к осуществлению мероприятий по укреплению правопорядка, устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, сотрудники подразделений режима наделяются рядом принудительно-распорядительных прав в отношении лиц, содержащихся в исправительных учреждениях ФСИН России.
Среди прочего, такие права включают в себя применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Соответственно, необходима четкая и ясная система гарантий, обеспечивающих защиту, в первую очередь правовую, сотрудника подразделений режима, законно и обоснованно использующего вышеуказанные «силовые» полномочия;
4) осужденный, совершающий побег, выполняет тем самым объективную сторону уголовного преступления, предусмотренного ст. 313 УК РФ.
Соответственно, для пресечения данного преступления сотрудник исправительного учреждения, ответственный за режим и безопасность (например, часовой) вправе причинить вред жизни и здоровью такого осужденного, в том числе посредством применения огнестрельного оружия. При этом действия часового, в том числе в части основания и порядка применения оружия, должны соответствовать требованиям законодательства.
Часовой вправе причинить вред жизни и здоровью осужденного в случае, если пресечь попытку побега без этого невозможно, кроме того, размер причиненного вреда должен соответствовать обстановке и носить чрезмерный характер.
В целом основной гарантией правовой защиты сотрудника исправительного учреждения при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия выступает четкая нормативно-правовая база, устанавливающая условия и обстоятельства применения рассматриваемых мер, запреты и ограничения на их применение. В данном случае закон должен быть максимально точным и конкретным, не допускающим двоякого понимания.
В ситуации, угрожающей жизни или здоровью людей, а также иным охраняемым законам интересам, сотрудник исправительного учреждения не должен заниматься толкованием закона – он должен ясно и однозначно понимать, какие именно действия и каким именно образом он вправе и должен в данном случае осуществить.
В противном случае сотрудник исправительного учреждения, понимая, что он фактически лишен правовой защиты, может «не рискнуть» применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, вследствие чего не сможет эффективно защитить интересы, охраняемые законом.
1) права человека и гражданина представляют собой определенные, предусмотренные законодательством правомочия, которые человек может реализовать в той или иной сфере, руководствуясь исключительно своей волей и собственными интересами, не посягая при этом на интересы общества. Свободы личности – это сферы, в которые государство не должно вмешиваться, но при этом должно обеспечивать их защиту.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в том случае, если это предусмотрено федеральным законом, притом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Права и свободы личности неразрывно связаны с ее правовым статусом, который представляет собой юридически закрепленную совокупность прав и обязанностей человека и гражданина, основанную на господствующих в философии права конкретного государства основополагающих принципах, и реализуемую в системе соответствующих гарантий и механизмов.
Каждое лицо обладает общим, специальным и индивидуальным правовым статусом.
Все три вида правового статуса личности соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и неразделимы.
Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах – гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную неповторимую личность, то есть имеет индивидуальный статус.
Общий правовой статус у всех один, специальных – множество, в зависимости от особенностей правового положения отдельных категорий людей, а индивидуальных ровно столько, сколько физических лиц, проживающих на территории определенного государства.
При этом права и свободы человека и гражданина недостаточно декларировать, необходимо обеспечение их реализации посредством системы социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов.
Без соответствующих гарантий права и свободы человека останутся, по сути, исключительно на бумаге, поскольку не будут наличествовать условия для их реализации;
2) гарантии прав и свобод человека и гражданина можно подразделить на общие, юридические и организационные.
При этом следует отметить, что политико-экономические гарантии прав и свобод личности действительно лишены содержания без соответствующей юридической формы – нормы закона, закрепляющего данную гарантию.
Вместе с тем, в свою очередь юридическая гарантия, без соответствующего, например, финансово-экономического обеспечения, так же не будут обладать конкретным содержанием, по сути, речь можно вести исключительно о «пустой» форме, поскольку, например, вовсе не достаточно закрепить в законодательстве норму, гарантирующую сотрудникам уголовно-исполнительной системы определенные денежные выплаты при получении травмы, увечья и т.д. при прохождении службы – необходимо, чтобы у государства имелись соответствующие финансовые ресурсы для осуществления такой выплаты.
Помимо этого, для действительной реализации права на получение таких выплат необходима эффективная деятельность соответствующих органов государственной власти, т.е. организационный аспект гарантий реализации права.
Права того или иного субъекта правоотношений следует рассматривать неразрывно с системой гарантий реализации таких прав, поскольку само по себе нормативное закрепление конкретного права, по сути, только лишь декларирует наличие у лица определенного правомочия, без соответствующих гарантий реализация такого права практически невозможна;
3) для реализации своих задач, связанных с обеспечением выполнения установленных законом требований режима и отбывания наказания в виде лишения свободы, изоляции осужденных и надзора за их поведением, обеспечения личной безопасности осужденных, сотрудников и иных лиц, находящихся на территории учреждения, привлечения всех структурных подразделений к осуществлению мероприятий по укреплению правопорядка, устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, сотрудники подразделений режима наделяются рядом принудительно-распорядительных прав в отношении лиц, содержащихся в исправительных учреждениях ФСИН России.
Среди прочего, такие права включают в себя применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Соответственно, необходима четкая и ясная система гарантий, обеспечивающих защиту, в первую очередь правовую, сотрудника подразделений режима, законно и обоснованно использующего вышеуказанные «силовые» полномочия;
4) осужденный, совершающий побег, выполняет тем самым объективную сторону уголовного преступления, предусмотренного ст. 313 УК РФ.
Соответственно, для пресечения данного преступления сотрудник исправительного учреждения, ответственный за режим и безопасность (например, часовой) вправе причинить вред жизни и здоровью такого осужденного, в том числе посредством применения огнестрельного оружия. При этом действия часового, в том числе в части основания и порядка применения оружия, должны соответствовать требованиям законодательства.
Часовой вправе причинить вред жизни и здоровью осужденного в случае, если пресечь попытку побега без этого невозможно, кроме того, размер причиненного вреда должен соответствовать обстановке и носить чрезмерный характер.
В целом основной гарантией правовой защиты сотрудника исправительного учреждения при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия выступает четкая нормативно-правовая база, устанавливающая условия и обстоятельства применения рассматриваемых мер, запреты и ограничения на их применение. В данном случае закон должен быть максимально точным и конкретным, не допускающим двоякого понимания.
В ситуации, угрожающей жизни или здоровью людей, а также иным охраняемым законам интересам, сотрудник исправительного учреждения не должен заниматься толкованием закона – он должен ясно и однозначно понимать, какие именно действия и каким именно образом он вправе и должен в данном случае осуществить.
В противном случае сотрудник исправительного учреждения, понимая, что он фактически лишен правовой защиты, может «не рискнуть» применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, вследствие чего не сможет эффективно защитить интересы, охраняемые законом.



