ГЛАВА 1. Теория и практика управления развитием методической
службы профессионального образовательного учреждения 15-83
1.1. Методическая служба профессионального образовательного учреждения: сущность и специфика 16-37
1.2. Система и функции управления развитием методической службы 37-56
1.3. Состояние и проблемы управления развитием методической службы в региональном профессиональном колледже 56-83
Выводы 83-83
ГЛАВА 2. Педагогическая модель развития методической службы
регионального профессионального колледжа 84-181
2.1. Моделирование системы управления развитием методической службы 84-106
2.2. Педагогические условия функционирования экспериментальной системы управления развитием методической службы 106-162
2.3. Результаты функционирования экспериментальной модели управления развитием методической службы 163-181
Выводы 182-183
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 184-186
ЛИТЕРАТУРА
187-199
Актуальность исследования. В условиях реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года особое значение приобретает проблема совершенствования подготовки выпускников учреждений среднего профессионального образования. Качество подготовки специалистов среднего звена, их востребованность на рынке труда можно обеспечить за счет внедрения в учебный процесс интенсивных педагогических технологий и методик, обновления содержания обучения, повышения профессионализма и мастерства педагогов. Для решения этих задач необходимым становится создание эффективной методической службы профессионального образовательного учреждения. Современная методическая служба должна обеспечить условия для перехода, а затем и функционирования учреждений профессионального образования в соответствии с парадигмой развивающего обучения. Обновление содержания образования, введение государственных образовательных стандартов, разработка и использование новых педагогических технологий, альтернативные программы и учебники, новые актуальные проблемы педагогики, психологии и дидактики ставят преподавателей и мастеров производственного обучения в исключительно сложное положение. Методической службе необходимо через гибкую методическую модель предоставить педагогу право выбора индивидуальной траектории профессионального развития, обеспечить ему личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь. Изменение содержания работы приводит к поиску новых форм его реализации.
Вследствие этого актуальным становится проведение комплекса научно-педагогических исследований с целью определения путей и способов создания эффективной системы управления развитием методической службы. Проблема совершенствования управления развитием методической службы профессионального регионального колледжа исследуется с позиций двух взаимосвязанных сторон: через создание оптимальной модели и через совершенствование направлений методической работы. Без глубокой проработки поставленных задач сложно подойти к реализации разработки путей создания эффективной методической службы.
Среди факторов, которые обусловливают выбор темы актуально значимого исследования, выделяются следующие:
- востребованность теоретической разработки проблемы моделирования системы управления развитием методической службы;
- наличие социального заказа на исследование данной темы; правительство Российской Федерации в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года предлагает сосредоточить усилия ученых на решении проблем, связанных с принципиальным обновлением системы научно-методического обеспечения образования;
- необходимость повышения качества организации образовательного процесса профессиональных образовательных учреждений преподавателями и мастерами производственного обучения (в настоящее время педагогические работники нуждаются не столько в оказании методической помощи, сколько в создании условий для саморазвивающейся педагогической и методической деятельности);
- наличие противоречий между содержанием современного профессионального образования и требованиями, предъявляемыми производством, обществом и государством к личности и уровню профессиональной компетентности специалиста; в связи с этим возрастает роль методической службы в выработке образовательной стратегии профессионального образовательного учреждения с учетом конкретных его условий.
Анализ изученной литературы свидетельствует о том, что проблемы создания эффективной методической службы и управления ею привлекали внимание исследователей в различные периоды развития педагогики, в частности, управление методической службой общеобразовательных школ. Технологии управления опирались на мощный пласт теоретических
1. При проектировании системы управления развитием методической службы особое внимание должно быть уделено вопросу моделирования структуры управления на основе следующих принципов:
- структурная модернизация управления основана на целях объектных преобразований;
Удалено:^
' Отформатировано: Шрифт: Times New Roman, 12 пт
Отформатировано: русский (Россия)
Отформатировано: По
центру, Уровень 1, Отступ: Первая строка: 0 см
Удалено:26^
* J80 = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
- проектирование управляющих и управляемых подсистем осуществляется с учетом рассмотрения образования как процесса управления;
- перестройка системы управления начинается со структурно-функциональных нововведений;
- основные звенья структуры и их непрерывные связи определяются через распределение прав и полномочий персонала, разделение общего процесса управления на подсистемы, функции и стадии управления;
- в систему управления входит экспертный процесс самоаудирования;
- реализация функций управления на всех субъектных уровнях должна обеспечиваться делегированием полномочий, которое позволяет проявить творческое мышление и инициативу в выборе управленческих решений.
2. Структура управления развитие методической службы включает
содержания деятельности методической службы; 2) блок управления
подбором и расстановкой кадров; 3) блок управления экономическим
развитием; 4) блок управления разработкой и реализацией новых
педагогических технологий обучения, воспитания, развития; 5) блок
управления установлением взаимовыгодных отношений с
заинтересованными субъектами социально-экономической среды.
3. Как один из основных процессов в управлении планирование должно на всех уровнях отвечать ряду принципиальных требований: единство целевой установки и деятельностных условий; единство долгосрочного и краткосрочного планирования; обеспечение комплексного характера планирования, стабильности и гибкости. Система составления планов, обеспечивающая упорядочение планирования деятельности методической службы, включала индивидуальные планы методической работы педагогов, календарные планы подразделений методической службы, годовой план, перспективный план развития методической службы в виде комплексно-
Удалено:^
' Отформатировано: Шрифт: Times New Roman, 12 пт
Отформатировано: русский (Россия)
Удалено:26^
* 181 = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = :
целевой программы. Формирование комплексно-целевой программы
осуществлялось на основе «Концепции развития методической службы».
4. Организация работы методической службы в режиме развития должна включать инновационные преобразования во всех ее подразделениях и включать направления: педагогическое - обучение методических и педагогических работников; технологическое - работа с педагогическим опытом; исследовательское - научно-методическая. экспериментальная работа; экспертное - проведение экспертизы педагогической деятельности; управленческое - управление методической работой.
5. Используемая в ходе диссертационного исследования модель контроля деятельности методической службы (цель контроля. принципы. объекты. субъекты. предметы. процессы контроля) позволила обеспечить комплексный контроль качества методической работы. Для оценки состояния управленческой деятельности была разработана программа экспертизы. Экспертиза внутреннего управления развитием методической службы позволила провести системный анализ. способствовала оказанию действенной помощи руководителям.
6. Количественный и качественный анализ результатов эксперимента полностью подтверждает выдвинутую ранее гипотезу о том. что управление развитием методической службы является условием ее эффективной и адекватной новым целям профессионального образования деятельности. В частности. отмечен достаточно высокий уровень результативности методической работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного исследования дают основания утверждать. что вследствие происходящих преобразований в системе профессионального образования важнейшей проблемой современной педагогики становится развитие методической службы профессионального образовательного учреждения - структуры. нацеленной на оказание квалифицированной
Удалено:^
' Отформатировано: Шрифт: Times New Roman, 12 пт
Отформатировано: русский (Россия)
Отформатировано: По
центру, Уровень 1, Отступ: Первая строка: 0 см
Удалено:26^
* J82 = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
помощи педагогам в повышении их профессиональной компетентности, на
обеспечение инновационных процессов.
Средством повышения эффективности методической службы является наличие системы управления процессом ее развития.
В ходе построения модели методической службы был сделан вывод, что деятельность методической службы будет эффективной и адекватной новым целям профессионального образования при соблюдении определенных условий, что подтверждает выдвинутую гипотезу.
На основании анализа методической работы в историческом аспекте проблем профессионального образования сделано заключение о том, что многие вопросы совершенствования методической работы привлекали внимание ученых в предшествующее время. При проведении диссертационного исследования использовались уже имеющиеся достижения педагогической науки в создании эффективной методической службы, ее инновационных преобразованиях. Однако к моменту начала данного исследования не были обнаружены диссертации, монографии по проблеме управления развитием методической службы профессионального колледжа. Эта проблема нуждалась в научной разработке. В связи с этим и был проведен настоящий эксперимент.
1. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. - М.: Академия, 1999. -173 с.
2. Анисимов О.С. Методические средства анализа деятельности: методы и средства методической деятельности при создании и совершенствовании программ производственной практики. - М., 1996. - 38 с.
3. Асланова С.Н., Васильева Л.М., Никифорова И.М. Нормативное обеспечение профессионального регионального колледжа: Учебно-методическое пособие для колледжей / Под ред. Н.И. Бутенко. - Ставрополь, СКИПКРО, 2004.
- 40 с.
4. Асланова С.Н. Методическая служба регионального профессионального колледжа: Нормативные локальные акты: Учебно-методическое пособие для колледжей / Под ред. И.А. Шаповаловой. - Ставрополь: СКИПКРО, 2004. - 52 с.
5. Атутов П.Р., Зверев И.Д. Современные проблемы политехнического образования учащихся. - М.: Сов. педагогика, 1981, №3, с.11-18.
6. Афанасьева Т.П., Елисеев И.А., Немова Н.В. Аттестация педагогических и руководящих кадров в образовании. - М., 1996. - 58 с.
7. Ахвердова О. А. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология»: Учебное пособие: / О. А. Ахвердова, К.С. Гюлушанян, О.Н. Козлитина. - МО РФ; СГУ. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. - 528 с.
8. Баринов Ю.И., Третьякова Ю.Ф. Составление примерной планирующей документации инженерно-педагогических работников профессиональных учебных заведений. Методические рекомендации. - М.: Изд-во ИРПО, 1995. - 29 с.
9. Барт П. История социально-педагогической идеи. - Киев, 1923. - 87с.
10. Батышев С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса.
- 3-е изд. - М., 1980. - 456 с.
11. Батышев С.Я. Педагогические основы изучения, обобщения и внедрения передового опыта. - М.: Профессиональное образование, 1998 - 126 с.
12. Батышев С.Я. Подготовка инженеров-педагогов - проблема комплексная // Профессиональное образование. - 1976. - №3. - С.14.
13. Белоусова Л.И., Глазунов А.Т. Эффективность деятельности региональной методической службы. - М., 2000. - 166 с.
14. Белоусова Л.И., Идиатуллина Э.З. Что должен уметь методист // Профессиональное образование. - 2003. - №1. - С. 21.
15. Беляев А.В. Воспитание гражданина в демократической России: Пособие для самостоятельной работы / МО РФ; СГУ. - Ставрополь: Изд-во СГУ,
2000 - 25 с.
16. Беляева А.П. Перспектива развития профессиональной школы. - М.: Педагогика, 1992. - 28 с.
17. Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием // Мир образования. - 1996. - №2. - С. 31-37.
188
18. Бочаров М.К. Наука управления: Новый подход. - М.: Знание, 1990. -
№3.
19. Бутузова О.Г., Левченко В.З., Богомазова А.К. Работа методиста по развитию организационных форм профессионального обучения (методические рекомендации). - М., 1995. - 73 с.
20. Бутузова О.Г., Уварова Н.М. Основные критерии оценки деятельности методиста профессионального образовательного учреждения (методические рекомендации). - М., 1995. - 16 с.
21. Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. - М.: Московский Лицей. - 1994. - №9. - С. 43.
22. Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. - М.: Московский Лицей. - 2001. - №5. - С. 12-14.
23. Вазина К.Я., Петров Ю.Н., Белиловский В.Д. Педагогический менеджмент. - М.: Педагогика, 1991. - 268 с.
24. Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. - М., 1990. - 144 с.
25. Веселов А.Н. Профессионально-техническое образование в СССР. - М.: Профтехиздат, 1956. - 153 с.
26. Вестник образования: Сборник приказов и инструкций Министерства образования России. - 2000. - №12. - С. 29-33.
27. В помощь методическому работнику профессионального образования (справочные материалы) / Под ред. Бутузовой О.Г. - М.: Изд-во ИРПО, 1997. - 98 с.
28. Габдуллин Г.Г. Организационно-педагогические основы управления общеобразовательной школой. - Казань, 1985. - 107 с.
29. Ганелин Ш.И., Голант Е.Я. История педагогики. - М.: Учпедгиз, 1940.
- 275 с.
30. Гериш Т.В., Самойленко П.И. Формы сотрудничества средних профессиональных учебных заведений и промышленности // Специалист. - 2002. - №6. - С. 29-36.
31. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя.
- М.: Вита - Пресс, 1999. - 88 с.
32. Гончаренко Т.В. Система методического обеспечения непрерывного многоуровневого профессионального образования: Автореф. дисс. ...канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1997. - 22 с.
33. Горовая В.И. Высшее педагогическое образование. Проблемы и перспективы. - Ставрополь, 1995. - 160 с.
34. Госпрофобр СССР. Сборник материалов по организации учебно-методической работы в учебных заведениях профессионально-технического образования. - М., 1969.
35. Госпрофобр СССР. Сборник учебно-методических документов для профессионально-технических училищ по подготовке квалифицированных рабочих со средним образованием. - М.: Высшая школа, 1971.
36. Госпрофобр СССР. Центральный учебно-методический кабинет профессионально-технического образования. - М.: Высшая школа, 1971.
189
37. Государственный стандарт профессионального образования Российской Федерации. Модель учебного плана для учреждений начального профессионального образования. - М.: ИПО МО РФ, 1993.
38. Григорьева И.К., Олифиренко Т.И. и др. Как разработать недостающие средства обучения для комплексного методического обеспечения предметов и профессий (методические рекомендации). - М., 1997. - 100 с.
39. Губарева Л.И. Экология человека: Практикум для вузов. / Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. - М.: Владос, 2003. - 112 с.
40. Гуров В.Н. Инновационная деятельность в образовательном учреждении: опыт и проблемы. - Ставрополь, 2000. - 86 с.
41. Гуров В.Н., Степанов С. В. Управление развитием и функционированием образовательных учреждений: Учебное пособие по дистанционному обучению. Ч.1. - Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001. - 120 с.
42. Гуров В.Н., Степанов С. В. Управление развитием и функционированием образовательных учреждений: Учебное пособие. Ч.2. - Ставрополь: ФГУП ИПФ «Ставрополье», 2003.- 192 с.
43. Даль В. Толковый словарь: В 4-х т. - М., 1956. Т.4.
44. Де Калюве А., Маркс Э., Петри М. Развитие школы: Модели и изменения. - Калуга, 1993. -138 с.
45. Демиденко Л.Д., Жукова Е.Л. Мониторинговые исследования - функция электронного методического кабинета. // Профессиональное образование. - 2003. - №9. - С. 25-26.
46. Демиденко Л.Д. Формирование региональной методической службы среднего профессионального образования // Профессиональное образование. - 2001. - №11. - С. 20-21.
47. Документы в образовании. // Информационный бюллетень. - №19. -
1999.
48. Ефимов В.Н., Новикова Т.Г. Создание механизма проведения экспертизы образовательных систем // Дополнительное педагогическое образование в XXI веке. - М.: АПК и ПРО, 2001. - С. 262-266.
49. Жданова И.П. Учебно-методические комплексы // Специалист. - 2002.
- №5. - С. 23-24.
50. Железнякова С. И. Ориентация и установки учителей на инновационную деятельность: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1997. - 19 с.
51. Жуковский И.В. Методическая служба и профессионализм учителя. / Информационный бюллетень «Документы в образовании» №19. - 1999. - С. 36.
52. Жуковский И.В. Методическая служба: структура и технология управления. // Директор школы. - 2001. - №1. - С. 97-117.
53. Загвязинский В.И., Гильманов С.А. Творчество в управлении школой. - М., 1992. - 61 с.
54. Загвязинский В. И. Методология и методика социально¬педагогического исследования. - М.: Новая школа, 1993. - 48 с.
55. Закон Российской Федерации «Об образовании». Учительская газета. -
1996. - №5. - С. 1-10.
190
56. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. - М.: Новая школа, 1997. - 87 с.
57. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М., 1990.
58. Змеев С.И. Андрогогика: становление и пути развития. // Педагогика. - 1995. - №2.
59. Зотова В.Д. Система научно-методической деятельности педагогического коллектива в профессиональном лицее: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - СПб., 1998. - 26 с.
60. Иванов Е.В. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин // Профессионал. - 2002. - №1. - С. 14-19.
61. Из предложения министра народного просвещения попечителям учебных округов 19 июня 1871 года // Сборник постановлений и распоряжений по гимназиям и профгимназиям Московского учебного округа за 1871-1895 годы. - М., 1985. - С. 103.
62. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1984. - 236 с.
63. Ильина Т.Ю. Проблемные группы ИПР // Профессиональное образование. - 1999. - №11. - С. 20-21.
64. Инновационные процессы в образовании. Сборник научных трудов. / Тюменский государственный университет. / Под ред. В.Н. Загвязинского. - Тюмень, 1990. - 58 с.
65. Инновация и эксперимент в профессиональном образовании: из опыта профессионального многопрофильного лицея-центра №53 (г. Лермонтов). / Л.С. Ушакова, А. Т. Булгаков, А. П. Докукин. - Ставрополь: ИРО, 1999. - 64 с.
66. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994. - 224 с.
67. Ковалева О.С. Система методической работы с педколлективом. / Профессиональное образование. - 2001. - №11. - С. 11-12.
68. Колесников Н.А., Власенко А.Н., Акатова Р.В. Педагогическое творчество преподавателей и обученность студентов колледжа в условиях рынка. - Пятигорск, 1997. - 57 с.
69. Комраков Е.С., Чернявская А.Г. Практическая педагогика. Учебно-методическое пособие. - М.: Российская академия менеджмента и агробизнеса,
1998. - 85 с.
70. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М., 2000. - С. 298.
71. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. - М.,
1999. - С. 77-164.
72. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ УВП и управление школой. - М., 1997, ч.1.
73. Косинова В.Д., Сазонова Л.И. Научно-методическая работа преподавателей. // Специалист. - 1998. - №12. - С. 13-14.
74. Краевский В.В. О проблеме соотношения педагогической науки и педагогической практики. / Новые исследования в педагогических науках. - 1971. - №9. - С. 5-68.
191
75. Кравцов Н.И. Содержание методической работы в системе профессионально-технического образования. - М.: Высшая школа, 1977. - 342 с.
76. Краткая философская энциклопедия. - М., 1994. - С. 222, 382.
77. Кричевский В. Контроль в управлении школой: мифы и реальность. / Народное образование. - 2001. - №6. - С. 30-37.
78. Кузлякина Н.Н. Научно-исследовательская работа в колледже. / Специалист. - 2003. - №1. - С. 14.
79. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. - 63 с.
80. Кульневич С.В., Гончарова В.И., Мигаль В. А. Управление современной школой. Выпуск 3. Муниципальные методические службы: Практическое пособие. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2003. - 224 с.
81. Культура конкурентоспособного специалиста. / Под ред. Шаповаловой И.А. - Ставрополь: СКИПКРО, 2003. - 148 с.
82. Лазарев В.С., Афанасьева Т.П. и др. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. - М.: ЦСЭИ, 1995. - 72 с.
83. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. - М.: Новая школа, 1993. - 48 с.
84. Леонтьев К.Н. Избранное. - М.: Рарогъ, Московский рабочий, 1993.
85. Лизинский В.М. Идеи к проектам и практика управления школой. - М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2000. -160 с.
86. Лизинский В.М., Макарова Е.В. Школа управленческого мастерства. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. - 173 с.
87. Лизинский В.М. О методической работе в школе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 160 с.
88. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - Изд-е 2-е. - М., 1996. - 464с.
89. Локальный акт №20. Должностная инструкция методисту учреждения среднего, начального профессионального образования: Рекомендации. - М.,
1994. - 6 с.
90. Ломакина Т.Ю. Проблемы и перспективы подготовки мастеров производственного обучения. - М.: Профессиональное образование, 1998. - 85 с.
91. Максименко С.А., Олифиренко Т.И. Система работы с передовым педагогическим опытом в профессиональном учебном заведении (методические рекомендации). - М., 1994. - 35 с.
92. Максимова В.Н., Белов Г.С. Управленческо-педагогическая деятельность руководителя профтехучилища: методический аспект. Учебное пособие. - Ленинград, 1990. - 96 с.
93. Маленко А.Т. Формирование методического мастерства у инженера- педагога. - Магнитогорск, 1988. - 132 с.
94. Маркеева В. Профессиональный рост учителя и методическая служба. / Народное образование. - 2000. - №9. - С. 95-106.
95. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
96. Мастерская открытий - опыт альтернативного образования. - Рига,
1995. -34 с.