Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКОЛ У УЧАЩИХСЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №68616

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

изобразительное искусство

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
250
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Технология и технические приемы изготовления 7
авторских кукол
1.1. Виды авторских кукол и материал для их изготовления 7
1.2. Технологические особенности изготовления авторской 17
куклы
Глава II. Методика обучения изготовлению авторской куклы 25
2.1. Педагогический опыт обучения школьников работе с 25
полимерной глиной
2.2. Методика обучения изготовлению авторской куклы 32
Глава III. Творческая часть выпускной квалификационной работы 39
3.1. Технология изготовления практической части 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЕ

Отношение «кукла - человек» и в прошлом, и в настоящий момент считается особым: кукла играет весомую роль в духовной жизни, познавательной и коммуникативной деятельности. Во все времена кукле отводили важную роль, поскольку она являлась отражением человека, ее считали символом продолжения рода.
Кукла не появляется сама: ее создают. Она получает жизнь при помощи воли и воображения своего создателя. Сделанная собственными руками из натуральных материалов, она добрее и теплеев отличии от приобретенной пластиковой, магазинной.
Создание авторских кукол сегодня можно считать одним из наиболее загадочных, интересных и трудоемких жанров искусства. Именно поэтому он захватывает сердца как взрослых людей, так и детей.
Если сравнивать куклу для игры и авторскую, то второй вариант предназначен лишь для созерцания и создается с декоративной целью. Изготовление авторской куклы требует не только мастерства, но и усидчивости. Определенныйстиль нарабатывается опытным путем. При изготовлении куклы каждый мастер определяет набор средств, материалов и техник, при помощи которых будет ее создавать.
Сегодня создание авторских кукол приобретает все больший интерес. Ежегодно увеличивается количество конкурсов и кукольных выставок, что привлекает огромное число коллекционеров и просто любителей данного вида творчества.
Актуальность выбранной темы обусловлена возросшим в последние годы интересом в области изготовления авторских кукол не только у взрослых, но и у детей, школьников.
Противоречие заключается в необходимости сформировать в детях навык изготовления авторской куклы при недостаточной разработанности этого направления в общеобразовательных школах.
Наличие данного противоречия определило проблему нашего исследования: каковы педагогические условия для формирования навыков изготовления авторских кукол в общеобразовательной школе?
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность и практическая значимость определили цель нашего исследования - обосновать и реализовать в образовательном процессе педагогические технологии, способствующие формированию навыков изготовления авторских кукол у учащихся на внеурочных занятиях в общеобразовательной школе.
Объект исследования: Обучение школьников изготовлению авторской куклы.
Предмет исследования: Формирование навыков изготовления
авторской куклы в процессе освоения технологии создания кукол.
Гипотеза исследования: Формирование навыков изготовления авторской куклы у учащихся будет более успешным, если реализовать следующие условия:
- разработана программа по созданию авторской куклы у учащихся на внеурочных занятиях;
- в процессе обучения техникам работы будут систематически использоваться специально разработанные наглядные пособия для наглядного усвоения полученного материала;
- при создании авторского произведения будет использоваться проектный метод, направленный на осмысление художественного образа оригинала.
Задачи исследования:
- Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме технологических методов и приемов изготовления авторской куклы.
- Разработать и апробировать методику обучения изготовления авторской куклы.
- Провести эксперимент, подтверждающий формирование навыков изготовления авторской куклы у учащихся на внеурочных занятиях в общеобразовательной школе.
Методология исследования.
Методологической основой исследования явились работы по проблеме теории развития человека (Л.С. Выгодский «Проблема культурного развития ребенка», «Тактика развития»); развивающего подхода, представленном в работах О.С. Анисимова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др. Вопросы, связанные с приемами лепки были изучены в трудах В.П. Савиных, Г.Я. Федотова, А.М. Шепелева. Особенности работы с полимерной глиной были рассмотрены в работах А. Зайцевой, М. Брен и других.
Методы исследования:
• теоретический анализ методической литературы и опыта работы учителей.
• анализ продуктов творческой деятельности учащихся.
• наблюдение.
• педагогическая беседа.
Научная новизна: разработана, обоснована и экспериментально проверена методика по формированию навыков изготовления авторской куклы у учащихся на внеурочных занятиях в общеобразовательной школе №24 г. Белгорода.
Теоретическая и практическая значимость:
Материалы исследовательской работы и программа курса «Мастер кукольник», способствующая формированию навыков изготовления авторской куклы у детей старшего школьного возраста, могут быть использованы в практике работы учителями старших классов.
База исследования: Общеобразовательная школа №24 г. Белгорода, 8-9 классы.
Этапы исследования:
1. Информационный поиск.
2. Планирование исследования.
3. Исследовательский проект или методологическое обоснование исследования.
4. Разработка методики исследования и получение фактического материала.
5. Оформление результатов исследования.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Долгое время считалось, что лепка из полимерной глины - это просто хобби. Глина была и остается до сих пор превосходным материалом для изготовления вазочек, рамок для фотографий, украшений и прочих безделушек. Но помимо фигурок и магнитиков, предназначенных держать записки на дверцах холодильников, есть и иные области применения полимерной глины. Одной из них является авторская кукла. Однако кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.
А именно это являлось целью нашей работы, «вырастить» из обычного школьника мастера-кукольника, создать условия для успешного формирования у него навыков по изготовлению авторских кукол на внеурочных занятиях в общеобразовательной школе.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме технологических методов и приемов изготовления авторской куклы.
Анализ рассмотренных программ показал, что изготовление кукол из полимерной глины еще не развито в среде детской кружковой деятельности, так как этот материал недавно появился и стал доступен массам.
2. Разработать и апробировать методику обучения изготовления авторской куклы.
В ходе изучения и анализа специальной литературы и методических программ по искусству авторской куклы была разработана собственная методика преподавания искусства создания авторской куклы.Данная методика была апробирована на кружке «Мастер-кукольник».
3. Провести эксперимент, подтверждающий формирование навыков изготовления авторской куклы у учащихся на внеурочных занятиях в общеобразовательной школе.
Проведение опытно-экспериментальной работы, цель которой состояла в доказательстве предположения, что формирование навыков изготовления авторской куклы у учащихся будет более успешным, при реализации таких условий как развивающее обучение, систематическое использование специально разработанных наглядные пособий и применение проектного метода, направленного на осмысление художественного образа оригинала.
В результате чего формирование навыков в экспериментальной группе был несколько выше, чем в контрольной, что доказывает верность представленной гипотезы.
Разработанную мною методику можно использовать не только на базе общеобразовательной школы, но и учреждениях дополнительного образования: домах творчества, домах культуры, школах искусства и тд.



1. Анкудинова Т.В. Программа внеурочной деятельности Конструирование и изготовление куклы / Т.В. Анкудинова. - 2009. - 210с.
2. Батищев Г.И. Педагогическое экспериментирование // Сов.педагогика - 1990. - 367с.
3. Белорукова Е.М. Структура, содержание и технология проектирования
образовательной программы школы: методические рекомендации /
Е.М. Белорукова, И.И. Дранникова, Н.Г. Калашникова, И.Н. Стукалова. - Барнаул: АКИПКРО, 2010. - 196с.
4. Броссар А. Текстильные куклы: мастер-класс кройки в натуральную величину: [перевод с французкого] / А.Броссар. - М.: Э, 2018. - 144с.
5. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. - 2003. - №6. - 57-67с.
6. Визентини Э. Фантазии из полимерной пластики / Э.Визентини. - СПб.:Питер, 2014. - 96с.
7. Войнатовская Е. Интерьерные куклы на каркасе. Ангелы и феи / Е. Войнатовская. - СПб.: Питер, 2017. - 64с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991. - 96с.
9. Генсицкая Н. История одной куклы / Н. Генсицкая. - Изд-во: Страницы,
2004. - 81с.
10. Генсицкая Н. Обувь для куклы / Н. Генсицкая. - Изд-во: Страницы, 2010. - 47с.
11. Генсицкая Н. Основы кукольной скульптуры / Н. Генсицкая. - Изд-во: Страницы, 2010. - 88с.
12. Генсицкая Н.Основы кукольной скульптуры / Н. Генсицкая. - М.: Астрель, 2014. - 93с.
13. Голдовский Б. Энциклопедия куклы / Б.Голдовский. - М.:Страницы, 2004. - 296с.
14. Голдовский Б.П. Куклы: Энциклопедия / Б.П. Голдовский. - М.: Время, 2004. - 282с.
15. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников Методический конструктор: пособие для учителя. / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
16. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе. Методическое пособие для учителя. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2014. - 128 с.
17. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2011. - 93 с.
18. Губина В. Чудеса из полимерной глины / В. Губина. - М.: АСТ, 2015. - 162 с.
19. Гусакова А.М. Внеклассная работа по труду с разными материалами / А.М. Гусакова. - М.: Просвещение, 2001. - 224 с.
20. Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие / Е.О. Гусев. - М.: Астрель, 1999. - 94с.
21. Давидский М. Веселые куклы / М. Давидский. - М.: ВНЕШСИГМА, 1998. - 64с.
22. Денисова Т. Народные куклы-обереги / Т. Денисова. - СПб.: Питер, 2016.
- 64 с.
23. Домашний кукольный театр. - М.: РОСМЕН, 1999. - 63с.
24. Друкер М. Авторская кукла: моделирование и декорирование / М.
Друкер. - М.: Контент, 2015. -80 с.
25. Дьюи К. Реалистичные фигурки из полимерной глины: техники, секреты и тонкости / К. Дьюи. - М.: Контент, 2016. -128 с.
26. Егупец О. Секреты кукольного мастера / О. Егупец. - М.: Просвещение,
2012. - 157с.
27. Зайцева А. Полимерная глина: самоучитель / А.Зайцева. - М.: Сезон, 2014. - 98с.
28. Земьковский В.В. Психология детства / В.В. Земьковский. -
Екатеринбург: Деловая книга, 1995. - 348с.
29. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Изд-во: Феникс, 1978. - 384с.
30. Игнатова В.В. Уроки творчества / В.В. Игнатова // Красноярск, Сибирский технологический институт, 1994. - 76с.
31. Иллюстрированное издание: Музей театральных кукол Государственного академического центрального театра кукол им С.В. Образцова / автор проекта Б.П. Голдовский. - М., 2005. - 216с.
32. Каминская Н.М. История костюма / Н.М. Каминская. - М.: Легкая индустрия, 1977. - 128с.
33. Карлсон М. Феи, гномы, тролли. Сказочные персонажи из полимерной глины / М.Карлсон. - М.: Контент, 2012. - 128с.
34. Креков Д. Лепим и полимерной глины / Д.Креков. - Изд-во: Астрель,
2005. - 64 с.
35. Кузин Б.С. Изобразительное искусство / Б.С. Кузин. - М.: Дрофа, 1995. 126 с.
36. Кукольный мастер // Журнал. - 2003-2006., № 2-9. - 42с.
37. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве / Н.Л. Лейзеров. - М.: Наука, 1974. - 112с.
38. Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры // Ю. М. Лотман Избранные статьи. В 3-х т.т. Т. I. Таллин, 1992. - 377с.
39. Мамадасламов Х.С. Программа внеурочной деятельности. Искусство и дизайн куклы / Х.С. Мамадасламов. - 2011. - 126с.
40. Матюшкин А.Н. Развитие творческой активности школьника / Под ред. А.Н. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. - 160с.
41. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров / О.С. Молотобарова. - М.: Просвещение, 2011. - 177с.
42. Мудрагель Л. Куклы и мишки: большая энциклопедия авторской игрушки / Л. Мудрагель. - М.: Э, 2017 - 320с.
43. Мудрагель Л. Куклы из пласика. Изготовление, коллекционирование, реставрация / Л. Мудрагель. - СПб.: Питер, 2014. - 128 с.
44. Мудрагель Л. Одежда для коллекционных кукол своими руками / Л. Мудрагель. - СПб.: Питер, 2018. -64с.
45. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками / М.И. Нагибина. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 210с.
46. Пискунова Е.В. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. Е. В. Пискунова.- М.: Педагогика. 1979,- 20с.
47. Полякова Н. И. Скульптура и пространство: проблема соотношения объема и пространственной среды.- М.: Советский художник, 1982. -199с.
48. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика/ Я. А. Пономарев. - М.: Педагогика, 1976. -185с.
49. Проделки // Журнал о творчестве и рукоделии - 2011-2014., № 1-14. - 125с.
50. Савиных В.П. Умельцу о поделочных материалах/ В.П. Савиных - М.: Полымя, 1997. - 320 с.
51. Селевко, Г.К. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование / Г.К. Селевко, А.В. Басов. - М.: Ярославль, 1991.- 66с.
52. Серегина В.Г. Программа внеурочной деятельности Жар-птица / В.Г. Серегина. - 2013. - 136с.
53. Соловьева Л.Н. Игрушка: Альбом. - М.: Интербук-бизнес, 2002. - 120с.
54. Соломоник И.Н. Куклы выходят на сцену: книга для учителя / И.Н. Соломоник - М.: Просвещение, 1993. - 159с.
55. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки / С.Ф. Тарасенко. - М.: Просвещение, 2014. - 97с.
56. Тетерева А.О. Педагогическая роль куклы в развитии ребенка. [Электронный ресурс] / А.О. Тетерева // Студенческий научный форум -
2013. - 210с.
57. Тею М. От мечты о кукле к кукле-мечте / М.Тею. М.: АСТ, 2016. - 120с.
58. Федотов Г.Я. Послушная глина / Г.Я. Федотов. - М.: АСТ-Пресс, 2005. Шепелев А.М. Лепка в доме и квартире: Справ, пособие. - 2-е изд. - М.: Стройиздат, 2003. - 144с.
59. Хамм Д. Как рисовать голову и фигуру человека / Д. Хамм. - М.: ПОПУРРИ, 2006. - 129с.
60. Шиллер Д. Сказочные герои из полимерной глины: ведьмы, тролли, гоблины, феи и эльфы / Д.Шиллер. - М.: Контент, 2014. -128 с.
61. Юкина Л. Энциклопедия куклы / Л. Юкина. - М.:АСТ-ПРЕСС, 2006. - 168с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ