ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы универсальных учебных действий 7
1.1 Программа развития универсальных учебных действий для основного
общего образования 7
1.2 Классификация универсальных учебных действий 9
1.3 Возрастные особенности школьника в подростковом периоде 12
1.4 Условия формирования универсальных учебных действий для
основного общего образования 16
Глава 2 Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии в школе 24
2.1 Условия формирования программы универсальных учебных действий
в МОУ СОШ № 37 г. Комсомольска-на-Амуре 24
2.2 Задания по формированию универсальных учебных действий у
учащихся 5 класса на уроках технологии 27
2.3 Апробация заданий по формированию универсальных учебных действий учащихся на примере бинарного урока технологии и ИЗО в 5
классе по теме: «Русская народная вышивка» 36
Заключение 46
Библиографический список 48
Приложение
Глава 1 Теоретические основы универсальных учебных действий 7
1.1 Программа развития универсальных учебных действий для основного
общего образования 7
1.2 Классификация универсальных учебных действий 9
1.3 Возрастные особенности школьника в подростковом периоде 12
1.4 Условия формирования универсальных учебных действий для
основного общего образования 16
Глава 2 Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии в школе 24
2.1 Условия формирования программы универсальных учебных действий
в МОУ СОШ № 37 г. Комсомольска-на-Амуре 24
2.2 Задания по формированию универсальных учебных действий у
учащихся 5 класса на уроках технологии 27
2.3 Апробация заданий по формированию универсальных учебных действий учащихся на примере бинарного урока технологии и ИЗО в 5
классе по теме: «Русская народная вышивка» 36
Заключение 46
Библиографический список 48
Приложение
Актуальность выбора темы обусловлена тем, что на современном этапе развития общества требуются личности с нестандартным мышлением, с умением самостоятельно находить решение поставленным целям, умением применять современные технологические средства. Основополагающим компонентом подготовки нового поколения школьников является система универсальных учебных действий, раскрывающая пути становления умения учиться. Многие ученые трудились над созданием программы развития универсальных учебных действий, но отправной точкой для создания программы являются исследования таких ученых, как:
- культурно-историческая концепция, ученого Выготского Л.С.;
- деятельностный подход, ученых Леонтьева А.Н., Гальперина П.Я., Эльконина Д.Б., Запорожца А.В.;
- теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий, ученого Гальперина П.Я.;
- историко-эволюционная концепция развития личности, ученого Асмолова АГ.;
- учение о психологическом возрасте, ученого Выготского Л.С.;
- теория «задач развития», ученого Хевигхреста Р.;
- учение о ведущей роли обучения для развития, ученых Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Давыдова В.В;
- теория развивающего обучения, ученых Выготского Л.С., Гальперина П.Я., Эльконина Д.Б., Давыдова В.В.
На законодательном уровне универсальные учебные действия определены Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Термин универсальные учебные действия появился в педагогике сравнительно недавно, с 2009 года. Под универсальными учебными действиями подразумеваются действия, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Универсальные учебные действия имеют универсальный характер именно тем, что они реализуют целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития личности, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, которые лежат в основе организации и регуляции любой деятельности независимо от ее содержания. Формирование универсальных учебных действий возможно при изучении предметных дисциплин и внеурочной деятельности, а также при использовании различных технологий, методов, приемов и интеграции в обучении, при соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Сегодня подходы к формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются учеными: Асмоловым А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А., Карабановой О.А. и многими другими.
Уроки технологии способствуют формированию универсальных учебных действий так, как по своей сущности предполагают формирование разнообразных предметных и метапредметных результатов, которые способствуют умению действовать в конкретных практических ситуациях и решать жизненные проблемы.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках технологии в общеобразовательной школе.
Цель работы - теоретически обосновать условия формирования универсальных учебных действий у учащихся и апробировать формирование универсальных учебных действий на уроках технологии в школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую, техническую литературу по теме бакалаврской работы.
2. Выделить основные виды универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования.
3. Установить возрастные особенности школьника в подростковом периоде в основной школе.
4. Определить условия для формирования универсальных учебных действий у учащихся на уроках технологии в школе.
5. Создать систему заданий по формированию универсальных учебных действий у учащихся на уроках технологии в школе.
6. Выполнить конструирование технологической карты бинарного урока по технологии и изобразительному искусству в 5 классе по теме «Русская народная вышивка».
7. Апробировать систему заданий по формированию универсальных учебных действий на примере бинарного урока технологии и ИЗО в 5 классе по теме «Русская народная вышивка».
Методы исследования: теоретический и сравнительно-исторический анализ психологической, научно-педагогической и учебно-методической литературы, педагогическое наблюдение, метод анализа и сравнения, метод синтеза и наблюдения, опроса и анкетирования, систематизация, классификация, педагогический эксперимент.
Новизна бакалаврской работы заключается в том, что определены условия по формированию универсальных учебных действий на уроках технологии через содержание предмета, организацию самостоятельной работы и использование различных организационных форм в общеобразовательной школе; составлена система заданий по формированию универсальных учебных действий у учащихся 5 класса на уроках технологии; разработана технологическая карта современного бинарного урока по технологии и ИЗО в 5 классе в соответствии с требованиями стандарта второго поколения.
Теоретическая значимость заключается в том, что в работе отражены основные разработки, вошедшие в программу развития универсальных учебных действий для основного общего образования; представлены виды универсальных учебных действий по ФГОС, по Асмолову А.Г., Мартынец М.С., которые будут способствовать формированию у обучающихся мотивационных навыков к преодолению поставленных перед ними препятствий, умению ориентироваться в большом потоке информации и умению адаптироваться в любом обществе.
Практическая значимость заключается в том, что в работе представлены: варианты заданий, нацеленные на проверку сформированности у учащихся разных видов универсальных учебных действий на уроках технологии в 5-х классе с указанием цели, формы выполнения и описания задания; бинарный урок в системе современного образования как одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов, помогающим в систематизации знаний, убеждении в связности предметов и целостности мира, является важным этапом в формировании универсальных учебных действий у учащихся на уроках технологии и изобразительного искусства.
Система заданий по формированию универсальных учебных действий и технологическая карта бинарного урока технологии и изобразительного искусства апробированы в учебном процессе МОУ СОШ № 37 г. Комсомольска-на-Амуре, которые могут быть использованы в работе учителей технологии и изобразительного искусства.
- культурно-историческая концепция, ученого Выготского Л.С.;
- деятельностный подход, ученых Леонтьева А.Н., Гальперина П.Я., Эльконина Д.Б., Запорожца А.В.;
- теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий, ученого Гальперина П.Я.;
- историко-эволюционная концепция развития личности, ученого Асмолова АГ.;
- учение о психологическом возрасте, ученого Выготского Л.С.;
- теория «задач развития», ученого Хевигхреста Р.;
- учение о ведущей роли обучения для развития, ученых Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Давыдова В.В;
- теория развивающего обучения, ученых Выготского Л.С., Гальперина П.Я., Эльконина Д.Б., Давыдова В.В.
На законодательном уровне универсальные учебные действия определены Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Термин универсальные учебные действия появился в педагогике сравнительно недавно, с 2009 года. Под универсальными учебными действиями подразумеваются действия, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Универсальные учебные действия имеют универсальный характер именно тем, что они реализуют целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития личности, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, которые лежат в основе организации и регуляции любой деятельности независимо от ее содержания. Формирование универсальных учебных действий возможно при изучении предметных дисциплин и внеурочной деятельности, а также при использовании различных технологий, методов, приемов и интеграции в обучении, при соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Сегодня подходы к формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются учеными: Асмоловым А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А., Карабановой О.А. и многими другими.
Уроки технологии способствуют формированию универсальных учебных действий так, как по своей сущности предполагают формирование разнообразных предметных и метапредметных результатов, которые способствуют умению действовать в конкретных практических ситуациях и решать жизненные проблемы.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках технологии в общеобразовательной школе.
Цель работы - теоретически обосновать условия формирования универсальных учебных действий у учащихся и апробировать формирование универсальных учебных действий на уроках технологии в школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую, техническую литературу по теме бакалаврской работы.
2. Выделить основные виды универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования.
3. Установить возрастные особенности школьника в подростковом периоде в основной школе.
4. Определить условия для формирования универсальных учебных действий у учащихся на уроках технологии в школе.
5. Создать систему заданий по формированию универсальных учебных действий у учащихся на уроках технологии в школе.
6. Выполнить конструирование технологической карты бинарного урока по технологии и изобразительному искусству в 5 классе по теме «Русская народная вышивка».
7. Апробировать систему заданий по формированию универсальных учебных действий на примере бинарного урока технологии и ИЗО в 5 классе по теме «Русская народная вышивка».
Методы исследования: теоретический и сравнительно-исторический анализ психологической, научно-педагогической и учебно-методической литературы, педагогическое наблюдение, метод анализа и сравнения, метод синтеза и наблюдения, опроса и анкетирования, систематизация, классификация, педагогический эксперимент.
Новизна бакалаврской работы заключается в том, что определены условия по формированию универсальных учебных действий на уроках технологии через содержание предмета, организацию самостоятельной работы и использование различных организационных форм в общеобразовательной школе; составлена система заданий по формированию универсальных учебных действий у учащихся 5 класса на уроках технологии; разработана технологическая карта современного бинарного урока по технологии и ИЗО в 5 классе в соответствии с требованиями стандарта второго поколения.
Теоретическая значимость заключается в том, что в работе отражены основные разработки, вошедшие в программу развития универсальных учебных действий для основного общего образования; представлены виды универсальных учебных действий по ФГОС, по Асмолову А.Г., Мартынец М.С., которые будут способствовать формированию у обучающихся мотивационных навыков к преодолению поставленных перед ними препятствий, умению ориентироваться в большом потоке информации и умению адаптироваться в любом обществе.
Практическая значимость заключается в том, что в работе представлены: варианты заданий, нацеленные на проверку сформированности у учащихся разных видов универсальных учебных действий на уроках технологии в 5-х классе с указанием цели, формы выполнения и описания задания; бинарный урок в системе современного образования как одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов, помогающим в систематизации знаний, убеждении в связности предметов и целостности мира, является важным этапом в формировании универсальных учебных действий у учащихся на уроках технологии и изобразительного искусства.
Система заданий по формированию универсальных учебных действий и технологическая карта бинарного урока технологии и изобразительного искусства апробированы в учебном процессе МОУ СОШ № 37 г. Комсомольска-на-Амуре, которые могут быть использованы в работе учителей технологии и изобразительного искусства.
Изучение литературы позволило определить теоретические предпосылки формирования универсальных учебных действий школьников на уроках технологии в общеобразовательной школе. В ходе работы установлено, что целью программы развития универсальных учебных действий является обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно- деятельностного подхода, положенного в основу стандарта, и развивающего потенциала общего среднего образования.
В ходе выполнения бакалаврской работы были решены следующие задачи. Выделены основные виды универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования. К основным видам универсальных учебных действий относятся личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные. Главным условием формирования универсальных учебных действий является то, чтобы они соответствовали возрастным особенностям учащихся в основной школе.
Установлены возрастные особенности школьника в подростковом периоде. Было выяснено, что подростковый период считается сложным, кризисным, но без полноценного проживания этого периода многие качества личности, индивидуальные особенности оказываются неразвитыми или развитыми недостаточно, многое в дальнейшем компенсируется или корректируется с большим трудом. В интеллектуальной деятельности школьников - подростков усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач, что позволяет рассматривать возраст 11 - 14 лет как особенный период для развития творческого мышления. Проблемой подросткового возраста считается проблема психологической готовности перехода ребенка из начальной школы в основную школу и является наиболее важной и актуальной проблемой.
Определены условия для формирования универсальных учебных действий у учащихся на уроках технологии в школе, а именно знания должны передаваться не в готовом виде, а приобретаются самими обучающимися, задания должны быть связаны с проблемами реальной жизни, обучение должно проходить в сотрудничестве и в рамках возможностей современной информационной образовательной среды. Среди технологий, методов и приемов развития универсальных учебных действий в основной школе в рамках системно-деятельностного подхода особое место занимают: учебные ситуации, система индивидуальных и групповых учебных заданий, применение учебно¬исследовательской и проектной деятельности.
Описаны условия реализации программы развития и формирования универсальных учебных действий в муниципальном общеобразовательном учреждении МОУ СОШ №37 г. Комсомольска-на-Амуре.
Создана система заданий по формированию универсальных учебных действий у учащихся на уроках технологии в общеобразовательной школе, предполагающая поэтапное формирование универсальных учебных действий учащихся с включением таких этапов как мотивационно - целевого, актуализации, практического, рефлексивного этапов.
Разработана технологическая карта бинарного урока по технологии и изобразительному искусству в 5 классе по теме «Русская народная вышивка» с применением заданий, благодаря которым можно формировать универсальные учебные действия у учащихся на разных этапах урока.
Апробирована система заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий на примере бинарного урока технологии и ИЗО в 5 классе по теме «Русская народная вышивка». Учащиеся показали высокие результаты выполнения заданий, что свидетельствует о положительной динамике формирования универсальных учебных действий у учащихся 5 класса общеобразовательной школы.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены в полном объеме.
В ходе выполнения бакалаврской работы были решены следующие задачи. Выделены основные виды универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования. К основным видам универсальных учебных действий относятся личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные. Главным условием формирования универсальных учебных действий является то, чтобы они соответствовали возрастным особенностям учащихся в основной школе.
Установлены возрастные особенности школьника в подростковом периоде. Было выяснено, что подростковый период считается сложным, кризисным, но без полноценного проживания этого периода многие качества личности, индивидуальные особенности оказываются неразвитыми или развитыми недостаточно, многое в дальнейшем компенсируется или корректируется с большим трудом. В интеллектуальной деятельности школьников - подростков усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач, что позволяет рассматривать возраст 11 - 14 лет как особенный период для развития творческого мышления. Проблемой подросткового возраста считается проблема психологической готовности перехода ребенка из начальной школы в основную школу и является наиболее важной и актуальной проблемой.
Определены условия для формирования универсальных учебных действий у учащихся на уроках технологии в школе, а именно знания должны передаваться не в готовом виде, а приобретаются самими обучающимися, задания должны быть связаны с проблемами реальной жизни, обучение должно проходить в сотрудничестве и в рамках возможностей современной информационной образовательной среды. Среди технологий, методов и приемов развития универсальных учебных действий в основной школе в рамках системно-деятельностного подхода особое место занимают: учебные ситуации, система индивидуальных и групповых учебных заданий, применение учебно¬исследовательской и проектной деятельности.
Описаны условия реализации программы развития и формирования универсальных учебных действий в муниципальном общеобразовательном учреждении МОУ СОШ №37 г. Комсомольска-на-Амуре.
Создана система заданий по формированию универсальных учебных действий у учащихся на уроках технологии в общеобразовательной школе, предполагающая поэтапное формирование универсальных учебных действий учащихся с включением таких этапов как мотивационно - целевого, актуализации, практического, рефлексивного этапов.
Разработана технологическая карта бинарного урока по технологии и изобразительному искусству в 5 классе по теме «Русская народная вышивка» с применением заданий, благодаря которым можно формировать универсальные учебные действия у учащихся на разных этапах урока.
Апробирована система заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий на примере бинарного урока технологии и ИЗО в 5 классе по теме «Русская народная вышивка». Учащиеся показали высокие результаты выполнения заданий, что свидетельствует о положительной динамике формирования универсальных учебных действий у учащихся 5 класса общеобразовательной школы.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены в полном объеме.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии при работе с утилизированными материалами
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся на уроках биологии
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся основной школы на уроках информатики
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПИСЬМА
В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Развитие познавательных универсальных учебных действий у учащихся 8 класса на уроках химии посредством активных методов обучения
Дипломные работы, ВКР, химия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



