Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Работа №68579

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2020
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
382
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы универсальных учебных действий 7
1.1 Программа развития универсальных учебных действий для основного
общего образования 7
1.2 Классификация универсальных учебных действий 9
1.3 Возрастные особенности школьника в подростковом периоде 12
1.4 Условия формирования универсальных учебных действий для
основного общего образования 16
Глава 2 Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии в школе 24
2.1 Условия формирования программы универсальных учебных действий
в МОУ СОШ № 37 г. Комсомольска-на-Амуре 24
2.2 Задания по формированию универсальных учебных действий у
учащихся 5 класса на уроках технологии 27
2.3 Апробация заданий по формированию универсальных учебных действий учащихся на примере бинарного урока технологии и ИЗО в 5
классе по теме: «Русская народная вышивка» 36
Заключение 46
Библиографический список 48
Приложение


Актуальность выбора темы обусловлена тем, что на современном этапе развития общества требуются личности с нестандартным мышлением, с умением самостоятельно находить решение поставленным целям, умением применять современные технологические средства. Основополагающим компонентом подготовки нового поколения школьников является система универсальных учебных действий, раскрывающая пути становления умения учиться. Многие ученые трудились над созданием программы развития универсальных учебных действий, но отправной точкой для создания программы являются исследования таких ученых, как:
- культурно-историческая концепция, ученого Выготского Л.С.;
- деятельностный подход, ученых Леонтьева А.Н., Гальперина П.Я., Эльконина Д.Б., Запорожца А.В.;
- теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий, ученого Гальперина П.Я.;
- историко-эволюционная концепция развития личности, ученого Асмолова АГ.;
- учение о психологическом возрасте, ученого Выготского Л.С.;
- теория «задач развития», ученого Хевигхреста Р.;
- учение о ведущей роли обучения для развития, ученых Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Давыдова В.В;
- теория развивающего обучения, ученых Выготского Л.С., Гальперина П.Я., Эльконина Д.Б., Давыдова В.В.
На законодательном уровне универсальные учебные действия определены Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Термин универсальные учебные действия появился в педагогике сравнительно недавно, с 2009 года. Под универсальными учебными действиями подразумеваются действия, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Универсальные учебные действия имеют универсальный характер именно тем, что они реализуют целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития личности, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, которые лежат в основе организации и регуляции любой деятельности независимо от ее содержания. Формирование универсальных учебных действий возможно при изучении предметных дисциплин и внеурочной деятельности, а также при использовании различных технологий, методов, приемов и интеграции в обучении, при соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Сегодня подходы к формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются учеными: Асмоловым А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А., Карабановой О.А. и многими другими.
Уроки технологии способствуют формированию универсальных учебных действий так, как по своей сущности предполагают формирование разнообразных предметных и метапредметных результатов, которые способствуют умению действовать в конкретных практических ситуациях и решать жизненные проблемы.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках технологии в общеобразовательной школе.
Цель работы - теоретически обосновать условия формирования универсальных учебных действий у учащихся и апробировать формирование универсальных учебных действий на уроках технологии в школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую, техническую литературу по теме бакалаврской работы.
2. Выделить основные виды универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования.
3. Установить возрастные особенности школьника в подростковом периоде в основной школе.
4. Определить условия для формирования универсальных учебных действий у учащихся на уроках технологии в школе.
5. Создать систему заданий по формированию универсальных учебных действий у учащихся на уроках технологии в школе.
6. Выполнить конструирование технологической карты бинарного урока по технологии и изобразительному искусству в 5 классе по теме «Русская народная вышивка».
7. Апробировать систему заданий по формированию универсальных учебных действий на примере бинарного урока технологии и ИЗО в 5 классе по теме «Русская народная вышивка».
Методы исследования: теоретический и сравнительно-исторический анализ психологической, научно-педагогической и учебно-методической литературы, педагогическое наблюдение, метод анализа и сравнения, метод синтеза и наблюдения, опроса и анкетирования, систематизация, классификация, педагогический эксперимент.
Новизна бакалаврской работы заключается в том, что определены условия по формированию универсальных учебных действий на уроках технологии через содержание предмета, организацию самостоятельной работы и использование различных организационных форм в общеобразовательной школе; составлена система заданий по формированию универсальных учебных действий у учащихся 5 класса на уроках технологии; разработана технологическая карта современного бинарного урока по технологии и ИЗО в 5 классе в соответствии с требованиями стандарта второго поколения.
Теоретическая значимость заключается в том, что в работе отражены основные разработки, вошедшие в программу развития универсальных учебных действий для основного общего образования; представлены виды универсальных учебных действий по ФГОС, по Асмолову А.Г., Мартынец М.С., которые будут способствовать формированию у обучающихся мотивационных навыков к преодолению поставленных перед ними препятствий, умению ориентироваться в большом потоке информации и умению адаптироваться в любом обществе.
Практическая значимость заключается в том, что в работе представлены: варианты заданий, нацеленные на проверку сформированности у учащихся разных видов универсальных учебных действий на уроках технологии в 5-х классе с указанием цели, формы выполнения и описания задания; бинарный урок в системе современного образования как одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов, помогающим в систематизации знаний, убеждении в связности предметов и целостности мира, является важным этапом в формировании универсальных учебных действий у учащихся на уроках технологии и изобразительного искусства.
Система заданий по формированию универсальных учебных действий и технологическая карта бинарного урока технологии и изобразительного искусства апробированы в учебном процессе МОУ СОШ № 37 г. Комсомольска-на-Амуре, которые могут быть использованы в работе учителей технологии и изобразительного искусства.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение литературы позволило определить теоретические предпосылки формирования универсальных учебных действий школьников на уроках технологии в общеобразовательной школе. В ходе работы установлено, что целью программы развития универсальных учебных действий является обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно- деятельностного подхода, положенного в основу стандарта, и развивающего потенциала общего среднего образования.
В ходе выполнения бакалаврской работы были решены следующие задачи. Выделены основные виды универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования. К основным видам универсальных учебных действий относятся личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные. Главным условием формирования универсальных учебных действий является то, чтобы они соответствовали возрастным особенностям учащихся в основной школе.
Установлены возрастные особенности школьника в подростковом периоде. Было выяснено, что подростковый период считается сложным, кризисным, но без полноценного проживания этого периода многие качества личности, индивидуальные особенности оказываются неразвитыми или развитыми недостаточно, многое в дальнейшем компенсируется или корректируется с большим трудом. В интеллектуальной деятельности школьников - подростков усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач, что позволяет рассматривать возраст 11 - 14 лет как особенный период для развития творческого мышления. Проблемой подросткового возраста считается проблема психологической готовности перехода ребенка из начальной школы в основную школу и является наиболее важной и актуальной проблемой.
Определены условия для формирования универсальных учебных действий у учащихся на уроках технологии в школе, а именно знания должны передаваться не в готовом виде, а приобретаются самими обучающимися, задания должны быть связаны с проблемами реальной жизни, обучение должно проходить в сотрудничестве и в рамках возможностей современной информационной образовательной среды. Среди технологий, методов и приемов развития универсальных учебных действий в основной школе в рамках системно-деятельностного подхода особое место занимают: учебные ситуации, система индивидуальных и групповых учебных заданий, применение учебно¬исследовательской и проектной деятельности.
Описаны условия реализации программы развития и формирования универсальных учебных действий в муниципальном общеобразовательном учреждении МОУ СОШ №37 г. Комсомольска-на-Амуре.
Создана система заданий по формированию универсальных учебных действий у учащихся на уроках технологии в общеобразовательной школе, предполагающая поэтапное формирование универсальных учебных действий учащихся с включением таких этапов как мотивационно - целевого, актуализации, практического, рефлексивного этапов.
Разработана технологическая карта бинарного урока по технологии и изобразительному искусству в 5 классе по теме «Русская народная вышивка» с применением заданий, благодаря которым можно формировать универсальные учебные действия у учащихся на разных этапах урока.
Апробирована система заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий на примере бинарного урока технологии и ИЗО в 5 классе по теме «Русская народная вышивка». Учащиеся показали высокие результаты выполнения заданий, что свидетельствует о положительной динамике формирования универсальных учебных действий у учащихся 5 класса общеобразовательной школы.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены в полном объеме.



1. Авдеев А.П. Психологические предпосылки и педагогическая сущность процесса самообразования / А.П. Авдеев. - М.: Волгоград., 2015. -22 с.
2. Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов / Н.И. Аксенова. - СПб.: Реноме., 2018. - 142 с.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / А.Г. Асмолова. - М., 2016. - 155 с.
4. Аствацатуров Г.О. Технология современного урока и творчества учителя школы / Г.О. Аствацатуров. - М., 2017. - 54 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности/ Л.И. Божович, - М.: МПСИ, 2017. - 349 с.
6. Бурменская Г.В. Возрастно-психологический подход в
консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Г.В. Бурменская., Е.И. Захарова., - М.: Издательский центр
«Академия»., - 2012. - 136 с.
7. Володарская И.А. Проблема целей обучения в современной педагогике/ И.А. Володарская, - М.: Изд-во МГУ, 2018. - 72 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика., 2015. - 144 с.
9. Горев П.М. Развитие универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС основных общеобразовательных программ. Выпуск 3: сборник материалов/ П.М. Горев, - Киров: МЦИТО, 2015. - 180 с.
10. Горленко Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н.М. Горленко. - Народное образование., 2016. - 160 с.
11. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения/ В.В. Давыдов, - М.: Рос. Акад. образования, 2017. - 288 с.
12. Давыдова Н.Н. Универсальные учебные действия: управление формированием / Н.Н. Давыдова. - Народное образование., 2018. - 175 с.
13. Длимбетова Г.К. Развитие личностных качеств у школьников / Г.К. Длимбетова. - Молодой ученый., 2016. - 796 с.
14. Дубровина И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд./ И.В. Дубровина, - СПб.: Питер, 2014. - 592 с.
15. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности / А.К. Дусавицкий. - М.: Дом педагогики., 2019. - 208 с.
16. Захарова А.В. Психология формирования самооценки/ А.В. Захарова, - Минск.: Новое знание, 2018. - 100 с.
17. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить / А.А. Ивин. - М.:
Просвещение., 2019. - 204 с.
18. Кондаков А.М. Концепция федеральный государственных
образовательных общего образования: проект/ А.М, Кондаков, - М.:
Просвещение, 2017. - 36 с.
19. Кулько В.А. Формирование у учащихся умений учиться: пособие для учителей/ В.А. Кулько., Т.Д. Цехмистрова. - М.: Просвещение., 2016. - 80 с.
20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев, - М.: Академия, 2015. - 352 с.
21. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте/ А.К. Маркова, - М.: Просвещение, 2018. - 96 с.
22. Мартынец М.С. О классификации универсальных учебных действий
[Электронный ресурс]/Народное образование. - Сетевой научно-практический журн. - 2015. - №8. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-
klassifikatsii-universalnyh-uchebnyh-deystviy
23. Марченко Л.С. Методы формирования коммуникативных УУД / Л.С. Марченко. - М., 2015. - 131 с.
24. Махмутов М.И. Современный урок / М.И. Махмутов. - М.:
Педагогика., 2017. - 126 с.
25. Михеева Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий / Ю.В. Михеева. - М., 2017. - 33 с.
26. Нечаев М.П. Интерактивные технологии в реализации ФГОС. 5 - 11 классы/ М.П. Нечаев, - М.: ВАКО, 2016. - 208 с.
27. Смирнова В.А. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у школьников [Электронный ресурс]/Ярославский педагогический вестник. - Сетевой научно-практический журн.- 2015. - №2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy- formirovaniya-poznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-u-shkolnikov
28. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности/ М.А. Ступницкая, - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2019. - 68 с.
29. Толбатова Е.В. Психолого-педагогические особенности организации учебной деятельности школьников подросткового возраста [Электронный ресурс]/Научный результат. - Сетевой научно-практический журн. - 2015. - № 1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie- osobennosti-organizatsii-uchebnoy-deyatelnosti-shkolnikov-podrostkovogo-vozrasta
30. Фельдштейн Д.И. Психология взросления/ Д.И. Фельдштейн, - М.: Моск. Психол.-соц. ин-т, Флинта, 2016. - 670 с.
31. Цукерман Г.А. Развивающее обучение/ Г.А. Цукерман, - М.: «Дубна»., 2013. - 22 с.
32. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/ Д.Б. Эльконин, - М.: Педагогика, 2015. - 560 с.
33. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь., 2017. - 255 с.
34. Электронный ресурс. URL: йИр://кнацттс37.рф (дата обращения: 11.06.2020)
35. Электронный ресурс. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 15.05.2020)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ