Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Саморазвитие личности студента в образовательном пространстве педагогического колледжа

Работа №6857

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы187стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1105
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 13
1.1. Саморазвитие личности как психолого-педагогическая категория 13
1.2. Взаимосвязь процессов развития и саморазвития личности 28
1.3. Педагогические условия саморазвития личности студента
в образовательном пространстве педагогического колледжа 59
Выводы к первой главе 81
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО САМОРАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА 84
2.1. Диагностика состояния процесса саморазвития личности студента педагогического колледжа 84
2.2. Модель процесса саморазвития личности студента в образовательном пространстве педагогического колледжа 110
2.3. Результаты реализации педагогических условий саморазвития
личности студента 128
Выводы ко второй главе 152
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 157
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 161



Актуальность исследования. Развитие мирового сообщества в последние десятилетия все более явно ставит в центр системы образования приоритет человеческой личности. Логика этого развития обострила потребность в тонком прикосновении к личности, возникла необходимость повернуться к ней лицом, помочь в становлении ее субъектности, определяющей жизненный путь человека, и пробуждении желания и интереса к самоопределению, самореализации, саморефлексии, к овладению культурой общения, поведения, что и будет обеспечивать в конечном итоге гармоничное развитие личности.
В этих условиях ключевой фигурой становится учитель как носитель общечеловеческих ценностей, как созидатель творческой личности. Сложность и неоднозначность происходящих в нашем обществе перемен ставят учителя перед необходимостью ценностного самоопределения, требуют от него реализации демократических и гуманистических принципов в педагоги¬ческой деятельности, что обусловливает серьезные перемены в системе под¬готовки учителя.
В связи с этим одним из главных направлений перемен в системе подготовки студента является решение задачи максимального раскрытия и развития индивидуально-своеобразного творческого потенциала каждой личности, ее субъектных качеств.
Логика развития научных направлений, их концептуальное осмысление и обобщение закономерно выдвигают проблему субъектного становления в число глобальных и актуальных задач для гуманитарных наук в целом, особенно для педагогической науки.
Динамизм социальных преобразований определяет важность поиска стратегической линии подготовки специалиста в педагогических образовательных учреждениях. Несмотря на существенные инновации в сфере содержания и технологий обучения, современные педагогические образовательные учреждения не обеспечивают тот уровень личностной и профессиональной готовности учителя к творчеству, принятию нестандартных решений, сотрудничеству с учащимися, который бы соответствовал стремительно развивающемуся процессу обновления целевых, содержательных и процессуальных аспектов образования. Гуманизация и гуманитаризация педагогического образования предполагают ориентацию учителя на личностную концепцию в понимании целей и социального смысла педагогической деятельности, творчески-конструктивное отношение к содержанию и технологиям образования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность проблемы саморазвития личности студента в образовательном пространстве педагогического колледжа обусловлена потребностями общества в саморазвивающейся личности, способной к принятию творческих самостоятельных решений в нестандартной ситуации, переориентацией современного образования на гуманистические приоритеты, возросшими требованиями к личности педагога и недостаточной разработанностью проблемы в теории и практике.
Анализ научной литературы и практики профессиональной подготовки учителя подтверждают, что одним из главных направлений перемен в системе подготовки студента является решение задачи максимального раскрытия и развития индивидуально-своеобразного творческого потенциала каждой личности, ее субъектных качеств. В связи с этим проблема само¬развития личности студента, рассматриваемая в контексте становления его субъектности, является актуальной для современной педагогической теории и практики.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что саморазвитие личности студента связано со становлением ее интегративного качества — субъектности, включающей мотивационно-ценностный, деятельностный и рефлексивно-регулирующий компоненты и обеспечивающей доминанту саморазвивающейся личности.
Критериальный анализ саморазвития личности студента делает возможным оценку особенностей развития мотивационно-ценностного, деятельностного и рефлексивно-регулирующего компонентов интегративного качества личности — субъектности и в целом определения уровня развития данного процесса.
В нашем исследовании были выявлены высокий, средний и низкий уровни саморазвития личности студентов педагогического колледжа, характеризующиеся определенными количественными и качественными показателями сформированности мотивационно-ценностного отношения к учебно¬познавательной деятельности, знаний, умений и навыков учебно-профессиональной деятельности и самооценки способностей к самообразованию, саморазвитию, самоуправлению и коммуникативно-лидерских качеств. Диагностическая программа изучения саморазвития личности студента позволяет утверждать, что у обучающихся в педагогическом колледже имеется ориентация на самообразование и саморазвитие. В то же время средний и низкий уровни развития компонентов субъектности показали необходимость разработки модели саморазвития личности студента и апробации педагогических условий данного процесса в образовательном пространстве педагогического колледжа.
Доказано, что модель саморазвития личности студента, включающая совокупность подсистем «Теория», «Методика», «Практика», целостность которых определяется целью, принципами, содержанием образования, педагогическими условиями, реализуемыми в образовательном пространстве педагогического колледжа, обеспечивает конечный результат — личность студента с высоким уровнем саморазвития.
Подсистемы строились на основе когнитивного, аксиологического, деятельностно-творческого и личностного компонентов содержания личностно ориентированного образования.
Когнитивный компонент содержания образования определялся государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, закладывающим теоретические основы саморазвития личности.
Аксиологический компонент определял ценностное ядро в содержании базовых дисциплин и дисциплин специализации подготовки студентов.


1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М.: Просвещение, 1984. — 208 с.
2. Абросимова Г. В. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения дисциплин педагогического цикла: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Курган, 1994. — 16 с.
3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
4. Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции дея¬тельности // Проблемы психологии личности. — М.: Наука, 1982. — С. 240—
257.
5. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. — М.: Наука, 1979. — 288 с.
6. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 299 с.
7. Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психо¬логическая концепция С. Л. Рубинштейна. — М.: Наука, 1989. — 244 с.
8. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. — М.: Воронеж, 1999. — 224 с.
9. Аганисьян В. М. Развитие творческого мышления студентов- педагогов // Вопр. психологии. — 1982. — № 6. — С. 98—100.
10. Агапова О., Кривошеев В., Ушаков А. Проектно-созидательная мо¬дель обучения // Альма Матер. — 1994. — № 1. — С. 18—24.
И. Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психо¬логии. — М., 1986. — 140 с.
12. Алексеев И. С. Рефлексия и ее понимание в науке // Проблемы реф¬лексии в научном познании. — Куйбышев: Изд-во КГУ, 1983. — С. 41—45.

162
13. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования // Сов. педагогика. — 1981. — №8. — С. 62—67.
14. Алексеева JI. Н. Рефлексия как средство творческого понимания: Ав- тореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1988. — 23 с.
15. Алешина С. А. Саморазвитие учителя как объект педагогического исследования. Человек и общество // Материалы междунар. науч.-практ. конф. Ч. 2. — Оренбург: ОГУ, 2001. — С. 128—130.
16. Алешина С. А. Саморазвитие личности. Гуманистический подход // Актуальные проблемы психологии и педагогики высшего и среднего образо¬вания на современном этапе: Материалы II Самарской региональной науч.- практ. конф. ученых и педагогов-практиков. — Самара: Изд-во Самарск. гос. экон. акад., 2002. — С. 37—39.
17. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — JL: Изд-во ЛГУ, 1968. —339 с.
18. Андреев В. И. Педагогика: Диалектика воспитания и самовоспита¬ния творческой личности. — Казань: Изд-во КГУ, 1988. — 238 с.
19. Андреев В. И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазви¬тия. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
20. Андреев В. И. Саморазвитие менеджера. — М.: Народное образова¬ние 1995. — 160 с.
21. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновацион¬ный курс. — Казань: Изд-во КГУ, 1996. — 566 с.
22. Андреев В. И. Эвристика для творческого саморазвития. — Казань,
1994. -247 с.
23. Андриенко Е. В. Подготовка учителя к самоактуализации в педаго¬гической деятельности: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1994. — 180 с.
24. Анисимов С. Ф. Теория ценностей в отечественной философии XX века. (Очерк истории) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. — 1994. — №4. —С. 34—42.

163
25. Анцыферова JI. И. Методические проблемы психологии развития (Принципы развития в психологии). — М., 1987. — С. 78.
26. Анцыферова J1. И. Психологические закономерности развития лич¬ности взрослого человека и проблемы непрерывного образования // Психо¬логическая энциклопедия. — М., 1980. — Т. 1. — С. 47—56.
27. Анцыферова Л. И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрагама Маслоу // Вопр. психологии. —1973. — № 4. — С. 173—181.
28. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способно¬стей. — М., 1981. — 102 с.
29. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 1976. —210 с.
30. Асеев В. Г. Проблема мотивации и личность // Теоретические про¬блемы психологии личности. — М., 1974. — 193 с.
31. Беликов В. А. Личностная ориентация учебно-познавательной дея¬тельности: Монография. — Челябинск: Изд-во ЧГПИ, Факел, 1995. — 144 с.
32. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000. — 192 с.
33. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
34. Белозерцев Е. П. Подготовка учителя в условиях перестройки. — М.: Педагогика, 1989. — 205 с.
35. Бизяева А. А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — СПб., 1993. — 23 с.
36. Богин В. Г. Обучение рефлексии как способ формирования творче¬ской личности // Современная дидактика: теория-практика / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. — М., 1993. — С. 153—176.
37. Бондар А. М. Педагогический потенциал учителя (личностно¬гуманистический аспект): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Екатеринбург,
1993. —13 с.

164
38. Бондаревская Е. В. Личностно ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. — Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997. — 215 с.
39. Бондаревский В. Б. Воспитание у школьников интереса к знаниям и потребности в самообразовании. — М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
40. Борисова Е. М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Автореф. дис.... д-ра психол. наук. — М., 1995. — 31 с.
41. Брунер Дж. Психология познания. — М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
42. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. — 1991. — Т. 12. — № 6.
43. Буева Л. П. Человек: Деятельность и общение. — М.: Мысль, 1998. — 216 с.
44. Буева Л. П. Общественный прогресс и гуманизм. — М.: Знание,
1985. —64 с.
45. Булынин А. М. Формирование профессиональных ценностных ори¬ентаций студентов педагогического вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Комсомольск-на-Амуре, 1995. — 16 с.
46. Волкова Е. С. Психологические особенности развития ценностных ориентаций у студентов педагогических вузов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 1983. — 19 с.
47. Воробьева О. А. Психолого-педагогический комфорт как условие воспитания гармонично развитой личности в образовательных учреждениях нового типа: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Коломна, 2000. — 22 с.
48. Вульфов Б. 3. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, управление // Магистр. — 1995. — № 1. — С. 71—79.
49. Вульфов Б. 3., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. — М., 1995. — С. 7—35.
50. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. — М.: Педагогика, 1983. — 367 с.
51. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. — М.: Педагогика,
1984, —Т. 4. —432 с.

165
52. Выготский JI. С. Спиноза и его учение об эмоциях в свете современ¬ной психоневрологии // Вопр. философии. — 1970. — № 6. — С. 65.
53. Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. — М., 1995. —С. 16—45.
54. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном фор¬мировании умственных действий // Исследования мышления в советской пси¬хологии. — М.: Наука, 1960. — С. 236—277.
55. Гильбух Ю. 3. Понятие зоны ближайшего развития и его роль в ре¬шении актуальных задач педагогической психологии // Вопр. психологии. —
1987. — №3. — С. 7—12.
56. Годник С. М. Педагогические ситуации и педагогические задачи. — Воронеж, 1983. — 223 с.
57. Грандева А. К. Формирование у школьников готовности к самооб¬разованию. — М., 1983. — 213 с.
58. Грошева Л. В. Влияние учебного сотрудничества студентов на разви¬тие учебных умений как компонента предметно-практической сферы: Авто- реф. дис.... канд. пед. наук. — Калининград, 2000. — 19 с.
59. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретиче¬ского и экспериментального психологического исследования. — М.: Педаго¬гика, 1986. — 239 с.
60. Данильчук В. И., Сериков В. В. Повышение профессиональной на-правленности преподавания специальных предметов в педагогическом ву¬зе. — М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1987. — 108 с.
61. Данильчук В. И., Сериков В. В. Совершенствование межпредметных связей как условие перестройки высшего педагогического образования // Пу¬ти перестройки высшего педагогического образования. — Волгоград,
1988. —С. 93—101.

166
62. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовно¬сти студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис. ... д-ра пед. на¬ук.—М., 1983.—34 с.
63. Дуранов М. Е., Гостев А. Г. Исследовательский подход к профессио¬нально-педагогической деятельности. — Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 1996. — 72 с.
64. Дуранов М. Е., Дуранов И. М., Жернов В. И., Лешер О. О. Педаго¬гика воспитания и развития личности. — Магнитогорск: Изд-во МГПИ,
1996. —314 с.
65. Дуранов М. Е., Орлов В. П. Личность обучаемого и ее развитие. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1996. — 148 с.
66. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы го¬товности к деятельности. — Минск, 1976. — 176 с.
67. Егизарьянц А. А. Диагностика и профилактика затруднений педаго¬гических специальностей в освоении и применении средств обучения: Авто¬реф. дис.... канд. пед. наук. — Таганрог, 2000. — 23 с.
68. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 166 с.
69. Ермакова Г. Г. Педагогические условия профессиональной рефлек¬сии педагога: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Оренбург, 1999. — 18 с.
70. Загвязинский В. И., Атахонов Р. Методология и методы психолого- педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заве¬дений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
71. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педа¬гогика, 1987. — 160 с.
72. Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. — М.: Педагогика, 1980. — 159 с.
73. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1986. — 320 с.

167
74. Захарова JI. Н. Личностные особенности, стили поведения и типы профессиональной самоидентификации у студентов педвуза // Вопр. психоло¬гии. — 1991. — № 2. — С. 60—66.
75. Зверева М. В. О понятии «дидактические условия» // Новые исследо¬вания в педагогических науках. — М.: Педагогика, 1987. —№ 1. — С. 29—32.
76. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М., 1986. — 163 с.
77. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности. Социология в СССР. Т. 2. — М., 1965. — 199 с.
78. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. — М.: Тривола, 1994. — 304 с.
79. Зоткин Н. В. Смыслополагание в ситуации неопределенности: Авто¬реф. дис.... канд. психол. наук. — М., 2000. — 23 с.
80. Игнатьев Е. И. Обучение и сотрудничество. — М.: Знание, 1981. —
87 с.
81. Ильина Т. А. Структурно-системный подход к организации обуче¬ния. — Вып. 3. — М.: Знание, 1973. — 78 с.
82. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессиональной педагогической культуры преподавателей высшей школы. — М.; Белгород: МПГУ, 1993. —219 с.
83. Каган М. С. Мир общения. — М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
84. Каган М. С. Человеческая деятельность. — М., 1974. — 328 с.
85. Казакова Е. И. Формирование ориентации на профессию учителя у студентов младших курсов педагогического института в ходе практики: Ав¬тореф. дис.... канд. пед. наук. — СПб., 1976. — 19 с.
86. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. — М.: Роспедагенство,
1995. —108 с.
87. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990. — 144 с.

168
88. Караковский В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: ИП, 1993. — 112 с.
89. Кирьякова А. В. Ориентация личности в мире ценностей // Ма¬гистр. — 1998. — № 4. — С. 37—51.
90. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: [Монография]. — Оренбург: Южный Урал, 1996. — 188 с.
91. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. — М.; Рига, 1998. — 180 с.
92. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Антропный принцип в синергетике // Вопр. философии. — 1997. — № 3. — С. 62—79.
93. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога: Пособие / Под ред. Ю. М. Забродина. — М., 1994. — 344 с.
94. Козиев В. Н. Психологический анализ профессионального самосоз¬нания учителя: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — JL, 1980. — 18 с.
95. Козиев В. Н. Самообразование и самооценка учителя // Психологи¬ческие проблемы самообразования учителя. — М., 1986. — С. 20—22.
96. Колесникова И. А. Как приблизить подготовку учителей к потребно¬стям школы // Педагогика. — 1992. — № 5—6. — С. 71—78.
97. Колесникова И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы. // Педагогика. — 1995. — № 6. — С. 84—89.
98. Колесникова И. А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин: Автореф. дис.... д-ра пед. наук. — Л., 1991. — 37 с.
99. Кривошеев В. А. Рефлексия в деятельности начинающего учителя: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — Минск, 1990. — 21 с.
100. Ксенофонтова А. Н. Педагогические основы речевой деятельности школьников. Монография. — СПб., 1999. — 166 с.
101. Кузьмин Н. Н. Профессионально-педагогические умения и пути их формирования у студентов — будущих учителей // Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки учителя в свете основных направле¬


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ