ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования вычислительных умений у младших школьников с помощью компьютерных технологий 9
1.1. Методика формирования вычислительных умений
у младших школьников 9
1.2. Используемые компьютерные технологии в процессе
формирования вычислительных умений 20
Глава 2. Организация практической работы по использованию компьютерных технологий в процессе формирования
вычислительных умений у младших школьников 35
2.1. Диагностика уровня сформированности вычислительных
умений у учащихся первого класса 35
2.2. Организация работы по применению компьютерных
технологий в процессе формирования вычислительных умений у младших школьников 45
Заключение 60
Библиографический список 63
Приложение
Глава 1. Теоретические основы формирования вычислительных умений у младших школьников с помощью компьютерных технологий 9
1.1. Методика формирования вычислительных умений
у младших школьников 9
1.2. Используемые компьютерные технологии в процессе
формирования вычислительных умений 20
Глава 2. Организация практической работы по использованию компьютерных технологий в процессе формирования
вычислительных умений у младших школьников 35
2.1. Диагностика уровня сформированности вычислительных
умений у учащихся первого класса 35
2.2. Организация работы по применению компьютерных
технологий в процессе формирования вычислительных умений у младших школьников 45
Заключение 60
Библиографический список 63
Приложение
В настоящее время формирование у учащихся вычислительных умений остается одной из главных задач обучения математике в начальной школе, так как эти умения необходимы как в практической жизни человека, так и в обучении. В предметные результаты освоения основной образовательной программой входит умение выполнять письменно и устно арифметические действия с числовыми выражениями и числами, которые были сформулированы в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО). Данный процесс проходит через весь период обучения младшего школьника. При изучении каждой темы на уроках математики ребенок осуществляет действия с числами.
Необходимо помнить, что в связи с изменениями условий жизни, в том числе учебной жизни учащихся, функцией и характером требуемых во взрослой жизни вычислительных умений, одно из изменений, которое имеет прямое отношение к проблеме формирования вычислительных умений, является повсеместное применение калькулятора, в том числе и в начальной школе. Использование калькулятора в повседневной жизни все в большей степени заменяет устные и письменные вычисления, что в свою очередь влечет за собой снижение уровня владения указанными умениями у младших школьников.
Для формирования вычислительных умений недостаточно ограничиваться только заучиванием таблиц сложения и умножения и применение их для выполнения однообразных тренировочных упражнений . Необходимо внедрять в учебный процесс нетрадиционные формы освоения арифметическими действиями. Ребенку тяжело механически запомнить все результаты умножения и деления, таким образом, важно педагогу применять в своей деятельности более интересные формы и виды работы для формирования вычислительных умений.
Одним из способов работы по формированию вычислительных умений в настоящее время является применение компьютерных технологий. Это обосновывается тем, что данные технологии дают возможность предоставлять учебный материал определенными «порциями», сделать его более наглядным. Они способствуют активизации познавательных интересов и прочному усвоению знаний и умений. Компьютер наиболее распространенное средство обучения, которое оказывает положительное влияние на мотивационный аспект образования, развивает мышление и саму личность ученика, является основой для формирования прочных умений и навыков, а также немаловажную роль играет в развитии интереса учащихся к учебному предмету.
Урок с использованием компьютерных технологий становится более наглядным, интересным и насыщенным. Выведенный учебный материал на экран, который был подготовлен учителем, позволяет дать учащимся больше информации и задействовать все каналы, способствующие восприятию информации.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) указывает на то, что метапредметные результаты освоения учебной программы должны отражать применение различных способов поиска информации, её анализа, сбора и интерпретации в соответствии с познавательными и коммуникативными задачами и технологиями учебного предмета. Учащиеся должны уметь вводить текст на клавиатуре, записывать в цифровой форме измеряемые величины, уметь готовить свои выступления с помощью аудио-, видео- и графического сопровождения, а также соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. А предметные результаты овладения учащимися учебной программой с учетом специфики предметной области, объединяющей в себе математику и информатику, должны отражать не только применение начальных математических знаний для описания процессов и окружающих предметов и овладение основами логического и алгоритмического мышления, но и приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
На данный момент во всех школах в обучении учителя используют компьютерные технологии, но не все их возможности раскрываются в полной мере. Большинство учителей используют в своей практике простые и однообразные компьютерные технологии, которые в последствие надоедают учащимся и теряется интерес к материалу урока.
Таким образом, данное исследование в выявлении различных вариантов применения компьютерных технологий для формирования вычислительных умений у младших школьников является актуальным.
Изучением проблемы формирования вычислительных умений занимались такие ученые, как М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, П.Я. Гальперин, Н.Б. Истомина, А.В. Калинченко, С.Е. Царева и др.
Огромный вклад по изучению проблемы применения компьютерных технологий, как новейшей технологии воспитания и обучения детей младшего школьного возраста внесли О.Б. Волжина, Ю.В. Киримова, М.М. Морозова, И.С. Сергеев и др.
Такие ученые, как Т.Н. Бокучава, Т.О. Волкова, А.А. Дуванов, Ю.А. Иванов, Н.В. Матвеева, А.В. Могилев, Ю.А. Первин, А.Л. Семенов, С.Н. Тур и др. внесли значительный вклад в разработку вопроса о целесообразности использования в учебном процессе компьютерных технологий в начальной школе.
Таким образом, на настоящий момент возникло противоречие между недостаточной разработанностью компьютерного сопровождения процесса формирования вычислительных умений на уроках математики в начальной школе и уровнем развития современных компьютерных технологий.
В связи с этим была выбрана тема исследования: «Формирование вычислительных умений у младших школьников на основе использования компьютерных технологий».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
использования компьютерных технологий для формирования вычислительных умений у младших школьников.
Цель исследования заключается в поиске решения данной проблемы.
Объект исследования: обучение младших школьников математике.
Предмет исследования: использование компьютерных технологий в процессе формирования вычислительных умений у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование вычислительных умений у младших школьников на основе использования компьютерных технологий будет способствовать:
- развитию интереса учащихся к изучению математики;
- эффективному изучению и совершенствованию вычислительных умений.
Задачи исследования:
1. Изучить и охарактеризовать понятие «вычислительные умения» и описать этапы их формирования.
2. Описать используемые компьютерные технологии для формирования вычислительных умений у младших школьников .
3. Составить задания с применением компьютерных технологий для формирования вычислительных умений у младших школьников .
Методы исследования: теоретический анализ, анкетирование,
проектирование, математическая обработка результатов исследования.
Практическая база исследования. Практическая часть работы проводилась в 1 «А» классе МБОУ «Лицей» № 10 г. Белгорода. Классный руководитель - Мишенина Екатерина Васильевна. В работе участвовало 25 человек.
Апробация исследования. Основные результаты работы отражены в докладе на научно-методической конференции «Проблемы и тенденции развития математического образования в начальной школе» НИУ «БелГУ» - 2018. Материалы исследования были представлены на XXXIX Международной научно-практической конференции: «Theory and practice of scientific research» («Теория и практика научных исследований») и опубликованы в сборнике данной конференции.
Необходимо помнить, что в связи с изменениями условий жизни, в том числе учебной жизни учащихся, функцией и характером требуемых во взрослой жизни вычислительных умений, одно из изменений, которое имеет прямое отношение к проблеме формирования вычислительных умений, является повсеместное применение калькулятора, в том числе и в начальной школе. Использование калькулятора в повседневной жизни все в большей степени заменяет устные и письменные вычисления, что в свою очередь влечет за собой снижение уровня владения указанными умениями у младших школьников.
Для формирования вычислительных умений недостаточно ограничиваться только заучиванием таблиц сложения и умножения и применение их для выполнения однообразных тренировочных упражнений . Необходимо внедрять в учебный процесс нетрадиционные формы освоения арифметическими действиями. Ребенку тяжело механически запомнить все результаты умножения и деления, таким образом, важно педагогу применять в своей деятельности более интересные формы и виды работы для формирования вычислительных умений.
Одним из способов работы по формированию вычислительных умений в настоящее время является применение компьютерных технологий. Это обосновывается тем, что данные технологии дают возможность предоставлять учебный материал определенными «порциями», сделать его более наглядным. Они способствуют активизации познавательных интересов и прочному усвоению знаний и умений. Компьютер наиболее распространенное средство обучения, которое оказывает положительное влияние на мотивационный аспект образования, развивает мышление и саму личность ученика, является основой для формирования прочных умений и навыков, а также немаловажную роль играет в развитии интереса учащихся к учебному предмету.
Урок с использованием компьютерных технологий становится более наглядным, интересным и насыщенным. Выведенный учебный материал на экран, который был подготовлен учителем, позволяет дать учащимся больше информации и задействовать все каналы, способствующие восприятию информации.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) указывает на то, что метапредметные результаты освоения учебной программы должны отражать применение различных способов поиска информации, её анализа, сбора и интерпретации в соответствии с познавательными и коммуникативными задачами и технологиями учебного предмета. Учащиеся должны уметь вводить текст на клавиатуре, записывать в цифровой форме измеряемые величины, уметь готовить свои выступления с помощью аудио-, видео- и графического сопровождения, а также соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета. А предметные результаты овладения учащимися учебной программой с учетом специфики предметной области, объединяющей в себе математику и информатику, должны отражать не только применение начальных математических знаний для описания процессов и окружающих предметов и овладение основами логического и алгоритмического мышления, но и приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
На данный момент во всех школах в обучении учителя используют компьютерные технологии, но не все их возможности раскрываются в полной мере. Большинство учителей используют в своей практике простые и однообразные компьютерные технологии, которые в последствие надоедают учащимся и теряется интерес к материалу урока.
Таким образом, данное исследование в выявлении различных вариантов применения компьютерных технологий для формирования вычислительных умений у младших школьников является актуальным.
Изучением проблемы формирования вычислительных умений занимались такие ученые, как М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, П.Я. Гальперин, Н.Б. Истомина, А.В. Калинченко, С.Е. Царева и др.
Огромный вклад по изучению проблемы применения компьютерных технологий, как новейшей технологии воспитания и обучения детей младшего школьного возраста внесли О.Б. Волжина, Ю.В. Киримова, М.М. Морозова, И.С. Сергеев и др.
Такие ученые, как Т.Н. Бокучава, Т.О. Волкова, А.А. Дуванов, Ю.А. Иванов, Н.В. Матвеева, А.В. Могилев, Ю.А. Первин, А.Л. Семенов, С.Н. Тур и др. внесли значительный вклад в разработку вопроса о целесообразности использования в учебном процессе компьютерных технологий в начальной школе.
Таким образом, на настоящий момент возникло противоречие между недостаточной разработанностью компьютерного сопровождения процесса формирования вычислительных умений на уроках математики в начальной школе и уровнем развития современных компьютерных технологий.
В связи с этим была выбрана тема исследования: «Формирование вычислительных умений у младших школьников на основе использования компьютерных технологий».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
использования компьютерных технологий для формирования вычислительных умений у младших школьников.
Цель исследования заключается в поиске решения данной проблемы.
Объект исследования: обучение младших школьников математике.
Предмет исследования: использование компьютерных технологий в процессе формирования вычислительных умений у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование вычислительных умений у младших школьников на основе использования компьютерных технологий будет способствовать:
- развитию интереса учащихся к изучению математики;
- эффективному изучению и совершенствованию вычислительных умений.
Задачи исследования:
1. Изучить и охарактеризовать понятие «вычислительные умения» и описать этапы их формирования.
2. Описать используемые компьютерные технологии для формирования вычислительных умений у младших школьников .
3. Составить задания с применением компьютерных технологий для формирования вычислительных умений у младших школьников .
Методы исследования: теоретический анализ, анкетирование,
проектирование, математическая обработка результатов исследования.
Практическая база исследования. Практическая часть работы проводилась в 1 «А» классе МБОУ «Лицей» № 10 г. Белгорода. Классный руководитель - Мишенина Екатерина Васильевна. В работе участвовало 25 человек.
Апробация исследования. Основные результаты работы отражены в докладе на научно-методической конференции «Проблемы и тенденции развития математического образования в начальной школе» НИУ «БелГУ» - 2018. Материалы исследования были представлены на XXXIX Международной научно-практической конференции: «Theory and practice of scientific research» («Теория и практика научных исследований») и опубликованы в сборнике данной конференции.
В процессе работы по теме исследования был произведен теоретический анализ научной литературы, с помощью которого мы смогли охарактеризовать понятие «вычислительные умения», выделить этапы формирования данных умений, представить классификацию вычислительных умений и описать методику по формированию вычислительных умений у младших школьников.
Проанализировав научную работу С.Е. Царевой, мы определили, что «вычислительные умения» представляют собой умение находить и использовать соответствующий вычислительный алгоритм для отдельного вычислительного случая.
Также были определены и охарактеризованы признаки вычислительных умений, к которым относятся осознанность, правильность, обобщенность и рациональность.
Для дальнейшей работы было дано научное объяснение понятия «компьютерные технологии», которые представляют собой совокупность всех методов, способов и средств работы с информацией через персональный компьютер. Были описаны виды компьютерных технологий, которые может использовать в своей деятельности учитель в процессе формирования вычислительных умений у учащихся.
При анализе теоретического материала нами был рассмотрен компьютер, как помощник педагога в его педагогической деятельности. Таким образом, для учителя были определены следующие положительные стороны:
1) малая затрата времени на подготовку урока;
2) контроль и оценка знаний и умений учащихся;
3) возможность организации групповой и индивидуальной работы детей (использование тренажеров, проведение исследовательской работы);
4) возможность проявить творческие способности педагога (создание тестов, наглядных пособий, тренажеров и презентаций).
Изучив современные условия процесса обучения математике в начальной школе, можно сделать вывод о том, что использование компьютерных технологий при обучении школьников - это важнейшая часть самого образовательного процесса. И тем самым, предполагает важность использования данных технологий для формирования вычислительных умений на начальном этапе образования, в связи с тем, что они дают возможность представлять учебный материал «порциями», делают материал более наглядным, способствуют развитию интереса и прочному усвоению знаний и вычислительных умений.
В практической части нашей работы был изучен уровень сформированности вычислительных умений у учащихся 1 «А» класса.
Проанализировав самостоятельные работы учащихся, составленные для нашего исследования, мы выяснили, что у большинства учащихся вычислительные умения сформированы на среднем уровне, но также есть учащиеся с низким уровнем. Большая часть класса способна объяснить принцип выбора той или иной операции и объяснить, почему они выбрали тот или иной математический прием вычисления. Однако также было установлено, что учащиеся часто ошибаются в процессе выполнения вычислений на сложение и вычитание.
На основании полученных результатов исследования в практической части нашей работы были составлены задания с использованием компьютерных технологий, которые будут способствовать повышению интереса учащихся к изучаемой дисциплине и формированию вычислительных умений. Данные задания необходимо использовать на уроках математики, на различных этапах урока.
В процессе теоретического и практического исследования мы пришли к выводу о том, что формирование вычислительных умений у младших школьников на основе использования компьютерных технологий будет способствовать:
- развитию интереса учащихся к изучению математики;
- эффективному изучению и совершенствованию вычислительных умений.
Таким образом, после проведенного в работе исследования можно сделать вывод о том, что представленные теоретические и практические задачи были выполнены, цель достигнута и выдвинутая гипотеза получила свое теоретическое подтверждение. Также были рассмотрены педагогические условия использования компьютерных технологий, для формирования вычислительных умений в начальной школе. Представленные компьютерные технологии и задания может в своей деятельности использовать педагог на уроках и во внеурочное время, также имеющийся материал можно предложить и родителям, чтобы формировать у учащихся вычислительные умения не только в школе, но и в домашних условиях. В то же время нельзя считать, что проблема применения компьютерных технологий в обучении математике младших школьников и конкретно в процессе формирования вычислительных умений полностью решена. Дальнейшего изучения требуют многие стороны применения компьютерных технологий в образовательном процессе, в частности, изучение путей взаимосвязи психолого-педагогического изучения проблем, которые возникают в процессе обучения математике у младших школьников, пути их решения не только в начальной школе, но и их преемственность на дальнейших ступенях обучения. Не лишено смысла формирование вычислительных умений во внеурочной деятельности и организация работы по коррекции вычислительных умений у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики.
Проанализировав научную работу С.Е. Царевой, мы определили, что «вычислительные умения» представляют собой умение находить и использовать соответствующий вычислительный алгоритм для отдельного вычислительного случая.
Также были определены и охарактеризованы признаки вычислительных умений, к которым относятся осознанность, правильность, обобщенность и рациональность.
Для дальнейшей работы было дано научное объяснение понятия «компьютерные технологии», которые представляют собой совокупность всех методов, способов и средств работы с информацией через персональный компьютер. Были описаны виды компьютерных технологий, которые может использовать в своей деятельности учитель в процессе формирования вычислительных умений у учащихся.
При анализе теоретического материала нами был рассмотрен компьютер, как помощник педагога в его педагогической деятельности. Таким образом, для учителя были определены следующие положительные стороны:
1) малая затрата времени на подготовку урока;
2) контроль и оценка знаний и умений учащихся;
3) возможность организации групповой и индивидуальной работы детей (использование тренажеров, проведение исследовательской работы);
4) возможность проявить творческие способности педагога (создание тестов, наглядных пособий, тренажеров и презентаций).
Изучив современные условия процесса обучения математике в начальной школе, можно сделать вывод о том, что использование компьютерных технологий при обучении школьников - это важнейшая часть самого образовательного процесса. И тем самым, предполагает важность использования данных технологий для формирования вычислительных умений на начальном этапе образования, в связи с тем, что они дают возможность представлять учебный материал «порциями», делают материал более наглядным, способствуют развитию интереса и прочному усвоению знаний и вычислительных умений.
В практической части нашей работы был изучен уровень сформированности вычислительных умений у учащихся 1 «А» класса.
Проанализировав самостоятельные работы учащихся, составленные для нашего исследования, мы выяснили, что у большинства учащихся вычислительные умения сформированы на среднем уровне, но также есть учащиеся с низким уровнем. Большая часть класса способна объяснить принцип выбора той или иной операции и объяснить, почему они выбрали тот или иной математический прием вычисления. Однако также было установлено, что учащиеся часто ошибаются в процессе выполнения вычислений на сложение и вычитание.
На основании полученных результатов исследования в практической части нашей работы были составлены задания с использованием компьютерных технологий, которые будут способствовать повышению интереса учащихся к изучаемой дисциплине и формированию вычислительных умений. Данные задания необходимо использовать на уроках математики, на различных этапах урока.
В процессе теоретического и практического исследования мы пришли к выводу о том, что формирование вычислительных умений у младших школьников на основе использования компьютерных технологий будет способствовать:
- развитию интереса учащихся к изучению математики;
- эффективному изучению и совершенствованию вычислительных умений.
Таким образом, после проведенного в работе исследования можно сделать вывод о том, что представленные теоретические и практические задачи были выполнены, цель достигнута и выдвинутая гипотеза получила свое теоретическое подтверждение. Также были рассмотрены педагогические условия использования компьютерных технологий, для формирования вычислительных умений в начальной школе. Представленные компьютерные технологии и задания может в своей деятельности использовать педагог на уроках и во внеурочное время, также имеющийся материал можно предложить и родителям, чтобы формировать у учащихся вычислительные умения не только в школе, но и в домашних условиях. В то же время нельзя считать, что проблема применения компьютерных технологий в обучении математике младших школьников и конкретно в процессе формирования вычислительных умений полностью решена. Дальнейшего изучения требуют многие стороны применения компьютерных технологий в образовательном процессе, в частности, изучение путей взаимосвязи психолого-педагогического изучения проблем, которые возникают в процессе обучения математике у младших школьников, пути их решения не только в начальной школе, но и их преемственность на дальнейших ступенях обучения. Не лишено смысла формирование вычислительных умений во внеурочной деятельности и организация работы по коррекции вычислительных умений у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ПРИЕМОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ ПРИКИДКИ И
ОЦЕНКИ В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО НАВЫКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Особенности счетных операций у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2020 - Использование метода проектов при обучении программированию в курсе информатики
Диссертация , информатика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Использование ИКТ в обучении диалогической речи на уроке английского
языка (на примере ролевых игр)
Магистерская диссертация, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, УВЛЕКАЮЩИХСЯ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2022 - Формирование информационной культуры учащихся на уроках математики средствами информационно-коммуникативных технологий
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



