Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА» В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №41316

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
715
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы формирования вычислительных навыков у
младших школьников…………………………………………………………….8
1.1. Понятие «вычислительный навык» и этапы его формирования….............8
1.2. Устные вычисления, направленные на формирование вычислительных
навыков в начальной
школе……………………………………………………………………………..19
1.3 Технология «Ментальная арифметика». История возникновения и
особенности………………………………………………………………………25
Выводы по I главе………………………………………………………………..38
Глава 2. Педагогический эксперимент по формированию вычислительных
навыков с применением технологии «ментальная арифметика»…………...40
2.1. Диагностика уровня развития вычислительных навыков у учащихся 1-х
классов……………………………………………………………………………40
2.2. Формирование вычислительных навыков у учащихся 1класса с
использованием технологии «Ментальная
арифметика»……………………………………………………………………..45
2.3. Анализ результатов педагогического эксперимента……………….……..48
Выводы по II главе……………………………………………………………...53
Заключение……………………………………………………………………....56
Список использованной
литературы………………………………………………………………………58
Приложение

Главной задачей в обучении математике на этапе начальной школы
является формирование у школьников первоначальных вычислительных
навыков. В их основе лежит осознание и усвоение приёмов как устных, так и
письменных вычислений. Вычислительные навыки будут для них
пожизненным запасом прочных знаний и умений, которые они будут
использовать ежедневно в своей деятельности, что является фундаментом в
изучении математики, а так же и других дисциплин.
Решить задачу формирования таких навыков только путем заучивания
наизусть таблиц сложения и умножения, используя при этом однообразные
упражнения практически невозможно. Перед учителями и родителями стоит
очень важная задача – развитие у учеников в ходе обучения
самостоятельности, познавательной активности, творческих навыков и
умения учиться.
Для младших школьников очень важно научиться правильно и быстро
производить устные и письменные вычисления, так как это является основой
для дальнейшей работы с числами, как в обучении, так и в практической
значимости будущего. Поэтому мы считаем, что формирование
вычислительных у младших школьников остается волнующей проблемой для
педагогов.
Данная проблема всегда привлекала пристальное внимание дидактов,
методистов, учителей, педагогов высших учебных заведений, психологов. В
истории развития математики ранее известны исследования А.А. Столяра,
М.А. Бантовой, М.И. Моро, Л.В. Занкова, С.С. Минаевой, Н.Л. Стефановой,
Я.Ф. Чекмарева, Н.Б. Истоминой и др. Вопросом усовершенствования
формирования устных и письменных навыков вычислений основательно
занялись примерно в 1960-1970 гг. Все научные исследования следующих
лет были посвящены уже конкретно выявлению основных качеств
вычислительных навыков (Бантова М.А.), рационализации вычислительных4
приемов (С.В. Степанова, М.И. Моро и др.), использованию средств
технических средств обучения (ТСО – Кузнецов В.И.) дифференциации и
индивидуализации процесса формирования вычислительных умений и
навыков (Т.И. Фаддейчева). Эти исследования внесли большой вклад в
совершенствование и разработку методической системы, которая нашла своё
применение тогда, и нашла отражение и в современных учебниках
математики.
В наше время у учителей и родителей есть возможность
самостоятельно делать выбор способов организации деятельности по
формированию вычислительных умений, которые будут способствовать не
только развитию математических знаний, но и развитию гармоничной
личности ребенка. Это методики эффективного продуктивного обучения
младших школьников. Например: ментальная арифметика (счет на абакусах)
– это новая полноценная технология развития ребенка, его интеллекта и
познавательных способностей. Ментальная арифметика, как заявляют
исследователи, формирует не только умственные, но и творческие
способности ребенка. Поэтому перед нами встала проблема: насколько
эффективно использование технологии «ментальная арифметика» в работе по
формированию вычислительных навыков младших школьников на уроках
математики в обычной общеобразовательной школе.
Актуальность исследования: заявленная в работе проблема
определяется потребностью родителей и учителей в развитии умственных
способностей детей начальной школы. Математика является неотъемлемой
частью нашей жизни. Поэтому, мы считаем, что учителям необходимо
формировать эти навыки, используя максимум различных упражнений на
уроках и во внеурочное время.
Исследовав специальную литературу, для себя мы ответили на вопрос:
«Почему ментальная арифметика распространяется по всему миру именно
сегодня?». Исследователи отвечают, что это, конечно, связано с развитием
технологий и постоянными изменениями на рынке труда и в мировой5
экономике. Постоянное использование гаджетов заставило задуматься:
зачем нужен человек и его вычислительные навыки, если его можно
заменить специальной техникой? Решение этой проблемы появляется само
собой: человек имеет главное преимущество перед компьютеромспособность к творчеству.
О ментальной арифметике в России заговорили относительно недавно.
Родители и педагоги обсуждают успехи детей в социальных сетях, во многих
городах по всей России открываются специализированные центры и школы
для обучения, на телевидении в развлекательных передачах выступают дети,
которые поражают нас своими умственными способностями. Нам это
кажется невозможным, но благодаря именно этой методике даже дети
дошкольного возраста решают математические примеры с многозначными
числами в уме, причем быстро и правильно! Эта «Ментальная арифметика»
стала весьма популярной. Нам следует ответить на несколько вопросов: Что
же такое «Ментальная арифметика»? Возможно, чья-то прибыльная бизнесидея или полезная технология обучения и развития? Откуда произошла эта
арифметика? Правда ли, что методика научит считать быстрее? А есть ли от
нее еще какая-нибудь польза? Этими вопросами задаются многие родители и
педагоги. Именно поэтому мы считаем, что эта тема является актуальной.
Таким образом, перед нами возникла обнаруженная в исследованиях
проблема: эффективно ли применение технологии «Ментальная
арифметика» в работе с младшими школьниками. Важность и
необходимость развития вычислительных навыков у учащихся в практике
начального обучения обусловили выбор темы исследования «Применение
технологии «Ментальная арифметика» в процессе формирования
вычислительных навыков у младших школьников».
Степень разработанности темы.
Счет на абакусах уже более 50 лет применяют в Японии, он включен в
государственную программу образования. Японские журналисты пишут о
том, что если в других странах обучение учеников начинается с чтения,6
письма и арифметики, то детей в Японии обучают с самого начала чтению,
письму и абакусу. В 90-е годы пошлого столетия с развитием нейробиологии
исследователи обнаружили, что использование абакуса при счете может
положительно повлиять на тренировку ума в общем развитии. Именно
японцы создали полноценную систему развития интеллекта с помощью
абакуса (счетов) — технологию под названием «Ментальная арифметика». В
наши дни по этой технологии уже обучаются дети в 52 странах мира
(включая США, Канаду, Великобританию, Австралию и другие страны). В
России же технология «Ментальная арифметика» появилась относительно
недавно, примерно около трех лет назад. Интенсивное развитие
интерактивных технологий дало новый шанс технологии «Ментальная
арифметика». [7]
Объект исследования: процесс формирования вычислительных
навыков у учащихся начальной школы.
Предмет исследования: технология «Ментальная арифметика» для
младших школьников.
Цель исследования: выявить эффективность применения технологии
«Ментальная арифметика» в процессе формирования вычислительных
навыков у младших школьников на уроках математики с учетом
индивидуальных особенностей младших школьников.
Гипотеза: использование технологии «Ментальная арифметика»
способствует лучшему формированию вычислительных навыков и повышает
уровень развития навыка устного счета у младших школьников.
Для достижения поставленной цели исследования нам необходимо
решить следующие задачи:
- изучение литературы, методических рекомендаций, связанных с
развитием математических способностей у младших школьников;
- изучение уровня развития вычислительного навыка устного счета у
детей младшего школьного возраста с помощью диагностики (тренажер);
- анализ практического опыта учителей по формированию7
вычислительных навыков у младших школьников;
- выявление наиболее приемлемых форм организации работы с
технологией «Ментальная арифметика»;
- разработка и проведение уроков с элементами формирования
вычислительных навыков у младших школьников с использованием абакуса.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования, наблюдение, диагностика
вычислительных навыков у учащихся 1 класса.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Работая над этой темой, мы пришли к выводу, что процесс
формирования вычислительных навыков достаточно длительный, и является
одной из главных задач в современной школе, стоящей перед учителями не
только начальной, но и старшей школы. Вычислительные навыки мы
развиваем постоянно, так как образовательные программы ориентированы на
работу над развитием всех познавательных процессов: мышление, память,
внимание и т.д.
Ментальная арифметика – это новая технология, применяемая для
формирования математических способностей, а также развитию быстроты
устного счета. Однако, несмотря на небольшой срок существования,
технология уже набрала большую аудиторию поклонников и показывает
превосходные результаты. Отзывы многих родителей, учителей и учеников
подтверждают, что программа не только весьма эффективна, но и полезна
для общего развития. Результаты уже видны через 2-3 месяца после начала
обучения ментальной арифметике, занятия по которой проводятся
несколько часов в неделю. Многие учителя и родители отмечают, что у
детей улучшается память, математические способности, концентрация
внимания, а мышление стало носить креативный характер. При этом у
школьников повышается успеваемость не только в области математики.
Детям становится легче запоминать, придумывать, фантазировать,
воспроизводить прочитанную информацию. Это позволило нам сделать
вывод, что ментальная арифметика является не только способом освоения
навыка вычисления, но и способ развития познавательных процессов.
Кроме того, во время занятий ментальной арифметикой активизируется
творческий потенциал ребенка. Именно это будет способствовать
формированию успешной и развитой личности, которая сможет легко
вступить во взрослую жизнь, имея большой запас знаний и умений.
«Ментальная арифметика» сейчас одна из самых молодых и57
многообещающих методик развития детей. Возможно, когда-нибудь ее
включат в образовательную программу или станет особым школьным
факультативом, который, мы думаем, будет посещать большое количество
учеников.
Подводя итог, мы можем сказать, что наша гипотез - использование
технологии «Ментальная арифметика» способствует лучшему
формированию вычислительных навыков и повышает уровень развития
навыка устного счета у младших школьников, подтвердилась.
Исходя из полученных результатов, мы сделали итоговый вывод о том,
что первоначальные умения счета на абакусе, и в целом, технологию
«ментальная арифметика» целесообразно и удобно применять в 1 классе (и
на дальнейших ступенях обучения) на уроках математики и во внеклассной
деятельности.
Для учителя начальных классов важно вовремя заметить и развить
способности своих учеников, правильно организовать работу с ними, так как
очень важным моментом для ребенка является то, как он «научится учиться»
и сможет применить свои способности в дальнейшей жизни.


Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных
классах / под ред. М.И. Моро, А.М. Пышкало. М.: Педагогика, 1977.
2. Андреева И.Б. Формирование устных вычислительных навыков у
учащихся 1 класса. [Электронный ресурс] // Социальная сеть
работников образования. 2014. 22 декабря. URL:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2014/12/22/formirovanieustnykh-vychislitelnykh-navykov-u (дата обращения: 15.02.2018)
3. Бадма-Гаряева М.В. Развитие вычислительных навыков у учащихся 1
класса // Начальная школа. 1999 . N11. C.21 – 23
4. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в
начальных классах. М.: Просвещение 1984.
5. Бантова М. А. Система формирования вычислительных навыков //
Начальная школа – 1993. N11. С. 38–43.
6. Бантова М.А. Математика. Методическое пособие. 1 класс / М.А.
Бантова Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова. М.: Просвещение, 2002.
7. Бенжамин А. Секреты ментальной арифметики. [Электронный ресурс] //
Интернет-издание. 2014. С.247 URL:
http://rdita.kg/files/books/эрудит/bendzhamin_a_matemagiya_sekrety_ment
al_noy_matematiki.pdf
8. Бысик М.В. Формирование вычислительных навыков у младших
школьников [Электронный ресурс] // Мультиурок. 2016. 17 декабря.
URL: https://multiurok.ru/blog/formirovaniie-vychislitiel-nykh-navykov-umladshikh-shkol-nikov-1.html
9. Варегина Ф.В. Вычислительные навыки: методика изучения их
качества: учебно-методическое пособие // Ф. В. Варегина. Тула: ГОУ
ДПО ТО «ИПК И ППРО ТО», 2011. С. 75-76.
10. Васильева Е.М. Ментальная арифметика развивает ли умственные
способности ребенка? [Электронный ресурс] // Мультиурок. 2017. 1159
марта. URL: https://multiurok.ru/files/issliedovatiel-skaia-rabota-mientalnaia-arifmieti.html (дата обращения: 15.03.2018)
11. Вендланд Д. Ментальная арифметика. Изучение арифметики с
помощью абакуса.
Учебник для самостоятельных занятий с ребенком. [Электронный
ресурс] // WendlandAcademy. М., 2018. URL: http://ментальнаяарифметика.дети/?yclid=2998200206766393749 (дата обращения:
21.01.2018)
12. Волошина М.И. Активизация познавательной деятельности
школьников на уроках математики. // Н.ш. 2004. N9.с15.
13. Все о ментальной арифметике [Электронный ресурс] // Ментальная
арифметика развитие. URL: http://mentalnaya-arifmetika-razvitie.ru/ (дата
обращения:17.04.2018)
14. Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б. Математика. Учебник. 1
класс. Часть 2. М.: Просвещение, 2015. С. 95.
15. Евразийская ассоциация организаций ментальной арифметики. Почему
ментальная арифметика актуальна сегодня? [Электронный ресурс] //
URL:http://mentalarithmetic.ru/press-center/publication/why-mentalarithmetic/ (дата обращения:15.04.2018).
16. Ефросинина Л.А. УМК «Начальная школа XXI века» в свете новых
Стандартов второго поколения. [Электронный ресурс] // URL
:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/kurs-literaturnoe-chtenieefrosininoi-la-umk-nachalnaya-shkola-xxi-veka. Загл. с экрана. (Дата
обращения: 31.03.2018)
17. Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных
навыков и в развитии личности ребёнка // Н.ш. 2001г. №1.
18. Иванова Т. Устный счёт. // Начальная школа.1999г. N5. С.7-10
19. Ильина О. Н. Проблема формирования вычислительных навыков
младших школьников в современных условиях // Интернет журнал60
СахГУ «Наука, образование, общество». 2006. 3 февраля. URL
статьи: journal.sakhgu.ru.13.
20. Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах.
Учебное пособие. М.: Академия, 2001г.
21. Кирилина Н. Ю., Федорова Т. В. Технология «Ментальная
арифметика» в организации образовательной деятельности
дошкольников. Из опыта работы [Электронный ресурс] // Молодой
ученый. 2017. №15.2. С. 89-91. URL https://moluch.ru/archive/149/41625/
(дата обращения: 05.06.2018).
22. Клецкина, А.А. Организация вычислительной деятельности младших
школьников в системе развивающего обучения // Автореферат
диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. М., 2001.
23. Климкович Е. Как считать на абакусе: инструкция [Электронный
ресурс] // ШколаЛа. Большой блог для маленьких детей и их
родителей. 2015. 22 января. URL: http://shkolala.ru/razvivashki/kakschitat-na-abakuse/ (дата обращения: 11.11.2017)
24. Лавлинская Е.Ю. Методика формирования вычислительного навыка
по системе общего развития Занкова Л.В. В.: Панорама, 2006. C.176.
25. Лейтес Н.С. Психология: проблемы восприятия, мышления,
творчества. Тула, 2008. С. 64–70.
26. Липатникова Н.Г. Роль устных упражнений на уроках математики. //
Н.ш. 1998 ,№2
27. Малсан Би. Ментальная арифметика для всех. [Электронный ресурс] //
Издательские решения. М., 2017. С.18 URL:
http://avidreaders.ru/book/mentalnaya-arifmetika-dlya-vseh.html (дата
обращения: 02.03.2018)
28. Мельникова Н. А. Развитие вычислительной культуры учащихся //
Математика в школе. 2001.N18. С. 9-14.
29. Ментальная арифметика для малышей [Электронный ресурс] //
Психолого-педагогический портал о развитии и воспитании61
дошкольников. 2016. URL:
https://podrastu.ru/razvitie/matematicheskoe/mentalnaja-arifmetika.html
(дата обращения: 15.11.2017).
30. Ментальная арифметика. Маленькие гении. [Электронный ресурс] //
Youtube. URL:
https://www.youtube.com/watch?v=d_YTcJ_nWtA&list=PLO_1BLVEjcKl
AocHhpUUFiMIwA1YLz-5P (дата обращения: 17.05.2018)
31. Ментальная арифметика. Методика [Электронный ресурс] // URL:
http://mentalar.ru/mentalnaya-arifmetika-metodika/ (дата обращения
16.05.2018)
32. Ментальный счет: описание методики, результаты, отзывы.
Ментальная арифметика [Электронный ресурс] // 2017.15 августа URL:
https://businessman.ru/mentalnyiy-schet-opisanie-metodiki-rezultatyiotzyivyi-mentalnaya-arifmetika.html (дата обращения: 15.02.2018).
33. Михайлова И. И., Мендыгалиева А. К. Формирование вычислительных
навыков младших школьников на уроках математике в начальной
школе [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный
журнал «Концепт». 2016. Т. 17. С. 701–705. URL: http://ekoncept.ru/2016/46315.htm (дата обращения: 22.01.2018)
34. Моро М.И., Пышкало А.М. методика обучению математики в 1-3
классе. Пособие для учителя. М.: Просвещение 2001.
35. Моро М.И. методика обучению математики в 1-3 классе. Пособие для
учителя /М.И. Моро, А.М. Пышкало. 2-е изд., перераб. и доп. М.:
Просвещение, 2001.
36. Моро М.И., Бантова, М.А., Бельтюкова, Г.В. Математика 2 класс. В 2
ч. Ч.1. М.: Просвещение, 2009.
37. Моро М.И., Бантова, М.А., Бельтюкова, Г.В. Математика 2 класс. В 2
ч. Ч.2 – М.: Просвещение, 2009

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ