Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Работа №103514

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2020
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
191
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования читательских умений у младших школьников 7
1.1 Формирование читательских умений как психолого-педагогическая проблема
1.2 Условия формирования читательских умений на уроках
литературного чтения в начальной школе 10
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию
читательских умений 17
2.1 Диагностика уровня сформированности читательских умений
2.2 Формирующий этап педагогического эксперимента 26
2.3 Анализ и обобщение результатов 35
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Приложение А Инструкция для учащихся при работе с текстом
Диагностика уровня развития читательских умений у младших школьников Тесты «Письмо из Антарктиды», «Антарктида: Ледовый континент.


Одним из основных ресурсов для национального развития, успешной конкуренции на мировом рынке является уровень культуры и образования населения. Требования к человеку в новом информационном обществе растут. Между тем главное звено в этом новом подходе остается чтение, которое становится ключом к веку информации.
Проблема обучения чтению оказывается крайне актуальной при реализации ФГОС НОО, в котором говорится о существенной важности обучения смысловому чтению. Чтение относится к универсальным учебным действиям и носит «метапредметный» характер.
ФГОС НОО включает в качестве обязательного компонента «овладение» навыками смыслового чтения [41].
В последние годы наблюдается растущая тенденция к тому, что дети отказываются читать книги и предпочитают другие источники информации. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка сосредоточиться на какой-либо деятельности. Эти дети нуждаются в непрерывной внешней стимуляции, которую они привыкли получать с экрана, им тяжело воспринимать то, что они слышат и читают, понимая некоторые слова и короткие предложения, они не могут соединить их, в результате чего не могут в целом понять текст.
В связи с этим утратились навыки чтения художественных произведений, дети не умеют анализировать текст, не видят главную мысль.
Значительная часть школьников не привыкла к систематическому чтению, не имеет развитых читательских качеств и интереса к чтению, в результате чего они не готовы к требованиям мирового информационного сообщества и возможности самоопределиться в жизни.
Согласно исследованиям, проведенным в рамках Международного исследования качества чтения и понимания текста (PIRLS) учащиеся начальной школы испытывают трудности в понимании того, что они читают.
Как сделать так, чтобы ребенок с помощью учителя открыл для себя всё богатство литературы как формы искусства, научился получать эстетическое удовольствие от знакомства с мудрыми и забавными книгами и научился извлекать духовный потенциал, который заложили в них писатели?
Необходимо, чтобы усилия учителей и родителей были направлены на формирование навыков чтения. Это является обязательным условием полноценной деятельности по чтению, но работа над навыками чтения не может обеспечить развитие и формирование других, не менее важных, навыков чтения и читательских качеств.
Всё больше современных методистов приходят к выводу, что накопленный педагогический опыт недостаточен для разрешения противоречия между необходимостью изменения процесса обучения младших школьников чтению и недостаточной разработанности педагогических условий формирования читательских умений младших школьников.
Данное противоречие определяет проблему исследования, каковы педагогические условия по формированию читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения.
Исходя из проблемы, выделяется цель исследования: апробировать педагогические условия формирования читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения.
Объектом исследования является процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия формирования читательских умений.
Гипотеза: процесс формирования читательских умений у младших школьников на уроках литературного чтения будет успешен, если:
- создать положительную мотивацию младших школьников к читательской деятельности путём использования активных форм и методов обучения;
- в структуре урока использовать речевые разминки, направленные
на формирование у младших школьников читательских навыков, включающие правильность, беглость, сознательность и выразительность.
- включить в содержание урока современные образовательные технологии: технологию продуктивного чтения с применением элементов здоровьесберегающей технологии.
Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы определены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать проблему формирования
читательских умений в психолого-педагогической литературе.
2. Определить уровень сформированности читательских умений у младших школьников.
3. Разработать и внедрить комплекс уроков, направленных на формирование читательских умений.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Решение поставленных задач осуществляется с использованием следующих методов исследования: общетеоретический (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта, конкретизация), эмпирическое (тестирование, педагогический эксперимент), метод обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных результатов).
База исследования: учащиеся 4 «А» класса и 4 «Б» класса МБОУ ООШ № 13 АГО и МАОУ СОШ № 21 АГО. В исследовании принимали участие 40 учащихся младшего школьного возраста.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (41 источник). Текст проиллюстрирован 2 таблицами и 16 рисунками. Объём работы 56 - страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведения исследования было установлено, что проблема формирования читательских умений у учащихся на уроках литературного чтения является актуальной.
Анализа психолого-педагогической литературы позволил раскрыть понятие читательские умения. Теоретическая часть включала в себя анализ литературы по изучению понятия, в теории отражены педагогические условия формирования читательских умений, выделенные исследователями.
В рамках изучения темы исследования были разработаны условия, которые реализованы в проводимом эксперименте. Данные условия были направлены на формирование выделенных критериев:
-умение найти и извлечь информацию из текста;
-интегрировать и интерпретировать информацию;
-осмыслить и оценить содержание текста;
-ориентироваться в различных источниках информации.
Для изучения выделенных критериев в практической части исследования были подобраны диагностические методики:
1. Методика А.Н. Корнева (СМИНЧ) «Стандартизированная методика исследования навыков смыслового чтения».
2. Методика А.В. Сапа «Тестовые задания для определения уровня понимания текста».
3. Методика А.В. Сапа «Определение уровня анализа и оценки текста».
Практическая часть исследования включала в себя анализ результатов исследования и опытно-экспериментальную работу по формированию читательских умений у младших школьников. Работа содержала в себе реализацию выделенных педагогических условий. На уроках применялись активные формы и методы для положительной мотивации, а также в урок включались речевые разминки и технология продуктивного чтения с применением элементов здоровьесберегающей технологии.
Динамика уровня развития читательских умений была выявлена в процессе контрольного эксперимента. В ходе, которого было доказано, что формирование читательских умений будет эффективно, если внедрить комплекс условий, содержащих активные формы и методы, применяемые на уроках, а также речевые разминки и технологию продуктивного чтения. Комплекс условий будет эффективен, если его внедрение не будет противоречить рабочей программе учителя.
Полученные теоретические и практические данные позволяют говорить о том, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. По результатам эксперимента можно утверждать, что успешное формирование читательских умений у детей младшего школьного возраста возможно при использовании системной, целенаправленной и грамотно организованной работы.



1. Асмолов А.Г, Бурменская Г.В, Володарская И.А. Как
проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. М. Просвещение, 2011.
2. Булдыгина Л.В. Скороговорки на уроках художественного слова: методические заметки // Филологический класс. 2011. № 26. С. 37-40.
3. Воюшина М.П. Формирование читательских умений в процессе анализа художественного произведения. Начальная школа. 2004. № 3. С. 39¬43.
4. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Просвещение, 1989. 321 с.
5. Гарайханова А.Д. Формирование читательской компетентности младших школьников [Электронный ресурс]. Сеть учителей и работников образования.иВВ:ййр://1ш1еасйег.ги/81ай/пасйа1пауа8сЬко1а/йок1ай1Ьгш1гоуаше-chitate1skoi-kompete.html (дата обращения: 15.11.2019).
6. Гальперин А.Д. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Ком Книга, 2006. 144 с.
7. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методол. Очерки о методике. Тула: Автограф, 2000. 224 с.
8. Ерошина Ю.Г. Модель методического обеспечения полноценного восприятия художественной литературы младшими школьниками. Ейисайо. 2015. № 7(14). С. 20. [Электронный ресурс]НВЕ:
https://e.1aпbook.com/jouma1/issue/296279 (дата обращения: 01.02.2020).
9. Ефросинина Л.А. Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания. ФГОС. М.: Вентана-Граф, 2016. 152 с.
10. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеоб. учрежд. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. М.: Просвещение, 201. 223 с.
11. Климова Е.П. Формирование читательских интересов младших школьников через технологию осознанного чтения [Электронный ресурс]. иКЕ:ййр://е11Ьгагу.ги/йеш.азр1й=21352334(дата обращения:18.12.2019)
12. Кокорина Е.А. Развитие интереса школьников к литературе через использование дидактического инструмента. Ларец литературных экспонатов. [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2018/186106.htm(дата обращения: 18.12.2019).
13. Колганова Н.Е. О читательской компетентности младшего школьника Электронный ресурс]URL:http://elibrary.ru/item.aspid (дата обращения: 18.12.2019).
14. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учеб. метод. пособие. СПб.: МиМ,1997. 228 с.
15. Кубасова О.В. Драматизация как методический приём организации учебно-художественной деятельности младших школьников на уроках чтения: диссертация канд. пед. наук. Москва,1985. 2011 с.
16. Курганская А.В. Подготовка студентов к литературному образованию младших школьников. Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2016. № 6. С. 23-29. [Электронный ресурс] URL: https://e.lanbook.com/journal/issue (дата обращения: 10.03.2020).
17. Левин В.А. Начальное литературное образование// Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. М.: Просвещение, 1998. С. 207-244.
18. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. [Электронный ресурс]URL:www.youtube.com/watchv (дата обращения: 10.03.2020).
19. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Психология для
студента. М.: Смысл, Изд. Центр Академия, 2005. 288 с.
20. Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: из опыта работы. М.: Просвещение, 1981. 215 с.
21. Ложкина Н.М. Понятие «читательская компетенция» в зарубежной и отечественной литературе [Электронный ресурс] URL:www.tsutmb.ru/master-klassyi-po-soczialno.-gumaniratnyim-znaniyam (дата обращения: 02.12.2019).
22. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования/ Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. 7-е изд., стер. М.: Издательский центр Академия, 2012. 464 с.
23. Ляпина А.В. Методика преподавания литературы: учебно-методическое пособие. Омск: Омский государственный университет
им.Ф.М. Достоевского, 2014.204 c. [Электронный ресурс] URL:
http://www.iprbookshop.ru/59619.html (дата обращения: 10.01.2020).
24. Мещерякова Н.Я. Пути формирования специальных читательских умений на уроках литературы. Литература в школе. 1978. № 1. С. 43-51.
25. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1976. 224 с.
26. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учеб. метод. пособие. СПб.: КАРО, 2009. 144 с.
27. Невуева Л.Ю. Паузативные характеристики выразительного (смыслового) чтения у младшего школьника/Л.Ю. Невуева, А.А. Зубченко// научные исследования в психологии.1978, № 1.С. 42-46.
28. Оморокова М.И. Основы обучения чтению младших школьников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Вентана-Граф, 2005. 133 с.
29. Павлова Л.А. Как формировать навык чтения у младших
школьников: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007. 76 с.
30. Парфенова О.Ю. Использования элементов школьного театра в процессе обучения учащихся третьего класса Литературному чтению. // Наука и школа. 2018. № 2. С. 195-199.
31. Плотникова С.В., Краева А.А. Теория и технология начального литературного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства / Урал. гос. пед. ун-т. Электрон, дан. Екатеринбург. 2017.
32. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1979. 431 с.
33. Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников: учеб. пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. 381 с.
34. Сапа А.В. Система контроля и оценки достижений учащихся на уроках русского языка и литературы в старших классах средней школы. Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 1 С. 71-80
35. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Практическая методика: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: Академия, 2001.288 с.
36. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению . Начальная школа. 2005. № 4. С. 12-15.
37. Семёнов А.Н. Концепт чтение в художественной литературе
и возможности развития личности. Вестник угроведения. 2018. № 3.
С. 450-462.
38. Сергеев А.А. Формирование метапредметной компетенции читательская грамотность у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья и нормой развития. Волгоград: Ред. изд. центр ВГАПО, 2019. 119 с.
39. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. М.: Баласс, 2011.с. 40
40. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Собр. соч.: в 7 томах. М.Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. Т.5. 591.с. 41.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ФГОС: текст с изм. и доп. на 2011 г. М-во образовании и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2019. 57-60 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ