Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ПРОЦЕССЕ

Работа №68556

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы104
Год сдачи2020
Стоимость4980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
349
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы процесса развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся 13
1.1 Развитие у учащихся старших классов интеллектуально-творческого
потенциала как актуальная социально-педагогическая
проблема 13
1.2 Сущность и структура интеллектуально-творческого потенциала учащихся старших
классов 21
1.3 Специфика развития интеллектуально-творческого потенциала у
старшеклассников 33
Выводы по I главе 37
Глава II. Процесс развития интеллектуально-творческого потенциала у старшеклассников во внеклассной воспитательной работе 39
2.1 Анализ опыта работы классных руководителей по развитию
интеллектуально-творческого потенциала у старшеклассников во внеклассной воспитательной работе 39
2.2 Психолого-педагогические условия эффективного развития интеллектуально-творческого потенциала у старшеклассников во внеклассной воспитательной работе 48
2.3 Программа опытно-экспериментальной работы по развитию у учащихся старших классов интеллектуально-творческого потенциала и анализ результатов её
внедрения во внеклассную воспитательную
работу 51
Выводы по II главе 63
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложения


Актуальность исследования. Развитие интеллектуально-творческого потенциала старшеклассников имеет особую актуальность в современных условиях развития государства и общества и является одной из приоритетных задач системы образования. Важность наращивания интеллектуально-творческого потенциала подрастающего поколения отмечает Президент РФ В.В. Путин. В ежегодном Послании Федеральному Собранию он неоднократно акцентировал внимание на задаче интеллектуального воспитания учащихся в школе и призывал активно развивать творческое начало, создавать для учеников всевозможные условия для развития у них самостоятельности мышления, формирования умения работать индивидуально и в команде, решать нестандартные задачи, ставить перед собой цели и добиваться их.
Особая значимость и необходимость реализации данной задачи признается и в Республике Татарстан, одном из инновационно развивающихся регионов нашей страны. Подтверждением этому является утвержденная указом Президента Республики Татарстан "Концепция развития и реализации интеллектуально- творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан «Перспектива» [56].
Столь актуальное значение реализации поставленной задачи объясняется тем, что в современном мире происходит модернизация всех сфер жизнедеятельности человека. В связи с этим общество выдвигает новые требования к нему. Нарастает потребность в личности, готовой к быстрому и эффективному решению сложных и неоднозначных задач, выдвижению новых идей для реализации инновационных проектов и внесению личного вклада в развитие страны с целью укрепления ее лидерских позиций на мировом уровне.
Для исследования процесса развития интеллектуально-творческого потенциала у учащихся старших классов теоретической основой послужили труды таких отечественных и зарубежных ученых, как В.И. Андреев, Т.А. Ильина (педагогический фактор развития интеллектуально-творческого потенциала); И.Ф. Харламов, Л.К. Веретенникова, (личностный фактор развития интеллектуально- творческого потенциала), А.В. Митрахович, С.В. Величко (понятие "потенциал"); Л.А. Даринская, Т.Г. Браже, Е.П. Ильин, Л.Давыдова (понятие "творческий потенциал"); О.Т. Лебедев, В.А. Лапшин, А.С. Седунова, А.А. Крылов (понятие "интеллектуальный потенциал"); Р.Стэрнберг (теория интеллектуальных способностей), Н.В. Мартинович (структура творческого потенциала); В.А. Ладошкин (структура интеллектуального потенциала); А.И. Савенков, М.А. Романова, М.В. Матюхина, Ж.И. Андреянова, А.А. Реан, В.И. Андреев, С.Л. Рубинштейн, Л.М. Семенюк (специфика процесса развития интеллектуально- творческого потенциала у старшеклассников); В.И. Андреев, В.А. Сластенин, А.Б. Возняк, Ш.А. Амонашвили, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, Л.С. Выготский, И.Ф. Харламов, В.А. Сухомлинский (психолого-педагогические условия развития интеллектуально-творческого потенциала старшеклассников во внеклассной воспитательной работе).
В результате исследования проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся были выявлены противоречия на трех уровнях:
1) социально-педагогическом: требованиями, предъявляемыми обществом к развитию интеллектуально-творческого потенциала учащихся и недостаточной готовностью учителей к решению этой актуальной задачи воспитания;
2) научно-педагогическом: между необходимостью развития интеллектуально¬творческого потенциала старшеклассников и недостаточной разработанностью теоретических основ, необходимых для решения проблемы;
3) научно-методическом: между значительными потенциальными
возможностями внеклассной воспитательной работы и недостатком методических разработок для их реализации по данной проблеме.
Выявленные противоречия способствовали определению проблемы исследования, заключающейся в выявлении психолого-педагогических условий развития у старшеклассников интеллектуально-творческого потенциала в процессе внеклассной воспитательной работы.
Тема исследования - «Развитие у учащихся старших классов интеллектуально-творческого потенциала в процессе внеклассной воспитательной работы».
Объект исследования - процесс развития интеллектуально-творческого потенциала у учащихся старших классов в процессе внеклассной воспитательной работы.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия и проблемно ориентированные содержание, методы, приемы, способствующие развитию у старшеклассников интеллектуально-творческого потенциала в процессе внеклассной воспитательной работы.
Цель исследования - выявить и теоретически обосновать психолого-педагогические условия развития у старшеклассников интеллектуально-творческого потенциала в процессе внеклассной воспитательной работы.
Гипотеза исследования основана на том, что процесс развития интеллектуально-творческого потенциала старшеклассников во внеклассной воспитательной работе будет эффективнее, если будут:
1) определена сущность понятия «интеллектуально-творческий потенциал» и его структура;
2) изучена специфика процесса развития интеллектуально-творческого
потенциала у старшеклассников;
3) изучен опыт работы классных руководителей по развитию у
старшеклассников интеллектуально-творческого потенциала;
4) выявлены необходимые психолого-педагогические условия развития интеллектуально-творческого потенциала старшеклассников во внеклассной воспитательной работе;
5) разработана программа опытно-экспериментальной работы по развитию у старшеклассников интеллектуально-творческого потенциала.
Задачи:
1. Определить структуру интеллектуально-творческого потенциала старшеклассников.
2. Выявить особенности развития интеллектуально-творческого потенциала старшеклассников.
3. Изучить опыт работы учителей по развитию у старшеклассников интеллектуально-творческого потенциала;
4. Разработать программу опытно-экспериментальной работы по развитию у старшеклассников интеллектуально-творческого потенциала во внеклассной воспитательной деятельности.
5. Выявить необходимые психолого-педагогические условия развития интеллектуально-творческого потенциала старшеклассников во внеклассной воспитательной работе.
Методологические основы исследования: проблема развития
интеллектуально-творческого потенциала учащихся старших классов раскрывается в трудах следующих авторов: В.И. Андреева, М.И. Махмутова, В.А. Сластенина, И.Ф. Харламова, Е.П. Ильина, К.К. Урбана, Р.Стэрнберга, А.А. Крылова, В.П. Каширина, Ж.И. Андреянова, В.В. Воронова, М.В. Глебовой, Л.Н. Ладошкина, М.В. Матюхиной, А.А. Реан, А.С. Седуновой, А.Б. Хашаевой, И.А. Хорошевой, Т.А. Ильиной и др.
В работе был использован комплекс взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов научно-педагогического исследования:
- теоретические: теоретический анализ и синтез, мысленный эксперимент, моделирование;
- эмпирические: а) качественные: изучение литературных источников; включенное наблюдение; беседа; анкетирование учащихся и учителей; тесты способностей; изучение продуктов деятельности старшеклассников; моделирование; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий); теоретический анализ и синтез; методы логических обобщений (индукция и дедукция); мысленный эксперимент; б) количественные: табуляция; регистрация.
Экспериментальной базой исследования являются:
1. Школы Агрызского района (Салаушская «СОШ», Исенбаевская «СОШ», Терсинская «СОШ»), Менделеевского района (Бизякинская «СОШ»), Актанышского района (Татарско-суксинская «СОШ»), Арского района (Смак-Корсинская «СОШ»), Чувашии (Убеевская «СОШ»), МАОУ «СОШ №1» в г. Набережные Челны, МБОУ «СОШ №2» в г. Елабуга, МБОУ «гимназия №2» им. Б.Урманче в г. Нижнекамск. Количество опрошенных учителей составило 31.
2. Средние общеобразовательные школы Республики Татарстан (Елабуга, Набережные Челны, Нурлат, Менделеевский район (с. Псеево, с. Бизяки), Кукморский район (с. Нырья, с. Большой Кукмор)); Республики Удмуртии (с. Якшур-Бодья); Республики Бурятии (п. Темник); Челябинской области (г. Усть- Катав); Мурманской области (г. Гаджиево); Тульской области (с. Крапивна Щёкино); Ивановской области (с. Коляново, с. Раннего); Чукотского автономного округа (г. Анадырь); больших городов (Москва, Новосибирск, Орёл, Челябинск, Тольятти). Количество опрошенных старшеклассников составило 133.
Новизна исследования заключается в:
- выявлении экономических, социальных, средовых, личностных, психологических и педагогических факторов, обосновывающих важность и необходимость процесса развития у старшеклассников интеллектуально-творческого потенциала;
- определении особенностей развития интеллектуально-творческого потенциала у учащихся старших классов;
- выявлении психологических и педагогических условий, способствующих повышению эффективности процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности старшеклассников.
Теоретическая значимость состоит в определении сущности понятия «интеллектуально-творческий потенциал» и разработки структуры интеллектуально-творческого потенциала учащихся старших классов; разработке критериев, показателей и уровней развития у них интеллектуально-творческого потенциала.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные теоретические и методические материалы могут быть использованы учителями, занимающимися организацией процесса развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся старших классов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается использованием разнообразных источников психолого-педагогической информации, опорой на методологию педагогического исследования, сочетанием теоретических и эмпирических методов, соответствующих цели, задачам, объекту, предмету и гипотезе исследования, количественного и качественного анализа его результатов.
Личное участие в исследовании заключается в выявлении факторов, влияющих на развитие у старшеклассников интеллектуально-творческого потенциала; в предложении нового определения понятия "интеллектуально-творческий потенциал" и разработке структуры интеллектуально-творческого потенциала старшеклассников; выявлении критериев, показателей и уровней развития у старшеклассников интеллектуально-творческого потенциала; разработке программы опытно-экспериментальной работы по развитию у старшеклассников интеллектуально-творческого потенциала во внеклассной воспитательной деятельности.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Факторы, влияющие на процесс развития у старшеклассников интеллектуально-творческого потенциала: экономический, социальный, средовой, личностный, психологический и педагогический.
2. Определение понятия "интеллектуально-творческий потенциал" - это многокомпонентная по своей структуре личностно и общественно значимая интеллектуальная составляющая человека, выраженная в комплексе реализованных и развивающихся в деятельности когнитивных способностей личности.
3. Разработка структуры интеллектуально-творческого потенциала старшеклассников, содержащей следующие компоненты: целевой (целевые установки); мотивационный (мотивы, обусловленные потребностью в новизне, получении знаний, самоактуализации, коммуникации, контроле); содержательно - когнитивный: знания: основные, метапредметные, специальные; общая культура: информационная, коммуникативная и рекреационная культура; личностные качества: настойчивость, концентрация, готовность идти на риск, автономность, готовность к трудностям; операциональный: мыслительная база: дивергентное, критическое, логическое мышление и мыслительные операции; интеллектуальные способности (синтетические, аналитические и практико-контекстуальные); стили мышления (решения о том, каким образом применять способности); деятельностный (умения и навыки организации творческой деятельности); рефлексивный (самоанализ познавательной деятельности, самоанализ творческой деятельности и рефлексия собственных интеллектуальных ресурсов).
4. Психологические условия, способствующие повышению эффективности процесса развития у старшеклассников интеллектуально-творческих способностей (учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, создание благоприятного психологического климата, активное сотрудничество учителя с учениками, ориентация на зону ближайшего развития ученика) и педагогические условия (педагогическое мастерство учителя, применение современных методов и приемов воспитания, активизация познавательной активности учащихся, стимулирование деятельности учащихся и организация ситуации успеха).
5. Критерии, показатели и уровни развития интеллектуально-творческого потенциала старшеклассников: целевой критерий (способность к целеполаганию; нацеленность на развитие интеллектуально-творческих способностей; сформированность внутренней позиции); мотивационный критерий (руководство учеником своими внутренними мотивами в мотивационной структуре; наличие интереса и мотивации к интеллектуально-творческому саморазвитию; вовлеченность в учебную деятельность и другие интеллектуально развивающие виды деятельности; когнитивно-содержательный критерий (наличие познавательной активности; наличие информационной грамотности; осознание важности приобретения знаний (базовых, предметно-дисциплинарных, узкоспециальных и фоновых); операциональный критерий (наличие у ученика интеллектуально- логических способностей; владение учеником интеллектуально-эвристическими способностями; владение синтетическими, аналитическими и практико¬контекстуальными интеллектуальными способностями); деятельностный критерий (умение планировать творческую деятельность; способность решать задачи проблемно-поискового типа; склонность к выдвижению нескольких способов решения одной и той же задачи); рефлексивный критерий (осознанное отношение к саморефлексии (самоанализу); умение осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности других; рассмотрение саморефлексии как важного условия развития интеллектуально-творческих способностей). С учетом выявленных критериев и их показателей были охарактеризованы высокий, средний и низкий уровни развития у старшеклассников интеллектуально-творческого потенциала.
Этапы исследования:
Первый этап (июль 2016 - декабрь 2017): а) осмысление и изучение проблемы исследования, определение ее актуальности; б) изучение и анализ психолого¬педагогической и методической литературы, посвященной проблеме развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся старших классов; в) формулировка темы, объекта, предмета, цели, задач и гипотезы исследования.
Второй этап (январь - май 2018): а) разработка и апробация анкеты для классных руководителей старших классов; б) обработка, анализ и систематизация результатов анкетирования; с) выявление психолого-педагогических условий, задач, принципов, содержания, форм, методов эффективного развития у старшеклассников интеллектуально-творческого потенциала в процессе внеклассной воспитательной работы;
Третий этап (июль 2018 - август 2019): а) изучение, анализ обобщение психолого-педагогической литературы и педагогического опыта по теме опытно-экспериментальной работы; б) разработка программы опытно-экспериментальной работы.
Четвертый этап (сентябрь 2019 - май 2020): а) внедрение во внеклассную воспитательную работу программы опытно-экспериментальной работы (констатирующий и формирующий эксперименты с последующим оформлением отчетов о полученных результатах); б) обработка, анализ, сравнение и систематизация результатов констатирующего и формирующего экспериментов; в) участие в работе научно-практических конференций и публикации в научных журналах и сборниках.
Апробация результатов исследования:
1. Булатова Ф.Ф. Психолого-педагогические основы развития интеллектуально¬творческого потенциала у старшеклассников // Материалы Всероссийской (заочной) студенческой научно-практической конференции «Наука и молодежь» - Елабуга: Изд-во Елабужского института Казанского федерального университета, 2017. - С. 67-70.
2. Булатова Ф.Ф. Факторы развития у учащихся старших классов интеллектуально-творческого потенциала // Материалы Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета 2017 года: сб. статей: в 6 т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - С. 213-216
3. Булатова Ф.Ф. Развитие у учащихся старших классов интеллектуально - творческого потенциала как актуальная социально-педагогическая проблема // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2018 года: сб. тезисов: в 4 т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - Т.4: Набережночелнинский институт. Елабужский институт. - С. 186-187.
4. Булатова Ф.Ф. Специфика развития интеллектуально-творческого потенциала у учащихся // Материалы Всероссийской (с международным участием) студенч. науч. практ. конф. (Елабуга, 24 окт. 2019 г.) / редкол.: Е.Е. Мерзон [и др.]. - Елабуга, 2019. - С. 49-53.
5. Булатова Ф.Ф. Опытно-экспериментальная работа по развитию у учащихся старших классов интеллектуально-творческого потенциала во внеклассной воспитательной работе // NovoUm.ru. - 2020. - №24. [Электронный ресурс] URL: http: //novaum.ru/public/p 1715.
6. Булатова Ф.Ф. Развитие у учащихся старших классов интеллектуально¬
творческого потенциала в процессе внеклассной воспитательной работы // Сборник тезисов работ участников XIV Всероссийской конференции обучающихся «Национальное Достояние России» и VIII Всероссийского молодежного форума «АПК - молодежь, наука, инновации»/ Под ред. А. А. Румянцева, Е. А. Румянцевой - М.: НС «Интеграция», «Офицеры России», РПЦ, Минобрнауки России,
Минпросвещения России, Минтранс России, Минздрав России, Минсельхоз России, Минкультуры России, Роскосмос, Росвоенцентр, РИА, РАО, РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2020. - С. 525-526.
Участие в конкурсах научных работ:
1. Лауреат заочного этапа Всероссийского конкурса «Национальное Достояние России» (апрель 2020 г., г. Москва).
2. Победитель конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу студентов Елабужского института КФУ (27 апреля 2020 г., г. Елабуга).
3. Призер конкурса на лучшую научную работу студентов КФУ в номинации «Актуальные исследования в области педагогики» (26 мая 2020 г., г. Казань).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках проведенного исследования нами была изучена проблема развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся старших классов во
внеклассной воспитательной работе. Цель данного исследования состояла в
выявлении и теоретическом обосновании психолого-педагогических условий развития у старшеклассников интеллектуально-творческого потенциала в процессе внеклассной воспитательной работы.
Для достижения поставленной цели нами были решены следующие задачи:
1. Определить структуру интеллектуально-творческого потенциала старшеклассников.
2. Выявить особенности развития интеллектуально-творческого потенциала старшеклассников.
3. Изучить опыт работы учителей по развитию у старшеклассников интеллектуально-творческого потенциала;
4. Разработать задачи, принципы, содержание, формы и методы развития интеллектуально-творческого потенциала старшеклассников.
5. Выявить необходимые психолого-педагогические условия развития интеллектуально-творческого потенциала старшеклассников во внеклассной воспитательной работе.
6. Разработать программу опытно-экспериментальной работы по развитию у старшеклассников интеллектуально-творческого потенциала и внедрить её в процесс внеклассной воспитательной деятельности.
В ходе исследования данной проблемы мы изучили понятие «интеллектуально- творческий потенциал» его составные компоненты и выделили такие структурные компоненты, как содержательный, деятельностный, операциональный, целевой, мотивационный и рефлексивный. В ходе изучения литературы было выявлено, что интеллектуально-творческий потенциал представляет собой многокомпонентное по своей структуре личностно и общественно значимое качество человека.
Были изучены особенности развития интеллектуально-творческого потенциала у старшеклассников, которые тесно связаны с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, их мотивацией к саморазвитию своих творческих способностей, уровнем развития интеллектуальных способностей, познавательной активностью учащихся.
Анализ результатов проведенного анкетирования классных руководителей старших классов позволил выявить некоторые противоречия в развитии интеллектуально-творческого потенциала старшеклассников: отсутствие системы в организации поисковой и исследовательской деятельности старшеклассников; трудности в подборе необходимых методик, форм воспитательной работы, некомпетентность учителей в некоторых вопросах воспитательной деятельности в данном направлении.
В процессе исследования были выявлены задачи, принципы, содержание, формы и методы воспитания, повышающие эффективность развития у учащихся интеллектуально-творческого потенциала. К эффективным методам реализации воспитательной работы в данном направлении можно отнести метод коллективного поиска новых идей, технологию развития критического мышления (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит), метод проектов, факультативно-кружковые работы, кейс- метод.
В процессе исследования были выявлены необходимые психолого-педагогические условия развития интеллектуально-творческого потенциала старшеклассников во внеклассной воспитательной работе: 1) психологические условия, (учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, создание благоприятного психологического климата, активное сотрудничество учителя с учениками, ориентация на зону ближайшего развития ученика) и педагогические условия (педагогическое мастерство учителя, применение современных методов и приемов воспитания, активизация познавательной активности учащихся, стимулирование деятельности учащихся и организация ситуации успеха).
С целью внедрения в процесс внеклассной воспитательной работы проблемно-ориентированных содержания, методов и приемов развития у старшеклассников интеллектуально-творческого потенциала была разработана программа опытно-экспериментальной работы. Определение эффективности её реализации предполагалось с помощью анкетирования и наблюдения, нацеленных на выявление уровней развития у старшеклассников интеллектуально-творческого потенциала. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы свидетельствует положительной динамике, проявившейся в переходе учащихся экспериментальной группы на более высокий уровень развития интеллектуально-творческого потенциала.



1. Абрамов А.П. Теория, методология и методы исследования творческого потенциала личности в системе довузовского военного образования: монография. - М.: DirectMEDIA, 2014. - 316 с.
2. Аверина А.Ж., Александрова Л.А. и др. Личностный потенциал. Структура и диагностика. - [Электронный ресурс]. - URL: http://modernlib.ru/ (дата обращения: 16.11.17).
3. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. - 236 с.
4. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
5. Андреянова Ж.И. Теоретические основы проблемы интеллектуально- творческого развития школьников. - [Электронный ресурс]. URL: http://psihdocs.ru (дата обращения: 20.11.17).
6. Батова Т.Н., Крылова В.А. Маркетинговый потенциал предприятия: монография. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2016. - 234 с.
7. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Социальное здоровье России, 1994. - 224 с.
8. Борисова Е.С., Комаров А.В. Современный рынок труда в условиях становления и развития цифровой экономики // Наука. Общество. Оборона (noo- journal.ru): сетевой журн. - 2019. - №3(20). URL: https://www.noo-journal.ru/nauka-obshestvo- oborona/2019-3-20/article-0197-1/ (дата обращения 29.06.2019.)
9. Варламов К.В. Архитекторы-менеджеры: роль людей в цифровую эпоху останется столь же важной. - [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/tehnologii/340277-arhitektory-menedzhery-rol-lyudey-v-cifrovuyu- epohu-ostanetsya-stol-zhe-vazhnoy (дата обращения: 29.06.2019.)
10. Веретенникова Л.К. Развитие творческого потенциала школьника в педагогическом процессе / Л.К. Веретенникова // Преподаватель ХХ1 век. - 2010 - № 1. - С. 18.
11. Владимир Путин о развитии интеллектуальной собственности. -
[Электронный ресурс]. URL: https://biz-brand.ru/vladimir-putin-o-razvitii-
intellektualnoj-sobstvennosti/ (дата обращения: 04.07.2019.)
12. Володин А.А., Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия
«Организационно-педагогические условия» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2014. - №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-
usloviya (дата обращения: 04.05.2018).
13. Волынкина Н.В. Интеллектуально-творческий потенциал человека как
стабилизирующий фактор развития современной России // Профессиональное образование в современном мире. - 2014. - №3(14). URL:
http://profed.nsau.edu.ru/jour/article/view/60 (дата обращения: 22.01.2017).
14. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 144 с.
15. Гердт Н.А. Сущность и содержание понятия «профессионально-творческий потенциал» // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). - Чита: Молодой ученый, 2014. - С. 184-191.
16. Глебова М.В. Характерные особенности умственной деятельности старшеклассников в условиях обучения в современной массовой школе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - №10. URL: http://applied-research.ru/ru/article/view?id=3047 (дата обращения: 28.11.2016).
17. Грузинов В.П. Экономика предприятия. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 801 с.
18. Давыдова Л. Триз и триз-педагогика на современном этапе // Педагогика. - 2014. - № 4. - С. 122- 125
19. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: монография / Л.А. Даринская. - СПб., 2005. - 293 с. 

словообразовательный. Том 2. - М.: Русский язык, 2000. - 1209 с.
21. Захаров П.А. Оценка роли интеллектуального потенциала в развитии предприятия // Novainfo. - 2018. - № 85(2). - С. 94-100
22. Ильина Т.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984. - 496 с.
23. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2009. -434 с.
24. Интеллектуально-творческий потенциал России: [Электронный ресурс]. URL: http://future4you.ru/ 25. Интеллектуальный и творческий потенциал талантливой молодежи: проблема становления и развития от школы к вузу. Сборник тезисов докладов (статей) / Под ред. Е.В. Мартыненко. - М.: РУДН, 2016. - 202 с.
26. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
27. Крылов А.А. Психология: учебник (2-е изд.). - М.: Проспект, 2005. - 233 с.
28. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Эксмо, 2005. - 616 с.
29. Кузеев И.Р. Мировое сообщество: проблемы и пути решения. - Уфа: УГНТУ, 2005. - 224 с.
30. Купешова С. Интеллектуальный потенциал страны: сохранение и
перспективы. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.rusnauka.com/13_EISN_2014/Economics/6_166471.doc.htm (дата обращения: 31.01.17).
31. Ладошкин Н.А. Развитие интеллектуального потенциала школьников во внеурочной деятельности средствами познавательно-досуговых проектов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Ладошкин. - Белгород, 2013 - 23 с.
32. Лазарев В.С. Опытно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. Практическое пособие для руководителей. - М.: Центр педагогического образования, 2008. -48 с.
33. Лапшин В.А. Структурные компоненты человеческого потенциала // Научный потенциал: работы молодых ученых. - 2013. - № 1. - С. 259-263.
34. Леонидова Г.В. Творческий потенциал населения: состояние и условия
воспроизводства // Современные исследования современных проблем. - 2012. - №4. URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/tvorcheskiy-potentsial-naseleniya-sostoyanie-i-
usloviya-vosproizvodstva (дата обращения: 22.01.2017).
35. Леонидова Г.В. Теория и практика формирования научно-образовательного пространства: монография. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. - 272 с. URL: http:ZZos.x- pdf. ruZ20ekonomikaZ274114-1 -gv-leonidova-teoriya-praktika-formirovaniya-nauchno- obrazovatelnogo.php (дата обращения: 31.01.2017.)
36. Лето Я.В. Интеллектуальный потенциал руководителя в процессе управления // Novainfo. - 2016. - № 45 (1). - С. 298
37. Мартинович Н.В. Развитие творческого потенциала личности в системе высшего образования: автореф. дис. ... канд. социолог. наук. - Курск, 2005. - 27 с.
38. Матвиенко: Наследие Максима Горького актуально и в век цифровых технологий - [Электронный ресурс]. URL: http:ZZvmeste-rf.tvZnewsZmatvienko-the-legacy-of-maxim- gorky-true-in-the-digital-age/ (дата обращения: 30.06.2019.)
39. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984 - 256 с.
40. Махмутов М.И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины
ослабления. - [Электронный ресурс]. - URL:
http:ZZlibrary.byZpoitaliisZmodulesZshkolaZreadme.php?subaction=showfjll&id=1192628932&archive=1196 815384&start_fom=&ucat=& (дата обращения: 27.01.17).
41. Митрахович В.А. Потенциал как педагогическая категория. - [Электронный
ресурс]. - URL: http:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/potentsial-kak-pedagogicheskaya-
kategoriya (дата обращения: 15.09.2017).
42. Поскребышева Т.А. Организационно-педагогические условия развития интеллектуально-творческого потенциала школьников во внеурочной деятельности: диссертация ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2010
43. Послание Президента России Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г. «Послание Президента Федеральному Собранию»: информационно-правовой портал «Гарант». - 2016 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 31.01.2017. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71452000/ (дата обращения: 31.01.2017).
44. Распоряжение Правительства Российской Федерации "Концепция
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (ред. от 08.08.2009): информационно-правовой портал «Гарант». - 2008 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 31.01.2017. - URL:
http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp_2008_n1662_red_08.08.2009 (дата обращения: 31.01.2017).
45. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. - 713 с.
47. Савенков А.И., Романова М.А. Основные факторы развития
интеллектуально-творческого потенциала личности // Вестник ТГУ. - 2009. - №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-faktory-razvitiya-intellektualno-
tvorcheskogo-potentsiala-lichnosti (дата обращения: 03.06.2018).
48. Сборник Н.Т. Прикладная синергетика и проблемы безопасности. - Уфа: 2003. -216 с.
49. Седунова A.C. Психолого-акмеологические особенности активизации интеллектуального потенциала студентов вузов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ульяновск, 2004. - 27 с.
50. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие
для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна - М.: Институт практической
психологии, 1996. - 304 с.
51. Сиденко А.С. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки: Учебное пособие. - 2-е изд., доп. - М.: АПКиППРО, 2009. - 130 с.
52. Синицина И.А., Маджуга А.Г. Научные основы проектирования векторно¬контекстуальной модели интеллектуально-творческого потенциала личности. - [Электронный ресурс]. - URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/nauchnye-osnovy- proektirovaniya-vektorno-kontekstualnoy-modeli-intellektualno-tvorcheskogo-potentsiala- lichnosti (дата обращения: 12.08.2017).
53. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
54. Сластенин В.А., Каширин В.П. Педагогика и психология. - М.: Академия, 2006. -480 с.
55. Тихомирова Т.Н. Интеллект и креативность в условиях социальной среды / Т.Н. Тихомирова. - М.: Ин-т психологии, 2010. - 228 с.
56. Указ Президента Республики Татарстан от 09.10.2012 г № УП-862 «О Концепции развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан «Перспектива»» - [Электронный ресурс]. URL: https:ZZtatarstan-gov.ru/doc/58924 (дата обращения: 28.02.2020.)
57. Федулова А. Наукограды России: интеллектуальный потенциал и
инновационный ресурс развития России. - [Электронный ресурс]. - URL: https: ZZmoiarussia. ruZnaukogrady-intellektualnyj -potentsial-rossii/ (дата обращения:
26.02.17).
58. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
59. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1990 - 576 с.
60. Хорошева И.А. Интеллектуально-творческий потенциал школьников как
основной критерий формирования ключевых компетенций // Среднее профессиональное образование. - 2012. - №1. URL:
http:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZintellektualno-tvorcheskiy-potentsial-shkolnikov-kak-
osnovnoy-kriteriy-formirovaniya-klyuchevyh-kompetentsiy (дата обращения:
08.01.2017).
61. Человек в цифровую эпоху - [Электронный ресурс]. URL:
https://expert.ru/expert/2017/29/chelovek-v-tsifrovuyu-epohu/ (дата обращения:
30.06.2019.)
62. Шилова О.В. Интеллектуальный потенциал человека современного российского общества: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Ставрополь, 2012. - 22 с.
63. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. - [Электронный ресурс]. - URL: http://psychology_pedagogy.academic.ru (дата обращения: 19.09.17).
64. Sawyer R.K. Creativity and development. - New York: Oxford University Press, 2010. -244 p.
65. Urban Klaus K. Kreativitat: Herausforderung, fur Schule, Wissenschaft und Gesellschaft. - Munster: LIT Verlag, 2004. - 199 S.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ