Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОПОР

Работа №68523

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2016
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
367
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования знаний младших школьников на основе использования эмоциональных опор 6
1.1. Знания - важнейший элемент содержания образования по
предмету «Окружающий мир» 6
1.2. Сущность понятия «эмоциональная опора» формирования
знаний младших школьников 19
1.3. Педагогические условия формирования знаний младших
школьников на основе использования эмоциональных опор... 29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний младших школьников по предмету «Окружающий мир» на основе эмоциональных опор 39
2.1. Опыт учителей по использованию эмоциональных опор
на уроках «Окружающего мира» 39
2.2. Экспериментальная работа по формированию знаний
младших школьников на основе использования эмоциональных опор 47
Заключение 61
Библиографический список 64
Приложение

Непосредственной целью любого учебного предмета является усвоение учащимися системы знаний и овладение определенными умениями. Младший школьник не получает от природы в готовом виде мыслительную деятельность, а постепенно учится мыслить,усваивая мыслительные операции. Задача педагога - умело управлять этим процессом, контролировать не только результаты мыслительной деятельности, но и ход её формирования. Знания и правильно избранный путь их усвоения - предпосылка эффективного умственного развития учащихся.Особая роль в этом процессе принадлежит эмоциям, которые являются: элементом содержания, средством для его усвоения и результатом. Эмоции присутствуют в цели, движущих силах, объекте, субъекте познавательной деятельности. Они есть в отношениях между учителем и учеником,памяти, поступках, действиях, мимике, жестах, воображении, знаниях, умениях, поведении.
Психолого-педагогические исследования (Э.А. Бараза, П.Я. Гальперина, А.М. Матюшкина, С.Л. Рубинштейна и др.) показывают, что дляэффективного усвоениязнаний младшими школьниками необходимо обеспечить слитность познавательной активности с эмоциональным состоянием учащихся. Следовательно, для возникновения познавательного интереса к изучаемому материалу необходимо использовать на уроках разнообразные «эмоциональные опоры». Именно поэтому авторы вариативных курсов «Окружающего мира» активно включают в содержание учебников разнообразные увлекательные рубрики, художественные тексты, картины, стихи. Эти элементы содержания эмоционально окрашивают изучаемый материал и способствую его усвоению.
Методика формирования знаний учащихся на основе использования «эмоциональных опор» и «листов опорных сигналов»представлена в методических трудах Н.Ф. Виноградовой, Е.В. Головко, С.Н. Лысенковой; в педагогическом опыте Ю.Ф. Сухарева и Н.Ф. Шаталова.
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме формирования знаний на основе эмоциональных опор, эта проблема всё ещё недостаточно разработана. Учителя-практики затрудняются в методике использования эмоциональных опор на уроках, что снижает эффективность восприятия учебного материала. Поэтому мы выбрали тему исследования «Формирование знаний младших школьников по предмету «Окружающий мир» на основе использования эмоциональных опор».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования знаний младших школьников по предмету «Окружающий мир» на основе использования эмоциональных опор.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: формирование знаний младших школьниковпо предмету «Окружающий мир».
Предмет исследования: методика использования эмоциональных опор в формировании знаний по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: использование эмоциональных опор в
формировании знаний младших школьниковпо предмету «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- содержание эмоциональных опор учитывает возрастные особенности учащихся;
- учитель планирует методы и приёмы работы с эмоциональной опорой;
- младшие школьники вовлекаются в творческую работу по созданию эмоциональных опор по изученным темам.
Задачи исследования:
1. На основе анализа педагогической литературы выявить значение знаний как важнейшего элемента содержания образования по предмету «Окружающий мир».
2. На основе анализа педагогической литературы выявить сущность и виды эмоциональных опор.
3. Охарактеризовать возможности и методические условия формирования знаний младших школьников на основе использования эмоциональных опор.
4. Проанализировать опыт учителей по проблеме исследования.
5. Провести экспериментальную работу по формированию знаний младших школьников на основе использования эмоциональных опор.
Методы исследования: анализ педагогической литературы, изучение педагогического опыта, экспериментальная работа по формированию знаний младших школьников на основе использования эмоциональных опор.
База исследования: 2 «Б», 2 «В» классы МБОУ «СОШ №7» г. Белгород
Результаты исследования докладывались на Всероссийской конференции «Проблемы социализации и индивидуализации в образовательном пространстве» в г. Белгороде 26-27 ноября 2015 г., интернет-конференции
«Инновационные педагогические технологии в образовательном пространстве» 24-25 марта 2016 г., научной студенческой конференции в НИУ «БелГУ» в 2016 и опубликованы в сборниках материалов конференции.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обосновывается актуальность выбора темы исследования, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методологический аппарат исследования.
В первой главе рассматривается сущность и виды эмоциональных опор на уроках «Окружающего мира», педагогические условия формирования знаний младших школьников на основе использования эмоциональных опор.
Во второй главе представлен опыт педагогов по использованию эмоциональных опор на уроках «Окружающего мира», экспериментальная работа по формированию знаний младших школьников на основе использования эмоциональных опор.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Младший школьник должен иметь определённую информацию о мире, своеобразный уровень эрудиции. Ему необходимо ориентироваться в объектах и явлениях природы, различать их, замечать главные особенности, давать им характеристику. Всё это Н.Ф. Виноградова называет интеллектуальной готовностью. Другую сторону готовности младшего школьника к взаимодействию с окружающим миром она связывает с эмоциями и чувствами. Именно поэтому Н.Ф. Виноградова обращает внимание учителей на развитие сенсорного опыта школьников в процессе формирования знаний.
Проведенное исследование показало, что рассматриваемая проблема является актуальной для современной школы. Этой проблемой занимаются многие ученые, педагоги (Н.Ф. Виноградовой, Е.В. Головко, С.Н. Лысенкова; Ю.Ф. Сухарев, Н.Ф. Шаталов Э.А. Бараз, П.Я. Гальперин, А.М. Матюшкина, С.Л. Рубинштейн).
В ходе анализа психолого-педагогической литературы нами выявленасущность формирования знаний младших школьников по предмету «Окружающий мир» на основе использования эмоциональных опор. Знания - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знания являются основным элементом содержания учебных программ и школьных учебников по предмету «Окружающий мир». Их важнейшими характеристиками являются полнота, глубина, систематичность, оперативность, гибкость, свернутость и развернутость, конкретность и обобщенность, осознанность и прочность. Эти характеристики знания могут выступать в качестве критериев оценки уровня их сформированности у младших школьников.
Исследование показало, что «эмоциональны опоры» - это средство
индивидуализации обучения, создающее условия для активизации познавательной деятельности младших школьников через их эмоциональное состояние и жизненный опыт. «Слитность» познавательной активности ученика с
эмоциональным состоянием помогает рассмотреть и изучить объект со всех сторон. Использование эмоциональных опор индивидуализирует процесс обучения, формирует эмоциональную готовность ученика к взаимодействию с окружающим миром, восприимчивость кразличного рода сенсорной информации, эмоционально-положительное отношение младшего школьника к окружающему миру.
Использование эмоциональных опор в формировании знаний младших школьников по предмету «Окружающий мир» будет эффективным, если: содержание эмоциональных опор учитывает возрастные особенности учащихся; учитель планирует методы и приёмы работы с эмоциональной опорой; младшие школьники вовлекаются в творческую работу по созданию эмоциональных опор по изученным темам.
В ходе теоретического анализа и экспериментальной работы были выявлены и апробированы педагогические условия формирования знаний младших школьников по предмету «Окружающий мир» на основе эмоциональных опор. Это следующие условия применение эмоциональных опор: сопоставление характера музыкального произведения с настроением пейзажа, определение характера и настроения музыкального произведения, создание воображаемой картины к нему, метод смыслового видения, метод символического видения, приём «чувственного» сопоставления, создание воображаемой ситуации, сравнение наблюдений с той информацией, которая представлена в пословице, поговорке о временах года, объяснить смысл пословицы, поговорки, которая характеризует сезонные изменения, создание воображаемого музыкального произведения к картине, на которой изображено время года, сопоставление одной эмоциональной опоры с другой у Н.Ф. Виноградовой.
Мы провели 6 уроков во 2 «Б» классе МБОУ «СОШ №7» г. Белгород с использованием различных видов эмоциональных опор. На контрольном этапе эксперимента, подтвердили эффективность апробированных нами педагогических условий формирования знаний младших школьников по предмету «Окружающий мир» на основе использования эмоциональных опор. В конце эксперимента количество учащихся, имеющих высокий уровень сформированности знаний младших школьников по предмету «Окружающий мир» повысилось с 15 до 20 %, средний уровень с 75 % до 80%. Количество учащихся, имеющих низкий уровень сформированности знаний с 10% до 0%. Таким образом, полученные в конце эксперимента данные свидетельствуют о положительном влиянии выделенных педагогических условий использования эмоциональных опор на уроках «Окружающего мира».
В ходе проведенного исследования была достигнута его цель и решены все поставленные задачи, гипотеза подтвердилась.
Проведённое исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы формирования знаний младших школьников. Перспективы дальнейшей разработки проблемы мы видим в изучении возможностей использования эмоциональных опор на уроках по другим предметам, привлечении учащихся к разработке опорных конспектов, ЛОС и эмоциональных опор (подбор и сочинение загадок, пословиц, изготовление народных костюмов, кукол, подготовка сценок к уроку и др.)



1. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учебное пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
2. Алексеева Е.В. Сайт учителя начальных классов [Офиц. сайт]. URL: http://nsportal.ru/alekseeva-elena-viktorovna (дата обращения: 31. 03. 2016)
3. Ананьев Б.Г. Проблемы возрастной психологии / Б.Г. Ананьев - М.: Директ Медиа Паблишинг, 2008. - 321 с.
4. Аркушенко А.Л. Психология развития и возрастная психология / А.Л. Аркушенко, О.А. Ларина. - М.: Эксмо, 2008. - 142 с.
5. Баженова И.Н. Педагогический поиск/ И.Н. Баженова. - M.: Педагогика, 1987. - 544 с.
6. Бараз Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно-ориентированного взаимодействия участников обучения / Э.А. Бараз. - М.: Просвещение, 1998. - 119 с.
7. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод.м-лов для админ., педагогов и школьных психологов / М.Р. Битянова. - М.: Педагогический поиск, 2003. - 240 с.
8. Блонский П.П. Возрастные особенности детей / П.П. Блонский // Избр. пед. соч. - М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1991. - 456 с.
9. Борисова Е.С. Эстетическое воспитание школьников / Е.С. Борисова. - Псков, 2014. - 300 с.
10. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей / Н.Ю. Борякова. - М.: Астрель, 2008. - 351 с.
11. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бреслав. - М.: Просвещение, 2004. - 124 с.
12. Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская.- М.: Просвещение, 1996. - 384 с.
13. Вимонас В.К. Психология эмоциональных явлений [Офиц. сайт].
URL:http://festival.1september.ru/authors/209-533-114 (дата обращения: 31. 03.
2016)
14. Виноградова Н.Ф. Беседы с учителем/ Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана- Граф, 2013. - 240 с.
15. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-4 классы: Методика обучения / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2002.- 240 с.
16. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-4 классы: Методика обучения / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 240 с.
17. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-2 классы: Методика обучения / Н.Ф. Виноградова. - 2-е изд., доп. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 368 с.
18. Волков Б.С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2000. - 371 с.
19. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию / О.А. Воронкевич. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 273 с.
20. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, 2008. - 431 с.
21. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский // Собр. соч., т. 2. - М.: Педагогика, 1999. - 437 с.
22. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П.Я. Гальперин. - М.: МГУ, 2005. - 82 с.
23. Головко Е.В. Моделирование в процессе изучения «Окружающего мира» в начальной школе: учеб.-метод. пособие / Е.В. Головко. - Белгород: И.Д. «Белгород», 2013. - 108 с.
24. ЗанятноваЛ.М. Сайт учителя начальных классов [Офиц. сайт].
URL:http://nsportal.ru/zanyatnova-lyudmila-mikhaylovna (дата обращения: 31. 03.
2016)
25. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / И.А. Зимняя. -М.: «Логос», 2000. - 384 с.
26. Злобин А.Т. К классификации эмоций // Вопросы психологии / А.Т. Злобин.- М.: Педагогика, 2011. - № 4. - С. 96 - 99
27. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб., 2001. - 295 с.
28. Ильченко В.Р. Формирование естественно-научного миропонимания
школьников. Книга для учителя / В.Р. Ильченко. - М.: Просвещение, 1998. - 261с.
29. Касицина Н.В. Тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика / Н.В. Касицина, С.М. Юсфин. - М.: Агенство образовательного сотрудничества, 2010. - 195 с.
30. Климова-Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье / М. Климова- Фюгнерова. - Минск, 2011. - 328 с.
31. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров // для учащихся, студентов, аспирантов, учителей и преподавателей вузов - М.: Ростов н/Д.: Март, 2005. - 447 с.
32. Костылёв Ф.В. Учить по-новому. Нужны ли оценки, баллы. Книга для учителя / Ф.В. Костылёв. - М.: Владос, 2005. - 214 с.
33. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 208 с.
34. Лафренье П.И. Эмоциональное развитие детей и подростков / П.И. Лафренье. - СПб., 2004. - 160 с.
35. Лысенкова С.Н. Опорные схемы и повышение эффективности обучения / С.Н. Лысенкова. - М.: МГИУУ, 1997. - 324 с.
36. Мельчаков Л.Ф. Возможности воспитывающего и развивающего обучения
природоведению // Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Пособие для учителей. / Сост. Л.Ф. Мельчаков. - М.:
Просвещение,1981. - 158 с.
37. Миронов А.В. «Методика изучения окружающего мира в начальных классах»: Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов / А.В. Миронов. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 360 с.
38. Мостова О.Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников / О.Н.Мостова, И.Н. Агафонова // Сб.: Служба практической психологии в системе образования. Вып. 9. - СПб., 2005. - 163 с.
39. Мошер Ф.А. Исследование развития познавательной деятельности / Ф.А. Мошер, Д.Р. Хорнсби. - М.: Педагогика, 1999. - 193 с.
40. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2010. - 381 с.
41. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М Бим-Бад. - М.: Большая рос.энцикл., 2002. - 528 с.
42. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии, познания,
помощь, противодействие, конфликт/ А.Н. Поддьяков. - М.: Эребус, 2006. -264 с.
43. Полонский В.М. Оценка знаний школьников / В.М. Полонский. -М.: Педагогика, 1991. - 93 с.
44. Путля В.И. Сайт учителя начальных классов [Офиц. сайт]. URL:http://nsportal.ru/putlya-valentina-ivanovna (дата обращения: 31. 03. 2016)
45. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие в 2-х кн. Кн. 1. / Е.И. Рогов. - М.: Просвещение, 1999. - 214 с.
46. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб.пособ. для студ. высш. учеб, заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 256 с.
47. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учеб.пособие / С.Л. Рубинштейн. - М.: Академия, 1976. - 586с.
48. Савенко С.В. Сайт учителя начальных классов [Офиц. сайт]. URL:http://nsportal.ru/savenko-svetlana-vladimirovna (дата обращения: 31. 03. 2016)
49. Стародубова С.А. Сайт учителя начальных классов [Офиц. сайт].
URL:http://nsportal.ru/starodubova-svetlana-alekseyevna (дата обращения: 31. 03.
2016)
50. Сухарев Ю.Ф. Прироведение: учебно-методическое пособие /Ю.Ф. Сухарев. - Чапаевск: ОАО ЧИПО, 2006. - 235 с.
51. Титовская Е.А. Эмоциональные опоры на уроках «окружающего мира» как средство индивидуализации обучения младших школьников / Е.А. Титовская // Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве: учебное пособие / отв.ред. О.В. Муромцева, Е.В. Иващенко, А.А. Лухтина. - Белгород: «Политера», 2015. - С. 268 - 269.
52. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л.Ф. Тихомирова. -Ярославль: Академия развития, 1996. - 192 с.
53. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман. - М.: Знание, 1996. - 80 с.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Официальный сайт Минобразования и науки. - 6 октября 2009 г. Приказ № 373.
55. Ховалыг Ч.Г. Компоненты навыка чтения // [Офиц. сайт]. URL:https://infourok.ru/material.html?mid=1803087 (дата обращения: 14.03.2016)
56. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза / В.Ф. Шаталов. - Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1990. - 383 с.
57. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки / В.Ф. Шаталов - М.: Педагогика, 1980. - 134 с.
58. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению / Л.А. Шустова // Начальная школа, 2005. - №11. - С.13-14
59. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П.М. Якобсон. - М.: Педагогический вестник, 2003. -106 с.
60. Янкина Е.И. Эмоции в развитии интеллекта ребенка дошкольного возраста /
Е.И. Янкина. // Ананьевские чтения - 99: Тезисы научно-практической
конференции - СПб., 2009. - С. 238 - 239


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ