ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОПОР
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования знаний младших школьников на основе использования эмоциональных опор 6
1.1. Знания - важнейший элемент содержания образования по
предмету «Окружающий мир» 6
1.2. Сущность понятия «эмоциональная опора» формирования
знаний младших школьников 19
1.3. Педагогические условия формирования знаний младших
школьников на основе использования эмоциональных опор... 29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний младших школьников по предмету «Окружающий мир» на основе эмоциональных опор 39
2.1. Опыт учителей по использованию эмоциональных опор
на уроках «Окружающего мира» 39
2.2. Экспериментальная работа по формированию знаний
младших школьников на основе использования эмоциональных опор 47
Заключение 61
Библиографический список 64
Приложение
Глава 1. Теоретические основы формирования знаний младших школьников на основе использования эмоциональных опор 6
1.1. Знания - важнейший элемент содержания образования по
предмету «Окружающий мир» 6
1.2. Сущность понятия «эмоциональная опора» формирования
знаний младших школьников 19
1.3. Педагогические условия формирования знаний младших
школьников на основе использования эмоциональных опор... 29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний младших школьников по предмету «Окружающий мир» на основе эмоциональных опор 39
2.1. Опыт учителей по использованию эмоциональных опор
на уроках «Окружающего мира» 39
2.2. Экспериментальная работа по формированию знаний
младших школьников на основе использования эмоциональных опор 47
Заключение 61
Библиографический список 64
Приложение
Непосредственной целью любого учебного предмета является усвоение учащимися системы знаний и овладение определенными умениями. Младший школьник не получает от природы в готовом виде мыслительную деятельность, а постепенно учится мыслить,усваивая мыслительные операции. Задача педагога - умело управлять этим процессом, контролировать не только результаты мыслительной деятельности, но и ход её формирования. Знания и правильно избранный путь их усвоения - предпосылка эффективного умственного развития учащихся.Особая роль в этом процессе принадлежит эмоциям, которые являются: элементом содержания, средством для его усвоения и результатом. Эмоции присутствуют в цели, движущих силах, объекте, субъекте познавательной деятельности. Они есть в отношениях между учителем и учеником,памяти, поступках, действиях, мимике, жестах, воображении, знаниях, умениях, поведении.
Психолого-педагогические исследования (Э.А. Бараза, П.Я. Гальперина, А.М. Матюшкина, С.Л. Рубинштейна и др.) показывают, что дляэффективного усвоениязнаний младшими школьниками необходимо обеспечить слитность познавательной активности с эмоциональным состоянием учащихся. Следовательно, для возникновения познавательного интереса к изучаемому материалу необходимо использовать на уроках разнообразные «эмоциональные опоры». Именно поэтому авторы вариативных курсов «Окружающего мира» активно включают в содержание учебников разнообразные увлекательные рубрики, художественные тексты, картины, стихи. Эти элементы содержания эмоционально окрашивают изучаемый материал и способствую его усвоению.
Методика формирования знаний учащихся на основе использования «эмоциональных опор» и «листов опорных сигналов»представлена в методических трудах Н.Ф. Виноградовой, Е.В. Головко, С.Н. Лысенковой; в педагогическом опыте Ю.Ф. Сухарева и Н.Ф. Шаталова.
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме формирования знаний на основе эмоциональных опор, эта проблема всё ещё недостаточно разработана. Учителя-практики затрудняются в методике использования эмоциональных опор на уроках, что снижает эффективность восприятия учебного материала. Поэтому мы выбрали тему исследования «Формирование знаний младших школьников по предмету «Окружающий мир» на основе использования эмоциональных опор».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования знаний младших школьников по предмету «Окружающий мир» на основе использования эмоциональных опор.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: формирование знаний младших школьниковпо предмету «Окружающий мир».
Предмет исследования: методика использования эмоциональных опор в формировании знаний по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: использование эмоциональных опор в
формировании знаний младших школьниковпо предмету «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- содержание эмоциональных опор учитывает возрастные особенности учащихся;
- учитель планирует методы и приёмы работы с эмоциональной опорой;
- младшие школьники вовлекаются в творческую работу по созданию эмоциональных опор по изученным темам.
Задачи исследования:
1. На основе анализа педагогической литературы выявить значение знаний как важнейшего элемента содержания образования по предмету «Окружающий мир».
2. На основе анализа педагогической литературы выявить сущность и виды эмоциональных опор.
3. Охарактеризовать возможности и методические условия формирования знаний младших школьников на основе использования эмоциональных опор.
4. Проанализировать опыт учителей по проблеме исследования.
5. Провести экспериментальную работу по формированию знаний младших школьников на основе использования эмоциональных опор.
Методы исследования: анализ педагогической литературы, изучение педагогического опыта, экспериментальная работа по формированию знаний младших школьников на основе использования эмоциональных опор.
База исследования: 2 «Б», 2 «В» классы МБОУ «СОШ №7» г. Белгород
Результаты исследования докладывались на Всероссийской конференции «Проблемы социализации и индивидуализации в образовательном пространстве» в г. Белгороде 26-27 ноября 2015 г., интернет-конференции
«Инновационные педагогические технологии в образовательном пространстве» 24-25 марта 2016 г., научной студенческой конференции в НИУ «БелГУ» в 2016 и опубликованы в сборниках материалов конференции.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обосновывается актуальность выбора темы исследования, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методологический аппарат исследования.
В первой главе рассматривается сущность и виды эмоциональных опор на уроках «Окружающего мира», педагогические условия формирования знаний младших школьников на основе использования эмоциональных опор.
Во второй главе представлен опыт педагогов по использованию эмоциональных опор на уроках «Окружающего мира», экспериментальная работа по формированию знаний младших школьников на основе использования эмоциональных опор.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Психолого-педагогические исследования (Э.А. Бараза, П.Я. Гальперина, А.М. Матюшкина, С.Л. Рубинштейна и др.) показывают, что дляэффективного усвоениязнаний младшими школьниками необходимо обеспечить слитность познавательной активности с эмоциональным состоянием учащихся. Следовательно, для возникновения познавательного интереса к изучаемому материалу необходимо использовать на уроках разнообразные «эмоциональные опоры». Именно поэтому авторы вариативных курсов «Окружающего мира» активно включают в содержание учебников разнообразные увлекательные рубрики, художественные тексты, картины, стихи. Эти элементы содержания эмоционально окрашивают изучаемый материал и способствую его усвоению.
Методика формирования знаний учащихся на основе использования «эмоциональных опор» и «листов опорных сигналов»представлена в методических трудах Н.Ф. Виноградовой, Е.В. Головко, С.Н. Лысенковой; в педагогическом опыте Ю.Ф. Сухарева и Н.Ф. Шаталова.
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме формирования знаний на основе эмоциональных опор, эта проблема всё ещё недостаточно разработана. Учителя-практики затрудняются в методике использования эмоциональных опор на уроках, что снижает эффективность восприятия учебного материала. Поэтому мы выбрали тему исследования «Формирование знаний младших школьников по предмету «Окружающий мир» на основе использования эмоциональных опор».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования знаний младших школьников по предмету «Окружающий мир» на основе использования эмоциональных опор.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: формирование знаний младших школьниковпо предмету «Окружающий мир».
Предмет исследования: методика использования эмоциональных опор в формировании знаний по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: использование эмоциональных опор в
формировании знаний младших школьниковпо предмету «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- содержание эмоциональных опор учитывает возрастные особенности учащихся;
- учитель планирует методы и приёмы работы с эмоциональной опорой;
- младшие школьники вовлекаются в творческую работу по созданию эмоциональных опор по изученным темам.
Задачи исследования:
1. На основе анализа педагогической литературы выявить значение знаний как важнейшего элемента содержания образования по предмету «Окружающий мир».
2. На основе анализа педагогической литературы выявить сущность и виды эмоциональных опор.
3. Охарактеризовать возможности и методические условия формирования знаний младших школьников на основе использования эмоциональных опор.
4. Проанализировать опыт учителей по проблеме исследования.
5. Провести экспериментальную работу по формированию знаний младших школьников на основе использования эмоциональных опор.
Методы исследования: анализ педагогической литературы, изучение педагогического опыта, экспериментальная работа по формированию знаний младших школьников на основе использования эмоциональных опор.
База исследования: 2 «Б», 2 «В» классы МБОУ «СОШ №7» г. Белгород
Результаты исследования докладывались на Всероссийской конференции «Проблемы социализации и индивидуализации в образовательном пространстве» в г. Белгороде 26-27 ноября 2015 г., интернет-конференции
«Инновационные педагогические технологии в образовательном пространстве» 24-25 марта 2016 г., научной студенческой конференции в НИУ «БелГУ» в 2016 и опубликованы в сборниках материалов конференции.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обосновывается актуальность выбора темы исследования, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методологический аппарат исследования.
В первой главе рассматривается сущность и виды эмоциональных опор на уроках «Окружающего мира», педагогические условия формирования знаний младших школьников на основе использования эмоциональных опор.
Во второй главе представлен опыт педагогов по использованию эмоциональных опор на уроках «Окружающего мира», экспериментальная работа по формированию знаний младших школьников на основе использования эмоциональных опор.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Младший школьник должен иметь определённую информацию о мире, своеобразный уровень эрудиции. Ему необходимо ориентироваться в объектах и явлениях природы, различать их, замечать главные особенности, давать им характеристику. Всё это Н.Ф. Виноградова называет интеллектуальной готовностью. Другую сторону готовности младшего школьника к взаимодействию с окружающим миром она связывает с эмоциями и чувствами. Именно поэтому Н.Ф. Виноградова обращает внимание учителей на развитие сенсорного опыта школьников в процессе формирования знаний.
Проведенное исследование показало, что рассматриваемая проблема является актуальной для современной школы. Этой проблемой занимаются многие ученые, педагоги (Н.Ф. Виноградовой, Е.В. Головко, С.Н. Лысенкова; Ю.Ф. Сухарев, Н.Ф. Шаталов Э.А. Бараз, П.Я. Гальперин, А.М. Матюшкина, С.Л. Рубинштейн).
В ходе анализа психолого-педагогической литературы нами выявленасущность формирования знаний младших школьников по предмету «Окружающий мир» на основе использования эмоциональных опор. Знания - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знания являются основным элементом содержания учебных программ и школьных учебников по предмету «Окружающий мир». Их важнейшими характеристиками являются полнота, глубина, систематичность, оперативность, гибкость, свернутость и развернутость, конкретность и обобщенность, осознанность и прочность. Эти характеристики знания могут выступать в качестве критериев оценки уровня их сформированности у младших школьников.
Исследование показало, что «эмоциональны опоры» - это средство
индивидуализации обучения, создающее условия для активизации познавательной деятельности младших школьников через их эмоциональное состояние и жизненный опыт. «Слитность» познавательной активности ученика с
эмоциональным состоянием помогает рассмотреть и изучить объект со всех сторон. Использование эмоциональных опор индивидуализирует процесс обучения, формирует эмоциональную готовность ученика к взаимодействию с окружающим миром, восприимчивость кразличного рода сенсорной информации, эмоционально-положительное отношение младшего школьника к окружающему миру.
Использование эмоциональных опор в формировании знаний младших школьников по предмету «Окружающий мир» будет эффективным, если: содержание эмоциональных опор учитывает возрастные особенности учащихся; учитель планирует методы и приёмы работы с эмоциональной опорой; младшие школьники вовлекаются в творческую работу по созданию эмоциональных опор по изученным темам.
В ходе теоретического анализа и экспериментальной работы были выявлены и апробированы педагогические условия формирования знаний младших школьников по предмету «Окружающий мир» на основе эмоциональных опор. Это следующие условия применение эмоциональных опор: сопоставление характера музыкального произведения с настроением пейзажа, определение характера и настроения музыкального произведения, создание воображаемой картины к нему, метод смыслового видения, метод символического видения, приём «чувственного» сопоставления, создание воображаемой ситуации, сравнение наблюдений с той информацией, которая представлена в пословице, поговорке о временах года, объяснить смысл пословицы, поговорки, которая характеризует сезонные изменения, создание воображаемого музыкального произведения к картине, на которой изображено время года, сопоставление одной эмоциональной опоры с другой у Н.Ф. Виноградовой.
Мы провели 6 уроков во 2 «Б» классе МБОУ «СОШ №7» г. Белгород с использованием различных видов эмоциональных опор. На контрольном этапе эксперимента, подтвердили эффективность апробированных нами педагогических условий формирования знаний младших школьников по предмету «Окружающий мир» на основе использования эмоциональных опор. В конце эксперимента количество учащихся, имеющих высокий уровень сформированности знаний младших школьников по предмету «Окружающий мир» повысилось с 15 до 20 %, средний уровень с 75 % до 80%. Количество учащихся, имеющих низкий уровень сформированности знаний с 10% до 0%. Таким образом, полученные в конце эксперимента данные свидетельствуют о положительном влиянии выделенных педагогических условий использования эмоциональных опор на уроках «Окружающего мира».
В ходе проведенного исследования была достигнута его цель и решены все поставленные задачи, гипотеза подтвердилась.
Проведённое исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы формирования знаний младших школьников. Перспективы дальнейшей разработки проблемы мы видим в изучении возможностей использования эмоциональных опор на уроках по другим предметам, привлечении учащихся к разработке опорных конспектов, ЛОС и эмоциональных опор (подбор и сочинение загадок, пословиц, изготовление народных костюмов, кукол, подготовка сценок к уроку и др.)
Проведенное исследование показало, что рассматриваемая проблема является актуальной для современной школы. Этой проблемой занимаются многие ученые, педагоги (Н.Ф. Виноградовой, Е.В. Головко, С.Н. Лысенкова; Ю.Ф. Сухарев, Н.Ф. Шаталов Э.А. Бараз, П.Я. Гальперин, А.М. Матюшкина, С.Л. Рубинштейн).
В ходе анализа психолого-педагогической литературы нами выявленасущность формирования знаний младших школьников по предмету «Окружающий мир» на основе использования эмоциональных опор. Знания - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знания являются основным элементом содержания учебных программ и школьных учебников по предмету «Окружающий мир». Их важнейшими характеристиками являются полнота, глубина, систематичность, оперативность, гибкость, свернутость и развернутость, конкретность и обобщенность, осознанность и прочность. Эти характеристики знания могут выступать в качестве критериев оценки уровня их сформированности у младших школьников.
Исследование показало, что «эмоциональны опоры» - это средство
индивидуализации обучения, создающее условия для активизации познавательной деятельности младших школьников через их эмоциональное состояние и жизненный опыт. «Слитность» познавательной активности ученика с
эмоциональным состоянием помогает рассмотреть и изучить объект со всех сторон. Использование эмоциональных опор индивидуализирует процесс обучения, формирует эмоциональную готовность ученика к взаимодействию с окружающим миром, восприимчивость кразличного рода сенсорной информации, эмоционально-положительное отношение младшего школьника к окружающему миру.
Использование эмоциональных опор в формировании знаний младших школьников по предмету «Окружающий мир» будет эффективным, если: содержание эмоциональных опор учитывает возрастные особенности учащихся; учитель планирует методы и приёмы работы с эмоциональной опорой; младшие школьники вовлекаются в творческую работу по созданию эмоциональных опор по изученным темам.
В ходе теоретического анализа и экспериментальной работы были выявлены и апробированы педагогические условия формирования знаний младших школьников по предмету «Окружающий мир» на основе эмоциональных опор. Это следующие условия применение эмоциональных опор: сопоставление характера музыкального произведения с настроением пейзажа, определение характера и настроения музыкального произведения, создание воображаемой картины к нему, метод смыслового видения, метод символического видения, приём «чувственного» сопоставления, создание воображаемой ситуации, сравнение наблюдений с той информацией, которая представлена в пословице, поговорке о временах года, объяснить смысл пословицы, поговорки, которая характеризует сезонные изменения, создание воображаемого музыкального произведения к картине, на которой изображено время года, сопоставление одной эмоциональной опоры с другой у Н.Ф. Виноградовой.
Мы провели 6 уроков во 2 «Б» классе МБОУ «СОШ №7» г. Белгород с использованием различных видов эмоциональных опор. На контрольном этапе эксперимента, подтвердили эффективность апробированных нами педагогических условий формирования знаний младших школьников по предмету «Окружающий мир» на основе использования эмоциональных опор. В конце эксперимента количество учащихся, имеющих высокий уровень сформированности знаний младших школьников по предмету «Окружающий мир» повысилось с 15 до 20 %, средний уровень с 75 % до 80%. Количество учащихся, имеющих низкий уровень сформированности знаний с 10% до 0%. Таким образом, полученные в конце эксперимента данные свидетельствуют о положительном влиянии выделенных педагогических условий использования эмоциональных опор на уроках «Окружающего мира».
В ходе проведенного исследования была достигнута его цель и решены все поставленные задачи, гипотеза подтвердилась.
Проведённое исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы формирования знаний младших школьников. Перспективы дальнейшей разработки проблемы мы видим в изучении возможностей использования эмоциональных опор на уроках по другим предметам, привлечении учащихся к разработке опорных конспектов, ЛОС и эмоциональных опор (подбор и сочинение загадок, пословиц, изготовление народных костюмов, кукол, подготовка сценок к уроку и др.)
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О ПРИРОДЕ НА ОСНОВЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОПОР ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О РОДНОМ КРАЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - Формирование у младших школьников ответственного отношения к
природе в краеведческой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ УВАЖЕНИЯ К ВЗРОСЛЫМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА В ИГРАХ-ДРАМАТИЗАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - Опора на витагенный опыт как средство развития познавательного интереса младших школьников (на материале предметов естественно-научного цикла)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ БЕЛГОРОДЧИНЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ УВАЖЕНИЯ К ВЗРОСЛЫМ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ К
ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА В ИГРАХ - ДРАМАТИЗАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



