Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О РОДНОМ КРАЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №81464

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2020
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
302
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЗНАНИЙ О РОДНОМ КРАЕ 6
1.1. Формирование знаний об ответственном отношении к природе
младших школьников как педагогическая проблема 6
1.2. Особенности формирований знаний о родном крае младших школьников 19
1.3. Внеурочная деятельность, как средство формирования знаний о родном крае у младших школьников 26
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 33
ГЛАВА 2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМИНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О РОДНОМ КРАЕ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1. Определение уровня сформированности знаний о родном крае младших школьников 35
2.2. Реализация программы внеурочной деятельности по формированию
знаний о родном крае младших школьников 40
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 46
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
Список используемых источников 54
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность дипломной работы. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края. Стать настоящими гражданами своей страны помогает обучающимся изучение малой родины, своего родного края. Школе принадлежит важная роль в воспитании гражданина нашей родины. Именно школа должна давать знания о своем родном крае, прививать бережное отношение к окружающему миру: природе, истории, культуре своего народа с ранних лет. Некоторые краеведческие представления обучающиеся получают уже в детском саду. Продолжение и закрепление работы по краеведческому представлению происходит в начальной школе. Так как именно в начальной школе закладываются основы воспитания познавательного интереса к изучению природы родного края.
Основная работа проводится во внеурочное время, поскольку часов на изучение родного края отводится сравнительно мало. Для поддержания развития и закрепления познавательных интересов обучающихся, удовлетворения детской любопытности происходит вовлечении младших школьников во внеурочную деятельность. Обучающиеся шире и глубже смогут изучать окружающую природу родного края, ее компоненты и их отличительные признаки, наглядно увидеть влияние человека на природу, пополнить свои знания о природе Челябинской области, ее выдающихся людях, литературе и истории родного края на занятиях внеурочной деятельности
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяет вышеизложенное.
Цель исследования: раскрыть роль внеурочной деятельности в процессе формирований знаний о родном крае младших школьников.
Объектом исследования: процесс формирования знаний о родном крае младших школьников.
Предмет исследования - внеурочная деятельность как средство формирований знаний о родном крае младших школьников.
Гипотеза: можно предположить что процесс формирований знаний о родном крае младших школьников будет происходить наиболее эффективно если в процессе обучения используются средства внеурочной деятельности .
Задачи.
1.Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2.Определить уровень сформированности знаний о родном крае младших школьников.
3.Реализация программы внеурочной деятельности по формированию знаний о родном крае младших школьников.
Методологической основой данного исследования послужили работы
Л.Д. Бобылевой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. рассматривающих особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе родного края, а работы Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А.П. Сидельковского создали психолого-педагогическое обоснование нашей проблемы.
Методы исследования: в ходе работы были использованы анализ, обобщение, систематизация научной литературы, анкетирование.
База исследования: МКОУ «Лебедевская ООШ», село Лебедевка, Еткульского района, Челябинской области.
В исследование принимали участия учащиеся 3 класса 9 человек.
Практическая значимость исследование: обусловлена тем, что её материалы могут быть использованы учителями начальной школы в процессе внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» в разделе «Краеведение».
Структура работы: состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), выводов по главам, заключения, списка использованных источников и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты исследования и проведенной опытно-экспериментальной работы подтвердили актуальность избранной темы и позволили реализовать поставленные задачи.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыто содержание понятия «ответственное отношение к природе», объединяющее в себе взаимосвязанные компоненты - ценностно-целевые ориентиры, связанные с задачами воспитания подрастающего поколения в духе ответственного отношения к окружающей природе как духовной и профессиональной установки личности, и сообразные конкретному возрасту характеристики ответственного отношения к природе.
Применительно к младшим школьникам, подросткам понятие «ответственное отношение к природе» - это целенаправленный процесс формирования знаний о природе родного края, уважения к культурным традициям народов, населяющих Уральский регион, связанных с бережным отношением к окружающему миру природы, деятельностного участия в посильном решении проблем защиты окружающей среды.
2.Обоснованы методологические подходы к формированию у младших школьников ответственного отношения к природе.
Аксиологический подход обосновывает значимость создание усилиями педагогов, детей и родителей развивающей среды как культурно-смыслового контекста, обогащающего представлений школьников о природе родного края и воспитание ценностного отношения к природным богатствам как одной из базовых национальных ценностей.
Системно-деятельностный подход предполагает организацию на занятиях краеведением исследовательской познавательной работы обучающихся, использование активных методов обучения, включающих школьников в ситуации деятельностного соучастия экологическим проблемам своего края, организации краеведческой деятельности, направленной на реализацию в собственном опыте идеи ответственного отношения к природе.
Опора на данные методологические подходы позволяет реализовать на практике следующие педагогические принципы.
Принцип ценностной ориентации - подразумевает развитие личности через присвоение общечеловеческих духовных ценностей, через формирование потребностей жить в гармонии с окружающим миром в соответствии с его законами.
Принцип эмоционально-деятельностного освоения эколого-гуманистических ценностей предполагает активизацию личностного опыта учащихся при изучении природы родного края в исследовательской деятельности на занятиях краеведением.
Принцип природосообразности означает осуществление воспитательного процесса теми способами, методами, средствами и в тех формах, которые соответствуют возрастным особенностям обучающихся. Краеведческая деятельность вовлекает детей в непосредственное общение с родной природой в процессе экскурсий, изучения культурных традиций местного населения, сбора материалов для исследовательской работы. Краеведчекая деятельность - проверенное временем средство, обеспечивающее эмоциональную насыщенность жизни школьника и свободу в выражении чувств: гордость за свою страну, любовь к малой Родине, бережное отношение к красоте родного края и его природным богатствам.
Теоретически обоснована модель формирования у младших школьников ответственного отношения к природе в краеведческой деятельности, которая включает следующие взаимозависимые и взаимообусловленные компоненты: целевой, методологический, содержательный, технологический, итоговый. Основу модели составляет идея формирования у младших школьников ответственного отношения к природе как основы их нравственной воспитанности.
Реализация модели осуществляется на основе оптимизации воспитательного процесса за счет создания развивающей среды в школе, обогащающей представления обучающихся о природе родного края, использования активных методов обучения, включающих школьников в ситуации деятельностного соучастия экологическим проблемам своего края, организации краеведческой деятельности, направленной на реализацию школьниками в собственном опыте идеи ответственного отношения к природе.
Проведена опытно-экспериментальная работа и проанализированы ее результаты.
На констатирующем этапе был подобран диагностический инструментарий по сформированности ответственного отношения к природе у детей младшего школьного возраста.
Для диагностики сформированности ответственного отношения к природе у детей был использован эмпирический метод - анкетирование.
Результаты проведенной диагностики показали, что у детей в группе преобладает низкий уровни сформированности знаний о родном крае. Такие результаты обусловили необходимость работы по данному направлению.
Разработанная нами программа по формированию ответственного отношения к природе у младших школьников включала в себя следующую тематику: беседы, экскурсии, игровую деятельность, обсуждение, проектную деятельность, работа в группах.
На занятиях использовались такие методы, как виртуальная экскурсия, выездная экскурсия, презентации, проектная деятельность.
Опытно-экспериментальная работа показала необходимость и достаточность обоснованных организационно-педагогических условий формирования ответственного отношения к природе у младших школьников
в краеведческой деятельности. Использование форм этической беседы, диспута, творческих заданий, диалогового обсуждения художественных произведений с экологической проблематикой, методов исследовательских проектов, эмоционального проживания проблемных ситуаций, рефлексии, самовыражения, позволило получить положительную динамику результатов диагностического исследования на итоговом этапе. Результаты полученные В ходе исследования, подтвердили выдвинутую гипотезу. Таким образом, задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.



1. Бирюкова, С.К. Духовно-нравственные традиции народа как фактор социокультурной стабильности общества [Текст] / С.К. Бирюкова .- М. : ГИТИС, 2005. - 160 с.
2. Большая иллюстрированная энциклопедия. В 32 томах [Текст] : 31. ШОП
— ЯДО — М. : АСТ: Астрель; 2010.
3. Василенко, Л.И. Экологическая этика: от натурализма к философскому персонализму [Текст] / Л.И.Василенко // Вопросы философии. - 1995. - № 3. - С. 37 - 48.
4. Акутина, С.П. Педагогические условия эффективного взаимодействия семьи и школы по воспитанию духовно - нравственных ценностей у подростков [Текст] / С.П.Акутина // Образование и общество. - 2009. - №1. - С.56-59.
5. Асташова, Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей [Текст] / Н.А. Асташова- М. : НПО МОДЭК, 2000.-272 с.
6. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В.И. Андреев. - Казань : Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
7. Бугаева А. П. Культурологический подход как основа целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников [Текст] / А. П. Бугаева, О. А. Лугинова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 17. - С. 16-20. - То же [Электронный ресурс]. // URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21459443(дата обращения: 02.06.2020г.).
8. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] /Л.С.Выготский.
- М. : Издательство Смысл, 2005. - 250 с.
9. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников/Д. В. Григорьев: Методический конструктор. - Москва.: Просвещение, 2010. - 223 с.
10. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-н/Д : «Феникс», 1996. - 480 с.
11. Ефремова,Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Текст] / Т.Ф. Ефремов. - М. : Русский язык, 2000.¬250 с.
12. Захлебный, А.Н. Этапы развития ответственного отношения школьников к природе [Текст] / А.Н. Захлебный // Отношение школьников к природе. - М. : Педагогика, 1998. - С. 86 - 118.
13. Игумнова, Е.А. Воспитание экологической культуры младших подростков [Текст] / Е.А. Игумнова Е.А.- Хабаровск: Астрель, 1999. - 23 с.
14. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития гражданина
России [Электронный ресурс] // Российское образование.
2016.URL: http://portal21. ru/news/we_recommend. php?ELEMENT_ID=1890(дата обращения: 02.06.2020).
15. Копцева, Т.А. Природа и художник. Художественно-эстетическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов [Текст] / Т.А. Копцева. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. -208 с.
16. Кошелева, В. Экология и нравственность [Текст] /В. Кошелева// Общественные науки и современность. - 1993. - № 1. - С. 153 - 162.
17. Кудикина, Н. В. Игровая деятельность младших школьников во внеурочное учебно-воспитательном процессе: Монография. / Н. В. Кудикина. - Москва: КГПУ им. Б.Д. Гринченко, 2013. - 272 с.
18. Куприна, Н.Г. Нравственное становление младших подростков в условиях педагогически организованной художественно-эстетической среды в школе [Текст] /Н.Г.Куприна // Педагогическое образование в России. - 2014. -№
12. - С. 138-143.
19. Кшнясева, Л.Л. Чувство природы. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л.Л. Кшнясева. - Екатеринбург, 2001.- 64 с.
20. Лазурский А.Ф.Классификация личностей. [Текст] Юрайт, 2019.- 275 с.
21. Лейтес, Н. С. Возрастная одарённость школьников [Текст] / Н. С. Лейтес. - М., 2000. -235с.
22. Леоньтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст]/ НПФ Смысл, 2007. - 790с.
23. Лысенко, А.В. Психолого-педагогические условия формирования профессионально- ценностных ориентаций будущего учителя музыки [Текст] : дис. ... канд. пед. наук :14.00.11/ А.В. Лысенко; Майкоп. гос. ун-т. - Майкоп, 2005. - 203 с.
24. Лисеев, И.К. Экология и образование [Текст] / И.К. Лисеев //Вопросы философии. - 2001. - № 10. - С. 17 - 24.
25. Лихачев, Д.С. Экология культуры [Текст] / Д.С. Лихачев // Памятники отечества. - 1980. - № 2. - 278 с.
26. Лось, В.А. Основы современного естествознания: Концепции, теории, проблемы [Текст]/ В.А. Лось. - М.: ИНФРА - М, 2000. - 192 с.
27. Матюшкин, А.М. Мышление. Обучение. Творчество
[Текст]
/ А.ММатюшкин. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. -560с
28. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина.-М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 352 с.
29. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. - Воронеж: НПО МОДЭК», 2003. - 400 с.
30. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2003. - 640 с.
31. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание дошкольников [Текст] / С.Н.
Николаева.- М.: АСТ, 1998. - 320 с.
32. Ожегов, С.И. Толковый словарь [Электронный ресурс] URL:http://slovarozhegova.ru (дата обращения: 02.06.2020).
33. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов [Текст] / И.П. Подласый.- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
34. Пикулина, Т. В. Внеурочная деятельность младших школьников / Т. В. Пикулина // Молодой ученый. — 2015. — № 2.1 (82.1). — С. 24-25.
35. Печко, Л.П. Экологическая эстетика в контексте культуры, науки, образования: от теории к практике [Текст] / Л.П. Печко // Вестник МГОПУ им. М.А. Шолохова. Серия «Экопедагогика». - 2004. - № 2. - С. 60 - 73.
36. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию [Текст]/ В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2003. - 324 с.
37. Слесик, К. М. Формирование умений общения младших школьников во внеклассной учебно-воспитательной работе: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.09 / К. М. Слесик. - Херсон., 2012. - 256 с.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) // Информационно-правовой портал Гарант.ру URL:
https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
39. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ // Официальный сайт компании Консультант плюс URL:http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/
40. Цветкова, И. В. Экологический светофор [Текст] / И. В. Цветкова.
— М. : Педагогическое общество России, 2000. — 64 с.
41. Ясвин, В.А. Мир природы в мире игр: опыт формирования отношения к природе [Текст] / В.А. Ясвин.- М.: Эколого-просветительский центр «Заповедники», 1998. - 40 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ