Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОТНОШЕНИЯ К НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Работа №68503

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2016
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
361
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования у младших школьников положительного отношения к
нравственным ценностям во внеурочной деятельности по литературному чтению
1.1. Характеристика нравственных ценностей в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Виды и формы внеурочной деятельности по литературному
чтению в начальной школе 17
1.3. Методы и приемы формирования у младших школьников положительного отношения к нравственным ценностям 26
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по формированию у младших школьников положительного отношения к нравственным ценностям
2.1. Диагностическое исследование уровня сформированности у
младших школьников положительного отношения к нравственным ценностям 37
2.2. Содержание работы по формированию у младших
школьников положительного отношения к нравственным ценностям во внеурочной деятельности по литературному чтению 41
2.3. Анализ результатов исследования уровня сформированности
у младших школьников положительного отношения к нравственным ценностям 46
Заключение 51
Библиографический список 54
Приложение


Если про человека говорят, что он добрый, чуткий, доброжелательный, то как человек он состоялся. Ушинский К.Д., заложивший научные основы педагогической мысли в России, тоже главную роль отводил нравственному воспитанию в развитии индивидуальности человека.
Сегодня, в XXI в., сложилась не совсем положительная ситуация в вопросе нравственного воспитания молодого поколения, поэтому в наше время перед педагогами, классными руководителями, воспитателями встаёт ряд проблем, касающихся процесса нравственного воспитания, а причиной этому является постоянная смена ценностей нашего общества. Чтобы объяснить данный факт можно приводить множество примеров из сообщений СМИ о постоянном росте преступности, а также о готовности многих людей действовать на грани беззакония для того, чтобы получить желаемое. У современной молодёжи зачастую размыты понятия о нравственности, а подрастающее поколение можно обвинить в безверии, бездушии и агрессивности. Причиной этому является не воспитанное в детстве положительное отношение к нравственным ценностям. Поэтому воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности, является приоритетной.
Ценности личности формируются в семье, в неформальных сообществах, трудовых, и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
В соответствие с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность, как и урочная, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь -это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Исследуемая проблема в своё время нашла отражение в работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова, В.А. Сухомлинского, В.А. Сластенина, И.П. Подласова, А.А. Реан, Л.М. Крыжановской, Р.С. Немова, Н.Ф. Талызиной, которые выявили сущность основных понятий нравственного воспитания и указали способы дальнейшего развития принципов, методов и форм нравственного воспитания.
Мы знаем, что внеурочная деятельность может проводиться по всем предметам начальной школы, включённым в образовательную программу. В своей работе мы рассматриваем вопрос о том, как с помощью внеурочной деятельности по литературному чтению сформировать у детей правильное, положительное отношение к нравственным ценностям.
Актуальность данной проблемы можно обосновать следующим образом: во- первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности; во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности; в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности; в-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Поэтому возникает противоречие между требованиями современного общества в широко образованных, высоконравственных людях, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности с одной стороны и наличным уровнем нравственной воспитанности членов современного общества с другой. Содействовать решению данного противоречия, по-нашему мнению, можно разными путями, в том числе и вовлекая младших школьников во внеурочную деятельность по литературному чтению.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования у младших школьников отношения к нравственным ценностям во внеурочной деятельности по литературному чтению.
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: внеурочная деятельность младших школьников по литературному чтению.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у младших школьников отношения к нравственным ценностям во внеурочной деятельности по литературному чтению.
Гипотеза исследования: формирование у младших школьников отношения к нравственным ценностям во внеурочной деятельности по литературному чтению будет эффективным если:
- обеспечивается включение учащихся в различные виды и формы внеурочной деятельности, предусмотренные требованиями ФГОС НОО (литературная игра, классные часы);
- используются такие приёмы в работе над содержанием литературных текстов, которые отражают собственную точку зрения учащегося;
- учащиеся выступают в качестве субъекта деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Дать характеристику понятию «нравственные ценности».
3. Рассмотреть возможности различных форм внеурочной деятельности по литературному чтению в деле формирования отношения к нравственным ценностям.
4. Провести экспериментальную работу по формированию у младших школьников положительного отношения к нравственным ценностям во внеурочной деятельности по литературному чтению.
Методы исследования:
а) теоретические- анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, абстрагирование, конкретизация.
б) эмпирические- эксперимент, наблюдение, измерение, опросник И.Б. Дермановой «Закончи предложение».
База исследования: МОУ СОШ №7 г. Белгорода, 1 «А» класс в количестве 26 человек.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на научно-практической конференции по итогам НИРС в рамках научной сессии НИУ «БелГУ» - 2015-2016 гг. на заседании секции «Педагогический эксперимент» с докладом по теме исследования; в публикации тезисов доклада в сборнике СНО НИУ «БелГУ».
Структура выпускной квалификационной работы определилась логикой исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, представлен научный аппарат: разработана проблема, определены цели, задачи, объект и предмет исследования, представлена формулировка гипотезы, в соответствии с которой были намечены основные направления практического исследования.
В первой главе нашего исследования «Теоретические основы формирования у младших школьников положительного отношения к нравственным ценностям во внеурочной деятельности по литературному чтению» раскрываются теоретические основы формирования у младших школьников положительного отношения к нравственным ценностям во внеурочной деятельности по литературному чтению.
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию у младших школьников положительного отношения к нравственным ценностям» описана экспериментальная работа по формированию у младших школьников положительного отношения к нравственным ценностям.
В Заключении логически и последовательно изложены теоретические и практические выводы по результатам проведённого исследования.
Библиографический список состоит из 51 источника.
В приложении предлагаются опросник, разработки внеурочных мероприятий и материалы экспериментальной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нравственное воспитание - целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания личности, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения, которое включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы.
Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно-чувственное переживание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения - выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок.
Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.
В процессе проведения исследования была изучена педагогическая литература, рассмотрена сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания, изучены формы, методы и приёмы нравственного воспитания младших школьников и их применение во внеурочной деятельности по литературному чтению. Был проведён анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему и сделаны следующие выводы.
Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.
Ценности - это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества.
Анализ сущности понятия «нравственные ценности» дал возможность определить те нравственные ценности, которые понятны и доступны младшим школьникам. По-нашему мнению, это милосердие, доброта, бескорыстие, взаимопомощь, совесть.
Было проведено диагностическое исследование уровня сформированности положительного отношения учащихся 1 «А» класса МОУ СОШ №7 г. Белгорода к нравственным ценностям. Критериями сформированности положительного отношения младших школьников к нравственным ценностям мы определили следующие:
- устойчивая положительная позиция по отношению к нравственным ценностям;
- проявление ребёнком симпатии к положительным поступкам;
- разграничение категорий добра и зла в повседневной жизни.
На основе выделенных критериев, был проведен опросник «Закончи предложение» И.Б. Дермановой, который показал наличный уровень сформированности положительного отношения учащихся 1 «А» класса к нравственным ценностям. Также, мы имели возможность в процессе педагогической и преддипломной практики наблюдать за поведением детей и на уроках, и на переменах, и во внеурочной деятельности. После анализа результатов теоретического и диагностического исследования проблемы нами была разработана система мероприятий, направленных на повышение уровня сформированности положительного отношения младших школьников к нравственным ценностям. Нами были проведены следующие мероприятия: литературная игра «Нравственный мир сказок» и внеурочные занятия на темы «Учимся любить, понимать, прощать», «Добро и зло», «Милосердие. Благотворить».
Проведённое диагностическое исследование на заключительном этапе экспериментальной работы подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что формированию положительного отношения к нравственным ценностям способствуют правильно подобранные формы и методы работы в процессе внеурочной деятельности по литературному чтению. Уровень сформированное™ положительного отношения к нравственным ценностям у учащихся 1 «А» класса значительно повысился, поведение изменилось в лучшую сторону, межличностные отношения в классе заметно улучшились. То есть, мы можем утверждать, что если начатая нами работа в этом направлении будет продолжена, то к концу обучения в начальной школе у детей этого класса будет сформировано устойчивое положительное отношение к нравственным ценностям и будет заложен крепкий фундамент нравственно устойчивой, всесторонне развитой и воспитанной личности.
Завершая наше исследование, мы можем сказать, что нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребёнка - это та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации, поэтому внеурочная деятельность по литературному чтению имеет все возможности, чтобы развивать у учащихся нравственные качества личности, т.к., читая, ребёнок может разграничивать героев на добрых и злых, вступает в дискуссии, которые способствуют формированию его точки зрения и помогают не зависеть от мнения окружающих.
Школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы своей жизни, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества, а этому поможет целенаправленное нравственное воспитание, органически вплетённое в урочную и во внеурочную деятельность.



1. Адаменко М.Н. Ярмарка крылатых выражений для детей 8-10 лет / М.Н. Адаменко // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2001. - № 4. - С. 56-62.
2. Артюгина Т.Ю. Ориентация младших школьников на нравственные ценности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.Ю. Артюгина. - Петрозаводск: АГТУ, 2004. - 22 с.
3. Афанасьев М.Д Книга и чтение в жизни небольших городов /
М.Д. Афанасьев и др. - М.: Книга, 1999. - 328 с.
4. Барсукова Е.А. Почему и как самоопределяется ребенок? [Текст] /
Е.А. Барсукова, Т.В. Федорова // Директор школы. - 2010. - № 1 - С. 76-80.
5. Безрукова В.С. Проективная педагогика / В.С. Безрукова. - М.: Просвещ., 2001. - 118 с.
6. Беседы с учителем: 3 класс четырехлетней начальной школы / под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана-Графф, 2000. - 400 с.
7. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. Вопросы теории / Н.И. Болдырев. - М.: Педагогика, 2009. - 224 с.
8. Бондарчук А.И. Народная педагогика и нравственное воспитание детей в современном российском обществе / А.И. Бондарчук; НИУ БелГУ // Научное мнение. - 2013. - № 8. - С. 205-210.
9. Веденеева Г.И. Феномен родного края и его ресурс в духовно-нравственном воспитании учащихся / Г.И. Веденеева // Педагогика. - 2013. - № 8. - С. 58-63.
10. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещ., 2011. - 223 с.
11. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // А.Я. Данилюк[Офиц. сайт]. URL:http://mou- licey2.ru/wp-content/uploads/2014/11/B-5(Дата обращения: 15.03.2016)
12. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя начальной школы / Н.И. Дереклеева. - М.: ВАКО, 2005. - 240 с.
13. Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе / Н.Ф. Дик. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 285 с.
14. Донская Д.А. О нравственном воспитании детей / Д.А. Донская //
Литература в школе. - 2006. - № 2. - С. 48-49.
15. Загвязинский В.И. Теория обучения в вопросах и ответах /
B. И. Загвязинский. - М.: Академия, 2008. - 160 с.
16. Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен / А.В. Зосимовский // Педагогика. - 2008 - № 7. - С. 36-46
17. Ивочкина Т.Н. Внеурочная деятельность в продуктивно ориентированной открытой школе / Т.Н. Ивочкина. - Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2006. - 138 с.
18. Каирова И.А. Азбука нравственного воспитания / И.А. Каирова, О.С. Богданова. - М.: Просвещение, 2006. - 160 с.
19. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесс. - М.: Новая школа, 2003. - 80 с.
20. Колдунов Я.И. Нравственное воспитание личности школьника / Я.И. Колдунов. - Калуга, 2007. - 197 с.
21. Костенникова О.В. Организация внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС как инструмент интеграции дополнительного и общего образования / О.В. Костенникова // Воспитание школьников. - 2012. - № 7. -C.46-48.
22. Крившенко Л.П. Педагогика / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Проспект, 2010. - 432 с.
23. Кузнецова Л.В. Гармоническое развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещ., 2008. - 241 с.
24. Курмелева Н.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению / Н.А. Курмелева // Начальная школа. - 2014. - № 11. - С. 55-59.
25. Лазарева В.А.Обучение чтению на внеурочных занятиях / В.А.Лазарева // Начальная школа.- 2009. - №7.- С.19-25.
26. Луканова Н.Ю. Отношение понятий «внешкольная работа», «внеклассная
работа» и «внеурочная работа» // Н.Ю. Луканова[Офиц. сайт].
URL:http://elibrary.ru/item.asp?id=22404439(Дата обращения: 28.01.16)
27. Маленкова Л.И. Теоретические основы методической воспитательной работы / Л.И. Маленкова. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 480 с.
28. Марьенко И.С. Нравственное становление личности / И.С. Марьенко. - М.: Педагогика, 2005. - 104 с.
29. Матвеев П.Е. Моральные ценности / П.Е. Матвеев. - Владимир: Владимирский гос. ун-т, 2004. - 190 с.
30. Метлик И.В. Развитие воспитательного компонента общего образования / И.В. Метлик // Педагогика. - 2013. - №5. - С. 24-35.
31. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика /
Э.Ш. Натанзон. - М.: Просвещ., 2001. - 349 с.
32. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов - М.: Юрайт, 2010. - 670 с.
33. Павловская, О.А. Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека // О.А. Павловская [Офиц. сайт]. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86751(Дата обращения: 11.02.2016)
34. Подласый П.И. Педагогика / И.П. Подласый. - М.: Высш. обр., 2008. - 541 с.
35. Примерные программы внеурочной деятельности / В.А. Горский и др. - М.: Просвещ., 2011. - 111 с.
36. Прохорова С.Ю. Реализация стандартов второго поколения (Организация внеурочной деятельности в начальной школе полного дня) / С.Ю. Прохорова, О.А. Еремеева, З.Д. Трубина // Начальная школа: плюс До и После. - 2011. - № 4. - С. 45-49.
37. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе / И.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 255 с.
38. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т.Т.2 / под ред. А.П. Горкина. - М.: Большая Российская энцикл., 1999.- 672 с.
39. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т.Т.1 / под ред. В.Г. Панова. - М.: Большая Российская энцикл., 1999.- 608 с
40. Скоморохова М.И. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования / М.И. Скоморохова. - Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2012. -Ч.1. - 215 с.
41. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
42. Стародубова Е.А. Эмоционально-нравственное развитие личности младшего школьника в процессе образования / Е.А. Стародубова // Начальное образование. - 2007. - № 5. - С. 40-41.
43. Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М.: Молодая гвардия, 1982. - 270 с.
44. Тихонова Е.П. Читательский дневник для начальной школы / Е.П. Тихонова // Школьная библиотека. - 2003. - № 6. - С. 40-43.
45. Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку»/ Л.Е. Тумина. - М.: Перспектива, 1999. - 373 с.
46. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников / И.Ф. Харламов. - М.: Просвещ., 2002. - 144 с.
47. Чернокнижников Я.И. Моральное воспитание личности школьника / Я.И. Чернокнижников, Я.И. Колдунова. - Калуга: Изд-во КГИ, 2007. - 197 с.
48. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы: Методические рекомендации / Ф.П. Черноусова. - М.: Пед. поиск, 2004. - 116 с.
49. Шитякова Н.П. Методы и механизмы духовно-нравственного воспитания младших школьников / Н.П. Шитякова // Начальная школа плюс-минус. -2007. - № 11. - C. 3-6.
50. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещ.,2001. - 160 с.
51. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова. - М.: Пед. об-во России, 2002. - 224 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ