Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА И ДЕТСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ МУЗЕИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Работа №68502

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

туризм

Объем работы98
Год сдачи2016
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
360
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
1.1 Общетеоретические принципы и психолого-педагогические концепции в
музейной педагогике 8
1.2. Музейно-педагогический опыт США 17
1.3 Формирование музейной педагогики и детских музеев в
Германии 28
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА И МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЖУРНАЛА «СОВЕТСКИЙ МУЗЕЙ»
2.1. Музеи и музейная педагогика 1931-1940 гг 38
2.2. Коренные изменения в 1983-1990 гг 51
ГЛАВА 3. ДЕТСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ МУЗЕИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
3.1 Развитие музея политической истории и появление детской
экспозиции 61
3.2. Деятельность Детского исторического музея 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ

По мнению физика и педагога Фрэнка Оппенгеймера главная цель музея, концентрирующего в себе интеллектуальные и духовные достижения человечества - сохранение культуры. Главная цель Школы - передача культуры. Зачем же считать, что сохранение культуры отдельно от передачи ее посредством образования.
В наше время общеобразовательное пространство больше не ограничивается стенами школы. Модернизация отечественного образования, новые стандарты привели к несомненному усилению роли музея в жизни современного общества. Сегодня нам уже сложно представить свое обучение и даже просто досуг, без посещения музеев, а значит и без грамотного специалиста в этой области, который разбирается в своем предмете, владеет информацией, умеет правильно преподнести материал и заинтересовать как взрослых, так и юных экскурсантов. Справится со всеми задачами сотрудникам помогает музейная педагогика.
Эта дисциплина появилась в нашей стране не так давно и наибольшую популярность пробрела в 80-ее гг. XX века. Зародилась она в Германии. Основу музейной педагогики заложил А. Лихтварка, а также Г. Кершенштейнер, Г. Фройденталь и А. Рейхвен.
На сегодняшний момент музейная педагогика полностью сформировалась как область исследовательской и практической деятельности, связанной с необходимостью развития музейной коммуникации. Она фокусируется на образовательном назначении музеев и необходимости транслировать накопленные ими историко-культурные ценности максимально широким социальным группам.
Музейная педагогика развивалась, видоизменялась, нарабатывала различные способы взаимодействия с аудиторией, а параллельно с ней за рубежом происходило формирование особенного явления, получившего название детский музей.
Для того чтобы понять, какую миссию возложили на себя детские музеи, необходимо обратиться к трудам преподавателей и психологов, являющимся основополагающими среди музейных педагогов. Нельзя обойти стороной идеи швейцарского психолога и философа Ж. Пиаже, теории американского педагога Дж. Дьюи, а также методики и разработки итальянского врача и педагога М. Монтессори и «дары» немецкого ученого Ф. Фребеля.
Родиной детских музеев по праву считается США. Первые детские пространства стали появляться уже в конце XIX века. Особую популярность детские музеи приобрели в 1960-е, а затем и в 1990-е годы, когда детское музейное движение охватило и европейские, а затем азиатские страны.
На сегодняшний день количество Детских музеев превысило 500 и это можно считать только началом. Они пользуются популярностью на всех континентах, во всех странах. Как написал выдающийся английский исследователь Кеннет Хадсон в своей книге «Влиятельные музеи», детский музей «настолько повысил свой престиж, что стал опасным соперником тех самых школ, которым он так часто стремился помогать».
Актуальность исследования обусловлена особой ролью музеев в современном обществе, ростом интереса к музейной педагогике и необходимостью выявления новых форм и способов работы с юными экскурсантами.
Объект исследования: музейная педагогика и детские исторические музеи Санкт-Петербурга в социокультурном образовательно-воспитательном контексте.
Предмет исследования: теоретические основы музейной педагогики и деятельность детских исторических музеев в Санкт-Петербурге.
Цель выпускной работы: изучение приемов музейной педагогики и выявление новых форм работы с детской аудиторией.
Для достижения цели данной работы, выделен ряд задач:
- изучить общетеоретические принципы и психолого-педагогические концепции в музейной педагогике;
- выявить особенности музейной педагогики США;
- проанализировать этапы формирования музейной педагогики и детских музеев в Германии;
- раскрыть историю музейного дела в России через выпуски журнала «Советский музей» за 1931-1941 гг., и 1983-1990 гг.;
- рассмотреть, как развивался и изменялся музея политической истории и проанализировать причины появление в нем детской экспозиции;
- проанализировать деятельность детских исторических музеев;
- составить авторскую программу на основе приобретенной теоретической базы и наблюдения;
Гипотезы исследования: Музейная педагогика может стать уникальным дополнение к школьному образованию, если будет задействовать все свои ресурсы. Она поможет ученикам выйти за привычные рамки школьной программы и откроет глаза на историю России, научит читать символы, бережно относиться к памятникам, вести диалог и самостоятельно мыслить.
Степень научной разработанности проблемы: Теоретической базой исследования явились труды известных педагогов, философов, историков, психологов. А именно: работы педагогов и ученых, которые разработали свои собственные методики по работе с детьми. Были изучены труды И. Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, М. Монтессори, Д. Дьюи, Ж. Пиаже. Работы зарубежных авторов были интересны тем, что в них была найдена информация о детских программах, которые реализовывались в музеях США. Из отечественных авторов стоит отметить труды А. У. Зеленко. Также нельзя не сказать о научных статьях М. Ю. Юхневича, Е. Б. Медведевой, Н. Г. Макаровой, С. Б. Мининой, Е.В. Ивановой, Ф. Верпланке.
Состояние музейного дела проанализировано основываясь на статьях журнала «Советский музей», который выходил с 1931 г. Особое внимание журнал уделял проблемам музейной экспозиции, как решающим для всего дела формирования музейной экспозиции. В журнале помещались статьи по вопросам изучения эффективности восприятия материала, изучения музейного зрителя, характер этикетажа, форм и методов передвижных выставок, работа со школой и на предприятия, ряд статей по сохранности музейных экспонатов и по методам их реставрации, также освещалась деятельность заграничных музеев. Были проанализированы выпуски журнала за 1931-1940 гг. и за 1983-1990гг.
К изучению вопросов, связанных с деятельностью передовых детских исторических музеев, обращались многие авторы. А именно: Е.Г. Артемов, А. А. Мисько, А. Сыромятников, А. П. Смирнов, О.В. Великанова, Н. А. Петровская, О. Л. Некрасова-Каратаева, Н.П. Баранова, М. С. Серов, А. А. Сурупина, О. Н. Кокшайская, М. Г. Кочиева.
Методы исследования: анализ психологической и педагогической литературы по обозначенной тематике; эмпирический - наблюдение, экспериментирование, в рамках практической работы автора в детском музее.
Научная новизна выпускной квалификационной работы. В работе исследована история формирования музейной педагогики как в России, так и за рубежом. Охарактеризована специфика детских музеев в США и Германии. Проанализирована деятельность детских исторических музеев в Санкт-Петербурге. На основе изученного материала составлена авторская детская программа для детей.
Научно-практическая значимость исследования заключается в расширении спектра знаний о музейной педагогике.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена задачами, поставленными автором. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения, которое состоит из авторской исторической программы для детей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день музейная педагогика пользуется популярностью как в России, так и за рубежом. Это особое направление в музейном деле зародилось благодаря глубоким и многоаспектным разработкам конца XIX - начала XX вв. К ним относятся работы Ж. Пиаже и теории Дж. Дьюи, а также методики, и разработки М. Монтессори и Ф. Фребеля. Именно труды этих ученых открыли новые горизонты для музейного дела и заложили фундамент для возникновения детских музеев.
Благодаря работам этих ученых и педагогов дети в музеях стали уже не случайными посетителями, а желанными гостями, для которых были разработаны специальные программы, коллекции.
Соединенные Штаты Америки по праву считают родиной первых детских музеев. Они начали появляться с 1899 года и мгновенно завоевали популярность. И важно отметить, что практически все детские музеи США возникали благодаря отдельным активистам.
Что же касается детских программ и коллекций, то можно сказать, что в детских музеях Соединенных Штатов Америки существуют самые разнообразные формы взаимодействия с юной аудиторией. Дети охотно посещают музеи, ведь они там получают эмоциональную разрядку, а в форме игр и викторин узнают много нового и интересного. Также нельзя упустить, что в музеях дети приобретают навыки, которых, безусловно, пригодятся им в реальной жизни. Залог успеха американских детских музеев можно объяснить тем, что они развиваются динамично, не бояться экспериментировать и применять на практике различные психолого-педагогические теории.
В Германии путь детских музеев был более сложным, но на сегодняшний день детские музеи в этой стране могут похвастаться отработанной системой взаимодействия между музеем и школой. Многие музеи отметили, что своей главной задачей они ставят работу именно с детской аудиторией.
Знакомство с зарубежным опытом в области музейной педагогики - это интересный и полезный материал, который можно попытаться испробовать на детских музеях нашей страны.
Во второй главе был изучен журнал «Советский музей» за 1931-1941 гг. и 1983-1990 гг., выявлены основные тенденции музейной педагогики и приемы работы с аудиторией разных возрастов в нашей стране.
Журнал в своих статьях отражал состояния музейного дела, как в нашей стране, так и за рубежом. Просмотрев музейное дело в небольшой исторической ретроспективе можно заключить, что оно не стоит на месте, а постоянно развивается, следует за обществом, оно динамично.
Анализируя статьи, помещенные в журнале «Советский музей» можно отметить, что уже к 1936 г. музейные работники пришли к тому, что посетителей необходимо задействовать, чтобы они не были исключительно сторонними наблюдателями. Также в 30-е годы набирали популярность экскурсии нового типа, их можно назвать интерактивными, примером может послужить детская экскурсия, посвященная путешествию в Японию, более того постепенно стали развиваться тематические экскурсионные маршруты. Появился интерес к детским музеям, и уже тогда появилась тенденция сотрудничества музея и школы.
Третья глава посвящена деятельности детских исторических музеев Санкт-Петербурга. В ней изучена история появления Детского исторического музея (ДИМа), основные программы, формы и методики работы с детьми, также рассмотрена работа музея «Улица Времени».
Чтобы увидеть, как педагоги общаются с детской аудиторией, как строят занятия, формулируют задания было принято решение посетить занятия в ДИМе.
Интерактивные программы в детском историческом музее приобщают детей к истории, мировой культуре, духовным и моральным ценностям. Как пишет педагог А.П. Смирнов: «Музей должен предлагать показ истории во всей сложности, противоречивости, многообразии и альтернативности; предоставлять возможности для формирования думающей, сомневающейся, ищущей духовные идеалы личности».195 Процесс образования в музее включает в себя практические занятия, игры, семинары, лекции, домашние задания.
На основании изученного материала была составлена авторская историческая программа для детей: «Путешествие в сердце северной столицы». В ней мы постарались учесть психологические особенности детей, их интересы, старались задействовать различные формы работы с аудиторией, подготовили портфель экскурсовода со вспомогательными материалами.
Таким образом, в результате проведенного исследования нами были подтверждена выдвигаемая во введении гипотеза: Музейная педагогика может стать уникальным дополнение к школьному образованию, если будет задействовать все свои ресурсы. Она поможет ученикам выйти за привычные рамки школьной программы и «откроет глаза» на историю России, научит читать символы, бережно относиться к памятникам, вести диалог и самостоятельно мыслить.



1. Артемов Е. Г. Музейно-педагогические технологии - СПб: ФГУК ГМПИР, 2006. - 32 с.
2. Артемов Е. Г. Рожденный трижды. Государственному музею политической истории России 90 лет (1919-2009) - СПб: ФГУК ГМПИР, 2009. - 55 с.
3. Артемов Е. Г. Роль и место детского исторического музея в системе непрерывного образования // Международный педагогический семинар «Здравствуй, музей!» - СПб: Гос. Рус. Музей, 1995. - С. 11 - 15.
4. Артемов Е.Г. 10 лет без права на ошибку// Воспитание патриотизма, гражданственности и политической культуры средствами музейной коммуникации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. ФГУК «ГМПИР». СПб: ФГУК ГМПИР, 2004. - С. 1 - 7.
5. Баранова (Петушкова) Н.П. Ценность диалога в работе со школьниками (на примере Детского исторического музея // Молодежная культура и ценности будущего - СПб: Verba Magistri, 2001. - С. 57 - 61.
6. Баранова Н.П. Концепция развития музейно-педагогического пространства Детского исторического музея. Традиция и инновация // ГМПИР: 90 лет в пространстве истории и политики - СПб: Норма, 2010. - С. 154 - 157.
7. Баранова Н.П. Роль музейного предмета в трансформации исторической среды «Сельская школа» и «Гимназия» в Детском историческом музее //Детский музей: отражение перемен - СПб: «Любавич», 2014. - С.111 - 117.
8. Баранова Н.П., Иоффе Д.Б.Интерактивные программы в музейно-педагогическом пространстве Детского исторического музея // Исторический музей как зеркало перемен 1991-2011 - СПб: ГМПИР Норма, 2012. - С. 110 -115.
9. Верпланке Ф. Пути музейной педагогики. О стремлении детских и юношеских музеев стать новыми объектами культурной педагогики // Музейная педагогика за рубежом - М: Лаборатория музейного проектирования, Российский институт культурологии, 1997. - С. 65 - 68.
10. Грицкевич В.П. История музеев мира. Минск, 2003. - 256 с.
11. Дауге А. Искусство в творчестве и воспитании. М., 1911. - 164 с.
12. Долженко Г.П. Экскурсионное дело - Ростов н/Д: «Март» ,2006. - 153 с.
13. Дьюи Д. От ребенка - к миру, от мира - к ребенку - М: Карапуз,2009. - 348 с.
14. Дьюи Дж. Школа и общество - М: Работник просвещения,1925. - 46 с.
15. Зеленко А. У. Детские музеи в Северной Америке - М: Работник просвещения, 1925. - 232 с.
16. Иванова Е.В. Музей и детское творчество // Международный педагогический семинар «Здравствуй, музей!» - Спб: Гос. Рус. музей, 1995. - С. 35 - 40.
17. Кагоров Е.Г. Современное педагогическое движение в Западной Европе и Америке - М: Работник просвещения, 1928. - 276 с.
18. Карпова Ю. В. Идеи Фридриха Фребеля // Использование игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной области «Познавательное развитие». М., 2014. - С. 5 - 8.
19. Кокшайская О. Н. Методика музейной работы с детьми, подростками и молодежью // Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика - М: НИИК, 1989. - С. 74 - 79.
20. Кочиева М.Г. Детский исторический музей на Заячьем острове: погружение в историю и перспективы разговора со своим прошлым // Детский музей: отражение перемен - СПб: «Любавич», 2014. - С. 118 - 123.
21. Лысенко Е.А., Сенина М.А. Особенности политической культуры старших школьников Санкт-Петербурга (из опыта проведения музейной ролевой игры «Мы выбираем - нас выбирают». 2006-2011 гг.) // Исторический музей как зеркало перемен. 1991-2011. Материалы Международной научно-практической конференции 5-6 октября 2011 - СПб: Норма, 2012. - С. 114 - 119.
22. Макарова Н. Г. Детские музеи Америки: история и современность // Музейная педагогика за рубежом - М: Лаборатория музейного проектирования, Российский институт культорологии,1997. - С. 22 - 39.
23. Макарова Н.Г. Проект «Дом: детский открытый музей в Москве». // Международный педагогический семинар «Здравствуй, музей!» - Спб: Гос. Рус. музей, 1995. - С. 55 - 59.
24. Медведева Е.Б. Детский музей и музейная педагогика. Или «назвался груздем.»? // Детский музей: отражение перемен - СПб: «Любавич» 2014., - С. 15 - 20.
25. Медведева Е.Б. Музейная педагогика Германии в прошлом и настоящем // Музейная педагогика за рубежом - М: Лаборатория музейного проектирования, Российский институт культурологи ,1997. - С. 45 - 61.
26. Медведева Е.Б. Музейная педагогика: определение дефиниции // Международный педагогический семинар «Здравствуй, музей!» - СПб: Гос. Рус. музей,1995. С. 71 - 75.
27. Минина С.Б. Неслучайные «подарки» детскому музею //Музейная педагогика за рубежом - М: Лаборатория музейного проектирования, Российский институт культурологи, 1997. - С. 40 - 44.
28. Монтессори М. Впитывающий разум ребенка - СПб: Волонтеры, 2009. - 318 с.
29. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики - М: АСТ Астрель, 1915. - 269 с.
30. Музыченко В.А. Сергей Иосифович Аввакумов - директор Государственного музея Революции //ГМПИР: 90 лет в пространстве истории и политики - СПб: Норма, 2010. - С. 80 - 88.
31. Мышева Т.П. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидат исторических наук. Таганрог, 2007. - 3 с.
32. Некрасова-Каратаева О. Л. К проблеме музея детского художественного творчества // Международный педагогический семинар «Здравствуй, музей!» - СПб: Гос. Рус. музей, 1995. - С. 90 - 98.
33. Нувахов Б.Ш. Российская музейная энциклопедия. М., 2001. - 400 с.
34. Песталоции И.Г. Лебединая песня // Песталоции И.Г. Избранные педагогические сочинения. М,1981. - С. 37 - 40.
35. Песталоцци И.Г Избранные педагогические труды. М.,1891.- 289 с.
36. Петровская Н. А. ГМ ПИР в XXI веке: концепция музейно-педагогической деятельности// Музей XXI века: мечта и реальность. СПб., 1999. - С. 112 -115.
37. Петровская Н. А. Детский исторический музей в Петербурге // Международный педагогический семинар «Здравствуй, музей!» - СПб: Гос. Рус. музей, 1995. - С. 11 - 16.
38. Петушкова (Баранова) Н.П. Ценность диалога в работе со школьниками (на примере Детского исторического музея // Молодежная культура и ценности будущего - СПб: Verba Magistri, 2001. - С. 54 - 58.
39. Пиаже Ж. Избранные психологические труды - М: Международная психологическая академия, 1969 - 680 с.
40. Рогачева Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи в ХХ веке: кросс-культурный контекст - Владимир: ВГПУ,2005. - 332 с.
41. Рубан Н.И. Музеология. История музейного дела. Музейное дело на Дальнем Востоке России. Основные направления и формы музейной деятельности - Хабаровск: Н. И. Рубан, 2007 - 149 с.
42. Серова М. С. Школьный урок истории и музейно-педагогическое занятие: общее и особенное // Детский музей: отражение перемен- СПб: Любавич, 2014. - С. 149 - 153.
43. Смирнов А.П. Государственный музей Революции в годы Великой Отечественной войны// ГМПИР: 90 лет в пространстве истории и политики - СПб: Норма, 2010. - С. 102 -110.
44. Смирнов А.П. Роль современного исторического музея в изучении школьниками курса отечественной истории // Детский музей: отражение перемен - СПб: Любавич, 2014. - С. 28 - 34.
45. Сурпина А. А. Знакомство ребенка с музейным предметом в детском музее (из опыта проведения образовательных программ в «Кабинете музейного историка») // Детский музей: отражение перемен - СПб: Любавич, 2014. - С. 92 - 96.
46. Фребель Ф. Объяснительные заметки к 6 дарам Фребеля. Для родителей и воспитателей. М., 1878. - 98 с.
47. Хадсон К. Влиятельные музеи мира - Новосибирск: Сиб. хронограф, 2001. - 194 с.
48. Юренева Т.Ю. Музееведение - М: Академический проект, 2003. - 583 с.
49. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей - М: РИК, 2001. - 154 с.
50. Cleaver J. Doing Children’s Museum. Charlotte, 1988. - 343 р.
51. Eston D. The Reassessment of the Concept of Political Support. British Journal of Political Sciece.
52. Moore E. Youth in Museum. Philadelphia., 1941 - 154 р.
53. Zucker B.F.Children’s Museum, Zoos and Discovery Rooms. N.Y.1987. - 124 р.
Источники
1. Советский музей. 1939. Вып.2.
2. Советский музей. 1932. Вып.1.
3. Советский музей. 1938. Вып.1.
4. Советский музей. 1939. Вып.1.
5. Советский музей. 1983. Вып.1.
6. Советский музей. 1983. Вып.2.
7. Советский музей.1932. Вып.2.
8. Советский музей.1932. Вып.2.
9. Советский музей.1932. Вып.2.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ