Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА И ДЕТСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ МУЗЕИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Работа №133157

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

туризм

Объем работы98
Год сдачи2016
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
1.1 Общетеоретические принципы и психолого-педагогические концепции в музейной педагогике 8
1.2. Музейно-педагогический опыт США 17
1.3 Формирование музейной педагогики и детских музеев в Германии 28
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА И МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ЖУРНАЛА «СОВЕТСКИЙ МУЗЕЙ»
2.1. Музеи и музейная педагогика 1931-1940 гг 38
2.2. Коренные изменения в 1983-1990 гг 51
ГЛАВА 3. ДЕТСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ МУЗЕИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
3.1 Развитие музея политической истории и появление детской экспозиции 61
3.2. Деятельность Детского исторического музея 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 88

По мнению физика и педагога Фрэнка Оппенгеймера главная цель музея, концентрирующего в себе интеллектуальные и духовные достижения человечества - сохранение культуры. Главная цель Школы - передача культуры. Зачем же считать, что сохранение культуры отдельно от передачи ее посредством образования.1
В наше время общеобразовательное пространство больше не ограничивается стенами школы. Модернизация отечественного образования, новые стандарты привели к несомненному усилению роли музея в жизни современного общества. Сегодня нам уже сложно представить свое обучение и даже просто досуг, без посещения музеев, а значит и без грамотного специалиста в этой области, который разбирается в своем предмете, владеет информацией, умеет правильно преподнести материал и заинтересовать как взрослых, так и юных экскурсантов. Справится со всеми задачами сотрудникам помогает музейная педагогика.2
Эта дисциплина появилась в нашей стране не так давно и наибольшую популярность пробрела в 80-ее гг. XX века. Зародилась она в Германии. Основу музейной педагогики заложил А. Лихтварка, а также Г. Кершенштейнер, Г. Фройденталь и А. Рейхвен.
На сегодняшний момент музейная педагогика полностью сформировалась как область исследовательской и практической деятельности, связанной с необходимостью развития музейной коммуникации. Она фокусируется на образовательном назначении музеев и необходимости транслировать накопленные ими историко-культурные ценности максимально широким социальным группам.3
Музейная педагогика развивалась, видоизменялась, нарабатывала различные способы взаимодействия с аудиторией, а параллельно с ней за рубежом происходило формирование особенного явления, получившего название детский музей.
Для того чтобы понять, какую миссию возложили на себя детские музеи, необходимо обратиться к трудам преподавателей и психологов, являющимся основополагающими среди музейных педагогов. Нельзя обойти стороной идеи швейцарского психолога и философа Ж. Пиаже, теории американского педагога Дж. Дьюи, а также методики и разработки итальянского врача и педагога М. Монтессори и «дары» немецкого ученого Ф. Фребеля.
Родиной детских музеев по праву считается США. Первые детские пространства стали появляться уже в конце XIX века. Особую популярность детские музеи приобрели в 1960-е, а затем и в 1990-е годы, когда детское музейное движение охватило и европейские, а затем азиатские страны. 4
На сегодняшний день количество Детских музеев превысило 500 и это можно считать только началом. Они пользуются популярностью на всех континентах, во всех странах. Как написал выдающийся английский исследователь Кеннет Хадсон в своей книге «Влиятельные музеи», детский музей «настолько повысил свой престиж, что стал опасным соперником тех самых школ, которым он так часто стремился помогать».5
Актуальность исследования обусловлена особой ролью музеев в современном обществе, ростом интереса к музейной педагогике и необходимостью выявления новых форм и способов работы с юными экскурсантами.
Объект исследования: музейная педагогика и детские исторические музеи Санкт-Петербурга в социокультурном образовательно-воспитательном контексте.
Предмет исследования: теоретические основы музейной педагогики и деятельность детских исторических музеев в Санкт-Петербурге.
Цель выпускной работы: изучение приемов музейной педагогики и выявление новых форм работы с детской аудиторией.
Для достижения цели данной работы, выделен ряд задач:
• изучить общетеоретические принципы и психолого-педагогические концепции в музейной педагогике;
• выявить особенности музейной педагогики США;
• проанализировать этапы формирования музейной педагогики и детских музеев в Г ермании;
• раскрыть историю музейного дела в России через выпуски журнала «Советский музей» за 1931-1941 гг., и 1983-1990 гг.;
• рассмотреть, как развивался и изменялся музея политической истории и проанализировать причины появление в нем детской экспозиции;
• проанализировать деятельность детских исторических музеев;
• составить авторскую программу на основе приобретенной теоретической базы и наблюдения;
Гипотезы исследования: Музейная педагогика может стать уникальным дополнение к школьному образованию, если будет задействовать все свои ресурсы. Она поможет ученикам выйти за привычные рамки школьной программы и откроет глаза на историю России, научит читать символы, бережно относиться к памятникам, вести диалог и самостоятельно мыслить.
Степень научной разработанности проблемы: Теоретической базой исследования явились труды известных педагогов, философов, историков, психологов. А именно: работы педагогов и ученых, которые разработали свои собственные методики по работе с детьми. Были изучены труды И. Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, М. Монтессори, Д. Дьюи, Ж. Пиаже. Работы зарубежных авторов были интересны тем, что в них была найдена информация о детских программах, которые реализовывались в музеях США. Из отечественных авторов стоит отметить труды А. У. Зеленко. Также нельзя не сказать о научных статьях М. Ю. Юхневича, Е. Б. Медведевой, Н. Г. Макаровой, С. Б. Мининой, Е.В. Ивановой, Ф. Верпланке.
Состояние музейного дела проанализировано основываясь на статьях журнала «Советский музей», который выходил с 1931 г. Особое внимание журнал уделял проблемам музейной экспозиции, как решающим для всего дела формирования музейной экспозиции. В журнале помещались статьи по вопросам изучения эффективности восприятия материала, изучения музейного зрителя, характер этикетажа, форм и методов передвижных выставок, работа со школой и на предприятия, ряд статей по сохранности музейных экспонатов и по методам их реставрации, также освещалась деятельность заграничных музеев. Были проанализированы выпуски журнала за 1931-1940 гг. и за 1983-1990гг.
К изучению вопросов, связанных с деятельностью передовых детских исторических музеев, обращались многие авторы. А именно: Е.Г. Артемов, А. А. Мисько, А. Сыромятников, А. П. Смирнов, О.В. Великанова, Н. А. Петровская, О. Л. Некрасова-Каратаева, Н.П. Баранова, М. С. Серов, А. А. Сурупина, О. Н. Кокшайская, М. Г. Кочиева.
Методы исследования: анализ психологической и педагогической литературы по обозначенной тематике; эмпирический - наблюдение, экспериментирование, в рамках практической работы автора в детском музее.
Научная новизна выпускной квалификационной работы. В работе исследована история формирования музейной педагогики как в России, так и за рубежом. Охарактеризована специфика детских музеев в США и Германии. Проанализирована деятельность детских исторических музеев в Санкт-Петербурге. На основе изученного материала составлена авторская детская программа для детей.
Научно-практическая значимость исследования заключается в расширении спектра знаний о музейной педагогике.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена задачами, поставленными автором. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения, которое состоит из авторской исторической программы для детей.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день музейная педагогика пользуется популярностью как в России, так и за рубежом. Это особое направление в музейном деле зародилось благодаря глубоким и многоаспектным разработкам конца XIX - начала XX вв. К ним относятся работы Ж. Пиаже и теории Дж. Дьюи, а также методики, и разработки М. Монтессори и Ф. Фребеля. Именно труды этих ученых открыли новые горизонты для музейного дела и заложили фундамент для возникновения детских музеев.
Благодаря работам этих ученых и педагогов дети в музеях стали уже не случайными посетителями, а желанными гостями, для которых были разработаны специальные программы, коллекции.
Соединенные Штаты Америки по праву считают родиной первых детских музеев. Они начали появляться с 1899 года и мгновенно завоевали популярность. И важно отметить, что практически все детские музеи США возникали благодаря отдельным активистам.
Что же касается детских программ и коллекций, то можно сказать, что в детских музеях Соединенных Штатов Америки существуют самые разнообразные формы взаимодействия с юной аудиторией. Дети охотно посещают музеи, ведь они там получают эмоциональную разрядку, а в форме игр и викторин узнают много нового и интересного. Также нельзя упустить, что в музеях дети приобретают навыки, которых, безусловно, пригодятся им в реальной жизни. Залог успеха американских детских музеев можно объяснить тем, что они развиваются динамично, не бояться экспериментировать и применять на практике различные психолого-педагогические теории.
В Германии путь детских музеев был более сложным, но на сегодняшний день детские музеи в этой стране могут похвастаться отработанной системой взаимодействия между музеем и школой. Многие музеи отметили, что своей главной задачей они ставят работу именно с детской аудиторией.
Знакомство с зарубежным опытом в области музейной педагогики - это интересный и полезный материал, который можно попытаться испробовать на детских музеях нашей страны.
Во второй главе был изучен журнал «Советский музей» за 1931-1941 гг. и 1983-1990 гг., выявлены основные тенденции музейной педагогики и приемы работы с аудиторией разных возрастов в нашей стране.
Журнал в своих статьях отражал состояния музейного дела, как в нашей стране, так и за рубежом. Просмотрев музейное дело в небольшой исторической ретроспективе можно заключить, что оно не стоит на месте, а постоянно развивается, следует за обществом, оно динамично.
Анализируя статьи, помещенные в журнале «Советский музей» можно отметить, что уже к 1936 г. музейные работники пришли к тому, что посетителей необходимо задействовать, чтобы они не были исключительно сторонними наблюдателями. Также в 30-е годы набирали популярность экскурсии нового типа, их можно назвать интерактивными, примером может послужить детская экскурсия, посвященная путешествию в Японию, более того постепенно стали развиваться тематические экскурсионные маршруты. Появился интерес к детским музеям, и уже тогда появилась тенденция сотрудничества музея и школы.
Третья глава посвящена деятельности детских исторических музеев Санкт-Петербурга. В ней изучена история появления Детского исторического музея (ДИМа), основные программы, формы и методики работы с детьми, также рассмотрена работа музея «Улица Времени».
Чтобы увидеть, как педагоги общаются с детской аудиторией, как строят занятия, формулируют задания было принято решение посетить занятия в ДИМе.
Интерактивные программы в детском историческом музее приобщают детей к истории, мировой культуре, духовным и моральным ценностям. Как пишет педагог А.П. Смирнов: «Музей должен предлагать показ истории во всей сложности, противоречивости, многообразии и альтернативности; предоставлять возможности для формирования думающей, сомневающейся, ищущей духовные идеалы личности».1 Процесс образования в музее включает в себя практические занятия, игры, семинары, лекции, домашние задания.
На основании изученного материала была составлена авторская историческая программа для детей: «Путешествие в сердце северной столицы». В ней мы постарались учесть психологические особенности детей, их интересы, старались задействовать различные формы работы с аудиторией, подготовили портфель экскурсовода со вспомогательными материалами.
Таким образом, в результате проведенного исследования нами были подтверждена выдвигаемая во введении гипотеза: Музейная педагогика может стать уникальным дополнение к школьному образованию, если будет задействовать все свои ресурсы. Она поможет ученикам выйти за привычные рамки школьной программы и «откроет глаза» на историю России, научит читать символы, бережно относиться к памятникам, вести диалог и самостоятельно мыслить.


1. Артемов Е. Г. Музейно-педагогические технологии - СПб: ФГУК ГМПИР, 2006. - 32 с.
2. Артемов Е. Г. Рожденный трижды. Государственному музею политической истории России 90 лет (1919-2009) - СПб: ФГУК ГМПИР, 2009. - 55 с.
3. Артемов Е. Г. Роль и место детского исторического музея в системе непрерывного образования // Международный педагогический семинар «Здравствуй, музей!» - СПб: Гос. Рус. Музей, 1995. - С. 11 - 15.
4. Артемов Е.Г. 10 лет без права на ошибку// Воспитание патриотизма, гражданственности и политической культуры средствами музейной коммуникации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. ФГУК «ГМПИР». СПб: ФГУК ГМПИР, 2004. - С. 1 - 7.
5. Баранова (Петушкова) Н.П. Ценность диалога в работе со школьниками (на примере Детского исторического музея // Молодежная культура и ценности будущего - СПб: Verba Magistri, 2001. - С. 57 - 61.
6. Баранова Н.П. Концепция развития музейно-педагогического пространства Детского исторического музея. Традиция и инновация // ГМПИР: 90 лет в пространстве истории и политики - СПб: Норма, 2010. - С. 154 - 157.
7. Баранова Н.П. Роль музейного предмета в трансформации исторической среды «Сельская школа» и «Гимназия» в Детском историческом музее //Детский музей: отражение перемен - СПб: «Любавич», 2014. - С.111 - 117.
8. Баранова Н.П., Иоффе Д.Б.Интерактивные программы в музейно-педагогическом пространстве Детского исторического музея // Исторический музей как зеркало перемен 1991-2011 - СПб: ГМПИР Норма, 2012. - С. 110 -115.
9. Верпланке Ф. Пути музейной педагогики. О стремлении детских и юношеских музеев стать новыми объектами культурной педагогики // Музейная педагогика за рубежом - М: Лаборатория музейного проектирования, Российский институт культурологии, 1997. - С. 65 - 68.
10. Грицкевич В.П. История музеев мира. Минск, 2003. - 256 с.
11. Дауге А. Искусство в творчестве и воспитании. М., 1911. - 164 с.
12. Долженко Г.П. Экскурсионное дело - Ростов н/Д: «Март» ,2006. - 153 с.
13. Дьюи Д. От ребенка - к миру, от мира - к ребенку - М: Карапуз,2009. - 348 с.
14. Дьюи Дж. Школа и общество - М: Работник просвещения,1925. - 46 с.
15. Зеленко А. У. Детские музеи в Северной Америке - М: Работник просвещения, 1925. - 232 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ