СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
1.1. Основные подходы к исследованию социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучения в вузе
1.2. Сущность и специфика социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучения в вузе
1.3. Нормативно-правовые документы регулирующие обучение студентов инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
2.1. Диагностика проблем социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья в НИУ «БелГУ»
2.2. Социальный проект «Шаг навстречу» 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
1.1. Основные подходы к исследованию социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучения в вузе
1.2. Сущность и специфика социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучения в вузе
1.3. Нормативно-правовые документы регулирующие обучение студентов инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
2.1. Диагностика проблем социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья в НИУ «БелГУ»
2.2. Социальный проект «Шаг навстречу» 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Актуальность проблемы исследования: Согласно сведениям Организации объединенных наций, в мире насчитывается около 650 миллионов людей с инвалидностью, что составляет примерно 10% основной части населения. Данные Федеральной службы государственной статистики свидетельствуют о том, что общая доля людей с инвалидов в России превышает более 13 миллионов. Значительная часть из этого числа находится в трудоспособном возрасте, высокие показатели инвалидности наблюдаются среди детей и подростков.
Данное обстоятельство в сочетании с социально-демографическими трудностями, такими, как высокий уровень смертности и низкий уровень рождаемости, приводит к повышению показателей финансово-экономической нагрузки на трудоспособное население РФ. В данной ситуации наиболее актуально повышение образовательного потенциала молодёжи с инвалидностью с целью последующей трудовой занятости. При этом одним из мощных адаптационных средств является процесс обучения в вузе, так как помимо приобретения специальности студент с ограниченными возможностями здоровья получает возможность общения со сверстниками, а, стало быть, и возможность обогащения своего социального, коммуникативного опыта, способствующего активному включению данной категории в систему социальных отношений. Но здесь возникает противоречие.
С одной стороны, в отечественной практике распространено достаточно большое количество мер, направленных на содействие адаптации молодёжи с инвалидностью как к институту образования в целом, так и к условиям высших учебных заведений.
Наблюдается достаточно позитивная динамика обучающихся студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями в Вузе, но, как было отмечено, большая часть студентов с инвалидностью покидает высшие учебные заведения в процессе обучения. В некоторых из них созданы относительно благоприятные условия. Однако они не учитывают всех потребностей обучающихся в них студентов, имеющих инвалидность, а проводимые мероприятия по адаптации данной группы к условиям вуза зачастую не носят комплексный характер. В сочетании со спецификой ограничения жизнедеятельности, особенностями социального статуса данная проблема приобретает достаточно существенное значение и влияет на успешность социального функционирования индивида. Низкая самооценка, отсутствие стимулов к самореализации в имеющихся областях жизнедеятельности, пассивная жизненная позиция молодёжи с инвалидностью обусловлены, с одной стороны, особыми потребностями и зависимостью данной категории от микросреды (родственников, друзей), а с другой стороны, отношением к людям с инвалидностью как к особой части общества, отличающейся по статусным характеристикам в негативную сторону, проявлениями социальной изоляции и стигматизации.
Сегодня трудно переоценить значение той роли, которую играет в образовании процесс социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. Основная задача образования - развитие и формирование многогранной личности, готовой к органичной реализации в современном социуме. Благодаря образованию формируются мировоззрение и цели, развивается способность человека адаптироваться в обществе, что немаловажно для студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья. И поэтому возникает необходимость адаптации системы высшего образования к потребностям и жизненным целям инвалидов путем расширения доступности высшего образования для таких лиц. И здесь мы видим актуальным следующий вопрос - необходимо в вузе создать такие условия, которые могли бы учитывать возможности студентов с инвалидностью.
Данная тема сегодня очень актуальна, т.к. численность студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями становится больше.
Анализ специальной литературы и публикаций в целом дает возможность утверждать, что специфика социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ОВЗ в условиях образовательной среды вуза изучена недостаточно. Вследствие этого возникает потребность в анализе особенностей социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ОВЗ в образовательной среде вуза и определении условий, влияющих на эффективность этого процесса.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Интерес к познанию процесса адаптации зародился в классической социологии - в трудах Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М.Вебера. Системное рассмотрение процесса социальной адаптации представлено в структурном функционализме Т.Парсонса, Р.Мертона, системных моделях Л.Берталанфи, Э.Гидденса, A. Н. Аверьянова. Среди отечественных исследователей проблем социальной адаптации широкую известность получили работы советских учёных С.Д.Артемова, А.М.Розенберга, А.А.Налчаджяна и др. В последние годы познанию адаптационных процессов уделяли особое внимание такие авторы, как Л.В.Корель, П.С.Кузнецов, И.Б.Назарова, А.А.Реан, Н.А.Свиридов, Ю.А.Урманцев, Л.П.Шиповская, Л.Л.Шпак и др.7 ? Отдельные подходы к трактовке сущности социальной адаптации, различие в нормативных и интерпретативных моделях адаптации анализируются М.В.Ромм, B. В. Деггяревой, Т.Н.Дегтяревой. В связи с комплексным анализом проблемы интерес представляют работы психолого-педагогического направления, освещающих вопросы социальной адаптации -А.С.Асмолова, А.Бандуры, Л.С.Выготского, А.Н.Леонгьева, Ж.Пиаже, С.Л. Рубинштейна, Г.Селье, а также представителей концепции копинга -А.Лазаруса, Н.А.Сироты.
Объект исследования - социальная адаптация студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями.
Предмет исследования - организация социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями.
Цель исследования - создание системы работы по социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями.
В соответствии с поставленной целью нашего дипломного исследования решаются задачи:
- выявить современное состояние проблемы социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями.
- выяснить при изучении литературы степень разработанности данной проблемы
- систематизировать материал о нормативно-правовом регулировании обучения студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями
- провести диагностику проблемы социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями.
- выделить актуальные направления работы со студентами с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями.
- разработать социальный проект «Шаг навстречу», направленный на совершенствование социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ОВЗ к условиям обучения в ВУЗе.
Теоретико-методологическую основу составили. В исследовании использованы концептуальные подходы к трактовке процесса социальной адаптации в работах отечественных учёных Л.В.Корель, Ю.А.Урманцева, подходы к изучению моделей инвалидности (Л.В.Аксенова, Г.В.Дудкин, П.В.Романов, Е.Р.Ярская-Смирнова). Автор продолжает развивать социологический подход к анализу адаптации лиц с ограниченными возможностями к условиям высших учебных заведений, исходя из процессного понимания адаптации.
На различных этапах исследования были использованы следующие методы научного исследования:
1. Теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования;
2. Метод анкетирования, метод тестирования;
3. Методы общетеоретического исследования;
4. Методы сбора первичного эмпирического материала;
5. Методы обработки первичного эмпирического материала.
Эмпирической базой исследования. Информационную базу исследования составили материалы социального исследования «Диагностика проблем социальной адаптации студентов инвалидов и лиц с ограниченными возможностями», проведенного автором в период прохождения учебной практики в апреле - мае 2017 года на базе НИУ «БелГУ». В исследовании приняли участие 85 студентов с инвалидностью.
Теоретико-практическая значимость исследования заключается в практическом применении социального проекта «Шаг на встречу», направленного на социальную адаптацию студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями, обучающихся в НИУ «БелГУ».
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы дипломного исследования были представлены в НИУ «БелГУ» для использования в социально-воспитательном процессе путем включения в методические пособия, программы, планы социокультурной адаптации студентов к условиям обучения в вузе. Результаты исследования могут использоваться в профессиональной деятельности кураторов академических групп, специалистов по социальной работе, заместителей деканов по социальной и воспитательной работе.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Данное обстоятельство в сочетании с социально-демографическими трудностями, такими, как высокий уровень смертности и низкий уровень рождаемости, приводит к повышению показателей финансово-экономической нагрузки на трудоспособное население РФ. В данной ситуации наиболее актуально повышение образовательного потенциала молодёжи с инвалидностью с целью последующей трудовой занятости. При этом одним из мощных адаптационных средств является процесс обучения в вузе, так как помимо приобретения специальности студент с ограниченными возможностями здоровья получает возможность общения со сверстниками, а, стало быть, и возможность обогащения своего социального, коммуникативного опыта, способствующего активному включению данной категории в систему социальных отношений. Но здесь возникает противоречие.
С одной стороны, в отечественной практике распространено достаточно большое количество мер, направленных на содействие адаптации молодёжи с инвалидностью как к институту образования в целом, так и к условиям высших учебных заведений.
Наблюдается достаточно позитивная динамика обучающихся студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями в Вузе, но, как было отмечено, большая часть студентов с инвалидностью покидает высшие учебные заведения в процессе обучения. В некоторых из них созданы относительно благоприятные условия. Однако они не учитывают всех потребностей обучающихся в них студентов, имеющих инвалидность, а проводимые мероприятия по адаптации данной группы к условиям вуза зачастую не носят комплексный характер. В сочетании со спецификой ограничения жизнедеятельности, особенностями социального статуса данная проблема приобретает достаточно существенное значение и влияет на успешность социального функционирования индивида. Низкая самооценка, отсутствие стимулов к самореализации в имеющихся областях жизнедеятельности, пассивная жизненная позиция молодёжи с инвалидностью обусловлены, с одной стороны, особыми потребностями и зависимостью данной категории от микросреды (родственников, друзей), а с другой стороны, отношением к людям с инвалидностью как к особой части общества, отличающейся по статусным характеристикам в негативную сторону, проявлениями социальной изоляции и стигматизации.
Сегодня трудно переоценить значение той роли, которую играет в образовании процесс социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. Основная задача образования - развитие и формирование многогранной личности, готовой к органичной реализации в современном социуме. Благодаря образованию формируются мировоззрение и цели, развивается способность человека адаптироваться в обществе, что немаловажно для студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья. И поэтому возникает необходимость адаптации системы высшего образования к потребностям и жизненным целям инвалидов путем расширения доступности высшего образования для таких лиц. И здесь мы видим актуальным следующий вопрос - необходимо в вузе создать такие условия, которые могли бы учитывать возможности студентов с инвалидностью.
Данная тема сегодня очень актуальна, т.к. численность студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями становится больше.
Анализ специальной литературы и публикаций в целом дает возможность утверждать, что специфика социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ОВЗ в условиях образовательной среды вуза изучена недостаточно. Вследствие этого возникает потребность в анализе особенностей социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ОВЗ в образовательной среде вуза и определении условий, влияющих на эффективность этого процесса.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Интерес к познанию процесса адаптации зародился в классической социологии - в трудах Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М.Вебера. Системное рассмотрение процесса социальной адаптации представлено в структурном функционализме Т.Парсонса, Р.Мертона, системных моделях Л.Берталанфи, Э.Гидденса, A. Н. Аверьянова. Среди отечественных исследователей проблем социальной адаптации широкую известность получили работы советских учёных С.Д.Артемова, А.М.Розенберга, А.А.Налчаджяна и др. В последние годы познанию адаптационных процессов уделяли особое внимание такие авторы, как Л.В.Корель, П.С.Кузнецов, И.Б.Назарова, А.А.Реан, Н.А.Свиридов, Ю.А.Урманцев, Л.П.Шиповская, Л.Л.Шпак и др.7 ? Отдельные подходы к трактовке сущности социальной адаптации, различие в нормативных и интерпретативных моделях адаптации анализируются М.В.Ромм, B. В. Деггяревой, Т.Н.Дегтяревой. В связи с комплексным анализом проблемы интерес представляют работы психолого-педагогического направления, освещающих вопросы социальной адаптации -А.С.Асмолова, А.Бандуры, Л.С.Выготского, А.Н.Леонгьева, Ж.Пиаже, С.Л. Рубинштейна, Г.Селье, а также представителей концепции копинга -А.Лазаруса, Н.А.Сироты.
Объект исследования - социальная адаптация студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями.
Предмет исследования - организация социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями.
Цель исследования - создание системы работы по социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями.
В соответствии с поставленной целью нашего дипломного исследования решаются задачи:
- выявить современное состояние проблемы социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями.
- выяснить при изучении литературы степень разработанности данной проблемы
- систематизировать материал о нормативно-правовом регулировании обучения студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями
- провести диагностику проблемы социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями.
- выделить актуальные направления работы со студентами с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями.
- разработать социальный проект «Шаг навстречу», направленный на совершенствование социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ОВЗ к условиям обучения в ВУЗе.
Теоретико-методологическую основу составили. В исследовании использованы концептуальные подходы к трактовке процесса социальной адаптации в работах отечественных учёных Л.В.Корель, Ю.А.Урманцева, подходы к изучению моделей инвалидности (Л.В.Аксенова, Г.В.Дудкин, П.В.Романов, Е.Р.Ярская-Смирнова). Автор продолжает развивать социологический подход к анализу адаптации лиц с ограниченными возможностями к условиям высших учебных заведений, исходя из процессного понимания адаптации.
На различных этапах исследования были использованы следующие методы научного исследования:
1. Теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования;
2. Метод анкетирования, метод тестирования;
3. Методы общетеоретического исследования;
4. Методы сбора первичного эмпирического материала;
5. Методы обработки первичного эмпирического материала.
Эмпирической базой исследования. Информационную базу исследования составили материалы социального исследования «Диагностика проблем социальной адаптации студентов инвалидов и лиц с ограниченными возможностями», проведенного автором в период прохождения учебной практики в апреле - мае 2017 года на базе НИУ «БелГУ». В исследовании приняли участие 85 студентов с инвалидностью.
Теоретико-практическая значимость исследования заключается в практическом применении социального проекта «Шаг на встречу», направленного на социальную адаптацию студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями, обучающихся в НИУ «БелГУ».
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы дипломного исследования были представлены в НИУ «БелГУ» для использования в социально-воспитательном процессе путем включения в методические пособия, программы, планы социокультурной адаптации студентов к условиям обучения в вузе. Результаты исследования могут использоваться в профессиональной деятельности кураторов академических групп, специалистов по социальной работе, заместителей деканов по социальной и воспитательной работе.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
В заключении можно сказать, что социальная адаптация студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья будет содействовать не только успешному освоению образовательных программ, но, и что очень важно, воспитанию самостоятельной личности в комфортной, доброжелательной атмосфере и способствовать успешной самореализации в обществе.
Итак, цель нашего исследования заключалась в создании системы работы по социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями. В дипломной работе нами была рассмотрена нормативно-правовая база, регламентирующая работу в области создания условий для получения высшего образования студентов с инвалидностью и лиц с ОВЗ, также изучены документы, которые определяют социальные гарантии данной категории. Следует отметить, что в настоящее время созданию условий активно ведется работа по созданию новой и изменению (дополнению) существующей законодательной базы, в связи с актуальностью данной проблемы.
Кроме того, в целях повышения доступности и качества профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ Минобрнауки России разработан Межведомственный комплексный план по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ на 2016-2018 гг.
Поддержку и координацию деятельности организаций высшего образования при реализации обучения лиц с инвалидностью осуществляет сеть созданных ресурсных учебно-методических центров.
С целью выявления трудностей, с которыми сталкиваются студенты с инвалидностью, было проведено социологическое исследование на тему: «Диагностика проблем социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в НИУ «БелГУ»
В ходе исследования было установлено, что у студентов с инвалидностью наблюдается эмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка; преобладают иждивенческие установки; наблюдается повышенная эмоциональная привязанность к родителям (значимым взрослым);
- студенты с инвалидностью испытывают проблемы в общении с однокурсниками и сверстниками. Они недостаточно быстро включаются в учебный процесс и досуговую деятельность университета.
В соответствии с выявленными проблемами нами разработан социальный проект «Шаг на встречу». Реализации социального проекта «Шаг на встречу» будет способствовать следующему:
- в процессе социальной адаптации студенты с инвалидностью и лица с ОВЗ активно взаимодействуют с образовательной средой вуза и используют её потенциал для собственного развития;
- эффективным социально-педагогическим средством, способствующим
успешной социальной адаптации студентов с инвалидностью к образовательной среде вуза является психологическое сопровождение, с помощью которого студенты с инвалидностью преодолевают отчуждённость, овладевают новыми моделями поведения и стратегией саморазвития, активизируют собственные адаптивные ресурсы.
- критериями социальной адаптации студентов с инвалидностью к образовательной среде вуза выступают: эмоциональное состояние студентов (благоприятное, неблагоприятное); сформированность личностных качеств студентов (учебная мотивация, умения самостоятельной работы, коммуникативные умения, рефлексивные умения).
- социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью
в период их адаптации к условиям вуза представляет собой систему комплексной работы кураторов академических групп, заместителей деканов/директоров по социально-воспитательной работе, психологов, социальных педагогов, администрации и преподавателей вуза, волонтеров.
- при организации социально-психологического сопровождения важной задачей является создание службы, в состав которой входят все перечисленные субъекты и определение их основных функций на каждом этапе процесса сопровождения.
На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что все поставленные задачи успешно достигнуты.
Итак, цель нашего исследования заключалась в создании системы работы по социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями. В дипломной работе нами была рассмотрена нормативно-правовая база, регламентирующая работу в области создания условий для получения высшего образования студентов с инвалидностью и лиц с ОВЗ, также изучены документы, которые определяют социальные гарантии данной категории. Следует отметить, что в настоящее время созданию условий активно ведется работа по созданию новой и изменению (дополнению) существующей законодательной базы, в связи с актуальностью данной проблемы.
Кроме того, в целях повышения доступности и качества профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ Минобрнауки России разработан Межведомственный комплексный план по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ на 2016-2018 гг.
Поддержку и координацию деятельности организаций высшего образования при реализации обучения лиц с инвалидностью осуществляет сеть созданных ресурсных учебно-методических центров.
С целью выявления трудностей, с которыми сталкиваются студенты с инвалидностью, было проведено социологическое исследование на тему: «Диагностика проблем социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в НИУ «БелГУ»
В ходе исследования было установлено, что у студентов с инвалидностью наблюдается эмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка; преобладают иждивенческие установки; наблюдается повышенная эмоциональная привязанность к родителям (значимым взрослым);
- студенты с инвалидностью испытывают проблемы в общении с однокурсниками и сверстниками. Они недостаточно быстро включаются в учебный процесс и досуговую деятельность университета.
В соответствии с выявленными проблемами нами разработан социальный проект «Шаг на встречу». Реализации социального проекта «Шаг на встречу» будет способствовать следующему:
- в процессе социальной адаптации студенты с инвалидностью и лица с ОВЗ активно взаимодействуют с образовательной средой вуза и используют её потенциал для собственного развития;
- эффективным социально-педагогическим средством, способствующим
успешной социальной адаптации студентов с инвалидностью к образовательной среде вуза является психологическое сопровождение, с помощью которого студенты с инвалидностью преодолевают отчуждённость, овладевают новыми моделями поведения и стратегией саморазвития, активизируют собственные адаптивные ресурсы.
- критериями социальной адаптации студентов с инвалидностью к образовательной среде вуза выступают: эмоциональное состояние студентов (благоприятное, неблагоприятное); сформированность личностных качеств студентов (учебная мотивация, умения самостоятельной работы, коммуникативные умения, рефлексивные умения).
- социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью
в период их адаптации к условиям вуза представляет собой систему комплексной работы кураторов академических групп, заместителей деканов/директоров по социально-воспитательной работе, психологов, социальных педагогов, администрации и преподавателей вуза, волонтеров.
- при организации социально-психологического сопровождения важной задачей является создание службы, в состав которой входят все перечисленные субъекты и определение их основных функций на каждом этапе процесса сопровождения.
На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что все поставленные задачи успешно достигнуты.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2020 - СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИХ
ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - Организация социальной адаптации молодых инвалидов (на примере Алтайского государственного университета)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА СТУДЕНТОВ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Образовательно-коррекционные модели в социальной адаптации детей-инвалидов: теоретико-методологический анализ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2021 - ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОБЩЕНИЮ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Разработка проекта для людей с ограниченными возможностями (на примере ООО «Квентин»)
Главы к дипломным работам, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2018



