ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
1.1. Основные подходы к исследованию социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучения в вузе
1.2. Сущность и специфика социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья к условиям обучения в вузе
1.3. Нормативно-правовые документы регулирующие обучение студентов инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
2.1. Диагностика проблем социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья в НИУ «БелГУ»
2.2. Социальный проект «Шаг навстречу» 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Актуальность проблемы исследования: Согласно сведениям Организации объединенных наций, в мире насчитывается около 650 миллионов людей с инвалидностью, что составляет примерно 10% основной части населения. Данные Федеральной службы государственной статистики свидетельствуют о том, что общая доля людей с инвалидов в России превышает более 13 миллионов. Значительная часть из этого числа находится в трудоспособном возрасте, высокие показатели инвалидности наблюдаются среди детей и подростков.
Данное обстоятельство в сочетании с социально-демографическими трудностями, такими, как высокий уровень смертности и низкий уровень рождаемости, приводит к повышению показателей финансово-экономической нагрузки на трудоспособное население РФ. В данной ситуации наиболее актуально повышение образовательного потенциала молодёжи с инвалидностью с целью последующей трудовой занятости. При этом одним из мощных адаптационных средств является процесс обучения в вузе, так как помимо приобретения специальности студент с ограниченными возможностями здоровья получает возможность общения со сверстниками, а, стало быть, и возможность обогащения своего социального, коммуникативного опыта, способствующего активному включению данной категории в систему социальных отношений. Но здесь возникает противоречие.
С одной стороны, в отечественной практике распространено достаточно большое количество мер, направленных на содействие адаптации молодёжи с инвалидностью как к институту образования в целом, так и к условиям высших учебных заведений.
Наблюдается достаточно позитивная динамика обучающихся студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями в Вузе, но, как было отмечено, большая часть студентов с инвалидностью покидает высшие учебные заведения в процессе обучения. В некоторых из них созданы относительно благоприятные условия. Однако они не учитывают всех потребностей обучающихся в них студентов, имеющих инвалидность, а проводимые мероприятия по адаптации данной группы к условиям вуза зачастую не носят комплексный характер. В сочетании со спецификой ограничения жизнедеятельности, особенностями социального статуса данная проблема приобретает достаточно существенное значение и влияет на успешность социального функционирования индивида. Низкая самооценка, отсутствие стимулов к самореализации в имеющихся областях жизнедеятельности, пассивная жизненная позиция молодёжи с инвалидностью обусловлены, с одной стороны, особыми потребностями и зависимостью данной категории от микросреды (родственников, друзей), а с другой стороны, отношением к людям с инвалидностью как к особой части общества, отличающейся по статусным характеристикам в негативную сторону, проявлениями социальной изоляции и стигматизации.
Сегодня трудно переоценить значение той роли, которую играет в образовании процесс социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. Основная задача образования - развитие и формирование многогранной личности, готовой к органичной реализации в современном социуме. Благодаря образованию формируются мировоззрение и цели, развивается способность человека адаптироваться в обществе, что немаловажно для студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья. И поэтому возникает необходимость адаптации системы высшего образования к потребностям и жизненным целям инвалидов путем расширения доступности высшего образования для таких лиц. И здесь мы видим актуальным следующий вопрос - необходимо в вузе создать такие условия, которые могли бы учитывать возможности студентов с инвалидностью.
Данная тема сегодня очень актуальна, т.к. численность студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями становится больше.
Анализ специальной литературы и публикаций в целом дает возможность утверждать, что специфика социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ОВЗ в условиях образовательной среды вуза изучена недостаточно. Вследствие этого возникает потребность в анализе особенностей социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ОВЗ в образовательной среде вуза и определении условий, влияющих на эффективность этого процесса.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Интерес к познанию процесса адаптации зародился в классической социологии - в трудах Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М.Вебера. Системное рассмотрение процесса социальной адаптации представлено в структурном функционализме Т.Парсонса, Р.Мертона, системных моделях Л.Берталанфи, Э.Гидденса, A. Н. Аверьянова. Среди отечественных исследователей проблем социальной адаптации широкую известность получили работы советских учёных С.Д.Артемова, А.М.Розенберга, А.А.Налчаджяна и др. В последние годы познанию адаптационных процессов уделяли особое внимание такие авторы, как Л.В.Корель, П.С.Кузнецов, И.Б.Назарова, А.А.Реан, Н.А.Свиридов, Ю.А.Урманцев, Л.П.Шиповская, Л.Л.Шпак и др.7 ? Отдельные подходы к трактовке сущности социальной адаптации, различие в нормативных и интерпретативных моделях адаптации анализируются М.В.Ромм, B. В. Деггяревой, Т.Н.Дегтяревой. В связи с комплексным анализом проблемы интерес представляют работы психолого-педагогического направления, освещающих вопросы социальной адаптации -А.С.Асмолова, А.Бандуры, Л.С.Выготского, А.Н.Леонгьева, Ж.Пиаже, С.Л. Рубинштейна, Г.Селье, а также представителей концепции копинга -А.Лазаруса, Н.А.Сироты.
Объект исследования - социальная адаптация студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями.
Предмет исследования - организация социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями.
Цель исследования - создание системы работы по социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями.
В соответствии с поставленной целью нашего дипломного исследования решаются задачи:
- выявить современное состояние проблемы социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями.
- выяснить при изучении литературы степень разработанности данной проблемы
- систематизировать материал о нормативно-правовом регулировании обучения студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями
- провести диагностику проблемы социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями.
- выделить актуальные направления работы со студентами с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями.
- разработать социальный проект «Шаг навстречу», направленный на совершенствование социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ОВЗ к условиям обучения в ВУЗе.
Теоретико-методологическую основу составили. В исследовании использованы концептуальные подходы к трактовке процесса социальной адаптации в работах отечественных учёных Л.В.Корель, Ю.А.Урманцева, подходы к изучению моделей инвалидности (Л.В.Аксенова, Г.В.Дудкин, П.В.Романов, Е.Р.Ярская-Смирнова). Автор продолжает развивать социологический подход к анализу адаптации лиц с ограниченными возможностями к условиям высших учебных заведений, исходя из процессного понимания адаптации.
На различных этапах исследования были использованы следующие методы научного исследования:
1. Теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования;
2. Метод анкетирования, метод тестирования;
3. Методы общетеоретического исследования;
4. Методы сбора первичного эмпирического материала;
5. Методы обработки первичного эмпирического материала.
Эмпирической базой исследования. Информационную базу исследования составили материалы социального исследования «Диагностика проблем социальной адаптации студентов инвалидов и лиц с ограниченными возможностями», проведенного автором в период прохождения учебной практики в апреле - мае 2017 года на базе НИУ «БелГУ». В исследовании приняли участие 85 студентов с инвалидностью.
Теоретико-практическая значимость исследования заключается в практическом применении социального проекта «Шаг на встречу», направленного на социальную адаптацию студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями, обучающихся в НИУ «БелГУ».
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы дипломного исследования были представлены в НИУ «БелГУ» для использования в социально-воспитательном процессе путем включения в методические пособия, программы, планы социокультурной адаптации студентов к условиям обучения в вузе. Результаты исследования могут использоваться в профессиональной деятельности кураторов академических групп, специалистов по социальной работе, заместителей деканов по социальной и воспитательной работе.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
В заключении можно сказать, что социальная адаптация студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья будет содействовать не только успешному освоению образовательных программ, но, и что очень важно, воспитанию самостоятельной личности в комфортной, доброжелательной атмосфере и способствовать успешной самореализации в обществе.
Итак, цель нашего исследования заключалась в создании системы работы по социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями. В дипломной работе нами была рассмотрена нормативно-правовая база, регламентирующая работу в области создания условий для получения высшего образования студентов с инвалидностью и лиц с ОВЗ, также изучены документы, которые определяют социальные гарантии данной категории. Следует отметить, что в настоящее время созданию условий активно ведется работа по созданию новой и изменению (дополнению) существующей законодательной базы, в связи с актуальностью данной проблемы.
Кроме того, в целях повышения доступности и качества профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ Минобрнауки России разработан Межведомственный комплексный план по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ на 2016-2018 гг.
Поддержку и координацию деятельности организаций высшего образования при реализации обучения лиц с инвалидностью осуществляет сеть созданных ресурсных учебно-методических центров.
С целью выявления трудностей, с которыми сталкиваются студенты с инвалидностью, было проведено социологическое исследование на тему: «Диагностика проблем социальной адаптации студентов с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в НИУ «БелГУ»
В ходе исследования было установлено, что у студентов с инвалидностью наблюдается эмоциональная неустойчивость, заниженная самооценка; преобладают иждивенческие установки; наблюдается повышенная эмоциональная привязанность к родителям (значимым взрослым);
- студенты с инвалидностью испытывают проблемы в общении с однокурсниками и сверстниками. Они недостаточно быстро включаются в учебный процесс и досуговую деятельность университета.
В соответствии с выявленными проблемами нами разработан социальный проект «Шаг на встречу». Реализации социального проекта «Шаг на встречу» будет способствовать следующему:
- в процессе социальной адаптации студенты с инвалидностью и лица с ОВЗ активно взаимодействуют с образовательной средой вуза и используют её потенциал для собственного развития;
- эффективным социально-педагогическим средством, способствующим
успешной социальной адаптации студентов с инвалидностью к образовательной среде вуза является психологическое сопровождение, с помощью которого студенты с инвалидностью преодолевают отчуждённость, овладевают новыми моделями поведения и стратегией саморазвития, активизируют собственные адаптивные ресурсы.
- критериями социальной адаптации студентов с инвалидностью к образовательной среде вуза выступают: эмоциональное состояние студентов (благоприятное, неблагоприятное); сформированность личностных качеств студентов (учебная мотивация, умения самостоятельной работы, коммуникативные умения, рефлексивные умения).
- социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью
в период их адаптации к условиям вуза представляет собой систему комплексной работы кураторов академических групп, заместителей деканов/директоров по социально-воспитательной работе, психологов, социальных педагогов, администрации и преподавателей вуза, волонтеров.
- при организации социально-психологического сопровождения важной задачей является создание службы, в состав которой входят все перечисленные субъекты и определение их основных функций на каждом этапе процесса сопровождения.
На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что все поставленные задачи успешно достигнуты.
1. Авдиенко, Г.Ю. Влияние мероприятий психологической помощи студентам в начальный период обучения на успешность адаптации к образовательной среде вуза // Вестник психотерапии. - 2017. - № 24. - С. 8-14.
2. Алёхин, И.В. Изменение условий подготовки студентов высших учебных заведений и их адаптации в условиях трансформации российского общества // Вестник Башкирского университета. - 2010. - № 2. - С. 366-368.
3. Алтынова, Н.В., Панихина, А.В., Анисимов. Н.И., Шуканов А.А. Физиологический статус студентов-первокурсников в условиях адаптации к обучению в вузе // В мире научных открытий. - 2009. - № 3-2. - С. 99-103.
4. Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 134 с.
5. Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 363 с.
6. Антипова, Л.А. Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе // Казанский педагогический журнал. - 2014. - № 2. - С. 52-56.
7. Архипова, А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности // Педагогические науки. - 2012. - № 3. - С. 173-177.
8. Баданина, Л.П. Анализ современных подходов к организации психолого-педагогического сопровождения студентов на этапе адаптации к вузу // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2014. - № 83. - С. 99-108.
9. Бисалиев, Р.В., Куц О.А., Кузнецов И.А., Деманова И.Ф. Психологические и социальные аспекты адаптации студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2017. - № 5. - С. 82-83.
10. Виноградова, А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской
академии образования. - 2011. - № 3. - С. 37-48.
11. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога: [Электронный ресурс] / С.Ю. Головин // <#"justify">
12. Гончикова О.Н. Этнопсихологические особенности процесса адаптации студентов к обучению в вузе // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - № 5. - С. 69-73.
13. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. - М.: Педагогика, 2017. - 811 с.
14. Извольская, А.А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе // Молодой ученый. - 2016. - № 6. - С. 327-329.
15. Карабанов А.А., Погорелко А.Н., Ильин Е.А. Использование информационных технологий в процессе адаптации студентов младших курсов // Известия Института инженерной физики. - 2013. - № 15. - С. 21-23.
16. Колмогорова, Л.А. Особенности мотивации учения и адаптации студентов-первокурсников с различными типами профессионального самоопределения // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 4. - С. 100¬103.
17. Костенко, С.С. К вопросу о внутриличностных факторах саморазвития студентом компетенции жизнеутверждающей адаптации // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 8. - С. 36-38.
18. Крысько, В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов. 2-е изд.: [Электронный ресурс] // #Дшй1у">Логинова М.В. Жизнестойкость личности студента как фактор ее успешной адаптации к условиям обучения в вузе // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2011. - № 6. - С. 77-80.
19. Осадчая, Е.А., Петрова Р.Ф. Учебный стресс как показатель степени эмоционального напряжения организма студентов в процессе адаптации к вузу // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки. - 2016. - № 4. - С. 40-49.
20. Попова, Т.И. Психологические проблемы адаптации студентов к условиям вуза // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. - 2017. - № 2-2. - С. 53-57.
21. Седин, В.И., Леонова Е.В. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты // Высшее образование в России. - 2013. - № 7. - С. 83-89.
22. Смирнов, А.А., Живаев Н.Г. Уровень субъективного контроля и адаптация студента в вузе // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2014. - № 6. - С. 53-58.
23. Соловьев A., Макаренко Е. Абитуриент-студент: проблемы адаптации // Высшее образование в России. - 2017. - № 4. - С. 54-56.
24. Стамова, Л.Г., Сикачева Ю.М. Влияние повышенной двигательной активности на адаптацию к обучению и здоровье студентов // Культура физическая и здоровье. - 2009. - № 3. - С. 15-17.
25. Томкив, Е.Л. Взаимосвязь социальных значений и ценностей: к проблеме социальной адаптации личности студента // Современные гуманитарные исследования. - 2012. - № 4. - С. 185-187.
26. Федотова Л.А. О взаимосвязи системы контроля в довузовской подготовке и адаптации студента в вузе // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2016. - № 5. - С. 84-86.
27. Чернова, О.В., Сячин М.В. Социально-культурные аспекты адаптации студентов на разных этапах обучения // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2018. - № 4. - С. 65-74.
28. Эрдынеева, К.Г., Попова Р.Э. Функциональная асимметрия мозга как условие адаптации студента к учебной деятельности // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 1. - С. 64-66.
29. Якиманская, И.С., Карымова О.С., Трифонова Е.А., Ульчева Т.А. Психология и педагогика / учебное пособие. - Оренбург: Издательство Руссервис, 2013. - 567 с.
30. Антонян, Л.В. Адаптация российских и иностранных студентов к обучению в вузе: Психология XXI века: Материалы Международной научно¬практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» 21-23 апреля 2011 года. Санкт-Петербург; Под науч. ред. О.Ю. Щелковой - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2014. - С. 262.
31. Глуханюк, Н.С., Дьяченко Е.В., Семеноа С.Л. Практикум по общей психологии: Учеб. Пособие 3-е изд. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2016. - С. 21-28.
32. Ивченко, Е.И. Формирование самооценки как фактора успешности социально-психологической адаптации студентов в образовательном пространстве вуза: на примере студентов-мигрантов: Дис. канд. псих. наук: 19.00.07: защищена 2007; Ставрополь, 2017. - 194 с.
33. Григорьева, Н.В. Образование как фактор процесса профессионального самоопределения молодежи, ее адаптации в современных условиях: Социальная психология XXI столетия: под ред. В.В. Козлова. Ярославль, -2014. - Т. 1. - С. 179-185.
34. Дубовицкая, Т.Д. Методика исследования адаптированности студентов в
вузе: Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. - № 2.
[Электронный ресурс] - Режим доступа — URL:
http: //psyedu.ru/j ournal/2010/2/Dubovitskaya_Krilova. phtml (дата обращения: 01.06.2015).
35. Дьяченко, М.И., Кандыбович М.И. Психология высшей школы. Мн.,
2015. - 383 с.
36. Ивченко, Е.И. Формирование самооценки как фактора успешности социально-психологической адаптации студентов в образовательном пространстве вуза: на примере студентов-мигрантов: Дис. канд. псих. наук: 19.00.07: защищена 2007 Ставрополь, 2017. - 194 с.
37. Ковель, М.И., Зорина, М.И., Глинкина, Г.В. Диалектика учебного процесса. Модуль «Оценка и самооценка в учебном процессе»: учебное пособие к профессиональной образовательной программе «Диалектика учебного процесса» для слушателей системы основного и дополнительного профессионального образования Красноярск: СибГТУ, 2010. - 180 с.
38. Кузьмина, В.М. Особенности социально-психологической адаптации студентов в вузе: Дис. канд. псих. наук: 19.00.05: защищена 2006: Курск, 2016. - 176 с.
39. Ларионова, М.А. Формирование профессиональной самооценки будущего учителя в процессе внеучебной творческой деятельности М.: 2014. - 16 с.
40. Маркова, В.Ю. Социально-психологическая адаптация мигрантов старшего подросткового возраста: Материалы международной научно - практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психология XXI века» 22-24 апреля 2005 года / Под редакцией В.Б. Чеснокова СПб. 2005. - 627 с.
41. Райгородский, Д.Я., Практическая психодиагностика: методика и тесты; Самара: Бахрах-М.: 2013. - С. 457-465.
42. Реан, А.А. Психология адаптации: СПб., 2016. - 479 с.
43. Сиомичев, А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе: Автореф. дис. канд. психол. Наук: Л., 2015.
44. Филиппова, К.А. Апробированные результаты проведенного исследования по формированию самооценки студентов гуманитарного вуза: Юридическая психология М.: 2012. - С. 24-26.