Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КИСТЕВОЙ РОСПИСИ С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Работа №68410

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы158
Год сдачи2016
Стоимость5030 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
378
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. Теоретические основы организации и проведения внеклассных занятий по художественной кистевой росписи с учащимися старших классов
общеобразовательной школы 12
1.1. Особенности организации занятий кружка по художественной кистевой росписи со старшеклассниками 12
1.2. Использование искусства кистевой росписи в процессе
организации и проведении внеклассных занятий по изобразительному искусству со старшими школьниками в общеобразовательной школе 22
ГЛАВА II. Методика организации занятий по художественной кистевой росписи с учащимися старших классов общеобразовательной школы 39
2.1. Содержание занятий со старшеклассниками по
художественной кистевой росписи 39
2.2. Доступные технические и технологические приемы
художественной кистевой росписи, используемые на занятиях кружка 47
2.3. Опытно-экспериментальная работа по развитию у
старшеклассников навыков художественной кистевой росписи в кружке «Расписная краса» 65
ГЛАВА III. ЭТаорчеанпжлнення творческой работы на тему «Сказки
А.С. Пушкина» 82
3.1. Формирование замысла творческой части дипломной
работы 82
3.2. Последовательность работы над созданием матрешек по
мотивам сказок А.С. Пушкина 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 97
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. Одной из задач модернизации содержания общего образования является формирование разносторонне развитой, духовно богатой, высоконравственной и образованной личности, уважающей художественное наследие, традиции и культуру народов России. Эффективным средством развития личности является декоративно-прикладное искусство, которое бережно сохраняет и творчески развивает ремесленное искусство, пришедшее из глубокой древности. Являясь неотъемлемой частью национальной культуры, сохраняя традиции преемственности поколений, народное искусство способствует творческому развитию подрастающего поколения, духовно-нравственному,
патриотическому, эстетическому воспитанию, влияет на формирование художественной культуры личности. Именно поэтому обращение к народному декоративно-прикладному искусству заняло прочное место в работе современной школы.
За последние годы в школах заметно усилился интерес к использованию в творческой работе с детьми произведений народного декоративного искусства. Традиционные народные ремесла в системе образования не только рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, но и развивают у школьников высокий уровень умений и навыков, усидчивость и аккуратность. Приобщение детей к практической художественной деятельности способствует формированию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Для общего развития детей, для воспитания у них уважения к труду особенно важно приобщение детей к процессу изготовления красивых и полезных в жизни вещей, умение создавать их собственными руками. Это способствует воспитанию художественного вкуса, умения находить красоту в повседневном.
Народных художественных промыслов на территории России существует достаточно много. Среди традиционных видов народного творчества глубокие корни имеют расписные промыслы, которые объединяют общепринятые приемы кистевой росписи, доступные для изучения в школе. Поэтому неотъемлемой частью процесса обучения школьников декоративно-прикладному искусству является формирование навыков кистевой росписи по дереву. Обладая богатой и разнообразной изобразительной фактурой и выразительностью, сохраняя в основе свою собственную структуру, особенности образного строя и орнаментальность, роспись выявляет индивидуальность ребенка.
На уроках изобразительного искусства отводится значительная роль выполнению традиционных мотивов, но без наработки навыков индивидуального стиля кистевой росписи обучающиеся выполняют задания на низком уровне. Главная проблема таких уроков - недостаточное количество времени на отработку приемов кистевой росписи. Этот недостаток может восполнить внеклассная работа по изобразительному искусству, направленная на развитие у учащихся эмоционально-эстетических ценностей, формирование представлений о художественных образах декоративно-прикладного искусства на основе личностного восприятия.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом внеклассная и внеурочная работа в школе рассматривается как важная часть учебно-педагогического процесса. Являясь составной частью воспитания, кружковая работа направлена на достижение общей цели обучения и воспитания - усвоение школьниками необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование принимаемой обществом системы ценностей. Главная задача кружка по изобразительному искусству состоит в формировании художественных навыков и раскрытии индивидуальных способностей старшеклассников, активизации процесса познавательной деятельности учащихся посредством их приобщения к изучению технологий народных умельцев-ремесленников, развитие эстетического восприятия и художественного вкуса, патриотическое воспитание через сохранение народных традиций. В связи с этим тема дипломного исследования «Методика организации занятий по художественной кистевой росписи с учащимися старших классов на внеклассных занятиях по изобразительному искусству» является актуальной в современной художественной педагогике.
Значение, которое придается овладению основами художественной кистевой росписи на внеклассных занятиях по изобразительному искусству, отражено в литературе по проблеме исследования. Все публикации по теме дипломной работы можно разделить на несколько групп. Во-первых, это исследования и альбомы о различных видах декоративно-прикладного искусства, народных художественных промыслах, в том числе, росписи по дереву. Так, о художественных промыслах России пишут Н.Н. Алексахина, Ю.А. Арбат, В.Б. Кошаева, Л.Д. Рондели и др. Исследованию особенностей хохломской росписи посвящены работы В.М. Василенко, С.К. Жегалова, А.Н. Красильникова и др. Искусству росписи матрешки посвящены работы Н.Н. Алексахина, Н.В. Михайлова, Л.И. Новиковой и др.
Во-вторых, вопрос приобщения детей к народному искусству постоянно привлекает к себе внимание педагогов и исследователей детского изобразительного творчества. Этой проблеме посвящены работы Ю.В. Максимова («У истоков мастерства»), А.С. Хворостова («Декоративно- прикладное искусство в школе»), Л.В. Шевчук («Дети и народное творчество») и др. Большой вклад в разработку инновационных программ по обучению традиционным росписям внесла мастер народных художественных промыслов Вологодской области, педагог с 30-летним стажем, автор ряда научных статей Н.В. Путилова. Нельзя не отметить учебное пособие В.С. Бадаева «Русская кистевая роспись», которое помогает сориентировать педагогическую мысль на системное использование наследия народного декоративно-прикладного искусства и построение на его основе гибких образовательных программ в области художественного образования.
В периодической печати регулярно публикуются статьи, авторы которых поднимают важную проблему современности - обучение и воспитание учащихся подросткового возраста в условиях общеобразовательной школы через приобщение к народной художественной культуре. Так, многие психологи и педагоги изучают влияние народного творчества на формирование личности ребенка. Развитию творческих способностей в процессе изучения основ декоративно-прикладного искусства посвящены исследования Л.И. Карпович, Н.М. Киселевой, Н.В. Колесниковой, Т.С. Комаровой, Е.А. Янковской и др. Вопросы эстетического воспитания и формирования художественной культуры освещают И.П. Ильинская, М.М. Мамедов, С.Н. Маслов, Е.П. Шабалина, Т.Я. Шпикалова и др. Работы этих и других авторов внесли значительный вклад в осмысление нравственного, эстетического и патриотического потенциала народного декоративного искусства.
Внеклассная работа по изобразительному искусству также является предметом научного интереса современных педагогов и методистов. Исследования Р. Байназарова, С.Н. Гикис, И.А. Земцова, С.А. Сандюковой, В. Сысоева и др. раскрывают специфику кружковой работы как средства развития интересов и способностей детей. Научно-методические публикации, посвященные особенностям организации кружковых занятий по декоративно-прикладному искусству, принадлежат известным ученым, художникам-педагогам А.Д. Алексахину, С.В. Астраханцевой, В.С. Бадаеву, H.H. Ростовцеву, Н.М. Сокольниковой, A.C. Хворостову, Г.В. Черемных, Т.Я. Шпикаловой и др.
Несмотря на определенную методическую освещенность и разработанность проблемы общего художественного развития школьников в процессе знакомства с основами кистевой росписи, вопросы организации кружковой работы по изобразительному искусству с учащимися старших классов не получили достаточного обоснования и оценки, тогда как в этой работе заложен большой обучающий и воспитывающий потенциал. В связи с этим возникает противоречие между возможностями кистевой росписи для творческого развития, формирования художественных навыков, патриотического, духовно-нравственного, эстетического воспитания старшеклассников и использованием кружковой деятельности с этой целью. Это позволило определить цель дипломного исследования: раскрыть методику организации занятий по художественной кистевой росписи с учащимися старших классов на внеклассных занятиях по изобразительному искусству.
Объект исследования - особенности организации кружковых занятий по художественной кистевой росписи.
Предмет исследования - использование искусства кистевой росписи в методике организации кружковой работы по изобразительному искусству со старшеклассниками.
Гипотеза исследования: работа кружка художественной кистевой росписи по дереву с учащимися старших классов на внеклассных занятиях будет эффективной, если
- кружок по изобразительному искусству будет организован в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, с использованием психолого-педагогических требований и на основе дидактических принципов обучения и воспитания;
- каждое занятие кружка будет продумано, логически построено согласно плану и поставленным целям;
- будут использованы эффективные методы и приемы формирования навыков кистевой росписи;
- педагог будет бережно относиться к творчеству каждого члена кружка.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Ознакомиться и проанализировать научно-методическую и искусствоведческую литературу по исследуемой проблеме.
2. Раскрыть теоретические основы организации и проведения внеклассных занятий по художественной кистевой росписи с учащимися старших классов общеобразовательной школы, сделав акцент на изучении двух вопросов:
- особенности организации кружка со старшеклассниками на внеклассных занятиях;
- кистевая роспись по дереву как один из видов декоративно-прикладного искусства.
3. Разработать план работы кружка росписи по дереву «Расписная краса» с целью формирования навыков кистевой росписи с учетом особенностей подросткового возраста.
4. Выявить и апробировать эффективные методы и приемы, способствующие развитию навыков кистевой росписи у учащихся старших классов общеобразовательной школы.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ методической и учебной литературы; комплексный метод диагностики творческих способностей старшеклассников; изучение продуктов творческой деятельности школьников; статистический метод. Основным методом исследовательской работы стал педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальная база исследования - 9 класс МОУ
«Тавровская средняя общеобразовательная школа им. А.Г. Ачкасова Белгородского района Белгородской области».
Методологическую основу исследования составили
искусствоведческие работы по народным промыслам (Н.Н. Алексахина, Ю.А. Арбат, В.М. Василенко, С.К. Жегаловой, В.Б. Кошаева и др.), а также методике организации кружковой работы и преподавания изобразительного искусства в школе: В.С. Бадаева, Ю.В. Максимова, А.С. Хворостова, Л.В. Шевчук и др.
Практическая значимость исследования заключена в том, что материал может быть использован при организации кружка кистевой росписи с учащимися старших классов на внеклассных занятиях.
Апробация материалов исследования осуществлялась в ходе выступлений на заседаниях и теоретических семинарах МО учителей изобразительного искусства в 2015-2016 учебном году.
Структура дипломной работы отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, определены предмет, объект, цель и задачи исследования, методологическая основа и используемые методы.
В первой главе раскрываются теоретические основы организации и проведения внеклассных занятий по художественной кистевой росписи с учащимися старших классов общеобразовательной школы. Рассматриваются особенности организации занятий кружка со старшеклассниками на внеклассных занятиях, раскрываются основы использования искусства кистевой росписи в процессе организации и проведении внеклассных занятий по изобразительному искусству со старшими школьниками в общеобразовательной школе.
Вторая глава посвящена методике организации занятий по художественной кистевой росписи с учащимися старших классов общеобразовательной школы. В ней раскрыты вопросы содержания занятий по художественной кистевой росписи со старшеклассниками, описана методика формирования доступных технических и технологических приемов художественной кистевой росписи, используемых на занятиях кружка росписи по дереву. Во второй главе дано описание опытно¬экспериментальной работы по развитию у старшеклассников навыков художественной кистевой росписи в кружке «Расписная краса».
В третьей главе представлена творческая часть дипломного исследования.
В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы по проделанной работе.
Библиографический список включает более 80-ти источников.
В приложениях дан иллюстративный и дидактический материал к занятиям кружка «Расписная краса».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка. Она занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ней стоит развитие личности в целом: ее духовных потребностей, нравственных идеалов и мировоззрения.
Связующим звеном между дисциплинами специального общеобразовательного цикла, теоретическим и практическим обучением является кружок декоративно-прикладного искусства, одним из видов которого является кистевая роспись по дереву - самобытное искусство русского народа, воплотившее в себе его духовные, эстетические ценности и высокую художественную культуру. Художественно-образный язык, традиционные формы изобразительной культуры и оригинальная манера письма сохранились в хохломской, городецкой, жостовской росписях, загорской, семеновской матрешках и других видах народных промыслов.
Кружок росписи по дереву является важным средством формирования художественной культуры личности. Занятия в кружке художественной росписи способствуют углублению и закреплению теоретических знаний школьников по изобразительному искусству, развитию у них умений и навыков работы карандашом, акварелью и красками, формированию устойчивого интереса к рисованию и потребности к созиданию с помощью выразительных средств.
Изучение декоративно-прикладного искусства в кружке формирует художественный вкус, развивает фантазию, присущую детскому воображению, способствует развитию художественно-образного мышления, активизирует творческую деятельность. Постижение основ народного творчества учит понимать и ценить произведения искусства, воспитывает уважение и любовь к труду, чувство национальной гордости и патриотизма. Занятия кистевой росписью положительно влияют на развитие личностных качеств учащихся подросткового возраста, так как роспись требует волевых качеств и усилий, усидчивости и концентрации внимания.
Кружок как форма проведения внеклассной работы дает педагогу возможность применять самые разнообразные общедидактические и специальные, используемые в процессе преподавания изобразительного искусства методы, приемы и средства работы с целью художественного развития старшеклассников. Их применение при обучении традиционной кистевой росписи направлено на овладение, закрепление и совершенствование технических и специальных навыков и освоение основных приемов росписи, а также использование различных изобразительных материалов и выразительных средств.
Накопленные педагогической наукой методы и приемы художественного развития были апробированы в ходе эксперимента по проверке эффективности методики организации внеклассных занятий по художественной кистевой росписи с учащимися старших классов. В эксперименте участвовали экспериментальная, состоящая из членов кружка «Расписная краса», и контрольная группы, а для оценки степени развития у испытуемых навыков художественной росписи были выделены критерии и показатели художественного развития школьников в кистевой росписи.
На констатирующем этапе эксперимента в ходе наблюдения, бесед, анкетирования и анализа продуктов творческой деятельности была проведена диагностика уровня художественного развития старшеклассников в кистевой росписи. Обработка данных показала, что никто из школьников не обладает высоким уровнем художественного развития в кистевой росписи, 67 %
девятиклассников экспериментальной группы и 60% школьников контрольной группы владеют навыками на среднем уровне и соответственно 33 % и 40% - на низком.
С учетом полученных результатов на формирующем этапе эксперимента была проведена работа по освоению старшеклассниками художественной кистевой росписи в соответствии с тематическим планом работы кружка «Расписная краса». Под руководством педагога и с использованием методики организации кружковой работы школьники изучали историю народных промыслов, основы цветоведения, композиции и изобразительной грамоты, усваивали конкретные приемы хохломской и городецкой росписи, знакомились с видами росписи русской матрешки.
Теоретические сведения, полученные на занятиях кружка, подкреплялись практической работой, в ходе которой школьники учились работать кистью без предварительного прорисовывания карандашом, делали зарисовки основных композиционных схем и различных орнаментов, используемых в росписи по дереву, копировали хохломские и городецкие узоры, самостоятельно разрабатывали эскизы и исполняли роспись матрешек. Заключительным этапом работы над изучением техники кистевой росписи по дереву стала роспись матрешек на тему «Сказки А.С. Пушкина» и организация выставки работ учащихся.
На контрольном этапе эксперимента повторно проверялся уровень художественного развития членов кружка в кистевой росписи и школьников контрольной группы. Анализ результатов выявил отсутствие качественного роста художественного развития старшеклассников контрольной группы и значительное улучшение результатов у школьников, посещающих кружок «Расписная краса». Наблюдение, беседы, анкетирование и творческие работы, выполненные членами кружка, доказали эффективность проведенной работы. Низкий уровень художественного развития в кистевой росписи снизился с 33 % до 7 %, а высокий уровень поднялся с 0 % до 40 %.
Педагогический эксперимент показал, что процесс преобразования копирования в самостоятельную художественно-творческую деятельность происходит неравномерно и требует создания развивающей среды, включающей кружковцев в активную творческую деятельность, расширения знаний о кистевой росписи и методике художественного творчества, а также повышения под руководством опытного педагога уровня овладения изобразительной техникой художественной росписи.



1. Алексахин, Н.Н. Матрешка [Текст] / Н.Н. Алексахин. - М.: Народное образование, 1998. - 96 с.
2. Алексахин, Н.Н. Художественные промыслы России [Текст] / Н.Н. Алексахин. - М.: Нар. образов., 2005. - 192 с.
3. Андреев, Н.П. Открывая сказки А.С. Пушкина [Текст] / Н.П. Андреев // Новый мир. - 2010. - № 2. - С. 28-32.
4. Арбат, Ю. А. Русская народная роспись по дереву [Текст] / Ю.А. Арбат. - М.: Наука, 2001. - 230 с.
5. Астраханцева, С.В. Методические основы преподавания декоративно- прикладного творчества [Текст] / С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавица, А.В. Шушпанова. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 347 с.
6. Бадаев, В.С. Искусство русской кистевой росписи [Электронный ресурс] /
В.С. Бадаев. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 72 с. - Режим доступа:
http://elibrary.ru/item.asp?id=21261477
7. Бадаев, В.С. Русская кистевая роспись [Электронный ресурс] / В.С.
Бадаев. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 32 с. - Режим доступа:
http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN5691012207.html
8. Бадуева, Т.А. Хохломская роспись (методические рекомендации) [Текст] / Т.А. Бадуева. - Иволгинск: Колледж традиционных искусств народов Забайкалья, 2013. - 25 с.
9. Байназаров, Р. Воспитательно-образовательное значение кружковой работы школьников [Текст] / Р. Байназаров. - Современная педагогика. - 1979 - № 3. - С. 37-40.
10. Баланюк, М.Г. Роспись деревянной матрешки [Текст] / М.Г. Баланюк // Начальная школа. - 1989. - № 10/11. - С. 88-92.
11. Белохвостова, Н. О студии изобразительного искусства [Текст] / Н. Белохвостова // Искусство в школе. - 2000. - № 2. - С. 39-42.
12. Бойко, С.П. В волшебной пушкинской стране : (художественное
исследование «Пушкин и сказка») [Текст] / С.П. Бойко. - М. : Илекса : Сервисшкола, 1999. - 271 с.
13. Болотина, Л.Р. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах [Текст] / Л.Р. Болотина, Д.И. Латышина. - М.: Просвещ., 1978. - 128 с.
14. Брауде, Л.Ю. К истории понятия «литературная сказка» [Текст] / Л.Ю. Брауде // Известия АН СССР. Сер. Литература и язык. -1977. - № З. - С. 224.
15. Василенко, В.М. Искусство Хохломы [Текст] / В.М. Василенко. - М.: Сов. художник, 1959. - 107 с.
16. Василенко, В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII-XX вв. [Текст] / В.М. Василенко. - М.: МГУ, 1990. - 182 с.
17. Василенко, В.М. Русское прикладное искусство: Истоки и становление [Текст] / В.М. Василенко. - М.: Искусство, 1977. - 464 с.
18. Волков, А.Г. Выразительность, творчество и стиль: концепция
эстетического воспитания [Текст] / А.Г. Волков. - Мелитополь : Люкс, 2013. - 121 с.
19. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 480 с.
20. Высочина, Е.И. Образ бережно хранимый. Жизнь Пушкина в памяти поколений [Текст]. - М.: Просвещ., 2009. - 140 с.
21. Гикис, С.Н. Использование педагогических технологий в организации
внеклассной воспитательной работы со старшеклассниками [Электронный ресурс] / С.Н. Гикис // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2013. - № 162. - С. 264-271. - Режим доступа:
http://elibrary.ru/item.asp?id=21037010
22. Даниленко, А.П. Эстетическое воспитание школьников на занятиях изобразительным искусством [Текст] / А.П. Даниленко. - Белгород : НИУ БелГУ, 2011. - 84 с.
23. Жегалова, С. К. Русская народная живопись [Текст] / С.К. Жегалова. - М.: Прикладное искусство, 2003. - 300 с.
24. Жегалова, С.К. Роспись Хохломы [Текст] / С.К. Жегалова - М.: Дет. лит., 1991. - 50 с.
25. Жегалова, С.К. Сокровища русского народного искусства: Резьба и роспись по дереву [Текст] / С.К. Жегалова и др. - М.: Просвещ., 1967. - 267 с.
26.Земцов, И.А. Кружок нужен и детям, и учителю [Текст] / И.А. Земцов // Школа и производство. - 1995. - № 3. - С. 73-76.
27.Зотова, И.В. Кружок изобразительного искусства как образовательная структура в помощь родителям в их творческом общении с детьми [Текст] / И.В. Зотова // Актуальные проблемы социально-педагогической деятельности: стратегии и практика развития : материалы II Всерос. науч.- практ. конф. - М. - 2014. - С. 14-16.
28. Иванова, Ю.Б. Кистевые росписи по дереву Вологодской губернии второй
половины XIX - начала XX века [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. искусствовед. - М., 1993. - 30 с. - Режим доступа:
http://www.dslib.net/muzee-vedenie/kistevye-rospisi-po-derevu-vologodskoj- gubernii-vtoroj-poloviny-xix-nachala-xx.html
29. Ильин, М.А. Роспись [Текст] / М.А. Ильин // Школа изобразительного искусства. - М.: Изд-во Академии художеств, 1963. - Вып. 10. - С. 116-122.
30. Ильинская, И.П. Формирование эстетической культуры младших
школьников в процессе кружковой деятельности: На материале кружка декоративно-прикладного искусства [Текст] / И.П. Ильинская. - Белгород: БелГУ, 2005. - 220 с.
31. Карпович, Л.И. Народное искусство и детское творчество [Текст] / Л.И. Карпович // Школа и производство. - 2012. - № 5. - С. 25-28.
32. Киселева, Н.М. Развитие и формирование творческих способностей школьников в системе дополнительного образования средствами кистевой росписи [Текст] / Н.М. Киселева // Педагогические науки. - 2007. - № 1. - С. 58-61.
33. Киселева, Н.М. Развитие творческих способностей школьников на занятиях кистевой росписью в условиях показа компьютерных презентаций [Текст] / Н.М. Киселева // Современные гуманитарные исследования. - 2008. - № 3. - С. 188-189.
34. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М.
Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2005. - 176 с.
35. Колесникова, Н.В. Учим созидать: Развитие творческих способностей детей в кружковой деятельности [Текст] / Н.В. Колесникова // Народное образование. - 2002. - № 4. - С. 3-7.
36. Комарова, Т.С. Школа эстетического воспитания [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Зимородок, 2006. - 416 с.
37. Костерин, Н.П. Учебное рисование [Текст] / Н.П. Костерин. - М.: Просвещ., 1984. - 103 с.
38. Кошаев, В.Б. Декоративно-прикладное искусство: понятия, этапы
развития [Электронный ресурс] / В.Б. Кошаев. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 272 с. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785691015311
39. Красильников, А.Н. Золотая Хохлома [Текст] / А.Н. Красильников. - Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1989. - 139 с.
40. Круглова, О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву [Текст] / О.В. Круглова. - М.: Изобразительное иск-во, 1983. - 194 с.
41. Кузин, В.С. Вопросы изобразительного творчества [Текст] / В.С. Кузин. - М.: Искусство, 1971. - 144 с.
42. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы [Текст] / В.С. Кукушин. - Ростов н/Д : Феникс : МарТ, 2010. - 351 с.
43. Ломов, С.П. Дидактика художественного образования [Текст] / С.П. Ломов. - М.: Просвещ., 2010. - 104 с.
44. Луканова, Н.Ю. Отношение понятий «внешкольная работа», «внеклассная работа» и «внеурочная работа» [Электронный ресурс] / Н.Ю. Луканова // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения образования в условиях реализации ФГОС нового поколения : сб. ст. всерос. заоч. науч.-практ. конф. - 2014. - С. 18-21. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=22404439
45. Максимов, Ю.В. У истоков мастерства [Текст] / Ю.В. Максимов. - М.: Просвещ., 1983. - 159 с.
46. Мамедов, М.М. Значение и место внеклассных работ по изобразительному искусству в эстетическом воспитании учащихся средней общеобразовательной школы [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.М. Мамедов. - Баку, 1992. - 27 с. - Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/znachenie-i-mesto-vneklassnyh-rabot-po- izobrazitelnomu-iskusstvu-v-jesteticheskom.html
47. Маслов, С.Н. Эстетическое воспитание старших школьников в процессе композиционно-творческой деятельности на занятиях кружка изобразительного искусства [Электронный ресурс] : автореф. дис. . канд. пед. наук / С.Н. Маслов. - М., 1983. - 23 с.
48. Махмутова, Х.И. Роспись по дереву [Текст] / Х.И. Махмутова. - М.: Просвещ., 1987. - 80 с.
49. Михайлов, Н.В. Творческий подход и индивидуальность в процессе выполнения авторской кистевой росписи матрешки [Текст] / Н.В. Михайлов // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Педагогика. - 2012. - № 3. - С. 162-164.
50. Народное искусство: избранные труды о народном творчестве X-XX веков [Текст] / В.М. Василенко. - М. : Сов. худ., 1974. - 294 с.
51. Народное искусство в воспитании детей [Текст] / под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Просвещ., 2000. - 256 с.
52. Народные художественные промыслы России : каталог-альбом [Текст] / сост. В.П. Антонов. - Москва : Интербук-бизнес, 2000. - 447 с.
53. Нефедова, З.А. Внеклассная воспитательная работа в школе [Текст] / З.А. Нефедова. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 320 с.
54. Нешумов, Б.В. Основы декоративного искусства в школе [Текст] / Б.В. Нешумов. - М.: Просвещ., 2000. - 146 с.
55. Новикова, Л.И. Матрешка. Описание игрушки: культуроведческий аспект [Текст] / Л.И. Новикова // Русская словесность. - 2003. - № 5. - С. 44-49.
56. Основы художественного ремесла: в 2 ч. Художественные лаки. Резьба и роспись по дереву. Художественная обработка кости, рога, металла. Керамическая игрушка [Текст] / под ред. В.А Барадулина. - М.: Просвещ., 1987. - Ч. 2. - 271 с.
57. Павлик, К.В. Изобразительная деятельность учащихся во внеурочное время [Текст] / К.В. Павлик // Начальная школа. - 1986. - № 4. - С. 43-47.
58. Педагогическая энциклопедия [Текст] / гл. ред.: И.А. Каиров, Ф.Н. Петров. - М.: Сов. энцикл., 1965. - т. 2. - С. 530.
59. Пиликина, Н.Н. Опыт исполнения традиционной резьбы и росписи по
дереву [Электронный ресурс] / Н.Н. Пиликина // Дизайн. Материалы. Технология. - 2006. - № 1. - С. 62-63. - Режим доступа:
http://elibrary.ru/item.asp?id=12802185
60. Путилова, Н.В. Развитие этнохудожественной культуры обучающихся средствами традиционной росписи по дереву [Текст] / Н.В. Путилова. - Вологда: ОНМЦК и ПК, 2011. - 244 с.
61. Рондели, Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство
[Электронный ресурс] / Л.Д. Рондели - М.: Просвещ., 1984. - Режим доступа: http: //www.cavespirit. com/node/82
62. Ростовцев, Н.Н. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием [Текст] / Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев. - М.: Просвещ., 1987. - 174 с.
63. Сандюкова, С.А. Особенности организации кружковой работы по декоративно-прикладному искусству [Электронный ресурс] / С.А. Сандюкова // Омский научный вестник. - 2009. - № 6(82). - С. 218-220. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp7idM5280193
64. Саранин, А.И. Организация и содержание внеурочной работы с
обучающимися в общеобразовательном учреждении [Электронный ресурс] / А.И. Саранин // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - № 8. - С. 240-243. - Режим доступа:
http: //elibrary .ru/item.asp?id=21352417
65. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство : учебник для учащихся 5-8 классов : в 4 ч. [Текст] / Н.М. Сокольникова. - Обнинск : Титул, 1998.
66. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе: Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн [Текст] / Н.М. Сокольникова.
- М.: Академия, 1999. - 368 с.
67. Супрун, Л.Я. Городецкая роспись [Текст] / Л.Я. Супрун. - М.: Культура и традиции, 2006. - 147 с.
68. Супрун, Л.Я. Резьба и роспись по дереву [Текст] / Л.Я. Супрун. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. - 120 с.
69. Сысоев, В. Кружковая работа как средство развития интересов и способностей детей [Текст] / В. Сысоев // Воспитание школьников. - 1981.
- С. 30-32.
70. Тихомирова, И.И. Воспитание сказками Пушкина [Текст] / И.И. Тихомирова // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 2. - С. 34-37.
71. Уткин, П.И. Народные художественные промыслы [Текст] / П.И. Уткин, Н.С. Королева. - М.: Высш. шк., 1992. - 160 с.
72. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).
73. Хворостов, А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе [Текст] / А.С. Хворостов. - М.: Просвещ., 1981. - 166 с.
74.Черемных, Г.В. Художественно-педагогическое мастерство учителя изобразительного искусства в системе дополнительного образования в школе (по направлениям декоративно-прикладной деятельности учащихся) [Текст] / Г.В. Черемных // Декоративно-прикладное искусство в педагогическом университете. Художественно-педагогическое мастерство : межвуз. сб. науч.-метод. тр. - М., 2006. - С. 17-24.
75. Шабалина, Е.П. Внеклассная работа по технологии как средство
формирования эстетической культуры учащихся [Электронный ресурс] / Е.П. Шабалина // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. - 2012. - Т. 1. - № 1(7). - С. 231-234. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=22807828
76. Шамалова, Н.Ю. Возрождение традиционных народных ремесел через работу кружка «Чудеса из бересты» [Электронный ресурс] / Н.Ю. Шамалова // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 2. - С. 180-182. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=23376854
77. Шевчук, Л.В. Дети и народное творчество [Текст] / Л.В. Шевчук. - М.: Просвещ., 1995. - 180 с.
78. Шипенчик, А.С. Роспись по дереву. Городец [Электронный ресурс] / А.С.
Шипенчик. - М.: Искусство, 2012. - 120 с. - Режим доступа: //
http://ext.spb.rU/index.php/component/content/article/111 -history/1638-1- r.html
79. Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства [Текст] / Т.Я. Шпикалова. - М.: Мозаика-Синтез, 1996. - 89 с.
80. Шпикалова, Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания [Текст] / Т.Я. Шпикалова. - М.: Просвещ., 1988. - 137 с.
81. Шпикалова, Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования [Текст] / Т.Я. Шпикалова. - М.: Просвещ., 1979. - 192 с.
82. Щербаков, В.С. Изобразительное искусство [Текст] / В.С. Щербаков. - М.: Просвещ., 1969. - 271 с.
83. Янковская, Е.А. Кистевая роспись по дереву как фактор развития творческого потенциала подростков на уроках по изобразительному искусству [Электронный ресурс] / Е.А. Янковская // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета.
- 2013. - № 4(28). - С. 219-222. - Режим доступа:
http://elibrary.ru/item.asp?id=21197613


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ