Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Работа №68395

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2020
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
731
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты педагогической диагностики универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики 8
1.1 Сущность универсальных учебных действий в системе начального
образования 8
1.2 Особенности педагогической диагностики универсальных учебных
действий у младших школьников при изучении математики 11
1.3 Методы и способы педагогической диагностики универсальных
учебных действий младших школьников 19
Глава 2 Результаты практического исследования 23
2.1 Разработка диагностических критериев универсальных учебных
действий на уроках математики в начальной школе 23
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы (сравнение
констатирующего и контрольного эксперимента) 36
2.3 Рекомендации учителю по педагогической диагностике универсальных
учебных действий младших школьников на уроках математики 47
Заключение 51
Библиографический список 55
Приложение


Актуальность нашего исследования. В концепции ФГОС общего образования предусмотрено формирование УУД учащихся в процессе всего периода обучения в школе. От класса к классу эти действия учащихся должны совершенствоваться и развиваться. В этой связи необходима специальная, грамотно разработанная система диагностики уровня сформированности УУД учащихся, позволяющая с нужной точностью измерять степень соответствия освоенных УУД принятому стандарту требований на каждом из этапов обучения.
Анализ образовательной практики обнаружил отсутствие в образовательных организациях системного опыта диагностики УУД учащихся начальных классов. Все сказанное позволяет констатировать существование проблемы создания системной диагностики УУД учащихся и ее технологического обеспечения.
В нашем исследовании рассмотрим педагогическую диагностику УУД младших школьников на уроках математики. Ведь учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД: познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных. Именно математика в ряду других учебных дисциплин занимает одну из лидирующих позиций в формировании учебно-познавательной компетенции учащихся, она способствует развитию строгого логического мышления, учит дедуктивному рассуждению, абстрагированию, умению систематизировать, анализировать, критиковать, исследовать.
Разработкой диагностических материалов УУД занимались Л.В. Виноградова, Э.Г. Гельфман, И.Е. Малова, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.В. Матяш.
Рассматривая проблему диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся, Д.Б. Эльконин основное

коммуникативных УУД. В качестве диагностического инструментария предлагает использовать технологию обучающих тестов, разработанную ранее рядом авторов как альтернатива тестам контроля уровня знаний и умений учащихся [15]. Возможность их использования для диагностики уровня сформированности УУД достаточно убедительно, на наш взгляд, обосновывается тем, что при прохождении теста учащийся выбирает или формирует не ответ на конкретно заданный вопрос, а действие, которое, по его мнению, ведет к решению поставленной задачи.
В статье В.В. Давыдова рассматривается способ диагностики сформированности УУД учащихся посредством количественного и качественного анализа результатов выполнения соответствующих заданий. При этом авторы ограничиваются анализом возможных и допускаемых учащимися ошибок, но не определяют, ни критериев, ни уровней сформированности рассматриваемых УУД [19].
Н.В. Матяш предлагает методику разработки диагностических материалов, приводит примеры конкретных заданий с обоснованием их направленности на проверку сформированности определенных УУД учащихся [30].
Несмотря на актуальность темы и ее изученность, можно выделить следующие противоречия между:
- требованиями ФГОС НОО к всестороннему развитию личности ребёнка и отсутствием чётких критериев сформированности УУД у ребёнка-выпускника начального звена;
- необходимостью эффективности проведения диагностики УУД младших школьников на уроках математики и недостаточностью разработанных педагогических условий, обеспечивающих успешную ее реализацию; 
- необходимостью формирования УУД младших школьников на уроках математики и отсутствием диагностического материала для измерения их сформированности.
На основании противоречий, можно обозначить проблему исследования: каковы особенности и условия эффективности проведения диагностики УУД младших школьников на уроках математики и как систему диагностики УУД младших школьников на математике сделать более эффективной?
Цель исследования - изучить теоретические аспекты педагогической диагностики универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики и разработать рекомендации учителю по педагогической диагностике УУД младших школьников на уроках математики.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования - педагогическая диагностика универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики.
Гипотеза исследования - повысить эффективность диагностики УУД младших школьников на уроках математики возможно если:
- в процессе диагностики УУД на уроках математики будут использованы проблемные творческие продуктивные задачи;
- педагогическая диагностика УУД будет носить творческий исследовательский характер, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
1) выявить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике, раскрыть особенности УУД;
2) определить содержание, структуру УУД младших школьников и обосновать механизм их формирования у младших школьников;
3) на основе анализа научной литературы обобщить и систематизировать педагогические условия диагностики УУД младших школьников на уроках математики;
4) представить систему диагностики УДД на уроках математики с помощью проблемных творческих продуктивных задач,
5) экспериментально проверить педагогические условия диагностики УДД на уроках математики в начальной школе.
Методы исследования: теоретико-методологический, понятийно-терминологический и системный анализ, эксперимент, наблюдение, анкетирование, обобщение практического опыта, методы количественной и качественной обработки данных.
Практическая значимость исследования определяется:
- выявлением критериев, показателей и методик диагностики, позволяющих определить уровень развития УУД у младших школьников на уроках математики, которые могут быть использованы в практической деятельности педагогов;
- уточнением и конкретизацией выводов по проведению диагностики УУД на уроках математики, которые могут послужить для дальнейшего исследования. В том числе выявления критериев, которые могут быть использованы в проведении комплексного мониторинга УУД младших школьников.
База исследования: МБОУ СОШ с/п «Село Большая Картель».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции), 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Для диагностики уровня развития УУД у младших школьников на уроках математики могут быть использованы следующие диагностические методы:
- педагогическое наблюдение, проводимое учителем;
- анализ продуктов детской деятельности;
- анкеты для выявления и оценки степени формирования УУД, творчества и степени самостоятельности в творческо-исследовательской работе младших школьников.
Одним из эффективных средств проведения диагностики УУД на уроках математики выступает метод проектов, который включает в себя творческий исследовательский характер, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт с помощью творческих исследовательский продуктивных задач, которые ученики выполняют при его организации и проведении.
Благодаря проектной деятельности путем наблюдения, оценивания промежуточных и конечных результатов, учитель сможет оценить универсальные учебные действия, поскольку сам метод проектов по сути своей является метапредметным благодаря тому, что в ходе проектирования для решения конкретной практической задачи привлекаются знания из различных областей науки и практики.
Для доказательства гипотезы исследования, нами был организован и проведен эксперимент среди учеников 4 класса.
Согласно гипотезе исследования, были реализованы педагогические условия, способствующие оптимизации проведения диагностики УУД: в процессе диагностирования УУД на уроках математики использованы проблемные творческие продуктивные задачи, педагогическая диагностика УУД носила творческий исследовательский характер, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.
Согласно данным условиям, для выделения критериев сформированности УУД бы использован метод проектов.
Основная цель проведенного исследования заключается в разработке рекомендации учителю по педагогической диагностике УУД младших школьников на уроках математики.
Согласно гипотезе исследования, были реализованы педагогические условия, способствующие оптимизации проведения диагностики УУД: в процессе диагностирования УУД на уроках математики использованы проблемные творческие продуктивные задачи, педагогическая диагностика УУД носила творческий исследовательский характер, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.
Была разработана тематика проектов по математике в УМК «Школа России». Все проекты, которые были разработаны и апробированы с учениками 4 класса, направлены на выявление сформированности всех видов УУД учеников.
На констатирующей стадии цель была решена - провести первичное исследование сформированности УУД у младших школьников.
Формирующий этап был направлен на организацию и проведение проектных мероприятий по математике.
На контрольном этапе цель была решена - провести вторичное изучение УУД младших школьников.
Были разработаны следующие критерии для диагностики УУД младших школьников на основе метода проектов:
1) практическая готовность является основным критерием оценки
уровня формирования учебных навыков;
2) мотивация к проектной деятельности;
3) проявление творческого потенциала в осуществлении проектной деятельности;
4) проявление независимости в осуществлении деятельности.
Подводя итоги, следует отметить, что дети в целом готовы к творческой проектной деятельности, однако их самостоятельность, мотивация и творческий потенциал находятся на довольно низком уровне. Существует явное отсутствие организации и реализации проектных мероприятий в обоих классах.
Высокий уровень на констатирующем этапе не был продемонстрирован ни одним учеником из двух классов. Дети не умеют: работать с первоисточником, наблюдать, определять проблему, формулировать гипотезу, разрабатывать и проводить эксперимент, обобщать результаты, использовать достижения смежных наук.
Подводя итоги контрольного этапа, следует отметить, что ни один ученик из контрольного класса не продемонстрировал высокий уровень проектной деятельности. Дети до сих пор не умеют: работать с первоисточником, наблюдать, определять проблему, формулировать гипотезы, разрабатывать и проводить эксперимент, обобщать результаты, использовать достижения смежных наук. Дети экспериментального класса обладают повышенными навыками: умение работать с различными источниками информации; умение правильно разработать методологию исследования; умение критически понимать материал, представленный в конкретном источнике информации; умение анализировать различные ситуации, выделять наиболее важные и надежные в данной ситуации; умение не четко и ясно выражать свои мысли, уметь обосновывать свои суждения; умение конструктивно подходить к решению проблемы; умение планировать свою деятельность, проверять и оценивать ее результаты; умение использовать возможности ИКТ для представления результатов
исследований.
Итак, были решены все поставленные задачи и доказана гипотеза исследования.



1. Аксенова, Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов / Н. Н. Аксенова. - СПб.:Реноме, 2012.-140-142с.- ISBN 5-8071-0087-5.
2. Алексеева, С.В., Анащенкова, С.В., Биболетова, М.З. Планируемые результаты начального общего образования. / С.В. Алексеева, С.В. Анашенкова, М.З. Биболетова. - М.: Просвещение, 2011.-210с.- ISBN 5-93208-043-4.
3. Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников / О.М. Арефьева// Начальная школа плюс до и после.-2012.-№ 2.-С.74-78.- ISSN 0869-8503.
4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2014.-151 с.- ISBN 5-8071-0087-5.
5. Балк, М. Б. Математика после уроков: пособие для учителей / М. Б. Балк, Г. Д. Балк. - М.: Просвещение, 2014.-462 с.- ISBN 5-93208-043-4.
6. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе / А.В. Бычков. - М.: Просвещение, 2014.-210с.- ISBN 5-8071-0087-5.
7. Ванцян, А.Г., Нечаева, Н.В. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В. Занкова. / А.Г. Ванцян, Н.В. Нечаева. - Самара: Издательство учебная литература, 2015.-224с.- ISBN 5-93208-043¬4.
8. Виноградова, Л. В. Методика преподавания математики в средней школе : учебное пособие для вузов / Л. В. Виноградова. - Ростов- на-Дону : Феникс, 2015.-251с.- ISBN 5-8071-0087-5.
9. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы)/ Под ред. Эльконина Д. Б., Давыдова В. В. - М.: Валдос, 2014.-310с.- ISBN 5-93208-043-4.
10. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. - М.: Просвещение,
2012. -190с.- ISBN 5-93208-043-4.
11. Воровщиков, С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции [Электронный ресурс]. / С.Г. Воровщиков // Эйдос: интернет-журнал.-2017.-30 сентября.- Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal.
12. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации/ А.Б. Воронцов// Серия «Новые образовательные стандарты». - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.-72с.- ISBN 5-8071¬0087-5.
13. Воронцов,А.Б., Чудинова, Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова/ А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова. - М., Издатель РассказовЪ, 2014.-300с.- ISBN 5-93208-043-4.
14. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост. Л.В.Ковинько. - 4-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.-288с.- ISBN 5-8071-0087-5.
15. Гальперин, П.Я., Запорожец, А.В., Эльконин, Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе. / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец. // Вопросы психологии.-2013.- N5.- С.61-72.- ISSN 0869-8503.
16. Гельфман, Э. Г. Теория и методика обучения математике : учебное пособие / Э. Г. Гельфман, Ю. К. Пенская, А. Г. Подстригич, С. Н. Цымбал. - Томск : Изд-во ТГПУ, 2012.-86с.- ISBN 5-230-10656-5.
17. Гилева, Е.А. История развития метода проектов в Российской школе / Е.А.Гилева // Наука и школа.-2017.-№4.-С.13-15.- ISBN 5-8071-0087-5.
18. Гусев, В. А. Психолого-педагогические основы обучения математике : учебное пособие для вузов / В. А. Гусев. - М. : Вербум-М,
2013. - 428с.- ISBN 5-8071-0087-5.
19. Давыдов, В.В. Теоретические обобщения в составе развивающих форм обучения / В.В. Давыдов// Начальная школа плюс До и После. - М.: Баласс, 2017.-№12.-С.63-66.- ISSN 0869-8503.
20. Епишева, О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода : книга для учителя / О. Б. Епишева. - М. : Просвещение, 2013.-222с.- ISBN 5-8071-0087-5.
21. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2016.-152с.- ISBN 5-93208-043-4.
22. Карабанова, О.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О.А. Карабанова // Управление начальной школой.-2014.-№12.-С.9-11.- ISSN 0869-8503.
23. Колесина, К. Ю. Развитие ключевых компетентностей учащихся в условиях метапредметной проектной деятельности: Монография / К. Ю. Колесина. - Ростов н/Д : Старые русские, 2014.-263с.- ISBN 5-8071-0087-5.
24. Комарова И. В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС / И. В. Комарова. - СПб.: Каро, 2015.-128с.- ISBN 5-8071-0087-5.
25. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования, под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М. : Просвещение, 2013.-39с.- ISBN 5-93208-043-4.
26. Коротаева, Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия./ Е. В. Коротаева. М.: Профит Стайл, 2014.-224с.- ISBN 5-8071-0087-5.
27. Краевский, В. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах. / В. В. Краевский, А. В Хуторской // Педагогика. 2013.-№2.-С.3-10.- ISSN 0869-8503.
28. Малова, И. Е. Теория и методика обучения математике в средней школе / И. Е. Малова и др. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.-445с.- ISBN 5-8071-0087-5.
29. Манвелов, С. Г. Конструирование современного урока математики / С. Г. Манвелов. - М: Просвещение, 2015.-175с.- ISBN 5-8071-0087-5.
30. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2017.-112с.- ISBN 5-93208-043-4.
31. Мельничук, И. А. Исследовательская деятельность младших школьников / Брестский гос. ун-т им. А. С. Пушкина, каф. педагогики начального обучения. - Брест: БрГУ, 2011.-87с.- ISBN 5-8071-0087-5.
32. Менькова, С. В. Исследовательские работы школьников в области математики / С. В. Менькова// Педагогические технологии математического творчества: сборник статей участников международной научно-практической конференции. - Арзамас: АГПИ, 2011.-146-150с.- ISBN 5-8071-0087-5.
33. Методика и технология обучения математике : курс лекций : учебное пособие для вузов / Н. Л. Стефанова [и др.] - М.: Дрофа, 2015.-415 с.- ISBN 5-8071-0087-5.
34. Найн, А.Я. Контроль и оценка учебной деятельности обучаемых в процессе инноваций / А.Я. Найн // Инновации в образовании. - Челябинск : ЧФ ИРПО МО РФ, 2015.-142-153с.- ISBN 5-8071-0087-5.
35. Осмоловская, И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова// Начальная школа.-2012.-№10.-С.6-13.- ISSN 0869-8503.
36. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2017.-120 с.- ISBN 5-93208-043-4.
37. Примерные программы начального общего образования; в 2 ч.; ч 1. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009.-(Стандарты второго поколения).-12с.- ISBN 5-17-011143-6.
38. Примерные программы по учебным предметам. / Начальная школа: в 2 ч.; ч. 1. - М.: Просвещение, 2010.-400с.- ISBN 5-17-011143-6.
39. Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального образования (ОС “Школа 2100”) А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, С.А. Козлова - [Электронный ресурс]
www.school2100.ru/uroki/osn programma/Programma UUD pravlennay.doc.
40. Саранцев, Г. И. Методология методики обучения математике / Г. И. Саранцев. - Саранск: Красный Октябрь, 2014.-144с.- ISBN 5-8071¬0087-5.
41. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология : учеб. для студентов учеб. заведений сред. проф. образования / Н. Ф. Талызина. - М. : Академия, 2003.-288с.- ISBN 5-8071-0087-5.
42. Теоретические основы обучения математике в средней школе : учебное пособие для вузов / Т. А. Иванова [и др.] - Нижний Новгород : Издательство Нижегородского государственного педагогического университета, 2013.-318с.- ISBN 5-8071-0087-5.
43. Тихомирова, Л.Ф. Математика в начальной школе: Развивающие игры, задания, упражнения. - М.: Творческий центр, 2013.-93с.- ISBN 5-8071-0087-5.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2015.
45. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г.
Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.-159с.- ISBN 5-93208-043-4.
46. Хинчин А. Я. О воспитательном эффекте уроков математики / А. Я. Хинчин // Математика в образовании и воспитании.-2010.-С.64-102.- ISSN 0869-8503.
47. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться /Г.А. Цукерман. - М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2016.-224с.- ISBN 5-8071-0087-5.
48. Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения / И. Д. Чечель // Практика административной работы в школе.-2013.-№6.- С.24-29.- ISBN 5-8071-0087-5.
49. Шишов, С.Е. Структура и содержание проектной деятельности: проектная деятельность на уроках / С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Е.А. Мищенко, Т.М. Матвеева // Стандарты и мониторинг в образовании. 2005. - №2.- С. 17-23.- ISSN 0869-8503.
50. Якимов, Н.А. Проектно - исследовательская деятельность младших школьников /Н.А. Якимов // Исследовательская работа школьников.-2013.-№1.-С.48-51.- ISBN 5-8071-0087-5.
51. Ямалтдинова, Д.Г. Организация самостоятельной творческой деятельности младших школьников на уроках математики / Д.Г. Ямалтдинова // Начальная школа До и После.-2017.-№10.-C.90-94.- ISSN 0869-8503.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ